Проблема 2000 года

Табло показывает 3 января 1900 года, вместо 3 января 2000 года. Франция Женщины вводят данные на перфокарты в 1938 году. Ограниченное пространство для передачи данных на картах привело к широкому использованию двух цифр в поле года

Проблема 2000 года (часто она обозначается как «проблема Y2K» или «Y2K-совместимость» (аббревиатура: Y — year (год), 2, K — kilo (1000 в СИ)) — проблема, связанная с тем, что разработчики программного обеспечения, выпущенного в XX веке, иногда использовали два знака для представления года в датах, например, 1 января 1951 года в таких программах представлялось как «01.01.51».

Некоторые вычислительные машины имели уже аппаратную обработку даты, однако две цифры от 0 до 9 ( т.е. вместо 4 цифр «1951» хранились и обрабатывались только 2 цифры «51», см. подпись ко второй картинке справа). При наступлении 1 января 2000 года при двузначном представлении года после 99 наступал 00 год (то есть «99+1» возможно равно «00» ?), что интерпретировалось многими старыми программами как 1900 год (или же 0 год), а это, в свою очередь, могло привести к серьёзным сбоям в работе критических приложений, например, систем управления технологическими процессами и финансовых программ.

Проблема 2000-го года была вызвана, в том числе, использованием старых программ, что не предполагалось во время их разработки. Известны многочисленные случаи использования в конце 1990-х годов программ начала 1980-х годов.

Сложность была ещё и в том, что многие программы обращались к вычислению дат вперёд (например, составление плана закупок или любое другое планирование вперёд). Так что для многих программ планирования и прогнозирования «Проблема 2000 года» наступала раньше, чем эта проблема касалась самого компьютера и текущей системной даты компьютера. Особенно это касалось западных стран, где финансовый год начинается осенью.

По некоторым оценкам экспертов общий объём мировых инвестиций, потраченный на подготовку к 2000 году, составил около 300 миллиардов долларов.

Критика

Относительно «Проблемы Y2K» существуют две точки зрения. Согласно одной, было предотвращено огромное количество больших и малых сбоев, благодаря своевременному обнаружению проблемы, хорошо проведённой подготовке и профилактике. Согласно другой точке зрения, проблема была искусственно «раздута» с целью получения прибыли. И в ряде случаев никаких сбоев не произошло бы, поскольку большинство программ, имеющих данную проблему, устарели и практически не использовались. Например, директор Института системного программирования РАН, член-корреспондент РАН В. П. Иванников в интервью PC Week/RE заявил:

Активность по проблеме 2000 года носит скандальный характер, потому что она понятна любому даже непрофессионалу. Имеются бюджетные деньги. На них можно создавать комиссии, слёты, выездные сессии… Здесь замешаны и мистика, и технические проблемы. И не только у нас — в Штатах происходит то же самое, нагнетаются страсти, Пентагон пугает. Халявные деньги, почему бы не урвать? … Есть мистики, есть халявщики, а есть работяги, которые свои программы чистят безо всякого шума.

Анатолий Чубайс, будучи в то время ответственным за стратегические объекты, после встречи Нового года на ядерном объекте, высказал гипотезу, что Билл Гейтс немного преувеличил проблему.

> См. также

  • Проблема 2038 года

Ссылки

Проблема 2000 года на Викискладе

  • Документы по проблеме 2000 года в Перми и Пермской области (недоступная ссылка)
  • Национальный план действий по решению «Проблемы 2000» в Российской Федерации

Это заготовка статьи о программном обеспечении. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: sh96000895

Главный герой голливудского фильма «Крутящий момент» ездит на мотоцикле, который быстр «как ураган» и разгоняется со странным пронзительным звуком, напоминающем взлёт истребителя.

Мало кто знает, что это реальный аппарат. Мотоцикл называется MTT Turbine Superbike, и его можно приобрести за $200 тыс.

Если повезёт дождаться очереди. Ведь объём его производства на мощностях американской компании МТТ составляет всего 5 штук в год.

Это — единственный легальный (допущенный к движению на обычных дорогах) мотоцикл, оснащённый газотурбинным двигателем — словно вертолёт или турбовинтовой самолёт.

Сердце машины — модифицированный для данного применения авиационный Rolls Royce — Allison 250 — газотурбинный двигатель с выводом мощности на вал. Вес двигателя 61,2 кг, мощность — 320 л.с., максимальный крутящий момент составляет 52 000 об/мин. Весь же мотоцикл весит 227 кг. Двухступенчатая автоматическая трансмиссия с возможностью ручного переключения.

Человек, способный совладать с таким потоком мощности и крутящего момента, может разогнаться на MTT Turbine Superbike до 365,3 километра в час.

В задней части мотоцикла стоит телекамера, транслирующая картинку на цветной ЖК-дисплей. Кроме того, в стандартное оснащение входит комплекс радар-детекторов (радио и лазерных), просматривающих пространство как впереди, так и позади.

Ещё две интересные особенности: это сделанные из карбона 17-дюймовые колёса и то, что авиационное «сердце» супербайка в качестве топлива может употреблять не только керосин, но и обычный дизель.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *