ИЖ — Орион 560. Четырёхтактный советский дорожный мотоцикл

Выход этого мотоцикла советские байкеры, в 80-х они назывались «рокеры», ждали с нетерпением. Шутка ли, мотоцикл имел 4-тактный двигатель объемом 500 куб.см. «от Ямахи», очень современный на тот момент дизайн, дисковый передний тормоз, легкосплавные колёсные диски…

Интерес публики подогревала и пресса. В конце 80-х был ряд публикаций в прессе, как технической так и обще-популярной, посвященных этой новинке ИжМаша, которая вот вот должна была появится в свободной продаже. Но поступать в продажу ИЖ-Орион не спешил.

Разработкой концептуально нового (для СССР) мотоцикла на ИжМаше занимались во второй половине 80-х, занимались ответственно, при непосредственном участии лучших профильных инженеров, как самого завода, так и привлеченных с других заводов конструкторов. Миссия на эту машину возлагалась серьёзная – выход советского мотоцикла на современный международный уровень в классе дорожных машин с объемом двигателя 500 куб. см. Для этого у Yamaha купили лицензии на четырёхтактный двигатель, систему дискового тормоза и ряд других деталей, кроме этого ряд комплектующих, таких например, как двухкамерный карбюратор, закупался в Японии.

Мотоцикл опережал своё время, он был модульной конструкции, меняя подрамник и заднюю часть рамы, можно было ставить разные двигатели. Эргономика была отлично продумана, задняя подвеска была с моноамортизатором.

Уже на финальной стадии разработки конструкторы столкнулись с серьёзной проблемой – советская нефтехимическая промышленность не выпускала высококачественного моторного масла, которое подходило бы и для смазки коробки передач. Лицензионный японский двигатель был сблокирован с коробкой в единое целое, для смазки всего агрегата требовался один вид масла, требование к качеству которого было высоким. Имевшееся на тот момент автомобильное моторное масло для этих задач не подходило.

Поняв, что ради одного (или даже нескольких видов) мотоцикла неповоротливый нефтехим не станет ни новое масло разрабатывать, ни повышать качество выпускаемой продукции, разработчикам пришлось разделять агрегат, двигатель делать отдельно, коробку – отдельно. Учитывая, что многие технические решения, примененные в японском агрегате, в советском мотоциклостроении ранее не применялись, «раздел» был той еще задачей, потребовавшей уйму времени, знаний, нервов, и средств. Технологи при этом, старались еще всячески упростить конструкцию, снижая себестоимость, что порой лишь добавляло проблем. Мотоцикл собрали уже с новым мотором, немного отличавшимся от японского. Внесенные изменения давали о себе знать «детскими болезнями», да и в целом новинка была непривычной, требовавшей испытаний и доводки.

Первую, по сути, опытную партию мотоциклов всё таки собрали, как говориться, не благодаря, а вопреки. Вопреки всем препятствиям, как технического значения, так и организационного. Поэтому ИЖ — Орион 560 можно встретить в коллекциях и у немногих счастливчиков, фанатов мотоциклов. В массовое производство он, увы, не пошел. Времена наступали такие, что стране было не до выхода на международный рынок с новым мотоциклом, и в высоких кабинетах министерств решили повременить с этим проектом, а затем началась совсем другая эпоха. Производился мотоцикл всего 3 года, с 1987 по 1990 год, очень небольшим количеством.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам. Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле — пишите. Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм Для обратной связи — Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Я на Drive2.ru

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *