Установка дорожных знаков на частной территории

Вообще необходимость установки дорожных знаков возникает довольно часто. В первую очередь это относится к случаям, когда транспорт движется по жилым дворам спальных районов. Местные жители хотят спокойно ходить по дворам, безбоязненно выпускать туда детей на прогулку, чтобы не опасаться лихачей. Именно поэтому во дворах устанавливают различные знаки – от «Жилая зона» до «Проезд запрещен».

Однако дорожные знаки это дорожные знаки. Они регламентированы специальными правилами и поэтому не могут устанавливаться когда, где и кем угодно.

Интересно: чаще всего для ограничения скорости при движении по дворам устанавливается знак 5.21 «Жилая зона». Она ограничивает скорость движения до 20 км/ч, запрещает сквозное движение и учебную езду.

Из-за этого за их своевольную установку вполне можно получить серьезный штраф. Поэтому необходимо предварительно получить необходимое разрешение. Да, сделать это не так просто, как хотелось бы. Но все-таки действовать лучше по закону – тогда можно добиться желаемого результата. Если же пойти по «легкому» пути, то велик риск получить штраф, а вот знак всё равно удалят, поэтому никакого прогресса здесь не будет.

Как установить дорожный знак на придомовой территории

Вообще, чтобы получить право установить на придомовой территории дорожный знак, нужно пройти немало инстанций. В первую очередь — согласовать проектную документацию с ближайшим отделом ГИБДД. Для этого придется доказать важность установки знака – например, что этот шаг позволяет снизить риск ДТП, обеспечить высокий уровень безопасности на конкретной территории. Не лишним будет собрать максимальное количество подписей от местных жителей. Кроме того, документы придется согласовать со службами, которые выполняют функции по организации дорожного движения. Наконец, очень важно согласовать время проведения работ с отделом ГИБДД.

Сложнее, если планируется установка нескольких дорожных знаков – проведение комплексных работ. Тогда к перечисленным выше согласованиям также придется урегулировать вопрос по проведению работ дорожными службами, функционирующими в данном районе.

Однако довольно часто людям, решившим своими силами установить знак, довольно серьезно препятствуют – запросы игнорируют или же просто отклоняют без обоснования решения. На самом деле запрос может быть отклонён. Но только с указанием причин запрета. Они могут быть довольно разнообразными. К примеру, установка знака «Проезд запрещен» может быть запрещена, если он будет мешать машинам коммунальных служб вывозить мусор. Или же если во дворе находится социально-важный объект, проезд к которому не должен быть ограничен и запрещен. И наоборот, если вы хотите установить знак «Парковка», чтобы спокойно оставлять автомобиль под окнами своего дома на ночь, то и в этом случае может поступить отказ. К примеру, если припаркованные автомобили не позволят пожарной машине или скорой помощи быстро проехать через двор, чтобы выполнить свои прямые обязанности.

Как видите, установка дорожного знака на частной территории – довольно сложный вопрос. Придется немало потрудиться, чтобы получить разрешение на его установку. Зато после его получения вы сможете не бояться за себя и своих близких или же просто обеспечить максимальный комфорт пользования транспортом – в зависимости от того, какой именно знак хотите установить.

>8(812)425-34-27

Согласование информационных указателей на дорожных знаках
(размещение информации на знаках маршрутного ориентирования)

Подпункт 5.7.1 актуального на сегодняшний день Государственного стандарта «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. ГОСТ Р 52289-2004» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 г. №120-ст, ред. от 08.12.2005 г.) говорит об информационных знаках (далее – знаки маршрутного ориентирования), т.е. знаках, применяемых для информирования участников движения о расположении на пути следования населённых пунктов и других объектов, а также об установленных и рекомендуемых режимах движения. Согласно подпункту 5.7.22 допускается размещение информации об объектах притяжения участников дорожного движения (адрес, телефон вид деятельности, направление движения, расстояние до объекта, прочая информация, в т.ч. графическая) совместно со знаками 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.12, при этом:

  • её размещают на отдельном щите непосредственно под знаком индивидуального проектирования;
  • щит должен быть конструктивно связан со знаком индивидуального проектирования;
  • ширина щита должна быть равна ширине знака;
  • информацию размещают на жёлтом фоне;
  • высота отдельного щита с информацией об объектах притяжения участников дорожного движения не должна превышать 1/3 высоты знака индивидуального проектирования с информацией об объектах притяжения при высоте прописных букв на знаке 200 мм и менее и 1/4 – при высоте прописных букв 250 мм и более;
  • при изготовлении знака, совмещённого со щитом с информацией об объектах притяжения участников дорожного движения, применяют световозвращающие плёнки типа В.

Мы изготавливаем и устанавливаем информационные указатели, в соответствии с данными требованиями, занимаемся согласованием дорожно-информационных знаков в соответствующих дорожных инстанциях и контролирующих организациях (ГИБДД, ГКУ ДОДД, Управление Госавтоинспекции ГУВД).
Договор на размещение информационных дорожных знаков заключается сроком на один год. По истечению 12 мес.необходима пролонгация договора с данными инстанциями.

Самовольное размещение знаков маршрутного ориентирования запрещено – несанкционированно размещённые знаки маршрутного ориентирования подлежат демонтажу. Ответственность наступает по ч. 1 ст. 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) (Размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.), а также ч. 3 ст. 19 ФЗ РФ «О рекламе» (Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается).

Несогласованное перекрытие дорог наказуемо материальной ответственностью (штраф до 1 млн. руб.)

Для получения консультации по установке и согласованию информационных знаков (знаков маршрутного ориентирования), пожалуйста, обращайтесь, к нашим менеджерам.
Перейти к контактам>.

Согласование дорожных знаков на частной дороге не общего пользования

Если вашу дорогу никто в эксплуатацию не принимал и содержать вы ее будете своими силами, то и организация движения на ней никого кроме водителей (пользующих эту дорогу) не волнует. Поэтому согласовывать установку дорожных знаков и нанесение разметки ни с кем не надо. Могу конечно ошибаться, но во всех документах которые мне попадались ничего про дороги не общего пользования никогда не было. Другое дело — откуда взялась эта дорога. Если вы ее сами строили, то она должна была проектироваться и на стадии проектирования должны были быть все согласования, если вы ее вырвали из существующих дорог общего пользования и приватизировали, то на нее тоже должна быть какая то согласованная документация. Разбирайтесь. Гаишники в любом случае оформят ДТП на этой дороге, они обязаны выезжать на все ДТП ( в т.ч. на закрытых территориях и т.п.) просто это происшествие не войдет в их статистику (будет неотчетным). Единственное пожелание, чтобы все знаки и вся разметка соответствовали ПДД и ГОСТ 52289-2004. А знаки можете вешать хоть отдельно, хоть в одной рамке, лишь бы требования ГОСТ 52289 выполнялись по порядку их размещения, высоте и т.д. и сами знаки соответствовали стандарту.

Знаки, действия которых не распространяются на инвалидов

Действие дорожных знаков имеют определенные ограничения, они распространяются на:

  • инвалидов I и II степени;
  • граждан, которые перевозят в машине инвалидов;
  • граждан, которые перевозят детей-инвалидов.

При этом на машине должен быть установлен опознавательный знак, информирующий других водителей о том, что в машине находится инвалид.

На стекло должен клеиться квадрат желтого цвета с рисунком человека в коляске.

Наклейка «инвалид» имеет размеры 15*15 см, фон — ярко-желтый, чтобы другие водители смогли без труда ее увидеть. Человек обязательно должен иметь при себе документы, удостоверяющие ограниченные возможности.

Если сотрудник ГИБДД попросит предъявить документы, то водитель не вправе отказать ему. Если таковые будут отсутствовать, то вы понесете ответственность за незаконное применение наклейки и соответственно получение определенных льгот.

За незаконную установку знака «инвалид» гражданин должен будет заплатить 5 тысяч рублей.

Инвалиды могут проезжать даже в том случае, если движение запрещено знаком. Машину можно ставить в тех местах, где остальным автомобилям делать этого нельзя. Это нужно для того, чтобы люди с ограниченными возможностями легче могли добраться до некоторых учреждений.

Но существуют и такие знаки, которые не имеют исключений, среди них:

  • 2 – знак, запрещающий движение всех транспортных средств;
  • 28 – знак, запрещающий транспортным средствам осуществлять стоянку;
  • 3 – знак, запрещающий движение механических транспортных средств;
  • 30 – знак, запрещающий транспортным средствам осуществлять стоянку по четным числам;
  • 29 – знак, запрещающий транспортным средствам осуществлять стоянку по нечетным числам.

Наказания, которые не применяются к инвалидам

Есть перечень наказаний, которые не могут касаться инвалидов:

  1. Лишение водительских прав (исключением является управление автомобилей в нетрезвом состоянии).
  2. Административный арест (касается инвалидов I и II группы).

Остальные наказания применяются на общих основаниях.

Какие еще льготы имеют инвалиды? Часто возникает вопрос, имеют ли право люди с ограниченными возможностями получить бесплатно автомобиль?

Согласно Федеральному закону, который защищает права инвалидов в РФ нет нормы, которая предоставляет право получить специализированное транспортное средство.

Но стоит помнить также о том, что сотрудник ГИБДД будет прав, если отправит на штрафстоянку ваш автомобиль или выпишет наказание на общих основаниях, в том случае, когда на заднем и переднем стекле нет желтой наклейки.

Обратите внимание, что приобрести такую наклейку можно в любом автомобильном магазине, поэтому объективной причины, почему знак не был наклеен, нет.

Поскольку установить знак «инвалид» может не только человек с ограниченными возможностями, но и водитель, который перевозит таковых, то остается открытым вопрос: нужно ли водителю следовать дорожным знакам для инвалидов?

Ответ скорее будет отрицательным, если в машине на пассажирском сидении нет гражданина с ограниченными физическими возможностями. Но так как существует ответственность за незаконную установку соответствующего знака «инвалид» на стекло, то он должен быть съемным.

Документы, подтверждающие инвалидность

Ранее сотрудники ГИБДД не имели права требовать документ, подтверждающий инвалидность. Из-за этого возникала масса спорных моментов вплоть до судебного разбирательства.

Недобросовестные водители клеили знак «инвалид» на стекло и незаконно пользовались льготами, а люди с ограниченными возможностями не могли доказать свою правоту.

Кроме того, можно пропускать некоторые дорожные знаки, а также отпадает вопрос с парковкой. С наклейкой можно легче найти специальное место возле магазинов, больниц и других учреждений. Из всех парковочных мест десятая часть должна быть выделена для инвалидов.

Даже на платных парковках инвалиды могут ставить машины бесплатно (в специально отведенных для этого местах).

В Москве, чтобы бесплатно парковать автомобиль, нужно добавить свое транспортное средство в особый реестр. Бесплатно припарковать автомобиль могут инвалиды всех групп, а не только 1 и 2 как указано в ПДД.

К документам, подтверждающим инвалидность относят:

  • соответствующее удостоверение;
  • специальный опознавательный знак.

Даже если водитель предоставит справку об инвалидности, сотрудник ГИБДД на месте не сможет проверить ее подлинность. Для этого нужно иметь основания, т.е. подавать запросы в соответствующие органы.

Что грозит за незаконное использование льгот?

С 2016 года водитель обязан предъявить документ, подтверждающий ограниченные физические возможности.

Водитель несет ответственность за:

  • нарушение ПДД для инвалидов;
  • незаконную наклейку знака «инвалид»;
  • занятие места на парковке для инвалидов.

Размер штрафа при нарушении закона составляет:

  1. 5000 рублей за незаконную установку знака «инвалид»;
  2. 5000 рублей за парковку на месте, отведенном для инвалидов;

Также придется оплатить услуги эвакуатора, если машину забрали на штрафстоянку.

Сотрудник ГИБДД не может у каждого водителя требовать справку об инвалидности, естественно, проверке подвергаются только водители со специальным знаком на стекле. Даже если справки нет с собой в наличии, то можно не переживать, если правила не были нарушены.

Несмотря на высокие штрафы, многие продолжают подделывать справки и клеить соответствующий знак на стекло, поэтому мера наказания в дальнейшем будет ужесточаться, вплоть до лишения водительских прав.

Заплатить штраф придется если:

  1. Знак установило должностное лицо (в размере 20 тысяч рублей).
  2. Знак установило юридическое лицо (в размере 5 тысяч рублей).

Иногда лучше потратить несколько минут и объехать знак, запрещающий движение и найти свободное парковочное место, чем нарушать права тех людей, которые действительно нуждаются в льготах.

Как установить дорожные знаки во дворе

В последние годы в связи с увеличением количества автотранспорта жители многоквартирных домов всё чаще сталкиваются с определёнными неудобствами. Нередки ситуации, когда водители паркуют машины на газонах и детских площадках, а также ездят во дворах на большой скорости, создавая опасность для передвижения пешеходов.

Эти проблемы можно решить, установив на придомовой территории специальные знаки дорожного движения, «лежачие полицейские», шлагбаумы, сделав разметку и организовав парковочные места.

Установка любых технических средств для регулирования дорожного движения требует согласования с государственными органами. В соответствии с пунктом 1.5 ПДД самостоятельно это делать запрещено.

Согласно Положению «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», жители дома должны обратиться с заявлением в Администрацию города и ГИБДД, обосновав необходимость установки таких средств. В настоящее время функционируют электронные приёмные, благодаря которым можно подать заявку через Интернет.

СПРАВКА: Для установки шлагбаума потребуется также согласование с Инспекцией по пожарной безопасности.

После получения необходимых разрешений следует обратиться в Службу дорожной инспекции потому, что именно она имеет право производить работы, связанные с монтажом знаков, «лежачих полицейских» и делать дорожную разметку.

Изготавливать технические средства могут только специализированные организации, так как необходимо строгое соответствие всем требованиям ГОСТов. Новый дорожный знак, разметка или искусственная неровность вносятся в реестр и схему дорожного движения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что все расходы, связанные с изготовлением и установкой средств ложатся на заказчиков, то есть на жителей дома.

За самовольную установку законодательство предусматривает административную ответственность. Статья 12.33. КоАП РФ устанавливает штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей для физических лиц.

Таким образом, незаконный монтаж средств организации дорожного движения повлечёт не только наложение штрафа, но и их ликвидацию. Поэтому при необходимости установки знаков жителям необходимо пойти законным путём и получить разрешение в органах государственной власти.

Блог

Вспомнился мне недавно один мой бывший начальник, который топал ногами, когда видел проезжающие по двору автомобили и хотел установить около многоквартирного дома (МКД) шлагбаумы. Но дом стоял не в тупике, а в окружении других домов, и дорога вдоль дома была сквозным внутриквартальным проездом. Я живу рядом с этим домом и шлагбаума там нет до сих пор. Видно, свою мечту он не исполнил пока.

Думаю, что многие водители могут иногда проехать по дворам, нарушая Правила дорожного движения (ПДД) о запрете на сквозное движение, сама такая бывала иногда. Понять собственников, желающих прекратить это установкой шлагбаума или дорожных знаков на придомовой территории и обеспечить безопасность на ней, можно. Особенно при интенсивности дорожного движения и увеличения количества автомобилей в современном мире и в нашей стране, в частности. Да и желающих парковать свои автомобили в чужих дворах не так уж мало.

Насколько правомерны попытки собственников поставить шлагбаум, ограждение или дорожные знаки на придомовой территории МКД и какие последствия могут быть вследствие этих действий, мы рассмотрим в этой статье.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) и п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в состав общего имущества (ОИ) МКД входит также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты и он принадлежит собственникам помещений в таком доме на праве общей долевой собственности. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п. 2 ст. 44 ЖК РФ в компетенцию общего собрания собственников (ОСС) помещений МКД входит в том числе и:

2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме;

2.1) принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

Решения об использовании земельного участка принимаются большинством не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

В теории все понятно, но на деле немного знаю случаев, когда собственники и (или) управляющие организации успешно оформили бы придомовую территорию, если на уровне застройки ее границы не были определены. Ситуация с новыми районами более урегулирована в силу того, что законодательство подробно эти вопросы сейчас предусмотрело, а старая застройка городов — часто так и остается нетронутой в этом плане, в том числе и из-за того, что сделать это иногда сложно практически, а порой и невозможно из-за плотной застройки.

В силу указанной ст. 36 ЖК РФ, если придомовая территория не оформлена и не определена, то и принять решение общего собрания об определении границ земельного участка невозможно, так как земля считается муниципальной. Часто установленные при застройке элементы благоустройства в виде детских, спортивных площадок и т.п. изначально строились для нескольких домов, а на близлежащих участках уже расположены различные объекты недвижимости, и необходимо соблюсти интересы иных собственников и владельцев соседних земель.

По вышеназванным обстоятельствам, на деле указанные нормы закона о правомочиях собственников в отношении придомовой территории МКД, практически, не работают, так как при исполнении такого решения приходится учитывать и нормы земельного, градостроительного, муниципального законодательства и законодательства о кадастре и регистрации недвижимости и многое другое.

Поэтому прежде чем начинать эту авантюру с использованием и (или) оформлением придомовой территории, необходимо собрать всю информацию о правах на объекты на близлежащих участках, учесть интересы собственников соседних участков, а также сведения о сетях и объектах энергетики на них для дальнейшего согласования. Наверное, по этой причине в эту эпопею с оформлением границ придомовой территории и оформлением прав собственников на нее никто особо и не ввязывается. Да и собственники МКД не готовы оплачивать данные мероприятия.

Проблемы оформления земли придомовой территории МКД мы описывали в нашей СТАТЬЕ в блоге в прошлом году. Ясного и понятного алгоритма действий по ее оформлению нет и по сей день. А в некоторых крупных городах вообще земельные участки под МКД оформлены без придомовой территории, то есть у собственников имеется только право на земельный участок под домом. Это один из нюансов, который следует учитывать, когда собственники хотят поставить шлагбаум или ограду возле дома.

В связи с вышеуказанными проблемами оформления, в основном, все придомовые территории МКД находятся в большинстве случаев в муниципальной собственности. Пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», определено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Согласно п. 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования — это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Но теоретически собственники имеют правомочия принять решения на ОСС об установке шлагбаума или ограждения придомовой территории. По дорожным знакам ситуация иная: у собственников нет правомочий принять решение об установке дорожных знаков в своем дворе.

Пункт 1.5. ПДД устанавливает, что запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

В соответствии с пунктом 365 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации» (далее — Правила 390) ко всем строящимся и эксплуатируемым зданиям (в том числе временным), местам открытого хранения строительных материалов, конструкций и оборудования обеспечивается свободный подъезд.

В СНиП 2.07.01-89 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) говорится, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».

Таким образом, кроме решения собственников, необходимо также согласование установки шлагбаумов или иных ограждающих конструкций с иными надзорными и контролирующими органами: ГИБДД, МЧС, органами местного самоуправления (ОМСУ). То есть, их установка не должна противоречить иным правилам и нормам, например, градостроительным, противопожарным и т.п., а также не нарушать права и интересы третьих лиц.

В некоторых регионах установлен порядок согласования установки шлагбаумов и иных ограждающих конструкций на территории городов и поселений. Например, в городе Москве действует Постановление Правительства Москвы от 02 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве», на основании которого и происходит согласование всех шлагбаумов и ограждений во дворах многоквартирных домов.

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД:

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно пункту 3.2 раздела 3 «СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 972/пр), благоустройство территории — это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

Пунктом 3.23 указанного СНиП установлено, что элементы благоустройства территории — это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства. То есть, теоретически шлагбаумы и ограждения можно отнести к элементам благоустройства территории. Аналогичные понятия элементов благоустройства содержит и Градостроительный кодекс (далее — ГрК РФ).

Пункт 3.37а СНиП СП 82.13330.2016: элементы обустройства — это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее Постановление 1300) установлен перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

К таким объектам относятся и элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (пункт 4), ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов (пункт 18).

Принципы организации дорожного движения установлены Федеральными законами «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее — Закон 196) и «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2017 № 443-ФЗ (далее — Закон 443).

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона 443 к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области организации дорожного движения относятся, в том числе и пп. 4) установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения; пп. 5) установление правил подготовки документации по организации дорожного движения; пп. 6) утверждение методических рекомендаций по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения; пп 9) установление классификации работ по организации дорожного движения.

Подготовка проектов и схем организации дорожного движения осуществляется на основании Приказа Министерства транспорта РФ от 17 марта 2015 г. № 43 «Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения».
Аналогичные полномочия имеются и у государственных органов субъекта РФ и ОМСУ касательно дорог регионального и муниципального значения (ст. 6,7 Закона 443). Таким образом, места (схемы) установки дорожных знаков и иных технических средств определяются строго госорганами или ОМСУ в пределах своих полномочий.

Порядок установки дорожных знаков содержит «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст).

Понятия внутриквартальных проездов действующее законодательство РФ не содержит. А проезды придомовых территорий между домами как раз и отвечают признакам внутриквартальных проездов. Однако они не относятся к автомобильным дорогам в силу понятий норм законодательства об автомобильных дорогах и дорожном движении. Поэтому и установка дорожных знаков там не предусмотрена законом в силу того, что оборудование внутриквартальных проездов не регулируется законодательством об организации дорожного движения.

В СНиП 2.07.01-89 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) говорится, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».

Таким образом, если делать все правильно, установить шлагбаум законным образом (без обеспечения свободного доступа пожарных машин) можно только при наличии постоянного охранника, обеспечивающего свободный доступ. В реальности таковых мало где имеется, когда собственники не хотят даже оплачивать обязательные работы управляющей организации (УО). А уж дополнительные затраты на вахтера у шлагбаума…

Не во всех регионах разработаны правила согласования шлагбаумов или ограждений, как в г. Москве. Поэтому практику судов в большей степени составляют суды Московского округа по обжалованию решений о согласовании шлагбаумов. В остальных регионах в суде в основном разрешаются споры при ограничении доступа собственникам на придомовую территорию, когда УО или ТСЖ не выдают ключи от шлагбаумов или иным образом препятствуют пользование придомовой территорией. Судебной практики по выдаче предписаний противопожарными службами о демонтаже шлагбаумов или отказе в согласовании их установки не нашлось.

Постановление АС Московского округа от 22 августа 2018 г. по делу № А40-233707/17-154-256: «…При этом судами установлено, что 01 сентября 2017 г. Комиссией по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Совета депутатов муниципального округа Ховрино было рассмотрено обращение жителей, после чего данный вопрос был внесен для рассмотрения на заседании Совета депутатов муниципального округа Ховрино, где депутатами Совета депутатов было принято решение о согласовании установки ограждающего устройства (шлагбаума) на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, д. 42.

Шлагбаум установлен на внутридомовой дороге, заканчивающейся тупиком и, следовательно, данное ограждающее устройство не может ограничивать проезд на территории общего пользования.

Отклоняя довод заявителя о невозможности проезда на придомовую территорию дома через шлагбаум по адресу: г. Москва, ул. ул. Лавочкина, д. 42 суды указали, что общество как собственник помещения вправе пользоваться принадлежащим ему недвижимым имуществом, в то время как наличие ограждающего устройства не препятствует осуществлению прав заявителю как собственника принадлежащего ему недвижимого имущества. Доказательств обратного заявителем суду представлено не было.

Таким образом, судами не установлены основания для отказа в согласовании советом депутатов установки ограждающего устройства, предусмотренные пунктом 9 Порядка. При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен».

А вот противоположное решение суда — Постановление 9ААС от 5 июля 2018 г. № 09АП-27672/2018 по делу № А40-1196/18: «…Исходя из информации, поступившей из ответа заместителя префекта ЦАО г. Москвы ограждающее устройство на данном земельном участке размещено в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 № 428-ПП «О порядке установки заграждений на придомовых территориях в городе Москве» по решению собственников помещений в многоквартирных домах и согласовано решением Совета депутатов.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, исходил из того, что оспариваемое заявителем решение является законным, наличие в действиях ответчика каких-либо нарушений Порядка установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП, не доказано, избранный заявителем способ защиты не может привести к восстановлению чьих-либо субъективных прав.

Апелляционная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции неправомерными и необоснованными, исходя из следующего.

Судом первой инстанции не учтено, что территории, на которых установлены ограждающие устройства не являются придомовыми, и они не находятся в долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, соответственно порядок, установленный Постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 № 428-ПП в данном случае не применим в части установки ограждающих устройств, он применим исключительно в части демонтажа самовольно возведенных устройств. Поскольку территория не является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и не является придомовой территорией, нормы ст. 247 ГК РФ, ст. 44 ЖК РФ, ст. 138 ЖК РФ не применимы».

АС Восточно-Сибирского округа от 1 октября 2018 г. по делу № А19-26486/2017: ТСЖ оспорило предписание органа государственного жилищного надзора (далее — ГЖН) об устранении нарушений прав потребителей и демонтаже шлагбаума, установленного за пределами придомовой территории. Орган ГЖН посчитал, что шлагбаум нарушает права собственников соседнего дома, так как установлен за пределами придомовой территории. Суды трех инстанций поддержали орган ГЖН.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 18 декабря 2018 г. по делу № 33-15677/2018: по иску прокурора удовлетворен иск к ОМСУ о понуждении установить дорожные знаки для обеспечения безопасности дорог.

Апелляционное определение Московского городского суда от 20 декабря 2018 г. по делу № 33-55969/2018: по иску жителя к ОМСУ и управляющей организации об установке дорожного знака во дворе МКД, обустройства пешеходного тротуара и переносе автостоянки отказано.

Таким образом, при возникновении идеи установки шлагбаума или ограждения на придомовой территории, стоит изучить подробно градостроительные, противопожарные правила, ГОСТы и СниПы, а также региональное законодательство и нормативные акты ОМСУ. И только после этого начинать реализацию данной идеи во избежание в дальнейшем предписаний от МЧС, органов ГЖН или иных надзорных органов.

По дорожным знакам собственники не имеют права принимать решения об их установке на общем собрании. Эти полномочия полностью в компетенции ОМСУ, субъекта РФ или федеральных органов в зависимости от принадлежности автодорог. А придомовые территории и внутриквартальные проезды автодорогами не являются.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» принимает заявки на участи в закрытом разделе форума. Вся необходимая информация о сервисе по .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *