Текст: Андрей Диев

В этом году впервые проводится чемпионат мира по ралли-кроссу. Это первенство с первого же года стало невероятно популярным – регулярно на этапах чемпионата мира собираются множество зрителей и немалое количество ярких всемирно известных гонщиков из чемпионата мира по классическому ралли, Формулы-1, американской серии NASCAR, а также известные шоумены мира автомобильного спорта вроде Таннера Фауста и Кена Блока. Чем же привлекателен чемпионат мира по ралли-кроссу и почему он с первого сезона стал невероятно популярным первенством – об этом расскажем в этой статье.

Это невероятно привлекательный с маркетинговой точки зрения вид автоспорта. Ралли-кросс объединяет в себе красоту ралли и доступность для зрителя, присущую кольцевым гонкам.

Что же такое ралли-кросс? Говоря совсем упрощенно, это гонки на заряженных спортивных автомобилях по кольцевой трассе, которая состоит из асфальтовых и гравийных участков. Но это если говорим совсем упрощенным языком. Вообще говоря зачастую кольцевая трасса для ралли-кросса не является плоскостной, то есть на ней есть так называемые «подбросы» и «разгрузы», то есть точки в которых автомобили участников полностью или частично отрываются от поверхности трассы. Еще одной особенностью ралли-кроссовой трассы является обязательное наличие в ее конфигурации дополнительного виража, который все участники гонки должны проехать один раз за время заезда. Этот вираж по определению должен увеличивать время прохождения круга на 2-3 секунды.

Отдельно стоит вопрос техники. В чемпионате мира по ралли-кроссу существует три категории техники, допускаемой на старт соревнований: Supercar, S1600 и Touring. Как следует из названия категории Supercar – это высшая категория гоночной техники, участвующей в WRX (именно такая англоязычная аббревиатура используется для чемпионата мира по ралли-кроссу – буква X внесена в аббревиатуру для того, чтобы сокращенное наименование не повторяло сокращенное наименование чемпионата мира по классическому ралли, WRC). Под понятием «Supercar» кроется реально очень мощная техника. Некоторые знатоки характеризуют ее как технику категории World Rally Car (высшая категория гоночной техники, использующейся в классическом ралли), с которой сняты какие-либо технические ограничения. В итоге подобного «снятия ограничений» автомобиль приобретает существенную прибавку в мощности двигателя, которая достигает отметки в 600 лошадиных сил.

Многие известные гонщики нахваливают этот вид автоспортивных соревнований. Среди них чемпионы мира Жак Вильнев, Дженсон Баттон. Также весьма лестно о ралли-кроссе отзывались чемпион мира Кими Райкконен и победитель Ралли Германии 2014, заводской пилот Hyundai Motorsport Тьерри Невилль.

В России несмотря на то, что о ралли-кроссе не так много и говорят, этот вид автоспорта не находится в полном отсутствии как категория. Российские спортсмены представлены на международном уровне. Более того, россиянин Тимур Тимерзянов является двукратным чемпионом Европы по ралли-кроссу. Также в связи с понятием «ралли-кросс» вспоминаются еще как минимум три имени: Аркадий Богомолов (призер Кубка Европы по ралли-кроссу), Никита Мисюля (победитель этапов чемпионата мира по ралли-кроссу в зачете S1600), Павел Сорочинский.

Этапы WRX проходят в 12 различных странах и 3 континентах. Поскольку чемпионат мира образовался на базе чемпионата Европы, то в календаре этого сезона большинство этапов проходит именно в Европе.

О популярности WRX довольно хорошо говорит тот факт, что уже на следующем этапе, который состоится в немецком Эстеринге 20-21 сентября, в высшей категории стартует сотый участник чемпионата мира. Этим «юбиляром» стал Пер-Гуннар Андерссон, как вы могли догадаться, если периодически читаете наше издание. Двукратный чемпион мира по классическому ралли среди юниоров станет далеко не единственным представителем Швеции на этом этапе, в том числе благодаря шведской раллистке Рамоне Карлссон, которая на этапе в Германии заменит Жака Вильнёва за рулём Peugeot 208 Supercar команды Albatec Racing, что вы также могли узнать из новостей на нашем сайте.

Теперь коротко расскажем о правилах проведения соревнований. Этап проходит в два дня – субботу и воскресенье. В субботу проходят предварительные соревнования: четыре предварительных заезда, по итогам которых отбирается две группы по шесть человек. Тут надо отметить, что в отличие от большинства других автоспортивных соревнований зачётных очки получают уже с первого заезда. После того, как проведены все четыре предварительных заезда среди 12 лучших разыгрываются два полуфинала, по итогам которых три быстрейших участника из каждой группы проходят в финал, по итогам которого разыгрываются места на пьедестале почёта всей гонки. Каждая гонка длится 4 круга и один «джокерный» круг (под понятием Joker Lap подразумевается тот самый круг, на котором участник проходит дополнительный вираж, который увеличивает время прохождения круга на 2-3 секунды). Каждый участник самостоятельно решает, на каком именно круге он будет проходить этот дополнительный вираж. Если гонщик по окончании пяти полных кругов ни разу не проехал Joker Lap, то его результат аннулируется.

По результатам каждого заезда этапа участникам начисляются зачётных очки. По результатам каждого из четырёх предварительных заездов 16 лучших получают очки от 16 до 1 с шагом в 1 очков (16 очков получает победитель заезда, 1 очков – гонщик, финишировавший 16-м). По итогам предварительных заездов, как было замечено ранее отбираются 12 лучших и между ними разыгрывается два полуфинала. В каждом полуфинале также присуждаются очки по системе 6-5-4-3-2-1. В финале схема начисления очков немного отличается: 8-5-4-3-2-1. Таким образом максимальное количество очков, которое гонщик может набрать за один этап – 78 (победы во всех предварительных заездах, победа в полуфинале и финале). За особые провинности судьи оставляют за собой право снять определенное количество очков.

В этом сезоне в чемпионате мира уже прошло 8 этапов, впереди осталось 4. В ближайшие выходные состоится девятый этап в немецком Эстеринге, что близ Гамбурга. На старте этого этапа собирается рекордное количество представителей высшего класса Supercar (41 человек). Приглашаем всех стать очевидцами этапа этого замечательного вида спорта!

В завершение нашего повествования приводим классификацию в личном зачете на сегодняшний день.

Touring

RX Lites

Реклама

Поделиться ссылкой:

Мировой ралли-кросс в ЮАР: Тимерзянов в полуфинале, Грязин — на подиуме!

Финальный этап чемпионата мира по ралли-кроссу прошел в Южной Африке, на автодроме Killarney International Raceway. Вопрос с победителем турнира был решен уже очень давно (им второй год подряд досрочно стал Юхан Кристофферсон на Фольксвагене), а вот распределение остальных мест на итоговом подиуме в гонках 600-сильных суперкаров все еще вызывало большой интерес. В борьбе за призы весь сезон участвовали такие звезды мирового автоспорта, как самый успешный раллист планеты Себастьен Лёб, чемпион WRC 2003 года Петтер Сольберг и звезда кольцевой серии DTM Маттиас Экстрём. Кроме того, виды на медаль имел и норвежский партнер Экстрёма по команде Audi Андреас Баккеруд. А вот шансы первого чемпиона мира по ралли-кроссу Сольберга на итоговый подиум в последний момент заметно уменьшились из-за того, что на его машине пришлось заменить поврежденный двигатель — и в итоге Петтер получил штраф в 15 зачетных очков.

Трибуны в финальный день южноафриканского этапа были заполнены почти до отказа

Многие надеялись, что в жесткой схватке за медали кто-нибудь сумеет-таки обыграть в ЮАР Юхана Кристофферсона, который в этом году лишь один раз, в Бельгии, уступил высшую ступеньку подиума Себастьену Лёбу на Peugeot 208. Тем более, что уже в первой квалификации действующий чемпион мира допустил ошибку и после разворота показал лишь 16-е время. Впрочем, во всех трех остальных заездах Кристофферсон был безупречен, и в итоге именно Юхан возглавил квалификационную таблицу, набрав одинаковое количество очков с Лёбом. Ну а россиянин Тимур Тимерзянов, выступающий на частном хэтчбеке Hyundai i20, дважды показал время в десятке лучших, что позволило ему пробиться в полуфинал.

Юхан Кристофферсон был в этом году просто неудержим

Первая «полушка» началась с того, что Тимми Хансен жестко оттеснил на четвертую позицию Андреаса Баккеруда. Больше того — Тимми даже попытался в первом повороте обойти самого Кристофферсона, однако тот уверено отбил атаку и больше не встретил сопротивления соперников на пути к победному финишу. Баккеруд делал все, чтобы пробиться в финал и продолжить борьбу за серебро чемпионата, но его атака на Кевина Хансена закончилась вылетом с трассы, после чего на четвертую позицию переместился Тимур Тимерзянов. Увы, этого все же оказалось недостаточно для попадания в решающий заезд, куда вместе с Юханом «заехали» братья Хансены.

Тимур Тимерзянов замкнул десятку сильнейших по итогам сезона, поднявшись в табели о рангах, по сравнению с прошлым годом, на три позиции

Второй полуфинал начался с атаки Сольберга на Лёба — и хотя Петтер проходил поворот по большому радиусу, она удалась! Норвежец уверенно довел гонку до победы, а вместе с ним в главную гонку уик-энда пробились Себастьен Лёб и Маттиас Экстрём. Впрочем, в финальном заезде уже не решалась судьба серебра и бронзы по итогам сезона. Андреас Баккеруд, не попав в финал, уступил второе место уходящему из WRX вместе с командой Audi Маттиасу Экстрёму. Ну а Петтер Сольберг и Себастьен Лёб могли побороться лишь за четвертое место в чемпионате, не имея шансов достать Баккеруда.

Заводская команда Volkswagen в следующем сезоне остается в мировом ралли-кроссе, а вот фирменные коллективы Audi и Peugeot, увы, покинут серию

На старте финала Сольберг попытался было опередить Кристофферсона, однако Volkswagen Polo норвежца сорвало с траектории — и Юхан спокойно помчал к своей одиннадцатой победе в 12 гонках! Ну а Сольберг в итоге даже не увидел клетчатый флаг — норвежец остановился за пределами трассы на втором круге, тогда как на подиум, вслед за Кристофферсоном, поднялись Экстрём и Лёб.

Юхан Кристофферсон с чемпионским кубком

В молодежной категории RX2, где все пилоты выступают на среднемоторных прототипах с 310-сильными атмосферными двигателями Ford 2.4, неплохо провел концовку сезона москвич Василий Грязин. Россиянин, стартующий с латвийской лицензией, даже выиграл второй полуфинал! Увы, уже на первом круге решающего заезда Василия оттеснили на четвертую позицию. Сначала норвежец Бен-Филип Гундерсен ударил его прототип в заднее правое колесо. А после того, как машина лидера заезда и всего турнира Оливера Эрикссона остановилась за поворотом, Грязин в шлейфе пыли врезался в нее! Передняя часть автомобиля москвича была сильно повреждена, но Василий все же смог довести «подраненный» автомобиль до финиша на третьей позиции. Вот только победу одержал оппонент Грязина по борьбе за четвертое место в серии Гундерсен. В итоге Василий переместился на пятую строчку, а победителем турнира RX2 стал швед Оливер Эрикссон.

Очередной сезон мирового ралли-кросса стартует 5-6 апреля на новой трассе в Абу-Даби, а финиширует 1 декабря все там же — в ЮАР. Стоит также отметить, что бельгийский этап серии пройдет в 2019 году на легендарном автодроме в Спа, где будет подготовлена ралли-кроссовая трасса, включающая в себя знаменитый поворот «Красная Вода»!

Чемпионат мира по ралли-кроссу
Итоговое положение в личном зачете

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Юхан Кристофферсон Швеция Volkswagen Polo Mk5 341
2 Маттиас Экстрём Швеция Audi S1 248
3 Андреас Баккеруд Норвегия Audi S1 237
4 Себастьян Лёб Франция Peugeot 208 229
5 Петтер Солберг Норвегия Volkswagen Polo Mk5 227
6 Тимми Хансен Швеция Peugeot 208 192
7 Никлас Гронхольм Финляндия Hyundai i20 146
8 Кевин Хансен Швеция Peugeot 208 145
9 Янис Бауманис Латвия Ford Fiesta Mk7 98
10 Тимур Тимерзянов Россия Hyundai i20 86

Международная серия RX2
Итоговое положение в личном зачете

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Оливер Эрикссон Швеция RX2 175
2 Гийом Де Риддер Бельгия RX2 156
3 Хенрик Крогстад Норвегия RX2 121
4 Бен-Филип Гундерсен Норвегия RX2 119
5 Василий Грязин Россия RX2 118
6 Сондре Эвьен Норвегия RX2 106
7 Вильям Нильссон Швеция RX2 93
8 Ями Каллиомяки Финляндия RX2 83
9 Коннер Мартелл США RX2 80
10 Сами-Матти Троген Финляндия RX2 79

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *