К каким переменам готовиться?

Говоря о вносимых законом изменениях, прежде всего стоит отметить обязанность, которую возложили на всех страховщиков, – начиная со следующего года они должны продавать электронные полисы каждому страхователю, выразившему такое желание (подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 214). В настоящий момент, напомним, оформлять страховые полисы ОСАГО в электронном виде – лишь право страховых компаний.

Вместе с тем новый закон обязывает страховщиков обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования их официальных сайтов (п. 6 ст. 1 Закона № 214). Любой желающий должен иметь возможность зайти на сайт страховщика и оформить электронный полис ОСАГО. Обо всех рисках, которые могут нарушить функционирование сайта, страховщик обязан информировать Банк России.

О том, может ли потерпевший после получения согласованной страховой выплаты требовать от страховщика перечислить ему денежную сумму в большем размере и в каком случае, узнайте в материале «Порядок определения размера убытков, подлежащих возмещению в рамках ОСАГО в случае причинения вреда имуществу потерпевшего. Независимая техническая экспертиза и независимая экспертиза (оценка)» в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Также был расширен перечень оснований, дающих страховщику право обратиться к страхователю с регрессным требованием (п. 3 ст. 1 Закона № 214). С 1 января 2017 года к их числу будет также относиться предоставление страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений, которые позволили необоснованно снизить размер страховой премии. При этом страховщик помимо предъявления к страхователю регрессных требований в размере произведенной страховой выплаты при наступлении страхового случая также вправе взыскать с него денежные средства в размере неосновательно сбереженной суммы вне зависимости от наступления страхового случая (абз. 7 подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 214).

Кроме того, законом изменен порядок осуществления страховых выплат. Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы не будут учитываться при определении размера страховой выплаты, если он не представил свой поврежденный автомобиль для осмотра и экспертизы страховщику. В этом случае страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление о страховой выплате без рассмотрения (подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона № 214).

Все эти положения вступят в силу в январе следующего года.

Электронный полис и техническая экспертиза: нарушают ли нововведения в законе об ОСАГО права страхователя?

Из предусмотренных нововведений можно выделить два наиболее существенных:

  • обязательное оформление электронного полиса ОСАГО по желанию страхователя;
  • признание результатов самостоятельно проведенной потерпевшим независимой технической экспертизы автомобиля недействительными.

Каждое из этих положений вызывает немало дискуссий со стороны экспертного сообщества.

Так, продажа полисов в электронном виде оценивается как явное преимущество для страхователей. «Стоит вспомнить одни только многодневные очереди за полисами ОСАГО в регионах да еще и с навязанными страховками в придачу», – отмечает управляющий партнер компании «Антистраховщик», руководитель портала «Антистраховщик.рф» Илья Афанасьев. А вот страховщикам, по его мнению, введение такого порядка, напротив, невыгодно: «Так они не смогут поддерживать искусственный дефицит полисов ОСАГО».

О том, в каком порядке и в течение какого периода страхователи могут отказаться от навязанных им дополнительных страховых услуг, читайте в материале «Период охлаждения» в сфере добровольного страхования – что это такое и зачем его cобираются вводить».

Президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Игорь Юргенс также видит существенную проблему, связанную с реализацией данного требования. Но связана она с другим: «Такая обязанность для компании означает, что нужно войти в систему ФМС России для того, чтобы корректно применить региональный коэффициент. А чтобы установить правильный КБМ, надо знать стаж водителя и другую информацию, которой располагает ГИБДД. К их системе тоже должно быть подключение. Нам нужна общая платформа с органами исполнительной власти, а этого нет».

При этом глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты» Александр Коваль убежден, что создать условия для того, чтобы система работала беспроблемно, при желании на то самих страховщиков, вполне возможно, хотя полностью исключить фактор возникновения сбоев вряд ли удастся.

Еще одной проблемой не только для страховщиков, но и для страхователей является повышенный риск мошенничества, связанный с оформлением таких полисов. «За год было продано более 220 тыс. таких полисов. Лидерами по продажам электронных полисов стали Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, регионы с самым высоким уровнем преступности. Мошенники скупают эти полисы, под различными предлогами заполняют их от имени страхователей, требуя затем передать им права требования», – возмущается Юргенс. Речь идет о лицах, которые сначала обещают помочь в заполнении электронного полиса ОСАГО, а затем настаивают на оформлении договора об уступке им права требования по этому договору. По словам эксперта, около 10 млрд руб. в год теряет страховой рынок от действий таких мошенников. С этой проблемой также необходимо будет разобраться до того, как оформление электронных полисов станет обязанностью страховщиков.

Вместе с тем Александр Коваль подчеркивает, что для самого страхователя возможность получить электронный полис – это право, и при желании он может затем получить полис на бланке в офисе у страховщика или по почте.

Что касается недействительности результатов проведенной потерпевшим независимой экспертизы, специалисты связывают появление этого нововведения в первую очередь со злоупотреблениями со стороны автоюристов. «Представителей страховых компаний приглашают на осмотр поврежденной машины телеграммами, и в результате страховщики не успевают приехать или, как они утверждают, приезжают на место, где вообще нет поврежденного автомобиля», – комментирует Илья Афанасьев. Солидарен с ним и Александр Коваль: «Страховщиками неоднократно приводились примеры, когда страховые компании по почте получали пакет документов на выплату, при вскрытии которого выяснялось, что в нем, например, чистые листы. Тем не менее, после факта отправки пакета, у потерпевшего и/или его юриста появлялась законная возможность подать иск в суд, так как закон требует до подачи иска обратиться с требованием о выплате к страховщику». Однако каких-либо доказательств подобных злоупотреблений и статистики, отмечают эксперты, общественности представлено не было.

С одной стороны, Коваль находит предусмотренное новым законом требование объективным – страховщик должен осмотреть поврежденный автомобиль для того, чтобы убедиться в самом факте ДТП, характере повреждений, оценить стоимость ремонта, необходимость замены деталей и т. д. Но с другой стороны, он отмечает, что такое право было у страховщика и до принятия изменений.

МНЕНИЕ

Александр Коваль, глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты»

«У потерпевшего было право после направления пакета документов на выплату в страховую компания подождать пять дней и самому организовать независимую экспертизу. А затем, уведомив страховщика, через пять дней направить иск в суд. Новые изменения устанавливают совершенно другой порядок, значительно усложняя его для потерпевших в ДТП автомобилистов – теперь в соответствии с принятыми изменениями потерпевшему придется направлять заявления с приложенными документами страховщику и дожидаться от него согласования даты осмотра автомобиля и/или независимой технической экспертизы. И только после этого он может попытаться получить выплату или мотивированный отказ».

В результате эксперт приходит к неутешительному выводу о том, что внесенные законом изменения направлены исключительно на защиту интересов страховщиков. «Без помощи квалифицированных юристов получение страховых выплат становится все сложнее», – заключает он.

Реализация данного требования, по убеждению Афанасьева, приведет лишь к затягиванию сроков по выплате страхового возмещения: «Согласование времени, места и даты осмотра для страховщиков – дело непростое и весьма ответственное, поэтому даты осмотров, я просто в этом уверен, будут назначаться на самой дальней границе временной «вилки». Тогда, когда это будет удобно страховщикам». Таким образом, ущемление прав водителей в данной ситуации, убежден эксперт, просто очевидно. «Пострадают от этого в первую очередь те водители, которым необходимо как можно скорее отремонтировать автомобиль, который, как это часто бывает, является средством заработка для семьи», – продолжает он.

***

Таким образом, намерения законодателя вполне можно считать благими – во-первых, представленный закон призван повысить уровень оказания страховых услуг, обеспечив возможность приобретать полисы удаленно в электронном виде, а во-вторых, он стремиться минимизировать злоупотребления со стороны недобросовестных автоюристов при проведении независимой технической экспертизы. Тем не менее успешная реализация этих нововведений зависит от целого ряда обстоятельств, среди которых налаживание взаимодействия между страховщиками и органами исполнительной власти в части создания и усовершенствования базы для выдачи электронных полисов ОСАГО, отслеживание и минимизация случаев мошенничества при оформлении полисов в электронном виде, ускорение процедуры технического осмотра поврежденного автомобиля со стороны страховых компаний и др. Как в итоге будет работать новый закон, не споткнутся ли страхователи и страховщики об обозначенные экспертами подводные камни, мы узнаем уже в следующем году.

Цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь. На сегодняшний день практически любой документ можно оформить онлайн не выходя из дома. Этот прогресс коснулся и страховых компаний, и вот уже сегодня, полис страхования ОСАГО онлайн – далеко не редкость. В данной статье рассмотрим, что представляет собой электронный документ Е-ОСАГО, как он выглядит, как правильно его оформить и насколько удобна такая услуга.

Что такое Е-ОСАГО

Е-ОСАГО – электронный документ, который оформляется самостоятельно онлайн через соответствующий сервис. Получить полис ОСАГО в электронном виде можно на свой адрес электронной почты.

Е-ОСАГО является аналогом обычного бумажного документа, который владелец авто получает при страховании автомобиля.

При желании можно получить электронный страховой полис на привычном бланке – не ранее, чем через сутки после оформления онлайн-страхования автомобиля (считаются только рабочие дни). Плата почтовых услуг идет за счет клиента.

Чем электронный полис отличается от обычного

Бумажный полис ОСАГО при традиционном оформлении выдается сразу, что касается электронного, то его копия доставляется при желании по почте. Однако этот вид услуги предоставляется не всеми сервисами.

Основное отличие электронного полиса автостраховки состоит в его виртуальности. Его можно сравнить с деньгами на карте – в кошельке их нет, но расплатиться ими можно. Других отличий нет: страховка стоит столько же, действует сразу после получения.

Правила пользования им немного отличаются:

  • отсутствует полноценный экземпляр на бумаге;
  • нельзя предъявлять вместо него ксерокопию, как раньше;
  • проверяется документ в специальных базах, поскольку нет печатей и голограмм;
  • его даже не обязательно распечатывать – если данные в базе есть, к водителю не будет никаких претензий.

Распечатанный образец документа все-таки рекомендуется сделать, пока не будет полностью произведен переход на электронные документы.

Закон об электронном полисе ОСАГО

Отдельного закона о Е-ОСАГО нет, но есть поправки, принятые в 2015 году к ФЗ №40, подтверждающие законность электронного полиса ОСАГО.

При оформлении виртуального документа используются те же данные, как и в законе «Об ОСАГО» для бумажного варианта – они находятся в базе РСА (Российский Союз Автостраховщиков):

  • сведения о предыдущем страховании авто;
  • информация о ДТП (если были);
  • штрафы, выплаты по ОСАГО, возмещения по ДТП;
  • личные данные водителя;
  • параметры автомобиля.

Бланк заявления заполняется на сайте страховой компании, вместо реального факсимиле используется электронная подпись – комбинация из логина и пароля, которые установлены для входа в личный кабинет страхователя – физического лица (ФЗ №63, 2011). Усиленная подпись требуется юридическим лицам.

Договор о страховании требует тех же оснований, что и для бумажного документа. Предоставленная страхователем информация вносится в базу.

Электронный полис отправляется владельцу сразу после оплаты (в течение рабочего дня).

Внесение поправок сделало оформление виртуального документа обязательным – все страховщики обязаны предоставлять клиентам эту возможность (ст. 15, п. 7.2 закона «Об ОСАГО»).

С 2017 года вступили в силу указания Центробанка, направленные на ограничение возможности отказа страховой в оформлении страховки удаленно – страховые компании обязаны придерживаться регламента проведения профилактических работ на сайтах – только в ночное время с предварительным уведомлением клиентов. Перерывы также ограничиваются – не более получаса в сутки.

Непрерывную доступность услуги страхования обеспечивает «единый страховой агент». Если у одного страхователя услуга недоступна, предоставляется возможность воспользоваться сайтом другой компании.

Закон предусматривает ряд лиц, которым придется оформлять полис только лично в офисе:

  • владельцы только что купленных машин – по причине отсутствия данных в базе;
  • водители с новыми, впервые полученными правами (по той же причине);
  • лица, предоставившие данные, не соответствующие действительности (потребуется подтверждение данных);
  • владельцы авто, которые зарегистрированы в других государствах (придется оформлять лично).

При повторном обращении эти граждане уже смогут оформить документы удаленно на основании предоставленных данных.

Нужна страховка, но нет желания переплачивать за дополнительные услуги? Подберите страховку с помощью нашего калькулятора и получите лучшие предложения от самых надежных страховщиков.

Преимущества и недостатки электронного полиса

Использование электронного полиса ОСАГО удобно и экономит время и средства автовладельца:

  • можно получить его дома за компьютером;
  • справки и бумаги не требуются;
  • цена страховки та же, при этом не нужно тратить время и бензин;
  • сервис онлайн доступен круглосуточно;
  • можно пользоваться всеми скидками и проводимыми компанией акциями;
  • при оформлении выбираются опции по желанию без навязчивых предложений в офисе;
  • виртуальный документ не потеряется, его нельзя украсть – он всегда в наличии в личном кабинете;
  • его можно распечатать или скопировать на смартфон или планшет;
  • мошенничество практически исключено;
  • нет необходимости соглашаться на условия локальных компаний – можно выбрать любую.

При значительном облегчении жизни автовладельцев есть несколько недостатков:

  • владельцы новых авто не смогут воспользоваться услугой – первичное оформление производится только в офисах;
  • начинающие водители с новыми правами также лишены возможности удаленного получения страховки;
  • проверка полиса сотрудником ГИБДД занимает больше времени;
  • неточности и ошибки при заполнении бланка онлайн сделают документ недействительным (это также может стать причиной отказа страховщика в выплате компенсации).

Сравнив плюсы и минусы электронного документа, можно заключить, что положительных сторон больше.

Почему не работает Е-ОСАГО

Несмотря на поддержку закона, владельцам авто иногда приходится столкнуться с тем, что невозможно купить полис ОСАГО.

Причина в том, что страховщики нередко находят нововведение крайне невыгодным:

  • препятствия часто возникают в районах, где предусмотрен высокий процент выплат;
  • невозможность убедить клиента раскошелиться на дополнительные услуги многие компании рассматривают как свою упущенную выгоду.

При этом сервис на сайте работает (как и положено по закону), но при оформлении автовладелец получает системные ошибки:

  • проблемы с проверкой данных по базе РСА;
  • невозможность осуществить оплату с карты или счета;
  • не проходят данные автомобиля.

В этом случае рекомендуется:

  • провести заполнение формы несколько раз – если технический сбой случаен, то все получится;
  • проверить, не попадает ли владелец или авто под ограничения, установленные законом;
  • перейти на сайт другой страховой компании.

Для того чтобы не терять времени, перед покупкой полиса можно подобрать несколько подходящих по условиям компаний.

Когда можно купить электронный полис ОСАГО без диагностической карты

Возможность получения страховки без техосмотра предоставляется не всем – на это имеют право владельцы авто, которым меньше трех лет.

Для этого страховщику предоставляется паспорт ТС – возраст машины определяется по дате его выдачи. Часто дата покупки и дата выдачи ПТС не совпадают. Таким образом, получается, что владелец фактически нового автомобиля, который выпущен четыре года назад, все равно обязан пройти техосмотр.

На сайтах некоторых компаний можно получить предложение купить диагностическую карту с формальным техосмотром вместе с полисом – за определенную доплату. Но зачастую это компании – мошенники, соответственно и полис может оказаться фальшивым.

Появилась также услуга, по которой страховщик прикладывает к полису договор на прохождение осмотра авто. Обычно это станция, с которой у компании заключено соглашение – владелец должен посетить ее после получения полиса.

Оформить страховку без диагностической карты возможно, но при этом не всегда можно быть уверенным в подлинности страхового полиса. Любая проверка дорожного полицейского выявит отсутствие документа в электронной базе. Во избежание проблем, электронный полис лучше всего оформлять с диагностической картой, как и положено по закону.

Что сказано в законе

Использование действующих электронных полисов ОСАГО все прочнее входит в обычную жизнь, а основу этому положили еще в 2015 году, полностью регламентировав процедуру его оформления.

Все данные, которые используются при получении документа, основываются на информации, полученной в единой базе РСА, включая о заключаемых ранее страховках, произошедших ДТП и выплатах по ним, КБМ, водителе и его ТС.

Заявление оформляется прямо на сайте автостраховщика и заверяется простой электронной подписью, согласно п. 7. ст. 15. Если обратиться к ФЗ №63 от 2011 года «Об электронной подписи» под данным термином принято понимать комбинации из пароля и логина к личному кабинету, которые подтверждают, что заявление прислано именно этим лицом. Если же оформляется страховка на автомобиль юридического лица, то требуется усиленная электронная подпись.

Полис, согласно этому же пункту 7., заключается на основании тех же сведений, которые предоставляются обычно приобретателем при получении бумажного полиса. Направляется е-ОСАГО сразу после безналичной либо наличной оплаты, причем не позднее 1 рабочего дня, прошедшего после оплаты. Вместе с этим сотрудник фирмы обязательно вносит информацию в базу РСА.

Действия по переоформлению электронного полиса тоже предусмотрены в законе. Для того чтобы внести или изменить определенные данные, нужно будет все так же онлайн послать страховщику заявление с просьбой о внесении изменений в документ. При необходимости (например, когда требуется вписать еще одно лицо) производится доплата по установленным тарифам. В течение 2 дней компания должна либо предоставить полис с внесенными в него изменениями, либо уведомить гражданина, что переоформление невозможно в силу каких-либо причин.

Новые поправки

Начинает работать новый закон об обязательном автостраховании, а причиной тому послужили поправки, которые были внесены ФЗ №214 еще в июне прошлого года. Самая важная из них – это введение обязательного (именно так!) электронного ОСАГО. То есть теперь абсолютно каждая страховая фирма, обладающая лицензией, обязана по закону предоставлять возможность оформления полиса при помощи интернета. Об этом должно быть соответствующее уведомление на сайте страховщика. Обязанность эта прописана в п. 7.2 ст. 15 закона «Об ОСАГО».

С начала 2017 года в силу вступают и указания ЦБ РФ, которые тоже касаются е-ОСАГО. Они сокращают вероятность небольшого мошенничества со стороны компаний, предоставляющих услуги по автострахованию. Дело в том, что многие владельцы ТС заметили, что фирмы используют различные технические уловки (длительные тех. работы и т. д.), чтобы не предоставлять услуги удаленного оформления полиса. Теперь все технические работы должны проводиться ночью, причем за сутки на сайте обязательно должно появиться соответствующее уведомление, а перерывы в работе портала не должны превышать 30 минут за сутки.

Если же вследствие технических проблем нельзя будет получить страховку, автовладельцу будет предложено перейти на сайт другой компании.

Кому откажут в выдаче е-ОСАГО

Электронный полис ОСАГО получить может любой желающий, но закон, как водится, предусматривает и перечень лиц, которые лишены возможности его получения. Сюда входят:

  1. Владельцы новых транспортных средств, купленных из салона. Если у машины не было собственников ранее и она не стояла на учете, то получить страховку дистанционно не получится.
  2. Если водитель, только недавно получивший водительские права, начнет оформление онлайн-полиса, то получит отказ. Все дело в том, что никаких данных о лице в базе РСА нет, следовательно, и проверить их подлинность не удастся.

В перечисленных выше случаях существует только один путь – посетить страховую фирму лично и приобрести ОСАГО самому, представив необходимые документы. А уже на будущий год, когда действие документа закончится и нужно будет его продлевать, получится сделать это через интернет.

Отказ в заключении договора обязательного автострахования получат так же лица, предоставившие сведения, которые не соответствуют действительности или искажены намеренно. Не предназначен этот тип страховки для владельцев автомобилей, зарегистрированных в иностранном государстве и временно находящихся в России, поскольку о таких лицах данных в базе нет. А это значит, что в подобном случае оформление возможно только после личного посещения.

Вопросы по е-ОСАГО

Несмотря на то, что возможность получения ОСАГО в электронном виде была введена еще в 2015 году, до сих пор по этому поводу возникает множество вопросов, а касаются они в основном того, как именно действует такая страховка и легитимна ли она.

Сразу стоит сказать, что никаких отличий электронное ОСАГО от бумажного не имеет, даже цена остается такой же. Действовать она начинает сразу с момента получения страхователем. Экземпляр бумаги высылается на указанную почту, но и в личном кабинете на сайте страховщика он продолжает храниться. Если бумажный полис привычнее, то всегда можно заказать его по почте, оплатив расходы на пересылку, и спустя несколько дней бланк строгой отчетности прибудет по указанному адресу.

Еще один важный вопрос – что показывать инспектору ГИБДД, когда он остановит транспорт для проверки документов. В п. 7.2 ст. 15 сказано, что полученный электронным способом документ приравнивается к бумажному документу. А это значит, что его можно просто распечатать, чтобы предъявлять как при проверке документов, так и при регистрационных действиях в МРЭО. Дело в том, что теперь подразделения ГАИ и инспекторы обладают выделенным каналом для проверки подлинности ОСАГО в базе РСА, поэтому и наличие бланка строгой отчетности не является обязательным фактом.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *