Yamaha TDM 900 (2001–2010 гг., 200000–400000 руб.)

Старичок Yamaha TDM , он же «Тыгыдым», в далёком 1991 году тогда ещё в 850-кубовом исполнении предпринял попытку разрыва шаблона в отношении классификации мототехники (немногим ранее идея была обкатана на Yamaha TDR-350, но это уже совсем другая история) . Маркетинг и прочие неприятности ещё не были так сильно распространены. Инженерам просто захотелось экспериментов. Они на свой манер замешали конструктивные особенности и повадки туристического эндуро, обычного дорожного мотоцикла и приспортивленного нейкеда. Получившаяся матчасть долгое время классифицировалась как funbike . TDM 850/900 нашёл своего потребителя, но сверхпопулярным так и не стал. Модель абсолютно без сожаления была окончательно снята с производства в 2010 г.

Двигатель

Донорство органов в отношении двигателя приписывают турэндуро Yamaha XTZ750 Super Tenere. Первоначально двухцилиндровый рядный 10-клапанный карбюраторный двигатель с жидкостным охлаждением и системой смазки с сухим картером «раздули» до 849 см3, затем в 1996 году ему от Yamaha TRX850 досталась имитирующая V -образность конструкция коленвала. Тогда же с 77 л. с. при 7500 об/мин до 80,2 л. с. при 7500 об/мин подросла пиковая мощность. При очередной модернизации в 2002 году силовой агрегат получил ещё 49 см3 к рабочему объёму и электронный впрыск топлива с изменяемой геометрией впускного тракта взамен пары карбюраторов, что привело к росту пиковой мощности до 86 л. с. при 7500 об/мин.

В отличие от ранних модификаций, которые страдали целым букетом заболеваний, связанных с капризными карбюраторами (вплоть до их отстреливания с насиженных мест из-за обратного хлопка во впуск), коробкой передач, сцеплением, топливным насосом и повышенным угаром масла, «900-ке» инкриминировать практически нечего. В её моторе «живут» более тяжёлый коленвал, никасиль, новые шатуны и модифицированные распредвалы. Что благоприятно сказывается на кривой крутящего момента, стабильности и плавности работы. Двигатель у TDM 900, в отличие от предшественников, почти не ест масло, очень незначительно вибрирует и не дёргается на переходных режимах.

Трансмиссия

Коробка передач и сцепление – одна большая головная боль владельцев 850-кубовых «Тыгыдымов». Имеет место частый перегрев и пробуксовка сцепления, а также невнятная работа коробки передач. С приходом Yamaha TDM 900 инженеры постарались решить все известные проблемы по трансмиссии. Была переработана коробка передач. Появилась шестая ступень, при этом первая передача стала короче, а последняя длиннее, остальные стали ближе друг к другу. Чёткость работы узла и плавность хода мотоцикла серьёзно возросли.

Рама и обвес

Стальную раму (1991–2001 гг.) сломать практически невозможно, падения и езда с нагрузкой, которая превышает разрешённую, не провоцируют появление трещин. То же самое относится к колёсным дискам ранних поколений, чтобы их сокрушить, нужно значительно постараться. Алюминиевая рама (2002–2010 гг.) со съёмным задним подрамником – чуть более хрупкая конструкция. Равно как колёсные диски и пластик, применяемы на «900-ке».

Тормоза

На всём протяжении своего существования TDM 850/900 тормозной системой не блистал. Ему вечно перепадали анахронизмы. Сквозь все года выпуска прошла одна и та же схема – два диска 298 мм с четырёхпоршневыми суппортами спереди, один диск 245 мм и двухпоршневый суппорт сзади. Менялись только суппорты. Ситуация несколько улучшилась в 2002 году с приходом суппортов от ранней YZF — R 1. В 2005 г. штатно мотоцикл начал оснащаться антиблокировочной системой, в связи с этим к названию добавился индекс «А».

Подвески

Элементы подвески Yamaha TDM 850/900 отлично вяжутся со спокойной манерой езды и крайне негативно реагируют на «мотогонки». В «850-ки» устанавливался обычный неубиваемый телескоп, сзади моноамортизатор без тяг прогрессии. В 1996 году диаметр передней вилки увеличен с 41 мм до 43 мм, немного возросла жёсткость, и уменьшился ход. В случае с «900-кой» сзади установлен моноамортизатор с регулировками сжатия и отбоя, спереди 43-миллиметровый «телескоп».

Комфорт

Комфорт за рулём «Тыгыдыма» – величина довольно условная. Высоко расположенный руль и низко расположенные подножки формируют правильную для больших расстояний позу с абсолютно прямой спиной. Однако ввиду малого количества пластика ощутимо не хватает ветрозащиты. К недостаткам стоит прибавить тот факт, что двигатель беспрестанно мелко вибрирует, заставляя водителя спешиваться и разминаться чаще обычного.

Модификации

Yamaha TDM850 (часто его называют Yamaha TDM850-1) впервые появился в 1991 году. В 1993 году был лёгкий рестайлинг – глушитель вместо чёрного стал хромированным, а цвет рамы поменялся на серебристый. В 1996 году в свет вышел Yamaha TDM850-2 – мотор с имитацией V -твина, увеличенный до 20 л бензобак, маслобак в картере, серьёзный рестайлинг, обновления по ходовой. «900-ка» появилась в 2001 году. Её отличает двигатель увеличенного объёма с системой впрыска топлива, алюминиевая рама, новая подвеска и тормоза, улучшенный внешний вид.

Стоит заметить, что вне зависимости от поколения Yamaha TDM крайне сложен и неочевиден в обслуживании.

Yamaha MT -09 Tracer (2014 г. – наст. вр., 765000 руб.)

Yamaha MT-09 Tracer – паркетник в современном представлении. В нём сочетается весьма антуражная внешность, полное отсутствие внедорожных «умений», крутильный двигатель и весомый набор электронных помощников. При переходе от базового нейкеда к версии Tracer никаких изменений по ходовой части и тормозам не произошло.

Рядная 12-клапанная тройка с жидкостным охлаждением, рабочим объёмом 847 см3, пиковой мощностью 115 л. с. при 10000 об/мин и шестиступенчатой КПП и «везёт», и звучит, как полагается современному мотоциклу. Есть небольшой намёк на зудящие вибрации. Мотор действительно неплох, но картину несколько портит сложность дозирования количества смеси посредством электронно управляемой дроссельной заслонки. Настраиваемые режимы отдачи двигателем мощности не спасают. Мотоцикл просто не может ехать спокойно и без рывков на переходных режимах. Сбивчивый дёрганый ритм приводит к ускоренному износу приводной цепи.

Другая известная и неоднократно проверенная на горьком опыте «фишка» – расположение сливной пробки в поддоне картера ниже уровня выпускных коллекторов. Соответственно, о бездорожье можно забыть. Любое неаккуратное форсирование бордюра приведёт к луже масла на асфальте и поездке на эвакуаторе в сервис. Эпизодически у владельцев новых из коробки мотоциклов по истечении 1500–2000 км возникают гарантийные проблемы с натяжителем цепи ГРМ.

Шестиступенчатая коробка передач Yamaha MT-09 Tracer начисто лишена «детских болезней» и прочих артефактов. Ступени переключаются мягко и прогнозируемо. Приводная цепь в случае особенно борзой манеры езды превращается в скоротечный расходник.

Рама у всего семейства Yamaha MT -09 запрятана очень глубоко в двигатель. Чтобы её повредить, нужно стукнуть мотоцикл лбом о неподвижный предмет. Весь немногочисленный пластик сконцентрирован в верхней части мотоцикла. Какой-то особенной прочности от него ждать не стоит. Крайне непонятно предназначение ветвистых лопухов, призванных защищать органы управления и кисти рук водителя. Фактически они ощутимо мешают при движении в пробках и серьёзно увеличивают стоимость ремонта при небольших падениях на месте. Ветрозащита уже в стандартном оснащении на достойном уровне. В основном благодаря регулируемому ветровому стеклу.

Тормоза почти в полном составе перекочевали на MT-09 Tracer с премиальных спортивных моделей Yamaha . Однако, несмотря на наличие АБС, для усиления эффективности не помешает доустановить армированные шланги на все контуры.

Телескоп-перевёртыш с диаметром труб 41 мм и моноамортизатор с тягами прогрессии требуют очень точной подгонки под конкретного водителя (благо, всё для этого есть). Стандартные настройки с завода далеки от идеала, что может ввести в заблуждение владельцев. По характеру работы подвесок Tracer – стопроцентный дорожник. Грунт ему противопоказан!

Комфорт в случае с Yamaha MT-09 Tracer – это не только удобная посадка и хорошая ветрозащита. Удовольствие и удобство не в последнюю очередь зависят от присутствующих в базовом оснащении антиблокировочной системы, трэкшн-контроля, подогрева рукояток руля, подготовке под установку боковых кофров и системы выбора режима работы двигателя.

Модификации за исключением различий по цветам в зависимости от года выпуска и наличию штатного каталога аксессуаров отсутствуют.

Выбор резины

Как бы ни пыталась компания Yamaha позиционировать TDM и Tracer в качестве «проходимцев», они от этого не перестанут быть дорожными мотоциклами и нуждаться в дорожной резине. Ищите в разделах sport-touring. Хорошими вариантами будут Dunlop Roadsmart — III , Metzeler Roadtec 01, Michelin Pilot Road 3 или 4, Pirelli Angel ST или GT , Conti Road Attack 2.

Если же дух приключений не прекращает свербить, то для Tracer можно найти резину чуть зубастее, как на конвейере ставят на туристические эндуро: Conti Trail Attack 2, Metzeler Tourance Next , Pirelli Scorpion Trail 2, а можно даже совсем зубастую внедорожную типа Conti Twinduro TKC 80. Последнее – это уже экстрим, но остальные варианты будут крайне полезны при маршрутах путешествий в сторону востока и юго-востока от Москвы, где грязь на дорогах и песчаные барханы, заползающие на них, – нормальное явление.

С 18” передним колесом TDM всё сложнее. Ничего вообще не производится никем в мире, но всё же есть одна уловка. Можно поставить 110/80–18 Pirelli MT 60 Corsa (скажите спасибо Ducati Scrambler, ради которого это колесо создали), обладающую неплохими сцепными свойствами на асфальте и средними вне его, причём в штатном размере 160/60–17 к ней подбирается зад той же самой модели. И это единственный вариант, все остальные передние колёса даже в размере 110/80–18 окажутся на поверку задними и с индексом скорости, предназначенным для внедорожников объёмом 150–225 кубиков, для кого они и производились. Для TDM индекс скорости нужен V (240) или W (270), в самом крайнем случае Н (210), и то уже с оговорками. Мотоцикл-то быстрый и не самый лёгкий.

2014 г.в, 2014 г. в., 847 см3, 115 л. с.,

210 кг, от 729 750 руб. 220 км/ч

текст: Владимир Здоров

фото: Кирилл Чернышев

на фото: Степан Берестов

>>Такой шикарной «тройки» у компании Yamaha, определенно, никогда не было. Но в рамках «тела» узкоспециализированного нейкеда МТ-09А перспективы этой силовой установки были ограничены исключительно любителями «голого» жанра. Совсем иное дело – «широкоформатное» амплуа Yamaha Tracer, сегодня это самый живой кроссовер от трех камертонов с изрядной толикой спорта в генах.

С технической точки зрения Yamaha Tracer – практически «чистый» МТ-09А, однако дьявол кроется в деталях. Для создания полноценного «туриста» инженеры не стали озадачиваться такими вещами, как измененная ходовая часть или иные характеристики двигателя и подвесок – действительно, зачем? Но остальные составляющие комфорта выполнены в полном соответствии с жанром. Развитый обтекатель с регулировкой ветрового стекла в трех положениях, широкий руль с ветрозащитными накладками кистей и розетка зарядки гаджетов для соединения со всемирной сетью Большого Брата. Прямая посадка пилота и куда более функциональная приборная панель от Super Tenere, нежели минималистичный вариант от МТ-09А, и, пожалуй, главное отличие от «раздетого» родственника: система трекшн-контроля (TCS), со сложным и многоуровневым алгоритмом работы – вкл/выкл.

Хорошо что в Yamaha не стали активировать режим всеобщего благодушия европейской цивилизации и толерантности, то есть ради эфемерной тяги «снизу» не придушили изначально прекрасно сбалансированный двигатель. С другой стороны: 115 л.с. – куда же еще меньше? Но не стоит кривить губы в саркастической усмешке, здесь 115 л.с. весьма бодрые, обитающие в середине тахометра, а потому – практически всегда доступные. Надо заметить, что бумажные ТТХ порой слабо отражают реальное положение дел. Скажем, старый добрый литровый «Фазер» со 150 сильным двигателем от исторической генерации YZF-R1 не может идти ни в какое сравнение с современным 900-кубовым трехцилиндровым рядником, в котором «всего» 115 л.с. Конечно, дело не только в силовой установке, но и в снаряженной массе мотоцикла, передаточных отношениях, крутящем моменте, доступном с определенных оборотов и еще массе факторов.

Конечному потребителю важно иное: или он получает унылый и скучный, как три завсегдатая исторической библиотеки, решившие устроить диспут об особенностях правления династии Линь, «продукт для целевой аудитории», или же на выходе получается мотоцикл, каждая поездка на котором доставляет наслаждение. Причем для последнего фактора количество л.с. в характеристиках хоть и является весомым аргументом, но далеко не всегда решающим. Yamaha Tracer как раз из этой серии – все «поголовье» здесь задействовано и доступно практически в любой момент, начиная с 3000 об/мин. Жаль, что «накинув» на MT-09A «одеяло» обтекателя, добавив большую информационную панель от Super Tenere, сделав большое и комфортабельное и регулируемое по высоте сиденье, инженеры так и оставили без изменений главную ахиллесову пяту MT-09A: мертвые от рождения подвески. Правда, несмотря на большую снаряженную массу Tracer’а здесь они не так раздражают, как на нейкеде.

Просто широкий руль вкупе с развитым обтекателем априори настраивают на более спокойную езду, и без резких хулиганских эскапад, к которым так провоцирует «девятка». Но если пытаться пилотировать Tracer агрессивно, а двигатель это не просто позволяет, а можно сказать требует, то очевидный диссонанс великолепного мотора и бюджетного шасси «вылезает» даже без заездов на картодромы или треки. Поэтому нужно просто четко понимать, для чего и зачем вам нужен мотоцикл. Если планируются путешествия, но вариант раздутых (в том числе, и по цене) авиалайнеров, которые производители почему то поставили на два колеса, вас не прельщает, равно как и не радуют перспективы расплаты за комфорт в виде увеличенных массогабаритных показателей, вдобавок бюджет имеет определенные границы, то Yamaha Tracer один из наиболее интересных вариантов большекубатурных кроссоверов на сегодняшний момент на рынке. Еще бы в Yamaha уволили экономиста, срезавшего бюджет на полноценные подвески…

Теги Yamaha

Yamaha MT-09 Tracer. Цена: от 729 750 р. В продаже: с 2015 г.

Еще в 1991 году Yamaha выпустила TDM 850 — нечто среднее между городским нейкедом и туристическим мотоциклом. Тогда еще не было ни Ducati Multistrada, ни Suzuki V-Strom, ни Kawasaki VersyS, ни, тем более, BMW S1000XR. А класс мотоциклов, который мы теперь называем кроссоверами, по аналогии с недовнедорожниками от автомобилей, — появился.

Широченный руль можно слегка отрегулировать по «вылету», но для этого придется сильно заморочиться!

В 2002 году TDM 850 сменил TDM 900, который выпускался до 2011 года, после чего Yamaha на несколько лет покинула сегмент как раз набиравших популярность кроссоверов. Видимо, тогда в недрах компании начали разрабатывать концепцию серии МТ и нового трехцилиндрового 900-кубового двигателя. Результат этой работы мы смогли оценить в 2014 году в виде нейкеда МТ-09.

Приборку поставили от Super Tenere — она больше и лучше читается, чем «дизайнерская» панель на МТ-09

Логичным и ожидаемым развитием модельной линейки Yamaha с использованием нового и очень удачного мотора стало появление в прошлом году, богатом на кроссоверы, или спортэдвенчеры, и нового, или реинкарнированного, представителя этого класса от Yamaha — MT-09 Tracer.

Tracer обладает не самой изысканной, но современной, универсальной, узнаваемой «ямаховской» внешностью. Хотя он длиннее нейкеда МТ-09 всего на 8,5 см, на вид и по комфорту «на борту» он кажется значительно больше и подойдет более широкой «гамме» водителей: как среднего роста и комплекции, так и высоким, и крупным — в том числе благодаря регулируемому по высоте седлу и возможности сдвигаться по нему ближе или дальше от бака, слегка изменяя посадку от прямой до более спортивной.

Шасси «Трейсеру» досталось от МТ-09 в неизменном виде, с регулировками вилки и амортизатора по предварительному сжатию пружины и отбою. Однако уже на конвейере подвеску настроили чуть жестче, чем на нейкеде, за счет чего повороты мотоцикл проходит более стабильно — эти элементы дороги вообще становятся самыми любимыми, когда едешь на Yamaha Tracer. Да, неровности покрытия и лежачие полицейские ощущаются, но при повседневной езде все равно мало кто каждый раз перенастраивает подвеску. Раз настроил (а обычно и не трогал вообще) и катаешься все время. Вот электронная подвеска — дело другое: нажал кнопочку, и все волшебным образом переменилось. Но тогда к и так не низкой нынешней стоимости мотоциклов придется прибавить еще половину…

850-кубовый трехцилиндровый мотор лично мне очень понравился еще на МТ-09. В нем заключены все прелести рядных и V-образных движков без их минусов: мощная тяга с низов, мясистая середина и подхват на высоких оборотах — и все это практически без вибраций. Однако в нейкеде, особенно при езде в спортивном режиме «А», чувствовалась нервозность, дерганость, которая, конечно, составляла часть характера мотоцикла, но и водитель ей должен быть под стать. На Tracer мотор немного перенастроили, и эта «импульсивность» пропала, оставив чистую мощь и удовольствие от контроля над ней.

Пассажирские ручки имеют очень острые углы — когда водитель садится и забрасывает ногу, может больно напороться

Только досаждает шум на скорости чуть за 100 км/ч: потоки ветра обтекают водителя, не бьют в голову или грудь, но при этом создают какие-то ну очень шумные завихрения. Хотя… На Tracer, как и на МТ-09, не успеваешь заметить, где было «чуть за 100», а где уже на лишение разогнался.

Лапка ножного тормоза короткая и расположена слишком близко к мотору — по ней сложновато попадать, но можно привыкнуть или поменять

Что касается внедорожных возможностей, то тут они, даже если переобуться в зацепистую резину, весьма условны: заводская защита картера слабая — коллеги умудрились пробить поддон о бордюр в городе; подножки расположены не под 90° к земле, а отнесены назад, что мешает ехать стоя, не упираясь руками в руль. Руль, кстати, прям эндуро-эндуро — широченный! Он облегчает управление, расслабляет руки и спину, особенно во время долгих поездок, но в городе напрягает. Хотя не так уж и сильно, терпимо. Между двумя «джипами» только не протиснуться… Вне асфальта грейдер, укатанная проселочная или слега припорошенная песком дорога — предел для стокового «Трейсера». Это все же настоящий мотоцикл-кроссовер — бодрый, веселый, симпатичный, удобный и в городе, и на трассе неважно какого качества, способный даже показать себя на треке, но нежный и пачкаться в грязи определенно не готовый. Ну да для грязи есть у той же Yamaha более приспособленные экземпляры.

Технические характеристики
Габариты (длина/ширина/высота/высота по седлу) 2160x950x1145х845(860) мм
База 1440 мм
Дорожный просвет 135 мм
Объем топливного бака 18 л
Двигатель 847 см3, 3-цилиндр., рядн., 4-тактн., с жидкостным охлаждением, инжекторн., 115/10000 л.с./мин-1, 87,5/8500 Нм/мин-1
Трансмиссия 6 МКП, сцепление многодисковое мокрое, привод — цепь
Рама алюминиевая, диагональная
Подвеска передняя перевернутая телескопическая вилка, ход — 137 мм
Подвеска задняя асимметр. алюмин. маятник с моноамортиз., ход — 130 мм
Тормоз передний/задний гидравлические, 2 диска/ 1 диск
Снаряженный вес 210 кг
Технологии АБС (в «базе»), система электронного управ. заслонками (YCC-T), три режима работы двигателя (D-MODE), отключаемый трекшн-контроль (TCS)

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *