Yamaha FZ1

Информация по мотоциклу Yamaha FZ1

Модель нейкеда Yamaha FZ-1 появилась в 2001 году на базе классической стальной рамы дорожника и дефорсированного карбюраторного двигателя от Yamaha YZF-R1. На рынке США данная модель носила название — Yamaha FZ1, на рынке Европы — Yamaha FZS 1000 Fazer. Несмотря на различие в названиях, во всех случаях это один и тот же мотоцикл.

Современные версии Yamaha FZ-1 представляют собой нейкеды в диагональной алюминиевой раме со спортивными подвесками и тормозами, а также рядным 4-цилиндровым инжекторным двигателем жидкостного охлаждения, выдающим 150 л.с. мощности и 108 Нм крутящего момента. Двигатель настроен на уверенную тягу со средних оборотов и выдает максимальные характеристики на 8000-11000 об/мин.

Основные модификации Yamaha FZ1:

  • Yamaha FZ1-N (FZ-1) — нейкед-версия без переднего обтекателя.
  • Yamaha FZ1-S (FZS1000 Fazer, FZ1 Fazer) — версия с передним обтекателем.

Основные поколения Yamaha FZ1:

  • 2001-2005 гг. — первое поколение.
  • 2006-по наст. вр. — второе поколение.

Номера рамы разных поколений модели Yamaha FZ-1:

Год выпуска Номер рамы
2001-2002 RN06x
2003-2004 RN07x
2005 RN14x
2006 RN16x, FZ1 Fazer — RN17x
2007 RN17x
2008- RN21x

2015 год стал последним годом продаж модели Yamaha FZ-1 на рынке США.

Основные конкуренты Yamaha FZ1 в классе:

  • Honda CB1000R
  • Kawasaki Z1000
  • Suzuki GSF 1250 Bandit | Suzuki GSX-S1000

Технические характеристики

Сравнительная таблица технических характеристик 1-го и 2-го поколений Yamaha FZ-1:

Модель Yamaha FZ-1 (2001-2005) Yamaha FZ-1 (2006-по наст. вр.)
Тип мотоцикла нейкед
Рама стальная алюминиевая диагональная
Тип двигателя 4-цилиндровый, 4-тактный, рядный
Рабочий объем 998 куб. см.
Диаметр цилиндра/ход поршня 74 мм х 58 мм 77 мм х 53,6 мм
Степень сжатия 11,4:1 11,5:1
Охлаждение жидкостное
Количество клапанов на цилиндр DOHC, 5 клапанов на цилиндр
Система подачи топлива карбюраторы, 4x Mikuni BSR37 с датчиком положения дросселя (TPS) инжектор, 45 мм с датчиком положения дросселя (TPS)
Тип зажигания цифровое транзисторное (TCI) цифровое транзисторное (TCI) с 32-битным ЭБУ
Максимальная мощность 143 л.с. при 10000 об/мин 150 л.с. при 11000 об/мин
Максимальный крутящий момент 106 Нм при 7500 об/мин 106 Нм при 8000 об/мин
Коробка передач 6-ступенчатая
Тип привода цепь
Размер передней шины 120/70-17
Размер задней шины 190/50 ZR17
Передние тормоза 2 диска, 298 мм, 4-поршневые суппорта 2 диска, 320 мм, 4-поршневые суппорта
Задние тормоза 1 диск, 268 мм, 2-поршневой суппорт 1 диск, 245 мм, 1-поршневой суппорт
Передняя подвеска телескопическая вилка 43 мм, ход — 140 мм вилка перевернутого типа (регулируемая), ход — 130 мм
Задняя подвеска маятниковая с моноамортизатором, ход — 135 мм маятниковая с моноамортизатором (регулируемый), ход — 130 мм
Габаритные размеры (ДхШхВ) 2125х765х1190 мм 2141х770х1204 мм
Высота по седлу 825 мм 815 мм
Емкость бензобака 21 л 18 л
Максимальная скорость 260 км/ч 246 км/ч (N-версия)
Разгон до 100 км/ч 3,6 сек
Масса мотоцикла 208 кг — сухая

230 кг — снаряженная

198 кг — сухая

221 кг — снаряженная

>Расход топлива

Средний официальный расход на Yamaha FZ1 составляет 5,46 л на 100 км пути. Точное значение сильно зависит от стиля езды.

Видео

  • Обзор и тест-драйв мотоцикла Yamaha FZ1-N.

  • Обзор первого поколения мотоцикла Yamaha FZ1 Fazer (FZS1000).

Yamaha FZ-1 — флагманская модель линейки «Фазеров», в которую традиционно входят выпускаемые в нескольких версиях мотоциклы. Сконструированный с учётом опыта производства легендарного спортбайка YZF-R1, FZ-1 получился без преувеличения великолепным байком. В 2016 году компания Yamaha презентовала новую модель MT-серии — MT-10, которой суждено стать новым её флагманом, потеснив Yamaha MT-09, но пока не до конца ясно, как появление нового «литра» скажется на судьбе FZ-1. Учитывая огромную популярность этой модели, есть все шансы, что она останется на конвейере ещё долгое время.

Внешне старший «Фазер» весьма похож на своих младших- собратьев — Yamaha FZ-6 и Yamaha FZ-8, и, как и они, FZ-1 имеет две версии — FZ-1N, то есть нейкид-байк, и FZ-1S, то есть версию с пластиковым обтекателем, также встречающуюся под названием FZS 1000 (только первое поколение). История модели насчитывает два поколения — первое выпускалось с 2001 по 2005 год, а второе выпускается с 2006 года и по настоящее время. Разница между поколениями весьма существенная — более свежие мотоциклы получили диагональную алюминиевую раму вместо стальной, инжектор вместо карбюраторов, усиленные тормоза, улучшенную подвеску и доработанный двигатель.

К слову, о двигателе — он, пожалуй, является одним из главных достоинств Yamaha FZ-1. Эта рядная «четвёрка» была позаимствована у YZF-R1, дефорсирована и перенастроена, выдавая в итоге 150 л.с. (146 на первом поколении FZ-1) и 106 Нм крутящего момента. Лучше всего мотор флагманского «Фазера» работает на средних оборотах, выходя на пик момента к 7500-8000 об/мин, а на пик мощности — к 10000-11000 об/мин. Если же описать сухие цифры простыми словами, то мотор у FZ-1 попросту бешеный, он обеспечивает чудовищную в своей мощности разгонную динамику.

Шутка ли — полторы сотни лошадиных сил! Не все спортбайки той же кубатуры могут похвастаться аналогичными характеристиками, а Yamaha FZ-1 — не спортивный, а дорожный мотоцикл. Скорость он набирает действительно очень-быстро, а солидный объём двигателя позволяет не слишком-то часто переключать передачи. С 0 до 100 км/ч FZ-1 разгоняется за 3,6 секунды, а максимальная скорость его составляет 260 км/ч. Справедливости ради надо заметить, что на S-версии до таких скоростей разогнаться можно, если лечь на бензобак, а вот с N-версии мотоциклиста начнёт сдувать встречным ветром значительно раньше.

Мотоцикл отличается довольно высоким центром тяжести и немалой сухой массой — 208 и 198 кг у первого и второго поколения соответственно, так что на месте ворочать его нелегко, особенно невысоким мотоциклистам. Объём бензобака неплохой — 21 и 18 литров у первого/второго поколений. Учитывая средний заявленный расход менее 6 литров на сто километров дороги, это обеспечивает байк отличным запасом хода, так что неудивительно, что на Yamaha FZ-1S некоторые путешествуют далеко и с удовольствием. К тому же сидеть на этом мотоцикле очень удобно — посадка прямая (хотя при желании можно и наклониться вперёд), все органы управления расположены там, где им предписывает находиться логика, а удобное сиденье (водительское; пассажирское место, увы, достоинствами не блещет).

Подвески тоже неплохие, к тому же на втором поколении Yamaha FZ-1 они обзавелись набором регулировок, благодаря которому их работу можно настроить под свой вес и свой стиль езды. Тормоза тоже хороши и эффективны, особенно на втором поколении FZ-1, к тому же доступна версия с АБС. В общем, японские конструкторы постарались от души, чтобы обеспечить владельцу этой модели комфортное перемещение в любых условиях. На трассе мотоцикл чувствует себя, как рыба в воде, с лёгкостью совершая обгоны и маневрируя, да и в городе он, несмотря на свою ширину, легко просачивается между автомобилей благодаря великолепной маневренности. Да, его вес чувствуется только в статике, на ходу же FZ-1 управляется со сказочной лёгкостью.

Неудивительно, что эта модель пользуется такой популярностью вот уже полтора десятка лет. В Yamaha FZ-1 сочетается масса достоинств — чудовищной мощности двигатель, к тому же обладающий неплохой, особенно для «рядника», тягой на низах, удобная посадка, высокая надёжность, цепкие тормоза, хорошая управляемость и отличная выносливость. Пожалуй, этот мотоцикл можно назвать без преувеличения одним из лучших в своём классе.

Конструкция

Проектируя модель, инженеры взяли за основу классический концепт дорожного мотоцикла и установили на него гоночный мотор, от вышедшего несколькими годами ранее, R1.

С 2006 по 2015 года Yamaha FZ1 выпускалась с легкой алюминиевой рамой.

Движок существенно перенастроили, уменьшив максимальную скорость, но выровняв тягу на всем диапазоне оборотов. От флагмана гонок перешли и тормоза. Всё остальное разрабатывалось изначально под стальную раму, а затем, в 2006 году при смене поколения — под алюминиевую.

Подвеска

Передняя подвеска – полностью регулируемая телескопическая вилка перевернутого типа.

При этом выпуск второго поколения не изменил общих возможностей.

У обоих поколений передняя подвеска основана на перевёрнутой телескопической вилке (ход — 140 мм), задняя на моно амортизаторе (ход — 130 мм).

Задняя подвеска – маятниковая, с одним амортизатором.

Возможность регулирования любого параметра позволяет идеально точно, настроить их под любые дорожные условия. Ручки расположены так, что сделать это можно как в гараже, так и на трассе. Обращения на СТО не требуется.

В обоих поколениях использовалась диагональная рама. Переход на алюминий позволил понизить центр тяжести, немного поменять отдельные характеристики, что положительно отразилось на манёвренности и управляемости.

Экстерьер

Несмотря на заявление разработчиков, что мотоцикл второго поколения — кардинально новая модель, внешний вид изменился не сильно.

Yamaha FZ1-N на улицах Европы!

Интересно, что с запуском нового поколения модель стали выпускать в 2 вариациях – FZ1-N и FZ1-S. Разница в оформлении передней части: у первого передний обтекатель уменьшен до минимально возможного и отсутствует ветровое стекло.

Yamaha FZ1-S c широким передним обтекателем.

Передняя часть

Переднее крыло полностью повторяет дизайн R1. Оно урезанное и плотно прижато к покрышке.

Родная ветрозащита проигрывает заправским туристам, однако ситуацию легко исправить установкой большого стекла, как на фото.

Обтекатель выгнут вперёд, имеет ярко выраженный угол между «гранями» мотоцикла. Головная фара сдвоенная, из-за формы обтекателя разнонаправленна, но на световом пятне это не отражается. На S модели второго поколения и всех версиях первого вокруг большое количество пластика. Указатели поворота закреплены в обвесе и вынесены за пределы мотоцикла на отдельных стойках.

Оригинальная фара Yamaha FZ1-N. Сдвоенная фара Yamaha FZ1-S. Вариант с линзами.

По традиции для брэнда, обычная лампочка спереди прикрыта цветным стеклом, сзади чёрным пластиком. Пользователи отмечают, что при случайном падении стекло не разбивается, мотоцикл ложится на ручки руля, потом на зеркала.

Последние на массивных стойках, разнесены за пределы, но недостаточно. Больше половины зеркала показывает руки и плечи водителя. Во втором поколении недостаток исправили. Высота их крепления позволяет свободно маневрировать в городе, они будут «проплывать» над «ушами» почти всех легковушек.

Руль невысокий, но установлен так, что водитель может сидеть в обычной, свойственной дорожным мотоциклам позе, поэтому усталости не чувствуется. Высота седла позволяет удобную посадку для человека любого роста.

Стоковые рукоятки узкие и не очень удобные, при «подтравливании» сцепления в пробках кисть быстро устает. Лучше сразу поставить широкие удобные курки, желательно с регулировкой.

Бензобак «лежит» на раме перед водителем. По данным завода ёмкость 21 л, включая резерв.

Приборная панель

Вне зависимости от рынка набор тут стандартен – цифровой спидометр, большой аналоговый тахометр, указатель топлива, индикатор температуры.

Приборка в целом понятная и читаемая, но на ярком солнце показаний цифровой панели иногда не видно. Зато ночью проблем нет.

Одной строкой ниже циферблатов выведены индикаторы сигналов поворотов, запуска, нейтрали. Больше ничего.

У американских версий спидометр размечен в милях, километры тоже есть, но напечатаны мелко. На стоянке разобрать сложно, а при движении просто невозможно. Покупая байк нужно внимательно проверять этот блок. Впрочем, можно установить тюнингованную панель. Выбор велик, от циферблатов до ЖКИ дисплеев.

Задняя часть

  • Сигналы поворота, так же как и спереди вынесены на отдельных ножках. Стоп и габарит находятся на заднем брызговике. Интересно, что второе поколение обзавелось несколькими катафотами (светоотражателями). Парочка красного цвета висит рядом с габаритом. По бокам тоже есть — жёлтого цвета, согласно ПДД.

    Задняя часть практически не менялась в течении всего периода выпуска мотоцикла.

  • Седло большое, места хватает, но при выпуске второго поколения его разделили на две части. Вместо того, чтобы двигать выступ за спиной водителя, как это реализовано на отдельных моделях — здесь части двигаются целиком. Естественно только в направлении вперёд-назад.

    Интересно, что водительское сидение снимается только после пассажирского.

  • Высота места водителя подобрана так, что управлять байком удобно человеку любого роста.

    Однако людям низкого роста стоит «примерить» мотоцикл перед покупкой – высота по седлу относительно небольшая, но само седло широкое и ощущается довольно «толстым».

  • Задний вынос длинный, за спиной пассажира есть место, но ни багажника, ни кофра не предусмотрено. Их надо ставить отдельно.

    Вместительный задний кофр пригодится для дальних поездок.

Интересно что у второго поколения брызговик чуть отодвинулся от колеса. Отдельного крыла традиционно нет, поэтому вся грязь с дороги собирается нижней частью рамы.

Сердце FZ1 – короткоходный 20-клапанный двигатель от знаменитого спортбайка YZF-R1, скинувший 25 лошадиных сил после дефорсажа.

Здесь приведены данные для Fazer 2016 года. Разница между поколениями, в том числе и по моторной части будут выведена в отдельный раздел ниже.

Выпускной коллектор. Радиатор охлаждения.

Мотор для обоих поколений использовался один. Переработка версии, устанавливаемой на R1, 4-тактный, 4-цилиндровый движок с рядным расположением поршней выдавал:

  • рабочий объём — 999 см3;
  • мощность — 150 л.с;
  • количество клапанов — 20 (по 5 на цилиндр);
  • охлаждение — жидкостное;
  • подача топлива — инжектор;
  • зажигание — электронное;
  • пуск — электростартер, ножка кик-стартера;
  • объём бака — 21 л.

От R1 перешло и требование бензина ни ниже 95.

«Фазер» предпочитает 95-ый бензин, но не гнушается и 92-го.

Механики на СТО говорят, что это не более чем маркетинговый ход компании. При 92 видимых изменений нет, а цена ниже, да и качество топлива выше.

Трансмиссия и сцепление

Хоть по заявлению японцев данный блок и переработан, при ремонте можно использовать детали как от гоночного флагмана так и родные. Полная взаимозаменяемость.

  • Коробка на 6 ступеней, секвентальный принцип. Свободный ход педали по сравнению с гоночной чуть больше, но на управляемости это не отражается. Переключение чёткое, проскальзывания исключены.
  • Привод цепной.

    Классический цепной привод.

  • Сцепление многодисковое, масляная ванна.

Тормоза

Тормозная система целиком перешла от гоночной версии, включая то, что во втором поколении диаметры дисков поменялись.

Передние тормоза укомплектованы тормозными скобами Sumitomo, пожалуй лучшими в этом классе.

Передние:

  • количество — 2 диска,
  • диаметр — 320 мм;
  • саппорт — 4 поршня с радиальной установкой.

Задние:

  • количество — 1 диск,
  • диаметр – 245 мм;
  • саппорт — 1-поршневой.

Задние тормоза однодисковые, но вполне работоспособные.

Выбирая второе поколение пользователь имел возможность купить модель с ABS. В стоковом варианте она не устанавливалась, но как опция предлагалась. Изюминкой считалась возможность отключения системы нажатием одной кнопки.

Модификации. Сравнение поколений

В отличие от других версий, где потребителю дилер может представить 2, 3 модификации, здесь разработчики выпустили всего одну версию, назвав её вторым поколением.

Yamaha FZ-1 2001 года выпуска. Yamaha FZ-1 2016 года выпуска.

По отдельным характеристикам новое поколение стало хуже оригинальной версии. Ниже приведены несколько параметров для двух поколений. Первый показатель — машина 2001 года, второй — 2016. Грань между поколениями — 2006 год.

  • Ход телескопической вилки (передняя подвеска) — 140, 130 мм.
  • Амортизатор заднего колеса — 135, 130 мм.
  • Мощность двигателя — 145, 160 л.с.
  • Подача топлива — карбюратор, инжектор.
  • Топливный бак — 21, 18.
  • Диаметр передних тормозных дисков — 298, 320 мм.
  • Диаметр заднего диска — 267, 245 мм (у первого поколения два саппорта).
  • Скорость (max) — 260, 246 км/час.
  • Разгон до 100 — 2.9, 3.5 секунды.

Yamaha FZ1-S – типичный мощный стритфайтер, рассчитанный на искушенного водителя.

Кроме этого поменялась и классификация наименований.

Yamaha FZS 1000 — название для австралийских и европейских покупателей исчезает из прайсов.

Название американской версии Yamaha FZ1 становится общим. Для обозначения версий используются принятые ранее символы:

  1. S — модель со стандартным обтекателем и ветрозащитой,
  2. N — с минимальным обтекателем.

Название Fazer — становится разговорным. Шильдики соответствующие ему исчезают как с боковых граней топливного бака, так и с заднего обвеса.

Отзывы владельцев (недостатки)

Yamaha FZ1– это вам не эндуро.

Как и у любой техники, минусы у байка есть. Но при опыте управления мотоциклами, неожиданностями они не станут.

  • Манёвренность. Широкая задняя покрышка, вес и скорость могут помочь проскочить какие-то проблемные места, но совокупность этих факторов станет неприятным сюрпризом для новичка.
  • Высокие подножки. Хоть посадка и прямая, но для поставки ног на подножки приходится сильно сгибать колени, что при длительных поездках может создавать трудности.

Достоинства

  • КПП. При спокойной езде практически для любой ситуации хватит первой передачи. Далее по скутерному принципу — ручкой газа от 0 до 120.
  • Отличный глушитель. Если на других мотоциклах прямоток — признак ЧСВ, то владельцы Fazer замечают что его надо ставить, чтоб тебя хоть как-то слышали. «У светофора машина по соседству издаёт больше шума чем ты».

    Штатный выхлоп устраивает многих, не громкий и не тихий – самое то, что надо.

Тестовый вариант — дорожный мотоцикл + гоночный двигатель, оказался настоящей находкой для разработчиков Yamaha.

Лучшим доказательством успеха служит почти 10 лет выпуска без изменений. Yamaha FZ1 Fazer не для новичков, требует хороших знаний в управлении и рулении, но в то же время, классическая компоновка позволяет «сеть и поехать». А для успеха мототехники — это главное.

Косвенным доказательством является то, что модель, занявшая его место на конвейере является улучшенной модификацией Fazer. Литровый неизменный двигатель и новая электроника от нового R1.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *