Взаимозаменяемость отечественных и иностранных мотоциклетных цепей

Иногда существует необходимость в том, чтобы заменить какую-нибудь хорошую иностранную мотоциклетную цепь на цепь от какого-нибудь советского мотоцикла, например от «Восхода» или от «Юпитера». Причиной этого может быть огромное количество существующих проблем, такие как разрыв цепи, растяжение цепи вдали от «цивилизации», где нет никаких магазинов с запчастями для мото-техники, или многие другие проблемы.

Владельцы таких мотоциклов, как «Юпитер» и «Восход», которые проживают в «цивилизации», наоборот, иногда не находят необходимую мотоциклетную цепь, именно по этой причине иногда они поставят себе DID-овскую цепь на их отечественных «стальных коней».

Как хорошо известно всем мотоциклистам, маркируя цепи для мотоциклов, изготовители действуют согласно определенным установленным правилам, что дает возможность подбирать подходящую цепь при замене старой, зависимо от таких параметров, как шаг цепи и ширина ролика. Возьмем, например, 525-ю цепь. Тут 5xx является шагом цепи, а x25 – шириной ролика.

Конечно, в Российской Федерации имеются свои собственные стандарты. Естественно, размеры цепей такие же, однако их маркировка осуществлена в согласии не с международными правилами (520, 525, 530 и т. д.), а по стандарту ТУ 3-1060-78 и некоторым другим стандартам – их насчитывается большое количество. Именно по этой причине иногда и возникают сложности, какая цепь где используется.

В действительности же все является очень простым в понимании. Приведем размеры нескольких цепей, которые обычно используются в мото-технике, бороздящей просторы нашей страны, которая, возможно, была выпущена несколько десятков лет тому назад:

  • такие мопеды, как «Карпаты», «Верховина» и «Дельта», используют цепь ПР 12,7 – 18,2/1, имеющую 112 звеньев (включительно с ключевым);
  • мотоциклы «Восход», «Минск» используют цепь ПР 12,7 – 18,2 со 112 звеньями (включительно с ключевым);
  • мотоцикл ЗИД «Сова-175» использует ПР 12,7 – 18,2 со 122 звеньями (включительно с ключевым);
  • мотороллер «Муравей», а также старая «Ява» и «Чезета» используют ПР 12,7 – 18,2 со 128 звеньями;
  • мотоциклы ИЖ («Юпитер», «Планета») используют более серьезную цепь ПР 15,875 – 23/1 со 104 звеньями.

Теперь рассмотрим каждую цепь по отдельности:

  • ПР 12,7 – 18,2: шаг цепи – 12,7 миллиметров (аналог – 428-я цепь);
  • ПР 15,875 – 23/1: шаг цепи – 15,875 миллиметров (аналог – 520-я цепь);
  • ПР 12,7 – 18,2/1: шаг цепи – 12,7 миллиметров (из-за того, что обладает слишком узкой шириной ролика, не имеет иностранного аналога).

Вот и все! Надеюсь, мотоциклистам поможет та информация, которая описана в этой статье.

Как сделать приводную звезду с помощью дрели и болгарки

Для того что бы сделать приводную звезду совсем не обязательно иметь ЧПУ или прочее спец оборудование.

Бывает, что не всегда удается найти и купить для велосипеда, мопеда или мотоцикла звезду с нужным количеством зубьев. Предлагаю простой и доступный способ самостоятельного изготовления нужной звезды.

Технология проста — в программе Sprocket

Скачать файл:
sprocket.zip (cкачиваний: 2019) .zip

Нужно, сделать звезду с нужным количеством зубьев под определенную цепь, программа проста и не требует особых знаний. Открываем скачанный архив с программой, в котором кроме программы есть инструкция как ней пользоваться.

Дальше открываем саму программу и в настройках выбираем нужные параметры для вашей звездочки.


Параметры цепи указанные на фото красной стрелкой можно взять с этого сайта, а для тех, кто не понял, как это сделать смотрите изготовление звезды от начала и до конца в видео.

После того как звезду распечатали, листы нужно между собой соединить по линии и приклеить на метал нужной толщины. Я делал звезду под мопедную цепь, и брал металл толщиной 5,5 мм.

Дальше нужно накернить все точки для того, чтобы при сверлении не уйти в сторону от метки. Сверлю двумя сверлами для точности. Сначала сверлю сверлом 4 мм, а потом 8,5 мм — таким размером как ролик цепи.

Лишний металл обрезаю, чтобы не мешал.

Для того чтобы все зубья были вырезаны одинаково, я закрепляю звезду и болгарку на одной рейке, а угол под которым нужно пилить смотрю по заводской звезде с любым количеством зубьев.

Болгарка на шарнире что позволяет ее подымать и опускать. После пропила с одной стороны, звезду переворачиваю на другую сторону и тоже спиливаю лишнее.

После этого нам нужно подровнять высоту зубьев, которую я отмеряю по заводской звездочке, для этого я закрепляю болгарку.

После того как все зубья выровняли по высоте немного подравниваю их на болгарке.

Потом проверяю, нормально ли садится цепь.

Цепь садится идеально, и я вырезаю в центре звезды отверстие под вал и треугольники для красоты и уменьшения веса. Звезда не нуждается в термической обработке, поскольку у больших звезд больше зубьев и нагрузка на каждый получается меньше.

Конструкторам часто приходится подбирать нужное соотношение передачи и в связи с этим заниматься поисками подходящих звездочек. Дело это неблагодарное, требующее больших затрат времени. Гораздо проще делать нужные звездочки самому. Тем более что изготовление их в домашних условиях не так уж сложно.

Например, нужно изготовить звездочку для велосипеда с 12 зубьями. На стальной пластине толщиной 2,3 — 2,6 мм вычерчивается окружность, диаметр которой подсчитывается по формуле: (12,7 Х n)/3,14 + 0,5 мм, где 12,7 мм — шаг велосипедной цепи, n — число зубьев (при n=12 диаметр равен 6,0 см).

В местах пересечения радиусов и внутренней окружности, которая берется на 16 мм меньше внешней, просверливаем отверстия Ø 8 мм. Лишний металл снимается ножовкой, концы зубьев оформляются в тисках напильником.

При изготовлении звездочек для мотоциклетных цепей нужно брать сталь толщиной 5,5 — 6 мм. При расчете в формулу нужно подставить значение шага той или иной цепи.

И. ЛЯГУША, г. Новодружеск

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *