Ралли «Дакар»

У этого термина существуют и другие значения, см. Дакар (значения).

Ралли «Дакар»


Логотип ралли представляет собой туарега

Категория

Ралли-марафон

Страна или регион

Европа и Африка (1979—2007)
Южная Америка (2009—2019)
Саудовская Аравия (с 2020)

Дебют

Действующий чемпион

Маттиас Валькнер (мото)
Игнасио Касале (квадроциклы)
Карлос Сайнс (авто)
Рейналду Варела (UTV)
Эдуард Николаев (грузовики)

Действующая команда-чемпион

KTM (мото)
Yamaha (квадроциклы)
Peugeot (авто)
Can-Am (UTV)
КАМАЗ-мастер (грузовики)

Официальный сайт

Текущий сезон

Ралли-марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж — Дакар») — ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон, основанный французом Тьерри Сабином. Проводится с 1978 года. До 2009 года гонка финишировала или начиналась в столице Сенегала — Дакаре (за исключением 1992 и 2003 годов). С 2009 по 2019 год ралли проходило в Южной Америке, а по старому африканскому маршруту проводится ралли-марафон Africa Eco Race. С 2020 года гонка будет проходить в Азии, по территории Саудовской Аравии.

В гонках принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители (их число достигает 80 %). В отличие от классического ралли, где чемпионат мира (WRC) состоит из множества этапов в разных странах, и чемпион выявляется по сумме очков, на «Дакаре» соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Вся дистанция разбивается на отдельные участки. Побеждает тот, кто преодолеет маршрут за наименьшее время. Кроме того, на «Дакаре» помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть ещё зачёты среди мотоциклов, квадроциклов, мотовездеходов «Side-by-side» (UTV) и грузовиков — в каждом зачёте и выявляется победитель ралли-рейда.

История

Тьерри Сабин за десять дней до катастрофы, 4 января 1986 года на ралли Париж-Алжир-Дакар.Страны Старого Света, по которым проходило ралли (оранжевым выделены страны, через которые трасса проходила только в гонке 1992 года, до Кейптауна)Приз за победу в Ралли Дакар 2011 года в классе грузовиков Т4

Идея проведения ралли «Париж — Дакар» принадлежит французскому мотогонщику Тьерри Сабину (Thierry Sabine). В 1977 году он заблудился в Ливийской пустыне во время участия в ралли «Абиджан — Ницца». Он был найден только через три дня и чудом остался жив, благодаря тому, что его вовремя нашли туареги. Это опасное приключение вдохновило Тьерри на организацию в 1978 году Первого ралли-марафона «Париж — Дакар». С того времени ралли «Дакар» проходит ежегодно в январе. Тьерри Сабин, как основатель ралли Дакар, обладал исключительным правом на проведение этого ралли. Данное право перешло к его отцу Ж. Сабину после трагической гибели Тьерри во время падения вертолета 14 января 1986 года во время Дакара-1986.

Старт первому ралли Дакар был дан 26 декабря 1978 года на площади Трокадеро в Париже. В ралли приняло участие 80 экипажей на автомобилях, 90 мотоциклистов и 12 экипажей на грузовиках. На протяжении трёх недель участники преодолели 10 000 километров (включая 3168 км спецучастков) трассы, проходящей по территории Франции, Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты и Сенегала. Из 182 участников успешно финишировали только 74.

Поскольку на первом ралли Дакар ещё не было разделения по категориям и классам, то автомобили и мотоциклы шли в общем зачёте. Первым победителем ралли Дакар стал француз Сирил Неве на мотоцикле Yamaha XT500. Также примечательно, что все три первых места на пьедестале в первом ралли достались мотоциклистам — наряду с Сирилом победные места на подиуме заняли Жилю Комт на Yamaha и Филиппу Вассар на Honda. Среди экипажей на автомобилях лучшим стал французский экипаж в составе Алена Женестье, Жозефа Тербио и Жана Лемордана на Range Rover V8. Примечательно, что это был единственный случай в истории данного ралли, когда в зачёте автомобилей победу получил экипаж состоящий из трёх человек — пилота, штурмана и механика. Впоследствии практически все автомобильные экипажи состояли из пилота и штурмана, либо только из пилота.

В 1980 году был введён зачет по трем категориям — мотоциклы, автомобили и грузовики. Первым официальным победителем ралли Дакар в зачете грузовиков в этом же году стал алжирский экипаж на грузовике марки Sonacome.

В 2004 году права на организацию ралли Дакар перешли к фирме французского медиамагната Филиппа Амори (Philippe Amaury) — «ASO» («Amaury Sport Organisation»), которая по сей день является организатором этого соревнования.

Традиционно старт ралли проходил в Париже, а финиш — в Дакаре. Но с 1995 года из-за постоянных возражений парижской городской власти старт ралли происходил также и в других городах.

После скандала с отменой «Дакара-2008», из-за угрозы террористических актов, решением фирмы-организатора ралли «ASO» соревнования, начиная с «Дакара-2009», на неопределенное время будут происходить на территории стран Южной Америки.

Классы и группы транспортных средств

Мотоциклы

По состоянию на 2017 год к участию в данном классе допускаются одноцилиндровые и двухцилиндровые серийно выпускаемые мотоциклы, разрешённые к эксплуатации на дорогах общего пользования с объёмом двигателя не более 450 cc. Все категории допускают определённую доработку и экипировку мотоциклов для бездорожья. Класс разделён на следующие группы:

  • 1. Elite — допускаются только спортсмены входящие в специальный список Спортивной организации Амори
  • 2 — в эту группу входят все остальные мотоциклисты. Группа подразделяется на две подгруппы:
    • 2.1. Super-Production — общие требования к технической части.
    • 2.2. Marathon — в отличии от остальных запрещает заменять ключевые компоненты мотоцикла, в частности двигатель, раму, вилку и другие, во время соревнований. До 2009 года группа Marathon к тому же не допускал модификаций основных узлов мотоцикла.

Квадроциклы

До 2009 квадроциклы формально относились к классу мотоциклов, но затем получили собственный равноправный зачёт. На данный момент (2017 год) они разделены на две подгруппы:

  • 3.1 — одноцилиндровые квадроциклы с приводом на два колеса и объёмом двигателя до 750 cc
  • 3.2 — одноцилиндровые и двухцилиндровые квадроциклы с полным приводом и объёмом двигателя до 900 cc

Автомобили — T1, T2 и Open

К классу «Автомобилей» допускают транспортные средства массой менее 3500 кг, которые подразделяются на несколько категорий или групп.

  • Т1 — модифицированные и усовершенствованные внедорожники.
  • Т2 — серийные модели внедорожников.
  • Open — включает прочие автомобильные транспортные средства с массой до 3500 кг, например такие как SCORE International.

Первоначально автомобили европейских автомобильных марок, таких как Renault 4, Land Rover, Range Rover, Mercedes-Benz G, Volkswagen Iltis и Pinzgauer, а также японские — Toyota Land Cruiser, доминировали в ралли. Mitsubishi Pajero и Mitsubishi Montero являются наиболее успешными моделями за всю историю ралли, в том числе на протяжении 7 лет подряд в период 2001—2007 гг. Другие производители также представляли к ралли свои модифицированные серийные модели: Citroen, Peugeot (405 T16 и 205 T16) и Porsche.

Mercedes Benz M, BMW X5 и BMW X3, Hummer H1 и Hummer H3 также были представлены среди участвующих моделей, но не появляются на позициях лидеров.

Грузовики — T4 и T5

Грузовик «КАМАЗ» на последнем этапе ралли Дакар 2004 года

Класс «Грузовиков» представлен транспортными средствами массой более 3500 кг. Он разделен на две группы: Т4 и Т5.

  • Т4 — принимают участие в гонке.
    • Т4-1 — включает серийные заводские модели.
    • Т4-2 — включает модифицированные и усовершенствованные модели.
    • Т4-3 — «быстрые технички». Включает модифицированные и усовершенствованные модели, основное назначение которых не победа в гонке, а поддержка «своих» машин запчастями и ремонтом.
  • Т5 — грузовики этого класса не принимают участие в гонке и являются автомобилями технической поддержки соревнующихся команд.

В гонках принимают участие грузовики следующих марок: DAF, GINAF, Hino, IVECO, КАМАЗ, LIAZ, MAN, МАЗ, Mercedes-Benz, Renault Kerax, Scania, Tatra, и Unimog. В 1980-х годах, сильная конкуренция между DAF и Mercedes-Benz привела к появлению транспортных средств, которые были оснащены двумя двигателями общей мощностью более 1000 л. с. После 2000 года в зачете грузовиков лидируют КАМАЗ и Tatra.

Навигация и трассы

Трасса через пустыню

В настоящее время, учитывая тот факт, что автодороги на участках проведения «Ралли Дакар» преимущественно являются условным понятием, каждый участник ралли обеспечивается навигационным устройством ERTF Unik II и прибором мониторинга IriTrack. Устройство IriTrack представляет собой GPS-трекер с обратной связью через сеть Iridium, совмещённый со спутниковым телефоном системы Iridium, и используется для постоянного отслеживания положения участника, а также для связи с экипажем в случае чрезвычайной ситуации для организации помощи. Устройство Unik II используется для контроля прохождения дистанции и для навигации при прохождении спецучастков. Однако возможности навигации ограничены показом направления на следующую навигационную точку (в случае нахождения автомобиля участника в радиусе видимости следующей точки). Координаты точек участникам не показываются. Но если участник заблудился, он может ввести специальный код разблокировки и увидеть следующую или сразу все остальные точки маршрута, что может позволить ему сориентироваться. За каждую «открытую» таким кодом точку на участника накладывается временна́я пенализация. Накануне каждого этапа участники получают легенду — ориентировочную схему движения с важнейшими ориентирами и контрольными пунктами. Навигация осуществляется только по «легенде», в случае использования устройства GPS экипаж снимается с гонки.

Трасса ралли «Дакар» прокладывается по дорогам общего пользования (не всегда автомобильным) без применения специальных мер по ограничению передвижения автотранспорта. Этапы проходят ежедневно. Дистанция каждого этапа (дорожные секции в сочетании со скоростным участком) — 700—900 км. Маршруты этапов пролегают через пески, барханы, дюны. Покрытие дорог разнообразное и включает в себя песок, камни, солончаки, твердый каменистый грунт и т. п. Время проведения совпадает с периодом, когда в пустынях нередко случаются песчаные бури или идет дождь, что усложняет прохождение трассы.

Трасса каждого этапа состоит из скоростного участка и одной или двух дорожных секций (называются «лиазонами»), представляющих собой отрезок трассы от места отдыха до места старта или от финиша до места отдыха или старта следующего этапа.

Скоростной участок является отрезком трассы, на котором и происходит соревнование участников. На каждом таком участке имеется несколько контрольных точек — специальных мест на трассе, в которых участники должны обязательно получить отметку судей. Обычно некоторые контрольные пункты совмещены с пунктами дозаправки (только для категорий Moto и Quad). Также на некоторых этапах устанавливаются секретные контрольные пункты, о расположении которых участники не имеют информации. Такие контрольные пункты обеспечивают соблюдение маршрута участниками ралли.

Победители ралли

Год Автомобили Мотоциклы Квадроциклы Багги (UTV) Грузовики
Пилот Штурман Марка Гонщик Марка Гонщик Марка Гонщик Штурман Марка Гонщик Марка
2018 Карлос Сайнс Лукас Крус Peugeot 3008 DKR Maxi Маттиас Валкнер KTM Игнасио Касале Yamaha Рейнальдо Варела Густаво Гужельмин Can-Am Эдуард Николаев КамАЗ-4326-9
2017 Стефан Петерансель Жан-Поль Коттре Peugeot 3008 DKR Сэм Сандерленд KTM Сергей Карякин Yamaha Raptor 700 Торрес Ролдан Polaris RZR XP Эдуард Николаев КамАЗ-4326-9
2016 Стефан Петерансель Жан-Поль Коттре Peugeot 2008 DKR Тоби Прайс KTM Маркос Патронелли Yamaha Жерар де Рой Iveco
2015 Нассер Аль-Аттия Матьё Баумель MINI All4 Racing Марк Кома KTM Рафал Соник Yamaha Айрат Мардеев КамАЗ-4326-9
2014 Нани Рома Мишель Перен MINI All4 Racing Марк Кома KTM Игнасио Касале Yamaha Андрей Каргинов КамАЗ-4326-9
2013 Стефан Петерансель Жан-Поль Коттре MINI All4 Racing Сириль Депре KTM Маркос Патронелли Yamaha Эдуард Николаев КамАЗ-4326-9
2012 Стефан Петерансель Жан-Поль Коттре MINI All4 Racing Сириль Депре KTM Алехандро Патронелли Yamaha Raptor 700 Жерар де Рой Iveco
2011 Нассер Аль-Аттия Тимо Готтшальк Volkswagen Touareg Марк Кома KTM Алехандро Патронелли Yamaha Владимир Чагин КамАЗ-4326-9
2010 Карлос Сайнс Лукас Крус Volkswagen Touareg Сириль Депре KTM Маркос Патронелли Yamaha Владимир Чагин КамАЗ-4326-9
2009 Жиниэль де Вильерс Дирк фон Цитцевитц Volkswagen Touareg Марк Кома KTM Йозеф Махачек Yamaha Фирдаус Кабиров КамАЗ-4326-9
2008
Марафон отменен по соображениям безопасности*
2007 Стефан Петерансель Жан-Поль Коттре Mitsubishi Pajero Сириль Депре KTM Ханс Стэйси MAN
2006 Люк Альфан Жиль Пикар Mitsubishi Pajero Марк Кома KTM Владимир Чагин КамАЗ-4911
2005 Стефан Петерансель Жан-Поль Коттре Mitsubishi Pajero Сириль Депре KTM Фирдаус Кабиров КамАЗ-4911
2004 Стефан Петерансель Жан-Поль Коттре Mitsubishi Pajero Нани Рома KTM Владимир Чагин КамАЗ-4911
2003 Хироси Масуока Андреа Шульц Mitsubishi Pajero Ришар Сан KTM Владимир Чагин КамАЗ-4911
2002 Хироси Масуока Паскаль Маймон Mitsubishi Pajero Фабрицио Меони KTM Владимир Чагин КамАЗ-49256
2001 Ютта Кляйншмидт Андреа Шульц Mitsubishi Pajero Фабрицио Меони KTM Карел Лопрайс Tatra
2000 Жан-Луи Шлессер Анри Мань Schlesser-Renault Buggy Ришар Сан BMW Владимир Чагин КамАЗ-49252
1999 Жан-Луи Шлессер Филипп Монне Schlesser-Renault Buggy Ришар Сан BMW Карел Лопрайс Tatra
1998 Жан-Пьер Фонтене Жиль Пикар Mitsubishi Pajero Стефан Петерансель Yamaha Карел Лопрайс Tatra
1997 Кэндзиро Синодзука Анри Мань Mitsubishi Pajero Стефан Петрансель Yamaha Петер Райф Hino
1996 Пьер Лартиг Мишель Перен Citroën ZX Эди Ориоли Yamaha Виктор Московских КамАЗ-49252
1995 Пьер Лартиг Мишель Перен Citroën ZX Стефан Петрансель Yamaha Карел Лопрайс Tatra
1994 Пьер Лартиг Мишель Перен Citroën ZX Эди Ориоли Cagiva Карел Лопрайс Tatra
1993 Брюно Саби Доминик Серийе Mitsubishi Pajero Стефан Петрансель Yamaha Франческо Перлини Perlini
1992 Юбер Ориоль Филипп Монне Mitsubishi Pajero Стефан Петрансель Yamaha Франческо Перлини Perlini
1991 Ари Ватанен Бруно Берглунд Citroën ZX Стефан Петрансель Yamaha Жак Юсса Perlini
1990 Ари Ватанен Бруно Берглунд Peugeot 405 Эди Ориоли Cagiva Джорджио Вилла Perlini
1989 Ари Ватанен Бруно Берглунд Peugeot 405 Жиль Лалай Honda
1988 Юха Канккунен Юха Пииронен Peugeot 205 Эди Ориоли Honda Карел Лопрайс Tatra
1987 Ари Ватанен Бернар Жиру Peugeot 205 Сириль Неве Honda Ян де Рой DAF
1986 Рене Метж Доминик Лемойн Porsche 959 Сириль Неве Honda Джакомо Висмара Mercedes-Benz
1985 Патрик Занироли Жан Да Сильва Mitsubishi Pajero Гастон Райе BMW Карл-Фридрих Капито Mercedes-Benz
1984 Рене Метж Доминик Лемойн Porsche 911 Гастон Райе BMW Пьер Лальо Mercedes-Benz
1983 Жаки Икс Клод Брассёр Mercedes 280 G Юбер Ориоль BMW Жорж Гроан Mercedes-Benz
1982 Клод Марро Бернар Марро Renault 20 Сириль Неве Honda Жорж Гроан Mercedes-Benz
1981 Рене Метж Бернар Жиру Range Rover Юбер Ориоль BMW Адриен Вийетт ALM/ACMAT
1980 Фредди Коттулински Герд Лёффельман Volkswagen Iltis Сириль Неве Yamaha Зохра Атауат Sonacome
1979 Ален Женестье Жозеф Тербьё Range Rover Сириль Неве Yamaha Жан-Франсуа Дюнак Pinzgauer

* — Из-за международной политической обстановки, убийства 28 декабря 2007 года четырёх французских туристов и новых угроз со стороны мусульманских террористических организаций устроители Дакара из группы A.S.O. приняли решение отменить марафон.

Статистика по числу побед в ралли

Автомобили

Личный зачёт (пилоты)

Пилот Победы
Стефан Петерансель 7
Ари Ватанен 4
Рене Метж 3
Пьер Лартиг 3
Жан-Луи Шлессер 2
Хироси Масуока 2
Нассер Аль-Аттия 2
Карлос Сайнс 2
Ален Женестье 1
Фредди Коттулински 1
Клод Марро 1
Жаки Икс 1
Патрик Занироли 1
Юха Канккунен 1
Юбер Ориоль 1
Брюно Саби 1
Кэндзиро Синодзука 1
Жан-Пьер Фонтене 1
Ютта Кляйншмидт 1
Люк Альфан 1
Жиниэль де Вильерс 1
Нани Рома 1

Зачёт наций (пилоты)

Нация Победы
Франция Франция 21
Финляндия Финляндия 5
Япония Япония 3
Испания Испания 3
Катар Катар 2
Бельгия Бельгия 1
Германия Германия 1
Швеция Швеция 1
ЮАР ЮАР 1

Кубок конструкторов

Конструктор Победы
Mitsubishi 12
Peugeot 7
Citroën 4
Volkswagen 4
MINI 4
Range Rover 2
Porsche 2
Schlesser Buggy 2
Renault 1
Mercedes-Benz 1

Личный зачёт (штурманы)

  1. Жан-Поль Коттре — 6
  2. Мишель Перен — 4
  3. Бруно Берглунд — 3
  4. Бернар Жиру — 2
  5. Доминик Лемойн — 2
  6. Анри Манье — 2
  7. Филипп Монне — 2
  8. Жиль Пикар — 2
  9. Андреа Шульц — 2
  10. Лукас Крус — 2
  11. Жозеф Тербьё — 1
  12. Герд Лёффельман — 1
  13. Матьё Баумель — 1
  14. Клод Брассер — 1
  15. Жан Да Сильва — 1
  16. Паскаль Маймон — 1
  17. Бернар Марро — 1
  18. Юха Пииронен — 1
  19. Доминик Серийе — 1
  20. Дирк вон Зитзевич — 1
  21. Тимо Готтшальк — 1

Зачёт наций (штурманы)

  1. Франция Франция — 25
  2. Германия Германия — 5
  3. Швеция Швеция — 3
  4. Андорра Андорра — 2
  5. Испания Испания — 2
  6. Финляндия Финляндия — 1

Личный зачёт

Пилот Победы
Стефан Петерансель 6
Сириль Неве 5
Сириль Депре 5
Марк Кома 5
Эди Ориоли 4
Ришар Сан 3
Юбер Ориоль 2
Гастон Райе 2
Фабрицио Меони 2
Жиль Лалай 1
Нани Рома 1
Тоби Прайс 1
Сэм Сандерленд 1
Маттиас Валкнер 1

Зачёт наций

Нация Победы
Франция Франция 22
Испания Испания 6
Италия Италия 6
Бельгия Бельгия 2
Австрия Австрия 1
Конструктор Победы
KTM 17
Yamaha 9
BMW 6
Honda 5
Cagiva 2
Пилот Победы
Маркос Патронелли 3
Алехандро Патронелли 2
Йозеф Махачек 1
Игнасио Касале 1
Рафал Соник 1
Сергей Карякин 1
Нация Победы
Аргентина Аргентина 5
Чехия Чехия 1
Чили Чили 1
Польша Польша 1
Россия Россия 1
Конструктор Победы
Yamaha 9

Грузовики

Пилот Победы
Владимир Чагин 7
Карел Лопрайс 6
Эдуард Николаев 3
Жорж Гроан 2
Франческо Перлини 2
Фирдаус Кабиров 2
Жерар де Рой 2
Жан-Франсуа Дюнак 1
Зохра Атауат 1
Адриен Вийетт 1
Пьер Лальо 1
Карл-Фридрих Капито 1
Джакомо Висмара 1
Ян де Рой 1
Джорджио Вилла 1
Жак Юсса 1
Виктор Московских 1
Петер Райф 1
Ханс Стэйси 1
Андрей Каргинов 1
Айрат Мардеев 1
Нация Победы
Россия Россия 16
Чехия Чехия 6
Франция Франция 6
Италия Италия 4
Нидерланды Нидерланды 3
Австрия Австрия 1
Алжир Алжир 1
Германия Германия 1
Конструктор Победы
КАМАЗ 15
Tatra 6
Mercedes-Benz 5
Perlini 4
Iveco 2
Pinzgauer 1
Sonacome 1
ALM/ACMAT 1
DAF 1
Hino 1
MAN 1

Происшествия

  • В 1982 году Марк Тэтчер, сын премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, вместе со своим французским штурманом Шарлоттом Верне и механиком, исчезли на шесть дней. 9 января 1982 года они отделились от колонны автомобилей после остановки для ремонта неисправной рулевой системы. Они были объявлены пропавшими без вести 12 января. После крупномасштабного поиска алжирский военный поисковый самолёт Lockheed L100 обнаружил их белый Peugeot 504 на расстоянии 50 км от трассы. Тэтчер, Верни и механик не пострадали.
  • Организатор ралли Тьерри Сабин погиб, когда его вертолет Ecureuil разбился в 07:30 часов во вторник, 14 января 1986 года, на дюне в Мали во время внезапной песчаной бури. Также погибли певец Даниэль Балавуан, пилот вертолёта Франсуа-Ксавье Банью, журналистка Натали Оден и Жан-Поль Лефур, радиоинженер французского радио RTL.
  • Шесть человек — три участника и три местных жителя — погибли во время ралли 1988 года. В ходе инцидента Байе Сиби — 10-летняя малийская девочка — была сбита гонщиком, в то время как она пересекла дорогу. Машиной команды, которая вела видеосъёмку, были сбиты мать и дочь в Мавритании в последний день гонки. Участники ралли погибли в трёх отдельных авариях. Гонщики также были обвинены в возникновении пожара, который вызвал панику на поезде, курсировавшим между Дакаром и Бамако, где погибли ещё три человека.
  • В 2003 году французский водитель Даниэль Небот разбил свою Тойоту. При этом погиб его напарник Бруно Кови.
  • 10 января 2005 года испанский мотоциклист Хосе Мануэль Перес умер в испанской больнице после аварии, случившейся за неделю до этого на седьмом этапе ралли. Итальянский мотоциклист Фабрицио Меони, двукратный победитель ралли, стал вторым погибшим в том году участником. Это произошло 11 января 2005 года на одиннадцатом этапе. 13 января 2005 года пятилетняя сенегальская девочка была раздавлена под колёсами грузовика службы поддержки, в результате чего общее число смертей достигло пяти.
  • Ралли Дакар 2008 было отменено по соображениям безопасности после убийства четырёх французских туристов в декабре 2007 года в Мавритании (на территории которой ралли проходит на протяжении восьми дней). Французская компания Amaury Sport Organisation, отвечающая за организацию ралли, в своем заявлении сообщила, что французское правительство рекомендовало им отменить гонку, которая должна была стартовать 5 января 2008 года в Лиссабоне. Также в заявлении говорилось, что были высказаны прямые угрозы в отношении ралли от Аль-Каиды и связанных с ней организаций.
  • 7 января 2009 года было найдено тело 49-летнего мотоциклиста Паскаля Терри из Франции, которое лежало на отдалённой части второго этапа между Санта-Роса-де-Ла-Пампа и Пуэрто-Мадрин. Он считался пропавшим без вести в течение трёх дней.
  • 4 января 2010 года погибла женщина, наблюдающая за «Ралли Дакар» — машина, принимающая участие в гонке, свернула с курса и сбила её во время открытия субботнего этапа. Внедорожник был под управлением Мирко Шультиса и его помощника Ульриха Леарди.
  • 1 января 2012 года на трассе «Ралли Дакар» погиб аргентинский мотоциклист Хорхе Боеро.
  • 9 января 2013 года, в ходе пятого этапа «Ралли Дакар 2013», недалеко от перуанского города Такна, в 10 км от границы с Чили произошло лобовое столкновение автомобиля Land Rover Defender команды сопровождения одной из гоночных команд и двух местных автомобилей такси. В результате инцидента погибли двое местных зрителей, ещё семеро человек (включая троих британцев) с травмами различной степени тяжести были отправлены в местную клинику.
  • 11 января 2013 года, на седьмом этапе «Ралли Дакар 2013», в результате лобового столкновения с автомобилем местной полиции погиб французский мотоциклист — дебютант «Ралли Дакар» — 25-летний Тома Буржен (№ 106), занимавший после 6-го этапа 68-е место в общем зачёте мотоциклов. Трагедия случилась в 8:23 по местному времени на чилийском отрезке 806-километрового этапа. Бригада экстренной медицинской помощи, обслуживающая ралли, прибыла на место ДТП и констатировала смерть мотогонщика, которая, вероятнее всего, была мгновенной в результате сильного удара.
  • 6 января 2015 года польский мотогонщик Михал Херник погиб в ходе третьего этапа «Ралли Дакар 2015». Тело 39-летнего мужчины было найдено в 300 метрах от трассы. Директор ралли Этьен Лавинь сообщил, что спортсмен был без шлема и на месте происшествия признаков аварии не обнаружено, мотоцикл был также не повреждён. Михаил Херник впервые участвовал в «Дакаре». По результатам судебно-медицинской экспертизы причиной смерти названо обезвоживание.

Примечания

  1. 1 2 3 4 History of Dakar — RETROSPECTIVE 1979-2007 (PDF) (недоступная ссылка). Dakar. Дата обращения 7 января 2009. Архивировано 15 мая 2011 года.
  2. 1 2 Dakar Bike-Quad regulations 2017.
  3. https://web.archive.org/web/20080226224655/http://www.dakar.com/2008/DAK/presentation/docs/DAK08_reglement_moto_us.pdf
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 https://web.archive.org/web/20080226224633/http://www.dakar.com/2008/DAK/presentation/docs/DAK08_reglement_auto_us.pdf
  5. КУРС НА ДАКАР ВЗЯТ! — Минский автомобильный завод
  6. Dakar: 2009 Edition > The Route
  7. The Route (недоступная ссылка). 2010 Dakar Argentina-Chile. Amaury Sport Organisation. Дата обращения 18 июня 2009. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  8. Route: Dakar (недоступная ссылка). Дата обращения 11 апреля 2011. Архивировано 22 декабря 2010 года.
  9. «Dakar 2014. Route» (англ.). www.dakar.com. — Маршрут ралли, опубликованный на официальном сайте.. Дата обращения 22 марта 2013. Архивировано 9 апреля 2013 года.
  10. The 2015 Dakar:Marathon-style (англ.).
  11. Шаров. Маттиас Валкнер (англ.) // Wikipedia. — 2018-01-21.
  12. Сергей Иванов День энтузиаста // Популярная механика. — 2017. — № 3. — С. 110—113. — URL: http://www.popmech.ru/magazine/2017/173-issue/
  13. Motorsport Memorial
  14. Robert Carlton Brown (1988-02-01). “Disastrous days in the desert”. Sports Illustrated. 68 (5): 20(4).
  15. French Driver Dies in Paris-Dakar Rally Архивная копия от 11 мая 2011 на Wayback Machine // HighBeam
  16. Motorsport Memorial
  17. News Africa // Reuters.com. Архивировано 8 января 2008 года.
  18. The Times — Article (недоступная ссылка). Дата обращения 11 апреля 2011. Архивировано 28 февраля 2015 года.
  19. Anthony Clavane. Dakar Rally tragedy: Two spectators dead and three Brits seriously injured in convoy crash (англ.). mirror.co.uk (10 January 2013). Дата обращения 11 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
  20. French motorcyclist Thomas Bourgin killed at Dakar Rally; accident under investigation (англ.). foxnews.com (11 January 2013). Дата обращения 12 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
  21. На ралли Дакар 2013 погиб мотогонщик Тома Буржен. bikepost.ru. Дата обращения 12 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
  22. Иван Лидский, Антон Балакирев. «Дакар» унёс ещё одну жизнь. gazeta.ru (11 января 2013). Дата обращения 12 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
  23. Мотогонщик Михал Херник погиб на ралли «Дакар 2015» (недоступная ссылка). Lenta.Ru (07.01.2015). Дата обращения 7 января 2015. Архивировано 16 января 2015 года.
  24. Названа причина загадочной смерти гонщика на «Дакаре». Motor.ru (9 января 2015). Дата обращения 16 января 2015. Архивировано 16 января 2015 года.

Ссылки

Ралли «Дакар» на Викискладе

Прослушать введение в статью

Этот звуковой файл был создан в рамках проекта «Аудиостатьи» на основе версии этой статьи от 11 апреля 2011 года и не отражает правки, сделанные после этой даты. См. также другие аудиостатьи

  • Официальный сайт
  • Dakar.4×4.by
  • История «Дакара». Первые шаги (1978—1983)
  • Официальный сайт команды SIXT UKRAINE
  • Все о русских на Дакаре и о Дакаре на русском. Ралли рейды России.

Китайская компания BSE продает у нас в основном питбайки (маленькие кроссовые мотоциклы с мотором небольшого объема и горизонтальным расположением ЦПГ; обзор питбайков читайте в одном из ближайших номеров «5 колеса»). Но есть у нее и модели, которые можно отнести к эндуро.

BSE J2-250E

BSE J5-250E

J1‑250E и J2‑250Е одинаковы внешне и внутренне: оборудованы карбюраторным 4‑тактным мотором с воздушным охлаждением мощностью 17 л. с. и отличаются только размерностью колес. J5‑250Е — более серьезная модель. Имеет мотор с водяным охлаждением мощностью уже 27 л. с.

В этом японском концерне считают, что для России достаточно одной модели эндуро — CRF250X. Никаких вам культовых XR или хотя бы других кубатур… Ну, хоть что-то.

CRF250X — это «гражданская» версия кроссового CRF250R: чуть более мягкая, спокойная, «понимающая» — но только чуть. С электростартером и световыми приборами. 4‑тактность и кубатура как бы намекают, что CRF250X можно брать в качестве первого эндуро-мотоцикла и ездить на нем вплоть до серьезного уровня: мощности и энерговооруженности у аппарата хватит для любых задач.

Новые эндуро TE250i и 300i оборудованы двухтактным мотором с — внимание! — впрыском топлива. Консервативный мир оффроуд-мотоциклов сдался под натиском экологов. Но только выиграл от этого. Потому что теперь, сохранив свой 2‑тактный характер, эти эндуро по удобству использования и езды приблизились к 4‑тактным: расход топлива и количество вредных выбросов стали ниже, а тяга ровнее.

Полная линейка мотоциклов эндуро шведского производителя, представленная на нашем рынке, включает восемь 2‑тактных и 4‑тактных моделей с объемом двигателя от 125 до 700 см3.

Эти «китайцы», как и BSE, стали популярны у нас за счет своих питбайков. Но недавно в линейке Kayo появились и полноценные эндуро: K1 250, K6 250, Т2 250 с двумя вариантами диаметра колес и Т4 250 — все с «фамилией» Enduro. Эти 4‑тактные карбюраторные модели мощностью 16 л. с., за исключением К6, отличаются друг от друга только размерностью колес, длиной базы (разница порядка 5–10 см), настройками подвески, объемом бензобака и, соответственно, весом.

К6 250 выделяется более мощным (26 л. с.) двигателем с водяным охлаждением и инжектором, более длинными базой и ходом подвесок. А также ценой — почти вдвое выше остальных моделей.

КТМ

В этом году австрийцы выпустили две интересные новинки. KTM 250 EXC TPI с двухтактным двигателем с системой впрыска топлива. Инженеры КТМ избавили аппарат от недостатков 2‑тактника и оснастили преимуществами 4‑тактника: более ровная тяга в широком диапазоне оборотов, моментальные и в то же время плавные реакции на поворот ручки газа, сниженный расход топлива и масла, автоматическая коррекция топливной смеси, в зависимости от окружающих условий, и хорошие экологические показатели.

KTM 250/300 EXC TPI.

Новый 4‑тактный KTM Freeride 250 F — последователь и замена культовым 2‑тактной 250‑ке и 4‑тактной 350‑ке, которые в свое время «основали» новый класс мотоциклов двойного назначение — Freeride, сочетающий универсальность и удовольствие от езды.

KTM Freeride 250 F, в зависимости от желаний и возможностей того, кто на нем сидит, может исполнять функцию классического эндуро, «прогулочного» эндуро (трейла) или их обоих вместе, а также быть первым мотоциклом для новичка или тренировочным аппаратом для профессионала.

KTM Freeride 250 F.

Новинка получила легкий 4‑тактный мотор объемом 250 «кубов» и переработанное и облегченное шасси, что позволило достичь оптимального баланса веса (99 кг), мощности, динамики и маневренности.

Всего в линейке эндуро мотоциклов австрийского бренда, доступной в России, 14 моделей с двигателем от 250 до 690 см3.

В России эта фирма предлагает одну модель «взрослого» эндуро — KLX450R. Аппарат оборудован одноцилиндровым 4‑тактным карбюраторным мотором объемом 450 см3. Еще есть детский мотоцикл KLX110 мощностью 7,3 л. с. и меньшего размера.

Kawasaki KLX110.

Kawasaki KLX450R.

Испано-французская компания быстро завоевала хорошую репутацию в среде любителей эндуро и мотокроссменов благодаря легким, надежным и простым в управлении мотоциклам.

Sherco 450 SEF-R.

В этом году серьезно обновились 4‑тактные модели 250/300/450 SEF-R: улучшены эргономика и комфорт, тяга на низких оборотах, доступ к радиатору, настройки зажигания; изменена форма обтекателей, немного снижен вес.

Sherco 125 SE-R.

В линейке 2‑тактников появилась новая модель — 125 SE-R, оборудованная электростартером. 250 SE-R и 300 SE-R получили практически те же обновления, что и их 4‑тактные товарищи.

WR450F теперь оборудуется мотором с головкой цилиндра с обратным наклоном, обращенным вперед воздухозаборником и изогнутой выхлопной системой, выведенной назад. Такая конструкция повышает эффективность впуска и выпуска, что, в свою очередь, оптимизирует высокий линейный крутящий момент двигателя и дает большой запас мощности.

Новая алюминиевая рама с двусторонней балкой, оптимизированные настройки подвесок, измененная форма обтекателей для более удобного доступа к воздушному фильтру, новая программа управления двигателем и возможность задавать множество настроек самостоятельно с помощью приложения в смартфоне, электрический стартер без переключателя — это только самые заметные изменения в модели 2018 года.

Если уж Harley-Davidson задумался об электромотоцикле, то обойти стороной уже давно присутствующую на рынке марку Zero, выпускающую легкие дорожные и внедорожные мотоциклы, никак нельзя.

Zero FX оборудован электромотором, выдающим с самого старта 106 Нм крутящего момента — серьезное подспорье на бездорожье. Отсутствие выхлопа и бесшумность позволяют использовать этот электромотоцикл для соревнований и тренировок в закрытых помещениях, а также на охраняемых природных территориях, да и просто ездить по дачному поселку, не боясь разозлить соседей.

Существуют два варианта Zero FX. На один установлена модульная конструкция батареи, состоящая из двух независимых быстросъемных аккумуляторов: мотоцикл может работать как от одного из них, так и от обоих одновременно. Мощность электромотора — 27 л. с., вес мотоцикла — 112 кг, запас хода 30–75 км.

Вторая версия имеет цельную интегрированную в раму конструкцию батареи, при этом показатели производительности повышены почти вдвое по сравнению с модульным вариантом: мощность 46 л. с., запас хода 63–146 км. Вес — 135 кг.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *