Рождение легенды

Давным-давно, в 1896 году, организатор трансамериканской велогонки от Нью-Йорка до Сан-Франциско Уильям Д. Ришел случайно оказался в забытом богом и людьми городке Вендовер, штат Юта, в 88 милях от Солт-Лейк-Сити. Аборигены показали заезжему антрепренеру местную достопримечательность — гигантское высохшее соляное озеро Бонневиль. Ришел был поражен не только его грандиозными размерами и пугающей красотой, но и плоской, ровной как стол поверхностью, которая тянулась до самого горизонта.

Восемнадцать миль для смелых Схема курса демонстрирует план участка озера Бонневиль, на котором в нынешнем августе проводилась Неделя скорости SCTA. В этом году организаторы решили оборудовать не два, а три курса — Длинный в 8 миль, Короткий и Специальный по 5 миль каждый. Это было сделано для того, чтобы быстрее провести квалификационные заезды.

Вернувшись в Нью-Йорк, Ришел рассказал газетчикам о Бонневиле как о месте, идеально подходящем для проведения массовых автогонок. Мысль об организации рекордных скоростных заездов на соляном треке долгие годы не давала ему покоя. Только через 18 лет Ришелу удалось убедить легендарного пилота тех лет, бесстрашного Тедди Тезлаффа, совершить в Юте серию заездов, и в 1914 году тот установил неофициальный мировой рекорд скорости 228 км/ч на автомобиле Blitzen Benz. А еще через два года друг Ришела, плотник из Солт-Лейк-Сити и автолюбитель Эб Дженкинс, организовал первую в Бонневиле гонку на выживание: он сумел проехать 4345 км по круговой десятимильной трассе за 24 часа со средней скоростью 180 км/ч. Так началась легенда Бонневиля, самого быстрого места на Земле. А заодно и история особого вида автоспорта, лендспид-рейсинга — гонок один на один со скоростью.

На скоростном участке замеряется скорость, которая идет гонщику в зачет. Стрелками показано направление выезда с Курсов после прохождения дистанции. Звездочкой отмечено расположение так называемой Башни — места, в котором располагается главный судья соревнований и аппаратура для измерения скорости Chronologic. Между четвертой и пятой милями Курсов находятся зоны размещения спасательных служб — пожарных и парамедиков. Зона Импаунда располагается слева от Длинного курса, на котором проходят рекордные заезды.

В 1920-х и 1930-х годах в Бонневиль потянулись любители автогонок со всего Запада Соединенных Штатов. Сначала это были энтузиасты-одиночки. Затем они стали собираться в группы. Затем в клубы. И наконец, в конце 1930-х годов для наведения элементарного порядка в регистрации рекордов скорости были организованы несколько гоночных ассоциаций. Самыми крупными из них стали Southern California Timing Association (SCTA), Russetta Timing Association (RTA), включавшая в себя 15 клубов и просуществовавшая до конца 1950-х, а также Utah Salt Flats Racing Association (USFRA), благополучно здравствующая и поныне. До этого десятки любительских клубов проводили гонки по собственным правилам, а количество рекордов исчислялось сотнями.

  • Адреналин

    Назло рекордам: почему люди не хотят передвигаться очень быстро

  • Адреналин

    Зачем нажимать на педаль тормоза левой ногой?

Демократия Погонять на Соли может каждый желающий. Приехать можно практически на любом транспортном средстве с любым количеством колес и любым типом двигателя. Для любого монстра обязательно найдется соответствующая категория и класс. Большинство автомобилей и мотоциклов, участвующих в заездах, создаются их хозяевами по собственным чертежам. По сути Бонневилль — это фестиваль, на котором зрители могут увидеть уникальные и неповторимые произведения инженерного искусства.

Периодически в Юту наведывались знаменитые англичане со своими левиафанами, оснащенными сверхмощными авиационными моторами, чтобы в очередной раз побить мировой рекорд скорости на суше. Вплоть до начала Второй мировой войны ежегодно проводились захватывающие массовые гонки на выживание. Такие яркие события привлекали огромное внимание прессы, и о соляных равнинах на краю света узнал весь мир. Так с конца 1930-х годов Бонневиль, или просто Соль, стал Меккой автогонщиков. До конца 1940-х заезды проводились практически нелегально, но власти штата смотрели на это сквозь пальцы — приток гонщиков и туристов на такие мероприятия был чуть ли не единственным источником средств для скудных бюджетов городков, затерянных в пустыне. И лишь в 1949 году, после нескольких случаев гибели пилотов, SCTA была вынуждена получить от властей штата Юта специальную лицензию на проведение гонок в Бонневиле и обеспечение мер безопасности. Такая же лицензия вскоре была выдана ассоциации USFRA. Местом для гонок был выбран участок плато близ городка Вендовер.

Грозное слово Импаунд

Правила некоторых официальных соревнований, проводимых под эгидой FIA, по объему напоминают телефонную книгу Нью-Йорка. Регламентируется все, вплоть до цвета комбинезона пилота. В Бонневиле все по‑другому. Во‑первых, гонщики вообще не соревнуются между собой. Единственный соперник — стрелка секундомера. Каждый автомобиль или мотоцикл выезжает на Курс в одиночестве. Во‑вторых, здесь каждый сам выбирает себе класс, в котором он хочет гоняться. Даже если ваш болид подозрительно похож на стримлайнер с потолком скорости под 700 км/ч, а вы наивно заявились по классу винтажных купе, никто вам и слова не скажет. Гоняйтесь на здоровье! Если судья выразит сомнения в соответствии вашей колымаги выбранному классу, вы все равно вправе настоять на своем и выйти на старт. Ваше слово весит в Бонневиле ровно столько же, сколько судейское. Конечно, судьи здесь — тертые калачи и обязательно зададут вам пару-тройку едких вопросов. Но все эти вопросы касаются только безопасности. Безопасность — вот что главное для гонок на Соли. Технический инспектор перед стартом не будет проверять объем вашего мотора и давление в турбокомпрессоре, но тщательно осмотрит все сварные соединения и опоры двигателя на предмет трещин или поломки. Никого не интересует размерность ваших колес, но глубина их протектора и целостность силовых элементов подвески инспектор обязательно проверит. Список технического осмотра на старте состоит из 56 пунктов, каждый из которых касается только вашей безопасности.

Первый шаг В Бонневилле просто не может быть скучно! Даже если вы начинающий чайник и приехали на Соль впервые, никто из старожилов не отнесется к вам свысока. Рекорды в последнее время обновляются довольно редко, а вот общения и адреналина здесь с избытком. К тому же, каждому будет интересно — что за штуковину вы соорудили в своем домашнем гараже. Оригинальность конструкции порою компенсирует недостаток динамики.

Если же вы на своем стримлайнере рвете всех конкурентов по классу купе в клочья, то вас ждет крайне неприятная процедура — заезд в Импаунд. Импаунд — это святая святых Бонневиля. Машины, показавшие среднюю скорость в двух заездах, превышающую предыдущий рекорд, получают право на рассвете следующего дня выйти на так называемый Record Run — рекордный заезд, состоящий из двух попыток. Гонщик обязан заехать в особую зону — Импаунд — сразу же после выхода с Курса. До «рекорд рана» автомобиль не имеет права покидать эту зону ни под каким предлогом. И вот здесь вас проверят по полной программе! Впрочем, в случае явного мошенничества вы можете вовсе не выйти на Курс, если кто-либо из участников заявит официальный протест. Но такие случаи исключительно редки. Ведь люди на Соли — это особая каста. Доброе имя для них намного дороже любого рекорда.

Гоночная осень

Гоночный сезон на соляных озерах довольно короткий — с мая по октябрь. Зимой сухая белоснежная поверхность заполняется влагой и превращается в безжизненную грязно-коричневую трясину глубиной несколько метров. Основные события в Бонневиле происходят осенью. В августе SCTA проводит там традиционную Неделю скорости, а в октябре лучшие команды и гонщики собираются на так называемый Мировой финал. В сентябре трассы занимают участники фестиваля World of Speed, который организует ассоциация USFRA. На этих соревнованиях официальные мировые рекорды не регистрируются, так как организация гонок не отвечает требованиям Международной федерации автоспорта FIA. Но для людей, которые собираются в Бонневиле, это не имеет большого значения. Для них гораздо важнее просто выйти на линию старта и промчаться свои две с четвертью мили «на все деньги». А деньги, надо сказать, немалые. Именно поэтому основная масса участников приезжает командами. По три-пять человек на каждый гоночный автомобиль. Подготовка болида к заезду, покупка запчастей, бензина и еды — всё делается в складчину. Иногда на озера приезжают погоняться профессиональные гонщики — так сказать, в индивидуальном порядке. Если цель приезда — установление нового официального рекорда, то на старт приглашаются специальные представители FIA. Частенько в Бонневиле устраивают собственные соревнования крупные автомобильные компании и просто отдельные группы энтузиастов из разных стран.

Заезды в Бонневиле проводятся на двух трассах, или курсах. Курсы прокладываются из одной стартовой точки под углом друг к другу. Обслуживающий персонал — хронометристы, пожарные, спасатели и медики — располагаются между этими курсами и готовы в любую секунду прийти на помощь пилоту. Короткий курс обычно имеет длину от 4 до 5 миль. Длинный — от 7 до 14. Для того чтобы получить право стартовать на Длинном курсе, каждый участник должен пройти квалификацию на Коротком и показать скорость не менее 280 км/ч на скоростном участке в четверть мили после двух миль разгона. Счастливчикам выдают наклейку на лобовое стекло Long Course. Исключение составляют лишь мощные стримлайнеры, способные промчаться по трассе со скоростью 600 и более километров в час. На Коротком курсе им попросту не хватит места для остановки после раскрытия тормозного парашюта, поэтому они гоняются только на Длинном.

Моторный стритлюж — лишь одно из безумных транспортных средств, которые можно встретить на скоростных заездах в Бонневиле. В этом году гонщица Дженна Мориссон показала результат 113,398 миль в час (182,496 км/ч) во время тренировочной пробежки на роликовых коньках с использованием российского дыхательного тренажера.

О миллисекундах свысока

Проблема измерения скорости существуют столько же, сколько и сами гонки. Первые энтузиасты Бонневиля использовали для этого механические хронографы. В те времена разгонный участок трассы имел длину полторы мили, а скорость замерялась на последующей четверти мили. В 1930-х годах с ростом мощности автомобилей разгонный участок увеличили до двух миль. Высокая плотность результатов участников заездов потребовала большей точности измерений. Первой известной механической системой тайминга на гонках Бонневиля был способ, при котором поперек Курса на скоростном участке на высоте около полуметра от земли натягивали прочные тонкие веревки. Проезжая, автомобиль срывал их колесами или передним бампером и включал последовательно установленные хронометры. После заезда судьи, зная разницу в показаниях хронометров и пройденное при этом расстояние, могли вычислить среднюю скорость автомобиля. В те же годы некоторыми клубами использовались системы с резиновыми трубками, наполненными водой. Принцип действия был аналогичен «веревочной» системе: автомобиль, пересекая трубки, создавал импульс давления, который включал хронометры.

Мощнейшие лейкстеры, сигарообразные автомобили с открытыми колесами, способны развить сумасшедшую скорость до 700 км/ч. Чтобы остановить такую ракету в пределах Курса, механических тормозов недостаточно.

Оба способа были очень громоздкими и ненадежными, и в середине 1930-х Уолтер Насс, выступавший главным судьей многих состязаний на трассах Бонневиля, создал первую электромеханическую систему замера скорости. Она была довольно примитивна, но обеспечивала точность до одной сотой доли секунды. Идея Насса состояла в последовательном замыкании электромагнитной катушки-соленоида с механическим ударником при пересечении автомобилем протянутых поперек трассы проводов. На конце ударника находилась острая игла, которая пробивала равномерно вращающийся картонный диск. Средняя скорость на отрезке вычислялась по величине угла между отверстиями. Система Насса применялась в Бонневиле до июня 1940 года. В осеннем сезоне 1940 года место главного судьи соревнований под эгидой SCTA занял Джей Отто Крокер, который предложил более продвинутую электронную систему тайминга на основе фотоэлементов. Основным прибором для измерения времени в системе Крокера был осциллятор — генератор равномерных колебаний. Пересекая последовательно установленные поперек трассы пары фотоэлементов, автомобиль включал и выключал осциллятор. Средняя скорость вычислялась по специально составленным таблицам.

На своих четырех Существуют такие фанаты скорости, для которых гоночный болид — это единственный автомобиль в семье и повседневное средство передвижения На скоростных курсах Бонневиля можно увидеть футуристические болиды, специально построенные для езды на безумных скоростях, привезенные на специальных грузовиках и аккуратно спущенные на поверхность озера. А рядом с ними — приковылявшие своим ходом развалюхи 80-х годов.

Данная методика была довольно точной и просуществовала до 1970 года, когда Крокер оставил пост главного судьи SCTA. После этого организаторы гонок в Бонневиле использовали различные системы тайминга, пока в 1990 году гонщики братья Алан и Джеймс Райсы не создали собственную компьютеризированную электронную систему Chronologic на основе инфракрасных излучателей. Она используется по сей день и постоянно совершенствуется. Главное ее преимущество перед предшествующими методиками — предоставление гонщикам полной информации о скоростном режиме заезда. Системой Chronologic пользуются оба официальных лицензированных организатора соревнований в Бонневиле — ассоциации USFRA и SCTA. Погрешность измерений по методу братьев Райс составляет всего одну тысячную долю секунды, что вполне устраивает как организаторов заездов, так и самих гонщиков. После каждого заезда гонщик получает распечатанный лист, так называемый тикет, в котором отображаются все показатели заезда — от времени выхода на курс и средней скорости до направления и силы ветра, влажности и атмосферного давления.

Классификация типов автомобилей для рекордных заездов на Соли весьма обширна. Ее гибкость позволяет самым странным транспортным средствам участвовать в заездах Судъями учитываются два главных фактора — тип кузова и тип двигателя. Остальное — поле для эксперимента. Внешний дизайн автомобиля или мотоцикла каждый гонщик выбирает на свой вкус. Главное при этом — не забывать о безопасности. Чем выше мощность вашего болида — тем строже будет технический контроль перед стартом.

В мире существует множество более совершенных электронных систем, использующих лазеры, данные GPS и продвинутые компьютерные программы, но для любительских ассоциаций Бонневиля они слишком дороги. По словам Фрэнка Скотта из SCTA и Эллен Уилкинсон из USFRA, в ближайшее время для тайминга будет по‑прежнему использоваться старое доброе оборудование Chronologic.

Счастливый билет В мозолистых руках гонщика Рэнсома Холбрука не чек из магазина. Это тикет — подробная распечатка текущих погодных условий и динамики заезда. Его получает каждый гонщик после возвращения с Курса в стартовую зону. Рэнсом счастлив, хотя его результат далек от рекорда. На своем Pontiac GTO он сумел разогнаться всего до 260 км/ч.

Тяжелые мили

Только на первый взгляд поверхность высохшего соляного озера представляется идеальной для скоростного вождения. Описать ее свойства довольно трудно; впрочем, вы можете создать свой собственный Бонневиль в миниатюре. Насыпьте в большую сковороду обычную поваренную соль слоем в пару сантиметров толщиной. Теперь залейте ее водой по самые края и уберите с глаз долой в какое-нибудь сухое место. Через пару недель вы увидите, что в сковороде образовалась твердая блестящая соляная корка. Казалось бы, неплохо для гоночной трассы. Но если просто потереть ее рукой, то верхний блестящий слой превращается в мельчайшую соляную муку. Чем больше автомобилей проезжает по такому покрытию, тем толще становится слой пыли. Ветераны Бонневиля говорят, что прохождение Курса требует от водителя огромного опыта и быстроты реакции. Многие называют соляную трассу самым коварным покрытием в мире и сравнивают ее с полированным ледяным накатом, присыпанным легким снежком. Через несколько часов проведения заездов поверхность Курса покрывается многочисленными выбоинами и колеями глубиной до нескольких сантиметров. На скоростях под 300 и более километров в час, а медленнее здесь ездить не принято, это смертельно опасно. В этом году всего за два дня заездов на Неделе скорости пятеро гонщиков не сумели справиться с управлением и получили серьезные увечья.

В очередь на старт Только в Бонневиле зрители могут увидеть одновременно на старте мощнейший стримлайнер и белли-танкер, дизельный тягач и электромобиль. Каждый из участников просто становится в живую очередь на старт. После прохождения технического осмотра помощник стартера объявляет автомобиль готовым к заезду на Коротком курсе. По рации он получает подтверждение от главного стартера о том, что Курс чистый, на нем нет людей, посторонних предметов и автомобилей. Перед стартом еще раз проверяется экипировка пилота — шлем, огнезащитный комбинезон, маска и перчатки. Пилот обязан пристегнуться к креслу четырехточечным ремнем безопасности. Помощник стартера в течение нескольких секунд напоминает пилоту правила замера скорости и необходимость покинуть трассу сразу после прохождения зоны замера скорости. И это всё. Такая организация соревнований очень удобна для зрителей и позволяет совершить за один световой день сотни заездов.

Помимо всего прочего, соляная корка работает как наждачный круг. Пробуксовка на старте и во время заезда может запросто превратить в лохмотья комплект очень дорогой специальной резины LandSpeed. Передозировка тяги во время заезда приводит не к ускорению, а наоборот, к замедлению болида. Бывалые гонщики знают, что главное для Соли — не количество бешеных лошадей под капотом, а тонкое управление подачей крутящего момента. Вообще, на трассе Бонневиля все автомобили едут немного медленнее, чем на асфальте. Особенно с маленькими колесами, наиболее восприимчивыми к вибрациям. Именно поэтому все болиды для Соли обувают в узкие «рулежные» шины большого диаметра.

Каждый автомобиль оснащается парашютной тормозной системой, подобной тем, которые используются на сверхзвуковых истребителях. Такие же требования предъявляются к тяжелым гоночным тягачам и стримлайнерам — обтекаемым ракетам с закрытыми колесными арками.

Одобрено природой

Но на трассе трудно не только гонщикам. Организаторам фестивалей приходится еще тяжелее. Для того чтобы оборудовать Длинный и Короткий курсы, зону Импаунда и ограждение для зрителей, приходится несколько дней работать отбойными молотками. В некоторых местах слой соляных отложений достигает двух метров и установка колышков для крепления конусов-маркеров превращается в ад. На солнцепеке под 60 °C получение теплового удара — дело обычное. Подготовка поверхности Курсов занимает пару дней. Для этого в Бонневиле существует специальная машина, драг. Это грузовичок с прицепленной сзади тяжелой стальной платформой-волокушей и поставленными сверху бочками с водой. Он несколько раз проезжает по Курсу, сглаживая неровности. Выбоины и рытвины засыпают солью, проливают водой и тщательно трамбуют. Перед началом заездов трасса представляет собой гладкую белоснежную поверхность. Но уже через несколько часов сотни колес превращают ее в мелкую щебенку с пылью. Бывает, что драгу приходится таскать за собой волокушу по нескольку раз в день. Но безопасность превыше всего!

Отменить гонки может только тот, кто создал Бонневиль, — Мать-природа. Если погода испортится и над озером пройдет ливень, то за несколько часов поверхность озера превратится в жуткое коричневое болото. В этом случае участникам и зрителям надо побыстрее ретироваться. Бывали случаи, когда в соляной жиже бесследно тонули грузовики. В 1950-х годах из-за дождей соревнования не проводились несколько лет подряд, а в последний раз Природа сказала свое «нет» Неделе скорости в 2004 году.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2008).

Ural Puncher CR 1978 года выпуска модернизировали для участия в соревнованиях, но в команде отмечают, что основные детали, в частности, двигатель, сохранили в заводском состоянии. «Урал» установил рекорды в двух классах — 650-кубовые мотоциклы без аэродинамического обвеса и 650-кубовые мотоциклы с аэродинамическим обвесом.

Петр Лапшенков, пилот FCM Racing Team, установил рекорд в заезде 650 СС без обтекателя, достигнув скорости в 108,941 миль в час (175,323 км/ч). В классе 650 СС с аэродинамическим обвесом Петру удалось побить прошлый рекорд, разогнавшись до 119,248 миль в час (191,911 км/ч). Однако в следующем заезде в этом же классе Наталья Любимова, двукратная чемпионка России по шоссейно-кольцевым мотогонкам, пилот Yakhnich Motorsport, превзошла результат соотечественника, достигнув скорости 122,259 миль в час (196,756 км/ч).

В итоге россияне установили три рекорда скорости, два из которых вписаны в «Книгу рекордов Бонневилля». Наталия Любимова стала первой русской девушкой, записавшей на свой счёт мировой рекорд скорости.

— Мы открыли новую страницу в истории российских мотоциклов, — отмечает Сергей Мальцев, руководитель Fine Custom Mechanics. — Мы смогли доказать, что наши «Уралы» могут быть самыми быстрыми. Мы планируем использовать наши достижения для дальнейшего развития гоночной стратегии. Все наши конструкторские решения сработали. Установив рекорд скорости на соли, теперь наша следующая цель – это лед Байкала.

Мировые рекорды скорости: от паровых машин до ракетных двигателей на соляных озерах

Как только на европейских и американских дорогах появились первые автомобили, человечество начало мечтать о скорости. Поэтому уже тогда наравне с обычными серийными машинами конструкторы создавали гоночные модели. Что касается мировых рекордов, то каждый новый результат и по сей день фиксируется в списке, открытом еще в позапрошлом веке.


Человечество грезило о скорости с момента появления автомобиля

Первый официально зарегистрированный рекорд установил французский граф по имени Гастон де Шасслу-Лоба — в конце 1898 года он разогнался на своем автомобиле (кстати, с электрической тягой) до 63 с лишним километров в час. Через пару месяцев бельгийский гонщик Камиль Женатци на электромобиле, известном истории по кличке «Всегда недовольная», улучшил результат француза на три километра в час. После этого бельгиец и француз превратились в непримиримых соперников и постоянно били рекорды друг друга. Победителем в схватке стал Камиль: в апреле 1899 года он впервые преодолел стокилометровый рубеж, показав результат 105,8 км/ч.


Камиль Женатци

Женатци буквально жил гонками. Спустя несколько лет после своего последнего рекорда он попал в аварию и лишился руки, но даже это не помешало ему соревноваться и побеждать. Камиль шутил, что умрет в автомобиле, притом непременно в «Мерседесе», и его предсказание по иронии судьбы сбылось: однажды в него нечаянно всадили пулю на охоте, и автомобиль, в котором раненого везли в больницу и в котором он скончался по дороге в госпиталь был именно «Мерседесом».

Участвовал в гонках и небезызвестный американский промышленник Генри Форд, правда, исключительно в рекламных целях. В 1904 году он разогнался на одном из своих автомобилей до 147 километров в час, и это была первая попытка установить мировой рекорд не на территории Франции или Бельгии. В Европе результат не приняли, сославшись на то, что заезд был проведен не по клубным правилам. В Америке, напротив, гордились достижением. Впрочем, сам Генри Форд больше гонками не занимался.

* * *

Двухсоткилометровый рубеж скорости был преодолен в 1911 году гонщиком по фамилии Бурман. У него был автомобиль фирмы «Бенц» на 200 л. с., получивший прозвище «Молниеносный», или просто «Молния». Рекорд составил 228 км/ч. Правда, гонщик прошел дистанцию лишь в одном направлении, а потому результат не сразу признали официально.


Малькольм Кэмпбелл на своей «Синей птице»

Еще до начала Второй мировой войны рекорд Бурмана был улучшен почти в два раза англичанином Малькольмом Кэмпбеллом. В 1932-м на гоночном автомобиле, который назывался «Синяя птица», Кэмпбелл развил скорость более 400 км/ч и впоследствии несколько раз побил собственный рекорд.

В 1937 году пилот Джон Айстон на автомобиле «Роллс-Ройс-Айстон» разогнался до 500 км/ч. Машина его выглядела очень необычно и внешне напоминала скорее летательный аппарат, к тому же у нее было всего три колеса.


Гарри Габелич и его «Синее пламя

С середины 1960-х в гонках начали участвовать автомобили с авиационными и ракетными двигателями, поэтому рубеж в 1000 км/ч в 1970-м покорился американцу Гарри Габеличу, болид которого под названием «Синее пламя» показал среднюю скорость 1014 км/ч. Впрочем, и он впоследствии был неоднократно побит, хотя отметку в 1000 миль (примерно 1600 км/ч) пока не преодолел ни один автомобиль.

* * *

Разумеется, для установления фантастических рекордов скорости обычная дорога не подойдет. Чаще всего подобные гонки проводятся на высохших соляных озерах. Самое известное из них называется Бонневилль и находится в Америке, в штате Юта. Представьте себе огромный, 412 квадратных километров, участок — настолько плоский, что на нем можно увидеть кривизну земного шара. При этом большую часть года поверхность озера твердая, сухая и ровная, здесь нет ни песка, ни грязи. Неудивительно, что еще в 20–30-е годы прошлого века сюда начали съезжаться любители адреналина и запредельных скоростей со всего мира.


Знаменитое соляное озеро Бонневилль неоднократно становилось свидетелем рекордов скорости

Первое время гонки на озере проводились нелегально, безо всяких лицензий. Правительство штата не протестовало, ведь подобные мероприятия приносили неплохой доход жителям маленьких городков, расположенных неподалеку от соляной пустыни. Однако после нескольких трагических случаев процесс организации заездов стал строгим, и эти правила действуют по сей день.

Гонщики здесь не соревнуются друг с другом; они выезжают на трассу по одному, и их главный соперник — стрелка спидометра. При этом класс автомобилей или мотоциклов, на которых совершается заезд, каждый выбирает сам, возразить не может даже судья. Главное — соответствие техническим требованиям безопасности, список которых насчитывает почти 60 пунктов. Самые яркие события в Бонневилле проходят летом и осенью. Например, традиционная «Неделя скорости» — обычно она проводится в августе.


Кадр из кинофильма «Самый быстрый «Индиан»» (2005)

Загадочное соляное озеро Бонневилль, которое само по себе является яркой природной и туристической достопримечательностью, неоднократно появлялось на киноэкране. Пожалуй, атмосфера, царящая там в дни гонок, наиболее жизненно передана в художественном фильме «Самый быстрый «Индиан»» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Сюжет основан на реальной истории Берта Монро из Новой Зеландии, который долгие годы своими руками в крошечном сарае совершенствовал старый мотоцикл «Индиан Скаут» 1920 года выпуска. Мечта гонщика сбылась: в Бонневилле он установил мировой рекорд скорости. К тому времени Монро было 68 лет, а его мотоциклу немногим менее — почти полвека.

Само собой, возникает вопрос: как фиксировать рекорды сегодня? Первые энтузиасты Бонневилля пользовались механическими хронографами, затем появилась компьютеризированная система, а сейчас замеры делаются при помощи инфракрасных излучателей, и этот метод зарекомендовал себя как самый точный.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *