Toyota Land Cruiser Пират Ланбустьер ›
Бортжурнал ›
Жизнь кочевника. Румыния. Красивейшая дорога Европы.

Трансфэгэрашское шоссе Родину Дракулы – Румынию стоит посетить хотя бы из-за одного красивейшего Карпатского массива. У нас оставалось 2 дня действия шенгенской визы, чтобы пересечь всю Румынию с ее ужасными дорогами. Google-навигатор оказался абсолютно беспомощным советником в покорении Трансильвании и постоянно заводил нас на проселочные дороги с плохим покрытием.

Задача оказалась не такой простой, с учетом того, что мы хотели еще совершить приличный крюк, чтобы посмотреть знаменитое Трансфэгэрашское шоссе. В общей сложности маршрут по Румынии составил 800км. Ерунда, по большому счету, но горы, узкие извилистые дороги и отсутствие асфальта в некоторых местах позволяют двигаться со средней скоростью 50км/ч.

Первый день перегона подарил нам завораживающие виды Карпат в лучах заходящего солнца.

Чтобы успеть пересечь границу с безвизовой Сербией нам пришлось гнать пол-ночи и нарушить главное правило – никогда не искать место для лагеря в темноте. Но судьба была благосклонна к нам в эту ночь и свернув в первую же своротку мы нашли отличную уединенную поляну на склоне горы. Отсюда открывался потрясающий вид на ночной город внизу. Вдобавок, ночью во время позднего ужина мы удостоились наблюдать торжественный салют как на ладони, в честь чьей-то свадьбы.

Утром место, на котором мы остановились для ночевки оказалось еще более живописным.

Заночевали мы ровно по-середине Румынии, преодолев за день чуть больше 350км. Ранний подъем и снова пришлось втапливать, ведь в этот день мы должны проехать по красивейшей дороге Европы – Трансфэгэрашское шоссе — горное шоссе в Карпатах, соединяющее румынские области Валахию и Трансильванию и проходящее через горный массив Фэгэраш.

Дорога проходит через перевал и достигает своей наивысшей точки на восоте 2034 метра. Шоссе было открыто в 1974 году и построено всего за 4 года по приказу Николае Чаушеску для военных нужд, по которому его войска смогли бы легко пересекать горы в случае необходимости защищать границы Румынии. Трансфэгэрашское шоссе (также известное как DN7C) до сих пор является одной из самых высоких дорог Европы.
Строительство велось преимущественно силами и средствами Румынской армии. Причиной создания столь грандиозного проекта стало вторжение войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году, и Чаушеску опасался подобных действий в отношении своего режима. Как и многие другие масштабные проекты, строительство Трансфэгэрашского шоссе потребовало огромных затрат, только динамита было потрачено порядка 6000 тонн…

Сквозное движение по дороге между северными и южными склонами Карпат открыто только в июле и августе, в остальное время года, как правило, тут лежит снег.

Перед нам открывается массивная гряда Карпатских гор, которая стеной взмывает ввысь с равнины.

Начало подъема ничем примечательным не отличается, множество поворотов и изгибов дороги среди массивного хвойного леса. Но поднявшись чуть-чуть вверх начинают открываться впечатляющие панорамы.

Наибольшую известность эта дорога приобрела после того, как ведущие передачи Top Gear проехались здесь на трех суперкарах.

Три супермашины, потрясающий пейзаж, невероятные повороты и изгибы, и вот результат – это самая лучшая дорога в мире!

Джереми Кларксон, ведущий передачи TopGear

К сожалению, у нас был только десятилетний лэндкрузер, у которого были умершие задние амортизаторы, благодаря чему он входил в повороты с жуткими кренами. Прочувствовать адреналин и драйв этой дороги мы не смогли.

Но не питайте иллюзий, даже если вы сюда и попадете на спортивном автомобиле, сомневаюсь, что для вас специально перекроют Трансфэгэрашское шоссе, чтобы вы могли пришпорить своего коня. Трафик на столько плотный, что есть вероятность проехать всю эту дорогу со средней скоростью 20км/ч, если посчастливится упереться в пожилого дедушку на старом фольксвагене.

Популярность этого места у туристов вы сможете оценить на фотографии чуть ниже. И качество покрытия дороги на столько плохое, что меня удивляет как ведущие Top Gear смогли создать иллюзию резвого прохвата по этой дороге.

Ну а мы начинаем карабкаться вверх по вот таким вот зигзагам.

На самом перевале вас ждет забитая гольфами и логанами парковка.

Но стоит отдать должное, сверху это шоссе выглядит просто потрясающе.

Действительно, дорога больше похожа на гоночную трассу со множеством поворотов, чем на автомобильное шоссе.

После перевала вас ждет менее извилистая дорога, но живописная.

Вот кому-кому, а байкерам тут будет раздолье.

Представьте, как с ветерком тут можно вваливать на байке.

По Трансфэгэрашской дороге можно проехать на машине или мотоцикле, с севера на юг или обратно. Маршрут разделен тоннелем, который проложен через горы и длина которого составляет почти 890 метров, и к тому же он совсем не освещен, а ширина всего 6 метров. Я едва не шаркнул правым зеркалом, пытаясь разминуться со встречным потоком, о торчащие ворота, которыми перекрывается тоннель в зимнее время.

На самом высоком уровне контраст между северной стороной, откуда открывается пустынный и заснеженный пейзаж, и южной, где пейзаж буйный, зеленеющий и заметно более теплый, просто удивительный.

На протяжении маршрута вы увидите 27 путепроводов и мостов.

После перевала мы спустились вниз, проехали несколько дестяков километров, развернулись и преодалели этот же маршрут в обратном направлении. После перевала особо интересного ничего нет (если не считать огромную плотину), время нас поджимало, нужно было двигаться на границу.

Таким образом нам удалось дважды пересечь перевал и насладиться видами.

К слову, разбивать лагерь в этом живописном месте где попало нельзя. На фотографии в центре как раз остановились такие любители пикника, к которым через 5 минут после съемки этого кадра подъехали полицейские на квадроцикле и попросили удалиться.

После большого путешествия по Норвегии эта дорога не произвела на меня столь сильного впечатления, но уверен, что если бы мы сначала увидели ее, то у меня бы отвисала челюсть и захватывало бы дух от открывающихся видов. В любом случае, если будете в Румынии, обязательно посетите это место.

А между тем, Румыния стала для нас последней страной на территории Восточной Европы и Балкан, где мы не были до этого. Остальные государства мы в большей или меньшей степени уже изъездили.

Куда дальше? Наверно, дальше, на запад 🙂


Трансфагараш — горное шоссе в Румынии, в Карпатских горах, оно проходит через массив Фагараш и соединяет румынские области Валахию и Трансильванию. Шоссе было построено в семидесятые годы по приказу Чаушеску, официально якобы для «развития туризма», но многие говорят, что дорога была построена для военных нужд — кондукэтор Николаэ опасался против своего режима действий, аналогичных вводу советских войск в Чехословакию в 1968 году и строил «пути отхода». Строительство трассы Трансфагараш потребовало немалых затрат — только одного динамита было потрачено порядка 6 миллионов килограммов, а при строительстве дороги погибло 40 человек…
Сегодня Трансфагараш считается самой красивой, но при этом и самой опасной дорогой Европы, этот горный серпантин входит в топ-10 самых опасных трасс в мире, что привлекает экстрималов — в 2009 году на этой дороге тестировали свои спорткары ведущие Top Gear, и Джереми Класксон назвал эту дорогу лучшей трассой для езды на спорткарах.
Разумеется, будучи в Румынии, я не мог не посетить Трансфагараш. Итак, поехали смотреть на самую красивую и опасную дорогу;)
02. Подъезжаем к трассе. Шоссе Трансфагараш начинается на окраине одного из румынских поселков, по правую сторону от дороги стоят трехэтажные многоквартирные домики, а начало трассы обозначает вот такой указатель:

03. Практически сразу после въезда на трассу начинаются Карпаты, а вокруг дороги появляются специфические знаки, информирующие о горных обвалах и опасностях падения автомобиля с обрыва.

04. Иногда трасса проходит буквально через горы через вот такие прорубленные тоннели. Наверное, именно эти участки прорубали направленными взрывами динамита.

05. На дороге нужно тщательно следить за скоростным режимом — если не вписаться в поворот, можно легко улететь в пропасть глубиной в сотни метров.

06. Трасса поднимается все выше и выше в горы весьма живописными отрезками — она то проходит тоннелями под горами, то огибает горные хребты бетонными путепроводами.

07. Горная порода.

08. Отбойники вдоль трассы.

09. Тоннель через горы — этот более длинный, чем арка на фото номер 4.

10. Внутри вот так. Потолок очень красивый, это необработанная горная порода.

11. Горное озеро в районе плотины Видрару. Таких озёр на Трансфагараш несколько, самое знаменитое из них — высокогорное озеро Быля.

12. На участках дороги с повышенным риском обрушения породы установлены вот такие железобетонные подпорки, препятствующие оседанию породы и оползням.

13. Стоки для горных рек:

14. Карпатские ели в тумане.

15. Горные реки. Попробовал воду — честно говоря, так себе, слегка горчит. Белорусская «Дарида» вкуснее:)

16. Небольшая ГЭС, обслуживающая нужды местных отелей и поселков.

17. Горный отель в карпатском стиле.

18. Поднимаемся выше в горы.

19. Тоннель, по крыше которого стекают горные ключи. Очень красиво, еще бы граффити-«теги» убрать — было бы вообще замечательно.


20. Вдоль трассы попадаются вот такие часовенки-каплички.

21. Отель с автономной электростанцией. Решение очень классное — не нужно тянуть в горы дорогие элетктролинии.

22. Горные водопады.

23. Туристы фоткаются у края обрывов, на фоне карпатских елей далеко внизу.

24. Некоторые селфи очень опасные — достаточно сделать один неверный шаг по скользким камням, чтобы улететь в глубокую пропасть…

25. Местные пейзажи. Воздух очень чистый и прозрачный.

26. Всё выше, и выше…

27. И выше.

28. Самые высокогорные участки Трансфагараш находятся на высоте более 2000 метров над уровнем моря. Здесь уже нет деревьев, вокруг голые скалы, местами покрытые мхом.

29. Заброшенный горный кемпинг:

30. Поднимаемся на самую высокую гору. Внизу видны ЛЭП, уходящие далеко за горизонт.

31. А на вершине — какие-то полузаброшенные домики.

32. И остатки старых фуникулёров времён Чаушеску.

33. Вид с горной вершины. Очень красиво!

34. Спускаемся с гор в долины Трансильвании. дорога Трансфагараш закончилась)

Ну, как вам трасса? Прокатились бы по такой?
я в твиттере

Трансфэгэрашское шоссе

Автодорога

Трансфэгэрашское шоссе


Вид на шоссе с замка Арефу

Страна

Румыния Румыния

Регион

Валахия
Трансильвания

Владелец

государственное

Длина

90 км

Начало

Питешти (рум. Piteşti)

Через

Куртя-де-Арджеш (рум. Curtea de Argeş)

Конец

Арпашу-де-Жос рум. Arpaşu de Jos

Дорожное покрытие

асфальт

Изображения на Викискладе

Вход в самый длинный из 5 туннелей Трансфэгэрашского шоссе

Трансфэгэрашское шоссе (Иногда употребляется: Трансфэгэрэшан, Трансфагарасан, рум. Transfăgărăşan, DN7C) — горное шоссе в Карпатах, соединяющее румынские области Валахию и Трансильванию и проходящее через горный массив Фэгэраш.

Наивысшей точки достигает на высоте 2034 метра. Это вторая по высоте прохождения высокогорная трасса в Румынии. Наибольшей высоты достигает шоссе DN67C (Transalpina) — 2145 метров.

Трагсфэгэрашское шоссе было построено в 1970—1974 годах по приказу Николае Чаушеску для военных нужд.

Строительство велось преимущественно силами и средствами Румынской армии. Причиной создания столь грандиозного проекта стало вторжение войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году, и Чаушеску опасался подобных действий в отношении своего режима. Как и многие другие масштабные проекты, строительство Трансфэгэрашского шоссе потребовало огромных затрат: только динамита было потрачено порядка 6000 тонн. Не обошлось и без жертв — на строительстве дороги погибли около 40 человек.

В честь строителей из состава инженерных войск Румынской армии, принимавших участие в прокладке шоссе, на двух участках установлены монументы с памятными табличками — один на высоте 1200 метров, и другой на высоте 1600 метров.

Сегодня это шоссе считается одной из красивейших дорог в мире и является одной из достопримечательностей Румынии. В его окрестностях также находятся и другие румынские достопримечательности: горное озеро и водопад Быля (рум. Bâlea) и крепость Поенари (рум. Poienari), также известная как резиденция Влада Дракулы.

Из-за позднего таянья снега на высокогорном участке сквозное движение по дороге между северными и южными склонами Карпат открыто только с 30 июня по 1 ноября, и только в светлое время суток — с 06:00 по 22:00. Рекомендованая скорость движения — 40 км/ч. Тем не менее, имеется опыт успешного сквозного проезда по Трансфэгэрашскому шоссе в июне.

В 2009 году на этой дороге тестировали свои спорткары ведущие Top Gear, и Джереми Кларксон назвал её лучшей для езды на спортивных машинах.

Трансфэгэрашская трасса, Румыния — чистый восторг

Покинув Бухарест, мы уже мысленно ехали в Беларусь. Тем не менее, перед нами ещё стояла одна обязательная цель в Румынии — Трансфэгэрашское шоссе. Эта легендарная узенькая дорога открыта на сквозной проезд немногим более двух месяцев в году и некоторыми «авторитетными изданиями» признана одной из красивейших дорог в мире. За неполных 40 лет существования она успела стать одной из визитных карточек Румынии.
Откинув весь снобизм и выпендрёж могу сказать, что дорога и окружающая природа действительно потрясают. На день мы стали детьми, с открытыми ртами глазея вокруг и не стесняясь громко и восторженно высказывать эмоции. Ниже — попытка передать то восхищение, которое мы испытали преодолевая эти 150 километров.
1. В сети румынских дорог, Трансфэгэрашн имеет обозначение «7С». Если ехать со стороны Бухареста, она начинается от города Питешти. Первые 30 километров пролегают по обычной равнинно-степной Румынии, вдоль убогих румынских и цыганских деревень. Покрытие на всей трассе среднего уровня: присутствуют ямы, трещины и неровности. Всё это вместе на первом участке от Питешти дало почву для сарказма по поводу «одной из самых красивых дорог в мире». Впоследствии сарказм быстро улетучился.
Единственный город на трассе — Куртя-де-Арджеш — выглядит очень неплохо для румынского «райцентра». Шутки шутками, а когда-то Куртя-де-Арджеш был столицей княжества Валахия. По большому счёту, город является границей, после которой начинается собственно Трансфэгэрашская трасса в своём исконном понимании.
На фото — Королевская церковь св. Николая в Куртя-де-Арджеш (Biserica Domnească din Curtea de Argeș). Постройка 1352-го года выполнена в форме «греческого креста». Имеет высокую ценность как яркий пример средневековой румынской архитектуры, ещё более ценны росписи внутри:

2. Сразу за Куртя-де-Арджеш сельская цивилизация заканчивается, остаётся лишь нечастая и кучная туристическая инфраструктура да редкие горные деревни, расположенные в стороне от дороги.

Трасса была построена в 1970-1974 годах по инициативе диктатора Николае Чаушеску (того самого, что снёс половину старого города в Бухаресте и построил на его месте гигантский Дворец Парламента).

3. Примерно километрах в 10-20 от Куртя-де-Арджеш мы начали балдеть от окружающих красот, улыбаться и судорожно фотографировать всё вокруг. В принципе, уже здесь можно было бы сказать, что съездили не зря.
При виде мостов и прижимов впереди, поначалу становилось немного нервозно — нам ведь предстояло туда ехать. На дальнем утёсе видно два мостика над пропастью, приближенные на следующей фотографии. Мы смотрим на них снизу вверх и видим приличную высоту над обрывом и кажущуюся хлипкость конструкции. Разумеется, внутри просыпается боязнь высоты:

4. Официальной причиной строительства считается страх Чаушеску перед советским вторжением в Румынию. Насмотревшись на русские танки в Праге, он решил прорубить дорогу через мощный горный перевал, якобы для беспрепятственной переброски войск к Бухаресту. Зачем — я, честно, не понимаю. Трансфэгэрашская трасса с двух сторон на сравнительно небольшом расстоянии дублируется гораздо более проходимыми, широкими и доступными дорогами. Да и расстояние, которое она позволяет преодолеть, мало в масштабах страны. Возможно он предполагал, что перекрыв основные трассы, тупые совки не доберутся до секретной горной дороги. Наконец, напади СССР на Румынию в осенне-зимне-весенний период, ценность этой дороги тут же упала бы — шанс застать её непроходимой резко бы возрос.

5. После сухой и жаркой равнинной Румынии, которая для нас закончилась, в общем-то, только в Куртя-де-Арджеш, находиться в горах очень здорово, просто блаженство. Здесь в меру прохладно, свежий и вкусный воздух, кругом бесчисленное количество речек и ручейков с прозрачной водой.

6. Материальные и трудовые затраты на строительство трассы были не столь титаническими, как на возведение Дворца Парламента, но всё равно огромны. Потрачено 6000 тонн динамита. Официально погибло около 40 человек. Неофициально — только на строительстве плотины Румыния потеряла около четырёх сотен человеческих жизней. Большая часть строителей были военными.

7. Проехав небольшой, но очень живописный участок подъёма по склонам полулысых скал, мы въезжаем в тоннель. На фото ниже выезд из тоннеля — слева, в скале. Представьте себе, что мы ощутили на выезде, увидев гигантскую плотину и живописное горное озеро. Кстати, в скале справа виден ещё один въезд в тоннель — это какая-то небольшая горная грунтовка, ответвляющаяся от Трансфэгэрашского шоссе. Судя по некоторым картам, она огибает озеро с другого берега. Дорога там убитая в хлам ещё до въезда в тоннель, из которого пару раз выезжали груженые лесовозы. В следующий раз (а я хочу туда вернуться) надо будет попробовать туда сунуться:

8. Плотина построена в 1965-м на реке Арджеш для генерации электричества, орошения и предотвращения наводнений. Сама ГЭС находится под землёй и имеет номинальную мощность 220 Вт.
На горе, возвышающейся над плотиной на берегу озера, высится статуя Прометея с молнией в руках, как символ покорения электричества:

9. В результате строительства плотины получилось изумительной красоты озеро Видрару, протянувшееся в ущелье между горами на 10 с лишним километров. Вода в нём бирюзового оттенка, берега — зелёные. Удивительно, но перед нами пример завораживающего своей красотой природного объекта, созданного руками человека:

10. Не понимаю, в чём была стратегическая соль этой дороги, но достопримечательность Чаушеску оставил стране знатную, на уровне египетских пирамид.
По трассе едут достаточно медленно: народ любуется красотами. По номерам проезжающих машин можно изучать политическую карту Европы — видели почти всех. На самых крупных стоянках и смотровых площадках происходит какой-то Вавилон и полная дружба народов: итальянцы попросили их сфотографировать, с поляками просто рядом постояли на горы полюбовались, немцы тут водят хуже всех, а румыны им всем что-нибудь продают.

11. Дорога внизу — служебная трасса, ответвляющаяся от основной километров за 10 до озера (мост на фото 3) и идущая к плотине более коротким путём, по низу. Заканчивается она у подножия плотины, в то время как мы, проехав по основной, — стоим наверху:

12. Когда мы были на смотровой площадке плотины, пошёл ливень. Мы дождя не видели уже больше двух недель, с Киева. Промокая в своё удовольствие, поехали дальше. В принципе, мы были довольны и счастливы, плотины с горами хватило для экстаза. Если бы трасса на этом месте закончилась, мы бы всё равно признали её одной из самых красивых в мире и с удовольствием её вспоминали. Но самое интересное ещё было впереди.
После плотины трасса долго петляет по лесу, постепенно поднимаясь вверх. Тут уже начинает закладывать уши и болит голова. Становится холодно. При этом, по сторонам — лес, и осознать, что ты находишься на склоне можно только выйдя из машины и пройдя несколько метров в сторону. Из окна автомобиля этот участок выглядит уже не так интересно.
Далее дорога выходит на живописную высокогорную прямую:

13. Здесь настолько свежо, хорошо и уютно, что хочется остановиться и просто побыть наедине с природой. Даже несмотря на то, что румыны, чьи грязные города вынудили нас рвануть в Беларусь вместо продолжения вояжа по Румынии, умудрились загадить мусором и этот уголок:

14. Сказано-сделано. Через пару километров нашёлся очень уютный туристический комплекс у подножия гор. Здесь пришлось впервые за всю поездку доставать из чемодана тёплые вещи, лежавшие сложенными с самой Москвы. Здесь же нам ещё раз доказали, что румынская кухня прекрасна:

15. Почему это место столь замечательно? Мало что ли гор в мире?
Ну, во-первых Трансфэгэрашское шоссе даёт возможность на своей (ну или на прокатной) машине с комфортом подняться на высоту 2034 метра, по нормальной (по нашим меркам) дороге, с двумя полосами на всём протяжении. Т.е. тут горы может посмотреть самый обычный человек, а не подготовленный альпинист.
Во-вторых, горы эти безумно живописны, с парой просто-таки уникальных мест.
В-третьих, Румыния, несмотря на все мои придирки в заглавном посте, — мирная и цивилизованная страна. Здесь нет войн и бандподполья.

В-четвёртых, здесь есть минимум сервиса, хорошего, но не дорогого, европейского уровня. Он не гадит природу, цены не задраны под потолок, но есть возможность перекусить и отдохнуть с комфортом.
Тихий и уютный горный участок преодолён. Из-за тумана начинает проглядывать махина хребта:

16. Трасса берёт своё название от горного массива Фэгэраш, который она пересекает. Этот участок Южных Карпат собрал в себе высочайшие вершины страны. Дорога пересекает его на примерно одинаковом расстоянии в 5-15 километров от двух из них: горы Молдовяну (Moldoveanu) — самой высокой точки Румынии — и Негою (Negoiu).
В долине перед хребтом начинается настоящая феерия. В этом огромном пространстве, расположенном на широких горных склонах, обозреваются зелёные луга, заваленные камнями, и множество водных потоков. Дорога петляет по склонам, медленно ведя нас на самый верх. Пока мы поднимались, останавливаясь едва ли не на каждом повороте, в долину заполз туман. Он, как и мы, двигался вверх, догоняя нас:

17. Туман оказался быстрее: сначала он закрыл нам виды вниз, откуда мы приехали, а потом и нас накрыл:

18. Мы бродили по тропинкам в тумане, дышали прохладным влажным воздухом, садились на валуны, опускали руки в воду горных ручьёв и слушали тишину, прерываемую редкими окриками других туристов. Ощущения от этого места остались какие-то потусторонние, как будто это не на Земле:

19. Вода течёт всюду, перемещаясь сверху вниз. Десятки маленьких ручейков стекают по камням долины, объединяясь и становясь речками. Вода стекает в основном по пологим склонам, проходя через специальные канавы под дорожным полотном:

20. Может вода и откровенно по скалам сползать:

21. Отдельная тема — это встреченные на высокогорье животные. Помимо осла, с головой залезшего в машину и из-за этого получившегося не в фокусе на фото, видели лошадь. Из «ёжика в тумане», очевидно:

22. Поросята обаятельные безмерно. Бегали, похрюкивали, притворялись мёртвыми (не знаю, что они на самом деле делали лёжа без движения по несколько минут), купались в грязи.
На площадке у дороги остановилась группа суровых на вид словацких байкеров. Хмуря брови, они слезли с мотоциклов, взяли в руки фотоаппараты и принялись гоняться за хрюшками. Одна из свиней в ответ, искупавшись в грязи, вытерлась о сверкающий глушитель одного из байков.

23. Ну и конечно бараны и овцы. Их тут сотни. Видели и вдалеке, на лугах, и прямо перед носом. На них смотрели все. Некоторые психологически неустойчивые люди начинали блеять, подражая овцам, голоса которых наполнили всю долину:

24. Огромное стадо на максимальном приближении:

25. Пастух в данном случае совсем не одинокий — с этими стадами они справлялись минимум вчетвером, направляя бараньи потоки друг другу по склону горы:

26. При всей кажущейся неуклюжести, эти ребята на своих копытах удивительно здорово держатся на почти вертикальных поверхностях:

27. Венцом дороги является туннель Капра (по имени реки и озера, находящихся в непосредственной близости). Здесь мы бросаем взгляд на южный склон хребта, пересекаем тоннель и выезжаем уже с северной стороны.

28. Это — высшая точка подъёма. После тоннеля дорога столь же живописно спускается вниз. Здесь проходит граница исторических областей Румынии — Валахии и Трансильвании.
Сразу после тоннеля, на северной стороне, раскинулся немаленький базар, на котором торгуют как румынскими промыслами и вкусняшками, так и всяким китайским сувенирным фуфлом. Здесь же — несколько гостевых домов. За поворотом, на плато, тут расположилось ледниковое озеро Быля (Bâlea) и одноимённый водопад. Мы не знали заранее об этом и в итоге не подъехали, хотя находились метрах в десяти от него. Это чудовищное упущение ещё раз намекает на то, что в Румынию мы ещё вернёмся:

29. Время пролетело незаметно. Утром мы выехали из Бухареста, проехали от силы километров 250, а день уже клонился к концу. От переизбытка впечатлений и перепада высот усталость брала верх над организмом. Мы начали спуск.
Туман оказался неожиданно настолько густым, что не стало видно вообще ничего. Наступила темнота, словно на землю резко спустилась ночь. Ехали очень медленно, ориентируясь на противотуманные фонари впереди идущих машин. Мы ещё не знали, что на протяжении почти половины спуска сбоку от нас, за символическим отбойником, была самая настоящая пропасть:

30. С севера горный массив Фэгэраш заканчивается резко. Сразу после спуска становится светло и ясно, мы выезжаем на равнину, по сторонам — живописные луга, за спиной возвышаются горы. Мы направляемся в трансильванский город Сибиу, про который я расскажу в следующей части.

31. Визуальная разница между Валахией и Трансильванией огромна. Проехав через горы, мы словно попали в другую страну. В Трансильвании относительно чисто, много тихих безлюдных деревень, температура комфортная для жизни, кругом — крыши из тёмной черепицы.
Мы не смогли так быстро распрощаться с горами. У нас был ещё день. Бегло осмотрев Сибиу с утра, обедать мы вернулись к тоннелю Капра.
Итак, на следующий день мы снова покоряем Трансфэгэрашскую трассу. Перед подъёмом со стороны Сибиу, на трассу нанизана трансильванская деревенька Картишоара, живущая за счёт сдачи домов туристам:

32. Денёк выдался ясный. Поднимаясь вверх, мы в полной мере насладились видами, которые вчера были закрыты туманом. А заодно увидели, вдоль какой пропасти мы ехали, не подозревая об этом.

33. В отличие от южной стороны, подъём здесь резкий — со склонов хорошо видны поля у подножья горы и деревеньки на горизонте:

34. С южной стороны извилистых лесных ущелий нет. Здесь, в ясную погоду, перед нами во всей своей фантастической красе предстало масштабное природное величие Карпат:

35. На трассе много вот таких укреплений-галерей в местах возможного камнепада и схода пород. На вид кажется невозможным, что крыша на тоненьких ножках держит на себе кусок скалы. Когда она, интересно, обвалится?

36. На южной стороне склона хребта подъём осуществляется почти что в одной и той же вертикальной плоскости. При езде по трассе здесь кажется, что координаты машины меняются только вверх-вниз, а на горизонтальной проекции это больше похоже на колебания, т.к. дорога змейкой поднимается наверх:

37.

38. Очень яркий типаж девушки из какой-то североевропейской семьи. К сожалению, она, наблюдая за баранами, не удержалась от соблазна и тоже заблеяла, начав им подражать:

39. Дорога поднимается по ущелью между двумя параллельными отрогами, двигаясь в сторону тоннеля, расположенного наверху и по середине, в том месте где отроги сходятся. Для ориентира — снято уже сверху:

40. Никакие фотографии, никакие слова этого не передадут. Надо видеть.

Сомнение в том, что мы зря уезжаем из Румынии, зародилось в Бухаресте. На Трансфэгэрашской трассе мы это поняли очень отчётливо. Но было уже поздно.
Следующая часть про город Сибиу станет заключительной в румынской серии.

Трансфагараш — самая красивая дорога Европы


Трансфагараш — самый красивый горный серпантин в Европе. И одна из самых опасных дорог в мире. Это шоссе в Карпатах соединяет Валахию и Трансильванию. Извилистая трасса длиной около ста километров проходит насквозь через всю горную гряду. Описывать виды, которые вокруг открываются, просто глупо. Это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть. Высокогорные озера и водопады, невероятный серпантин, грозные скалы и розовые горы, одна из крупнейших в мире плотин — здесь есть на что посмотреть. Лично для меня Трансфагараш стал главным открытием этого года. Путешествий было не мало, но это место оставило самые яркие впечатления. Фото, впечатления и полезная информация — в моем репортаже.
Дорога идет через горный массив Фэгэраш. Максимальная высота, на которой проходит шоссе, 2034 метра. Это всего на тридцать метров ниже Говерлы. Горы вокруг — раза в полтора выше украинских.
2.
Для начала, по традиции, история в двух абзацах. Трассу из Валахии в Трансильванию решил построить легендарный румынский диктатор Николай Чаушеску. Трансфагараш строили солдаты четыре года, с 1970 по 1974. Трассу планировали использовать в военных целях. Якобы Чаушеску испугался вторжения в Чеховловакию в 1968 и решил обзавестись обходными путями. Типа дорога нужна была для переброски войск через Карпаты. Мне кажется странным такое предназначение этой дороги. Даже не могу представить себе танки на узком серпантине. В версию о том, что Трансфагараш построили для развития туристической привлекательности Румынии, я верю больше.
3.
4.
Если присмотреться, то можно увидеть дорогу и небольшой туннель. Никаких отбойников нет. Сразу за крайней полосой — обрыв.
5.
Белая полоса — водопад Быля. Скоро мы к нему подъедем.
6.
Чтобы проложить дорогу пришлось взорвать часть окрестных гор. Википедия говорит, что на это ушло шесть тысяч тонн динамита. Без жертв не обошлось, за время строительства трассы погибло почти 40 человек.
7.
8.
9.
Виды вокруг шикарные, но остановиться и насладиться ими можно далеко не везде. Дорога узкая, обочина, на которой можно припарковаться, встречается редко.
10.
11.
Наверх можно подняться не только по трассе, но и на канатной дороге. Не для слабонервных)
12.
Трансфагараш входит в десятку самых опасных дорог в мире. Трасса открыта всего два месяца в году — в июле и августе. В другое время проезд заграждают бетонными блоками, можно разве что на мотоцикле протиснуться — на свой страх и риск.
13.
14.
Трансфагараш считается красивейшей дорогой Европы и одним из самых живописных в мире. Всего сто километров — от северных до южных склонов Карпат.
15.
На шоссе особо не разгонишься. Быстрее 50 км/ч ехать не получится. Реально весь путь с учетом остановок занимает часа четыре.
16.
В 2009 на этой трассе тестировали спорткары ведущие программы Top Gear. С легкой руки Джереми Кларксона Трансфагараш начали называть лучшей дорогой для езды на спортивных авто. Ну, хз, честно говоря.
17.
Самая красивая часть — первые 30 километров, если ехать с севера на юг. До перевала дорога почти полностью состоит из серпантина и постоянно поднимается.
18.
Потрясающе красивые виды. Разноцветные горы.
19.
Водопад Быля. Он течет с самых вершин и несколько раз трасса проходит прямо возле воды.
20.
21.
На перевале есть невероятно милое горное озеро. Ну прям как с картинки. Называется, как и водопад, Быля. Интересно как переводится — гугл не помог. Вокруг целый туристический комплекс — отели, сувениры, домашние сыры и мясо. С удовольствием бы пожил пару деньков в этом отельчике.
22.
23.
Пожалуй, это главная природная достопримечательность Трансфагараша. После самих гор, конечно)
24.
Это — самая высокая точка дороги, чуть больше 2000 метров. За окном июль и +25, но снежники до конца так и не растаяли.
25.
Наползает туман. Тут это обычное явление и часто густая дымка скрывает все красоты. Но нам повезло.
26.
27.
28.
После перевала оставшиеся две трети пути (70 км) дорога потихоньку спускается.
29.
30.
31.
32.
Очередной водопад.
33.
34.
На каждом лугу пасутся огромные отары. Никогда раньше не видел так много овец. Они тут реально везде.
35.
Самая живописная точка после перевала — озеро и дамба Выдрару. Трасса идет прямо по ней. Сооружение грандиозное. Построили его в 1966. Это девятая по величине плотина в мире и пятая в Европе. Высота — 166 метров. Без широкоугольника тяжко)
36.
Наверху, рядом с апокалиптическим роботом-энергетиком, есть смотровая площадка. К сожалению, не было времени туда карабкаться.
37.
Озеро Выдрару. Скалистые берега, чистая водичка, разноцветные лодочки. Красота да и только.
38.
Но что-то всё-таки выдаёт соцлагерь))
39.
Ныряем в туннель и держим курс в сторону Брашова, к замку Дракулы.
40.
За четыре часа мы проехали Карпаты насквозь. Склоны на южной стороне.
41.
Понравилось? Буду благодарен за лайки и репосты.
Это второй фоторепортаж из небольшой поездке по Трансильвании. Кто еще не читал первый — многое пропустил. Первой нашей локацией был невероятно милый средневековый город-крепость Сигишоара. Наслаждайтесь:
— Сигишоара — родина графа Дракулы
Оставайтесь с нами, добавляйтесь в друзья. Впереди — много интересного. В следующем посте — Бран, замок графа Дракулы.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *