Страница 27 из 30

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ТРАНЗИСТОРНОГО ЗАЖИГАНИЯ

Катушка зажигания, транзисторный коммутатор 15 и добавочное сопротивление катушки не нуждаются в специальном уходе, их нужно содержать в чистоте.

Ежедневно перед выездом проверяют правильность включения проводов, которые нельзя менять местами, так как нарушается схема работы, что приводит к выводу из строя системы транзисторного зажигания.

Работу генератора 16 проверяют по показаниям амперметра. Вначале работы на средних оборотах генератор должен давать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере заряда аккумуляторной батареи 27. Проверяют надежность соединения проводов генератора с регулятором напряжения и батареей. Вывод 18 подключают к батарее и нагрузке, вывод 24 — к регулятору, а вывод 21 соединяется проводом с корпусом регулятора напряжения и «массой» автомобиля. Надо помнить, что при отключении батареи или включении в цепь батареи с обратной полярностью выйдут из строя диоды выпрямителя 30 и 31 генератора и полупроводниковые приборы регулятора.

В случае отказа генератора в работе проверяют состояние диодов выпрямительного блока 17. Исправные диоды проводят постоянный ток напряжением не более 12 в (от аккумуляторной батареи 27) только в одном направлении, что проверяется по свечению контрольной лампочки 28.

При проверке плюсовых диодов 30 провод от положительной клеммы батареи 27 присоединяют к плюсовой шине 29 выпрямительного блока через плюсовой клеммовый болт 18. Провод от минусовой клеммы батареи через контрольную лампочку 28 поочередно присоединяют к болтам 33 фазных выводов.

Свечение лампочки сигнализирует о том, что плюсовой диод 30 выпрямителя неисправен. Если провода поменять местами (показано пунктирной линией), то свечение лампы будет свидетельствовать об исправности положительного диода. Если лампа не включается, то диод 30 неисправен.

Для проверки отрицательных диодов 31 провод от минусовой клеммы батареи присоединяют к минусовой шине 32 выпрямительного блока через винт 21, а провод от плюсовой клеммы батареи через контрольную лампочку 28 поочередно соединяют с болтами 33 фазных выводов.

При исправных отрицательных диодах 31 лампочка не должна светиться. Если провода поменять местами, свет лампочки сигнализирует об исправности диода 31. Нельзя проверять выпрямительный блок в цепи переменного тока под более высоким напряжением, без контрольной лампы, включенной последовательно в цепь блока. При неисправности диодов выпрямительный блок заменяют.

При втором техническом обслуживании провертывают колпачковую масленку валика распределителя 9 зажигания, на фитиль 8 для смазки втулки кулачка 7 капают 2—3 капли, а на ось 12 оычага 13 прерывателя и на фильц 6 смазки кулачка— по 1 — 2 капли масла. Осматривают распределитель зажигания и проверяют чистоту контактов прерывателя и зазор между ними. В связи с тем, что при транзисторном зажигании через эти контакты проходит ток управления работой транзистора небольшой величины, даже незначительное окисление контактов или замасливание может вызвать перебои в работе. Контакты прерывателя промывают неэтилированным бензином. Зазор между контактами должен быть в пределах 0,3—0,4 мм, его регулируют винтом 11 в положении, когда стойка неподвижного контакта застопорена винтом 14. Опережение зажигания регулируют гайками 10 октан-корректора.

Через одно ТО-2, а также в случае возникновения перебоев в работе снимают свечи зажигания 3, очищают от нагара их электроды 1 и 2 и проверяют щупом 4 зазор между ними. Он должен быть равен 0,85—1,0 мм, зимой его уменьшают до 0,6—0,7 мм.

Проверяют надежность крепления проводов высокого напряжения в крышке распределителя, а также провода 5 от корпуса распределителя к транзисторному коммутатору. В транзисторной системе зажигания развивается более высокое напряжение, особенно в случае увеличения зазора между электродами свечи. Увеличение этого зазора до 2 мм не вызовет перебоев в зажигании, но может привести к пробою в катушке и распределителе зажигания.

После пробега 25 000 км генератор дополнительно продувают сжатым воздухом, подтягивают стяжные шпильки 26 и гайку шкива, а также проверяют состояние щеток 23 и контактных колец 22 якоря 20. Щетки высотой не менее 8 мм должны легко перемещаться в щеткодержателе 25. Болты крепления щеткодержателя тщательно затягивают, что предотвращает ослабление штекерного соединения вывода 24.

В герметизированные подшипники 19 вала якоря 20 заложена смазка на весь срок службы генератора.

Наружное кольцо шарикового подшипника пластины прерывателя проворачивают через каждые 60 000 км пробега автомобиля, добавляя в подшипник консистентную смазку 158.

Регулятор напряжения в процессе эксплуатации не требует никаких регулировок и вскрытию не подлежит. Необходимо постоянно следить за чистотой его поверхности.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИБОРОВ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ

При проведении первого технического обслуживания проверяют крепление разъемов экранированных шлангов проводов высокого напряжения и штепсельных разъемов проводов низкого напряжения. Протирают приборы системы зажигания и подтягивают болты крепления экранирующих устройств.

При втором техническом обслуживании вывертывают свечи 14 зажигания, очищают изолятор 16, боковой 15 и центральный 17 электроды свечи от нагара и проверяют зазор между электродами. Он должен быть в пределах 0,5—0,6 мм. Удобнее всего зазор проверять круглым щупом 20, так как при пользовании плоским щупом измеренный зазор оказывается меньше фактического. Величину зазора между электродами регулируют, подгибая боковой электрод 15 специальным ключом 19.

Съемные детали свечи (керамическую изоляционную втулку экрана и вкладыш) протирают чистой тряпочкой, смоченной в неэтилированном бензине. Вывертывают и ввертывают свечи специальным ключом, прикладывая к нему момент не более 3,5 кГм. При монтаже свечи на двигатель проверяют состояние уплотнительного кольца 18.

У прерывателя-распределителя системы зажигания крышку масленки 11, обеспечивающей подачу консистентной смазки 1—1 ЗС или ЯНЗ-2 к атул-

кам валика распределителя зажигания 1, поворачивают на 0,5—1 оборот. Протирают кулачок 8, контакты 13 и рычажок 3 прерывателя чистой тряпочкой, смоченной в неэтилированном бензине. Втулку оси рычажка 3 смазывают 2—3 каплями масла, применяемого для двигателя, после чего проверяют, нет ли заеданий рычажка на оси. При этом под действием пружины 2 контакты должны замыкаться с щелчком. Фильц 5 для смазки кулачка и смазочный фитиль 6 валика пропитаны на заводе специальной смазкой и в процессе эксплуатации добавлять смазку не требуется.

Натяжение пружины 2 рычажка должно быть в пределах 500—650 г. Если контакты замыкаются медленно или они не замыкаются, необходимо подогнуть или заменить пружину. Если контакты 13 прерывателя обгорели, их зачищают тонкой (1 мм) абразивной пластинкой или мелкой стеклянной шкуркой.

После зачистки щупом 4 проверяют зазор между контактами в разомкнутом состоянии: он должен быть в пределах 0,3— 0,4 мм. Зазор регулируют поворотом регулировочного эксцентрикового винта 9 при отпущенном стопорном винте 12 стойки 10 неподвижного контакта.

Конденсатор 7 проверяют, подключая его к штепсельной розетке переменного тока напряжением 127—220 В последовательно с электрической лампой или включая конденсатор последовательно в электрическую цепь, составленную из аккумулятора и контрольной лампы. Если пампа не загорается или если у только кто отключенного от сети конденсатора проскакивает небольшая искра между проводом конденсатора и его корпусом, го конденсатор исправен.

Если снимался распределитель зажигания, нарушена установка зажигания, или она не соответствует условиям работы (например, при подготовке автомобиля к зимним условиям эксплуатации), производят установку зажигания. При этом устанавливают поршень первого цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия, что осуществляют проворачиванием коленчатого вала до совпадения метки 22 на шкиве 23 с меткой ВМТ на указателе 21 установки зажигания. Для установки распределителя зажигания в гнездо блока необходимо совместить паз 30 на валике 29 распределителя с метками 31 на фланце 32 корпуса 27 распределителя.

Устанавливают распределитель в гнездо блока и крепят двумя болтами. Затем устанавливают угол опережения зажигания. Коленчатый вал поворачивают так, чтобы в конце второго оборота совместились метка 22 на шкиве с риской «9» на указателе 21 установки момента зажигания. Убедившись, что ротор распределителя находится напротив клеммы первого цилиндра (рычаги октан-корректора 25 направлены вверх), при включенном замке зажигания поворачивают корпус 27 распределителя против часовой стрелки до размыкания контактов 24 прерывателя. При этом появляется искра между центральным проводом катушки зажигания и «массой» при зазоре 2—3 мм. Начало размыкания контактов также можно установить по свечению контрольной лампочки 28. После этого затягивают болт крепления пластин октан-корректора к распределителю. Далее провода зажигания монтируют согласно порядку работы двигателя: 1—5—4—2—6—3—7—8. Правильность установки зажигания проверяют на прогретом двигателе на прямом участке дороги, разгоняя машину с 30 до 60 км/ч. В случае значительной детонации или недостаточного опережения зажигания его корректируют перемещением рычагов 25 октан-корректора гайками 26.

  Устройство системы зажигания ЗИЛ 131

На двигателе установлена экранированная, герметизированная система батарейного зажигания, состоящая из катушки зажигания Б 102-Б, распределителя зажигания Р102, свечей зажигания СН307 и проводов высокого напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, а также выключателя зажигания.

Последовательно с катушкой включается добавочное сопротивление СЭ102, которое автоматически закорачивается при пуске для компенсации связанного с включением стартера падения напряжения аккумуляторной батареи. добавочное сопротивление не герметично, и поэтому оно крепится выше уровня брода.

Распределитель Р102 герметизированный, экранированный, восьмиискровой, с центробежным регулятором опережения зажигания.

Для плавной регулировки угла опережения зажигания в зависимости от сорта применяемого топлива служит октан-корректор, состоящий из двух пластин, одна из которых прикреплена болтом к корпусу распределителя, а вторая — двумя болтами к корпусу привода (на блоке цилиндров). Вращением регулировочных гаек октан-корректора достигается взаимное перемещение пластин и соответственно поворот корпуса распределителя.

Для обеспечения доступа к гнездам высокого напряжения на крышке распределителя крышка экранирующего колпака сделана съемной и крепится тремя болтами. Для доступа к прерывателю снимается весь экранирующий колпак, крепящийся, в свого очередь, также тремя болтами к корпусу распределителя. При разборке экрана следует обращать особое внимание на сохранность уплотнительных прокладок. Вводы проводов низкого и высокого напряжения от катушки зажигания уплотнены резиновыми кольцами для уплотнения посадочного хвостовика корпуса распределителя на нем сделана канавка в которую заложено уплотнительное резиновое кольцо.

Распределитель герметизирован, так как он предназначен для работы под водой (при преодолении брода). Во избежание ускоренного подгара контактов прерывателя, порчи высоковольтных пластмассовых деталей и коррозии внутренних металлических деталей под влиянием озона, образующегося в результате искрения при работе распределителя, внутренняя полость его принудительно вентилируется, для этого в корпусе распределителя предусмотрены два отверстия с конической резьбой для подсоединения штуцеров гибких вентиляционных шлангов. Вентиляция распределителя осуществляется фильтрованным воздухом.

Работа распределителя с заглушенной вентиляцией не допускается.

Центробежный регулятор опережения зажигания имеет следующую характеристику:

Число оборотов валика в минуту

Угол опережения по валику распределителя в град

0,5 – 9,5

11,5 – 14,5

16 – 19

16 – 19

— При скорости вращения валика распределителя ниже 400 об/мин характеристика регулятора не регламентируется.

Для снижения уровня радиопомех от системы зажигания в крышке распределителя установлен комбинированный контактный уголек с омическим сопротивлением от 8000 до 13 000 Ом.

Емкость конденсатора распределителя должна быть в пределах 0,27—0,35-мкф.

Катушка зажигании Б102-Б герметичная, экранированная, крепится к щиту кабины над распределителем. Катушка имеет две клеммы низкого напряжения, одна из которых ВК соединяется через добавочное сопротивление СЭ102 с клеммой КЗ выключателя зажигания, вторая Р служит для соединения катушки с распределителем.

Свечи зажигания СНЗ07 экранированные, герметизированные, имеют резьбу М14 Х 1,25 на ввертной части корпуса и резьбу в верхней части экрана М18 Х 1 (под накидную гайку шланга). В комплект свечи входят:

уплотнительная резиновая втулка 1, герметизирующая ввод провода в свечу, керамическая изоляционная втулка 2 экрана и керамический вкладыш З со встроенным в него демпфирующим сопротивлением от 1000 до 7000 Ом. Это сопротивление предназначено для снижения уровня радиопомех от системы зажигания и уменьшения выгорания электродов свечи.

Контакт провода с электродом вкладыша осуществляется при помощи контактного устройства КУ-20А или КУ-20Е. Как показано на рисунке, на конец провода высокого напряжения, выходящий из экранирующего шланга, надевается резиновая уплотнительная втулка свечи и затем провод вводится в контактное устройство. Жила провода, оголенная на длине 8 мм, вставляется в отверстие втулки, развальцованной в донышке керамического стаканчика контактного устройства, и распушается так, чтобы контактное устройство было зажато на проводе.

Зазор между электродами свечи должен быть в пределах 0,5—0,6 мм.

Свеча является одним из наиболее ответственных узлов системы зажигания, так как от ее состояния в значительной мере зависит надежность работы всей системы. При образовании на свече нагара создается утечка тока, что приводит к уменьшению вторичного напряжения. Подгар электродов вызывает увеличение пробойного напряжения искрового промежутка свечи. Пробойное напряжение в некоторых случаях может даже превышать максимальное напряжение, развиваемое системой зажигания, в результате чего возникают перебои зажигания.

При появлении перебоев в работе зажигания прежде всего нужно проверить зазор между электродами и в случае необходимости отрегулировать его.

Провода высокого напряжения марки ПВС-7 имеют двухслойную изоляцию и жилу из семи стальных нержавеющих проволочек. Провода заключены в экранирующие герметичные шланги типа РГ с внутренним диаметром 8 мм на участке от свечей к сборным коллекторам и с внутренним диаметром 25 мм от коллекторов к распределителю.

для сокращения длины провода высокого напряжения от катушки к распределителю на экране распределителя установлен экранирующий угольник. Все соединения индивидуальных шлангов уплотнены резиновыми муфтами, а стыки шлангов большого диаметра герметизированы коническими алюминиевыми кольцами.

Контакт проводов высокого напряжения с центральными электродами свечей осуществляется с помощью контактных устройств.

Комбинированный выключатель зажигания и стартера ВК21-Е предназначен для включения и выключения цепей зажигания и стартера. Установлен он на переднем щите кабины.

Выключатель имеет три положения, из которых два фиксированных. В положении 0 все выключено, ключ свободно вставляется в замок и вынимается из него.

Положение I — включена клемма КЗ (зажигание) поворотом ключа по часовой стрелке

Положение II включены клеммы КЗ (зажигание) и СТ (стартер) поворотом ключа по часовой стрелке. Положение II не фиксированное, возврат в положение I осуществляется пружиной после снятия усилия с ключа.

Уход за системой зажигания

Уход за катушкой зажигания, распределителем и проводами.

Штепсельные разъемы выводов низкого напряжения рассчитаны на провода марки ПГВАЭ 1,5 мм² (ГОСТ 9751—61) с экранирующей оплеткой.

При сборке штепсельного разъема жилу провода ПГВАЭ надо зачистить на длине 17 мм, собрать с деталями разъема таким образом, чтобы все проволочки жилы вошли во втулку, подтянуть жилу до упора изоляции провода в контактную втулку, развести концы жилы и припаять их припоем ПОС-30 или ПОС-40 к контактной втулке без применения кислоты и без сильного нагрева во избежание порчи изоляционной втулки и изоляции провода.

Пайка должна выступать над торцом контактной втулки не более чем на 0,5 мм и должна обеспечивать герметичность запаиваемого отверстия контактной втулки.

При заправке концов экрана нельзя допускать его чрезмерное натяжение, для закрепления экранирующую оплетку провода надо поместить между шайбами разъема, а имеющиеся на одной из шайб лапки отогнуть на другую шайбу, после этого хомутиком закрепить экран на втулке штепсельного разъема.

После окончания монтажа всех проводов и вентиляционной системы следует проверить и обеспечить завертывание до упора всех гаек низковольтных выводов и вентиляционных штуцеров, а также болтовых соединений распределителя.

При завертывании стяжных болтов, которые крепят крышку экрана и экран, не допускать их чрезмерного перетягивания, так как герметизация стыков крышки с экраном и экрана с корпусом конструктивно надежно обеспечивается резиновыми уплотнительными кольцами при соприкосновении торцовых металлических поверхностей в местах уплотнения; дальнейшее перетягивание болтов герметичность не улучшает, а лишь неизбежно приведет к срыву резьбы или отрыву головки болта; так же и при завертывании низковольтных контактов разъемов высоковольтных выводов не следует допускать их чрезмерную затяжку; герметизация в выводах и разъемах обеспечивается резиновыми уплотнительными кольцами при завинчивании гаек до упора.

Заправляя штепсельные разъемы, необходимо следить за правильностью соединения выводов катушки зажигания в соответствии с маркировкой клемм (ВК и Р). Если монтаж производится при включенном зажигании, то присоединять провода к разъему ВК нужно в последнюю очередь. Завертывая гайки низковольтных разъемов, следует придерживать за хомутик экранирующую оплетку, не допуская ее перекручивания.

При эксплуатации необходимо поддерживать контакты прерывателя в исправном состоянии (т. е. следить за их чистотой и регулировкой). Надо следить за смазкой трущихся деталей; излишняя смазка распределителя вредна, так как может привести к быстрому износу контактов прерывателя при попадании на них масла и к отказу в работе распределителя. Необходимо следить за чистотой распределителя и его деталей, в особенности изоляционных деталей (крышка, бегунок, клеммы и др.).

После каждой, даже частичной разборки распределителя необходимо обеспечивать его герметичность, правильно укладывая резиновые уплотнительные кольца и затягивая до упора крепеж соединений экрана с корпусом, крышки экрана с экраном, гаек высоковольтных штуцеров и низковольтного штепсельного разъема, следя за своевременной заменой изношенных уплотнительных резиновых колец новыми (приложенными к распределителю), а также затягивая до упора штуцеры вентиляционных трубок притока и отвода воздуха, не допуская при этом перетяжки гаек и болтовых соединений.

Необходимо следить за надежностью соединения высоковольтных проводов с клеммами крышки распределителя и катушки, а также проводов с контактами разъемов.

Надо следить за надежностью всех соединений деталей экранировки на двигателе. Необходимо оберегать от поломок пластмассовые детали (крышки бегунок и уголек в крышке распределителя).

Нужно следить за тем, чтобы топливо и масло из двигателя не попадали в распределитель.

Необходимо поддерживать герметичность всей системы зажигания, следя за затяжкой накидных гаек шлангов проводов высокого напряжения, разъемов и деталей экранов.

Катушку зажигания необходимо оберегать от механических повреждений.

При ТО-2 нужно:

1. Подвернуть на один оборот крышку масленки для подачи смази на валик распределителя.

2. Протереть чистой, сухой или смоченной в бензине тряпкой пластмассовую крышку распределителя.

3. Осмотреть кулачок и в случае его загрязнения протереть тряпкой, смоченной в бензине.

4. Смазать одной каплей масла, применяемого для смазки двигателя, ось рычажка прерывателя, двумя — тремя каплями той же смазки втулку кулачка (сняв предварительно бегунок и сальник под ним), фильц кулачка пропитан специальной смазкой, и добавления ее не требуется.

5. После смазки проверить отсутствие заедания рычажка на оси; для этого нужно отжать рычажок пальцами и отпустить его. Отпущенный рычажок должен быстро возвратиться (под действием пружины) и контакты должны замкнуться со щелчком.

Если замыкания контактов не произошло или рычажок движется медленно, необходимо устранить заедание в условиях ремонтной мастерской и отрегулировать натяжение пружины прерывателя в пределах 500—650 г, сняв рычажок и осторожно изгибая в ту или иную сторону пружину.

6. Проверить чистоту контактов прерывателя: при необходимости удалить с контактов грязь и масло, протерев контакты замшей, смоченной в чистом бензине, затем, оттянув рычажок, дать бензину испариться и протереть контакты чистой сухой замшей.

Вместо замши можно применить любой материал, не оставляющий волокон на контактах, а вместо бензина разрешается пользоваться для протирки контактов спиртом.

7. Проверить состояние рабочей поверхности контактов и только в случае большого переноса металла с одного контакта на другой, и если образовавшийся бугорок на контакте не дает возможности измерить зазор между контактами, зачистить их. Зачищать контакты нужно тонкой (около 1 мм) абразивной пластинкой или мелкой стеклянной шкуркой. Запрещается применять для зачистки контактов наждачную бумагу, надфиль и другие средства, кроме указанных выше.

При появлении каких-либо перебоев в работе двигателя ни в коем случае нельзя зачищать контакты прерывателя если предварительно не установлено, что перебои вызываются именно прерывателем.

При зачистке контактов следует снять бугорок на одном из них. Не следует зачищать контакты до полного устранения (углубления) кратера на другом контакте. После зачистки контакты промыть, высушить, как указано выше, и отрегулировать зазор между ними.

При зачистке контактов необходимо припиливать их плоскости, сохраняя необходимую параллельность чтобы при работе контакты касались друг друга всей плоскостью (без щели между ними)

После каждого снятия распределителя с автомобиля необходимо проверять установку зажигания.

8. Проверить и в; случае необходимости отрегулировать зазор между контактами. Зазор между контактами должен быть в пределах 0,3—0,4 мм.

Регулировать зазор нужно в следующем порядке:

а) повертывать валик распределителя до тех пор, пока выступ кулачка не отожмет подушку рычажка так, что между контактами установится наибольший зазор; ослабить винт, крепящий стойку неподвижного контакта, и повернуть отверткой эксцентрик (находящийся развилке стойки) так, чтобы в зазор между контактами плотно входил щуп толщиной 0,4 мм в) затянуть винт, крепящий стойку неподвижного контакта, и снова проверить зазор щупом; щуп должен быть чистым; перед использованием его следует протирать бензином.

9. При необходимости (в случае полного износа контактов) допускается один раз за период всего гарантийного срока службы распределителя заменить рычажок прерывателя и контактную стойку, комплект которых приложен в запасных частях. При замене рычажка следует пользоваться ключом, приложенным к распределителю.

10. Проверить состояние резиновых уплотнительных колец, в случае необходимости заменить их. За весь гарантийный срок допускается два раза заменить уплотнительные кольца, два комплекта которых прикладываются к автомобилю.

Установка провода высокого напряжения в гнездо крышки катушки зажигания. Правильная установка провода высокого напряжения в гнездо крышки катушки зажигания имеет важное значение для обеспечения работы системы зажигания. В случае длительной работы двигателя с проводом, установленным не до упора в гнездо катушки, происходит искрение между наконечником провода и высоковольтным выводом, залитым в пластмассовую крышку. В результате этого возможно выгорание пластмассы в гнезде, снижение электрической прочности пластмассы и даже потеря работоспособности катушки зажигания.

Ниже дан порядок проверки установки провода высокого напряжения в гнездо крышки катушки зажигания:

1. Измерить длину провода от конца наконечника до торца накидной гайки шланга, отжатой в сторону наконечника провода. Эта длина должна составлять 70—75 мм.

2. Осмотреть конец провода с наконечником. Имеющиеся на наконечнике наплывы припоя, препятствующие установке наконечника в гнездо, зачистить.

З. Проверить наличие двух уплотнительных резиновых колец на проводе, вставить провод до упора в гнездо крышки катушки зажигания, завернуть штуцер и накидную гайку экранирующего шланга.

Если длина провода от конца наконечника до торца накидной гайки шланга, отжатой в сторону наконечника провода, окажется менее 70 мм, следует заново установить провод. для этого необходимо:

1. Снять крышку экрана распределителя, вынуть провод из центрального гнезда крышки распределителя и, отвернув штуцер и накидную гайку шланга, вытащить, провод из экрана распределителя.

2. Передвинуть уплотнительные резиновые кольца на проводе, осторожно перетянуть провод в экранирующем шланге в сторону вывода к катушке зажигания и установить первое от наконечника провода резиновое кольцо 2 на расстоянии 50 мм.

З. Вставить провод 1 в гнездо катушки зажигания. Провод должен входить в гнездо до упора: наконечник провода должен защелкиваться в проточке высоковольтной клеммы катушки. Придерживая провод рукой, вставить штуцер З и затянуть. Затем передвинуть к штуцеру второе уплотнительное кольцо 4, завернуть накидную гайку 5.

4. Присоединить второй конец экранирующего шланга б к высоковольтному выводу экрана распредели- теля и вставить провод в центральное гнездо крышки распределителя до упора.

5. Поставить крышку экрана, затянуть болты и накидные гайки экранирующего шланга.

Уход за свечами зажигания. При повторном проведении ТО-1 свечи нужно вывернуть и проверить их состояние.

1. Проверить зазор между электродами проволочным щупом. Применение плоских щупов недопустимо, так как при плоском щупе измерение дает неправильный результат (измеренный зазор оказывается меньше фактического).

Если искровой зазор оказывается больше 0,6 мм, его необходимо отрегулировать подгибанием только бокового электрода. При подгибании центрального электрода разрушается юбочка изолятора свечи. Желательно перед регулировкой зазора слегка подпилить электроды надфилем для получения кромок, так как при наличии затупленных кромок напряжение, необходимое для пробоя искрового промежутка, значительно повышается.

Зазор нужно отрегулировать в пределах 0,5—0,6 мм. При эксплуатации зимой желательно устанавливать зазор 0,5 мм.

2. Если изолятор свечи покрыт копотью и нагаром, то свечу необходимо очистить на специальном аппарате для чистки свечей.

3. Съемные детали свечи (керамическую изоляционную втулку экрана и вкладыш) нужно протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине.

4. Если резиновая уплотнительная муфта сильно деформировалась или потеряла эластичность, следует установить новую муфту, прилагаемую в запасных частях (за гарантийный срок работы свечи допускается один раз заменять муфту).

5. При ввертывании и вывертывании свечи необходимо пользоваться только свечным ключом.

Если при отвертывании накидной гайки шланга со свечи при нагретом двигателе выворачивается сама свеча из головки, то не следует пытаться удержать се пассатижами за экран. Лучше вывернуть свечу и затем, удерживая ее за шестигранник корпуса свечным ключом, отвернуть гайку.

Момент затяжки накидной гайки шланга должен быть не более 2,5 кГм, момент затяжки свечи — не более 3,5 кГм.

6. При монтаже свечи на двигатель необходимо проверить наличие и состояние уплотнительного кольца.

При нормальной работе свечей па двигателе юбочка изолятора должна быть коричневого цвета. Светло-желтый (почти белый) цвет изолятора указывает на значительный перегрев свечи.

Тепловые характеристики свечи СНЗ07 полностью соответствуют условиям работы этой свечи на двигателе при всех режимах Нормальной эксплуатации последнего. В частности, свеча не создает калильного зажигания при длительной работе двигателя в режимах полностью открытой дроссельной заслонки.

Часто принимаемое за калильное зажигание явление так называемого «выбега» двигателя, т. е. работы двигателя после выключения зажигания, обычно ничего общего с ненормальными перегревами свечей не имеет и полностью устраняется, если перед выключением зажигания дать нагретому двигателю короткое время поработать на холостом ходу. Значительный «выбег» указывает на наличие большого количества нагара в головке блока.

Не следует допускать продолжительной работы двигателя на холостом ходу с малым числом оборотов коленчатого вала и длительного движения автомобиля с небольшой скоростью на пятой передаче, так как при этом юбочка изолятора свечи покрывается копотью, возникают перебои в работе свечи (при последующих пусках холодного двигателя) и увлажняется топливом загрязненная поверхность изолятора.

При закопченных свечах (когда на юбочках изолятора копоть сухая) пуск холодного двигателя затрудняется; при увлажненной топливом поверхности изолятора пуск двигателя невозможен.

Исправная работа свечей в большой степени зависит от теплового состояния двигателя. При низкой температуре воздуха двигатель нужно утеплять (использовать утеплительный капот, закрывать жалюзи радиатора).

После пуска холодного двигателя не следует сразу трогать автомобиль с места, так как при недостаточном прогреве свечей могут появиться перебои в их работе.

При движении после продолжительной стоянки перед переходом на высшие передачи нужно применять длительные разгоны.

Свечи могут работать с перебоями также и в тех случаях, когда не соблюдаются правила пуска двигателя или когда во время движения допускают обогащение рабочей смеси топливом путем прикрытия воздушной заслонки карбюратора.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *