skyw Меня не первый раз спросили на эту тему, поэтому решил что проще один раз написать, чем каждый раз рассказывать.
Попробую коротко и понятно рассказать об основных видах главной передачи и «приводов» русско-советских мотоциклов с коляской.

Для начала разберемся с терминами…
Главная передача — механизм, служащий для передачи крутящего момента к ведущим колёсам (см. рис).
Он же «задний мост», он же «ведущий мост».
Дифференциал (дифференциальный механизм) — механизм вращающий два колеса таким образом, что угловые скорости вращения обоих колес могут быть разными относительно друг друга и их соотношение может быть непостоянным. Поясняющее видео:
Главная передача находится тут.
Далее рассмотрим четыре основных вида главной передачи. (Переделки, редкие изделия и прочую экзотику не рассматриваем).
Варианты расположим во порядке возрастания «цены вопроса».
Итак…
1. Главная передача без привода на коляску.
У мотоцикла с такой ГП только одно ведущее колесо — заднее. Колесо коляски крутится свободно.
Плюсы: лучшая из всех вариантов управляемость (в умелых руках позволяет выполнять весь спектр колясочных трюков). Простая конструкция. Меньший вес и расход топлива по сравнению с вар.2-4.
Минусы: Низкая проходимость. В рыхлой почве или болоте одно колесо быстро закапывается.В песке может буксовать. В снегу коляска «вязнет».
2. Простой дифференциал.
Ставился на мотоциклы МВ-750М, МВ-650, Днепр-12, Днер-16.
У мотоцикла с такой ГП два ведущих колеса. Привод заднего колеса и колеса коляски осуществлен через постоянно включенный дифференциальный механизм.
Плюсы: Увеличенная проходимость по рыхлой почве, песку и снегу. Хорошая управляемость (в т.ч. и в дорожном движении). Легче прохождение правых поворотов, т.к. коляска не задирается так, как у вариантов 1 и 4.
Минусы: Главный минус — в дифференциальном механизме, крутящий момент больше передается тому колесу которому легче крутится (см. видео). Следовательно если одно колесо начнет буксовать или повиснет в воздухе, весь момент уйдет именно на него, а второе колесо остановится. Кроме того, наличие привода коляски увеличивает вес, сложность конструкции и расход топлива.
3. Блокируемый дифференциал.
Ставился на мотоцикл МВ-750.
Более старый (по сравнению с простым Д.) вариант. Вышел из применения в связи с появлением коробки передач с задним ходом. Отличается от простого Д. наличием механизма блокировки.
В заблокированном состоянии дифференциала, оба колеса крутятся совместно как будто находятся на одном валу. Это избавляет от описанного выше «главного минуса простого Д».
Плюсы: Максимальная проходимость. Возможность выбирать, между максимальной проходимостью (в ущерб управляемости) и хорошей управляемостью (в ущерб проходимости).
Минусы: При заблокированном Д. значительно ухудшается управляемость и маневренность. Остальные минусы те же — вес, сложность, расход.
4. Отключаемый, бездифференциальный.
В настоящее время ставится на Уралы «Gear-up», «Патруль» и «Патруль-Т».
Мотоцикл с такой ГП может ездить как с одним ведущим колесом (задним), так и с двумя.

Привод коляски включается в ручную по необходимости и работает жёстко (как при заблокированном Д.).
Плюсы: Самый современный вариант, позволяющий совместить в себе большую часть преимуществ варианта 1 и частично варианта 3. Возможность выбирать между максимальной управляемостью (в ущерб проходимости) и максимальной проходимостью (в ущерб управляемости).
Минусы: При подключенном приводе коляски, значительно ухудшается управляемость и маневренность. Традиционно высокий вес. Конструкция проще чем у вар.2-3, но сложнее чем вар. 1. В любом состоянии (подключенный или нет) бездифференциальный привод не дает таких преимуществ при прохождении правых поворотов как варианты 2 и 3.
При подключенном приводе коляски, увеличение расхода топлива соизмеримо с вар. 2-3.
Общие замечания ко всем вариантам:
— Проблемы с проходимостью и управляемостью могут ОЧЕНЬ значительно компенсироваться мастерством водителя.
— Разница в весе мостов при стандартной компоновке «колясычей», погоды не делает. В большинстве случаев этим можно пренебречь.
Остается напомнить, что существуют и другие варианты привода колеса коляски. Самоделки из автомобильных мостов, дифференциалы ирбитского завода, механизмы автоматической блокировки дифференциала посредством обгонной или вискомуфты, гидравлические приводы и т.д. Но это уже экзотика, т.к. встречаются они редко, а их преимущества зачастую сомнительны.

Напишите в комментариях, как по вашему мнению, нужен ли колясочнику привод на колесо коляски? И какой исполнение лучше на Днепре-16 или на современном Урале Гирап?

Грунтовые трассы Хатфилд Маккой в Западной Вирджинии — идеальное место для дуэли между стандартным колясычем и с приводом на колесо коляски. Читайте дальше чтобы узнать насколько хорошо поведет себя Урал с коляской в жестких условиях горных, скользких, грунтовых дорог. Держу пари, вы будете удивлены.
Оба Урала 2016 года. Кейси едет на стандартном «Туристе», а я на ожидаемо более проходимом Гирапе, с приводом на колесо коляски. Это будет очень честное сравнение, спина к спине на трассе Хатфилд Маккой, потому что мы одного веса и одного уровня управления Уралом с коляской. На обоих мотоциклах стоят моторы 750 сс с впрыском топлива.
Я скажу скептикам, с какой легкостью мотоцикл со всего 41 лошадью тянет свои 408 кг веса с водителем. Всё еще настроены скептически, тогда видео

Трассы Хатфилд Маккой протянулись на 600 миль и разделяются на разные уровни сложности. Некоторые дороги реально показывают свои зубы, как будто они хотят сломать ваши кости, в то время как другие вполне мягкие и легкие. Для нас закрыты некоторые дороги, с массивными колеями, которые глубже нашего дорожного просвета, но недостатка в грубых милях дорог, которые мы могли бы выбрать, не было.


Кейси слева на стандартном Урале и Кори на Гирапе Сахаре с приводом на колесо коляски

Мы остановились на первом этаже. Здесь могут спать до 6 человек
Наша база была в Девил Анс, курорте для езды на квадрациклах, где мы остановились в новеньком домике названном «Тюремный домик шерифа Сида». Он был назван так в честь шерифа Сида Хатфилда, участвующего в битве в Мэтоуне в 1920. Мы проезжали мимо кирпичной постройке хранящей пулевые отверстия в память о ней. От перестрелки между шахтёрами и Сидом с их стороны и детективами «бандитами», нанятыми угольной корпорацией с другой. Сид выжил в этом бою, но встретил свою смерть годом позже, когда его застрелили на ступеньках на выходе из зала городского суда.

Я упомянул о прошлом этого человека, чтобы красочно описать это место, с ошрамленнымим пейзажами, забытыми городками и неприукрашенной историей, спрятанными в горах Аппалачах.

Пулевые отверстия, память о битве в Метоуне в 1920 году
Для нашей первой поездке по трассам Хэтфилд Маккой, мы отправились на трассу Devil Anse, к которой можно подъехать через территорию, на которой мы оставались, что очень удобно. Дождь шёл целый день, превратив дорогу в грязевые ванны в низинах и скользкие скалы на вершинах. Урал Гирап с включенным приводом коляски и эндурными шинами Heidenau K37 очень уверенно карабкался с минимальной пробуксовкой. Стандартный урал немного легче… заднее колесо буксует намного легче.
Кейси установил назад зубастую кроссовую покрышку Heidenau K67, что позволяло забираться на вершины участков трассы.
Стоит отметить родные шины Урала не работают в грязи. Это не значит что родная резина плохая, просто она не подходит для грязевой трассы.


Гирап вез больше груза, чем стандартный, включая десятилитровую канистру, дополнительный багажник запасное колесо и шину. Он легко поднимался по скользким тропам, даже когда узкие петли серпантина с поворотом более чем на 180° не позволяли делать этого.

Самый крутой подъем на который мы поднялись с большим количеством сыпучих камней на нём


Езда по шоссе
Стандартный Урал проходил везде, где проходил его более утилитарный аналог. Конечно, зубастая шина помогала. Перед поездкой мы заменили стандартную шоссейную шину Heidenau K28 на более пригодную для бездорожья K67. Я считаю так, Гирап хорошо ездит по грунтовым трассам, но не надо сбрасывать со счетов стандартный Урал. Если вы знаете некоторые основы управления газом на кроссовой трассе, стандартный Урал очень способная машина. Другими словами, одноприводный Урал довезет вас дальше чем вы думаете.


Красный — стандартный, песочно-желтый — Гирап
На второй день в горах Буффало мы попали в городок Дельбартон. Это то место, где люди поют госпелы на городской площади, где мотоциклистов-колясочников всех в грязи бесплатно кормят гамбургерами, салатом из капусты с майонезом и запечеными бобами. Мы сказали спасибо, но решили проехать еще несколько миль перед закатом. Перед тем как мы уехали, один приятель рассказал нам историю о добыче угля в этой местности, с презрением/похвалой в адрес американских президентов Обамы и Трампа. Очень жаркая тема среди местных.

Мы использовали гарнитуры с камерой Sena 10c по двум причинам: 1) как камера, чтобы запечатлеть наше приключение, и 2) как средство связи, чтобы оставаться вместе. В одном случае, когда мотор ревел и между нами было 20 ярдов, я хотел предупредить Кейси о препятствии, которое он скоро встретит. Мне не нужно было прибегать к пантомиме или даже поворачиваться, я просто говорил ему. На что он отвечал: «Эй, тебе совсем не нужно кричать». Но не только это было нужно для ориентирования на трассе, мы разговаривали о местности, размышляли о старых строениях или куда дорога должна везти. Было приятно иметь возможность сказать, «Еще не едь, там машина приближается», или «осторожно, ветка, которую ты можешь задеть слева».

Обычно я читаю комментарии в инстаграмме: «Зачем ездить с коляской, если не возишь пассажира?» Мой ответ: коляска придумана не только чтобы возить пассажира, в коляске достаточно места для дождевика, навеса от дождя, инструментов, фотоаппаратуры, еды, напитков, аптечки, и других вещей, от которых мы не хотим отказываться в мотопоездке по удаленной или незнакомой местности. Так что так.

аптечка на быстросъёмном креплении

Ждём на железнодорожном переезда в Вильямсоне, Западная Вирджиния, самом большом шахтёрском городке в округе
Много водителей квадроциклов и багги встречало нас с улыбкой и помахиванием руки. Малая часть останавливалась, чтобы сказать, какие мы сумасшедшие, и некоторые поднимали большие пальцы вверх.
Большинство трасс подразумевается для квадроциклов и мощных полноприводных машин, но Уралы показали себя хорошо, прорезая толстые слои рыхлой породы. Эти тяговитые мотоциклы с коляской проезжали, пыхтя с относительной ловкостью. И, когда они вернулись обратно на асфальтовую дорогу, их прочное шасси позволило ехать гладко и стабильно, после многочасового продубаса.
Шины Heidenau K37 и K67 не мягкие. Их состав достаточно загребущий для грязи и достаточно твёрдый для малого износа при езде по асфальту.


Водители квадроциклов и багги очень заинтересованы нашими мотоциклами с коляской
Оба мотоцикла хорошо гасят удары. Мы держали энергичный темп на многих местах (смотрите видео), но также ехали с реалистичными ожиданиями. Урал не будет управляться как гоночный пикап, но на нём можно задать жару. Помните, Урал сделан путешествий по дорогам и без них, ездите соответственно, и у вас будут хорошие впечатления.

Итого, если выбирать между приводной и неприводной версией, то будешь доволен любым. Если планируются поездки по улицам и редко по грунтовке, то будет лучше выбрать обычный. Если вы живете рядом с пляжем, в снежном климате или на холмистой местности, Гирап будет лучшим выбором. Но как вы видите, оба мотоцикла с коляской готовы к сложным условиям. Стандартный Урал немного легче и на 3,5 дюйма ниже, и у него 18-е колёса (на Гирапе 19-е). Эти особенности дают неприводному Уралу больше устойчивости и более низкий центр тяжести. На изощренных, технически сложных маршрутах, приводной урал, конечно, придаст уверенности.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *