«Семьдесят второй» — агрегат самоценный: стильный, надежный и неприхотливый. Его возраст и отечественное происхождение не останавливают кастомайзеров — в их «больных» головах при виде мотоцикла М-72 бурлят чумовые идеи.

Целый год старичок — он 1955 года выпуска — пылился в гараже, ожидая своей участи. Вокруг него скопился «хлам» — баки, седла, крылья, другие детали… Сформировалась странноватая идея — совместить современные узлы (дисковые тормоза, стартер, 12-вольтное оборудование) со старым-добрым нижнеклапанным движком и вписать во все это бак и седло от Harley-Davidson WLA 42. Почему нет — «американец» тоже древний и легендарный…

Только на собственные силы полагаться не стал — большую часть работ доверил профессионалам. Виктор Завьялов, в прошлом конструктор ирбитских мотоциклов, а сейчас известный кастомайзер, загорелся моей идеей. Для начала на мотоцикле разрезали и на 15 см удлинили раму. Переднюю ее часть подогнали под форму и нешуточные размеры «валуевского» бака. Изменили угол наклона рулевой колонки. Задние же «свечки» оставили такими, как были. Хотя их амортизаторы и устарели, но как не сохранить «первоисточник» — уж очень они стильные. И потом, у кастомайзеров до сих пор в почете именно «свечные» рамы.

Переднюю вилку мотоцикла собрали из «ураловских» деталей. Ее подвижные части взяли от «Вояжа» — на них есть крепления для суппорта дискового тормоза. А вот кожухи полностью самодельные. Крылья тоже из «ураловских», но это интерпретация темы. С обоими пришлось попотеть — ведь «заточены» под 19-дюймовые колеса, тогда как диаметр новых — всего 16. Чтобы крылья «съежились», сделали надрезы по всему их периметру, а потом сварили.

Двигатель мотоцикла перебрали, но не стали вносить никаких новшеств. Зачем менять то, что проверено годами? Если уж мотор дотянул до сих пор и почти не износился, значит, ему предстоит еще долгая жизнь. На впуск установили чешские карбюраторы Jikov с диффузорами диаметром 26 мм, а также воздушный фильтр конструкции нынешних ирбитских умельцев. Все шестерни и валы КП заменили теми, что в коробке «Урала-Волк». Приварили к ее корпусу кронштейн для крепления электростартера. Рама стала длиннее — пришлось удлинить и кардан. Глушитель изготовили из труб небольшого диаметра. Они не пустые — внутри компактные глушащие сетки. Звук получился шикарный: глубокий бас, но громкостью он не разрушает барабанные перепонки.

После установки 12-вольтового «ураловского» генератора на мотоцикле пришлось заменить все те лампочки и реле, что работают от напряжения в 6 вольт. Вместо старого прерывателя с ручным изменением угла опережения зажигания установили чуть более современный, опять же «ураловский».

На переднем колесе мотоцикла дисковый тормоз Brembo с армированным шлангом. На заднем остался штатный, но с «доведенным до ума» барабаном. Оставить его без изменений нельзя: тот, что был на «старичке», норовил завершить торможение уже позже препятствия. Эта беда — следствие низкого качества изготовления: форма поверхности, о которую трутся колодки, далека от цилиндрической, вот и цепляются фрикционные накладки за барабан лишь кое-как. После доводки барабана тормоза заработали как надо.

Руль согнули в стиле «Харлеев» 50-х годов — с ним мотоцикл выглядит интереснее. Фару, задний фонарь, сигнал и поворотники для мотоцикла позаимствовали у ЗИЛа-157. Эти стильные штучки не зря любимы российскими кастомайзерами — они придали аппарату особый шарм. И увенчал композицию механизм ручного переключения передач с длинным рычагом — вещь стильная и отнюдь не бесполезная: этот узел избавляет водителя от обычного «развлечения» владельцев «Уралов» на светофоре — мучительного поиска «нейтрали». Теперь все делается одним взмахом руки… Седло — точная копия того, что на WLA 42 — его повторили до мелочей и обшили добротной кожей.
Имя мотоциклу — Old Friend, «Старый друг». А другу, как бы стар он ни был, не дело пылиться в гараже. Старина со мной на всех байкерских тусовках.

Общие данные мотоцикла:

длина — 2320 мм ■ ширина 1040 мм ■ высота по седлу — 700 мм ■ дорожный просвет -120 мм ■ объем бензобака -17,5 л.

Двигатель — М-72,1955 г.в., рабочий объем — 750 см3 ■ диаметр/ход — 78 х 78 мм ■ мощность — 22 л.с. ■ переделан маховик для работы со стартером ■ прерыватель — от «Урала» ■ карбюраторы — Jikov ■ воздушный фильтр и глушители — от КБМТС, г. Ирбит.

Трансмиссия: механизм сцепления — штатный ■ КПП — все валы и шестерни заменены на «волковские», к корпусу приварено крепление для стартера ■ изготовлен ручной привод переключения передач ■ карданный вал — удлиненный ■ главная передача — «девятка».

Ходовая часть: рама — удлинена на 150 мм и доработана ■ изменен угол наклона рулевой колонки я передняя вилка — из деталей штатной и «Урала-Вояж» ■ траверсы — от КБМТС ■ задняя подвеска — доработанные и облагороженные «свечки» М-72.

Навесное оборудование: бак, бардачки, приборная панель-доработанные детали от H-D WLA 42 ■ седло — самодельное, копия H-D WLA 42 ■ пружины — от «Бурана» ■ руль, подножки, ручки руля, задний багажник и др. — от КБМТС. Тормоза: передний — дисковый Brembo от «Урала-Вояж», с армированным шлангом ■ задний — штатный, с «доведенным до ума» барабаном. Шины: передняя и задняя — «волковские» Mitas 130/90-16”.

Электрооборудование: 12-вольтовый генератор «Урал» ■ стартер — от «Оки» ■ фара, указатели поворотов, стоп-сиг¬нал, звуковой сигнал — от ЗИЛ-157, доработанные и отхромированные.

Источник: Журнал Мото 2008 г. №10

Полное восстановление советского мотоцикла М-72, фото и описание.

М-72 — советский мотоцикл тяжёлого класса, производился с 1941 по 1960 год на нескольких заводах ММЗ, ГМЗ, ИМЗ, «Красный Октябрь», КМЗ.

По сути, М-72 был практически полностью скопирован с немецкого мотоцикла BMW-R-71.

Конструкция М-72, была ориентирована на массовое производство и содержала несколько технических новшеств, которые ранее на советских мотоциклах не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка (после войны на последних сериях М-72 ставили рычажную вилку), карданная передача, питание каждого цилиндра от собственного карбюратора. Также, оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла.

М-72 первоначально предназначался только для военных нужд, а уже в свободную продажу начал поступать с середины 50-х годов.

Технические характеристики мотоцикла М-72:

  • Масса (одиночки/с коляской) 225/350 кг;
  • Длина — 2 130/2 380 мм;
  • Ширина — 815/1 590 мм;
  • Высота — 960/1 000 мм;
  • База — 1 430 мм;
  • Клиренс 135 мм;
  • Высота сиденья — 790 мм;
  • Мощность двигателя 22 л. с. при 4 600 об/мин;
  • Рабочий объём 746 см³;
  • Число тактов 4;
  • Количество цилиндров 2;
  • Диаметр цилиндра 78 мм;
  • Степень сжатия 5,5;
  • Ход поршня 78 мм;
  • Тип свечей А-11;
  • Карбюратор К-37;
  • Зажигание батарея 3МТ-14;
  • Напряжение 6 В;
  • Реле-регулятор РР-1/РР-31;
  • Генератор, мощность Г-11, 45 Вт;
  • Трансмиссия карданный вал;
  • Коробка передач 4-х скоростная;
  • Передаточные числа 3,60 / 2,28 / 1,7 / 1,3;
  • Шины 3,75×19;
  • Давление в шинах 1,5/2,5 атм (передняя/задняя);
  • Запас топлива 22 л;
  • Расход топлива 7 л/100 км;
  • Максимальная скорость 110/95 км/ч.

Вот в таком состоянии был мотоцикл, когда попал в руки одному умельцу, который взялся и восстановил легенду.

Мотоцикл был полностью разобран, так как требовал полного ремонта.

Грунтовка и покраска рамы и облицовки.

Двигателю понадобился капитальный ремонт.

А вот собственно и результат долгих трудов.

Новый владелец, вдохнул новую жизнь в свой мотоцикл М-72, теперь легенда 50-х, колесит по дорогам нашей страны и собирает восторженные взгляды людей старшего поколения.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *