Відомості

Франтішек Янечек народився 23 січня 1878 року в чеському місті Кластер над Дедіною (чеськ. Klášter nad Dědinou). Його старший брат — Йосип в часи Першої світової війни був власником шахти по видобутку вугілля в Mутийовіце. Після 1925 р. він почав працювати в Південній Богемії по видобутку антрациту. Молодший брат — Рудольф мав в Празі виробництво електричних котлів.

Франтішек Янечек закінчив Вищу технічну школу в Празі. Пізніше один рік у Берлінському технічному університеті вивчав електротехніку. Після навчання в Берліні, в 1898 році почав працювати на електротехнічному заводі компанії Schuckertwerke в Празі.

У 1901 році компанія направила його в Нідерланди, на новозбудований завод електричних машин. У тому ж році він зареєстрував свій перший патент. У 1904 році Янечек повернувся в Чехію, він уже працював як керівник виробництва. Після служби на італійському фронті під час Першої світової війни, Янечек мав плідний період проектування і винахідництва, Він отримав понад шістдесят нових патентів, у тому числі в зброярські справі. Граната модель 21 його конструкції, стала стандартною ручною гранатою Чехословацької армії, яку прозвали «Janeček».

У 1922 відкрив в Празі збройовий завод «Zbrojovka Eng. Frantisek Janesek», а шість років потому вирішив його перепрофілювати та налагодити виробництво мотоциклів. Перший патент на виробництво був куплений у німецької фірми Wanderer. Базовою моделлю для виробництва став мотоцикл Wanderer 500. Було засновано фірму Jawa, назва була утворена злиттям перших літер імен власника Франтішека Янечека (чеськ. František Janeček) і назви фірми «Вандерер» (Wanderer) — JAneček WАnderer JAWA. Мотоцикли фірми Jawa стали відомі на весь світ та виробляються по сьогодні.

Джерела та посилання

История, технические характеристики и подборка фотографий мотоцикла Jawa 500 OHC 1952 года. Прошла II Мировая, на заводе Jawa решили поставить на производство более простые и дешёвые двухтактные мотоциклы. Но, спустя несколько лет после войны, покупатели потребовали более мощный мотоцикл. (см. подробнее)

Так, уже в 1950 году на заводе Jawa изготовили 500-кубоый двигатель, который с 1952 года начали устанавливать на новый серийный мотоцикл Jawa Ява 500 OHC (Overhead Camshaft). Аббревиатура в названии говорит о новый четырёхтактный двигателе, который имел один распределительный вал, расположенный не в блоке цилиндров, как в модели Jawa Ява 500cc OHV, а в головке цилиндров вместе с клапанами. Два цилиндра, с воздушным охлаждением, имели суммарный объём 489 см3 и развивали мощность в 19,1 кВт (26 л.с.) при 5 000 об/мин.

КПП у мотоцикла четырехступенчатая с ножным переключением. Магнитное динамо Lucas, изначально устанавливаемое на данный мотоцикл, вскоре было заменено динамо-батарейным зажиганием PAL с мощностью в 60 Вт. Смазку двигателя обеспечивает масляной насос. Для масла был отведён выделен бачек объёмом 4,5 литра. Объём же основного бензобака составляет 16 литров. Именно к нему крепилось одиночное сидение мотоцикла. Рама у мотоцикла была почти аналогична предыдущей модели Perak с несколькими усилительными распорками (предусматривалась возможность наличия коляски). Телескопическая передняя вилка оснащалась двумя масляными амортизаторами, тогда как заднее колесо было подрессорено скользящими телескопическими амортизаторами с витыми пружинами. Вес мотоцикла составлял 156 кг, а максимальная скорость достигала 135 км/час. Расход бензина, учитывая объём двигателя, был очень небольшим – 4 литра на 100 км.

В 1953 году была произведена модернизация модели Jawa Ява 500 OHC – усовершенствовали двигатель: мощность увеличилась до 20,6 кВт (28 л.с.). Также увеличился и вес мотоцикла (до 174 кг), но вес не повлиял на максимальную скорость, которая теперь составляла 147 км/час. С 1956 года 500-кубовая модель мотоцикла получила более удобное и практичное сдвоенное сидение. Последняя же Jawa Ява 500 OHC сошла с конвейера в 1958 году – тогда и закончилась история 500-кубовых серийных мотоциклов Jawa Ява. Далее мотоциклы с подобными двигателями разрабатывались только в единичных экземплярах.

Таблица. Технические характеристики Jawa Ява 500 OHC

Двигатель двухцилиндровый четырёхтактный
Рабочий объем цилиндров 488
Cтепень сжатия 7:1
Максимальная скорость 135км/ч (147 км/ч — 1953г)
Генератор 6в 60Ватт
Длина 2110мм
Высота 982мм
Ширина 720мм
Вес 156кг (174 кг — 1953г)
Бак 16л
Расход 4л. на 100км

CHES123 ›
Блог ›
Jawa 500 R 1987 г.

Описание модели
Это было чистое любительство и внутренее желание как-то улучшить Яву. В 1986-м году появился первый образец. Одноцилиндровый 4Т мотор ОНС имел ф89 мм, ход поршня 79.4 мм и рабочий объём 494 ссм. При степени сжатия 8,2:1 выдавал 34 л.с. Была взята самая «мягкая» версия Ротакса, чтобы можно было его завести кик-стартером. Ради снижения цены решили обойтись без электростартера. Трансмиссия пятиступенчатая. Наиболее подходящими оказались карбюратор Амал и глушитель Микрон. Ходовая была без существенных изменений взята модели 634, с обычными доработками для Англии- асимметричная фара для левостороннего движения, спидометр в милях, задний фонарь, допущенный к эксплуатации в Англии. На левой стороне руля был рычажок декомпрессора. В бак умещалось 15 л бензина, в масляный бачок с Ойлмастера вместо левого бардачка- 3 л. Колёса 18″ с барабанными тормозами ф160 мм были самым слабым местом, особенно при езде с боковым прицепом Велорекс. Вес мотоцикла достиг 170 кг. Максимальная скорость одиночки- 145 км/ч. Расход топлива составлял около 4 л/100. В 1987-м году мотоцикл был представлен общественности на Motorcycle Show в Бирмингеме, и вызвал у англичан весьма заметный интерес.

Простой одноцилиндровый 4Т всегда был «английским» мотоциклом, а в те времена ничего подобного на рынке не было, только навороченные многоцилиндровые японцы. Привлекательная цена в 1548 фунтов способствовала решению запустить малую серию. В Кингс Линн изготовили своими силами 50 шт. В невероятных условиях! Почти на коленке резали крепления двигателя на рамах и варили новые, переделывали впуск, меняли все тросики, монтировали глушители. В 1988-м году Ява наладила выпуск модели 638, и под натиском панов Петра и Чапа начала подготовку ходовой под Ротакс прямо на заводе в Тынце.

Технические характеристики
Двигатель Одно цилиндровый
Рабочий объем цилиндров 494 см3
Тактов 4
Мощность 27.00 л.с. (19.7 кВт) @ 6000 об./мин.
Компрессия 9.2:1
Диаметр х Ход поршня 89.0 x 19.4 мм (3.5 x 0.8 дюймов)
Клапанов 4
Контроль топлива OHC
Охлаждение Воздушное
Коробка передач 5 скорости
Привод Цепь
Макс. скорость 138.0 (85.7 mph)
Вместимость бензобака 15 л.
Передняя покрышка 3.25-18
Задняя покрышка 3.50-18
Передний тормоз Один диск
Задний тормоз Барабанный

ПОДПИШИСЬ НА МОЙ ПРОФИЛЬ ДАЛЬШЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНЕЙ
ХОЧЕШЬ ТОЖЕ ТАКУЮ ЯВУ ПИШИ МНЕ, ОГРОМНЫЙ ВЫБОР ЗАПЧАСТЕЙ НА МОТОЦИКЛЫ ЯВА, ТАК ЖЕ КАЧЕСТВЕННАЯ РЕСТАВРАЦИЯ МОТОЦИКЛОВ</b>

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *