frantsouzov ›
Blog ›
Самая красивая дорога Кавказа — Часть 2

Продолжу рассказ про наше осеннее путешествие на Кавказ. Эта часть будет посвящена очень красивой трассе Кисловодск — Джилы-Су, видам с высоты и фотографиям звёздного неба Кавказа.

Чтобы хоть немного прийти в себя от красоты окружающих видов, мы решили остановиться на обочине и перекусить. Тем более, что проснувшийся в кресле сын как бы намекал, что уже пора. Пока жена готовила обед в машине, я не смог удержаться и немного побегал вокруг с фотоаппаратом. Как мог старался успокоиться, но эйфория от того, что мы наконец-то в горах, продолжала захлёстывать с головой.

2. Несмотря на ветер на улице, кушать в машине вообще не хотелось, так что принимал еду, стоя рядом с приоткрытой дверью. После вкусного обеда мы отправились дальше.

3. Как я уже говорил ранее, нам очень повезло с погодой в тот день. Сквозь хмурые свинцовые тучи пробивались солнечные лучи, раскрашивая всё яркими цветами.

4. Перед поездкой я осознавал, что именно «золотую» осень на Кавказе в середине ноября мы никак не застанем. Но, тем не менее, глядя на окружающие виды, в голове была только одна мысль: вот именно за такими красками мы и ехали в эти края.

5. Неделю назад выпал снег, и некоторые повороты дороги оказались заметены. В самом сложном месте намело почти по пояс, но сбоку отсутствовал отбойник, так что мы просто объехали препятствие по обочине. А вот с приходом зимы, когда выпадет «настоящий снег», дорога, скорее всего, будет закрыта для проезда.

6. Последний и очень крутой серпантин, ведущий к реке Малке. Когда мы были здесь 6 лет назад, мост ещё только строили, так что на тот берег попасть не удалось. Спускались мы довольно медленно, тормозя двигателем: за какие-то несколько поворотов высота падает с 2600 до 2100 метров, с непривычки немного закладывает уши. Ближе к нижней части серпантина в паре мест под дорогой просел грунт, а на асфальте появилась весьма приличная «ступенька», с которой я хорошо так спрыгнул передними колёсами. Несмотря на небольшую скорость и на то, что я тормозил «в пол», остановить машину мгновенно не получилось.

И вот в тот момент, когда мы наконец-то спустились практически в самый низ, любимая вдруг задаётся вопросом: ой, а где моя обувь?

Поразмыслив, мы пришли к выводу, что во время остановки она выходила из машины, а потом, когда залезала назад, оставила кроссовки на улице. После обеда просто перелезла на переднее сиденье, и мы поехали дальше. Ну разве это не прекрасно? 🙂

Три часа, через час закат, сразу после которого в горах будет очень темно. От места стоянки мы отъехали примерно на 15 километров, больше всего времени потратив на спуск по серпантину. А ещё очень хочется найти место для лагеря засветло и успеть поснимать закат. Но выбирать, как говорится, не приходится.

Убедившись в отсутствии других машин, разворачиваюсь прямо на последнем повороте серпантина. Коробку в «спорт», газ в пол — и вот трёхтонный автобус, рыча дизелем, уже мчится обратно на вершину перевала. Жена просит «помедленнее», но я, кажется, только вхожу в азарт. Благо что дорога пустая, асфальт практически везде сухой, а лампочка системы стабилизации на приборной панели, несмотря на моё прохождение поворотов, почему-то даже не мигает.

Через 20 минут…

7. Тапууули! Подъезжаю вплотную, жена распахивает дверь и, не выходя из машины, забирает свою прелесссть новенькие «Саломоны», у которых на тот момент было всего одно путешествие на счету. Разворачиваемся и мчим обратно на перевал.

8. Хотелось успеть до заката, но, видимо, не судьба.

9. Эльбрус в последних лучах солнечного света. Такой огромный и такой красивый…

10. Артёмий Лебедев в своём блоге как-то задавался вопросом: что делать, если видишь дорожный знак «Камнепад»? Мол, все остальные знаки информативны, а этот какой-то непонятный для водителя. Ответ очень простой — не останавливатся в этом месте. Так что извиняюсь за нерезкую фотографию, сделанную за рулём.

11. Въезжаем на территорию источников Джилы-Су. Приветливый мужик на шлагбауме оказался азербайджанцем по национальности, о чём он нам первым делом поведал. Попросил 100 рублей за машину и по 50 за каждого человека, дети и таксы бесплатно. Несмотря на то, что в тех краях мы провели четыре дня, денег он с нас взял лишь за первое посещение. Много рассказывал про источники, окружающие места и других туристов. Сказал, что можем переночевать у них на турбазе, но мы ответили, что ночуем в машине.

— Так ставьте её рядом с нами на парковке, там хорошо и безопасно! Мы там сами ночуем, если что, нас позовёте!
— Стоп, сегодня суббота, завтра воскресенье. Людей много будет?
— Много, не протолкнуться! Но это ещё немного, вот летом тут много народу бывает! (в общем, мы друг друга поняли)
— Знаете, мы, наверное, лучше встанем отдельно в стороне!

В общем, делюсь с читателями хорошим местом для самостоятельной ночёвки в тех краях. 🙂

Когда стемнело, тот мужик с огромной кавказской овчаркой проходили мимо нас.

— Брат, у тебя пятилитровые бутылки есть?
— Есть, но в них вода питьевая, купили в Кисловодске.
— ЗАЧЕМ?
— Эээ… Что?
— Зачем купили? Зачем? Вот вода течёт чистая, кристальная, сами её пьём, вон там нарзан течёт… Зачем купили, а?

Не дождавшись ответа, отправился дальше, эмоционально разговаривая сам с собой, видимо, на азербайджанском. Этот небольшой диалог ещё сильнее погрузил нас в атмосферу Кавказа. 🙂

12. В последние светлые минуты я всё-таки успел запустить дрона. Вид на долину реки Малки и крутой серпантин, по которому мы за какой-то час прокатились аж три раза. Справа виднеется грунтовая дорожка, уходящая в горы — она как раз ведет в Тырныауз, но на тот момент была уже недоступна из-за снега. Впрочем, по рассказам друзей, там и в сухую погоду «очень круто», а на микроавтобусе делать особо нечего.

13. На переднем плане — Ущелье Замков, в конце которого мы и встали на ночёвку. Сзади виден водопад Султан, падающий с поляны Эммануэля, куда наша команда завтра направится. Вершины Эльбруса затянуло тучами, так что его поснимать не удалось.

14. Как я уже говорил, темнеет в горах очень быстро. К нам ещё раз приходил смотритель базы, интересовался, всё ли хорошо. Предупредил, что в этих краях много волков, чтобы ночью ходили осторожнее. Для выравнивания нашего домика пришлось подложить камни под задние колёса. На улице лёгкий мороз, -5 градусов. «Вебаста», несмотря на высоту почти 2400 метров, работала без проблем. В машине было тепло и уютно.

15. Но зачем сидеть внутри, когда на улице показывают такое великолепие? Где ещё увидеть столько звёзд на небе, как не в горах Кавказа?

16. На середину ноября приходится один из самых ярких «звездопадов» — метеорный поток Леониды, одна из вспышек которого попала в этот кадр. Увидели падающую звезду — можно загадывать желание! 🙂

17. Включил габариты, чтобы подсветить Ущелье Замков.

18. Тёмной ночью света диодных «ресничек» оказалось вполне достаточно, чтобы осветить ущелье чуть ли не до конца. Если честно, я почему-то был уверен, что к этим камням надо очень долго идти пешком, а они оказались в нескольких десятках метров от асфальта.

19. Нам снова очень повезло с погодой. Небо было ясным, безоблачным, а главное — безлунным, и лёгкий мороз делал звёзды ещё более яркими. Именно в этот момент я и понял, что надо обязательно ставить камеры на интервальную съемку — таймлапс наше всё!

20. Что же, фотоаппараты тихо щёлкали затворами, накапливая на матрице фотоны света из далёкого Космоса, а мы сидели в нашей уютной «гостинице на миллион звёзд», тихо болтали обо всём на свете и наслаждались вечером. Лишь иногда приходилось выходить наружу, чтобы поменять аккумуляторы наших беззеркальных камер, которые те с большим аппетитом «высасывали» на морозе…

Специально для новоприбывших подписчиков: наше первое видео, сделанное во время поездки в Приэльбрусье.

Техника: Fujifilm X-T2 + 16-55mm, Fujifilm X-T20 + 50-140mm, DJI Phantom 4 Pro, DJI Osmo Plus.
Музыка: John Nigel Stanford — Rapture.

Если у вас имеется регистрация на Vimeo/YouTube — лайки и репосты весьма приветствуются! 🙂
Очень советую включить полноэкранный режим (а ещё лучше — сразу смотреть на большом экране) и, конечно, HD-качество. Приятного просмотра!

Точки съемки
Посмотреть на карте, где были сделаны фотографии.

dron285

Конечно, можно было бы начать этот пост с пояснения о том, что это моё мнение и оно может расходиться с чьим-то, но мне, собственно, всё равно. Потому что дорога на Джилы-Су — это та дорога, по которой должен проехать каждый. Тут вы получите эмоции, которые мало с чем сравнятся — восторг, страх, запах палёных колодок после непрерывного 5-километрового спуска. И эти чертовы 80 километров вы будете ехать пол-дня, я вам гарантирую. И дело тут не в качестве покрытия, ведь уже пару лет как здесь лежит весьма приличный асфальт. Дело в видах — вы будете останавливаться на каждом шагу и кричать от восторга. Потому что это Кавказ. Поехали!

2. Сразу уточню — с недавних пор я не делаю постов больше, чем на 30 фотографий. Никто их не смотрит, зритель начинает скучать и засыпает. А поскольку я старался проредить число фотографий 3 раза, но так и не смог упасть ниже цифры 50 — то будет продолжение. А пока начнём.
Проскочив Кисловодск, сворачиваем недалеко от дороги на симпатичную полянку. С неё открывается отличные виды на местные предгорья. Ставим мысленную галочку — вернёмся сюда вечером, чтобы заночевать.

3. Чуть правее, за холмами, километрах в 10 лежит плато Бермамыт.

4. Буквально через пару километров от полянки стоит знак, приветствующий нас на территории Карачаево-Черкесии. Едем дальше.

5.

6. Резкого набора высоты еще не было, но здесь уже красиво. Забираюсь повыше, чтобы сделать пару кадров с машиной. Вообще, в наших путешествиях мы достаточно часто ругаемся на тему постоянных остановок. Я готов тормозить каждый километр, а Ирина любит доезжать до места назначения побыстрее. Но тут мне пофиг — кто за рулём, того и правила.

7. Проезжаем небольшое карачаевское село Кичи-Балык. Дорога резко уходит вверх.

8. Тут вдруг краем взгляда замечаю на одном из участков ярко-красную точку. Так-так. Достаю телевик, зуммируюсь. Ого! Вот это уазик! Я такой цвет до этого в жизни ни разу не видел. Даже с расстояния в метров 500 видно насколько он крут и чист.

9. Через пару километров съезжаем с дороги на обед. Рядом изредка проезжают машины и периодически нам сигналят.

10. Еще несколько километров — и вот мы уже в Кабардино-Балкарии. За 20-30 километров мы сменили аж три региона. Такое где-нибудь еще бывает?)
Влево уходит короткая дорога на Нальчик. Кто-нибудь ездил? Как по проезжабельности и есть ли что там посмотреть?

11. Вдалеке начинают проступать заснеженные вершины.

12. Погода меняется постоянно. Проехав пару километра спуска останавливаемся у красивого водопада охладить накалившиеся колодки. Чем я люблю Кавказ — здесь монументальность природы такая, что на небольшие объекты, вроде этого водопада никто и внимания особого не обращает. Где-нибудь в Крыму к нему бы возили туристов, придумывали легенды и продавали магниты. А здесь это всего лишь водопад у дороги, промежуточная точка, которая даже и названия не имеет. Всё это говорит нам — дальше будет круче!

13. Набираем высоту всё больше и больше, на улице становится прохладно и вот, в очередной раз остановившись, мы уже одеваемся потеплее.

14. Дорога на Джилы-Су в том виде, в котором она существует сейчас построена пару лет назад. До этого здесь была грунтовка не для всех. Сейчас, когда здесь асфальт, который проезжабелен на любой машине — местные очень грустят, ведь их уазики теперь стоят без дела.

15. За каждый поворотом скрывается что-то необычное. Например, вот эти лошадки. Ближняя к нам была настолько чёрной, что ела траву и одновременно читала рэп. Честное слово!

16.

17. Я ведь так и не объяснил, для кого сделана эта дорога. Дело в том, что Джилы-Су это место, где сосредоточено огромное количество выходов лечебного нарзана на поверхность. Помимо собственно пития нарзана, там даже принимают из него ванны. Но об этом поподробнее я расскажу в отдельном посте.

18. Очередная смотровая, которая называется «Аватар», по аналогии с местностью одноименного фильма.

19.

20. Вжух, и ты в Аватаре!

21.

22. Американские горки. Самый длинный участок постоянного спуска здесь идёт больше 5 километров и если слишком активно тормозить, то легко можно увидеть облака дыма из-под колёс. Построить дорогу в таких условиях — это что-то нереальное.

23. Вряд ли я когда-нибудь устану фотографировать эту машину 🙂

24. С каждой минутой горы на горизонте становились всё ближе. Больше всего я ждал того, когда же появится Эльбрус, ведь я еще никогда его не видел. И вот уже почти-почти…

25. И вот! Вау!

26. Самая высокая точка Европы как на ладони! И мы продолжаем свой путь в её сторону. Продолжение следует, не переключайтесь!)

Tags: Кабардино-Балкария, Кавказ, Карачаево-Черкесия, путешествие

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *