Функции топливного фильтра

Любой топливный фильтр предназначен для очистки топлива (бензина, солярки, газа) от твердых частиц грязи, некоторого количества влаги, парафина (для солярки). Это необходимо для защиты элементов топливной системы автомобиля. При этом обеспечивается не только нормальная его работа, но и продлевается срок эксплуатации всей топливной системы в целом.

Топливный фильтр это расходный элемент, который после выхода из строя не подлежит восстановлению и периодически требуется замена в любом случае, каким бы он дорогим не был.

Признаки загрязнения фильтра

Многих, автолюбителей интересует вопрос о том, если забит топливный фильтр, какими симптомами это сопровождается? И тут, в не зависимости от типа двигателя существует ряд общих признаков, по наличию которых можно судить о том, что топливный фильтр полностью или частично вышел из строя. Однако стоит упомянуть, что перечисленные далее признаки могут также указывать на другие поломки в автомобиле. Итак, признаками его засорения являются:

  • Снижается мощность двигателя. Причем при работе во всех режимах — при разгоне, при езде в гору, при перевозке груза. Ощущения для водителя аналогичны тем, когда мотор «троит». Эти явления обусловлены недостаточным количеством топлива в топливовоздушной смеси.
  • Увеличение расхода топлива.
  • «Плавающие» значения оборотов холостого хода. Обороты, как правило, снижаются без причины вплоть до полной остановки двигателя.
  • Двигатель не запускается. Это возможно в самом «запущенном» случае, когда фильтр критически забит и не пропускает через себя количества топлива, нужного для работы двигателя.

У некоторых автомобилей непосредственно на приборной панели или экране имеется индикатор, информирующий водителя о том, что необходимо менять топливный. Обратите внимание, что при засоренном фильтрующем элементе значительно увеличивается нагрузка на топливный насос. Он начинает работать «на износ», а это сокращает его общий ресурс и грозит выходом из строя. В том числе это касается дизельных насосов высокого давления (ТНВД). При забитом топливном фильтре также засоряются и форсунки, как бензиновые, так и дизельные.

На каком пробеге менять топливный фильтр

Все автопроизводители четко указывают, на каком пробеге, или по истечении какого времени необходимо менять топливный фильтр по регламенту.

Как правило, пробег автомобиля составляет около 30…60 тысяч километров или один раз за два года (в зависимости от того, какое условие выполнится первым). Точные значения зависят от конкретной марки машины, и их нужно дополнительно уточнить в технической документации (мануале), в разделе график ТО. Что касается северных регионов Российской Федерации, то там интервал пробега можно снизить до 10…20 тысяч километров, учитывая погодные условия и качество топлива.

Если фильтр забился до того наступления момента выполнения регламентной замены, то его нужно менять внепланово. Особенно это актуально в случае, если в бак заливалось топливо сомнительного качества.

Какие бывают топливные фильтры

Чтобы определиться с ответом на вопрос, какой топливный фильтр выбрать, имеет смысл узнать, возможные его типы. Ведь в зависимости от топливной системы и фильтра делают разными, с различной степенью фильтрации. Так, они бывают:

Карбюраторные. Устанавливаются на соответствующих бензиновых двигателях в непосредственной близости к карбюратору. Их конструкция наиболее простая, а очистка — грубая. К таким топливным фильтрам предъявляются требования по очистке 5…25% частиц размером 3…5 мкм.

Инжекторные. Устанавливаются на инжекторные бензиновые двигатели в бензобак либо сразу после него снаружи. Обладают лучшей фильтрующей способностью по сравнению с карбюраторными. Так, с их помощью отсеиваются частички грязи размером от 10 мкм и более (тоже зависит от конкретного фильтра). Важно, чтобы такие фильтры могли работать под давлением около 3…4 бар.

Что касается степени их фильтрации, то это зависит от системы впрыска:

  • распределительный впрыск — 25…65% для частиц 3…5 мкм;
  • традиционные системы непосредственного впрыска — 48…70% для частиц 3…5 мкм;
  • новейшие системы непосредственного впрыска — 85…95% для частиц 3…5 мкм.

Дизельные. Наиболее сложные топливные фильтры, поскольку в их задачи входит отсеивание не только частичек грязи, но и воды, а также парафина. Современный топливный фильтр 2 микрона должен отсеивать, так как аппаратура более точная и работает под большим давлением. Обратите внимание, что если старые («классические») дизельные системы работали под давлением до 2000 бар, то современные системы Common Rail развивают давление до 2500 бар. Соответственно, и топливные фильтры должны быть рассчитаны на работу с ним.

Аналогично для дизельных фильтров предполагается градация по фильтрации:

  • для классических двигателей старого образца — 25…65% для частиц 3…5 мкм;
  • для классических систем Common Rail — 85…95% для частиц 3…5 мкм;
  • для новейших систем Common Rail — 98% для частиц размером 2 мкм (так называемые топливные фильтры 2 микрона).

Вне зависимости от типа топливного фильтра, они должны фильтровать до 95% имеющейся в топливе влаги. На самом деле многие из приведенных значений являются завышенными, и лишь немногие производители способны изготавливать фильтры с такими высокими характеристиками.

Однако тип устройства — первый, но не единственный критерий, по которому определяют, какой лучше поставить топливный фильтр.

Критерии выбора фильтра

Кроме деления на типы двигателей, фильтры также различают в соответствии с тонкостью отсева. Этот показатель выражается в процентах, и четко указывает, какое количество проходящего через фильтр мусора последний может уловить. Существует три типа тонкости отсева:

  • Средний. Фильтры отсеивают 50% частичек того размера, на который они рассчитаны.
  • Номинальный. Аналогично отсеивают 95% частичек.
  • Абсолютный. Аналогичной — 100%.

На практике производитель на упаковке изделия прямо указывает, что, например, «номинальная тонкость отсева составляет 10 мкм». Это означает, что данный топливный фильтр в состоянии отсеять 95% частичек, размер которых составляет 10 мкм и более.

Следующий важный фактор, когда не знаете, какой купить топливный фильтр, — это качество изделия. Так, нужно внимательно осматривать:

  • Качество бумаги. К сожалению, визуально определить этот фактор практически невозможно (особенно если это не вставка и запаянная колба из металла или пластика). Но когда есть такая возможность, попробуйте бумагу на ощупь. Когда бумага низкокачественная, то существует высокая вероятность того, что от фильтрующего элемента будут отделяться мелкие ворсинки, которые впоследствии попадут в топливную систему. И если для карбюраторных двигателей это не так страшно, то для инжекторных, а тем более дизельных — весьма критично.
  • Плотность намотки. Это можно определить визуально или на ощупь. Так, если производитель сэкономил на материале, и использовал недостаточно бумаги в фильтре (то есть, плотность намотки низкая), то и степень фильтрации будет также недостаточная. Желательно покупать фильтра с достаточной плотностью фильтрующего элемента.
  • Быстрый выход фильтра из строя. В частности, в некоторых случаях отмечается, что фильтр быстро забивается крупными частичками грязи из топлива. Если это происходит по всей площади фильтрующего элемента, значит, нужно отказаться от использования низкокачественного бензина или солярки. Если же забивание происходит лишь в какой-то одной области — это говорит о низком качестве фильтрующего элемента.

Очень важный вопрос при выборе того или иного фильтра заключается в его высоте. Вставка (картридж) должна плотно усажена в «стакан» (посадочное место). Небольшой люфт даже в 5 мм в долгосрочной перспективе может привести к тяжелым последствиям, вплоть до полного выхода форсунок из строя. Очень часто при вскрытии запаянных топливных фильтров оказывалось, что фильтрующий элемент был не доработан.

Ну и, конечно же, одним из самых важных вопросов заключается в том, какой фирмы топливный фильтр купить лучше всего? Ведь изделия разных торговых марок отличаются не только ценой, но и эксплуатационными характеристиками, а также особенностями использования.

Обзор топливных фильтров

Далее приведен список популярных брендов, под которыми выпускаются топливные фильтры для бензиновых и дизельных двигателей. Рейтинг не рекламирует ни одну представленную в нем торговую марку, а создан лишь на основе отзывов автолюбителей. Далее представлены топливные фильтры, которые лучше для дизеля и для бензиновых моторов.

MANN

Топливные фильтры Mann-Filter производятся немецкой компанией FilterwerkMann+HummelGmbH, которая является одним из крупнейших производителей фильтрующих элементов в Европейском Союзе. Фильтры поставляются в качестве оригинальных деталей для автомобилей, выпущенных под марками Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Audi, Opel, Ford, Volvo, Saab, Nissan, Citroen, RENAULT, Peugeot, Fiat, Seat, Komatsu, Caterpillar, Iveco, Rolls-royce, Porsche, Jaguar, Lombargini и других.

Многочисленные отзывы и тесты, проведенные инициативными автолюбителями, показывают, что фильтры торговой марки «Манн» действительно являются одним из лучших решений для современных двигателей. Они обеспечивают долгую работу даже при использовании некачественного отечественного топлива. Бумага очень плотная, а качество изготовления — на высоте.

Из недостатков можно отметить лишь высокую цену фильтров, сравнимую с оригиналом. Однако она компенсируется длительным сроком эксплуатации, а также надежной защитой элементов топливной системы. Самые дешевые фильтры на состоянию на начало 2019 года стоят около 300 рублей.

BOSCH

Под торговой маркой BOSCH также производятся качественные топливные фильтры для дизельных и бензиновых моторов. При этом следует отметить, что зачастую в упаковке BOSCH в продажу поступают продукция, выпущенная упомянутой выше компанией Mann-Filter. Однако качество этих фильтров немного уступает тем что делает MANN. Правда и цена немного ниже. А еще один интересный факт, что качество бошевского топливного фильтра будет зависеть от страны производителя, покупайте только те, что сделаны в Европе. Причем остерегайтесь подделок, встречаются и такие.

Тесты, в том числе с демонтажом запаянных картриджей, топливных фильтров «Бош» показали, что внутри находится качественный фильтрующий элемент, имеющий в основе плотную бумагу в достаточном количестве и заявленную в документации.

Filtron

Топливные фильтры Filtron производятся одноименной компанией, чьи производственные мощности расположены на территории Польши. Filtron является одним из крупнейших европейских производителей самых разных фильтров. В частности, ее продукцию используют такие автопроизводители как Ford, Volkswagen, Seat, GM, Fiat, LandRover и другие. Filtron стал первой фирмой в фильтрационной отрасли в Польше, которая внедрила систему управления качеством, соответствующую требованиям норм ISO/TS 16949.

Топливные фильтры «Филтрон» — это очень качественные фильтрующие элементы, которые можно устанавливать практически на любые автомобили (в соответствии с размерами и другими параметрами). Преимуществом торговой марки является широкий ассортимент выпускаемых фильтров. Из недостатков можно отметить наличие подделок на рынке и достаточно высокую стоимость. Поэтому купить топливный фильтр Filtron лучше в проверенном магазине. Средняя цена на фильтр стартует от 300 рублей и выше.

Mahle

Топливные фильтры Mahle, судя по многочисленным положительным отзывам, найденным в сети интернет, являются одними из наиболее качественных и востребованных в своем сегменте рынка. Подобные фильтры устанавливают не только на легковые автомобили, но и на коммерческий транспорт. Например, на автомобили Volkswagen фильтры этой торговой марки устанавливаются в качестве оригинальных. Компания имеет представительства и производственные мощности в разных концах мира — в Европе, Америке и Азии. Поэтому для разных автомобилей страна-производитель может отличаться.

Одним из технологических преимуществ этих фильтров является использование при их изготовлении гофрированной бумаги. Такая технология предотвращает складывание пластин между собой, а также обеспечивает качественный процесс фильтрации. Оригинальный корпус всегда выполнен качественно, а количество фильтрующей бумаги достаточно велико. Как и у большинства именитых брендов у «Махле» недостаток один — высокая цена. Самый простой и дешевый фильтр можно найти по цене до 300 рублей, остальные стоят гораздо дороже.

Delphi

Фирма Delphi имеет свои представительства и производственные мощности в 33 странах мира. Соответственно, и топливные фильтры могут производиться в разных государствах. Отмечается, что фильтры «Делфи» лучше устанавливать на топливную систему аналогичной торговой марки. Это обеспечит максимальную очистку и нормальную работу системы и всего двигателя в целом. В линейке топливных фильтров Delphi есть образцы для установки на легковые, внедорожники и грузовые машины. Ассортимент очень широк.

Отзывы о продукции Delphi, в основном, положительные. Что касается негативных отзывов, то они зачастую написаны автовладельцами, которые либо устанавливали их в неподходящую топливную систему, либо пренебрегали другими рекомендациями производителя. Поэтому данную марку вполне можно рекомендовать как в качестве оригинальной продукции, так и постгарантийного обслуживания.

Из недостатков бренда Delphi стоит отметить лишь большое количество подделок. Однако в настоящее время компания надежно защищает упаковки с помощью качественной полиграфии, а также нанесением на ее поверхность QR-кода. Это позволяет проверить подлинность продукта напрямую через интернет.

UFI

Компания UFI производит различные фильтрующие элементы, в том числе топливные фильтры под своим брендом. Большинство производственных мощностей компании находится на территории Италии, однако имеются филиалы и в других странах Европы, а также в США. Фильтры «УФИ» отличаются очень высоким качеством изготовления и надежностью. Подтверждением этому является использование фильтров этой торговой марки в спортивных болидах Ferrari, участвующих в гонках «Формулы-1». Как и все предыдущие автопроизводители часто используют фильтра этой фирмы в качестве оригинала для своих машин.

Качество топливных фильтров UFI подтверждают и многочисленные положительные отзывы автовладельцев, которые уже имели возможность воспользоваться этими изделиями. Они отлично справляются с фильтрацией. А ассортимент фильтров от компании UFI чрезвычайно широк, и можно подобрать устройство для большинства современных автомобилей.

Торговая марка имеет два традиционных недостатка — высокую цену и большое количество подделок. С подделками компания успешно борется, регулярно внедряя новые степени защиты оригинальной продукции. Дополнительно об этом можно прочитать на официальном сайте компании. Что касается цены, то самые дешевые фильтры стоят около 300 рублей и более.

Sakura

Торговая марка Sakura принадлежит индонезийской компании ADR Group. Под упомянутой торговой маркой ежегодно выпускается около 100 миллионов различных фильтров, в основном, для японских и южнокорейских автомобилей. Преимущества топливных фильтров «Сакура» является довольно неплохое качество и относительно низкая цена по сравнению с европейскими аналогами.

Из недостатков имеет смысл отметить лишь большое количество подделок на рынке. Так, при покупке необходимо обращать внимание на наличие двухцветной печати на коробке, качество самой печати, наличие кода продукта, а также штрих-кода, имеющего фирменный префикс. На оригинальной упаковке, на ее языке, всегда имеются слова благодарности за покупку.

Как отличить подделку

Многие расходные материалы, используемые в автомобилях, подделывают. Топливные фильтры не являются исключением. Причем подделки встречаться не только дорогих брендов, но и изделий из средней и даже низшей ценовой категории. Как правило, контрафакт производится на территории Китая или даже Российской Федерации. Чтобы свести к минимуму риск покупки поддельных фильтров, необходимо следовать нескольким простым правилам:

  • Внешний вид фильтра. Все оригинальные производители заботятся о качестве изготовления корпуса и фильтрующего элемента упомянутых изделий. Соответственно, перед покупкой необходимо внимательно осмотреть корпус фильтра. Он должен быть изготовлен аккуратно. Желательно, чтобы на корпусе имелась информация об технических параметрах фильтра, гравировка/штамповка, логотип производителя.
  • Внешний вид упаковки. Хорошие производители расходных автомобильных материалов никогда не экономят на качестве упаковок для своих изделий. Так что, на оригинальной коробке печать всегда будет качественной. Это касается полиграфии, рисунков, шрифтов (они не должны быть «поплывшими»). Не допускается наличия в описании грамматических ошибок и/или присутствия в нем инородных символов, например, иероглифов. Логотип на упаковке всегда должен соответствовать производителю или фирме-упаковщику.
  • Наличие прокладок. Так, оригинальные топливные фильтры обычно всегда комплектуют дополнительными прокладками (где это необходимо), обеспечивающими герметичность топливной системы. Они выполнены из специальной топливостойкой резины. Хотя этот факт зависит от конкретного производителя и при покупке нужно читать комплектацию упаковки.
  • Цена. Нельзя покупать откровенно дешевые топливные фильтры, поскольку они либо будут очень низкого качества, либо же являются попросту откровенной подделкой. Имеет смысл приобретать продукцию из среднего или высшего ценового диапазона. Особенно это актуально для инжекторных двигателей машин бизнес класса и автомобилей, оснащенных дизельными моторами. Сэкономив один раз на фильтре, автовладелец в будущем может столкнуться с дорогостоящими ремонтами элементов двигателя, в частности, его топливной системы.
  • Торговые точки. Лучше пользоваться услугами проверенных магазинов, имеющих все разрешительные документы на право проведения торговли. Кроме этого, желательно, чтобы торговая точка была официальным представителем того или иного производителя топливных фильтров. Избегайте сомнительных торговых точек с малым количеством товара.

Все лидирующие производители фильтров защищают свою оригинальную продукцию с помощью современных технологий. Существует много подобных вариантов, начиная от отправки SMS сообщений с кодом на упаковке до проверки оригинальности по QR-коду с посещением официального сайта производителя. Такие подходы практически исключают возможность покупки поддельной продукции.

Заключение

Топливный фильтр необходимо выбирать, в первую очередь, основываясь на требованиях автопроизводителя вашей машины. В документации четко прописаны технические параметры, в том числе размеры, которым должен соответствовать фильтр. Второй немаловажный параметр — торговая марка самого фильтра. Оптимальным вариантом в данном случае будет покупка топливного фильтра оригинала либо аналога из среднего или высшего ценового диапазона. Избегайте дешевых фильтров, они будут заведомо некачественными! А какой топливный фильтр устанавливаете на машину вы? Поделитесь этой информацией в комментариях.

ТОПЛИВНЫЕ ФИЛЬТРЫ-ВИДЫ

Топливный фильтр – элемент системы питания, производящий дополнительную чистку топлива от имеющихся в нем примесей. Обычно в каждой системе питания имеется несколько топливных фильтров с разным уровнем степени очистки топлива (фильтры грубой и тонкой очистки).

Топливный фильтр для грубой очистки позволяет чистить топливо от примесей с размером до 0,1 мм. Обычно такие фильтры представляют собой сетку, выполненную из латуни. Часто на автомобили такую сетку устанавливают в нескольких местах. Так, зачастую первым фильтром является сетка, установленная в горловине бака. Обычно сетка в горловине имеет сравнительно крупные ячейки и предназначена для удержания особо крупных загрязняющих частиц.

В карбюраторных системах питания устанавливается еще одна сетка на топливозаборнике. Эта сетка уже имеет значительно меньшие ячейки и позволяет отделить от топлива средние примеси.

В некоторых карбюраторах (Солекс) часто встречается еще одна сетка с уже малыми ячейками. Устанавливается она во впускном штуцере.

В инжекторных двигателях топливный фильтр грубой очистки тоже представлен в виде сетки, но она включена в конструкцию бензонасоса, установленного непосредственно в баке.

Некоторые топливные системы, в большинстве дизельные, помимо сеток, выполняющих роль фильтра грубой очистки, оснащаются еще и фильтром-отстойником. Данный фильтр тоже предназначен для удаления крупных загрязняющих частиц.

Фильтры тонкой очистки топлива позволяют очищать топливо от примесей размером до 0,001 мм. В разных топливных системах он располагается по-разному. Так, в карбюраторной системе он устанавливается в топливную магистраль между топливозаборником и бензонасосом. В инжекторных двигателях «тонкий» фильтр находится между топливным насосом и рампой. У дизеля этот фильтр обычно располагается между фильтром-отстойником и насосом высокого давления.

Фильтры грубой очистки топлива, поскольку они предназначены для улавливания крупных примесей, обычно имеют разборную конструкцию, что позволяет произвести их промывку. Каждую из латунных сеток, установленных в систему питания можно извлечь, промыть и установить обратно. Фильтр-отстойник, с любым видом конструктивного исполнения, можно разобрать, промыть и он будет работать дальше. Правда, в некоторых фильтрах-отстойниках устанавливается фильтрующий элемент, который в зависимости от материала исполнения либо заменяется, либо промывается и устанавливается обратно.

ВИДЫ ТОПЛИВНЫХ ФИЛЬТРОВ ТОНКОЙ ОЧИСТКИ

Фильтры, предназначенные для тонкой очистки топлива, бывают двух видов: разборные и неразборные. Разборные фильтры обычно устанавливаются в дизельных системах питания, хотя встречаются у двигателей с такой системой питания и неразборные фильтры.

Поскольку дизельные системы питания очень требовательны к качеству топлива, то и «тонкие» фильтры там заменяются значительно чаще, чем в бензиновых. Обычно топливный фильтр состоит из корпуса, в который помещен фильтрующий элемент. Замена топливного фильтра разборной конструкции производится путем разборки фильтра с последующей заменой фильтрующего элемента.

Неразборные конструкции топливного фильтра применяются чаще на бензиновых топливных системах. В бензиновых двигателях замена топливного фильтра производится реже, чем у дизеля. Обычно такой фильтр просто отсоединяется от системы питания и на его место устанавливается новый.

В любом случае, чтобы силовая установка работала без сбоев, требуется своевременная замена топливного фильтра.

Где находится топливный фильтр?

На вопрос, где находится топливный фильтр тонкой очистки нельзя дать однозначный ответ, так как его точное расположение зависит от модели автомобиля и типа реализованной в нем топливной системы. Но в любом случае он устанавливается между мотором и топливным баком. Зачастую фильтр устанавливается – под капотом, под днищем или в топливном баке машины вместе с топливным насосом и фильтром грубой очистки топлива.

В карбюраторной системе фильтр устанавливается перед карбюратором. Чаще всего он выполнен в светопроницаемом корпусе для облегчения контроля засорения. Такая конструкция позволяет визуально определять, когда менять топливный фильтр становится крайне необходимо. Фильтры для карбюраторных двигателей самые простые, поскольку такие моторы не слишком прихотливы в плане чистоты топливной смеси.

В инжекторных двигателях из-за применения форсунок нужна высококачественная фильтрация с отсеиванием частиц размером в 10 мкм. Учитывая это, а также высокое давление в системе подачи топлива, сам фильтр очистки топлива выполняется чаще всего из металла, а фильтрующий элемент нуждается в регулярном уходе и очистке. Располагаются такие фильтры под днищем автомобиля, что упрощает доступ к ним.

В дизельных двигателях топливная очистка должна быть высококачественной из-за повышенной чувствительной топливной аппаратуры. Поскольку в дизельном топливе много влаги, фильтры для таких моторов отличаются от бензиновых, поскольку должны конденсировать и выводит из топливной смеси воду. Ну, а находится топливный фильтр в дизельных двигателях, также между топливным насосом и мотором.

Следует отметить, что из-за содержания в дизельном топливе парафинов, фильтры часто оборудуются подогревом, поскольку данное вещество кристаллизуется на морозе и способно быстро забить фильтрующий элемент.

В не зависимости от типа двигателя производители рекомендуют производить замену топливного фильтра или фильтрующего элемента (на дизелях) не реже 30 000 км пробега.

Как определить, что фильтр забился?

Забитый фильтр грозит неприятностями в управлении — он пропускает меньшее количество топлива, чем необходимо для нормальной работы двигателя. Это, как следствие, грозит остановкой машины и даже поломкой двигателя. Загрязнение также способствует поломке других деталей — забивает топливные форсунки и клапаны.

Симптомы забитого топливного фильтра:

  • существенный перерасход горючего;
  • двигатель плохо запускается;
  • уменьшается его мощность — отсутствует тяга, автомобиль плохо ускоряется (особенно при движении в гору);
  • резкое ускорение грозит обернуться заглохнувшим движком;
  • на холостых оборотах наблюдается неравномерная работа мотора;
  • может происходить самопроизвольное торможение машины без участия водителя.

Надо отметить, что признаки забитого топливного фильтра могут быть аналогичными проблемам с другими узлами и системами.

  • топливным насосом;
  • загрязнением воздушного фильтра;
  • вышел из строя блок управления;
  • неисправны датчики положения коленчатого вала;
  • дроссельная заслонка находится в неправильном положении;
  • свечи пришли в непригодность;
  • вышел из строя регулятор холостого хода.

Однако если проблема возникла не с фильтром, то надо обратить внимание на дополнительные нежелательные признаки в работе авто.

ЗАМЕНА ТОПЛИВНОГО ФИЛЬТРА

Замена или промывка топливного фильтра, в зависимости от вида самого фильтра – операция несложная. Для ее проделывания потребуется:

  • Комплект ключей;
  • Набор отверток;
  • Защитные перчатки;
  • Тара (для слива топлива, находящегося в фильтре);
  • Насос или компрессор.

Прочистка фильтров грубой очистки карбюраторной системы производится так. Для начала нужно извлечь сетку с топливной горловины. Если она сильно загрязнена, ее следует промыть в бензине и тщательно продуть сжатым воздухом. Таким же путем чистится сетка на топливозаборнике, только предварительно он извлекается из бака. Сетку, установленную во впускном штуцере карбюратора можно очистить только после откручивания штуцера.

Неразборный фильтр для тонкой очистки карбюраторного двигателя устанавливается в топливную магистраль и фиксируется хомутами. Для замены топливного фильтра достаточно послабить хомуты и извлечь его с магистрали, а на его место установить новый.

У инжекторных авто доступ к «грубому» фильтру производится через специальный лючок, установленный в баке. Если фильтр тонкой очистки у таких авто установлен в баке, то доступ нему производится тоже через этот лючок. Если же он находится за пределами бака, то для его замены достаточно открутить хомуты топливопроводов, снять использованный фильтр и установить новый.

У дизельных авто, если имеется фильтр-отстойник, то данный фильтр отсоединяется от системы питания, разбирается при помощи ключей, имеющееся в нем топливо сливается в подготовленную тару, а сам он тщательно промывается и продувается. Если в нем имеется фильтрующий элемент – он обязательно заменяется.

Принцип замены фильтрующего элемента разборного «тонкого» фильтра такой, как и у замены фильтрующего элемента фильтра грубой очистки. Если же фильтр неразборный, то он извлекается из системы и на его место устанавливается новый.

После промывки или замены топливного фильтра (и грубой, и тонкой очистки) важно проследить за затяжкой всех крепежных элементов. Важно, чтобы в местах соединения топливных магистралей с фильтрами, особенно тонкой очистки, не было подсоса воздуха или протечки топлива.

Виды топливных фильтров

Используемый тип фильтра тонкой очистки зависит от системы подачи топлива. Различают:

  1. ФТО для карбюраторных двигателей.

    В карбюраторных двигателях ФТО расположен перед топливным насосом

  2. ФТО для инжекторных двигателей.

    Инжекторные двигатели очень привередливы к качеству горючего

  3. ФТО для дизельных двигателей.

    Фильтр тонкой очистки дизельного топлива отличается от фильтров в карбюраторных и инжекторных системах

В рамках двухступенчатой системы очистки топливо сначала проходит через фильтр грубой очистки (предварительный фильтр), расположенный, как правило, в бензобаке перед бензонасосом. Затем топливо поступает в фильтр тонкой очистки (финишный фильтр), который задерживает частицы примесей, прошедшие через ФГО.

На бензиновых двигателях в качестве ФГО может использоваться фильтрующий элемент, установленный в погружной насос, а ФТО может быть встроен в бензонасос или в топливную магистраль.

Работу системы очистки топлива в наиболее общем виде можно представить следующим образом:

  • сначала топливо проходит через ФГО, передвигаясь от бензобака по топливопроводу в корпус ФТО через впускной штуцер;
  • в корпусе ФТО горючее проходит через фильтровальную бумагу, на которой остаются наиболее мелкие частицы механических примесей;
  • через выпускной штуцер топливо направляется к двигателю.

Устройство фильтров может меняться. Так, некоторые ФТО изготавливаются с тремя штуцерами — впускным, выпускным и возвратным. Последний предназначен для возвращения бензина в бак при высоком давлении в системе.

Фильтры грубой очистки

ФГО задерживают только крупные частицы примесей в топливе. Изготавливаются они обычно в форме металлической (латунной) сетки, которую можно вынуть, промыть и вернуть на место.

В карбюраторных системах используют несколько сеток грубой очистки с ячейками разного размера.

  1. Сетка с крупным ячейками установлена на горловине бензобака.
  2. Сетка с более мелкими ячейками установлена на топливозаборнике.
  3. Сеткой с самыми мелкими ячейками оборудован впускной штуцер.

Фильтры грубой очистки представляют собой латунную сетку

В случае инжекторного двигателя ФГО с сеткой встраивается в топливный насос бензобака.

Дизельные агрегаты обычно оборудованы фильтром-отстойником. Это, однако, не исключает использование сеток. Фильтр грубой очистки дизельного топлива имеет ряд преимуществ перед сетками, надёжно защищая двигатель от попадания в него капель конденсата. Дизельный ФГО не является одноразовым. Его можно промыть и установить на место.

Конструкция и принцип работы фильтра-отстойника грубой очистки

Фильтр-отстойник состоит из следующих элементов:

  • корпус с крышкой;
  • фильтрующий элемент из алюминиевых пластинок толщиной 0,15 мм с выступами в 0,05 мм — находится на втулке в прикреплённом к корпусу стакане;
  • вкрученная в корпус втулка с резьбой;
  • распределитель, прижимаемый втулкой;
  • уплотняющая паронитовая прокладка между стаканом и корпусом;
  • успокоитель, находящийся в нижней части корпуса.

Дизельные двигатели обычно оборудованы фильтром-отстойником

Фильтр-отстойник работает по следующей схеме:

  1. Через отверстия в распределителе дизельное топливо поступает в фильтр.
  2. Топливо движется ниже в успокоитель — здесь остаются крупные частицы механических примесей и конденсат.
  3. Затем горючее идёт вверх к сетке фильтрующей части, на которой остаются мелкие частицы примесей.
  4. Через топливоотвод горючее поступает в двигатель.

Фильтры тонкой очистки

Основное назначение ФТО — очистка топлива от мелких посторонних частиц, которые не задержал фильтр грубой очистки. Его конструкция практически ничем не отличается от ФГО, а сетка состоит из более мелких ячеек.

Виды фильтров тонкой очистки

Выделяют неразборные (одноразовые) и разборные (многоразовые) фильтры тонкой очистки.

Первые изготовлены из ткани или бумаги, которая складывается в форме спирали или звезды, образуя фильтрующую штору. Спиралевидная форма обеспечивает лучшую очистку из-за увеличенной в 1,8 раза поверхности фильтрующего материала — контакт горючего с фильтром становится более продолжительным.

Неразборные фильтры служат довольно долго

Неразборные фильтры обычно установлены на участке топливопровода перед бензонасосом. В этом месте отсутствует давление, и снижается вероятность протечки.

Основу устройства разборных ФТО составляет латунный или керамический сетчатый фильтрующий элемент. Такие фильтры можно снимать, промывать и чистить.

Наиболее удобными являются фильтры с прозрачным корпусом, так как позволяют визуально оценить степень загрязнения фильтрующего материала.

Прозрачный корпус позволяет визуально оценить степень загрязнённости фильтра

Расположение топливных фильтров

Расположение ФТО зависит от вида транспорта и особенностей его топливной системы. В любом случае он обязательно будет находиться между бензобаком и двигателем. ФТО может быть расположен под днищем или под капотом авто. Возможны варианты его установки в бензобаке вместе фильтром грубой очистки и бензонасосом.

Очистка от крупных загрязнений должна происходить до того, как горючее попадёт в топливную систему. Поэтому ФГО чаще всего расположен в бензобаке. Иногда он может находиться и под днищем машины в моторном отсеке. Фильтр тонкой очистки в этом случае будет установлен между карбюратором и бензонасосом.

Место установки топливных фильтров зависит от системы подачи горючего.

  1. В карбюраторных системах грубая очистка топлива осуществляется в бензобаке. ФТО в этом случае расположен непосредственно перед карбюратором. Он обычно встроен в подводящий к бензонасосу топливопровод. Его легко распознать по прозрачному корпусу.
  2. В инжекторных двигателях ФГО расположен под днищем транспортного средства, а ФТО обычно стоит в бензобаке или около него. Если около бака его нет, а топливопровод идёт из бака под капот, тогда фильтр точно находится в бензобаке.
  3. В дизельных двигателях топливный фильтр имеет внушительные размеры. Установлен он между двигателем и бензонасосом. Найти его можно по топливопроводам — впускной патрубок насоса всегда направлен от фильтра. Расположение ФГО зависит от модели авто, а фильтр тонкой очистки всегда установлен около ТНВД и форсунок.

    Найти топливный фильтр можно по топливным магистралям

Сеточные фильтры всегда установлены на стандартные места, и найти их довольно просто. Фильтр-отстойник в любом случае будет находиться около бензобака. Его можно легко найти по патрубкам, идущим от бака.

Порядок замены топливного фильтра

Своевременная замена или очистка топливных фильтров необходима для всех типов двигателей.

  1. В случае бензинового карбюраторного двигателя необходимость очистки топлива диктуется тем, что часто в карбюраторе из-за некачественного топлива засоряются топливные каналы. Более того, отдельные элементы карбюратора могут быть повреждены или разрушены вследствие абразивных свойств примесей.
  2. Инжекторные системы ещё более требовательны к качеству топлива, поскольку оно подаётся в цилиндры небольшими дозами под высоким давлением. Подача топлива осуществляется с помощью форсунок, состоящих из высокоточных элементов (прецизионных пар). Механические примеси в топливе могут повредить поверхность этих элементов, и форсунка выйдет из строя.
  3. Дизельные агрегаты предъявляют ещё более высокие требования к очистке топлива. Здесь прецизионные пары установлены не только в форсунках, но и в насосе, который также может выйти из строя.

Производители утверждают, что менять очиститель дизельного топлива или фильтрующую его часть нужно как минимум единожды в 30 тысяч км пробега.

Топливный фильтр после 30000 км пробега полностью утрачивает свои оригинальные свойства

Периодичность замены топливного фильтра определяется:

  • моделью автомобиля;
  • условиями эксплуатации;
  • качеством самого фильтра.

Все топливные фильтры можно разделить на две группы:

  • погружные, расположенные в корпусе погружённого в бензобак насоса,
  • магистральные, расположенные на топливной магистрали между баком и силовым агрегатом.

По типу крепежа выделяют:

  • топливные фильтры, которые можно снять руками;
  • фильтры, установленные производителем на специфический крепёж (для демонтажа приходится покупать специальный инструмент или обращаться на станцию технического обслуживания);
  • фильтры, заменяемые с помощью стандартного набора инструментов.

Для самостоятельной замены топливного фильтра потребуются следующие инструменты:

  • стандартный набор гаечных ключей;
  • отвёртки;
  • защитные перчатки;
  • ёмкость для слива топлива из фильтра;
  • насос или компрессор.

Замена топливного фильтра производится в соответствии со следующим алгоритмом.

  1. Неразборный ФТО на карбюраторном двигателе закреплён хомутами в топливной магистрали. Для его замены следует ослабить хомуты, заменить фильтр на новый и закрепить его.
  2. В случае инжекторных систем получить доступ к ФГО (а иногда и к ФТО) можно через лючок в баке. Фильтр тонкой очистки, расположенный вне бака, меняется после ослабления хомутов бензопровода. Для этого следует:
    • демонтировать заднее сидение;
    • открыть лючок;
    • снять закрепляющую гайку;
    • отсоединить шланги;
    • снять разъем питания бензонасоса;
    • разобрать корпус топливной системы.
  3. Наиболее сложно заменить топливные фильтры на дизельном двигателе. Если встроен фильтр-отстойник, его сначала отсоединяют от системы питания. Затем он разбирается с помощью гаечных ключей, а топливо сливается в предварительно подготовленную ёмкость. Фильтр промывается и продувается сжатым воздухом, а фильтрующий материал (если таковой имеется) меняется на новый.

Разборный ФТО меняется так же, как фильтрующий элемент фильтра грубой очистки, а неразборный фильтр снимается и меняется на новый.

Чаще всего визуально оценить, требуется ли замена фильтра, невозможно — обычно фильтрующих элементов не видно. Исключение составляют некоторые модели для карбюраторных двигателей.

Основные симптомы загрязнения топливного фильтра следующие.

  1. Двигатель периодически глохнет.
  2. Двигатель глохнет при снижении оборотов.
  3. Автомобиль тяжело набирает обороты, особенно на подъёме.
  4. Двигатель плохо запускается по утрам.
  5. Увеличивается расхода горючего.
  6. Постепенно снижается мощность мотора.
  7. При нажатии на педаль акселератора автомобиль движется рывками.

После замены фильтра следует ещё раз проверить надёжность всех соединений и при необходимости подтянуть. В местах соединения фильтров с топливными магистралями не должно быть протечки или отверстий.

Очистка топливного фильтра

Очистка возможна только для разборных разновидностей топливных фильтров. В общем виде порядок действий при промывке следующий.

  1. Фильтр снимается и протирается сухой ветошью.
  2. Откручиваются болты крепления крышки, крышка снимается.
  3. Вытаскивается фильтрующий элемент.
  4. Внутренняя часть корпуса протирается сухой тканью без ворса.
  5. Фильтр и пробка промываются ацетоном и продуваются сжатым воздухом.
  6. На фильтр надевается новое уплотнительное кольцо.
  7. Фильтр ставится на место и подсоединяется к топливным магистралям.
  8. До краёв фильтра заливается бензин.
  9. Закручивается крышка.
  10. Закрывается пробка.

Проводить очистку или полную замену очистителя горючего в бензиновых автомобилях необходимо каждые 60–100 тысяч км пробега.

На карбюраторных двигателях фильтры грубой очистки обслуживаются следующим образом.

  1. Из топливной горловины вытаскивается сетка.
  2. Если сетка забита грязью, её промывают в бензине и продувают струёй сжатого воздуха.
  3. Из бензобака достаётся топливозаборник.
  4. Снятая с топливозаборника сетка чистится аналогично сетке с топливной горловины.
  5. Откручивается впускной штуцер карбюратора.
  6. Сетка из впускного штуцера карбюратора промывается и продувается.

После очистки и установки фильтров на место, следует запустить двигатель и дать ему поработать около минуты на холостых оборотах. После этого необходимо осмотреть места соединений фильтров на предмет протечки топлива.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *