А вы знали, что в прекрасном городе Ковров, Владимирской области, находится уникальная частная коллекция мотоциклов Завода имени Дягтерёва, больше известных под именами «Ковровец» и «Восход». Ее создал Николай Тубаев, бывший сотрудник СКБ завода. Наша команда узнала о существовании этой коллекции пару лет назад, но никак не получалось связаться с Николаем. И вот, мы тут, в святая святых, двухъярусном гараже, хранящим значительный пласт истории советского мотоцикла.

Его коллекция началась в 2006 году, когда ЗиД и Механический завод делили территорию СКБ. Естественно, ценные мотоциклы (и даже единичные экземпляры) распродавали за копейки. Николаю удалось спасти 5 из них, получив их у перекупщиков. Сначала цель звучала так: собрать все мотоциклы завода до 1980 года. И только когда она была выполнена, Николай решил продолжить и собрать у себя все серийные и мелкосерийные мотоциклы ЗиД, исключая современные китайские.

И знаете, это ему почти удалось! Сейчас коллекция Николая Тубаева включает более 60 мотоциклов. Не все из них ковровского производства, есть один мотоцикл минского производства, два чешских, два немецких и венгерский. Все в разном состоянии. Николай рассказал, что занимается восстановлением самостоятельно, и ездит только на восстановленных моделях.

Самым первым мотоциклом, выпускавшимся на заводе имени Дягтерёва, стал вот этот К-125. Этот одноместный мотоцикл имел одноцилиндровый двухтактный двигатель с двухканальной петлевой продувкой. Его выпуск стартовал в 1946 году. Рабочий объём 123,7 см³ (диаметр цилиндра 52 мм, ход поршня — 58 мм). Максимальная мощность двигателя 4,25 л. с. при 4 800 об/мин., максимальный крутящий момент 0,7 кгс•м. Трёхступенчатая коробка передач находилась в одном блоке с двигателем. Прототипом, выбранным для воспроизводства, стал DKW RT 125.

К-125 на конвейере сменила модель К-55, а затем и К-58. К-58 отличается от К-55 бензобаком новой формы и увеличенной ёмкости, форсированным до 5 л. с. двигателем и системой электрооборудования переменного тока без аккумулятора. Эта модель стала последней в ряду потомков DKW RT 125.

В том же году появился первый «Ковровец» — мотоцикл К-175, который чуть позже и получил имя собственное «Ковровец». Эти модели имели короткоходный одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объёмом 173,7 см³, 16-ти дюймовые колеса, полностью закрытую цепь и двухместное седло подушечного типа.

После нескольких модернизаций К-175, завод представил свой первый «Восход» в 1965 году. Он стал дальнейшим развитием предыдущей модели. В коллекции Николая Тубаева хранятся два редких юбилейных мотоцикла первой серии. Первый — юбилейный «Восход» 50 лет Октября был выпущен ограниченной серией в 1967 году в честь 50-летия Октябрьской революции. Второй – выпущенный в 1969 году к 100-летнему юбилею В.И.Ленина ограниченной серией.

В начале 70х появился модернизированный «Восход-2». От своего предшественника отличался техническими решениями, направленными на повышение эксплуатационных качеств, надёжности и внешнего вида. Мощность двигателя составила 10,5 л.с.

Затем, в 1979 году, еще раз, став мотоциклом «Восход-3». Он отличался другим бензобаком (вмещает на 2 литра топлива больше), системой впуска, задними амортизаторами с регулировкой и увеличенной энергоемкостью, пружины задних амортизаторов стали открытыми. Применены модернизированные тормоза. В коллекции мотоциклов Николая Тубаева хранится экспортная версия.

Но больший интерес вызывают мелкосерийные и опытные мотоциклы. Например, этот «Восход-250». Опытный мотоцикл, над которым работали с 1976 по 1980гг. получил новый 250-кубовый двигатель с 2-вальной 5-ступенчатой КП и «высоким» однотрубным цилиндром. Мощность мотора 20 л.с. позволяла мотоциклу разгоняться до 115 км/ч, из-за чего была разработана более жёсткая дуплексная рама, улучшенные подвески и тормоза. Но «Восход-250» не дошёл до серии, хотя завод провёл большие работы по переоснащению производства, истрачены были колоссальные денежные средства.

Одним из 5 мотоциклов, которые Николай выкупил после раздела СКБ, стал единственный прототип мотоцикла для десантников на базе «Восхода-3М» – Восход-3М 2ШП, разработанный по заказу министерства обороны. Этот мотоцикл должен был закладываться в капсулу и с парашютом сбрасываться на ту или иную территорию.

С 1993 по 1998 г. на Заводе им. Дягтерева наряду с преемником Пилота – Альфа-50, велись разработки мопеда, оснащенного вариатором. Мокик получил название ТУРБОНЭ-50, отличался интересным инновационным дизайном и мог бы стать очень популярным. Но, было выпущено всего 11 штук. Один из сохранившихся мокиков находится в частной коллекции Николая Тубаева в Коврове.

Николай, также, по праву гордится своей коллекцией кроссовых мотоциклов завода имени Дягтерёва. Например, у него есть «Восход-250» СКУ-5. Версии СКУ (расшифровывается как «Спортивный Кроссовый Уникальный»). Они имели более высокие показатели, чем «простые» кроссовые мотоциклы серии СК, для них «пробивали» комплектацию импортными деталями. В 1982 году на мотоциклах «Восход-250 СКУ-5» сборная команда СССР победила в 7-этапных международных соревнованиях на «Кубок Дружбы» соцстран. С середины 80-х отпала надобность в «уникальных» кроссовых мотоциклах – в СССР стало всё больше поступать импортных машин.

А вот еще один — «Восход ЗДК-СК8-250». Он базируется на унифицированном одноцилиндровом двухтактном двигателе рабочим объемом 247 см3, создан для соревнований по мотокроссу в 1990-м году. ЗДК-СК8-250 имел мощность 52 л. с./ 38 кВт при 9500 об/мин, а это очень хороший показатель — во всяком случае на уровне лучших моделей, участвующих в первенстве мира.

Одним из последних приобретений Николая Тубаева стал очень редкий карт «Снайпер» производства ЗиД, оснащенный двигателем рабочим объемом 50 см3.

Конечно, в нашем обзоре мы затронули лишь малую часть коллекции мотоциклов Николая. Более подробно ознакомиться с ними можно в нашем виртуальном туре ( 360carmuseum.com ). Николай мечтает получить в ближайшем будущем статус музея, а пока посмотреть на его мотоциклы могут лишь избранные, заранее договорившиеся с ним. Мы желаем Николаю, чтобы его коллекция хранилась и росла, но ему очень нужны свободные площади, а не двухуровневый гараж с узким лазом наверх…

Музейный комплекс

Музей ковровского мотоцикла и спорта

3 августа в Коврове открылся еще один музей – Музей ковровского мотоцикла и спорта. Он располагается на территории спортивного комплекса Ледовый дворец «Ковровец». По распоряжению администрации города выставочное помещение на первом этаже комплекса было передано в безвозмездную аренду Ковровскому историко-мемориальному музею для организации там Музея ковровского мотоцикла.

В коллекции музея к тому времени находилось 16 мотоциклов, выпущенных ковровским заводом им. В.А. Дегтярева, начиная от первого – К 125 («Ковровец»), появившегося на улицах города в 1946 году, и заканчивая образцами минимототехники. Чтобы полнее представить развитие мотопроизводства в г.Коврове, музей заключил договор о сотрудничестве с частным музеем мотоциклов «Мото – Ковров» Н. Тубаева, который предоставил в экспозицию 12 мотоциклов из своей коллекции и интересные сопроводительные материалы.

Основной целью концепции этого музея является показать жителям и гостям города этапы развития мотопроизводства в Коврове, расскахать о тех людях, конструкторах, изобретателях, рабочих, которые создавали известные всей стране дорожные мотоциклы «Ковровец» и «Восход» различных модификаций. Всего за годы существования мотопроизводства в Коврове заводом выпущено свыше 7 млн. 700 тыс. различных мотоциклов, включая и спортивные, выпуск которых начался с середины 1950-х гг. И с этого времени в Коврове началось активное развитие мотоспорта.

Сначала это был мотокросс. С 1957 г. в Коврове начал проводиться Всесоюзный зимний мотокросс на приз завода им. В.А. Дегтярева, собиравший спортсменов со всей страны, а также десятки тысяч зрителей на Шириной горе.

В 1973 году в городе состоялся первый матч по мотоболу – своеобразному футболу на мотоциклах, а сегодня Ковров уже принимает чемпионат Европы по этому виду спорта. В новой экспозиции музея представлены мотоциклы выдающихся ковровских гонщиков В.Б. Марова и В.А. Волкова, а также различные модификации мотобольных мотоциклов, фотографии, награды, интересные экспонаты ковровских мотокроссменов и мотоболистов.

Вторая часть экспозиции посвящена истории развития спорта в Коврове. Практически каждая федерация представила свои экспонаты в этот музей.

Мы приглашаем вас в Музей ковровского мотоцикла и спорта в Ледовом дворце.
Музей работает по следующему графику: вторник — суббота с 11.00 до 18.00, воскресенье с 11.00 до 16.00, выходной – понедельник.
Возможен заказ экскурсий по тел: 8(49232) 2-27-51, 2-19-25.
E-mail: museum-kovrov@mail.ru.

Вернуться в раздел

Привет всем посетителям моего виртуального музея Меня зовут Николай Тубаев.

Всё, что Вы уже видите и сможете посмотреть и почитать на этом ресурсе в дальнейшем – это виртуальное (пока) воплощение моей давней мечты.

Идея возникла не вчера. Добрую половину жизни я посвятил коллекционированию мотоциклов и самых разнообразных артефактов, связанных с историей мотопроизводства в моём родном Коврове и с мотоциклами вообще.

Постепенно экспонатов становилось всё больше, и, наконец, я понял, что вполне могу создать полноценный и, на мой взгляд, интересный музей. Проблема в том, что пока у меня нет подходящего помещения, нет и средств на его постройку или покупку.

По многочисленным просьбам моих друзей я решил рассказать о своей коллекции на этом сайте. Здесь каждый сможет не только посмотреть на действующие модели мототехники разных эпох, но и узнать о замечательных людях, связанных с историей мотопроизводства в Коврове, о моих друзьях и единомышленниках, а ещё о наших многочисленных путешествиях по миру на мотоциклах и пешком.

Мне есть, что рассказать вам, дорогие друзья. Надеюсь, это будет интересно. А ещё надеюсь, что с помощью этого сайта нам вместе удастся найти возможность построить настоящий музей мотоциклов в Коврове, где мы станем регулярно встречаться, обмениваться впечатлениями и информацией, строить планы новых путешествий и выставок.

Если у вас возникнут идеи, как помочь в создании реального музея мотоциклов, пишите. Адрес указан в разделе «Контакты». Буду рад любому предложению, обязательно отвечу всем.

А пока, милости прошу в мой виртуальный музей! Экскурсия начинается!

Искренне ваш, Николай Тубаев.

Мотоцикл К-125

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *