ИЖ Москвич 412 ›
Бортжурнал ›
БУС-1 с регулируемой паузой

Принципиальная схема БУС-1 и схема заводской установкиСхема доработки БУС-1

Не мое.
Взято здесь: upload-http://www.drive2.ru/b/456850106071701847/
Цель переноса — поскольку на найденный ресурс все равно ходить не буду, а информация полезная, чтоб не потерялось и всегда была под рукой. Надеюсь автор не в обиде
acestik
Дмитрий ТИМОФЕЕВ
Я езжу на ИЖ Москвич 412
Луганск, Украина

Для того чтобы сделать регулируемую прерывистую паузу у регулятора БУС1 достаточно в схеме заменить электролитический конденсатор С7 с 22мкф на 200мкф и постоянный резистор R15 на переменный (с линейной характеристикой для плавной регулировки), дополнительный резистор в цепи на 6килоом ограничивает минимальное время срабатывания до 2сек (в моем случае) если его убрать то в минимальном положении резистора R15 дворники будут работать постоянно без паузы. В максимальном положении резистора R15 пауза увеличивается до 15сек.

От себя добавлю, что по опыту 15 сек. мало. Сейчас использую программируемое реле стеклоочистителя с паузой от 2 до 72 сек. Так что конденсатор лучше поставить побольше

Lada 2109 HANSEAT ›
Logbook ›
Реле поворотов своими руками

Поставив светодиоды в поворотники, повороты начали часто моргать, т.к. в заводском реле есть контроль перегоревших ламп. В Интернете много информации о том как обойти эту проблему, а именно перерезать 7-мую ножку с микрухи и будет счастье. Ну я решил, переведу все на светодиоды, потом буду с реле играться. Перевел, дошли руки до реле, разобрал, а там микрухи нет, вся логика на транзисторах. Реле у меня оказалось старенькое.

Поэтому решено было делать все с нуля.
Нашел релюху

Оставил только корпус

Прорезал отверстия и изготовил по размерам нижнюю часть

Вставил заранее подготовленные ножки и прикрутил болтами

Дальше в интернете нашел схему на 555-м таймере, экспериментальным методом подобрал все резисторы, кондеры и добился нужной мне частоты мигания. Вот что получилось

Нарисовал, вытравил плату и впаял все компоненты

Собрал все в корпус

По сравнению с заводской

Поставил в авто, мерцание то, что нужно НО релюха клацает постоянно при включеном зажигании, а я только присоединяю левые или правые поворотники когда нужно. Это мне не понравилось, поэтому решено было переделать и поставить транзистор вместо реле. Транзистор не обязательно брать тот, чо на схеме, главное, чоб полярность была такой-же и выдержало нагрузку при включении аварийки.

После чего реле стало вообще не слышно.

Реле для поворотников своими руками

Приветствую, Самоделкины!
Хочу отметить, что данная статья, скорее всего, будет более полезной и интересной для автолюбителей, так как в данном случае рассмотрим предельно простую, достаточно мало затратную и довольно надежную схему реле поворотников.
Как известно в основном реле бывают двух типов: электромеханические и твердотельные.
Самый основной недостаток обычного или электромеханического реле заключается в том, что контакты со временем обгорают. К тому же не стоит забывать, что не исключено и их залипание, даже если реле новое.
Представленная схема не нуждается в дополнительной настройке и заработает сразу после включения в цепь. А подключается она в разрыв плюса питания или иначе говоря последовательно с нагрузкой. Наглядно это продемонстрировано на рисунке ниже:
Такая схема будет работать ну буквально вечно, а стоит будет гораздо меньше чем готовый вариант из магазина.
Теперь давайте более подробно разберем как работает данная схема. По сути это несимметричный мультивибратор, слегка подогнанный для работы с полевым ключом. В начальный момент времени через диод d1 заряжается конденсатор c1, оба транзистора закрыты.
Через резистор r3 заряжается электролитический конденсатор с2.
Через некоторое время напряжение на этом конденсаторе плавно нарастает до некоторого значения. И как только оно будет больше напряжение отпирания транзистора vt1, последний сработает. По его открытому переходу напряжение поступает на затвор полевого транзистора, вследствие чего тот мгновенно сработает, коммутируя нагрузку.
Грубо говоря, полевой транзистор у нас в качестве обычного выключателя, который управляется схемой генератора на маломощном транзисторе.
Далее, после срабатывания ключа, правая обкладка конденсатора будет соединена с массой питания, а левая, через эмиттерный переход первого транзистора, к плюсу питания. То есть происходит заряд конденсатора обратной полярностью.
Зарядный ток конденсатора будет удерживать оба транзистора в состоянии насыщения. В этом режиме транзисторы полностью открыты и кпд схемы достигает своего апогея. По мере нарастания напряжения на конденсаторе ток его заряда упадет и ключи соответственно выйдут из режима насыщения, а в таком состоянии силовой ключик уже будет нагреваться.
Так как конденсатор у нас был заряжен обратной полярностью, то на базу транзистора vt1 будет приложено, грубо говоря, плюсовое питание, что приводит к скоростному запиранию транзистора, а вслед за ним закрывается и полевик.
Все это время через резистор r2 протекал ничтожный ток, который почти не влиял на работу происходящих процессов.
Если пояснением работы этой простой схемы понасиловал вам мозги, вы уж простите.
Время срабатывания полевого транзистора, а следовательно и миганий ламп, зависит от номиналов конденсатора c2 и резисторов r2 и r3. Чем больше емкость конденсатора или сопротивление резисторов, тем меньше частота миганий. И наоборот, чем меньше номинал резисторов r2 и r3, а также конденсатора с2, тем соответственно будет выше частота миганий поворотников.
Резистор r1 выполняет несколько функций. Одной из них является обеспечивание надежного запирания полевого ключа.
Транзистор в схеме генератора можно взять любой средней мощности, наподобие bd140.
Выбор полевого транзистора зависит от мощности коммутируемой нагрузки. Отлично подходят для этих целей транзисторы от старых/нерабочих материнских плат стационарного персонального компьютера. В данном же случае автор поставил irfz44, как самый ходовой вариант.
С таким раскладом схема может коммутировать нагрузки с мощностью до 100-150 ватт, но к транзистору, скорее всего, нужно будет прикрутить небольшой радиатор.
А при мощности около 50 Вт в радиаторе нет необходимости. Если нагрузка не очень большая, например, светодиодная лампа, то вместо полевого транзистора можно использовать биполярный транзистор обратной проводимости. В этом случае схема будет выглядеть следующим образом:
На всякий случай автор развёл печатную плату, хотя, в принципе, все можно собрать и на макете.
Ссылку на плату вы сможете найти в описании под оригинальным видеороликом автора проекта. Ссылка на ролик ниже.
Благодарю за внимание. До новых встреч!
Видео:

Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. .

Изготовление 6-ти вольтового реле поворотов

В один прекрасный день, я подумал, что неплохо было бы оснастить свою (горячо любимую) JAWA 350-360/00 указателями поворотов, благо таковые (от Восход 3М) давно валялись в сарае без дела. Из них были извлечены 12-ти вольтовые лампы, и на их место поставлены 6V 6W. Лампы большей мощности применять не имеет смыла, т.к. генератор на «старухе» всего 45W. Оставалось дело за малым достать реле поворотов на 6V. Но здесь была засада, т.к. так в продаже его не наблюдалось. Тогда я решил сделать его сам. Для этого был взят архив журналов «Радио» 65-80 г.в. И начались поиски.

В №6 за 1973 г. я нашел что искал — простейшая схема на 3-х транзисторах.

Полный текст статьи я приводить не буду, т.к. все-таки мы не радиоэлектронщики, а мотоциклисты 🙂 Однако кое какие пояснения я все же дам. Итак, реле состоит из несимметричного мультивибратора на транзисторах VT1-VT2 см рис.1.

Рис.1. Схема из журнала «Радио»

Транзистор VT3 работает в ключевом режиме. При данных номиналах элементов, по сведениям автора, частота вспышек лежит в районе 86-94 в мин (после сборки мной этой схемы она была ~115 в мин, но об этом позже). На транзистор VT3 автор рекомендует устанавливать радиатор площадью 30см2. Транзисторы VT1 и VT2 могут быть заменены на МП40, МП41, МП42. При этом номиналы деталей должны быть изменены.

Взглянем повнимательней на схему. Первое, что бросается в глаза: минусовой полюс аккумуляторной батарей присоединен к массе, на JAWA, же наоборот плюс идет на массу. Дело поправимо, просто изменим подключение ламп, как показано на рис 2:

Рис.2. Схема подключения для «старухи»

Второе: таких транзисторов уже сто лет как не выпускают, поэтому попытаемся найти им замену. Сразу забегая вперед скажу, что замену VT1 и VT2 мне найти не удалость. Кремниевые KT3107, которыми я попытался их заменить не работали, и мне пришлось раскурочить какую то допотопную схему, из которой я их и выпаял. Но обо всем по порядку.

Для сборки реле была вытравлена плата размером 3х5 см (см. рис.3.).

Рис. 3. Плата — вид со стороны дорожек.

Транзистор VT3 (П213Б) был заменен на современный KT816В (хотя его можно заменить на любой 816 или 814 серии, при этом больше ничего менять не потребуется). VT1 и VT2 — МП40. После сборки все заработало…но не так как хотелось. Частота миганий была слишком велика, к тому же длительность импульса и длительность паузы явно не совпадали. Надо было подбирать номиналы. После длительных упражнений с паяльником была сделана такая подборка:

R1=5.6кОм R2=150Ом R3=3.3кОм R4=68Ом С1=47мкФ; при этом обеспечивалась частота примерно 65-75 миганий в минуту. Схема стала выглядеть так (рис. 4).

Рис. 4. Конечная схема.

Резисторы я брал типа МЛТ 0.25Вт, более мощные использовать нет смысла.

Конденсатор К50-35 электролитический 16В (при пайке не перепутайте полярность).

Корпус реле был изготовлен из конденсатора (прямоугольный примерно 5.5х3.5 см (под него и делалась плата). Транзистор VT3 во время работы сильно нагревается, поэтому он припаян к плате на проводках, и закреплен винтом на металлическом корпусе.

Минимальное напряжение срабатывания реле — около 4 В.

P.S. Через несколько месяцев в мотозапчастях я увидел древнее электромеханическое реле для JAWA 634. Оно стоило 230 рублей, мое реле обходится в 10р + немного подручных средств + 2 часа времени.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *