Про состояние дорог в Казахстане-2018, или «Рассказ без названия»

Не знаю, как лучше назвать этот рассказ. Две тысячи километров разбитых дорог? Мы тоже строим автобаны? Дорога смерти вдоль Балхаша? Pajero держит удар? Все эти названия подойдут лишь для отдельных частей рассказа. Лучше расскажу всё по порядку, а там уже сами решайте — как лучше назвать.

Начитавшись в Интернете отзывов о некоторых дорогах Казахстана, решил сам посмотреть, что же там на самом деле имеет место быть. По одним дорогам уже давно не ездил, где-то не был ни разу, а про недавние маршруты такое прочитал, что удивился. Поэтому взял, да и проехал по маршруту Алма-Ата — Талды-Курган — Аягуз — Усть-Каменогорск — Семипалатинск — Павлодар — Астана — Караганда — Балхаш — Алма-Ата.

Цель — посмотреть на дороги и города Казахстана, отдохнуть, развеяться. Одним словом — туризм.

Средства — автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, видеорегистратор, навигатор, телефоны и огромное желание доехать туда и обратно (всё как обычно). Машину специально не готовил, лишь только проверил геометрию.

И ещё условие — проехать строго по знакам, не превышая ограничений скорости, посмотреть, каково это, ехать пять километров со скоростью 50км/час. Таких ограничений, по слухам, на этом маршруте будет много.

Со словами «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт» стартую в четыре часа утра. Точка «0 километров» для первого дня автопутешествия будет на гайском мосту, на выезде из города. Первый участок дороги знают все, но о хорошем не грех и напомнить. До гая идёт 55 километров шестиполосной магистрали, на десятом километре направо уходит новая дорога на Хоргос. Может быть мне показалось, но огни казино в гае вообще почти не светились по сравнению с прошлым годом. Кризис жанра?

Вскоре после плотины гайской ГЭС будет дорожная развязка, налево уходит дорога на Баканас. Далее, на 85-м километре, ещё одна развязка, направо уходит дорога к берегу водохранилища, к многочисленным базам отдыха.

Ещё десять километров — и посёлок Чингельды. Едем по нему четыре километра со скоростью 60 км/час. Ну всё, проехали. Следующим большим населённым пунктом будет уже только через 55 километров город Сары-Озек.

Торговая площадка перед подъёмом на перевал Архарлы.

На 127 километре начинается подъём на перевал Архарлы, ограничение скорости 70 км/час, зона действия знака по табличке — 4,7 километра, но фактически до отмены ограничения проходит шесть с половиной километров. Ехал рано утром, полиции не было, но днём они тут постоянно, ездят туда-сюда с радаром, разворачиваясь в разрывах полосы. Ранее уже имел с ними беседу, возвращаясь в прошлом году с Дальнего Востока. Сегодня дорога почти пустая, тихая и спокойная, не считая догорающего грузовика.

Это дорога на Талды-Курган.

В остальном ограничений скорости по пути в Талды-Курган очень мало. Четырёхполосная дорога заканчивается на 227-м км от Алма-Аты, до Талды-Кургана ещё 23 километра. Дорогу в этом месте достраивают уже год, объезд идёт по посёлку, ограничение 40, узкая проезжая часть. Проехать Талды-Курган можно через город, но много светофоров и знаков 40 в центральной части, поэтому выбираю маршрут по объездной дороге (идёт справа) и… проезжаю мимо поворота. Никаких указателей нет. Дорога вроде знакомая, ездил здесь не раз, а вот промахнулся. Пришлось развернуться. Город начинается сразу за перекрестком, так что по объездной можно смело ехать 100 км/час. И даже 110, потому как значительная часть объездной дороги оборудована разделительной полосой. На следующей фотографии этот злосчастный перекрёсток. Как видно, со стороны объездной дороги никаких указателей также нет.

После аэропорта города Талды-Курган хорошая дорога заканчивается и уже с 280-го километра выраженное ухудшение дороги, колеи, заплатки, ухабы, ограничение 70.

Дорога за Талды-Курганом.

Проезжаю Кызылагаш. За восемь лет, прошедших с момента трагедии, на новых улицах посёлка выросли деревья, люди обустроили дома, и только скульптурная группа напоминает о событиях той страшной ночи.

Чуть лучше участок 308-й километр (Кызылагаш) — 349-й километр (Сагабуен). Этот кусочек трассы мне всегда нравился — дорога прямая, видимость отличная. К тому же, ближе к посёлку Кызылагаш, дорога имеет разделительную полосу, а это плюс 10 в карму километров к разрешённой скорости движения. Даже сейчас состояние дороги позволяет держать почти максимальную скорость. Затем, начинаясь за четыре километра до Сарканда (398-й километр), хорошая дорога только до Алмалы (411-й километр).

Участок дороги Кызылагаш — Сагабуен.

Дальше дорога ещё хуже, от Колбая до Кабанбая постоянные поперечные вмятины в асфальте. Ох уж эти вмятины… Первый раз попробовал их девять лет назад и с тех пор ничего не изменилось, в смысле — не стало лучше. Да и сама дорога, идущая по холмам, с ограниченным обзором, ревущими на подъём фурами и весьма ограниченным пространством для обгона, снижает среднюю скорость движения.

Постепенно рельеф местности выравнивается, но много ям, куски отсутствующего асфальта, ограничения скорости до 50 км/час разной продолжительности. Вокруг красота. Так бы стоял и смотрел. Но надо ехать и смотреть не по сторонам, а на дорогу.

495-й километр. Посёлок Кабанбай. Налево дорога на Усть-Каменогорск, направо через горы на Алаколь. Здесь, сразу за кольцом, постоянно стоит полиция. Позиция удобная: глядя в сторону Алма-Аты, наблюдают за машинами, проезжающими кольцо, глядя в сторону Усть-Каменогорска, фиксируют превышение скорости и нарушение правил обгона.

После Кабанбая дорога несколько улучшается. Ну как улучшается… Перестаёт быть очень плохой вплоть до поворота на Учарал, озеро Алаколь и, далее, к китайской границе (Достык).

Эта дорога спускается к Учаралу.

546 километров от Алма-Аты. Поворот на город Учарал. Гостиница, несколько разных АЗС. Здесь «КазМунайГаз», новая АЗС от «Роял Петрол» и ещё парочка помельче. Стационарный пост полиции сразу после кольца. Часто сотрудники наблюдают за правильностью пользованием поворотниками во время проезда кольца.

Опять паршивая дорога, и надолго. Только на 650-м километре появятся свежие заплатки на асфальте.

Дорога от поворота на Учарал до озера Сасыколь.

590-й километр. Поворот на Актогай. Всё заброшено, АЗС давно не работает. Глубокие поперечные ямы около этого места.

Покрыто солью, а кажется, что льдом.

Озеро Сасыколь.

Дорога в самом Аягузе очень хорошая, её сделали меньше двух лет назад. Сделали только в черте города. Даже временную объездную дорогу для такого случая не поленились вокруг города соорудить (угораздило меня по ней как-то проехать — кислое дело). Об одном жалею — город очень маленький и проезжать его приятно, но слишком быстро. Вот был бы город километров двести в длину, по такому асфальту ездить можно.

Дальше дорога плохая и очень плохая, но после Аягуза, примерно на 800-м километре с левой стороны делают широкую временную дорогу, укатывают катком, здесь точно скоро будет начата реконструкция.

Пачка сигарет для масштаба.

Несколько оживляет однообразный пейзаж озеро Каракол и скалистые холмы неподалёку.

На въезде в Калбатау развилка, Семипалатинск налево, Усть-Каменогорск направо с глубоким объездом, но можно проехать посёлок не по окружности, а по диаметру, что я и сделал.

Первые несколько десятков километров от Калбатау в сторону Усть-Каменогорска ничего хорошего не обещают, а потом я замечаю приметы предстоящего строительства новой дороги. Именно строительства, а не ремонта. Делают новое дорожное полотно, не применяясь к складкам местности, а срезая и сглаживая их. Дорога получается ровная, без слепых зон. Так что обещанная пару лет назад реконструкция дороги началась. Причём солидно, с размахом. «Об одном жалею — годы». Если 250 километров дороги от Алма-Аты до Талды-Кургана строили пять лет, то сколько будут строить 750 километров дороги от Талды-Кургана до Усть-Каменогорска?

Дорога от Усть-Каменогорска до Семипалатинска по левому берегу Иртыша такова: первые 40 километров достаточно свежий асфальт, хорошая гладкая дорога, разметки нет. Дальше, километров тридцать, старый асфальт, кочки, откровенных ям нет, старые ямы заделаны, это в районе Таврического. Это самый плохой участок, однако красивые виды Иртыша, текущего справа от дороги, периодически улучшают настроение. Затем начинается большой участок гладкой дороги, с разметкой, асфальт положен не вчера, но в отличном состоянии, есть небольшой участок совсем свежего асфальта и там велись дорожные работы.

На 150-м километре начинается участок жёсткого асфальта, такое ощущение, что гудроном залили и щебёнкой засыпали, но дорога ровная, ям нет, просто жёсткий асфальт, шумный.

Стоит большой указатель — опасный участок дороги 20 км. Скорее всего из-за большого количества «слепых» зон для обгона.

На 175-м километре жесткий асфальт заканчивается.

С 180-го километра старая тряская дорога, но без ям.

200-й километр — Семипалатинск.

Дорога от Семипалатинска до Павлодара по правому берегу Иртыша: первые 60 км отличная дорога, потом 10 километров глубокий объезд. Так и не понял — зачем надо было так далеко отводить временную объездную дорогу от основной, да ещё прорубать её по лесу. Возможно, в обход заболоченных мест, не знаю. После этого объезда снова отличная дорога, на 105-м километре начинается ремонт, объезды по разным дорогам.

На 273-м километре закончились ремонтные работы, пошла хорошая дорога до Павлодара.

312-й километр — Павлодар.

Павлодар.

От Павлодара до Астаны вскоре начинается магистраль, минут на десять, а затем идёт строительство разной степени готовности. Едешь то по жёсткой объездной, то по участкам старого асфальта, но много участков, где едешь по уже готовой половине дороги. Ограничения скорости в основном 60 км/час.

После поворота на Караганду будет снова участок готовой магистрали, относительно небольшой, затем едем по готовой половинке магистрали, то справа, то слева. В одном месте мне показалось, что я проскочил место возврата на свою половину дороги. Еду по встречной половине, разделительное ограждение справа, временами в ограждении технические разрывы, но предписывающих знаков нет. Навстречу мне, в сторону Павлодара, периодически идут машины, а в моём направлении — никого! Хоть бы, думаю, догнать кого, или меня кто обогнал бы… Так нет. И, главное, дорога справа от меня полностью готова. Ну, думаю, вот так я сейчас и прикачусь прямо в тёплые объятия дорожной полиции. Страшно даже представить размер штрафа, который с меня сдерут за проезд пятнадцати километров почти готовой автомагистрали по встречной полосе. Много было передумано и заново осмысленно в эти минуты. Однако вскоре, за две секунды до инфаркта, увидел я знаки возврата на свою полосу, переехал и успокоился. На этом участке ограничение скорости 60, полиция ездит туда-сюда с радаром. Затем снова начнётся магистраль, и это будет уже до Астаны.

Парковка на магистрали перед Астаной.

Астана. Не видел это город восемь лет, а он всё хорошеет и хорошеет. Прямо жаба душит жителя экс-столицы. Одно успокаивает — в Алма-Ате климат мягче. Правда, читал о проекте поместить центральную часть столицы под купол. Ежели такая идея выгорит, то астанчан ожидает вечная весна. Астанчанок, кстати, тоже.

Астана — Караганда. Вскоре после Астаны начинается магистраль, идёт до Темиртау. Здесь особенно говорить не о чем. Как включил круиз-контроль на 140 км/час, так и ехал. Затем, по окончании магистрали, до Караганды качество дороги хорошее, но иногда она узкая.

Доехал до Караганды и прикинул, что после строительства магистрали время поездки между этими двумя городами сократилось, наверное, раза в два. Оно и понятно — старая дорога была в две полосы, шла по посёлкам, да и разрешённая скорость была гораздо меньше. Караганду проехал через центр, по улице Гоголя, по объездной дороге не поехал — не знаю, есть ли там она сейчас и в каком состоянии. По крайней мере, замеченные дорожные указателе советовали ехать именно так — через центр.

Дорога от Караганды до Аксу-Аюлы довольно подуставшая, особенно это сильно ощущается после магистрали. Поскольку дорога двух-полосная, да и многовато участков с ограниченным обзором, то машины сбиваются в кучки за грузовиками, начиная байгу на опережение при улучшении обзора. Эту дорогу капитально ремонтировали лет пятнадцать назад, но так и пустили по всем складкам местности, практически ничего не выравнивая. Вот теперь и плетёмся за фурами по пригоркам да изгибам. От посёлка Аксу-Аюлы дорога улучшается и имеет, до перекрёстка Агадырь/Акчатау, достаточно хорошее качество асфальта. После этого перекрёстка снова дорога становится хуже, трясёт сильнее. Полиция в Аксу-Аюлы стоит прямо на перекрёстке, на въезде в посёлок, несмотря на ранний час — 5 часов утра. Также машина полиции стояла в 30 километрах после посёлка, что-то караулила. И ещё одна машина полиции — поворот на Акжал.

А вот этот плакат я, честно говоря, не понял. Им что — естественных неровностей мало? Вероятно, речь идёт об участках, на которых нанесена поперечная «насечка» с белыми полосками, дабы водитель, наезжая на них, встрепенулся и взбодрился — борьба со сном за рулём. По сути идея прекрасная, эти полоске видно в моём видеоролике. Однако за долгие годы эксплуатации дороги «насечка» стёрлась (видна, но не ощущается), зато появились и ощущаются кочки, а плакат так и остался…

Впереди город Балхаш.

Перед городом Балхаш несколько АЗС, в том числе и «КазМунайГаз».

Так или иначе, до Балхаша я добрался. Традиционно заправился топливом на АЗС «КазМунайГаз» — в поездках по Казахстану всегда стараюсь у них заправляться, проблем никогда не было. Стоит сказать, что в этот раз по всему маршруту никаких неожиданностей с наличием бензина не было. Также не заметил ограничений на продажу топлива в виде талонов. До Алма-Аты остаётся мне ехать 625 километров, заправляться больше не буду, до дома бензина хватит.

От Балхаша прямо «дорога смерти» начинается. Нет, сама дорога-то весьма неплохая, скажем даже — хорошая, но сколько стоит вдоль неё мемориальных досок… До поворота на Шубар-Тюбек десяток таких мест, а что там ехать-то? Километров пятнадцать? Эта машина улетела с дороги несколько часов назад, водитель уснул за рулём.

Разговорился с офицером полиции, бывшем на месте происшествия. Много, говорит, бьются на этом участке дороги, в основном ночью. Засыпают за рулём — или в кювет, или встречное столкновение. Разбитая дорога — плохо, хорошая — тоже плохо? Или дело не только в дороге? Или полиция должна останавливать каждого водителя в тёмное время суток и орать ему на ухо анти-колыбельную? Так ведь и днём за рулём засыпают. Как говорится: заснул на секунду — уснул навеки. Наверное, дело ещё и в нас, в водителях.

От города Балхаш и до посёлка Бурыбайтал дорога на протяжении трёхсот километров идёт вдоль берега озера Балхаш. Самым крупным населённым пунктом этого отрезка пути будет Сары-Шаган — дорога проходит через него насквозь. От города Балхаша это будет 140 километров пути. Вскоре после Сары-Шагана, проехав развязку на Приозёрск, вы покидаете Карагандинскую область. Начинается область Жамбыльская и, соответственно, жамбыльская дорожная полиция — самая справедливая и неподкупная полиция в мире. После шымкентской, ессессно…

Сары-Шаган.

Дорога вдоль озера Балхаш.

Бурыбайтал. Купил несколько вкусных вяленых рыбок к пиву, потому как еду домой и впереди последний кусок плохой дороги — по приезду без пива не обойтись. После Бурыбайтала будет развязка, поворот на Чу. До Алма-Аты 340 км. Началась плохая дорога. Ну тут всё — и ямы, и колеи, и кочки, и поперечные вмятины различной глубины и ширины — всё в широком ассортименте. Особенно убитый участок до посёлка Аксуек — ограничения скорости 50, продолжительность чаще всего 5 километров. Но шутники зачёркивают знаки краской, переписывают таблички, появляется продолжительность и 15 километров, и 3150 метров. Проще было бы от моста поставить под знаком «Хреновая дорога» табличку «до Куртов» и не тратить деньги на знаки. Ну по крайней мере полиции на этом участке не было. После Аксуека заканчивается Жамбыльская область, начинается Алматинская, и дорога, почувствовав это, становится немного лучше. А может быть, это я уже привыкаю…

После Куртов ехать ещё сотню километров по хорошей дороге, но ближе к городу по посёлкам пока доедешь до Алма-Аты…

Если отбросить те участки, где ведётся строительство дорог, то в сухом остатке получается два «конкурирующих» между собой отрезка: Бурыбайтал — Курты (расстояние примерно 220 километров) и Талды-Курган — Калбатау (расстояние в три раза больше). Не говоря уже о расстоянии, хочу выделить вот что: основная проблема дороги от Алма-Аты на Усть-Каменогорск — это ямы, т.е. риск повреждения ходовой части автомобиля. Основной риск дороги от Алма-Аты на Балхаш — это глубокие колеи в асфальте, т.е. риск «поцарапать брюхо», разбить поддон двигателя. Ободранные гребни колеи и масляные пятна тому свидетельства. Что лучше? Или поставим вопрос несколько иначе — что хуже?

Вот, собственно, все впечатления от этого автопутешествия. Теперь немного статистики:

Дата и время выезда из Алма-Аты: 17 июня 2018 года. 04.00.

Дата и время приезда в Алма-Ату: 19 июня 2018 года. 16.00.

Общее время поездки: 60 часов.

Пройденное расстояние: 3300 километров.

Общий расход топлива: 400 литров.

Удельный расход топлива: чуть больше двенадцати литров на 100 километров пути.

Цена бензина АИ-92 на АЗС «КазМунайГаз» (Усть-Каменогорск, Павлодар, Астана, Балхаш) 156 тг./л.

Цена бензина АИ-92 на АЗС «КазМунайГаз» (поворот на Учарал) 158 тг./л.

После поездки долил масла граммов сто пятьдесят.

Колёса остались целые (резина Yokohama Geolandar A/T-S G012, 265/60R16). Резину новой не назовёшь, ездил на ней в Тянь-Шань, Монголию и на Дальний Восток.

Дорожная полиция никаких претензий ко мне не предъявляла, не останавливали. Радаром «стреляли» только один раз, между Павлодаром и Астаной — там, где были ограничения 60, но я ехал строго по правилам. На том разошлись в разные стороны…

Буду очень рад, если мой рассказ поможет проехать по Казахстану. Не думаю, что ситуация на дорогах, о которых шла речь, резко изменится.

Удачи на дорогах!

P.S. Легенда дороги Алма-Ата — Усть-Каменогорск.

0 км. Старт от гайского моста.

10 км. Развязка, дорога на Хоргос.

55 км. магистраль закончилась.

63 км. закончился город гай.

впереди внизу мост, плотина ГЭС. ограничение 50 км/час, обгон запрещён.

85 км. развязка на городские зоны отдыха.

95 — 99 км. посёлок Чингельды.

111 км. площадка, место отдыха, магазин.

122 км. с левой стороны кафе Мирас, стоянка. виден перевал Архарлы.

127 км. начало подъёма на перевал Архарлы, кафе с правой стороны, ограничение 70 на 4,7 км.

129 км. торговый комплекс.

132 км. собственно перевал.

133.5 км. конец ограничений скорости.

148 км. в городе было 15 градусов, потом было 18, а здесь 9 градусов. время 5.30

154 км. город Сары-Озек.

175 км. площадка, место отдыха.

205 км. спуск 5% и волны на дороге.

218 км. спуск, ограничение 80.

227 км. конец новой дороги разделительная полоса исчезла, ж/д переезд. ограничение 50.

240 км. город Талды-Курган, граница города начинается прямо за поворотом, объездная дорога направо, указателей нет.

268 км. аэропорт. заканчивается хорошая дорога. ограничение 70.

273 км. исчезает разделительная полоса, дорога весьма средненькая.

280 км. ухудшение дороги, колеи, заплатки, ухабы, ограничение 70.

288 км. поворот на село Капал.

300 км. небольшое озеро слева.

303 км. кольцо, поворот на село Лепсы.

308 км. посёлок Кызыл-Агаш.

349 км. посёлок Сагабуен.

359 км. появляются знаки неровная дорога, ограничения 70 и зона действия 5 км.

368 км. посёлок Жансугуров. объездная дорога идёт справа, скоростной режим загородний.

374 км. посёлок Таусамалы.

378 км. ограничение 50 на 2 км.

398 км. началась хорошая дорога до Сарканда.

402 км. город Сарканд, АЗС КМГ.

411 км. посёлок Алмалы.

за посёлком Алмалы пошли колеи, свежие латки, самые страшные ямы заделали.

416 км. ограничение 50, свежие латки, но дорога плохая, дальше даже ремонт не делали, ямы остались, какие были.

425 км. пятикилометровый участок сильно разбитой дороги, ограничение 50.

438 км. несколько улучшилась дорога.

445 км. посёлок Койлык, по посёлку очень плохая дорога.

454 км. р.Лепсы. начало Алакольского района.

460 км. начались поперечные вмятины.

появились дорожные рабочии, время от времени группы людей в жилетках что- измеряют, рисуют белой и красной краской кружки на асфальте, возможно действительно будет ремонт.

468 км. посёлок Колбай.

485 км. на этом участке дорога тоже с ямами, но она идёт по пригоркам, поэтому часто обгон запрещён.

495 км. посёлок Кабанбай. налево на Усть-Каменогорск, направо через горы на озеро Алаколь. здесь на кольце постоянно стоит полиция.

498 км. АЗС КМГ.

516 км. площадка, место отдыха, кафе.

519 км. посёлок Жумахан Балапанов.

546 км. поворот на город Учарал. гостиница, АЗС разных брендов.

590 км. глубокие поперечные ямы около поворота на Актогай.

606 км. озеро Сасыколь (есть фото).

624 км. похоже начинают делать рядом объездную дорогу для того, чтобы начать реконструкцию трассы.

645 км. стали появлятся свежие заплатки на асфальте немного больших и много мелких.

655 км. очень сильно разбитый участок, асфальта нет, метров 500, ямы, ограничение 20.

673 км. поворот на Урджар АЗС КМГ.

726 км. кафе, гостиница, шиномонтаж.

732 км. пос. Шинкожа.

761 км. город Аягуз.

800 км. с левой стороны делают временную дорогу широкую, укатывают катком, здесь уже точно скоро будет начата реконструкция.

935 км. около Жангизтобе относительно неплохой участок дороги.

960 км. Калбатау (Георгиевка).

1066 км. Усть-Каменогорск.

Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.

Карта качества дорог

В данном разделе вы можете посмотреть и скачать для использования обзорную и подробную карту качества дорог в Казахстане. Данная карта разработана и постоянно дополняется энтузиастами из России.

Открыть обзорную карту дорог Казахстана Открыть подробную карту дорог Казахстана

Все дополнения и исправления по карте относительно качества дорог просьба писать в соответствующей теме обсуждений в нашей группе в ВК, которую можно найти .

Цвет обозначения дороги соответствует степени проходимости для легкового автомобиля:

  • толстая красная с тонкой желтой посередине — автомагистрали и дороги категории I с разделительной полосой/отбойником;
  • оранжевый — отличный асфальт/бетонка на 5 баллов, скорость 100+ км/ч;
  • бордовый — хороший асфальт на 4 балла (небольшие трещины), средняя скорость 90-100 км/ч;
  • желтый — средний асфальт на 3 балла (с латками, волнами, небольшой колейностью), скорость 60-80 км/ч;
  • грязный желтый — плохой асфальт с выбоинами, просадками, гравийными участками, скорость 30-60 км/ч;
  • белый — хороший/средний грейдер, скорость 50-70 км/ч;
  • серый – «убитый» асфальт или грейдер, скорость 20-30 км/ч;
  • коричневый — грунтовое покрытие;
  • светло-розовый и светло-желтый — информации о состоянии дороги не внесено.

Помечены все погранпереходы. ДАПП только для граждан сопредельных государств, МАПП — для всех паспортов.

Дорога на Иргиз всегда считалась опасной для передвижения – ямы, канавы, нет ни СТО, ни гостиницы. Собственно, и не дорога это вовсе – сеть тропинок по пустыне.

Прошел Иргиз, значит, получил боевое крещение, рассказывают дальнобои. Даже опытные водители никогда не ездили здесь в одиночку – застряв летом, можно расплавиться от неимоверной жары в +45, заглохнув зимой в -45 – замерзнуть в считанные часы.

На Иргизе рыскали бандиты – если фура идет в одиночку, шансов, что она пропадет без вести, было очень много. Недобрая слава об Иргизе гуляла по всей тогда огромной стране.

«Трасса: Чимкент — Туркестан — Кызылорда — Аральск — Иргиз — Актюбинск — Уральск — Куйбышев. Участок дороги от Аральска до Иргиза тогда назывался «Долина смерти». Отрезок этот был не маленький 220 километров сплошного бездорожья, да и другие участки дороги не очень сладкие были.

Возвращались мы оттуда обмороженные, обгоревшие, но счастливые, что преодолели этот суровый путь. Некоторым не повезло. Некоторые ребята там остались навсегда. Некоторые оставили там свои поломанные машины, спасая себя – таких я никогда не винил, но никогда и не уважал.

В те годы, узнав, что дальнобойщик прошел на своем автопоезде через Иргиз, особенно зимой, и благополучно вернулся в свой родной гараж, бывалые коллеги, вполне заслуженно, смотрели на него с большим уважением», – отрывок из книги «Профессия дальнобойщик» Николая Нагих.

«Да, есть что вспомнить… Собираюсь как-нибудь об этом написать повесть, ведь мне довелось преодолевать эту трассу не один раз и знойным летом, и зимой в лютые морозы…» – рассказывает украинский (сегодня) водитель Николай Нагих.

Книга «Профессия дальнобойщик» была написана еще в 2006 году. Все события реальны. А трассе в Актюбинской области посвящена целая глава.

Кстати, в 2008 году начался ремонт участка в Актюбинской области, на котором никогда раньше не было асфальта. Дорога на Иргиз вошла в транзитный коридор международного значения «Западная Европа – Западный Китай».

Сегодня это асфальтированная трасса с магазинами, кафе и кемпингами… Которая продолжает забирать своих жертв.

18 января на автодороге Самара-Шымкент в Актюбинской области сгорел автобус, погибли 52 гражданина Узбекистана. Возгорание автобуса произошло на трассе Самара-Шымкент в 10 километрах от поселка Калыбай в 320 километрах от Актобе.
Автобус застрял на трассе неподалеку от того самого Иргиза из-за поломки. По информации министра внутренних дел Калмуханбета Касымова, установлено, что автобус прекратил движение из-за технической неисправности на 1068-м километре автотрассы Шымкент – Самара.

«Не сообщив об этом в экстренные службы, не приняв меры по обеспечению безопасности пассажиров, водители автобуса с помощью зажженной паяльной лампы стали обогревать салон транспортного средства, где из-за разлитого по неосторожности бензина в открытой емкости произошел пожар», – рассказал министр.

21 января в 21.20 часов в дежурную часть поступило сообщение о том, что в 21.05 часов на 1052-м километре автодороги Самара – Шымкент вблизи поселка Калыбай Иргизского района Актюбинской области из-за замерзшей тормозной системы сломался автобус марки MAN, следовавший из Шымкента в Уфу. Из сломанного автобуса эвакуировали 56 пассажиров, шесть из которых граждане Республики Казахстан, два гражданина Российской Федерации, остальные 48 – граждане Республики Узбекистан. Среди них женщины и дети. Эвакуированных временно разместили в пункте обогрева.

1 марта тревожный звонок на номер службы спасения «112» поступил из Кобдинского района Актюбинской области. О помощи взывали пассажиры, следовавшие из российской Самары в Шымкент. Из-за технической поломки автобус «Сетра» на длительное время застрял на трассе «Самара-Шымкент». Пассажиры, граждане Узбекистана, оказались в бедственном положении и рисковали замерзнуть.

Сотрудники службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ поспешили на автотрассу, чтобы помочь людям. В итоге 21 пассажир из Узбекистана был доставлен в пункт обогрева в районном центре. К счастью, медицинская помощь путешественникам не понадобилась.

Точно такая же история на трассе «Самара-Шымкент» случилась ровно за неделю до этого – 22 февраля. Тогда сотрудники службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ доставили 8 граждан Узбекистана в пункт обогрева в Актобе.

Горят, замерзают, ломаются и… продолжают ехать. Почему?

«Напрочь исчезло чувство страха у людей, – продолжает мою мысль Николай Нагих. – Никогда в Актюбинской области, на этом проклятом Иргизе никто не ездил в одиночку! У нас в интернете есть сообщество дальнобоев, мы уже почти все пенсионеры. Отслеживаем происшествия, анализируем ситуацию. Читали, что сегодня у вас в Казахстане можно сразу позвонить на экстренный номер и помощь прибудет. Это хорошо. Только пока приедут спасатели… Чаще всего помощь нужна сию минуту – здесь и сейчас. Если бы автобус тот в январе шел не один, удалось бы избежать жертв. Они несколько часов стояли на трассе – ведь обогреваться стали не сразу…»

Николай Федорович рассказывает, что раньше у дальнобоев, неважно, фуру ты «тянешь» или автобус, были другие правила. Никто и никогда не оставался в салоне или в кабине.

«…Двигатель сожрал литра два масла и не перегревался лишь потому, что была зима. Ямы по колено заставляли водителей КамАЗов выруливать в сторону от «дороги», что приводило к еще худшим последствиям. Вдоль трассы стояли КамАЗы совсем без колес, всю резину водители уже сожгли и теперь спасались от холода в «домиках», построенных из ящиков с промерзшими насквозь помидорами. Такая вот была картина моего первого появления в Актюбинской области», – из книги Николая Нагих.

«Покрышки жги, но на улице. Сгореть можно, а можно и угореть, если будешь отапливать кабину подручными средствами, – говорит водитель с 40-летним стажем. – А сегодня поветрие какое-то массовое – полчаса за рулем и уже ас. Правилами пренебрегают, старших не слушают. Да и не учат у вас нигде… И у нас не учат, так и садятся за руль дилетанты. А ведь их не так много – междугородних перевозчиков, но как речь заходит о личной ответственности проверяющих – все отпрыгивают. Думаю, что и у вас в Казахстане также…»

По мнению водителя-профессионала, трасса не расстанется с именем «Долина смерти», пока у наших водителей низкая культура вождения и правовая недисциплинированность, пока в норме беспечность пассажирских и грузовых перевозчиков, больше заботящихся о прибыли, чем о безопасности.

«А вы спросите у ваших водителей, кто-нибудь из них знает слово «перемёт*»? А если знает, то почему везет людей в 200-метровые перемёты, которыми славится трасса в Актюбинской области? Это же смерть. После такого перемёта жизнь дальнобойщика делится на до и после. О чем думали ваши водители, когда туда, на верную смерть повезли людей. Обойдется?..» – спрашивает Николай Федорович.

…5 марта в восемь утра на трассе «Самара-Шымкент» в районе поселка Олке Актюбинской области Казахстана в результате столкновения автомобилей КамАЗ и Оpel Astra, следовавшего по маршруту Санкт-Петербург – Ташкент, погибли два человека – граждане Узбекистана, уроженцы Андижанской области.

Сколько еще жертв соберет эта Долина смерти…

Елена Бояршинова по материалам из открытых источников

*При достаточном разгоне, на открытых пространствах, особенно в степной зоне, обычная позёмка образует на дорогах снежные перемёты. Перемёт – снег, передвигаемый ветром и лежащий полосами поперек дороги. Блокирует движение транспорта.

>Дорога из Атырау в Актобе

Длина дороги: 975 км; Время дороги: 10:39

Чтобы изменить автоматически проложенный маршрут, потяните его мышью за любую точку на карте.

Автодорога от Атырау до Актобе

Атырау
Атырау — Махамбет (66 км; 0:53)
Махамбет 67 км 0:53
Махамбет — Чапаев (310 км; 3:39) Атырауская область — Западно-Казахстанская область
Чапаев 376 км 4:32
Чапаев — Барбастау (143 км; 1:48)
Барбастау 519 км 6:21
Барбастау — Новая жизнь (2 км; 0:01)
Новая жизнь 521 км 6:22
Новая жизнь — Жымпиты (116 км; 1:03)
Жымпиты 637 км 7:25
Жымпиты — Кобда (220 км; 2:00) Западно-Казахстанская область — Актюбинская область
Кобда 857 км 9:26
Кобда — Талдысай (23 км; 0:13)
Талдысай 881 км 9:39
Талдысай — Marzhanbulak (65 км; 0:37)
Marzhanbulak 946 км 10:16
Marzhanbulak — Kurashasay (9 км; 0:04)
Kurashasay 955 км 10:21
Kurashasay — Актобе (6 км; 0:03)
Актобе 975 км 10:39

Версия для печати

Для того, чтобы рассчитать расстояние между городами, введите новые пункты отправления и прибытия и нажмите кнопку «Рассчитать».

Расстояние Атырау Актобе составляет 975 км.

Удалось проложить маршрут от Атырау до Актобе через Махамбет, Чапаев, Жымпиты, Кобда.

На интерактивной карте трасса с Атырау до Актобе показана красной линией.

Дорога из Атырау в Актобе имеет длину 975 км, а протяженность от начала автодороги Атырау Актобе до ее конца по прямой — 525 км. Расчетное время движения по автомобильной дороге Атырау Актобе составляет 10:39. В странах с неметрической системой мер длину автодорог принято измерять в милях. Длина дороги Атырау Актобе в милях: 606. Предложенная автомобильная дорога Атырау Актобе не является единственной возможной. Из множества дорог данный путь был выбран как сбалансированно короткий и быстрый. Дорогу от Атырау до Актобе можно проложить через любой промежуточный населенный пункт. Для этого перетяните красную дорогу мышью и трек автоматически будет изменен.

Нажав ссылку «версия для печати» можно распечатать карту дорог Атырау Актобе в удобном формате на листах А4.

Для того чтобы узнать как доехать из Атырау в Актобе через нужные транзитные населенные пункты, откройте «промежуточные точки» и перечислите промежуточные города в поле «через».

Для того чтобы узнать сколько километров от Атырау до Актобе были просуммированы длины автодорог между промежуточными населенными пунктами. При этом использованы точные спутниковые координаты дорог и населенных пунктов.

Протяженность автодороги Атырау Актобе примерно равна:

  • 1/4 пути Москва Красноярск;
  • 1/3 расстояния от Магнитогорска до Ялты;
  • 1/2 дороги между Пермью и Санкт-Петербургом;
  • 1 трасса Ростов-на-Дону Москва;
  • 2 маршрута от Краснодара до Симферополя;
  • 3 пути между Магнитогорском и Челябинском;
  • 4 расстояния Дюссельдорф Амстердам.

Дорога Атырау — Актобе занимает 9421 место в рейтинге популярности.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *