Mike-fiesta ›
Блог ›
Легендарный 1986-й: какой мотор самый мощный в истории Формулы 1

Не так давно написал коротенький материал в Блог сообщества «Formula 1 Club», материал по-своему любопытный и возможно будет интересен не только фанатам первой Формулы. Тогда на основном сайте Drive.ru вышла статья Петровского об отделении BMW M Gmbh в числе прочего в ней упоминалось о формульном двигателе BMW M12/13/1 — который многие считают мощнейшим за всю историю Формулы 1. Мало кто это знает — но именно в 1986-м году выступали самые мощные в истории автомобили в и гонках «первой формулы», и на трассах мирового чемпионата по ралли. Невероятный сезон, который подарил нам кучу рекордов, сумасшедшие скорости, невиданную удаль пилотов — которые демонстрировали настоящее мастерство в укрощении строптивых автомобильных монстров. К сожалению этот же сезон принес и немало трагедий — из-за которых эре необузданной мощи в итоге пришел закономерный конец.

Итак, чем был примечателен 1986-й год в истории Формулы-1:

1) В формуле-1 выступали самые мощные автомобили за всю историю этих гонок, по разным источникам мощность 1,5-литровых турбомоторов в квалификационных версиях доходила до 1500 л.с!

Какой двигатель был самым мощным в истории Ф1 — вопрос на который мне не удалось найти на 100% однозначного ответа. Но то, что Кубок конструкторов в том году был с легкостью выигран на Вильямсах с двигателем Honda RA 166 E (на фото) — факт очевидный: 9 побед в 16-ти гонках, 1,5-кратный перевес в очках от второй команды (МакЛарен-Порше)

Как-то читал статью нашего мэтра Льва Шугурова — обзор чемпионата Ф1’1986, он с точки зрения современника писал, что мотор Honda RA 166E в квалификационной версии выдавал до 1290 л.с.
А вот Александр Кабановский в материале на f1news.ru о финальном Гран-при Австралии упоминает, что Вильямсы «взревели 1500-сильными моторами».

Квалификации в 1986-м чаще всего выигрывались с мотором Renault EF15B (8 поулов), хотя возможно в этом главная заслуга первого пилота Лотоса — Сенны

В английской Википедии пишут, что вроде БМВ-шный мотор был самым мощным и развивал чуть больше 1350 л.с., хотя в самой статье про движок фигурирует цифра 1300 л.с., в статье Петровского можно прочитать, что инженеры BMW говорят даже о 1400 л.с. На одном из форумов утверждают, что такую мощность каким-то образом замерили на Гран-при Италии’1986, но ссылок на источники об этом замере нет. Косвенно факт того, что именно движки BMW были мощнейшими доказывает тот факт, что на самой скоростной трассе чемпионата 1986 в Монце доминировали болиды разных команд именно с баварскими силовыми агрегатами.

BMW M12/13/1 — возможно именно этот двигатель был самым мощным в истории, но почему-то все ссылки, где утверждается это (включая Википедию) ведут на сайты или форумы с характерными буквосочетаниями: bmw, mpower и т.п.

На данном видео можно посмотреть onboard с камеры, установленной в машине Джона Дамфриса, напарника Сенны по команде Лотос-Рено, трасса Аделаида (городская в Австралии).
Почувствуйте дух времени: звук, ручная КПП, управляемость…

2) В борьбе за титул в 1986-м впервые сформировалась ставшая затем легендарной «Большая четверка», на фото слева-направо: Сенна, Прост, Мэнселл, Пике, позже западные журналисты станут называть их «Одиннадцать чемпионов мира».

Сенна, Прост, Мэнселл, Пике — 11 титулов на четверых и всегда бескомпромиссная борьба на трассе в период когда были самые мощные авто в истории Ф1 (при этом крайне тяжело управляемые)

С 1986 по 1991 в реальной борьбе за титул участвовали только эти гонщики борясь между собой.
Из 96 этапов они выиграли 83 (Сенна — 31, Прост — 23, Мэнселл — 19, Пике — 10), оставляя всем остальным возможность засветиться только на считанных этапах (из 13-ти Гран-при, которые не выиграли члены квартета — 6 оказались на счету Бергера — наиболее удачливого «среди остальных» в тот период).
И только в 1992 году четверка вынужденно распалась (Пике ушел, Прост пропустил сезон). Все это пришлось как раз на тот год, когда Формулу-1 впервые начали регулярно показывать на российском ТВ и так получилось, что многие до сих пор не знают об эпохальной битве этого квартета пилотов экстра-класса в течении шести сезонов . Да и о последующих сезонах 1992-1993 сейчас мало кто помнит и только с 1994-го очевидцев событий набирается более-менее значимое количество, и ничего удивительного в этом нет, в начале 1990-х до большого автоспорта как-то не особо было + неудобное время трансляций + комментаторы в 1992/1993 оставляли желать лучшего. Но подробнее об этом лучше в другом посте.

Сенна (№12) в 1986-м выиграл больше всего квалификаций — 8, а Мэнселл (№5) больше всего гонок — 5. На фото финиш Гран-при Испании: Мэнселл обгоняет Сенну на финишной прямой, но в момент пересечения зачетной линии нос болида Сенны все-таки оказывается впереди — с разрывом в 0,014 секунды!

3) Впервые один из этапов прошел в социалистической стране — Венгрии! Тем, кто не жил в то время возможно сложно будет понять всю соль этого пункта, но для фанатов автоспорта в СССР это был грандиозный прорыв в мир большого автоспорта. Теперь на «королевские гонки» многие могли посмотреть и живьем (хотя даже в соцстрану выехать было весьма непросто во времена «совка»). Помимо прочего именно с Гран-при Венгрии начались трансляции гонок Формулы-1 в СССР — в то время это казалось фантастикой. Правда из всего сезона показывали только венгерскую гонку на «втором канале», да и её в урезанном до 45 минут виде, но тогда и это было нечто).
Детали гонок 1988 и 1989 годов помню даже сейчас, особенно как переживал за бойца Мэнселла (болел за него в то время), его сход в 1988-м и феноменальную победу в 1989-м…

P.S. Ну а лично для меня 1986 год примечателен тем, что именно тогда я начал интересоваться автолитературой — началось все со знакомством с ворохом журналов «За рулем» и «Наука и жизнь» — которые впервые попались мне на глаза, причем интерес к автомобилям вообще и автоспорту в частности появился одновременно и неотрывно одно от другого, благодарен судьбе, что именно так и произошло. С тех пор и поныне для меня: автомобили и автоспорт — это неразрывные темы, которые не могут существовать по отдельности. Надеюсь сейчас мне удаётся вносить свою скромную лепту в изменение не совсем верного понимания роли автоспорта в развитии общей автомобильной культуры))

Рекорды пилотов

Основная статья: Список рекордов пилотов Формулы-1

  • Михаэль Шумахер является самым результативным гонщиком в истории Формулы-1 по числу побед, подиумов и чемпионских титулов.
  • В 1970 году единственным в истории чемпионом мира посмертно стал австриец Йохен Риндт. Риндт разбился в субботней практике на Гран-при Италии 1970 года и умер по пути в больницу. Тем не менее его очковое превосходство над преследователями в борьбе за титул сохранилось до самого конца первенства: Риндт в итоге набрал 45 очков, а обладатель второго места, Жаки Икс — лишь 40. Кстати, финишировал в том сезоне Риндт всего лишь 5 раз — но только на первом месте.
  • Трижды в истории пилоты показывали абсолютный результат по итогам чемпионата (набирали максимально возможное количество очков) — в 1952 (Альберто Аскари), 1963 и 1965 (Джим Кларк). Это было достигнуто благодаря тому, что не все результаты шли в зачет (4 лучших в 1952 и 6 лучших в 1963 и 1965)
  • Единственный пилот, который лидировал на всех Гран-при Формулы 1, в которых участвовал — Маркус Винкельхок. Он из-за дождя лидировал 6 кругов на Гран-при Европы 2007 года и это был единственный Гран-при Формулы 1, в котором он принял участие.
  • Рубенс Баррикелло — самый опытный гонщик Формулы 1. В период с 1993 по 2011 год он провел 325 Гран-при в составах команд Джордан, Стюарт, Феррари, Хонда, Браун и Уильямс. При этом, сам Баррикелло учитывает Гран-при Сан-Марино 1994 года, где в пятничной квалификации попал в серьёзную аварию и не принял участия в квалификации и гонке.
  • В 2012 году Шарль Пик на болиде команды Marussia установил новый рекорд: по ходу сезона его обогнали 70 раз.

Конструкторы

  • Команда «BAR» вошла в историю чемпионатов мира как команда, которая провела самый долгий пит-стоп. На Гран-при Канады в 2005 году устранение неполадок на машине Такумы Сато заняло 30 минут и 51,763 секунды. Примечательно, что до финиша в этой гонке Сато так и не доехал, сойдя с дистанции из-за проблем с тормозами.
  • Команда «Tyrrell» в течение двух сезонов (1976 и 1977 годов) использовала в гонках уникальные шестиколёсные болиды Tyrrell P34: управляемыми были четыре передних колеса болида. Несмотря на то, что машина выступала достаточно успешно, явного преимущества в борьбе с классическими четырёхколёсными машинами она не имела, и нововведение не прижилось. Главным достижением этих болидов стал дубль на Гран-при Швеции-1976.
  • Самое большое количество побед в одном сезоне долгое время было у McLaren — 15 из 16 этапов эта команда смогла выиграть в 1988 году (Ferrari дважды повторяла этот результат: в 2002, но из 17 этапов и 2004 из 18 этапов), однако теперь рекордсменом считается команда Mercedes, выигравшая 19 гонок из 21 в сезоне-2016.
  • Больше всего дисквалификаций получила команда Tyrrell — 25

Гран-при и старты

Всего Гран-при

Конструктор Гран-при Сезоны
1 Ferrari 884 1950-2016
2 McLaren 757 1966-2016
3 Williams 612 1978-2016
4 Lotus 491 1958-1994
5 Tyrrell 430 1970-1998
6 Brabham 394 1962-1987, 1989-1992
7 Sauber 377 1993-2016
8 Arrows 368 1978-1990, 1997-2002
9 Minardi 340 1985-2005
10 Ligier 326 1976-1996

Победы

Всего побед

Основная статья: Список победителей Гран-при Формулы-1 (команды)

Конструкторы Сезоны Победы
1 Ferrari 1950-2017 225
2 McLaren 1966-2017 182
3 Williams 1978-2017 114
4 Team Lotus 1958-1994 79
5 Mercedes 1954-1955,
2010-2017
64
6 Red Bull 2005-2017 52
7 Brabham 1962-1987,
1989-1992
35
Renault 1977-1985,
2002-2011,
2016-2017
35
8 / Benetton 1986-2001 27
9 Tyrrell 1970-1998 23

Наибольшее количество побед за сезон

Конструктор Сезон Гонки Победы Процент
1 Mercedes 2016 21 19 90 %
2 2014 19 16 84 %
2015
3 McLaren 1988 16 15 94 %
Ferrari 2002 17 88 %
2004 18 83 %
4 Red Bull 2013 19 13 68 %
5 Williams 1996 16 12 75 %
McLaren 1984
Red Bull 2011 19 63 %
6 Benetton 1995 17 11 65 %
7 Williams 1993 16 10 63 %
1992
McLaren 1989
Ferrari 2000 17 59 %

Наивысший процент побед за сезон

Самая продолжительная серия побед

Конструктор Сезон(ы) Победы Серия побед
1 McLaren 1988 11 Бразилия, Сан-Марино, Монако, Мексика, Канада, Детройт, Франция, Великобритания, Германия, Венгрия, Бельгия
2 Ferrari 2002 10 Канада, Европа, Великобритания, Франция, Германия, Венгрия, Бельгия, Италия, США, Япония
3 Red Bull 2013 9 Бельгия, Италия, Сингапур, Корея, Япония, Индия, Абу-Даби, США, Бразилия
4 McLaren 1984-1985 8 Великобритания, Германия, Австрия, Нидерланды, Италия, Европа, Португалия / Бразилия’85
Ferrari 2003-2004 8 Италия, США, Япония / Австралия’04, Малайзия’04, Бахрейн’04, Сан-Марино’04, Испания’04
5 Ferrari 1952-1953 7 Бельгия, Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды, Италия / Аргентина’53
Williams 1993 7 Канада, Франция, Великобритания, Германия, Венгрия, Бельгия, Италия
Ferrari 2004 7 Европа, Канада, США, Франция, Великобритания, Германия, Венгрия
Mercedes 2015 7 Китай, Бахрейн, Испания, Монако, Канада, Австрия, Великобритания
6 Ferrari 1953 6 Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания, Германия, Швейцария
Williams 1987 6 Франция, Великобритания, Германия, Венгрия, Австрия, Италия
Williams 1995-1996 6 Австралия / Австралия’96, Бразилия’96, Аргентина’96, Европа’96, Сан-Марино’96
Ferrari 2000-2001 6 Италия, США, Япония, Малайзия / Австралия’01, Малайзия’01
McLaren 2005 6 Венгрия, Турция, Италия, Бельгия, Бразилия, Япония
Mercedes 2014 6 Австралия, Малайзия, Бахрейн, Китай, Испания, Монако
Mercedes 2015 6 Япония, Россия, США, Мексика, Бразилия, Абу-Даби

Подиумы

Всего подиумов

Конструктор Подиумы
финиши
Подиумы
гонки*
Сезоны
1 Ferrari 680 506 1950-2014
2 McLaren 485 391 1966-2014
3 Williams 302 234 1978-2014
4 Lotus 172 157 1958-1994
5 Brabham 124 106 1962-1987, 1989-1992
6 Red Bull 115 82 2005-2014
7 / Benetton 102 94 1986-2001
8 Renault 100 88 1977-1985, 2002-2011
9 Tyrrell 77 66 1970-1998
10 BRM 61 53 1951, 1956-1977

* Гонки в которых конструктор набрал один или более подиумов

Информация на 24 июля 2014 года

Самая продолжительная серия подиумов

Конструктор Подиумы Сезон(ы) Гонки
1 Ferrari 53 1999-2002 Гран-при Малайзии 1999 года-Гран-при Японии 2002 года
2 Mercedes 28 2014-2015 Гран-при Австралии 2014 года-Гран-при Великобритании 2015 года
3 Ferrari 22 2003-2005 Гран-при Италии 2003 года-Гран-при Австралии 2005 года
4 McLaren 19 2007-2008 Гран-при Австралии 2007 года-Гран-при Малайзии 2008 года
Red Bull 2010-2011 Гран-при Бразилии 2010 года-Гран-при Индии 2011 года
5 Williams 17 1993-1994 Гран-при Южной Африки 1993 года-Гран-при Бразилии 1994 года
Renault 2005-2006 Гран-при Турции 2005 года-Гран-при Франции 2006 года
6 Red Bull 14 2013 Гран-при Монако 2013 года-Гран-при Бразилии 2013 года
7 McLaren 13 1990 Гран-при США 1990 года-Гран-при Португалии 1990 года
McLaren 2011-2012 Гран-при Германии 2011 года-Гран-при Китая 2012 года

Поулы

Всего поулов

Конструктор Сезоны Поулы
1 Ferrari 1950-2015 207
2 McLaren 1966-2015 155
3 Williams 1978-2015 128
4 Lotus 1958-1994 107
5 Red Bull 2005-2015 57
6 Renault 1977-1985, 2002-2011 51
7 Mercedes 1954-1955, 2010-2015 46
8 Brabham 1962-1987, 1989-1992 39
9 / Benetton 1986-2001 15
10 Tyrrell 1970-1998 14

Наибольшее количество поулов за сезон

Быстрые круги

Всего быстрых кругов

Конструктор Сезоны Быстрые круги
1 Ferrari 1950-2016 237
2 McLaren 1966-2016 153
3 Williams 1978-2016 133
4 Lotus 1958-1994 71
5 Red Bull 2005-2016 52
6 Mercedes 1954-1955, 2010-2016 47
7 Brabham 1962-1987, 1989-1992 41
8 / Benetton 1986-2001 36
9 Renault 1977-1985, 2002-2011, 2016 31
10 Tyrrell 1970-1998 20

Данные приведены на конец сезона 2016

Очки

На протяжении всей истории чемпионата, менялись места и количество очков — см. Система начисления очков в Формуле-1 для подробностей.

Всего очков

Конструктор Очки ЛЗ Очки КК
1 Ferrari 6660.5 7562.27
2 McLaren 5116.5 5434.5
3 Red Bull 3520.5 3520.5
4 Williams 3470 3476
5 Mercedes 3050 3189.14
6 Lotus 1368 1600
7 Renault 1326 1326
8 Brabham 864 983
9 / Benetton 851.5 861.5
10 / Sauber 812 812

Все данные приведены на конец сезона 2016

Наибольшее количество очков за сезон

Конструктор Очки Сезон Место Гонки Соотношение
1 Mercedes 765 2016 1 21 36.42
2 Mercedes 703 2015 1 19 37
3 Mercedes 701 2014 1 19 36.89
4 Red Bull 650 2011 1 19 34.21
5 Red Bull 596 2013 1 19 31.37
6 Red Bull 498 2010 1 19 26.21
7 McLaren 497 2011 2 19 26.16
8 Red Bull 468 2016 2 21 22.29
9 Red Bull 460 2012 1 20 23.00
10 McLaren 454 2010 2 19 23.89
11 Ferrari 400 2012 2 20 20.00
12 Ferrari 396 2010 3 19 20.84
13 McLaren 378 2012 3 20 18.90

Данные приведены на конец сезона 2016

Кубки конструкторов

Всего

Рекорды Чемпионатов

  • Чемпионаты мира 1965 и 1968 годов начались раньше всех — 1 января; позже всех начался чемпионат мира 1951 года — 27 мая
  • Чемпионат мира 1956 года закончился раньше всех — 2 сентября; позже всех закончился чемпионат мира 1962 года — 29 декабря
  • Чемпионат мира 1968 года имел наибольшую продолжительность — 307 дней (с 1 января по 3 ноября); наименьшую продолжительность имел чемпионат мира 1952 года — 112 дней (с 18 мая по 7 октября)
  • Наибольшее количество участников заявлено в чемпионате мира 1953 года — 141 (из них стартовало 108; включая соревнования «500 миль Индианаполиса», входившие в календарь чемпионата)
  • Наименьшее количество участников заявлено в чемпионате мира 2009 года — 20.
  • Наибольшее количество участников из разных стран стартовало в сезоне 1974 года: 19 стран (Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Италия, Канада, Лихтенштейн, Новая Зеландия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, ЮАР).
  • Больше всего дисквалификаций было в чемпионате мира 1984 года — 20. Всего же за всю историю чемпионатов мира было 123 дисквалификации.
  • Суммарная дистанция, пройденная пилотами в Чемпионатах мира Формулы 1 1950-2011 годов составляет 4558304.27 километров. Этого расстояния хватит, чтобы добраться до Луны и обратно почти 6 раз.

Рекорды Гран-при

  • Больше всех Гран-при принимала трасса Монца — 66.
  • Чаще всех чемпионат открывала трасса Альберт-парк в Мельбурне — 19
  • Чаще всех чемпионат закрывала трасса Аделаида — 11
  • Самая длинная трасса: Пескара — 25579 м
  • Самая короткая трасса: Монте-Карло (в конфигурациях 1955—1972 гг) — 3145 м
  • Больше всего участников за всю историю проведения чемпионата мира стартовало на Гран-при Германии 1953 года. Тогда старт приняло 34 гонщика.
  • Наименьшее количество участников стартовало на Гран-при США 2005 года: из-за проблем с резиной Michelin все клиенты этой компании отказались от участия в гонке, в которой в результате приняли участие 6 пилотов.
  • Самый долгий этап чемпионата мира длительностью 4 часа 4 минуты (время победителя, Дженсона Баттона) прошёл на автодроме имени Жиля Вильнёва в 2011 году.
  • Самый короткий Гран-при состоялся в 1991 году в Австралии. Из-за сильного дождя гонка была остановлена, когда её лидер, Айртон Сенна, прошёл лишь 16 кругов дистанции, а в итоговый протокол вошло положение пилотов после 14 круга (24 минуты 34,899 секунд).
  • Самая долгая квалификация — Гран-при Бразилии 2009 года, 2 часа 41 минута.
  • Больше всего обгонов (126) в гонке было зафиксировано в Турции-2011. Это притом, что стартовавший с поула и победивший в гонке Себастьян Феттель совершил один-единственный обгон.
  • Наибольшее количество смен лидера было на Гран-при Италии 1965 года — 38
Описание Рекорд Детали
Наибольшее число стартовавших 34 Гран-при Германии 1953 года
Наименьшее число стартовавших 6 Гран-при США 2005 года
Наибольшее число сходов 25 Инди 500 1951 (из 33 стартовших — 75,8 %)
Наименьшее число сходов 0 Гран-при Нидерландов 1961 года (15 стартовавших)
Гран-при Италии 2005 года (20 стартовавших)
Гран-при США 2005 года (6 стартовавших)
Гран-при Европы 2011 года (24 стартовавших)

Гран-при Японии 2016 года (22 стартовавших)

Наименьшее число финишировавших (по факту) 3 Гран-при Монако 1996 года (21 стартовавший. 7 болидов были классифицированы, всего 3 пересекли финишную черту)
Наименьшее число финишировавших (классифицированы) 4 Гран-при Монако 1966 года (16 стартовавших)
Наибольшее количество пит-стопов 88 Гран-при Венгрии 2011 года
Наименьший отрыв 0.01 сек Гран-при Италии 1971 года
также ближайшие 1-3 (0.09 сек); 1-4 (0.18 сек); 1-5 (0.61 сек)
Наибольший отрыв 2 круга Гран-при Испании 1969 года
Гран-при Австралии 1995 года
Наивысшая средняя скорость 247.585 км/ч Гран-при Италии 2003 года
Наибольшее количество гонок в сезоне 21 2016
Наименьшее количество гонок в сезоне 7 1950, 1955
Самая короткая гонка 14 кругов,
24м 34.899с
Гран-при Австралии 1991 года (Гонка была отменена из-за ливня)
Самая длинная гонка 70 кругов,
4ч 4м 39.537с
Гран-при Канады 2011 года
Самое частое появление машины безопасности
в одной гонке
5 раз Гран-при Канады 2011 года

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *