Советская автотехника

Мотоциклы Иж, от первых моделей до наших дней

Иж берут начало своей истории в далёких 30-х годах прошлого века. В 1928-1929 годах были разработаны чертежи и опытные образцы первых моделей мотоциклов: Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4 и Иж-5.

Первые модели мотоциклов Иж

Д

анные модели производились в специальном цеху ижевского оружейного завода. Всего за несколько месяцев до начала Всесоюзного мотопробега, инженерам и конструкторам удалось разработать целых пять моделей мотоциклов для участия в этом мотопробеге.

В отличие от различных моделей того времени, конструкция и устройство первых мотоциклов иж были достаточно оригинальны и инновационны. Трёхступенчатая коробка передач, преимущественно V-образные двигатели с рабочими объёмами 500, 750 и 1200 кубических сантиметров, тяга на ведущее колесо передавалась по средству коленчатого вала, за исключением модели Иж-3, тяга на котором передавалась цепью. Крепкая штампованная рама, нижняя часть которой служила защитным корпусом для глушителя (эта черта присуща всем моделям первых прототипов мотоциклов ижевского завода), передняя вилка сочетала в себе конструкции параллелограмной и рычажной одновременно.

Все пять мотоциклов учавствовали во 2-м Всесоюзном мотопробеге, проходившем в период с сентября по октябрь в 1929 году. Удивителен тот факт, что в своём первом пробеге мотоциклы иж без труда преодолели планку в 3000 километров.

Однако продолжение данная история получила не сразу, так как после окончания мотопробега, ижевский завод получил очень крупный заказ. Это привело к тому, что главный инженер П.В. Можаров, разработавший чертежи и общую конструкцию для всех пяти первых моделей мотоциклов иж перебрался в Ленинград. Там он начал вести разработку нового мотоцикла, получившего название Л-300. Новую разработку он основывал на чертежах немецкой компании, которые он привёз из Германии, после прохождения практики за рубежом.

Начало серийного производства мотоциклов Иж

Ключевым моментом в истории мотоциклов ижевского завода стало решение экспертов из Президиума ВСНХ СССР о том, что крупный отечественный мотоциклетный завод следует построить именно в Ижевске. В городе для этого были все необходимые мощности и специалисты, имеющие высокую квалификацию.

Спустя некоторое время, на основе оружейной фабрики на улице Базарной началось создание Опытного мотоциклетного завода. К началу мая 1933 года, на построенном заводе было произведено 4 мотоцикла НАТИ-А-750, разработанный всё тем же Можаровым. В то же время велась работа над продолжением линейки мотоциклов иж, первым шагом к которому стал мотоцикл Иж-7, основанный на документах и чертежах, привезённых из Ленинграда. Это были практически копии модели Л-300, с 2-х тактным 1-о цилиндровым двигателем, трёхступенчатой коробкой передач, цепной передачей и уже привычная штампованная рама. В конечном итоге Иж-7 оказался одной из самых удачных моделей разработанных за период старта завода и был избран флагманом, предназначенным для серийного производства. В 1934 году, мотоциклетный завод набрал обороты и выпустил уже 111 мотоциклов.

Четыре года подряд, вплоть до 1938 года, мотоцикл Иж-7 был фаворитом. Однако на смену пришла новая модель в лице Иж-8. Улучшили систему зажигания и устройство электропроводки, улучшили также и технические характеристики 300 кубового двигателя, за счёт чего выросла его мощность до 8-и л.с. Через два года, в 1940-м году началось производство модели Иж-9, мощность двигателя которого составляла уже 9 л.с. В том же году из Ленинграда пришли документы и чертежи мотоцикла Л-8, который оснащался уже 4-х тактным двигателем с рабочим объемом в 348 кубиков и мощностью в 13, 5 лошадиных сил. Мотоциклы иж получили новое дыхание и для разработки новой модели решили использовать ходовую от модели Иж-9. Получившийся в результате мотоцикл получил название Иж-12, производство которого должно было начаться летом в 1941 году. Однако развернувшаяся война остановила дальнейшее развитие мотоциклетной промышленности.

Послевоенный период в истории мотоциклов Иж

В 1946 году завод восстанавливает работу и свои мощности, получив немецкие чертежи, технологии и оборудование, вывезенные из Германии после её поражения. Начинается работа по производству новой модели Иж-350, основанной на немецкой модели мотоцикла DKW-350. После адаптации под советские электроприборы и оборудование, мотоцикл получился современным и в то же время достаточно простым для того времени. Мотоцикл начали собирать на оружейном заводе.

С 40-х по 60-е года, советские конструкторы сделали ощутимый скачок в создании спортивных мотоциклов. Даже несмотря на то, что они основывались на полностью дорожных и заводских моделях, результаты восхищали. Так, в 1948 году был разработан и произведён мотоцикл Иж-350С, который получил вилку телескоп, в отличие от уже устаревшей параллелограмной вилки. Улучшились так же подвеска и технические характеристики двигателя, что дало прирост мощности, которая увеличилась и дошла до 14 лошадиных сил. Пятидесятые года были богаты на новшества в разработках, так были разработаны модели Иж-49, Иж-50, Иж-54 и Иж-55. Росла и мощность мотоциклов иж, вплоть до 18 лошадиных сил.

В 1962 году начинается производство мотоцикла иж планета, который был максимально унифицирован с моделью Иж-Юпитер. Нововведения в использовании материалов и конструкции деталей поршневой группы, при помощи контактно-масляного воздухоочистителя, увеличили срок работы цилиндра и деталей поршневой группы более чем в полтора раза. В течение 70х годов, были разработаны мотоциклы Иж Планета-2, Иж Юпитер-2, Иж Планета-3, Иж Юпитер-3, Иж Юпитер-3К и Иж Планета Спорт. Самым ярким достижением конструкторов стал мотоцикл Иж Юпитер-3, мощность которого в сравнении с его предшественниками возросла практически на 40%. Модели Иж Планета-3, Иж Юпитер-3 получили государственный знак качества СССР и в 1975 году их выпускали уже по 250 тысяч мотоциклов в год.

В течение следующих двадцати пяти лет, мотоциклетный Ижевский завод наращивал мощности, улучшая уже существующие модели и разрабатывая новые. В 2000 году в заводском исполнении появился первый мотоцикл иж в стиле чоппер. Это был Иж 6.113-05 Юнкер.

Позже, в 2008 году, из-за больших экономических трудностей предприятие ИЖМото было законсервировано, большая часть мощностей завода была распродана в помощь по уплате задолженностей перед кредиторами.

P.S. В 2009 году, а именно в сентябре у ИЖМото была крупная дата. Ровно 80 лет с момента выпуска первого мотоцикла Иж-1.

Полная история мотоциклов «ИЖ»

>Характеристика особенностей Иж 1 мотоцикла

Иж 1

Хай! Большинство отечественных любителей байкерской техники знакомы с мото Юпитер и Планета от знаменитого советского российского производителя двух-/трехколесной техники — удмуртского ИжМаша. А вот о мотоцикле Иж 1, купить который в наши дни уже невозможно мало-кто знает.

Тем не менее данный стальной скакун считается праотцом родного мотопрома, который уверенно приближается к своему столетнему юбилею. Чтобы хоть как-то исправить данный неловкий момент мы решили выложить публикацию с фото и техническими характеристиками вышеуказанного байка.

Описание Иж-1 с фото

Своим существованием этот тяжелый двухколесный обязан одному из самых талантливых российских инженеров начала 20 века — П.В. Можарову, начавшему конструкторскую разработку первого ижевского железного скакуна в 1928 году. Спустя восемь месяцев после старта проекта мир увидело сразу пол десятка различных мотоциклов.

В 1929 году сам отец-создатель уверено колесил на громадном байке неподалеку от главного города Удмуртии. Управлять таким стальным конем было явно непросто из-за веса в 300 килограмм, а также неоправданно усложненной передней вилки двухколесного. Последняя не позволяла водителю развивать высокую скорость. Пересекая отметку в 60 км/час байк начинало изрядно трусить. Тем не менее, это был явный прорыв в области советского мотоциклетного строения, заявившего всему миру о своем существовании.

Первый Ижак в отличии от дальнейших моделей удмуртских мото совсем не подходил для эксплуатации на грунтовке. Все же после почти месячного тестового периода в рамках длинного мотопробега команда создателей осталась довольной результатами конструкторского труда. Да и практически каждый современный эксперт области строения байков отдает должное новаторской конструкции вышеуказанного двухколесного. На мотоцикл был установлен мощный четырехтактный двухцилиндровый движок V-образного типа. Нечто похожее мы можем увидеть и на многих современных железных конях одного из самых дорогих европейских мотоциклетных брендов — итальянского «Moto Guzzi».

Силовая передача на заднее колесо Первого Ижа осуществлялась при использовании карданного механизма. Громоздкий двигатель выдавал на максимуме больше 20 лошадок и это на то время считалось очень-очень хорошим показателем даже при кубатуре свыше литры. Продольное расположение коленвала, 3-ступенчатая КПП, тяжелая рама штампованного типа и необычная рычажная передняя вилка — ключевые особенности данного стального скакуна. На подобные новаторства создателя мотоцикла Иж 1 фото которого подтолкнуло знакомство с конструктором Э. Ньюманном-Неандером.

Еще один интересный момент в конструкции первого удмуртского мото — корпус глушителя одновременно являлся и нижней частью рамы байка. Интересно и то, что на момент старта проектных работ по сборке вышеуказанного серийного двухколесного, в СССР уже активно эксплуатировалось больше 6 тысяч мотоциклов. Такое состояние дел не устраивало партийное руководство страны, но денег на увеличение отечественного мотопарка за счет покупки зарубежной продукции попросту не было. Вот почему Можаров получил абсолютную лояльность советских властей и нормальную научно-сырьевую базу для своих творческих свершений.

До начала вышеописанных конструкторских инженеры получили четкий ориентир. СССР нуждался в дешевых и технологически простых двух-/трехколесных. И московский, и ленинградский мото-строительные комитеты, и даже общество — все сходились в желании создать массовое производство байков на Ижевском оружейном заводе. Достаточно быстро была собрана команда разработчиков, состоящая из нескольких десятков опытных инженеров и слесарей во главе с популярным на то время мотоциклистом Можаровым, обладавшим профессией инженера-теплотехника. После того, как последний посетил ряд немецких мотоциклетных заводов, к процессу создания Иж-1 фото которого имеете возможность видеть в данной публикации подключился испытатель С. Карзинкин.

Первое испытание данный мото, как и вторая, и третья, и четвертая, и пятая модели первых Ижаков прошли без предварительной обкатки. Создатели не успели даже отрегулировать карбюраторы этих стальных коней, так как сроки «горели». Как бы там ни было, а с бездорожьем испытуемая техника справилась «на ура». Не помешала успешному прохождению большого километража в пробеге даже высокая прожорливость двухколесных, так как огромные баки мотоциклов вмещали около 16-23 л. топлива. Впрочем испытания показали, что лучшим железным конем мотопробега стал Иж 2, обустроенный новаторской, как для того времени системой охлаждения мотора центробежного типа с вентилятором.

Большие нагрузки в дороге выдержаны успешно мощной штампованной рамой первого Ижа. Да и другие пробные модели удмуртского завода зарекомендовали себя различными технологическими решениями, изрядно опередившими свое время. Все это пригодилось в дальнейшей работе советских инженеров области создания стальных скакунов. Нине же первые удмуртские двухколесные радуют соотечественников, любящих родную конструкторскую историю, красуясь в музее ижевского завода.

Иж 1 технические характеристики

Объем движка — 1,2 литра.
Мощность мотора составляет 24 лошадиные силы.
Максимальные обороты байка — 3000 об/мин.
КПП — 3 ступени.
Предельная безопасная скорость мото достигает 65 км. в час.
Объем топливного бака составляет 16 литров.
Сухая масса двухколесного достигает отметки в 300 кг.
База мотоцикла — 1400 мм.
Его дорожной просвет составляет — 12 см.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *