Предохранительное устройство для фиксации замочного соединения обода колеса при накачивании шины

ФСОЮЗ СОВЕТСКИХСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХРЕСПУБЛИК зад .В 60 С 25/00 ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯК АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ЮЪЧ У д(у( ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССРПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ(71) Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт Главного управления автомобильного транспорта Мосгорисполкома(54) (57) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОИСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ ЗАМОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ ОБОДА КОЛЕСА ПРИНАКАЧИВАНИИ ШИНЫ, содержащее опорный элемент, расположенные на нем по окружности предохранительные крюки Г-об-разной формы с отверстиями в нижней части, установленные с возможностью поворо-,та на горизонтальных тангенциально распоБО;, 1066843 ложенных осях, проходящих через упомянутые отверстия, распорный элемент с дискретно расположенными по окружности нажимными элементами, механизм вертикального перемещения, выполненный в виде с силового цилиндра, шток которого связан с распорным элементом, и расположенные по окружности вокруг упомянутого штока вертикальные направляющие, жестко связанные с опорным элементом, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации и расширения функциональных возможностей применительно к дисковым колесам, опорный элемент снабжен упорами, расположенными под предохранительными крюками на радиусе, меньшем радиуса расположения указанных осей, но большем радиуса расположения нажимных эле ментов, а распорный элемент выполнен с дуговыми пазами, охватывающими упомянутые вертикальные направляющие, и уста- уеав новлен с. возможностью поворота вокруг Ъаю оси силового цилиндра на определенный угол между соседними нажимными элемен- й, тами.неффИзобретение относится к гаражному обо рудованию, более конкретно к предохранительным устройствам для фиксации замочного соединения обода колеса транспортного средства при накачивании шины.Известно предохранительное устройство для фиксации замочного соединения обода колеса при накачивании шины, содержащее распорную штангу и установленные на ней с возможностью поворота и вертикального перемещения предохранительные крюки 11).Недостатком указанного устройства является то, что оно не может быть использовайо при накачивании шин дисковых колес 5 10поскольку диск не позволяет ввести распорНаиболее близким к изобретению по технической сути является предохранительное устройство для фиксации замочного соединейия обода колеса при йакачивании шины, содержащее опорный элемент, расположен-. ные йа нем по окружности предохранительйые крюки Г-образной формы с отверстиями в нижней части, установленные с возможностью поворота йа горизонтальных тангейциально расположенных осях, проходя 55 щих через упомянутые отверстия, распорный элемент с дискретно расположенйыми по окружности нажимйыми элементами, механую штангу внутрь обода, что необходимо5 для фиксирования предохранительных крюков в рабочем положении, при котором их консольно выступающие части размешены йад замочным кольцом.Известно предохранительное устройство для фиксации замочного соединения обо 20 да колеса при накачивайии шины, содержащее опорный элемент с закрепленными на йем предохранительными крюками, устайовленйыми с возможностью поворота между рабочим положением, при котором их кон- сольйо выступающие части размещены над замочным кольцом обода колеса и в непосредственной близости от него, и нерабочим положениемпри котором крюки отведены к центру опорного элемента, и распорный элемейт для запирания укаэанных крюков в рабочем положены 12).Распорный элемент известного устройства выподйей в виде трехплечего рычага, соедийеййого пружийой с опорным элементом. В плечах рычага выполнены прорези . для размещения в них выступов, выполненных на крюках. При накачивании шин бездисковых колес рабочий должен вручную сначала поочередно повернуть крюки в рабочее положейие, а затем поднять распорный элемент йатягивая пружину, и повернуть его до смещения прорезей в рычаге с выступами на предохранительных крюках, Это йеудобйо, поскольку крюки и распорный элемент расположены ниже уровня колеса. Использование известного устройства при накачивайии ший дисковых колес практически невоз можно. низм привода вертикального псремегцения, выполненный в виде центрально распо: оженного силового цилиндра, шток когорого связан с распорным элементом, и расположенные по окружности вокруг упомянутого штока вертикальные направляющие, жестко связанные с опорным элементом (3).Однако известное устройство также не. удобно в эксплуатации и не может быть использовано для дисковых колес по причийам невозможности размещения подвески крюков под дисками колес и невозможности привода только определенных крюков с отключением других, в то время, как количество отверстий в дисках колес и их взаимное расположение относительно друг друга для разных типов колес различное (имеются диски с 3,4 и 6-ю отверстиями). Это резко ограничивает фуйкциональные возможности известного устройства,Цель изобретения — повышение удобства в эксплуатации и расширение функциональных возможностей устройства применительно к дисковым колесам,Цель достигается тем, что в предохранительном устройстве для фиксации замочного соединения обода колеса при накачивайии шины, содержащем опорный элемент, расположенные на йем по окружности предохранительные крюки Г-образной формы с отверс тиями в нижней части, установленные с возможностью поворота на горизонтальных тангенциально расположенных осях, проходяших через упомянутые отверстия, распорйый элемент с дискретно расположенными по окружности нажимными элементами, механизм вертикального перемегцейия, выполненный в виде силового цилиндра, шток которого связан с распорным элементом, и расположенные по окружности вокруг упомянутого штока вертикальные направляющие, жестко связанные с опорным элементом опорный элемент снабжен упорами, расположенными под предохранительными крюками йа радиусе, мейьшем радиуса расположения указанных осей, .но большем радиуса расположения нажимных элементов, а распорйый элемент выполнен с дуговыми пазами, охватывающими упомянутые вертикальные направляюгцие, и установлен с возможностью поворота вокруг оси, силового цилиндра на определенный угол между соседними нажимными элементами.На фиг, 1 изображено предохранительйое устройство для фиксации замочного соединения обода колеса при накачивайии шины, общий вид, (рабочее положение крюков и распорного элемента показано штрих-пунктирной линией); на фиг. 2 = вид А на фиг, 1; на фиг, 3 — разрез Б — Б на фиг. 2; на фиг, 4 — разрез В — В на фиг. 2; на фиг. 5 — разрез Г — Г на фиг. 1.Предохранительное устройство для фиксации замочного соединения обода колесанри накачивания шины содержит опорный элемент 1, выполненный в виде диска, неподвижно соединенного со станиной устройства (не показана), На опорном элементе на горизонтальных тангенциальных осях 2 закреплены предохранительные крюки 36 Г-об ;зной формы с прорезями 7. Крюки установлены с возможностью поворота между рабочим положением, при котором их консо,.ьно выступающие части 8 размещены над замочным кольцом 9 обода 10 колеса и в непосредственной близости от него, и нерабочим положением, при котором крюки отведены к центру опорного элемента. Устройство содержит также распорный элемент 11 для запирания крюков в рабочем положении. Распорный элемент 11 выполнен в виде диска 12, соединенного с возможностью относительного вертикального перемещения с рукояткой 13. На диске 12 неподвижно закреплены упоры 14, 15 и 1 б для взаимодействия с предохранигельными крюками. В распорном элементе выполнень 1 дуговые пазы 17, в которых размещены вертикальные направляющие 18, неподвиж. но закрепленные на опорном элементе 1. Опорный элемент снабжен упорами 19 для ограничения поворота крюков в нерабочее положение. Распорный элемент 11 соединен штоком 20 с расположенным йод ним приводом 21, выполненным в виде силового цилиндра. Указанное соединение распорного элемента со штоком силового цилиндра образовано ступицей 22 и фланцем 23, неподвижно закрепленными на;нтоке 20. Флансц 23 снабжен выступом 24. Для размещения выступа 24 в рукоятке 13 выполнены пазы 25 и 26, Между фланцем 23 и рукояткой 13 установлена пружина 27. Для установки колеса на устройство предусмотрены ,опорные призмы 28, неподвижно закрепленные на опорном элементе, концентрично ему.Расстояние от опорных призм до пола помещения, где производится накачивание шин, выбирается таким, чтобы на устройство можно было установить колесо с самой большой шириной обода, которая может быть у колес автомобилей, находящихся в эксплуатации, Вблизи устройства расположен кран подачи воздуха из магистрали, к которому присоединен шланг., а также контрольный манометр для проверки давления в шине (не показано). Устройство снабжено средством для блокирования подачи воздуха в шину колеса при нахождении в нерабочем положении предохранительных крюках (не показано). Устройство работает следующим образом.Перед установкой колеса на устройство распорный элемент 11 поворачивают таким образом, чтобы его упоры оказались под теми крюками, относительное расположение которых соответствует относительному расположению отверстий в диске колеса, Так, например, при накачивании шины колеса, диск которого имеет расположенные по периферии диска диаметрально противоположные отверстия, распорный элемент поворачивают так, чтобы упоры 14 и 15 располагались под крюками 3 и 4, оси которыми закреплены в диаметрально противоположных точках опорного элемента 1, Указанное 10 положение упоров 14 и 15 показано на фиг, 4При повороте распорного элемента поднимают рукоятку 13, сжимая пружину 27, выводя выступ 24 из паза 25, и опускают, ус- тановив выступ в пазе 26. Затем колесо в сборе конической поверхностью 29 обода 10 устанавливают на опорные призмы 28, При этом отверстия 30 в диске колеса устанавливаются напротив крюков 3 и 4. Так как опорные призмы расположены на некотором расстоянии от пола помещения, в котором 20 производится накачивание шин, то шинаколеса не касается пола. После установки колеса включают привод, в результате чего, происходит выдвижение штока 20 и подъемзакрепленного на нем распорного элемента.При подъеме распорный элемент входит во 25взаимодеиствие с лежащими на упорах крюками 3 и 4 и поворачивает их (по чертежу — из положения, показанного контурными линиями. — в положение, показанное штрих- пунктирной линией), В конце поворота крюки оказываются в рабочем положении, при котором их консольно выступающие части 8 размещены над замочным кольцом 9 обода 10 колеса и в непосредственной близости от него. При этом распорный элемент проходит мимо крюков 5 и 6, не поворачивая их з в рабочее положение. По завершении поворота предохранительных крюков в рабочее положение соединяют шаг с вентелем шины (на чертеже не показан), открывают кран и производят ее накачку, В том случае, если в процессе накачки выскакивает замочное кольцо 9, то сразу же оно входит во взаимодействие с консольно выступающими частями 8 крюков 3 и 4. В результате указанного взаимодействия крюки 3 и 4 перемещаются до упора своими наклонными по верхностями 31 в коническую поверхность29 обода 10 колеса с последующим перемещением к центру распорного элемента, вследствие чего происходит заклинивание крюков и распорного элемента, что свидетельствует о выскакивании замочного кольца. Вслед ствие указанного заклинивания поворот крюков при помощи привода в нерабочее положение и снятие колеса с опорного элемента невозможны. В данном случае необходимо выпустить воздух из шины и снова произвести непосредственно на опорном элементе установку замочного кольца в замочную часть обода колеса, При выскакивании кольца усилие от действия кольца на крюки вос.1принимается ободом колеса, а оси 2 — ненагружены,По окончании накачивания шины при помощи привода опускают распорный элемент,выводя его из взаимодействия с крюками 3и 4, в результате чего крюкиповорачиваются в нерабочее положение, при котором крюки отведены к центру опорного элемента.Затем закрывают кран, разъединяют шлангс вентилем и снимают колесо с опорныхпризм. 10Использование предлагаемого устройства позволяет повысить удобство в эксплуатации устройств для фиксации замочногосоединения обода колеса. Повышается техника безопасности, так как исключается вероятность поломки деталей опорного элемен 6та, например осей крюков, и исключается возможность отвода крюков при выскочившем замочном кольце, поскольку нагрузки от действия выскочившего кольца воспринимаются лишь крюками и ободом колеса, Кроме того, уменьшается вероятность выскакивания замочного кольца, так как колесо устанавливается на устройстве конической поверхностью обода, и шина находится навесу и не касается пола. Указанная установка колеса на устройстве позволяет избежать вертикального перемещения обода при накачивании шины, которое способствует выскакиванию замочного кольца. Ис.пользование предлагаемого устройства позволяет производить накачивание шин колес с различной шириной обода.наб д, 4/5 Проектная, 4 . Составитель А. Глинан Техред И. ВересТираж 662ВНИИПИ Государственного комитпо делам изобретений и отк113035, Москва, Ж — 35, Раушскаяилиал ППП Патент, г. Ужгород, ул Корректор Р 1. ЭрдейПодписноета СССРытий

Смотреть

Предохранительное устройство дляфиксации замочного соединения ободапри накачивании шины

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ИИЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

tu) 82 1 23 1 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 11 03.79 (?1) 2734329/27-11 (51)M. Кл с присоединением заявки ¹

В 60 С 25/00

Государственный комятет

СССР ко делам взобретеннк и открытка. (23) Приоритет

Опубликовано 150481,бюллетень 4о 14 (53) УДК 629.11.012.

555(088 8) Дата опубликования описания 15. 04 . 81 (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ

ЗАМОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ ОБОДА ПРИ НАКАЧИВАНИИ.

ШИНЫ

Изобретение относится к гаражному оборудованию, в частности к предохранительным устройствам для фиксации замочного соединения обода при накачивании шины.

Известно предохранительное устройство для фиксации замочного соединения обода при накачивании шины, содержащее распорную штангу со скобамн (11 °

Недостаток указанного устройства заключается в отсутствии его фиксации относительно обода колеса. В связи с этим возможно .аварийное соскальзывание устройства при самопроизвольной разбортовке колеса.

Известно предохранительное устройство для фиксации замочного соединения обода при накачивании шины,содержащее распорную штангу, противоположные концы которой связаны со скобами:на.внутренней поверхности каждой иэ которых выполнено углубление для размещения внутреннего кольцевого выступа и замочного соединения обода(2).

К недостаткам указанного устройства следует отнести сложность конструкции и неудобство эксплуатации из-эа большого его веса.

Цель изобретения — обеспечение удобства эксплуатации н упрощение конструкции.

Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено пальцами, каждый из которых жестко закреплен на штанге перпендикулярно ей, на каждом торце штанги выполнена прорезь, а скоба выполнена с жестко закрепленной с наружной стороны на» правляющей, имеющей продольный паэ, охватывающий упомянутый палец, при этом направляющая размещена в прорези с воэможностью перемещения вдоль нее и поворота в крайнем положении.

На фиг. 1 изображено предохранительное устройство в рабочем полЬжении; на фиг. 2 — то же, в момент установки или снятия с колеса; на фиг. 3 — вид A на фиг.1.

Предохранительное устройство содержит распорную штангу 1 скобы 2, на наружной стороне каждой из которых жестко закреплена направляющая 3, выполненная с продольным пазом 4. Направляющие 3 установлены в торцовых прорезях 5 распоркой штанги 1 с возможностью перемеще ния вдоль упомянутой прорези 5

ЗО и поворота в крайнем положении.

3. В.Н.Рыбка и В.И.Новолокин

Ордена Трудового Красного Знамени Авто сомбийат 9,1 ., 1

Главмосавтотранспорта и Московский ав омобйльно- дорожный институт

821231.г 1

) (1

l (1

«ф

1 (I

I (1

I (При этом соединение распорной штанги

1 и скоб 2 осуществляется при помощи пальцев б, жестко закрепленных на штанге перпендикулярно ей. При этом иаэ 4 охватйвает палец б. На виутренией поверхности каждой скобы

2 выполнено углубление 7 для размещения внутреннего кольцевого выступа 8 и замочного соединения 9 обода 10 . колеса. предохранительное устройство работает следующим образом.

Для установки предохранительного устройства на колесо необходимо, удерживая его рукой за распорную штангу 1, расположить над ободом 10. .При этом выступы 11 скобы 2 должны находится над замочным кольцом колеса. Затем нужно опустить устройство на колесо, введя распорную . штангу 1 во внутреннюю полость обода

10. В результате соприкосновения выступов 11 с замочным кольцом

I прекратится вертикальное перемещение скоб 2, а распорная штанга 1, скользя по направляющим 3, раздвинет их и прижмет к внутренней поверхности обода 10 колеса. Заняв крайнее нижнее положение, распорная штанга 1 надежно зафиксирует скобы 2 на ободе

1 0 °

Для снятия предохранительного устройства с колеса достаточно поднять его на распорную штангу 1 вверх.

При этом скобы 2 развернутся вокруг пальцев б и свободно выйдут из внутренней полости обода 10.

Конструкция устройства, как показали испытания, обеспечивает безопасность проведения работ по накачке автомобильных колес. устройство легко снимается и устанавливается на ободе колеса, что обеспечивает высокую производительность работы.

Формула изобретения

Предохранительное устройство для о фиксации замочного соединения обода при накачивании шины, содержащее распорную штангу, противоположные концы которой связаны со скобами, на внутренней поверхности каждой иэ которых выполнено углубление для размещения внутреннего кольцевого выступа и замочного соединения обода, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения удобства эксплуатации и упрощения устройства, оно снабжено

20 пальцами, каждый иэ которых жестко закреплен на штанге перпендикулярно ей, на каждом торце штанги выполнена прорезь, а скоба выполнена с жестко закрепленной с наружной стороны на25 правляющей, имеющей продольный паз, охватывающий упомянутый палец, при этом направляющая размещена в прорези с возможностью перемещения вдоль нее и поворота в крайнем положении.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Р 2609037, кл. 157-1, 1952.

2. Патент США Р 2710054, кл. 157-1, 1955 (прототип) .

Переборка (ремонт) вилки мотоцикла.

Итак начнём.

На предварительно поддомкраченном мотоцикле снимаем снизу: крыло и суппорт переднего тормоза.

Далее шестегранником на 6мм. Расслабляем стопорные болты оси переднего колеса (по 2 на каждом пере).

Затем, накидным ключом на 22 откручиваем болт оси переднего колеса, при этом с другой стороны оси придерживаем её бородком (или гвоздём) от проворачивания.

Вынимаем ось, пошатывая колесо для лучшего выхода оси.

Чтобы не выпали втулки колеса и не растерять детали, вставляем ось в колесо накручиваем болт и ставим колесо в сторонку.

Берём накидной ключ на 22 и срываем упорные болты вилки.

Освобождаем перья вилки от препятствующих их выходу деталей – поворотников, крепления ветрового стекла (если оно присутствует) и т.п.

Шестигранным ключом на 6мм. расслабляем зажимы верхней и нижней траверсы.

Вынимаем перо и осторожно, проложив дощечками зажимаем в тисках. Затем шестигранным ключом на 8мм. выкручмваем нижний болт.

На данной операции с пером остановимся по подробнее. Дело в том, что этот «ленивый» болт не всегда выкручивается по хорошему, т.е. иногда прокручивается вместе с внутренним стаканом пера. В моём случае на одном пере болт выкрутился, а на другом провернулся со стаканом, но не беда, просто в этом случае нужен пневмо-пистолет с длинным (чтобы доставал) шестигранником и болт выкрутится.

Далее вынимаем перо из тисков и переворачиваем отверстием вниз и ставим в заранее подготовленную посуду под масло, затем осторошно, придерживая упорный болт, который мы расслабили ранее, выкручиваем его ладонью руки с сухой небольшой тряпкой. Можно держать болт правой рукой, а левой крутить перо. Самое главное имеем ввиду, что под болтом пружина, под напором которой болт выскочит (и может поранить вас) если его не придерживать. Переворачиваем перо с верху вниз, придерживая отверстие рукой, вынимаем упорный стакан и пружину и складываем по порядку в чистом месте (например на картон). Тем временем стекают остатки масла, которое осталось в пере.

После того, как сольётся масло, вынимаем перо из посуды с маслом, переворачиваем, вытираем чистой тряпкой и осторожно поддеваем пыльник отвёрткой и вынимаем его.

Под пыльником мы видим стопорное кольцо сальника, которое легко вынимается тонкой отвёрткой.

Теперь перо готово для разединения, для чего берёмся за обе части, резко дёргаем, и осторожно (чтобы не растерять детали) вынимаем перо с сальником из обоймы и так же складываем аккуратно в той последовательности, в которой разбираем, чтобы потом было легче всё собрать.

Моем (например в керосине) все детали и протираем сухой чистой тряпкой.

Зажимаем обойму пера в тиски и закручиваем “упрямый” болт.

Снимаем обойму с тисков и собераем перо в обратной последовательности.

Вставляем новый сальник и запресовываем его оправкой. В качестве оправки можно использовать канализационную трубу диамемтом на 50мм., длиной 50 см. Внимание, по трубе не стучать, а слегра постукивать деревянной киянкой или доской (труба весьма хрупкая).

После того, как сальник упрётся в посадочное дно, вставляем стопорное кольцо.

Вставляем новый пальник и осторожно осаживаем его в посадочное место.

Заливаем вилочное масло с верху пера. Вилочное масло бывает разной вязкости. Посмотрите в мануал и заранее купите нужное вам масло.

Затем вставляем упорный болт и затягиваем его отруки (потом на вилке затянем окончательно накидным ключом на 22). Теперь перо готово и его можно вставлять в траверсы вилки и затягивать верх и низ траверс, после чего дотягиваем накидным ключом на 22 упорный болт пера.

Ставим и затягиваем всё навесное (на перья вилки) на место и колесо с суппортом и передним крылом.

>Ремонт подвески мотоцикла

Осмотр перьев вилки и амортизаторов на предмет утечки масла и повреждений необходимо проводить регулярно для любого мотоцикла.

Последствия езды с текущей вилкой

Если амортизатор или перья вилки текут и замаслены, значит есть тому причина. Если вовремя не устранить проблему, то можно получить, вместо нормальной подвески, неуправляемого и скачущего от любой трещины в асфальте мотоцикл. Более того, вилочное масло обычно вытекает на тормозные суппорты и заливает тормозные колодки. И, как следствие, значительное снижение эффективности системы торможения, что для мотоциклов жизненно важно.

Ремонт поврежденных перьев и стаканов вилки мотоцикла

При ДТП очень часто удар приходится в переднюю часть мотоцикла. В результате этого часто гнутся перья и стаканы вилки мотоцикла, а так же часты случаи повреждения мотоциклетной траверсы. При этом часто нет необходимости в покупке и установке новых дорогостоящих запчастей. Наш мотосервис выполняет работы по ремонту и восстановлению вилок и траверс мотоциклов:

  • Правка перьев вилки мотоцикла
  • Правка стаканов вилки мотоцикла
  • Правка мотоциклетной траверсы
  • Очень часто при эксплуатации мотоцикла могут образоваться механические повреждения зеркала пера вилки. Это так же приводит к течи вилки. При этом замена сальников и пыльников не помогает. В этом случае необходим ремонт поверхности и полировка пера вилки мотоцикла

    Замена и обслуживание подшипников подвески

    Важную роль в подвеске мотоцикла выполняют подшипники колес и рулевой колонки.

    Момент замены подшипников колес наступает, когда мотоцикл начинает рыскать по дороге даже на небольшой скорости. При этих признаках необходимо заменить подшипники в колесе мотоцикла.

    Подшипник рулевой колонки так же изнашивается. Из-за чего мотоцикл при рулении начинает нестабильно вести себя в поворотах, руль сам становиться в определенное положение (обычно посередине). Устранение этой неисправности возможно только заменив рулевой подшипник мотоцикла.

    Если при проезде неровности дороги или при торможении Вы ощущаете стук в районе рулевой колонки, то это первый признак необходимости обслуживания рулевых подшипников мотоцикла. Если это не сделать своевременно, то это может привезти к более дорогому ремонту и к замене не дешевых рулевых подшипников.

    Ремонт или замена заднего амортизатора

    Если при езде на загруженном мотоцикле задний амортизатор пробивает или мотоцикл раскачивает при проезде неровностей, то вероятно пришло время замены заднего моноамортизатора или 2-х задних амортизаторов, в зависимости от модели Вашего мотоцикла.

    Если модель амортизатора, установленного на Ваш мотоцикл, разборная, то наш мотосервис производит ремонт заднего амортизатора мотоцикла.

    Ремонт вилки мотоцикла

    Переборка вилки

    Вилка является одной из главных составляющих мотоцикла, которая выполняет функцию амортизации, разглаживая все неровности дороги. С течением времени, как и любая другая комплектующая, она требуют обслуживания. Испорченная вилка/ее составляющие могут привести к серьезным последствиям, таким как падения или аварии. Поэтому следить за ее состоянием очень важно. В зависимости от ситуации, переборка будет требоваться разная. Стандартно в вилке нужно менять сальники и пыльники, направляющие втулки, пружины, вилочное масло.

    Какие виды вилок бывают? В чем их различие?

    Прежде чем начать переборку, посмотрите какая вилка установлена на вашем байке. Они бывают двух видов — телескопические и перевернутые.
    Чаще всего на мотоциклах (особенно старых и малокубатурных) установлены телескопические. Она состоит из двух перьев, зажатых поперечными траверсами. Ось колеса с такой вилкой проходит через нижнюю часть перьев, а само колесо находится между ними. У телескопической верхние трубы зажаты в траверсах. На эти неподвижной трубы установлены подвижные трубы, часто изготовленные из легких сплавов. Внутри стоек расположены циллиндрические пружины, помогающие подвижным трубам двигаться по неподвижным. Для обеспечения их наилучшего скольжения, в трубы устанавливаются сменные втулки, смазанные маслом. Стандартные вилки хорошо справляются с задачей передней подвески и обеспечивают достаточную длину хода, но у нее есть и недостатки, которые заключаются в недостаточной жесткости, легкой деформации при аварии.
    По этим показателям у стандартных вилок выигрывают «перевертыши». Сейчас все чаще на новых моделях, а также на спортбайках, где жесткость вилки очень важна, используются «перевертыши». Фактически перевернутая вилка — это стандартная деталь, перевернутая вверх ногами, но имеющая свои отличительные черты: высокая прочность и сниженная непродрессоренная масса в переднем колесе. Благодаря этому «перевертыши» стали незаменимыми в мотоспорте и постепенно завоевывают популярность на городских мотоциклах.
    На скутерах, где скорость меньше, обычно устанавливается упрощенная телескопическая подвеска, в которой две верхние трубы с нижней траверсой и трубой рулевой колонки собраны в единую конструкцию.

    Устройство вилки

    Несмотря на разные виды вилок, их устройство практически одинаково. Основными составляющими вилки являются перья и стакан. В перьях находится пробка (заглушка пера) с резиновым уплотнителем, которая фиксирует другие детали на месте. На пробке установлен регулировочный механизм отбоя — винт, позволяющий регулировать жесткость вилки (эта деталь чаще встречается у перевернутых вилок). Далее идут пружины, служащие для сглаживания вилочного хода, проставочные шайбы, втулки, направляющие — плотно сомкнутые цельные кольца из меди или стали, покрытые графитовым напылением, уменьшающие трение между стаканами (в зависимости от модели байка, у каждого пера бывает от двух и более направляющих втулок), а так же картридж, в котором находится шток амортизатора, поршень и залито вилочное масло. Между стаканами и перьями установлены сальники и пыльники — расходники, выполняющие важную защитную функцию, предотвращая попадание грязи и влаги, а также смягчают трение деталей. Снизу или сверху (в зависимости от типа) находится сливной болт.

    Когда нужно делать переборку?

    Многие детали рулевого управления требуют обслуживания и своевременной замены, ведь от них зависит корректная работа переднего блока управления. Чаще всего они приходят в негодность с течением времени и от воздействия внешних факторов (плохие дороги и бездорожье, агрессивный стиль вождения, грязь и пыль). В крайнем случае вилку придется менять после аварии, тут потребуется более сложный и дорогостоящий ремонт. Обычно при ДТП страдают перья, при небольших повреждениях они поддаются выпрямлению, если же повреждения серьезные, их нужно обязательно заменить.
    Для этого лучше обратиться в сервис, что сэкономит вам силы и время. Стандартная переборка любых типов вилок, требует времени и навыка, но если вы решили сделать ее самостоятельно, то наша статья для вас.

    Переборка вилки по частям

    Для работы вам понадобятся инструменты и оборудование: набор ключей и шестигранников, емкость для слива масла, пластиковая труба (с диаметром, равным диаметру пера) или специальный инструмент (оправка). Если у вас есть мануал с устройством передней части, воспользуйтесь им, он облегчит разбор.
    1. Первое, что нужно сделать перед разбором, это вывесить мотоцикл. Ослабьте все болты и снимите все, что установлено на вилку, в том числе ось и переднее колесо.
    Открутите верхнюю заглушку пера (пробку), эту процедуру лучше делать специальным инструментом. Снимая фиксирующую гайку, запомните ее положение (количество витков на резьбе), чтобы при обратной сборке, ее было проще установить. Разберите перья. Будьте аккуратны и осуществляйте разборку осторожно, так как в них установлены пружины, находящиеся в сжатом состоянии, из-за которого могут быстро вылететь. После того, как пружина извлечена, слейте жидкость в подготовленную емкость. Если вы работаете с байком без нижней пробки, то демонтированную вилку следует перевернуть, чтобы масло вытекло из неё через единственное отверстие. После слива вилку нужно промыть, для этого воспользуйтесь специальной жидкостью. Выполнив всё это, продуйте деталь изнутри сжатым воздухом из компрессора либо с помощью специального баллончика.

    2. Далее займитесь основными расходниками, чаще всего требующие замены — пыльники и сальники. Они используются в мототехнике для того, чтобы герметизировать зазоры между вращающимися и неподвижными деталями, а так же они предотвращают вытекание охлаждающей жидкости(в двигателе) и вилочного масла, защищают детали от проникновения пыли и грязи. Обычно эти расходники портятся от возраста и нагрузок. Пыльник начинает пропускать грязь и воду, сальник — гнить. Изношенные запчасти влияют на управление байком: в резких поворотах его может заносить, к тому же начнет протекать масло. Сальники могут потечь от старости, из-за резких перепадов температур (межсезонье) или от неправильной установки, когда при установке вместо оправки используется подручных инструмент, не предназначенный для этих целей. Не всегда течь связана с дефектом самих сальников, иногда это свидетельствует об общем износе компонентов вилки (обычно направляющих) или о повреждении перьев в следствие удара. Испорченные пыльники и сальники могут навредить технике и сделать ее небезопасной в эксплуатировании. Для поддержания правильной эффективной работы вилки мотоцикла замена рекомендуется не реже раза в 2 года. Менять сальники и пыльники лучше вместе, так как в вилке они работают сообща. Их нужно подбирать не по размеру, а по модели байка. Не все сальники вилки, подходящие по размеру, подойдут на ваш мотоцикл, поскольку могут выпускать в разных конфигурациях (например, для вилки перевертыша сальник будет идти с двумя пружинами, а более простой аналог с такими же размерами нагрузки не выдержит).

    Чтобы поменять эти детали, сначала аккуратно снимите пыльник, в этом вам поможет тонкая, прямая отвертка. За ним располагается сальник, его тоже можно вынуть отверткой. Если же на вашем байке направляющее кольцо установлено на пере, стакан снимается резкими толчками, а сальник выбивается с помощью направляющего кольца.
    Далее оденьте новый расходник на перо внешней пружиной вниз. На перо наденьте оправку-это инструмент, выполненный из высокопрочной стали, имеет цилиндрическую форму и разделен на две половины для более легкой установки и правильной фиксации сальников (оправа для вилок бывает диаметром от 35 до 51мм.). Если ее у вас нет, воспользуйтесь старым сальником или пластиковой трубкой подходящего диаметра, но будьте осторожны, эти способы не так надежны . Когда сальник установлен, поставьте на место стопорное кольцо и пыльник.

    3. Замените направляющие. Эти детали представляют из себя плотно сомкнутые цельные кольца из меди или стали, покрытые графитовым напылением, помещенные внутрь пера и уменьшающие трение между стаканами. В зависимости от модели байка, у каждого пера может быть от двух и более направляющих втулок.
    Качественные направляющие обеспечивают точную работу вилки без люфтов, а также продлевают жизнь сальникам и пыльникам. Со временем втулка изнашивается, ее толщина становится все меньше, и старая деталь начнет подавать признаки, указывающие на какие-либо неисправности. Появление люфта подвижных наконечников перьев (это можно определить при приподнятом колесе) и характерный стук говорят об износе втулок.
    Чтобы добраться до втулки, высвободите внутренний картридж из пера, снимите стопорное кольцо и сальник. Направляющие втулки без проблем снимаются и быстро надеваются. Для более легкой установки направляющих, смажьте их или часть пера вилочным масло. При посадке деталей на место советуем вам использовать оправки, чтобы без повреждений установить сальники.
    Американские комплекты направляющих All Balls помогут провести быструю замену направляющих и внутренних сальников вилки. Они выдерживают до 500 000 рабочих ходов с меньшим износом, чем штатные и гарантируют долгую эффективную работу вилки.

    4. Обратите внимание на рулевую колонку. Она является механической частью всей рулевой системы, и для ее качественной работы необходим еще один элемент — подшипник. Рулевая колонка и ее подшипники постоянно испытывают нагрузки, их состояние влияет на управляемость и безопасность во время эксплуатации мототехники, поэтому они требуют обслуживания и своевременной замены. Испорченные расходники могут вызвать люфт, мотоцикл начнет вести на прямой, а совсем старые могут даже заклинить рулевую колонку, что не безопасно. Так же основной причиной образования люфта является попадание влаги, песка и грязи в основание рулевой колонки, которые выводят подшипник из строя.
    Чтобы осмотреть эту деталь на износ, подвигайте вилку на вывешенном байке, стук и люфт будут говорить о необходимости замены. Обычно на мотоциклы устанавливают стандартные шариковые подшипники, которые достаточно быстро изнашиваются и выдерживают не такие сильные нагрузки, как, например, конические роликовые. Преимущество конических заключается в том, что они разработанны специально для использования в тяжелых условиях, долгое время препятствуют образованию люфта.

    Иногда, чтобы убрать люфт, достаточно просто подтянуть регулировочную гайку. Но если этот метод не помогает или вы не знаете, как долго и какой подшипник установлен на байке (на подержанном мотоцикле), то его стоит заменить. Вам так же понадобятся новые пыльники, которые не допустят попадание влаги и пыли.
    Чтобы поменять подшипники колонки, открутите шлицевые гайки (с помощью ключа для круглых шлицевых гаек). Далее снимите верхние пыльники и подшипники, вытащите траверсу с рулевой осью и подшипником. Вытащите подшипник с пыльником и установите на их место новые расходники. Для более легкой усадки деталь можно нагреть. Установите траверсу и ось с подшипником обратно в рулевую колонку, затяните гайку до начального момента около 30-50 Н.м., проверьте траверсу на наличие люфта и плавность хода. Регулировочную гайку нужно затянуть еще раз (103 Н.м.) После этого можно собирать всю вилку обратно. Рекомендуется сделать повторную регулировку и подтянуть регулировочную гайку (через 100-200км).

    5. После всех этих замен можно заливать свежее вилочное масло. Закрутите сливной болт, чтобы оно не вытекло. Перед заливкой вытащите внутреннюю алюминиевую трубку. Удерживая пальцами шток, заливайте жидкость.
    Оптимальное количество масла будет указано в мануале. Обычно рекомендуют наливать около 400-500 грамм в каждое перо.
    Многие производители рекомендуют заменять вилочное масло каждые 12-15т. км. Масло рекомендуется менять после длительного зимнего хранения, во время холодов оно может потерять свои свойства. На асфальтовом покрытии и при спокойной езде, жесткость вилки не так важна, как на пример, на бездорожье и кочках. Если техника используется в экстремальных спортивных условиях (кольцевые гонки, мотокросс, стантрайдинг), то заливать придется более вязкую жидкость (5W 7,5W) и менять ее чаще — примерно каждые 5т. км. Ведь при слишком жидком масле могут возникнуть сильные «клевки» на высокой скорости и резких торможениях, такое поведение может привести к дестабилизации байка на дороге. Жидкая смазка может стать причиной колебаний и подергиваний, что скажется на комфорте в спортивной езде. В тоже время та же густая жидкость негативно сказывается на комфорте в городских условиях. Там нагрузки меньше, и езда более плавная. Но на любой неровности или плохом покрытии жесткая вилка будет о себе говорить в виде сильно удара, который может даже сбить байк с курса. В большинстве современных мотоциклах в зависимости от типа и модели используется чаще всего вязкость 10W или 5W, 7,5W является промежуточным и подойдет тем, кто хочет либо понизить, либо повысить жесткость вилки. 15W более жесткое, а на некоторых байках оно используется штатно, например, на старых моделях Kawasaki серий GPZ, GPX, ZR, Vulcan, Voyager и Suzuki GSX 90х годов, а также на эндуро Kawasaki серии KLR и Suzuki XF650. Вилочное масло создано для того, чтобы амортизировать давление, приходящее на вилку при эксплуатации мотоцикла и делать езду на байке комфортнее.
    Несмотря на наличие рекомендаций в мануале, для многих подбор вилочного масло становится проблематичным. Проблема заключается в том, что изготовители мотоциклов часто указывают идеальные параметры вязкости при рабочей температуре масла, которая во много раз больше той, при которой техническая жидкость заливается в вилку. Поэтому необходимо обращать внимания не только на стандартное обозначение вязкости, но также на коэффициент её изменения при повышении температуры. Заливать какое-либо другое масло (например, моторное) заливать нельзя, оно может повредить составляющие вилки. С неправильным или некачественным маслом, мотоцикл может стать опасным, потерять управляемость, что приведет к ДТП или падениям. Правильный и грамотный подбор поможет вам получить необходимые параметры жесткости подвески и обеспечит хорошую управляемость транспортным средством. Маслянные показатели классифицируются по вязкости по принятому во всем мире стандарту SAE J300. Если в обозначении класса вязкости имеется буква W (Winter), это означает, что такой состав является сезонным, то есть может использоваться даже зимой. Для мотоциклов, использующихся на бездорожье (мотокросс) нужно приобретать техническую жидкость с пометкой «Off-Road». Для туристических подойдет масло 10W, для спортивных и городских — от 2,5 до 5. Первую замену всегда производят на масло с такой же вязкостью, какая указана в инструкции по эксплуатации транспортного средства. При существенном уменьшении жёсткости вилки необходимо будет постепенно повышать вязкость — на 2,5W или 5W при каждой последующей замене в зависимости от ваших личных предпочтений. Советуем вам выбрать одно подходящее вам качественное масло и в дальнейшем использовать только его. Пару раз сожмите перо, чтобы выкачать лишний воздух, после этого вилку можно устанавливать обратно на байк.


    6. Если ваш мотоцикл оснащен гофрами, проверьте их состояние.
    Гофры для передней вилки созданы для ее защиты от внешних воздействий,таких как песок,влага и камни,которые могут легко попасть на вилку во время езды по бездорожью. Она предотвращает образование коррозии и вмятин на перьях байка, а также препятствует попаданию песка, повреждающего сальники и внешний слой перьев. Гофры выполнены из прочной термостойкой резины. Этот материал устойчив к сжатию/разжатию, трению, перепадам температур, химическим воздействиям (при мойке). За счет применения резины, деталь хорошо тянется, имеет широкий диапазон размеров и подходит многим моделям. К сожалению, со временем любая резина дубеет и становится жестче, такие испорченные гофры могут потрескаться на холоде, от трения или при падении. Изношенную деталь следует заменить. Чтобы сохранить гофры в хорошем состоянии на долгое время, рекомендуется обрабатывать защиту силиконом во время зимнего периода. Чаще всего гофры используются на кроссовых мотоциклах или эндуро старых моделей: на отечественных — Java(Ява), Восход, на иностранных — Yamaha, Suzuki. Обычно их устанавливали на телескопические, что затрудняло их замену. В современных моделях чаще используется пластиковая защита перьев, она гораздо прочнее, устойчивее к повреждениям и не подвержена старению. За счет применения новых технологий, благодаря которым вилка меньше подвержена внешним воздействиям (качественные материала, напыление), нет необходимости закрывать деталь резиновыми гофрами. К тому же пластиковые гораздо проще заменить, без разбора вилки.

    7. Так как вся вилка разобрана и колесо снято, можно заменить колесные подшипники. Подшипник обеспечивает плавное и четкое вращение колес и отвечает безопасность езды. Они используются в ступицах колес, рулевой колонке и других места на байке. Подшипники для мотоциклетных колес могут выдержать до 25т. км., но плохие дороги, беждорожье, аварии и исполнение трюков на байке могут сократить жизнь подшипника. При изношенных подшипниках мотоцикл начнет немного вилять на маленькой скорости и из колес будет слышен шум. Со временем износ будет увеличиваться и это приведет к разрушению подшипника. С такой деталью выезжать не безопасно — колесо может заклинить, что приведет к падению и поломкам.
    Колесные подшипники для байков необслуживаемые, внутри они покрыты специальной смазкой, а его стенки несъемные. Испорченную запчасть обязательно нужно менять на новую.
    Стандартно у мотоцикла с обычной вилкой установлено 5 подшипников в колесах — 2 спереди и 3 сзади (два для колеса, один для ступицы). Если вы решили заменить колесный подшипник, то стоит поменять сразу два (с каждой стороны) для более надежной работы.
    Для более легкого извлечения можно нагреть подшипник. Ни в коем случае не вытаскивайте его без нагрева, такое действие может сломать запчасть, ее части могут застрять в разъеме и извлечение подшипника станет еще более затруднительным. После того, как вы вытащили деталь, просто установите на ее место новую.
    Новые подшипники следует проверять через какое-то время, обозначенное в мануале, для этого можно вывесить мотоцикл или при шиномонтаже осмотреть сами колеса. Повращайте их, если они вращаются легко и не шумят, значит детали исправны. Если же вы заметили люфт или услышали шум — меняйте подшипники. Они могут выйти из строя раньше назначенного времени не только из-за внешних факторов, но и из-за недостатка смазки или неправильной установки. Маленькое количество смазки в подшипнике может привести к его перегреву.
    Выбирая новую деталь, обратите внимание на ее параметры (размер, сила нагрузки, направленность нагрузки, количество оборотов). Чаще всего размер измеряется во внутреннем диаметре, что обуславливается внутренней конструкцией подшипника. Из-за этого для валов разного диаметра используются разные подшипники: для вала с малым диаметром используются практически все типы, включая игольчатые; для большого диаметра — шариковые, роликовые, сферические. Нагрузка при выборе тоже играет ключевую роль, при малой и средней нагрузке используются шарикоподшипники, при высоких — роликоподшипники. Также нагрузка делится на три вида: радиальная, осевая, комбинированная. Для восприятия радиальной нагрузки подойдут радиальные шарикоподшипники, для осевой — упорные и радиально-упорные шарикоподшипники, для комбинированной — однорядные и сдвоенные радиально-упорные шарикиподшипники.
    Сейчас на рынке представлен огромный их выбор, среди производителей выделяются SKF (крупнейший европейский производитель), NSK, NTN, FAG (немецкий производитель), All Balls и другие.

    Заключение

    В этой статье мы разобрались в том, как делать переборку. С первого взгляда, кажется, что устройство вилки достаточно сложное, но если у вас достаточно времени, сил и знаний, то можете смело делать переборку самостоятельно. Но если вы новичок и не уверены в своих силах, воспользуйтесь услугами сервиса, чтобы такая важная часть мотоцикла, как рулевое управление, работала правильно и без сбоев.

    Рубрики: Мотоспорт

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *