История создания

Дебютные состязания за Кубок по кольцевым гонкам состоялись в СССР в 1955 году и за 60 лет они несколько раз меняли форматы, названия и классы машин, не имея общей организационной структуры. Всё изменилось в 2004 году когда Российская автомобильная федерация создала чемпионат – Russian Touring Car Championship и назначила её главой Сергея Крылова (автогонщика знакомого с европейским опытом проведения состязаний).



Турнир объединил более 100 профессиональных пилотов которые соревновались в 4-х автоклассах («Туринг», «Туринг-Лайт», «Супер-Продакшн», «Национальный») на машинах от BMW, Audi, Ford, SEAT и «ВАЗ». Этапы проводились на 9 треках Центральной России и «Красном кольце» в Красноярске, под лозунгом «Выбор лучших», собирая тысячи болельщиков на трибунах и миллионы у телеэкранов.


На смену RTCC в 2012 пришёл Russian Racing Championship увеличив число кубковых зачётов до 8. Новшеством оказалось проведение в рамках гоночного уик-энда, совместно с RRC, всех кольцевых чемпионатов на одной трассе: «Формула-Мастер Россия», «Кузовные» Legends, MitJet и GT-Rus. Число автодромов уменьшилось до пяти: «Смоленское кольцо», «Казань-Ринг», «Нижегородское кольцо» и подмосковные “ADM-raceway”, “Moscow Raceway“. К автомобилям добавились VW, Honda, Renault и Citroen.



Формат соревнований не прижился. В 2013 году количество категорий было вновь уменьшено до 4-х, а в 2014 сменился продюсер. Им стал Олег Петриков – гендиректор «кольца» в Смоленской области, профессиональный автогонщик, «серебряный» призёр «Туринга» предыдущего сезона и лауреат европейских турниров. Главным титульным партнёром стала автоспортивная организация SMP Racing, воспитывающая молодых гонщиков.


Новый/старый турнир получил название “СМП Российская серия кольцевых гонок”, изменив в 2015-2017 систему начисления призовых очков и часть пунктов спортивного и технического регламентов. Организаторы также добавили новый класс участников – «Национальный-Юниор», который стал официальным первенством России для водителей-юниоров. События на треке стали регулярно освещаться в медиа, создавались тематические программы о гонках, что привело к росту их популярности и престижности. Дополнительную рекламу принесло участие в этапах российских знаменитостей. В частности, на трек выходили Дмитрий Певцов, Максим Покровский из группы «Ногу свело» и даже президент – Татарстана Рустам Минниханов.



Классы СМП РСКГ

Российская серия кольцевых гонок проводится в 4-х «взрослых» автоспортивных категориях и одной юниорской. «Национальный-Юниор» – чемпионское первенство молодых автогонщиков. За титул чемпиона России гонщики соревнуются в «Туринг» и «Туринг-Лайт». Кубок оспаривают в «Супер-Продакшн» и «Национальный».


  • Туринг

Международный (наиболее «топовый») с 350-сильными автомобилями-участниками с характеристиками схожими с популярной европейской серией TCR (объём двигателя до 2 литров и турбонаддув обязательные условия). В нём соревнуются:

  • BMW 320;
  • SEAT Leon;
  • Audi RS3;
  • LADA Vesta.


  • Супер-Продакшн

Собирает машины класса «туринг» прошлых сезонов с 2-литровыми установками и разрешённой мощностью до 275 лошадиных сил (турбонаддув). В числе постоянных участников:

  • Lada Granta;
  • Honda Civic;
  • Subaru BRZ.


  • Туринг-Лайт

В зачёте выступают 200-сильные хэтчбеки, с объёмом до 1,6 литра. Является стартовой ступенькой для молодых гонщиков. У них популярны:

  • VW Polo;
  • Ford Fiesta;
  • Kia Rio;
  • LADA Kalina;
  • Peugeot 208;
  • Renault Twingo.


  • Национальный

Участвуют машины практически серийного образца, мощностью 165 лошадиных сил и объёмом мотора 1,6-1,8 литра. Наиболее массовая и популярная у водителей, которые зачастую выбирают:

  • VW Polo (седан);
  • LADA Kalina;
  • Kia Rio.


  • Национальный-Юниор

К стартам допускаются 14-17-летние пилоты только начинающие свою профессиональную карьеру. В отличии от «взрослых», автомобили значительно меньше модифицированы. Преимущественно команды используют седаны:

  • Volkswagen Polo;
  • Хэтчбеки LADA Kalina.


Правила и регламент СМП РСКГ

За четыре года существования Российской серии кольцевых гонок спортивный и технический регламент соревнований существенно изменился. С 2017-го отменены заезды «Объединённый 2000», где одновременно стартовали водители «Туринга» и «Супер-Продакшн».


Поменялась и система начисления зачётных очков за гонку. Теперь баллы начисляются по «формульной» системе, за 1-15 места. Победитель получает 25 очков, второй результат – 20, третий – 16, четвёртый – 13, с пятого по пятнадцатый – от 11 до 1 (с шагом в единицу). По дополнительному баллу пилоты могут получить за поул-позицию и лучшее время на круге.


Помимо «зачётных» введена система штрафных очков за нарушения правил и регламента турнира. Водитель обязан пропустить следующий этап если у него накопилось 12 баллов. Они обнуляются не по окончанию сезона, а по истечении календарного года с момента их получения.


Гоночный уик-энд СМП РСКГ всех классов длится два дня, в которые проводятся один квалификационный заезд и два турнирных. Квалификация проходит перед первым (субботним) заездом и от неё зависит стартовое место автомобиля. Гонка начинается в динамике и продолжается 50 километров, с лимитом по времени в 30 минут. Второй заезд проходит в воскресенье и длится 60 км или 35 минут. Пилоты стартуют с места, а их расположение зависит от результатов предыдущего дня и подчиняется реверсивному правилу – первые восемь позиций «переворачиваются» (победитель субботы становится восьмым, второй – седьмым и так далее). Для участников «Национальный-Юниор» дистанция ограничена 25 километрами (20 минут) в субботу, на следующий день – 30 км (20 минут).


Организаторы «кольцевого» чемпионата в 2017 году ввели второй весовой гандикап – технический. В отличии от спортивного когда в индивидуальном порядке наиболее сильным и успешным гонщикам увеличивают разрешённый минимальный вес автомобиля, он налаживается на все машины-участницы победившей модели. Максимально он равен 50 килограммам и зависит от категории соревнований: «Туринг» – 50, «Супер-Продакшн» – 40, «Туринг-Лайт» – 30, «Национальный» – 20. Значения гандикапов регулярно корректируется. Спортивный устанавливается после каждой гонки, технический – после завершения гоночного уик-энда.


Трассы в СМП РСКГ

Чемпионат и Кубок России по кольцевым гонкам проводится на отечественных автодромах построенных согласно международным требованиям и нормативам, являющимися современными и технически оснащёнными сооружениями.




  • Moscow Raceway

Подмосковье, пгт Сычёво Волоколамского района – трасса с лицензией высшего уровня от FIA (Международная федерация автоспорта), способна принимать турниры самого высокого уровня, открыта в 2012. В том же году она приняла первые старты «кузовных» автогонок. Длина кольца – 4,07 км.


  • Казань-Ринг Каньон

Татарстан – асфальтобетонный трек длиной 3,476 километра, построен в 2011 году с помощью Германа Тильке, архитектора и конструктора трасс для «Формулы-1». Ежегодно, с момента открытия, принимает этапы СМП РСКГ (иногда дважды в сезоне).


  • Смоленское кольцо

Дорогобужский район – автодром открыли в 2010, а с 2011 он стал постоянным в календаре, проводя ежегодно два гоночных уик-энда. В создании 3,362 км дорожного полотна также принимал участие Тильке.


  • Нижегородское кольцо

Богородск – строительство гоночного автодрома 2-го класса с длиной круга 3,222 километра завершилось в 2010 году. Кольцевая серия проходит тут ежегодно.


  • Крепость Грозная

Чечня – новейший автодром открывшийся в 2015 году, имеет высшую оценку в рейтинге FIA. Занимает площадь в 60 гектаров, длина кольца 3,086 км. Впервые принял «кольцевиков» в мае 2017-го.


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Российская серия кольцевых гонок (СМП РСКГ) – официальные соревнования по автомобильным кольцевым гонкам в статусе Чемпионата и Кубка России.

Российская серия ведет историю с первого Чемпионата СССР по кольцевым гонкам 1955 года – под разными названиями они проводятся более 60 лет.

В конце 2013 года Российская автомобильная федерация (РАФ) и SMP Racing (программа поддержки и развития автоспорта) заключили соглашение о партнерстве. Руководителем Российской серии кольцевых гонок стал Олег Петриков – мастер спорта, генеральный директор автодрома Смоленское кольцо, вице-чемпион России в классе Туринг, участник и призер зарубежных серий, который на протяжении 4 лет являлся организатором этапа чемпионата Европы по гонкам на грузовиках (ETRC) под названием Truck Battle Russia.

Под руководством Олега Петрикова и поддержке SMP Racing российский кольцевой автоспорт получил новый импульс: привлечены новые информационные партнеры, организованы онлайн-трансляции заездов, на теле- и радиостанциях выходят репортажи, обзоры и тематические передачи о СМП РСКГ. Официальным шинным партнером Российской серии выступает компания YOKOHAMA. Количество зрителей на этапе достигает 22 000 человек.

Спонсорами команд выступают нефтяные концерны ЛУКОЙЛ и РОСНЕФТЬ, холдинг ТАИФ, известный производитель автокомпонентов Delphi, компания Промышленные Силовые Машины, масляный бренд G-Energy и многие другие.

В сезоне 2017 года SMP Racing и LADA Sport ROSNEFT заключили соглашение, в соответствии с которым АВТОВАЗ и РОСНЕФТЬ выступили титульными партнерами СМП РСКГ. Это позволило увеличить аудиторию поклонников Российской серии кольцевых гонок, а зрители каждого этапа получили шанс выиграть новый хэтчбек LADA Kalina Drive Active.

На старты СМП РСКГ выходят до 90 пилотов, число участников в сезоне — до 118 человек.

Благодаря поддержке комитета «Женищины в автоспорте» и журналу Women’s Health три самых успешных пилотессы Российской серии кольцевых гонок в 2017 году сезоне разделили призовой миллион рублей.

Прямые трансляции гонок доступны в эфире телеканалов Матч ТВ, Матч! Страна и АВТО24. Также онлайн-трансляции и архив гонок всех сезонов СМП РСКГ можно найти на медиасайте smp-rskg.tv. В новом сезоне следить за гонками СМП РСКГ можно на портале Яндекс.

КЛАССЫ

С 2015 года в СМП РСКГ представлены автомобили 5 классов: Туринг и Туринг-Лайт в статусе Чемпионата России, Супер-продакшн и Национальный, где разыгрываются Кубки страны, а также Первенство СМП РСКГ Национальный Юниор.

Туринг – самые мощные автомобили мощностью около 350 л.с. Аналогичный класс существует в европейских национальных первенствах, на таких автомобилях проводят Кубок Европы FIA ETCC. В сезоне 2014 года в российском Туринге выступали пилоты на BMW 320si, LADA Granta Sport, SEAT Leon Supecopa, Subaru BRZ. Начиная с 2015 года в этот класс допущены автомобили SEAT Leon Racer, подготовленные по требованиям нового международного чемпионата TCR International series. В 2016 году количество таких автомобилей увеличилось до восьми, а в сезоне СМП РСКГ — 2017 машин категории TCR было вдвое больше: помимо СЕАТов, в пелетоне появятся седаны Audi RS3 и LADA Vesta. Годом позже появились Volkswagen Golf TCR, число пилотов в Туринге достигло 24.

В сезоне 2019 года дебютируют хэтчбеки Hyundai i30 N, а 26 заявок от российских пилотов на старте сезона — только начало: для спортсменов с международными лицензиями открыт зачет TCR Russia, одобренный FIA.

Супер-продакшн – автомобили класса Туринг прошлых лет либо специально сконструированные на базе серийных, развивающие порядка 250 л.с.: Honda Civic, LADA Vesta, LADA Granta, Subaru BRZ и Mazda3.

Туринг-Лайт – компактные автомобили мощностью около 200 л.с. Это инженерный класс, позволяющий глубоко модернизировать машины самых разных марок и моделей: Kia Rio, Volkswagen Polo, Ford Fiesta, SEAT Ibiza, Renault Twingo, Peugeot 208, LADA Kalina NFR. Для сезона 2017 года по требованиям класса Туринг-Лайт построен хэтчбек Hyundai Solaris. А в 2019 году впервые стартуют седаны Ravon R3 Nexia.

Национальный – самый доступный и популярный класс. Начиная с 2014 года вместе с самыми распространенными LADA Kalina в заездах участвуют Volkswagen Polo Sedan, Kia Rio, Ford Fiesta и Renault Sandero отечественной сборки. Теперь к ним присоединится новинка АВТОВАЗа — рестайлинговый хэтчбек LADA Granta.

Первенство СМП РСКГ Национальный Юниор – новая молодежная серия, созданная в 2015 году. В ней принимают участие юноши и девушки от 14 до 17 лет на отечественных автомобилях — это и хэтчбеки LADA Kalina, и седаны Volkswagen Polo. Технические требования предполагают такой же высокий уровень безопасности, как в старших классах СМП РСКГ, но меньшую степень доработок, использование недорогих комплектующих и доступные стартовые взносы.

SMP Formula 4 — формульная серия для молодых пилотов, которая стартовала в рамках североевропейского чемпионата в 2015 году. С нового сезона мы увидим на старте только российских спортсменов, которые сразятся за Кубок РАФ и будут делить паддок с участниками СМП РСКГ на всех этапах.

АВТОДРОМЫ

В 2019 году 7 этапов Российской серии кольцевых гонок пройдут на 7 автодромах страны:

— Крепость Грозная

— Смоленское кольцо

— Нижегородское кольцо

— Kazan Ring

— АДМ Москва (Мячково)

— Moscow Raceway

— Сочи Автодром

В 2014 году пилоты СМП РСКГ стали первыми, кто провел гоночный уикенд на Сочи Автодроме за месяц до первого Гран-при России Формулы 1, затем выступали как гонки поддержки у TCR International Series и SMP Formula 4 Championship.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Каждый гоночный уикенд пилоты каждого класса СМП РСКГ проводят по две гонки протяженностью 20-30 минут.

До нынешнего года автомобили зачетных групп Туринг и Супер-продакшн стартовали в объединенном заезде. Однако в СМП РСКГ — 2017 количество заявок позволят провести раздельные гонки для каждой категории без ущерба для наполнения стартовой решетки и зрелищности.

Участники классов Туринг-Лайт, Национальный и Первенства СМП РСКГ Национальный Юниор также стартуют в рамках своих зачетов.

Таким образом, при участии на этапе всех пяти классов зрители увидят восемь гонок, часть из которых пройдет в субботу, часть – в воскресенье.

На совместных этапах с международной кузовной серией TCR International series и формульной SMP F4 Chamionship количество гонок увеличится.

На каждом этапе проходят тренировки и квалификационные заезды, которые определят места пилотов на старте первой гонки, который производится с хода. Позиции распределяются в соответствии со временем прохождения трассы, которое покажет гонщик. Показавший результат хуже 107% от времени лидера к соревнованиям не допускается.

Стартовые места во второй гонке, где старт производится с места, определяются по результатам предыдущего заезда. Первая десятка финишировавших стартует в обратном порядке – это правило действует во всех зачетных группах.

НАЧИСЛЕНИЕ ОЧКОВ И НАГРАЖДЕНИЕ

В этом сезоне возвращается система начисления очков, близкая к принятой в чемпионатах FIA — разница лишь в том, что очки начисляются первым 15 финишировавшим:

1 место – 25 очков, 2 место – 20 очков, 3 место – 16 очков, 4 место – 13 очков, 5 место – 11 очков,
6 место – 10 очков, 7 место – 9 очков, 8 место – 8 очков, 9 место – 7 очков, 10 место – 6 очков,
11 место – 5 очков, 12 место – 4 очка, 13 место – 3 очка, 14 место – 2 очка, 15 место – 1 очко

За лучшее время в квалификации и в гонке полагаются по 1 дополнительнму очку. Таким обрзаом, за этап спортсмен может заработать до 53 очков.

В зачет сезона идут результаты всех семи этапов; набравший максимальное количество очков становится победителем в своем классе.

В СМП РСКГ церемония награждения призеров каждой гонки проводится сразу после заезда. Кубки вручают за первое, второе и третье места как в личном, так и в командном зачете.

Кубки за призовые места в личном и командном зачетах по итогам сезона вручаются на финальном этапе Российской серии кольцевых гонок.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *