Полный контроль. — Глава 16. Эргономика

Страница 17 из 22

ГЛАВА 16. ЭРГОНОМИКА

■Мототуристы наиболее требовательны к эргономике. Долгие часы, которые они проводят в седле, заставляют их обращать внимание на малейшие неудобства.

Спорт-байкеры же, как правило, совсем об этом не думают, и совершенно напрасно, ведь эргономика оказывает огромное влияние на управляемость мотоцикла.

Эргономика — это наука, которая изучает взаимодействие машины и человека. В случае мотоцикла, она изучает те части байка, с которыми взаимодействует водитель. Назовем их органы управления. Когда они правильно расположены и имеют подходящий размер, ваше воздействие на них оказывается максимально эффективным, вы сосредотачиваетесь на «что делать», а не на » как делать». Независимо от вашего опыта вождения, наибольшей эффективности вы достигаете, когда вам удобно.

Впервые я задумался об эргономике на клубных гонках на Willow Springs. Я тогда выступал на 125-ке. Даже после коротких сессий некоторые мышцы сводило судорогой. Я думаю, что парни, которые проектировали тот мотоцикл, совершенно не думали о водителе. Подножки расположены слишком высоко и близко к переднему колесу, сиденье же, напротив, опущено слишком низко, обтекатель такой маленький, что за ним невозможно спрятаться.

Я стал работать над каждой деталью. С помощью тюнинговых комплектов мне удалось переместить подножки на дюйм вниз и назад. Потом я перешил седло, подложив под обивку поролон потолще и поменял стекло на более высокое. Эти небольшие и почти незаметные снаружи изменения сделали байк более комфортабельным, и у меня больше не ломило все тело после тренировок. Кроме того, я сбросил целую секунду со своего времени круга, а значит целых 12 секунд с гонки на 12 кругов. А ведь в 12 секунд на финише помещается 10 гонщиков, а может и побольше.

Комфорт

Чувство комфорта зависит от температуры кожи, свободы тока крови и давления. Если конечность затекает, или вы чувствуете сонливость, это значит что ток крови нарушен. Причиной такого нарушения, как правило, служит ущемление какого-нибудь сосуда.

Поддерживание любого положения тела требует некоторого мышечного усилия. Если мышцам не давать распрямляться, то есть если надолго зафиксировать определенную позу, это тоже приведет к нарушению тока крови. Особенно это касается тех, кто ездит на спортбайке. Способ

борьбы прост — почаще менять позу, и при любой возможности выполняйте упражнения на растяжку.

Холод заставляет тело блокировать поступление крови к конечностям, чтобы сохранить в тепле внутренние органы, поэтому пальцы на руках и ногах замерзают первыми. В жару тело выделяет пот, чтобы охладиться. Если пот не смывать с кожи, это приведет к раздражению.

Руль

Любые улучшения эргономики следует начинать с руля, поскольку именно он определяет положение верхней части туловища водителя. Широкий руль облегчает руление, что особенно полезно при управлении тяжелым мотоциклом. Обратная сторона медали — слишком большая амплитуда движений кисти. Другими словами, кисть выворачивается под неестественным углом по отношению к руке. Следовательно, нужно подобрать руль так, чтобы руление было максимально легким, но при этом давления на кости кисти было бы не слишком большим.

Наличие ветрового стекла тоже влияет на форму руля. Чем меньше ветрозащита, тем больше вам хочется прижаться к рулю на высокой скорости. Установка регулируемого руля сильно упрощает процесс настройки.

Рычаги и рукоятки

Рукояткам не часто уделяют внимание, и совершенно напрасно. Именно через них водитель получает информацию о работе подвески, тормозов и, что самое важное, поведении шин. Настоятельно рекомендую поэкспериментировать с рукоятками различной толщины, жесткости и рисунка. Лично я считаю, что тонкие, жесткие и узкие рукоятки позволяют лучше чувствовать байк. С другой стороны, толстые, мягкие, бочкообразные и широкие рукоятки более комфортны.

Комфорт сильно зависит и от других органов управления — рычагов, переключателей, подножек. Когда Buell пытался продавать свои мотоциклы владельцам Ducati, то получал одни и те же жалобы на комфорт — все как один считали неудобными органы управления, заимствованные у Harley-Davidson. Buell прислушался к пожеланиям и оснастил S1 Lightning компонентами от поставщика Ducati. Я тестировал и S1, и S2, просто удивительно, насколько первый комфортней второго.

Сиденье

Правильное сиденье — важная составляющая эргономики, и я имею в виду не только высоту. Если сесть на песок, то на нем останется характерная вмятина. Сидеть на песке комфортно не потому, что он мягкий, а потому, что он идеально распределяет нагрузки опорной точки. Именно поэтому форма седла важнее мягкости материала, который находится под обивкой. Даже грамотно изготовленное металлическое кресло, из тех, что ставят на тракторы, гораздо комфортнее большинства мотоциклетных седел.

Почему же производители не комплектуют мотоциклы правильными седлами прямо с завода? Да потому, что правильные седла не очень эффектно смотрятся в шоуруме дилера. Небольшие седла, зауженные спереди, позволяют легко покачать байк, стоя на кафеле шоурума, но они же делают любую продолжительную поездку просто невозможной. К счастью, существует огромное количество производителей, предлагающих тюнинговые седла. Поскольку строение тела у всех разное, седло надо покупать после примерки.

Ощущения

В мире автомобилей пионером в области эргономики стала Mazda. Инженеры этой фирмы| впервые обратили внимание не только на расположение органов управления, но и на то, насколько удобно ими оперировать. Они додумались до того, чтобы подключать испытателей новых автомобилей к специальным регистраторам психических состояний, чтобы понять, какие эмоции испытывают люди при управлении машиной. Всякий, кому довелось переключать передачи на RX-7 или Миата, может подтвердить, что инженерам Mazda удалось совершить прорыв в этой области. Даже старый слоган этой фирмы — «Почувствуй, как это правильно» — отражает отношение компании к эргономике.

Когда конструкторы Triumph взялся за проектирование T595 Daytona, то за образец они несомненно взяли Ducati 916. Инженеры Triumph не ограничились стилевыми решениями, а заказали органы управления у поставщика Ducati. Буквально все органы — от рукояток на руле до педали заднего тормоза. Некоторые детали Triumph имеют даже одинаковые с Ducati партнамберы. В результате покупатель

Triumph чувствовал себя как на Ducati, хотя внешне мотоциклы невозможно перепутать.

Надеюсь, что производители мотоциклов будут обращать внимание не только на эффективность органов управления, но и на ощущения от работы с ними. В конце концов, ощущения при вождении составляют большую часть удовольствия от вождения байка.

Выбор мотоцикла — версия для ленивых

Сегодня я выступлю с несколько необычной темой — хочу поведать о том, как примеряться к мотоциклу, не вставая с дивана компьютерного кресла. Речь пойдёт о сайте cycle-ergo, так что большая часть мотоциклистов могут проходить мимо — вы и без меня знаете его. Но если вы не знаете этот сайт, не знаете английский, хотите примерять байк на себя для покупки или просто посмотреть, как оно — то вперёд!

Итак, вы должны удовлетворять любому из указанных требований для продолжения:

  • Вы имеете представление о классе мотоциклов, который вам нужен, вы выбрали несколько моделей и знаете, как их называет производитель (да, сайт не понимает «ёрш», «выфер», «шадовка» и «ну тот гряземес как у Васи»)
  • Вы просто хотите посадить фигуру на мотоцикл и поржать над этим.
  • ШАГ 1 — ЗАШЁЛ

Заходим на сайт http://cycle-ergo.com/ — да, это реклама в какой-то мере, но как мы будем работать с сайтом, если я не скажу — с каким?)

Так выглядит сайт.

ШАГ 2 — ВЫБОР МОТОЦИКЛА

Нет времени объяснять, жми красную кнопку!

Откроется выбор нужной модели. Всё просто — тыкаем по марке — открывается список моделей. Можно листать список или выбрать через поиск.

Предположим, вы начинающий «чопперюга». Мотоцикла ещё нет, но уже есть косуха, пробил час, не остановишь нас и так далее.

Но мужчина вы не самый маленький, в отличие от количества денег. (не хочу обидеть женскую часть аудитории, но для примера я взял мужчину Евро-роста.. так получилось).

ОК, у нас есть фигура на мотоцикле. Но это ещё не вы. Нужно фигуру подогнать под вас (или сделать её непропорциональной и поржать).

ШАГ 3 — ВЫБОР ВОДИТЕЛЯ

Что за параметры Height и Inseam и в чём их указывать? Сайт уже подумал за вас, всё не так сложно как кажется. Тыкаем в Options:

  • Первый параметр при нажатии на Yes переведёт нас в метрическую систему. То что надо!
  • Второй параметр — поставит ноги фигуры на землю, как будто человек стоит, а не едет.
  • Третий — отцентрирует картинку по сиденью. Понадобится для сравнения
  • Arm straightness — отвечает за сгиб локтя или то, как мы будем валить
  • Placement on seat с кнопками (если есть) — за положение на сиденье

Настроим нашего мотоциклиста:

Height — рост. Тут всё просто.

Inseam — длина по внутреннему шву. Это значит что вы берёте линейку, сантиметр, рулетку и меряете расстояние от своих колокольчиков.. от тайного треугольника.. от шва между ногами на штанах и до земли.

Ну, ещё не Волк из «Ну, погоди!», но похоже что этот байк будет нашему мотоциклисту слегка маловат. Может поискать чего побольше?

ШАГ 4 — СРАВНЕНИЕ ПОСАДКИ

Снова жмите красную кнопку для добавления мотоцикла или поменяйте модель, изменив её сверху.

Уже лучше. Кстати, если вы не поменяли модель, а снова нажали красную кнопку, мотоциклов у вас должно было стать два:

И теперь, если прокрутить колёсико, можно не только переключаться между ними, но и наложить их друг на друга чтобы понять, что же поменялось:

Хм, не очень-то понятно. Расплывается наш водитель. Помните кнопку центрирования по сиденью? (номер 3 в опциях) Самое время её нажать:

Сразу станвоится видно, что на бОльшем байке ноги более прямые и не стремятся коленками к ушам. Но и руки стали выше.

Но, допустим, у вас короткие ноги. Действительно короткие. Как с этим справится система?

Эта ошибка говорит о том, что вам не хватит длины ног чтобы дотянуться до подножек. Печально, видимо этот байк слишком велик.

Но зачем нужна 2я опция? Ноги на землю?

Я только что посадил нашего коротышку за руль большого вседорожного туриста от БМВ. У него куда более «дорожная» посадка, то есть ноги должны быть согнутыми. В общем-то они всё ещё согнуты, но именно тут нам и нужна 3я опция. Ставим его ноги на землю..

Нет, не ставим. Не достают. Очевидно, этому человеку не стоит брать такой мотоцикл — он его не удержит.

ШАГ 5 — ТОЧНАЯ НАСТРОЙКА

Ну и напоследок, вернёмся к нашему нормально-ногому мужчине. Смотрите, как он валит 140 на Стиде:

Пару слов о цифрах снизу:

Forward lean: наклон вперёд. Сейчас я максимально наклонил ездока на не сильно впечатляющие 23 градуса.

Владельцы спорт-байков презрительно ухмыляются — для них 140 это где-то 2я передача, ну может 3я.

(извините за глюки картинки, сайт так подгоняет)

Так что мы посадим нашего водителя на супер-спорт и увидим типичную посадку «креветкой». Попробуем выпрямить?

Даже если выпрямить руки полностью, угол будет больше, чем на Стиде с полным наклоном — разная посадка.

Но, продолжим.

Knee angle: сгиб колена. Меньше число — больше сгиб.

Hip angle: сгиб бедра. Тот же принцип.

С водителем закончили, идём дальше.

ШАГ 6 — ПАССАЖИР

Наверно у нашего водителя есть девушка. А как она будет смотреться на мотоцикле? Кнопка Passager Info отвечает именно за это, настройки те же.

ВЫВОДЫ

Этот сайт будет полезен для примерки произвольного человека к произвольному мотоциклу. Он поможет понять, насколько он туда помещается или же не помещается.

Не ждите, что сайт ответит за вас, удобно ли Вам будет или нет.

У меня всё. Спасибо за внимание.

P.S. Яо Мин — китайский баскетболист, завершивший профессиональную карьеру. Рост — 229 см.

Примерка мотоцикла не выходя из дома

Предупреждение: эта статья — дубль моей личной статьи и возможно вы её уже читали. Тем не менее, администрация сказала делать дубли, так что я их делаю. Извините.

Сегодня я выступлю с несколько необычной темой — хочу поведать о том, как примеряться к мотоциклу, не вставая с дивана.

Речь пойдёт о сайте cycle-ergo, так что большая часть мотоциклистов могут проходить мимо — вы и без меня знаете его. Но если вы не знаете этот сайт, не знаете английский, хотите примерять байк на себя для покупки или просто посмотреть, как оно — то вперёд!

Итак, вы должны удовлетворять любому из указанных требований для продолжения:

  • Вы имеете представление о классе мотоциклов, который вам нужен, вы выбрали несколько моделей и знаете, как их называет производитель (да, сайт не понимает «ёрш», «выфер», «шадовка» и «ну тот гряземес как у Васи»)
  • Вы просто хотите посадить фигуру на мотоцикл и поржать над этим.

ШАГ 1 — ЗАШЁЛ

Заходим на сайт http://cycle-ergo.com/ — да, это реклама в какой-то мере, но как мы будем работать с сайтом, если я не скажу — с каким?)

Так выглядит сайт.

ШАГ 2 — ВЫБОР МОТОЦИКЛА

Нет времени объяснять, жми красную кнопку!

Откроется выбор нужной модели. Всё просто — тыкаем по марке — открывается список моделей. Можно листать список или выбрать через поиск.

Предположим, вы начинающий «чопперюга». Мотоцикла ещё нет, но уже есть косуха, пробил час, не остановишь нас и так далее.

Но мужчина вы не самый маленький, в отличие от количества денег. (не хочу обидеть женскую часть аудитории, но для примера я взял мужчину Евро-роста.. так получилось).

ОК, у нас есть фигура на мотоцикле. Но это ещё не вы. Нужно фигуру подогнать под вас (или сделать её непропорциональной и поржать).

ШАГ 3 — ВЫБОР ВОДИТЕЛЯ

Что за параметры Height и Inseam и в чём их указывать? Сайт уже подумал за вас, всё не так сложно как кажется. Тыкаем в Options:

Первый параметр при нажатии на Yes переведёт нас в метрическую систему. То что надо!

Второй параметр — поставит ноги фигуры на землю, как будто человек стоит, а не едет.

Третий — отцентрирует картинку по сиденью. Понадобится для сравнения

Последний — отвечает за сгиб локтя.

Настроим нашего мотоциклиста:

Height — рост. Тут всё просто.

Inseam — длина по внутреннему шву. Это значит что вы берёте линейку, сантиметр, рулетку и меряете расстояние от своих колокольчиков от шва между ногами на штанах и до земли.

Ну, ещё не Волк из «Ну, погоди!», но похоже что этот байк будет нашему мотоциклисту слегка маловат. Может поискать чего побольше?

ШАГ 4 — СРАВНЕНИЕ ПОСАДКИ

Снова жмите красную кнопку для добавления мотоцикла или поменяйте модель, изменив её сверху.


Уже лучше. Кстати, если вы не поменяли модель, а снова нажали красную кнопку, мотоциклов у вас должно было стать два:

И теперь, если прокрутить колёсико, можно не только переключаться между ними, но и наложить их друг на друга чтобы понять, что же поменялось:

Хм, не очень-то понятно. Расплывается наш водитель. Помните кнопку центрирования по сиденью? Самое время её нажать:

Сразу станвоится видно, что на бОльшем байке ноги более прямые и не стремятся коленками к ушам. Но и руки стали выше.

Но, допустим, у вас короткие ноги. Действительно короткие. Как с этим справится система?

Эта ошибка говорит о том, что вам не хватит длины ног чтобы дотянуться до подножек. Печально, видимо этот байк слишком велик.

Но зачем нужна 3я опция? Ноги на землю?

Я только что посадил нашего коротышку за руль большого вседорожного туриста от БМВ. У него куда более «дорожная» посадка, то есть ноги должны быть согнутыми. В общем-то они всё ещё согнуты, но именно тут нам и нужна 3я опция. Ставим его ноги на землю..

Нет, не ставим. Не достают. Очевидно, этому человеку не стоит брать такой мотоцикл — он его не удержит.

ШАГ 5 — ТОЧНАЯ НАСТРОЙКА

Ну и напоследок, вернёмся к нашему нормально-ногому мужчине. Смотрите, как он валит 140 на Стиде:

Пару слов о цифрах снизу:

Forward lean: наклон вперёд. Сейчас я максимально наклонил ездока на не сильно впечатляющие 23 градуса.

Владельцы спорт-байков презрительно ухмыляются — для них 140 это где-то 2я передача, ну может 3я.

(извините за глюки картинки, сайт так подгоняет)

Так что мы посадим нашего водителя на супер-спорт и увидим типичную посадку «креветкой». Попробуем выпрямить?

Даже если выпрямить руки полностью, угол будет больше, чем на Стиде с полным наклоном — разная посадка.

Но, продолжим.

Knee angle: сгиб колена. Меньше число — больше сгиб.

Hip angle: сгиб бедра. Тот же принцип.

С водителем закончили, идём дальше.

ШАГ 6 — ПАССАЖИР

Наверно у нашего водителя есть девушка. А как она будет смотреться на мотоцикле? Кнопка Passager Info отвечает именно за это, настройки те же.

ВЫВОДЫ

Этот сайт будет полезен для примерки произвольного человека к произвольному мотоциклу. Он поможет понять, насколько он туда помещается или же не помещается.

Не ждите, что сайт ответит за вас, удобно ли Вам будет или нет.

У меня всё. Спасибо за внимание.

P.S. Яо Мин — китайский баскетболист, завершивший профессиональную карьеру. Рост — 229 см.

2 октября 2012

Подбор мотоцикла по росту

версия для печати

Моя подруга обладает некоторыми качествами, граничащими с фанатизмом. Одно из них — упорство. Она хочет ездить на мотоцикле, не смотря на риски, травмы и т.п. Но с ее ростом 156см крайне сложно найти подходящий байк. Причем не просто «мото», а особенный. Типа, что был «не чеппер, тормоза дисковые, фара круглая, красивенький и все такое». Перекапывать инет в поисках правильной рекомендации можно до старости. К тому же рекомендации невсегда верные. К примеру, она первый сезон откатала на Suzuki GSF 250 Bandit. Что бы не говорили мотогуру, это байк не для новичка, и уж точно не для девушки. Суть статьи: я нашел пару сайтов, с помощью которых можно подобрать байк под свой рост и желания. Но есть ньюансы.. 🙂

Высота по седлу

Первый сайт — это своего рода справочник по основным параметрам мотоцикла. В каталоге 11 500 байков и скутеров, но нет нормального поиска по их параметрам! Адрес сайта: findmoto.ru. Есть основания считать, что этот сайт — плагиатор, жертва которого — www.bikez.com.

Поиск на сайте скудный, просматривать его весь не улыбает. Я написал парсер, который сгреб с сайта всю инфу :), засунул добычу в БД и теперь через фильтр параметров можно найти интересующие вас модели байков.

Параметры фильтра

Справка

В списке типов нет кнопок «Выбрать все» и «Сбросить все», т.к. предполагается, что вас интересует конкретные типы мотоциклов, а не вся мотоиндустрия. К тому же, выбранные типы можно включить в запрос либо исключить из него. Этого достаточно.

«Нет типа» — это те байки, у которых даже на findmoto.ru тип не задан, т.е. это может быть что угодно.

Высоту по седлу и объем двигателя задавать необязательно. Можно указать только максимальное/минимальное значение. Если задано нечеткое условие на объем (только минимум, только максимум), в результат так же попадут байки с неизвестным объемом двигателя.

В результате запроса вы получаете: ссылку на описание байка (число — высота по седлу в см), далее — модель, год, тип мотоцикла и объем двигателя (если он известен). Модель можно получить в сокращенном виде, без указания фирмы. Это в некоторых случаях уменьшает траффик и время ожидания ответа.

В шапке результата указаны найденные фирмы. Сбрасывая соответствующие флажки можно убрать из результата блоки фирм, мотоциклы которых вас не интересуют.

Эргономика

Наигравшись с фильтром, и выбрав подходящие модели мотоциклов неплохо бы к ним примериться. Идем на cycle-ergo.com. Это крутанский англоязычный проект. После выбора модели и указания своих размеров можно заценить, как примерно вы будете смотреться на байке. Я потестил некоторые модели под себя и подругу — примерно совпадает. Благодаря этому сайту мы отказались от пары байков, т.к. она ногами до подножек не достает, хотя высота по седлу — нормальная.

Для непонимающих английский рассказываю, как с этим сайтом работать. Жмем большую кнопу «+ Add a Motocycle». Выбираем фирму/модель. Загрузится картинка с байком. Справа от нее три блока настроек. Открываем средний, «Options». Включаем первый параметр «Use metric values?». Это даст метрическую СИ. Второй параметр, «Put feet on ground?» переводится как «Поставить ступни на землю?». Очень полезный параметр для примерки :). Последнее, Arm straightness — это распрямление рук в процентах. Свои габариты задаются в нижнем блоке, «Rider Dimensions». Height — рост в см, Inseam — высота от земли до промежности минус 1-2см. Можно еще менять положение руля и подъем седла, но это уже кастомизация, доступная не каждому.

Когда будете мышкой двигаться по списку моделей, иногда подсвечиваются несколько строк сразу. Это не глюк, это байки с одинаковыми по эргономике параметрами. Выбрав любой из них, вы скорее всего получите одну и ту же картинку. Не удивляйтесь, сайт заточен под посадку на байке, а не галерею мотоиндустрии. Поясню на примере: выбор Honda Shadow 600, VT600, VLX600 и Steed даст одну и туже картинку — райдер на «Тени».

Собственно это все, что нужно знать. Чтобы добавить к выбору еще байк, жмем в ту же кнопку «+ Add a Motocycle» Фишка сайта: выберите несколько моделей, потом медленно крутите колесо мышки. Получится «морфинг» — плавный переход от одной модели к другой. Тоже полезно для сравнения. Еще из полезностей: прямо на картинке указан угол сгиба коленей — knee angle, и наклон корпуса — forward lean. Внизу — высота по седлу в дюймах — seat height. Если вместо картинки получите текст «Too short to reach the foot pegs», дословно значит — «слишком коротко, чтобы достать до подножек».

На сайте есть FAQ. Для любознательных перевожу (вольный перевод):

  • Что такое «предпочитаемое распрямление (прямота) рук»?
    Это значит, насколько согнутыми обычно вы держите руки во время езды. 100% означает совсем выпрямленные руки, 70% будет слишком согнуто, например когда вы наклоняетесь вперед по время еды (лицом в бак, короче 🙂 ). Обычно этот параметр оставляют без изменений.
  • Как померить внутренний шов (inseam)?
    Это шов измеряется от промежности по внутренней стороне ноги до нижней части лодыжки. Обычно он совпадает с указанием длины ваших брюк. Вот здесь я поясню. Джинсы принято измерять в двух направлениях: В обхвате талии «W» – waist (пояс) и в длине брючины по внутреннему шву «L» от «lenght» (длина). Этот размер называется «inseam». Берем брюки и смотрим на ярлычок, что-то типа «W:32 L:32».
  • Почему «ваша» высота по седлу отличается от заявленной производителем?
    Сайт считает высоту седла от его центра до земли. Производители считают эту высоту, от нижней части седла, которая зачастую далека от реальности. Так же они часто заявляют высоту по седлу, которая может быть, когда райдер неопределенного веса сидит на байке, сжимая подвеску, что является ошибочными данными.
    Не смотря на это, в некоторых случаях наш сайт тоже может ошибаться по посадке, располагая райдера слишком высоко/низко. Сообщите нам об ошибке, бла-бла-бла..
  • Как точно подобрать байк на этом сайте?
    Достаточная точность достигается в сравнении посадки на нескольких байках (например, смотрите, какой будет наклон корпуса на разных байках).
    Конечно есть погрешность, частично из-за грубой фигурки манекена, а так же потому, что сайт настолько точен, насколько позволяет картинка байка. Такие картинки часто имеют перспективные искажения, руль расположен не прямо и т.п. Но ошибки, полученные по этим причинам, оказывают не сильное влияние на результат.
    С другой стороны, оценка досягаемости земли ногами не совсем точная в общем случае. Множество факторов влияет на эту оценку, о них сайт знать не может. К примеру, толщина бедер райдера, точная форма седла, степень сжатия подвески, когда райдер сидит на байке (которая зависит от байка, регулировки подвески и веса райдера).

Тем не менее «это лучше, чем ничего», хотя и ненадежно.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *