Что такое СОЖ (смазочно-охлаждающая жидкость)?

Многокомпонентный раствор, предназначенный для смазки деталей и их охлаждения при работе. Средством, состоящим из нескольких компонентов, покрывают элементы оборудования, станков, механизмов, обрабатывающих метал и его сплавы.

СОЖ помимо охлаждающих, смазочных свойств выполняют следующие функции:

  • антикоррозийная защиты для элементов оборудования, станков;
  • не допускают стирание, изнашивание деталей станков, инструментов;
  • вымывание с рабочих поверхностей стружки после резки метала;
  • повышение качества, чёткости элементов;
  • улучшают условия работы.

К смазочно-охлаждающим системам относят:

  • продукты нефтепереработки (масла);
  • растворы полимерных соединений, ПАВ (водные);
  • эмульсии водные (разбавленные водой эмульсолы), которые состоят из масел, эмульгаторов, пеногасителей, замедлителей коррозийных, бактерицидов.

Чем опасны отходы СОЖ?

Смазочно-охлаждающие жидкости негативно влияют на окружающую среду, здоровье людей. Опасность смеси обусловлена составом, концентрацией, количеством, временем воздействия, соблюдением правил безопасности.

Использованные СОЖ при неправильной утилизации попадают в почву, воду, отравляя их. Распространяясь с грунтовыми водами, наполняя корм животных, впитываясь растениями, жидкости вредят здоровью людей. Испарения смазочно-охлаждающих веществ без утилизации загрязняют воздух.

Люди, отравившиеся жидкими или газообразными (аэрозольными) средствами, страдают от:

  • аллергических реакций;
  • заболеваний кожных покровов;
  • интоксикации;
  • пневмонии.

При постоянном воздействии или большой концентрации СОЖ у человека развиваются злокачественные новообразования, снижается иммунитет.

Негативное влияние на природу:

  • загрязнение водоёмов токсичными веществами (тяжёлыми металлами, соединениями хлора, диоксидами серы);
  • насыщение почвы нефтепродуктами делает её непригодной для жизни;
  • накапление опасных элементов в растениях, на дне водоёмов.

Правила хранения и приготовления СОЖ

Организация хранения смазочных, охлаждающих жидкостей обусловлена характеристикой каждого конкретного вещества. Смеси сохраняют без примесей воды, поскольку водные растворы подвержены внешним, биологическим, электротехническим воздействиям.

До приготовления жидкости складируют внутри сухих, проветриваемых (вентилируемых) помещений, без доступа солнечного света, при температуре, установленной производителем. На предприятии, где используют СОЖ, создаются условия для хранения, перемещения, приготовления согласно техническим условиям. Ёмкости, где хранятся вскрытые смеси необходимо регулярно перемещать, чтобы избежать образования твёрдых мыл.

Приготовление СОЖ проводится согласно рецептуре. Водные растворы содержат жидкость с заданными свойствами. Для этого воду очищают, выполняют дехлорирование, деионизацию, десульфатирование. Контролируется уровень рН (6,4), поскольку в жёсткой воде образуются мыльные осадки, а мягкой — пена.

Добавление дополнительной жидкости в концентрат проводится по технологии с использованием различных устройств. Правильное смешивание обеспечивает отсутствие сгустков. Контроль за качеством раствора ведётся рефрактометрией.

Способы утилизации СОЖ

Как было указано выше, смазочно-охлаждающие жидкости наносят вред окружающей среде, поэтому их недопустимо сливать в канализацию или на землю. Для экологической безопасности смеси перерабатывают. Во время утилизации происходит разделение многокомпонентной системы на части, очистка растворов.

Утилизация технических жидкостей выполняется специальными организациями или предприятиями, использующими СОЖ. Для переработки используют один из методов:

  • реагентная коагуляция (химическое разложение);
  • центрифугирование (мембранная очистка);
  • термический метод;
  • выпаривание.

При первом способе к раствору добавляют реагенты (хлорид железа (III), сульфат железа, сульфат алюминия, натриевая щёлочь, гидроксид кальция). Химическая реакция приводит к расщеплению компонентов. Минеральные соединения выпадают осадком, который утилизируют.

Для такого метода переработки применяют центрифуги из устойчивых к кислотам материалов. Это обусловлено тем, что для разделения эмульсии необходимо снизить её рН с помощью кислоты.

При термическом способе в СОЖ добавляют ПАВ, который вспенивает раствор. Пена сжигается в термоустановке, дым используют как источник тепла во время упаривания охлаждающих смесей.

Утилизация антифриза

Растворы, обеспечивающие охлаждение двигателя, перерабатывают организации, работающие в этой сфере. Как правило, станции техобслуживания заключают с фирмами по утилизации договора, а собственников автотранспорта эта проблема волнует мало.

Антифриз перерабатывается термическим методом, принцип которого указан выше. Смесь не только уничтожается, но и утилизируется. В результате этого получается очищенная жидкость, которую повторно применяют.

Эмульсии их утилизация

Эмульсии, как смазочно-охлаждающие жидкости уничтожаются, перерабатываются стандартными способами, однако, устойчивость смесей делает некоторые виды утилизации нецелесообразными и малоэффективными.

Для эмульсий применяют:

  • выпаривание;
  • расщепление (кислотное, солевое, органическое);
  • ультрафильтрацию;
  • обратный осмос;
  • сорбционный способ.

Для каждого масляного раствора метод переработки выбирается согласно свойствам.

Утилизация фреона

Жидкий или сжатый газ, используется во многих установках и оборудовании. Применение хладагента в промышленности и быту (холодильные установки) сопровождается соблюдением правил его уничтожения. Фреон (хладон) при попадании в атмосферу опасен для людей и окружающей среды. Поэтому откачка хладона из оборудования, транспортировка, переработка и уничтожение производятся с соблюдением мер безопасности. Утилизация фреона выполняется изготовителями или лицензированными компаниями. Этот вид отходов подлежит захоронению или переработки для повторного использования.

Утилизация тормозной жидкости

Жидкость, используемая для работы тормозной системы автомобилей, также требует правильной ликвидации и переработки, как все СОЖ. Утилизация тормозной жидкости выполняется предприятиями, имеющими разрешение на этот вид деятельности.

Способы утилизации и уничтожения аналогичны тем, которые указаны выше в статье:

  • химическое разложение;
  • мембранная очистка;
  • термический метод.

Сбор тормозной жидкости для утилизации проводит собственник транспорта или сотрудники автосервиса.

Почему важно утилизировать антифриз?

Отработанный антифриз нуждается в утилизации. Так как больше всего такого вида отходов скапливается в тех местах, которые занимаются ремонтом и обслуживанием транспортных средств, то и главными потребителями услуги по утилизации антифриза являются ремонтные мастерские, СТО, а также автомобильные базы и предприятия с большим автопарком.

Чтобы утилизировать охлаждающую жидкость необходимо иметь специальное разрешение на такой вид деятельности, который выдаётся Росприроднадзором. Это занятие подпадает под третий класс опасности, потому что отработанный антифриз легко воспламеняется при температуре в 120 градусов. Утилизация антифриза на специальном предприятии или на станции приёма позволит сохранить природное наследие, так как вылитая на землю или в водоём охлаждайка, наносит ущерб на ближайшее десятилетие. При взаимодействии с водой антифриз становится весьма агрессивным веществом, способным привести к коррозии металла.

Согласно ГОСТу 28084-89, за слив охлаждающей жидкости на землю или систему водоотведения, предусмотрено довольно суровое наказание.

На большинстве автотранспортных предприятий для сбора отработанной жидкости установлены специальные герметичные ёмкости. Кроме того, такие организации должны заключать контракты с компаниями, занимающимися переработкой описываемого типа отходов.

При хранении бывшего в употреблении антифриза нельзя пользоваться той же тарой, в которой хранилось отработанное масло. Также, ёмкостью, в которой находится жидкость, должна быть установлена на поддон. Таким способом можно избежать пролива на пол.

Для утилизации антифриза используется несколько способов:

  1. Сжигание.
  2. Переработка.

Первый вариант уже давно не пользуется популярностью у компаний переработчиков, так как он наносит вред окружающей среде не меньше тех вариантов утилизации, которые человек сделает сам. Кроме того, во втором варианте можно ещё и заработать.

Во время переработки антифриз отстаивается до того момента, когда из жидкости можно убрать вредный этиленгликоль, а также, с помощью специального оборудования, отделить остальные компоненты состава охлаждайки. Затем очищенный состав антифриза, насытив недостающими присадками, используется ещё раз.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *