Тема: Навигация для Android, руководство для чайников и не только

Вступление.
Поскольку Android OS очень быстро распространяется не только по умам техноманьяков, но и по карманам и сумочкам простых граждан тоже, веломаньяки также не стали исключением. Имея аппарат с этой ОС и встроенным GPS-приемником (а его имеют все современные аппараты на Android), логично использовать его в качестве спутникового навигатора для ориентирования, записи трека. Я и сам стал пользователем этой ОС, имея одной из целей осуществление навигации при велопоездках. В поисках идеального софта я углубился в изучение темы, а теперь хочу поделиться с вами своими наработками.
Обилие софта позволяет решать различные задачи, связанные с навигацией. Это простейший просмотр и навигация по онлайн-картам с подгрузкой карт из интернета, навигация по предварительно кешированным картам, запись трека, навигация по путевым точкам, спортивный тренер и т.д.
Но не все сразу! Будем разбираться по порядку, а значит, с азов. Добро пожаловать в Шао-Линь навигации.
Часть 1. «Чипы-чипики-чипочки.»
Для начала давайте разберемся, как работает встроенный GPS приемник, и как его используют приложения.
В современных PDA используется система A-GPS. Ее назначение в том, чтобы помогать при холодном старте чипу быстрее находить спутники. Информацию о текущем положении последних она черпает из интернета. Включив мобильный интернет на время инициализации можно существенно сократить время поиска спутников. (Практика показывает, что без интернета спутники могут и вовсе не найтись, очень уж слабые чипы ставят в ПДА). После готовности мобильный интернет можно спокойно отключать, чтобы не жрал батарею. Дальше GPS чип будет держать спутники сам по себе. Не стоит пренебрегать этой функцией и надеяться на возможности голого GPS – можно спалить себе мозги, как это сделал я по неопытности…
В ОС Андроид функция GPS активируется в настройках (можно поставить виджет на хоумскрин для удобства доступа), но сам чип просыпается лишь тогда, когда активно приложение, использующее GPS. Т.е. простое включение GPS в настройках еще не запустит чип, а лишь разрешит его запуск программам. Это сделано для экономии батареи (чтобы он не работал тогда, когда он никому не нужен), но может доставить некоторые неудобства. Например, мы включили ЖПС, запустили Карты, в статус-баре появился значок мигающей антенны (поиск спутников), убрали аппарат в карман. Телефон заснул, Карты ушли в фон, GPS чип отключился, спутники не нашлись. Облом! Достали телефон, разблокировали экран, автоматически вернулись к Картам, чип проснулся и стал снова искать спутники. Поэтому, надо помешать аппарату уснуть, пока он не нашел спутники (перестанет мигать значок GPS).
GPS не будет отлючаться даже при отключенном экране, если его использует какой-либо сервис. Например, включив запись трека в программе навигации, мы запустим сервис, работающий в фоне. Этот сервис постоянно нуждается в показаниях GPS-приемника и он, соответственно, заставит его работать все время. Даже если вам не нужно писать трек, это все равно удобно тогда, когда приходится часто сверяться с картой, ведь GPS не отключается, и спутники не теряются. В любой момент вы видите свое положение на карте, не ожидая, пока приемник догонит разбежавшиеся спутники.
Фух, надеюсь, с этим все понятно. Кстати, в Маркете есть хорошая программа “GPS Status”, которая отображает работу чипа – количество используемых спутников, координаты, погрешность позиционирования и т.д.
Часть 2. «Софтопроблемы».
В Маркете и на разных форумах слишком много программ для туристической навигации. Слишком много ненужных программ, я бы сказал. Описания копируют друг друга: «Программа для навигации по онлайн-картам с/без возможности оффлайн-навигации и т.п» Почти все они бесплатные и написаны энтузиастами, что приводит обычно к слабой функциональности, багам, забросу проекта… Зайдя на форум, чтобы «скачать себе программку для навигации», можно долго бродить по темам и читать дебаты, вместо того чтобы заполучить действительно стоящее приложение. На самом деле, если откинуть весь заведомо отстойный софт, не так много останется вариантов для выбора. Тем проще для нас. Я кратко описал несколько программ, которые я считаю достойными, все они являются действительными проектами, постепенно улучшаются, шлифуются. Все они могут «на лету» грузить карты из интернета, как и использовать заранее подготовленные и закачанные на флешку карты. Последнее особенно важно, т.к. позволяет экономить трафик, пользоваться картами при отсутствии интернета. Да и там, где интернет есть, проще быстро просмотреть готовую карту, чем ждать подгрузки из сети. Вот и они:
RMaps. Популярнейшая программа для онлайн и оффлайн навигации. Онлайн навигация по всем популярным картам: Yandex, Google, Microsoft, Yahoo, Open Street Map… Поддерживает встроенный цифровой компас. Можно добавлять POI, импортировать их, записывать трек, а также экспортировать и импортивать его. Отличная (если не лучшая) программа для ориентирования на местности.
OruxMaps. Программа того же типа, что и RMaps, работает с онлайн и оффлайн картами. Имеет несколько более продвинутые возможности, но слегка запутанный и неинтуитивный интерфейс. Фишка крайних версий – возможность создавать оффлайн карты прямо на аппарате, без использования десктопа и другого софта.
Maverick. Все то же самое, но есть один существенный недостаток, заставивший меня отказаться от этой программки – работа с оффлайн картами организована не слишком удобно. В предыдущих двух программах для сохранения карты используется удобный формат SQlite, на выходе карта упакована в одиночный файл .sqlitedb, что делает работу с картами удобнее. В этой же программе кеш карт имеет тайловую структуру, т.е. это папки с хранящимися в них кусочками карты (тайлами). Огромное количество этих файлов тормозит работу системы с флешкой, к тому же они занимают гораздо больше места из-за размера кластера на карте памяти.
Locus Pro. Весьма недурственная программа, на которую я наткнулся уже при написании этой статьи. Также позволяет использовать онлайн и оффлайн карты, но по умолчанию может использовать только открытые карты типа OpenStreetMaps (можно вылечить). Как и OruxMaps, позволяет качать карты прямо на аппарате. Формат карт совпадает с таковым у RMaps, что делает эту программу претендентом на замену RMaps в моем смарте. Одно НО. Программа в полном варианте платная. Бесплатный вариант урезан. Конечно, есть варианты получения платной версии бесплатно, но лично я не зажму 150р хорошему человеку, если сия программа у меня приживется.
Если хотите просто нормальную программу для ориентирования на местности с возможностью заранее на компьютере готовить атласы, то ставьте RMaps, с ней не прогадаете. Она использует удобный формат карт .sqlitedb, бесплатна, по ней много информации в интернете. Запутаться в ней нельзя. OruxMaps после знакомства с Locus я даже не запускаю. Locus же еще подлежит тщательному изучению и тестированию. Maverick неплохая программа, но по описанным выше причинам не стану ее советовать.
Я постоянно исследую разные новые приложения в поисках идеала. Буду держать вас в курсе.
Часть 3. «Выпекаем пирожки»
Пришло время рассказать, как создать с помощью компьютера оффлайн карты для использования их на смартфоне.
Я пробовал использовать две популярные программы для этого. Первая — TrekBuddy Atlas Creator, которая нынче зовется Mobile Atlas Creator. Программа написана в виде ява-апплета, так что для ее работы нужно установить яву на компьютер. С помощью этого приложения можно легко создать карту в формате SQlite, который использют RMaps, Locus Pro, OruxMaps (с небольшими отличиями) и многие другие программы. С определенной версии программа перестала использовать карты из коммерческих источников (яндекс, гугл и прочие), остались только Open Street Maps и еще какие-то открытые карты. Это печально. Поэтому, советую качать старую версию TrekBuddy 1.6 beta2.
Руководство:
1. Качаем и устанавливаем Java Runtime Enviroment .
2. Качаем TrekBuddy .
3. Запускаем.
4. В Map Source выбираем карту.
5. Выделяем нужный участок на карте.
6. Галочками в Zoom Levels отмечаем требуемые масштабы.
7. В строке Name пишем любое название
8. Нажимаем кнопочку Clear и затем Add Selection
9. В «Atlas Format» выбираем BigPlanet SQLite
10. Нажимаем Create Atlas и ждем завершения.
11. В папке Atlases появился файл .sqlitedb – это и есть наша карта.
Вторая программа – SAS Планета. Я считаю, что она во многом превосходит TrekBuddy и использую только ее. В ней есть поддержка абсолютно всех карт в новых версиях, а не только открытых. В ней реализована простым для пользователя способом возможность добавления и обновления версий источников карт (выкладываются на сайте), что дает пользователю всегда свежайшие карты. В ней реализована возможность избегать бана на сервере с картами (об этом ниже). Программа создана российскими разработчиками, так что с поддержкой вопросов нет. Минус ее в том, что в ней нет по умолчанию поддержки формата .sqlitedb (но по словам разработчиков, работы над этим ведутся), так что для подготовки карт приходится пока пользоваться небольшой дополнительной утилиткой. Хотя, в этом ничего сложного нет.
Руководство:
1. Качаем и устанавливаем SAS Планета крайней версии с сайта программы.
2. Качаем мини-утилиту gmv2sqlite.exe и распаковываем.
3. Запускаем SAS.
4. В панели инструментов выбираем нужную карту.
5. Выбираем Файл — Выделить область, выделяем область.
6. Открывается окно «Операция с выделенной областью».
7. Снимаем внизу окна галочку «Закрыть после старта».
8. Выбираем нужный масштаб и жмем Начать.
9. Появляется окно загрузки, после ее завершения это окошко можно закрыть, а в предыдущем окне выбираем следующий масштаб и загружаем его тоже. Повторяем операцию для всех нужных масштабов.
10. После загрузки всех масштабов переходим на вкладку Экспорт.
11. Выбираем формат “Упаковка в tar”, путь сохранения атласа, карту (ту, которую вы грузили), в меню «Экспорт выделенного участка в формат» — выбираем GoogleMV, галочками отмечаем масштабы. Нажимаем Начать.
12. После окончания создания атласа по указанному пути появится .tar с картой.
13. Распаковываем .tar. У вас получится папка с вложенными папками, которые содержат кусочки карт.
14. Далее расчехляем gmv2sqlite.exe
15. Нажимаем Пуск – Выполнить ( в Семерке пишем прямо в нижнем окошке меню Пуск)
16. Прописываем путь к программе gmv2sqlite, дальше пробел, дальше путь к папке с картами. Должно получиться наподобие этого: D:\gmv2sqlite.exe D:\mymap
17. Ждем окончания обработки, после чего в папке с картами появится файл .sqlitedb Хоть он и называется rmaps, использовать его могут все программы, работающие с этим форматом.
Я выбрал для себя SAS Планету, хотя она и несколько сложнее. Зато в ней больше возможностей, в т.ч. необходимых по нынешним временам.
КАК «ПРИКРУТИТЬ» КАРТУ К ПРОГРАММЕ НА АППАРАТЕ?
Независимо от того, каким из описанных способов создания атласа вы воспользуетесь, на выходе получается файл в формате .sqlitedb. Его нужно положить на карту памяти в папку, которая предусмотрена приложением для хранения карт. Обычно это “sdcard/appname/maps”, где appname – название приложения. Затем карта активируется в меню приложения, и ей можно пользоваться.
Есть один момент. У разных карт бывает разная проекция. Например, у Яндекс карт проекция отличается от Гугл карт. Если проекция установлена неправильно, то карта будет отображаться со сдвигом (большим). Выбрать проекцию обычно можно в меню программы.
Опишу процесс подключения карт к RMaps для примера:
1. Кидаем файл .sqlitedb в папку sdcard/rmaps/maps
2. Заходим в RMaps
3. Настройки – Оффлайн карты
4. В списке видим свою карту, тапаем по ней
5. В открывшемся меню ставим галочку «Включить карту»
6. Выбираем проекцию. (Кроме Яндекс карт все остальные используют проекцию как у Гугл)
7. Возвращаемся на основной экран
8. Теперь у нас в списке карт есть наша оффлайн-карта.
Часть 4. «Старость – не радость»
Если открыть Яндекс карты в браузере и, например, в свежескаченной SAS планете, навести их на один и тот же участок в одинаковом масштабе, то иногда можно заметить, что на сайте Яндекс карт прорисовка лучше, а то и вовсе SAS не отображает многих дорог или зданий, которые отображает карта на родном сайте. Это происходит потому, что карты регулярно обновляются. При этом меняется параметр в URL доступа к карте. И если программа обращается к URL со старым параметром номера версии, то и карты будут отображаться соответственно старые. Плохая новость: в SAS Планете URL’ы пока автоматически не обновляются. Хорошая новость: мы можем обновить их сами, благо свежие URL’ы постоянно выкладываются хорошими людьми. Их можно обновить и не только в SAS, а в любой программе, где источники карт хранятся в доступном для редактирования виде. Приступим же к изучению матчасти.
Доступ к онлайн-карте осуществляется с помощью строки, содержащей адрес и параметры.
Строка может иметь следующий вид:
Код: http://vec01.maps.yandex.net/tiles?l=map&v=2.19.5&x= (из конфигурационного файла SAS)
Может быть и чуть длиннее. Это не важно, важно вот это: “v=2.19.5”. Это и есть номер версии. Обычно достаточно его аккуратно заменить на новый.
Обновляем источники карт в SAS Планете:
В SAS планете не обязательно ковыряться в файлах. Достаточно выполнить простые шаги:
1. Скачать архив http://bitbucket.org/vdemidov/sas.maps/get/tip.zip
2. Распаковать его. Внутри будут папки с названиями карт.
3. Переместить эти папки кучей в папку sasplanet\maps\sas.maps
4. Подтвердить замену всех файлов.
5. Все, теперь у нас обновленные версии.
Обратите внимание, что каждая папка из этой кучи объединяет в себе карты из одного источника, а внутри вложены папки уже для каждой конкретной карты. В каждой такой вложенной папке есть файл Params, в котором можно увидеть параметры, в т.ч. и адрес с номером версии. Это можно использовать для обновления URL в других программах. Например, Orux Maps хранит информацию об источниках в файле sdcard/oruxmaps/mapfiles/onlinemapsources.xml. Корректируйте версии в нем, и OruxMaps будет грузить вам свежие карты.
Об этом все, добавить на первый взгляд нечего…
Часть 5. «Слово о бане».
Яндекс и Гугл ребята обидчивые. Обижаются, когда кэшируешь их карты, и даже могут забанить. Обычно сервер детектирует скачку большого количества тайлов на высокой скорости и банит юзера на пару часов. Пока единственная известная мне программа, где реализована защита от бана – это SAS Планета. Работает она просто: делает задержку после скачивания каждого тайла.
Задержка задается в файле Params, т.е. индивидуально для каждой карты. Открыв файл, видим параметр Sleep=x, где x – задержка в мс. Для Яндекса я выставил задержку в 500мс, т.е.полсекунды, и он меня теперь не банит.
Возможно, и меньшая задержка сгодится, надо испытывать.
В этом же файле есть еще один параметр UseAntiban. Его значения – это 1 для активации или 0 для деактивации. При включении этой функции программа будет останавливаться после 900 загруженных тайлов. Говорят, что в крайних версиях этот параметр уже не используется. В любом случае, его лучше выставить на 0.
За антибан еще 1 плюс в копилочку SAS.
PS
Я рассказал все, что необходимо знать новичку, чтобы начать пользоваться своим Android-смартфоном как навигатором на онлайн-картах. Многое осталось неохваченным: растровые карты генштаба, векторные программы автонавигации, спортивные программы… Об этом я планирую рассказывать постепенно и дальше, по мере проникновения моего мозга в пучину незнакомого софта.
© gospodinpg
Ссылки на важные посты:
Как создать карту, чтобы в разных ее частях были разные наборы масштабов?

Сегодня хотелось затронуть тему навигации в труднодоступных местах. Так же данная заметка может оказаться полезной и во многих других случаях.
В последнее время почти все карты стали онлайновыми, это и плюс и минус. Кстати yandex прекращает бесплатный полет и с 10 июня весь трафик пойдет по тарифному плану..
Очень часто бывает, что в местах наших прогулок нет никакой связи, и тут никакой кэш не поможет, а так же поездки бывает проходят в недомашнем регионе, где за трафик придется выложить энную сумму. Что же делать?..
Лично я на своем Android давно использую Rmaps, не буду вдаваться в теории и принципы, каждому свое, но на мой взгляд это наиболее удобный и универсальный инструмент, так что воспринимайте as is, хотя возможно предложите и свои варианты.
Так вот где есть связь Rmaps умеет загружать практически любые карты какие захотите, это первое.

Во-вторых замечательно работает с POI в основных популярных форматах gpx и kml, которые удобно предварительно подготовить в таких монстрах как GE или SAS. В GE же вообще лучше всего систематизировать локационные данные и треки.

В-третьих программа позволяет позволяет писать треки с дальнейшим экспортом во все те же популярные форматы как gpx и kml

Что же еще надо? — Ну да, конечно же оффлайн карты и маршрутизация..
Со вторым сразу скажу, что не умеет и видимо не научится, для этого лучше использовать именно автонавигационное ПО типа Navitel или Igo и т.п.
А вот с первым, т.е. оффлайн картами любых производителей, на мой взгляд, это бесспорно лучший помощник в походах и путешествиях.
Есть несколько нюансов, а именно не в ручную же готовить весь кэш. Ранее была замечательная программа, работающая на Java — TrekBuddy Atlas Creator. В ней создание кэша и выпечка готовых карт была наиболее автоматизирована, но сильные, мира сего обиделись и прикрыли лавчонку, данная тенденция вообще не может не печалить, многие общественные проекты как-то постепенно перестают быть открытыми и предлагают за свои услуги заплатить мзду, забывая при этом, что наполнились они исключительно благодаря открытости и общественной деятельности, ну да ладно мы не об этом..
Вернемся к главному, а именно как нам подготовить оффлайн карту интересующего нас района и слоя, под слоем я подразумеваю что будет использоваться в качестве матрицы — google/yandex/bing карты или спутник
В текущий момент Mobile Atlas Creator ранее известный как TrekBuddy Atlas Creator умеет готовить карты только открытых форматов, которые не всегда интересны, за исключением разве что Openstreet. Если же вы найдете и установите старую версию именно TrekBuddy, то не уверен, что без труда заведете его на новой системе (с ходу у меня на W7x64 не вышло, а время поджимало) на старом же ПК, эта версия все равно отказалась качать относительно новые тайлы яндекса и гугла. Процесс подготовки карт в ней давно описан в блоге Акукина.
А вот подготовка карт в SAS планета давно меня интересовала, т.к. это это вторая после GE программа используемая мной для работы с картами, точками и локациями.

Во многом SAS даже превосходит GE, но для меня вторая все же удобнее для работы с точками.
Итак, инструкция по подготовке оффлайновых карт формата sqlitedb для Rmaps в SAS планета
1. Качаем и устанавливаем наиболее свежую SAS.Planet с сайта программы.
2. Качаем мини-утилиту gmv2sqlite.exe и распаковываем.
3. Запускаем SAS.
4. В панели инструментов выбираем нужную карту.
5. Выделяем на карте интересующий нас квадрат, предварительно нажав на соответствующую иконку в панели или нажав Alt+R.
Рекомендуется использовать прямоугольную область.
6. Открывается окно «Операция с выделенной областью». Выделенную область можно сохранить в файл, это пригодится для подготовки карт различных форматов одного и того же участка. Ведь очень часто бывает, что у на интересующем нас участке у одного производителя нет тайлов всех необходимых нам масштабов.
7. Снимаем внизу окна галочку «Закрыть после старта».
8. Выбираем нужный масштаб (1 – это минимально приближение, т.е. весь мир, 24 уровень для просмотра лысины прохожего, по факту не встречал надобность использования тайлов выше 18, даже 17го масштаба) и жмем Начать.
9. Появляется окно загрузки, после ее завершения это окошко можно закрыть, а в предыдущем окне выбираем следующий масштаб и загружаем его тоже. Повторяем операцию для всех нужных масштабов.
10. После загрузки всех масштабов переходим на вкладку Экспорт.
11. Выбираем формат “Упаковка в tar”, путь сохранения атласа, карту (ту, которую вы грузили), в меню «Экспорт выделенного участка в формат» — выбираем GoogleMV, галочками отмечаем масштабы. Нажимаем Начать.
12. После окончания создания атласа по указанному пути появится .tar с картой.
13. Распаковываем .tar. У вас получится каталог с вложенными подкаталогами, которые содержат кусочки карт(тайлами) по масштабам.
14. Далее разархивируем gmv2sqlite.exe
15. Нажимаем Пуск – Выполнить (Win+R)
16. Прописываем путь к программе gmv2sqlite, дальше пробел, дальше путь к папке с картами. Например D:\gmv2sqlite.exe D:\mymap
это удобнее делать в чем-нибудь типа Far или командной строке
17. Ждем окончания обработки, если вы всё сделали правильно, то окно должно закрыться, а в папке должен появиться файл rmaps.sqlitedb. Хоть он и называется rmaps, использовать его могут все программы, работающие с этим форматом. Если же помимо файла rmaps.sqlitedb есть ещё файл rmaps.sqlitedb-journal, то значит вы что сделали не так, попробуйте перепроверить и повторить.
Теперь тоже самое с картинками, хотя они могут и не понадобиться, если все делать аккуратно.

ПП 4,5 Выбор типа карты и выделение области

ПП 6,7,8 Убрать галку «закрыть окно после старта», можно сохранить выделенную область, поочередно скачать карты необходимых масштабов.

П. 9 Не надо сворачивать данное окно и начинать одновременно скачивать другой масштаб. Не смотря на дефолтные настройки, вы можете схлопотать бан и на сутки лишиться доступа к картам в т.ч. и через браузер.

После загрузки всех масштабов переходим на вкладку Экспорт

ПП. 10,11 Выбираем формат “Упаковка в tar”, путь сохранения атласа, карту (ту, которую вы грузили), в меню «Экспорт выделенного участка в формат» — выбираем GoogleMV, галочками отмечаем масштабы. Нажимаем Начать.

Подключение карты в Rmaps
0. Если у вас всё получилось, то переименовываем файл по вашему усмотрению, я обычно в названии использую местность и тип карты, ну это кому как удобнее.
1. Подключаем андроида и получившийся файл копируем в /sdcard/rmaps/maps
2. Заходим в программу RMaps
3. Нажимаем кнопочку menu, в появившемся диалоге кнопочку Дополнительно и затем Настройки
4. Там нажимаем на Офф-лайн карты, выбираем нашу карту из списка, жмём на неё, ставим галочку на Включить карту
и выбираем проекцию. Если карта скачана с Яндекса, то ставим в пункте проекция «Меркатор на эллипсоид», для всех остальных карт оставляем значение по умолчанию
как Google
5. Переходим к основному экрану RMaps, снова жмём menu, затем Карты и выбираем нашу карту из списка, в течении нескольких секунд карта должна загрузиться.
Если вы скачали только крупные масштабы, то возможны некоторые проблемы с отображением и поиском себя на этой карте, поэтому для начала лучше делать карты с масштабом всего мира, к тому же они не занимают много места.

В подготовке использовался личный опыт и подсказки Господина ПЖ и Мао
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=125221
http://3ppc.net/forum/showthread.php?t=16481
Метод описанный на форуме поддержки SAS использовать не довелось.
FAQ по SAS.планета
PS возможно все эти действия вам покажутся нудными и бесполезными, но поверьте они намного важнее, чем кажутся. На месте бывает не так то легко сориентироваться по бумажным картам, порой даже приходится возвращаться ни с чем, сделав на месте неправильные выводы, а потом долго кусать локи, посмотрев дома спутники и поняв, что были в паре шагов от верного пути, а следующий раз может быть поздно или вообще никогда.
PPS скаченные тайлы так же могут пригодится в местах без связи, если вы используете SAS непосредственно на ноуте например, т.е. перед поездкой просто выбирете нужный квадрат и тип карты, скачайте необходимые масштабы.

Как с помощью приложения RMaps превратить телефон в полноценный навигатор?

Развитие средств навигации в последние годы происходит стремительными темпами. Еще сравнительно недавно в распоряжении тех, кто любит выбираться за город, были только бумажные карты и компас. Сегодня же никого не удивишь gps-навигаторами со множеством различных функций и электронных карт.

Все навигаторы делятся по назначению на автомобильные, туристические и, может быть, некоторые другие. Но сейчас речь пойдет не о них, а смартфонах и планшетах со встроенным GPS-модулем.

Эти устройства оснащаются операционными системами, самыми распространенными из которых являются Android и iOS. Последняя устанавливается на всем известные и разрекламированные айфоны и айпады, которые достаточно дороги. Более дешевыми и массовыми являются устройства на платформе Android, стоимость которых может быть даже ниже 2000 рублей. О них и поговорим.

Конечно, для вылазок на природу лучше всего подойдет специальный туристический навигатор, однако обычный смартфон тоже неплохо справится с этой задачей. Его недостатками являются разве что непродолжительное время работы, незащищенность от влаги и относительно хрупкая конструкция. Но встречаются модели, лишенные этих недостатков. Смартфон с GPS может обойтись дешевле навигатора, при этом обладать множеством полезных функций.

Итак, у нас имеется устройство с навигационным модулем. Обычно на нем уже установлены навигационные приложения, которые иногда довольно полезны. Но чаще всего эти программы заточены для навигации в городах и для использования в автомобиле.

Электронные карты либо подгружаются с интернета, либо имеются уже готовые, обычно дорожные(Навител, Ситигид и им подобные). Но, например, в лесу не всегда возможно подгрузить карту, да и нужно платить за мобильный интернет, а от дорожных карт толку в этом случае мало. Необходима программа, способная работать с уже загруженными картами, а таких программ не так уж и много.

На этом фоне выгодно отличается приложение Rmaps, которое полностью бесплатное и изначально создано для велосипедных прогулок.

Перечислим основные особенности этой программы:

  • возможность загрузки карт и работы с ними;
  • запись треков и POI;
  • отображение координат, текущей скорости, времени и многих других полезных данных;
  • добавление целевой точки и измерение расстояний;
  • множество других полезных функций.

А теперь обо всем по порядку.

(Все картинки кликабельны для увеличения)

Начнем с интерфейса программы, проще говоря, ее внешнего вида. Управление предельно простое: карта перемещается при движении пальцем по экрану, имеются кнопки масштабирования («+» и «-«), кнопка наложения слоя и автоследования. Последняя нужна для того, чтобы карта автоматически перемещалась во время движения (как во многих навигаторах).

Масштаб также можно менять аппаратными клавишами, которые отвечают за громкость, что очень удобно.

Все названия пунктов меню на русском, поэтому их назначение должно быть понятно.

В общем, управление программой предельно простое и понятное. Конечно, есть пара недостатков (на мой взгляд), несколько снижающих удобство использования, но о них чуть позже.

А теперь поговорим о главной особенности программы — огромном количестве карт, возможности их загрузки и, соответственно, работы с ними. Действительно, карт в Rmaps не просто много, а очень много, более 70. На них можно накладывать слои (названия, обозначения и т.д.), которых более 10.

Для работы с этими картами необходимо подключиться к интернету, желательно высокоскоростное и безлимитное. Среди карт встречаются, например, спутниковые снимки Google (Google.Satellite), карты Яндекса (Yandex.Map) и очень полезные карты Генштаба (в Rmaps называются «Soviet Military Maps»). И что самое приятное, эти карты можно загрузить на свое устройство и пользоваться ими без необходимости подключения к интернету.

Кому нужны карты генштаба? В первую очередь конечно же искателям старины, тем, кто занимается поиском с металлоискателем. Найти старинную исчезнувшую деревню теперь станет гораздо проще — во всем вам поможет это замечательное приложение.

Итак, как же загрузить нужную карту?

Все гораздо проще, чем может показаться.
Для начала просто открываем интересующую карту, например генштаб, и нажимаем «меню» > «дополнительно» > загрузчик онлайн карт.

После этого с помощью рамки выделяем интересующую область, которую нужно загрузить. На этом этапе можно также сменить карту, если нужно. После того, как выделили область, жмем «далее». Осталось указать масштабы, которые нужно загрузить и имя карты и нажать «начать загрузку».

Напротив каждого пункта масштаба указывается примерный размер карты, благодаря чему можно подсчитать, сколько будет полностью «весить» карта. Слишком большая и крупномасштабная карта может загружаться несколько часов.

В процессе загрузки будет отображаться шкала и карта, на которой будут видны загружаемые участки (тайлы). Осталось лишь подождать, когда закончится загрузка и можно пользоваться картой. Ее можно будет выбрать в общем списке карт, где она будет находиться в начале списка. Для загрузки лучше пользоваться сетью Wi-Fi или безлимитным мобильным высокоскоростным интернетом, т.к. объем загрузки довольно большой и можно разориться, если интернет платный.

Как видите, загрузить нужную карту очень просто, а работа с ней почти не отличается от онлайн версии этой карты.

Полезные функции

А теперь рассмотрим основные, самые интересные и полезные функции приложения. Сверху от основной карты отображается панель, которую отобразить или скрыть с помощью одноименного пункта меню. На панель можно вывести различную полезную информацию. Для этого долгим нажатием на панели открываем меню, где выбираем пункт «добавить» или «добавить с новой строки».

Далее снова открываем это меню и выбираем интересующий показатель, который нужно отобразить на панели. Это могут быть координаты, время, скорость, расстояние до целевой точки и т.д. Все очень просто, только требует некоторого привыкания.

Очень полезной функцией программы, которая появилась только в последних версиях, является возможность установки целевой точки. Эта точка будет отображаться на карте и соединяться прямой линией с текущим местоположением. Благодаря этому можно легко добраться до этой точки. Для удобства на панель можно вывести расстояние до этой точки. Добавить целевую точку несложно. Для этого нужно нажать на интересующее место на карте, до появления небольшой таблички, на которой отображаются координаты.

Далее открываем меню верхней панели и выбираем «добавить целевую точку». На мой взгляд, этот процесс можно было сделать и проще, т.к. новичку может быть сложно в этом разобраться без руководства, которого я не нашел.

Аналогично добавлению целевой точки можно добавить точку текущего местоположения «я здесь». Это может пригодиться, если сигнал GPS недоступен или модуль отсутствует в устройстве.

Функция добавления целевой точки очень полезна при ориентировании на незнакомой местности вдали от населенных пунктов в условиях бездорожья. Еще одним недостатком этой функции, помимо сложности добавления, я бы назвал неточность установки целевой точки. Было бы хорошо, если бы точку можно было добавить в центре экрана (на перекрестии) или вводить координаты вручную. Но на это можно смело закрыть глаза, т.к. это приносит лишь небольшие неудобства.

Еще могут пригодиться такие функции, как компас и измерение расстояний. Компас использует встроенный в устройство датчик и позволяет поворачивать карту в «правильное» положение. Для этого нужно поставить галочку в настройках. Аналогичным способом можно сделать, чтобы карта поворачивалась по направлению движения, что удобно во время движения. Ну а функция измерения расстояний не нуждается в описании, здесь и так все ясно.

Точки POI и треки

А теперь поговорим о POI и треках. POI (point of interest) представляет собой метку на карте, которая находится в точке, представляющей определенный интерес. Эти метки удобно создавать, чтобы пометить на карте что-то интересное. К каждой метке можно добавить описание и добавить ее в ту или иную категорию.

Добавить метку в Rmaps можно либо через меню панели, предварительно выбрав интересующую точку на карте, либо нажав «меню» > POI > «меню» > «добавить POI». В последнем случае метка будет создана в центре экрана, но можно подредактировать координаты вручную.

Иногда по умолчанию точки могут не отображаться на карте. Чтобы это исправить, нужно убрать галочку в пункте настроек «Скрыть POI», самих точках и, самое главное, в категории (из-за последней галочки долго не мог понять, почему точки не отображаются). Чтобы проверить, стоит ли галочка в категории, нужно нажать «меню» > POI > «меню» > «категория».

Далее нажать на нужной категории до появления небольшого меню, и в нем выбрать пункт «изменить» после чего снять галочку напротив «скрывать POI этой категории». Там же можно выбрать масштаб, начиная с которого POI начинают отображаться.

Rmaps может работать в качестве простейшего GPS-трекера, который записывает пройденный путь и отображает его на карте. Чтобы записать новый трек нужно нажать «меню» > «дополнительно» > «треки» > «старт».

Каждый трек содержит много интересной информации: средняя скорость движения, расстояние, время, максимальная скорость и т.д. POI, карты и треки можно импортировать из других программ, например SAS.Планета. Для этого нужно лишь скопировать карту, трек или метку в папку Rmaps на смартфоне и импортировать их с помощью соответствующего пункта меню.

Программа Rmaps, на мой взгляд, лучшая в своем роде. Конечно, есть небольшие недочеты, но учитывая функциональность и прочие достоинства программы, на них можно закрыть глаза. Все основные функции и особенности я вроде бы описал, так что трудностей с освоением Rmaps возникнуть не должно.

Скачать можно с официального сайта разработчика http://robertdeveloper.blogspot.ru/ (через Google Play), или отсюда http://www.softportal.com/software-17470-rmaps.html (APK-файл).

Как видите, обычный смартфон с «правильным» приложением вполне способен заменить туристический навигатор. Важно лишь позаботиться о его зарядке (хотя при грамотном использовании почти все модели смогут протянуть несколько дней) и беречь его от воды, падений и ударов.

Возможно, вас заинтересует:

  • Навигация от гугла в вашем планшете — как правильно настроить
  • Навигация в смартфоне на личном опыте — Гугл карты, Яндекс Навигатор и Навител. Кто кого?

Никто не станет отрицать все преимущества профессиональных навигаторов типа Гармин перед теми устройствами, что имеются у каждого (наверно) и располагают встроенными GPS. Безусловно, вот только решаться на приобретение тех же Гарминов мы будем еще долго, а любимый смартфон уже лежит в нашем кармане и постоянно служит нам довольно привычно и в многодневных походах и в мелких покатушках.

А если кто еще не оценил, то предлагаю вниманию как подготовить самую простую офф-лайн карту для навигации на основе фотографий со спутника. Очень коротко.

Здесь уже выложены познавательные и очень подробные статьи по пользованию туристическими навигаторами Гармин. Нет слов, это настоящая техника человека уходящего в долгий поход. При случае, если имеется возможность выбрать, то безусловно все мы положили бы к себе в рюкзак именно такой замечательный девайс.

Но ведь он и стоит значительных денег и что делать если совсем не хочется тратиться на оборудование когда ты ходишь в поход дай бог один раз в году, не считая множества мелких, одно-двух дневных приключений. И даже так, что определить себя может потребоваться всего пару-тройку раз за маршрутный день. Думается в этом случае вполне достаточно будет того смартфона, что лежит сейчас в кармане у каждого из нас. Естественно если он оборудован средством GPS навигации, а это сейчас опять же имеется практически в каждом устройстве.

Собственно чем смарт будет уступать Гармину? Точностью позиционирования? Ну это вряд ли. Куда уже точнее? Водо-пыле защитой? Длительностью работы? Да, однозначно. Но эти проблемы решаются покупкой powerbank’а и какой-нибудь защитной сумочки. На вел я себе пристроил такую с прозрачным и чувствительным к прикосновению пальцев экраном.

Ну вот, собственно железо есть и теперь самое главное- софт. Программ для андроида масса, но не лучше ли сразу обратиться к лидерам рынка заслужившим добрую славу и уважение пользователей, привыкнуть к ним и не мучать себя. Из подходящих нам для туризма и бездорожья самыми актуальными, пожалуй, будут Rmaps, OsmAnd и Maps.Me.

Maps.Me, очень удобная, простая, функциональная карта на основе <OpenStreetMaps> во-первых больше все-таки подходит для города и автодорог, а во вторых она так и не подружилась с треками, а это очень важно и интересно записать свой маршрут, чтобы потом с удовольствием рассматривать его на компьютере. И крутить опять же по треку легче. Но, как средство определить себя в пространстве и найти путь к ближайшему магазину или почте или банку, очень удобная и хорошая программа.

Rmaps имеет самые лестные и благожелательные отзывы пользователей и, надо сказать, вполне заслуженно и самым главным ее достоинством для себя я считаю возможность накладывать свое местоположение на изображение со спутника. С недавнего времени, к сожалению, поддержка прекращена. Я потратил немало времени и нервов прикрутить ее к своему новому телефону и так толком по-хорошему и не смог.

Недолгий поиск вывел меня на очень популярное и даже превосходящее RMAPS по функционалу приложение OsmAnd. Замечательно, что оффлайн карты для этих программ готовятся одинаковым образом.

Подготавливаясь к очередному путешествию мы обычно изучаем местность рассматривая фотографии из космоса, ведь это гораздо нагляднее и удобнее чем карта, особенно если речь идет о пересеченной местности. И соответственно потом, уже на местности, хочется позиционировать себя в привычном виде. Вот только до сих пор у меня это получалось лишь с использованием онлайн карт. Спутниковое изображение подкачивалось в реальном времени, что требовало обязательной устойчивой связи, желательно 3G, и дополнительно сокращало ресурс заряда батареи.

Однако поскольку сама программа позволяет подгружать оффлайн карты, необходимо было просто разобраться, как создать их на основе спутникового изображения Яндекса или Гугла. Оказывается это очень просто.

Прежде всего качаем программу SASPlanet. Она не требует установки и запускается экзешником прямо из разархивированной папки. Теперь выберем спутник, изображение которого нам хочется видеть при навигации. В выпадающем меню куча разных карт:

Потом выберем те слои, которые отобразят нам дороги, названия населенных пунктов и достопримечательностей. Они лягут поверх основной карты:

Гут. Переходим собственно к выбору того участка, что мы хотим видеть на нашем навигаторе. Сразу должен предупредить, что если захочется загнать в карту целую губернию, то болт. Да даже файл района в большом разрешении выйдет таких размеров, что в определенный момент программа откажется даже начинать его закачку. Так что умерьте аппетиты, и берите только то, что вам необходимо в данном путешествии.

Имеется возможность отметить область непосредственно связанную с участком маршрута. Нажимаем на значок выделения и из выпадающего списка выбираем как мы будем вырезать нужный район:

Дальше просто. Выделяем мышкой нужную область и сразу появляется окно операций. Во вкладке загрузить справа обозначаем нужные нам масштабы. С 1 по 5 это масштаб планеты и вид из космоса со станции «Альфа» невооруженным глазом. Самые ходовые будут для нас с 10 по 17. Можно захватить те, что пониже, можно выделять через один. Все зависит от необходимого расстояния. Квадрат где-то 70 на 70 километров при 10-17 масштабах у меня получился 250 МГб. Так что может лучше сделать несколько карт если маршрут очень длинный.Появляется окно с количеством файлов и их размером. По завершении скачивания нажимаем на значок выделения снизу-слева:

В окне операций выбираем Экспорт.

Экспорт выделенного участка в формат, выбираем из списка Rmaps.

Определяемся с папкой назначения и именем файла.

Тип карты и какой слой на нее наложить. Начать.

Теперь нужно получившуюся карту поместить в телефон.

1. Для RMAPS:

В папке Rmaps есть каталог «maps», кидаем ее туда.

Запускаем программу Rmaps, в основном меню выбираем «Ещё» -> «Настройки» -> «Офф-лайн карты». Появляется список наших карт. Нажимаем на нужную и заходим в меню. Ставим галочку «Включить карту» и в меню «Проекция» устанавливаем радиобатон на «Mercator(spheroid – like google.map)» для карт типа Google и Yandex однозначно, для других не проверял. И, наконец, в основном меню выбираем «Карты» и включаем нашу.

2. Для OsmAnd:

Загрузить нашу карту по адресу- android/data/net.osmand/files/tiles/ или бывает osmand/tiles/.

Cамо собой в зависимости от того на какой накопитель вы хотите поместить карту. В настройках -> основные настройки -> каталог для хранения данных выбираем внешнее хранилище 2 чтобы не захламлять внутреннюю память телефона. Дальше просто. В настройках -> настройка карты -> источник карты выставляем нашу, она должна появиться в списке.

Выходим в основное окно и нифига не видим. Спокойно. Просто мы пока хрен знает где, может даже в Гондурасе. Мне не повезло и меня бросило в Красноярск. Уменьшаем масштаб отображения карты на много и передвигаемся по миру к нашей точке. Приближаемся и вот она наша карта.

Вот и все. Можно тут же наложить имеющийся трек и наслаждаться путешествием. Прошу прощения у тех кому эта информация покажется элементарной, но я сам когда-то тратил время на изучение этого вопроса и буду рад если сэкономлю его для кого-нибудь.

Доброй дороги.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *