Бесстрашная хохотушка из фильма «Полосатый рейс» — такой запомнили зрители Маргариту Назарову, воплотившую на экране образ укротительницы тигров. Жизнь легендарной артистки цирка и ее мужа — дрессировщика Константина Константиновского — была историей великой любви и тяжелых жизненных потрясений. Такую судьбу и по сей день называют реальностью, затмевающей вымысел.

Актриса и продюсер Ольга Погодина взялась экранизировать биографию советских легенд. Именно ей и ее близкому другу Эдгарду Запашному принадлежит идея фильма о жизни великой дрессировщицы, который имеет колоссальные рейтинги на одном из федеральных каналов.

Life78 удалось поговорить с Погодиной, которая не побоялась войти в клетку к тиграм и повторить трюки профессиональных работников цирка.

— Ольга, расскажите, фильм о легендах цирка основан на реальных событиях или большая часть — вымысел?

— В мировой практике кинематографа существует определенное авторское право для подобного рода художественных произведений: 60% в нем — художественный вымысел и 40% — исторические факты. Опять-таки, исторический факт — это же тоже размытое понятие, потому что это все равно восприятие современников, которые не всегда объективны. Я как создатель и главный автор этой истории возьму на себя ответственность сказать, что это художественное произведение, где есть место вымыслу, это во-первых. Во-вторых, мы создавали фильм вместе с Эдгардом Запашным, его папа очень хорошо знал Маргариту Петровну и Константина Константиновского, осталось много воспоминаний, которые они нам передавали. Кроме того, Эдгард познакомил нас с Михаилом Багдасаровым, который 20 лет с ними работал, тоже вспоминал какие-то вещи. Конечно, есть много фактов, которые мы не можем проверить, но мы старались сделать красивую, тонкую и очень уважительную историю по отношению к Маргарите Назаровой и Константину Константиновскому. Кроме того, мы общаемся в данный момент с внучкой Маргаритой. Она сказала, что только после того, как увидит все серии, сможет поделиться с нами своим впечатлением.

— Какие эпизоды фильма можно отнести к 40% исторической правды?

— Некоторые факты о жизни Маргариты Назаровой я собирала в архивах Росгосцирка. Я не могу утверждать, что это правда 100%, но считается, что она родилась в семье лесника. Правда, что в Риге произошло судьбоносное знакомство с Константином Константиновским, это была сумасшедшая любовь.

— В фильме раскрываются секреты съемок полосатого рейса?

— Мы не могли обойти полосатый рейс, потому что это, действительно, такая большая часть ее жизни и очень важная и интересная. Это чистая правда, это задокументировано с площадки, есть свидетели и показания их сходятся: когда они Леонову обещали стекло пуленепробиваемое между ним и тигром и убрали его в последствии. Режиссер отвлекал Леонова, а Константиновский убрал это стекло, вот это мы все восстановили, надо отдать должное Андрею — сыну Евгения Леонова, который знал на что идет. Да, ему было не по себе, но он это сделал героически, и когда это сняли, то группа стояла и аплодировала ему — у него был счастливейший день в его жизни, он так мне и сказал. Он никогда не был так счастлив, как в этот день.

— Где вы взяли в себе силы и мужество зайти в клетку к тигру?

— Это моя судьба, я такой человек. Я это могу, и могу на очень серьезном уровне. Именно поэтому родилась эта картина. Мы восемь лет думали с Эдгардом, что нам сделать вместе, и вот сформировалась эта идея. Мы добились полного взаимодействия, я и Андрей Чернышов. Андрей умопомрачительно делал эти трюки, и я хочу заметить, что он потратил на это дело времени меньше чем я.

— Сколько вы потратили времени на подготовку? И какие были трудности?

— Это были три года кропотливой работы. Умер тигр Мартин в процессе съемки. Мартин – любимый тигр Эдгарда. Это для нас была огромная потеря. Я могла класть ему свою голову в пасть, трюк «Качели» мы с ним репетировали. Но мы не успели это снять. За три репетиции мы ввели тигрицу Шакиру. У нас был целый кастинг на роль замены нашему Мартину. И вот за четыре дня мы научились трюку «Голова в пасти» и «Качели».

— Вы действительно засовывали голову в пасть тигра?

— Я в книге рекордов России с этим трюком, потому что мы это делаем дольше всех в мире, то есть я дольше всех держу голову в пасти.

— Наверное, у вас сердце колотилось?

— Нет, сердце у меня не колотится никогда, потому что, если у меня начнет колотится сердце – меня сожрут. На всей планете люди делятся на два типа: дрессировщики и все остальные. Это, действительно, событие и такого в мире никто не делал. Нам удалось создать на экране новый жанр, совместить в реальности две профессии: дрессуру в полной мере и драматическое мастерство. Стресса у меня не было, я никогда в жизни не получала большего удовольствия. Мне очень жаль, что это закончилось. Я бы хотела, наверное, всю свою жизнь провести именно так, это вот как раз мой мир – я его нашла.

— Если бы была такая возможность, вы бы поменяли профессию и стали укротителем?

— Если бы у меня была такая возможность, мне бы сказали «Хочешь, мы сейчас все обнулим и ты вот это вот все начнешь сначала, отмотаем на три года назад», наверное, для меня бы сейчас это было самым большим подарком.

Верхом на льве, головой в пасти тигра

Ради этой минуты дрессировщик годами готовит цирковой номер. Маленького мохнатого воспитанника подбирают под определенный трюк и тренируют с первых месяцев жизни. «Дрессировка длится годы, и в итоге трюк может вообще никогда не получиться», — рассказывает представитель знаменитой цирковой династии, дрессировщик Аскольд Запашный.

«Прыжок верхом на льве»

Этот эксклюзивный номер – своеобразное наследство братьев, оставленное их отцом Вальтером Михайловичем Запашным, выдающимся артистом цирка. Он первый в мире смог оседлать льва, но выполнял этот номер со страховкой. Сегодня Аскольд Запашный делает «Прыжок верхом на льве» без лонжи. Трюк занесен в Книгу рекордов Гиннеса.

«Папа методом проб и ошибок на протяжении многих лет оттачивал мастерство и передал нам уникальные знания. Он сам его придумал, сам решился на него. Нам не пришлось обжигаться самим».

Трюк выполняется на двух платформах – огромных модифицированный «рейнских колесах». Расстояние между ними – более двух метров.

Сначала дрессировщик осторожно пробует садиться на льва, когда тот лежит. При этом царя зверей кормят чем-нибудь вкусным, хвалят. Когда лев постепенно привыкает к необычному ощущению наездника на спине, его поднимают. Отдельная трудность – прыжок. Лев долго знакомиться к огромными круглыми приспособлениям, перешагивая с одного на другой. Когда же расстояние незаметно увеличивается, ему ничего не остается как прыгнуть.

«Если что-то пойдет не так, то мы со львом полетим вниз так, что я живым вряд ли останусь. Лев весит порядка 300 килограмм, и может задавить. К тому же любая кошка, если теряет равновесие, когтями пытается зацепиться за что угодно вокруг. За тело дрессировщика в том числе. Если дрессировщик потерял контроль и упал на землю вместе с хищником, то предпринять для собственной обороны он ничего уже не сможет».

Определяющим для номера является выбор главного исполнителя. Трехсоткилограммовый лев Майкл, который исполняет этот трюк, выделяется из сонма хищных собратьев нетипичным свойством характера – редкой добротой. Он исполняет многие контактные трюки в шоу Запашных: ласки с дрессировщиками, съедание мяса изо рта укротителя, рукопожатие с человеком.

«Дрессировщик всегда играет в рулетку, потому что неизвестно, каким животное вырастет, а воспитывать его надо с детства, подготавливать к этому трюку. Чтобы трюк удался, должно совпасть множество факторов: чтобы животное позволяло на себя садится, чтобы выдерживало вес, чтобы техника прыжка была специфической. А главное – я должен ему полностью довериться. Сейчас мы репетируем другого льва – у него ничего не получается, он стреляет вперед и не выпрыгивает достаточно, чтобы меня мог перенести».

За годы исполнения опаснейшего прыжка Аскольд с Майклом дважды срывались вниз. Только чудом человеку и животному удалось избежать серьезных травм

«Голова в пасти тигра»

Этот классический номер дрессуры хищников известен каждому. Дрессировщик, засовывающий голову в пасть тигру – некий символ циркового шоу. Трюк – один из опаснейших в цирке. В мировой практике известны тысячи случаев страшных травм дрессировщиков и даже смертельных исходов при выполнении этого номера.

«Конечно, у зверя не такая огромная пасть, чтобы можно было туда засунуть голову по самые плечи, как в мультиках показывают. Достаточно того, чтобы голова помещалась между клыков. Трюк очень опасный, основан прежде всего на доверии и на уверенности дрессировщика в собственных силах. Должна быть недюжинная реакция, чтобы при опасности успеть выдернуть голову из пасти».

Никакие приспособления или инструменты при подготовке номера не используются. Они непоправимо испортят контакт между дрессировщиком и животным. А зверь откроет пасть только перед тем, кому абсолютно верит.

«Вопреки дилетантскому мнению, силой вообще ничего нельзя добиться. Большинство хозяев и своей собаке пасть открыть не сможет, а так, чтобы зафиксировать и засунуть туда какой-то предмет – это вообще невозможно. Инстинкт срабатывает у любого живого существа. Если ему в рот что-то засовывать – захлопнет пасть. На хищника воздействовать с помощью каких-то приспособлений невозможно. Животное очень юркое, при этом сильное и раздражительное. И если сделать ему неприятно или страшно, оно будет обороняться. И потом никогда не даст к себе приблизиться».

Номер требует деликатнейшего отношения дрессировщика, ювелирной работы с диким зверем. Бесконечное терпение помогает годами шаг за шагом приближаться к желаемому результату. Все дело может испортить даже банальная щекотка. Если зверю будет некомфортно – пасть захлопнется.

«Сначала животное «обтрагивается». Его очень много гладят, трогают за нос, вокруг глаз, чтобы он не раздражался, не психовал, не кидался. Потом начинаем приподнимать губы и трогать клыки. Потом потихоньку разжимается пасть. Если животное поддается – его ласкают, угощают. Мало-помалу животное уже понимает, что от него хотят. Ждет поощрения, все больше открывает пасть и все больше так удерживается. Постепенно в пасть вводим кулак, потом — голову».

Главный секрет Запашных: Чтобы пальцы или голова не остались навсегда в пасти тигра, зверь должен воспринимать дрессуру как игру и получать от нее удовольствие.

Гастроли шоу братьев Запашных «Камелот — 2. Наместник Богов» продлятся с18 марта по 3 апреля в ДС «Юбилейный». Стоимость билетов: от 400 до 2500 рублей.

Виды домашних гимнастических мячей

Конечно, для занятий с гимнастическим мячом можно записаться в группу фитнес-клуба, однако ничто не мешает заниматься этим полезным и приятным спортом самостоятельно. Существует несколько видов фитболов для домашнего использования.

  • Круглый гладкий мяч диаметром от 45 до 95 см, предназначен для выполнения упражнений взрослыми и детьми. Цены на такие фитболы варьируются примерно от 350 до 2000 р., их стоимость зависит от материала и фирмы-производителя, причем интересно, что любой из вариантов выдерживает нагрузку 150-300 кг.
  • Овальный фитбол выполняет те же функции, что и круглый, с тем отличием, что он является более устойчивым за счет большей поверхности соприкасания с полом, вес пользователя не должен превышать 100-140 кг. Ценовой диапазон большинства экземпляров колеблется в пределах 800-2000 р.
  • Массажные гимнастические мячи. Имеют неровную, в пупырышек, поверхность, поэтому кроме нагрузки на мышцы обеспечивают массажный эффект, улучшают обмен веществ и кровообращение. Массажные гимнастические мячи стоят в основном от 500 до 1800 р.
  • Фитболы с ручками (рожками) по назначению не отличаются от обычных, служат для беременных, детей и тех, кто только начинает занятия с мячом, так как за счет ручек сводится к нулю риск падения. Фитбольные мячи с ножками используются вместо стульев либо для упражнений, выполняющихся с утяжелением. Стоимость основной массы составляет от 300 до 900 р.

Гимнастический мяч какой фирмы лучше купить для занятий дома?

На сегодняшний день фитболы выпускает достаточно много производителей, но основными можно считать следующие марки.

  • Gymnic (Италия) – завод, занимающийся производством широкого ассортимента товаров для здоровья и спорта с 1963 г., высококачественные фитбольные мячи стоят примерно 800-1000 р.
  • Ledragomma (Италия) – первый производитель гимнастических мячей, обладает запатентованной формулой материала, чрезвычайно прочного и безопасного. Цены – приблизительно 800-1500 р.
  • Alex (Тайвань) выпускает спортивный инвентарь высокого качества по приемлемым ценам, фитболы стоят 800-1200 р.
  • Azuni (Тайвань) производит прекрасные прочные мячи ярких цветов, цены на которые варьируются в зависимости от вида и размера в пределах 600-1000 р.
  • Togu (Германия) – положительно зарекомендовавший себя изготовитель, представляет огромный выбор фитболов разного диаметра, цены на мячи в основном от 1000 до 2200 р.
  • Spokey (Польша) – компания выпускает прочные, качественные фитбольные мячи стоимостью 1200-1600 р.
  • Torneo (Италия) – несмотря на недавнее происхождение, торговая марка уже известна во всем мире благодаря сертифицированным спортивным товарам и тренажерам, в том числе фитболам стоимостью около 700-1000 р.

Выбор непрост, перед приобретением фитбола следует внимательно прочитать, из каких материалов он сделан, какую нагрузку выдерживает, оснащен ли антиразрывной системой. Остановиться лучше на проверенных торговых марках, которые гарантируют высокое качество. И – удачи на занятиях!

Для тех, кто стремится к совершенному телу, существует масса видов спорта, и почти все они подходят лишь для полностью здоровых людей. Однако есть вид фитнеса, который подходит для каждого, и это – занятия с фитболом.

Почему уникальный цирковой номер стал трагическим для семьи артистов Маяцких

Аттракцион *Шар смелости*
Этот номер придумал и запатентовал Петр Маяцкий в 1950-м г. Его суть состояла в следующем: в сетчатом шаре диаметром 7 метров, подвешенном под куполом цирка на уровне 15 метров, на большой скорости ездили мотоциклисты по горизонтали и по вертикали, выполняя «восьмерки» и мертвые петли. Шар состоял из двух полусфер, и кульминацией номера был момент, когда нижняя полусфера отделялась и опускалась, в то время как мотоциклист продолжал движение по самому краю верхнего полушария.

Петр Маяцкий и его *Шар смелости*
Аттракцион пользовался невероятной популярностью у публики. «Шар смелости» в 1952 г. получил первую премию на 1-м Всесоюзном смотре цирковых номеров, созданных советской молодежью. Петр Маяцкий выступал вместе со своей женой Надеждой и сыном Вячеславом. С этим номером семья Маяцких навсегда вошла в историю не только советского, но и мирового цирка – позже этот аттракцион использовался во многих странах мира.

Реклама

Артисты цирка Надежда и Петр Маяцкие
12 ноября 1963 г. артисты выступали в Красноярске. Мотоцикл Петра Маяцкого неожиданно зацепился подножкой за ячейку сетки, и артист рухнул на дно шара, а сверху на него упал мотоцикл. Маяцкий выжил, хотя был сильно изувечен: у него были переломаны руки, ноги и ребра. Но все же спустя год он снова вернулся в «Шар». А с 1966 г. вместе с родителями в этом номере начала выступать и Марина Маяцкая.

Аттракцион *Шар смелости*

Артисты цирка Надежда и Петр Маяцкие
В 1968 г. Петр Маяцкий скоропостижно скончался от сердечного приступа в возрасте 63-х лет. Его дело продолжили жена и дочь – чтобы вернуть аттракцион к жизни, им пришлось репетировать по 8 часов ежедневно. В 1975 г. их неожиданно вызвали телеграммой на гастроли в Красноярск. Артисты наотрез отказались – среди цирковых есть такая примета: нельзя возвращаться на место трагедии, иначе случится новая. Надежда просила отправить их в любой другой город, но руководство настояло на поездке в Красноярск. Дело дошло до министерства культуры. «Вы что, верите в приметы? Собирайте вещи и отправляйтесь на гастроли!» – безапелляционно велели артистам.

Артистки цирка Марина и Надежда Маяцкие

Аттракцион *Шар смелости*
А дальше началась мистика: в тот же день, 12 января, спустя 12 лет после предыдущей трагедии, в том же городе, во время такого же трехчасового представления снова случилось непоправимое: нижняя полусфера вместе с артистками рухнула на манеж. Как оказалось, не выдержала старая лебедка. К счастью, на тот момент Маяцкие успели завершить выступление – иначе они бы на мотоциклах вылетели в зрительный зал, и тогда не удалось бы избежать многочисленных жертв. Артистки уже раскланивались под бурные аплодисменты, как вдруг пол ушел у них из-под ног.

Артистка цирка Марина Маяцкая
Надежда и Марина получили тяжелые травмы, но остались живы. Марина в течение двух лет ходила на костылях, обе артистки из-за третьей группы инвалидности больше не могли выступать на высоте с номером «Шар смелости». В 1977 г. Марина Маяцкая создала аттракцион «Дрессированные гепарды и собаки», а с 1994 г. выступала еще и в образе клоуна-эксцентрика.

Артистка цирка Марина Маяцкая
Повторить «Шар смелости» у нас никто так и не смог. Мотогонщики и сегодня выступают в цирке, но шар устанавливают на арене, а не подвешивают под куполом. Усложнение осуществляется другим способом: в центре шара стоят люди, а мотоциклисты ездят вокруг них. В Книге рекордов Гиннесса зафиксирован рекорд артистов пражского цирка, которые в течение 3-х минут гоняли вокруг 15-ти добровольцев, стоявших в центре шара.

Современный аналог аттракциона *Шар смелости*


Современный аналог аттракциона *Шар смелости*

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *