Путешествия

Вот и состоялось оно, путешествие. Я не буду рассказывать о том, где мы были и что видели, я хочу поделиться информацией о Монголии, той информацией, которой лично мне не хватало при подготовке к путешествию, такой как процедура перехода границы, обменники, карта и т.п. Надеюсь, она будет кому-то полезной.
Кому интересно – прошу под «cut». Ахтунг, много букав.
Итак, коротко о маршруте.
Особого планирования у нас не было. В этом и плюс и минус. Плюс в том, что ты свободен в своих желаниях, едешь куда хочешь. Минус в том, что можно проехать мимо многих интересных мест. Нам хотелось просто проехать через всю страну, по возможности посетить Гоби. Но Гоби потом отпала, потому что, помесив первые попавшиеся дюны, закопав мотаки и откапав их, мы поняли, что серьезные пески в этот раз нам не покорятся. Поэтому поперли просто по центральным магистралям, заруливая в интересные места. Еще на стадии планирования подруга (Анжела, привет и большое спасибо) привезла мне из У-Батора туристическую карту Монголии. Сканы выкладываю, но она большая, сканировал по квадратам, если кому не лень – слепите что-то удобное )) А еще на ней маркером примерные прикидки по маршрутам делал, немного испачкал ))) Если дорога на карте красная – там есть асфальт. Но на самом деле асфальта больше – его постоянно катают, расширяют дорожную сеть.
Вот ссылочка на наш маршрут с небольшими пояснениями.

Техника

TDM 850-2, Suzuki DL V-Strom 1000. Сначала хотелось лезть в песок, в говно, в воду, патамушта дорвались наконец-то до Монголии. Но моты тонут, буксуют, падают, зарываются в песок по маятник, ибо груженые и тяжелые, что слоны. Пришлось пыл поумерить и соизмерять свои хотелки с техническими возможностями. Теоретически, можно ехать в Монголию и на спортбайке (взять хотя бы Коровина на ВФР800, мир ему). В У-Баторе, кстати, был как раз в это время фест «Степной ветер», так ребята из Благовещенска приехали на чоперах, причем один из них на кастоме с хардтэйлом. Так что, как говорится, было бы желание. Как я сказал, в Монголии уже очень много асфальта, что расширяет возможности для путешествий.
Дорога

Путь наш представлен выше по ссылочке, пролегал он от КПП Кяха (с монгольсой стороны Алтанбулаг), в У-Батор, затем в Хархорин, а после на выезд из страны через Улангом и Боршоо. Дороги, вдоль которой мы двигались, имеют важное местное значение, поэтому обитаемы и большей частью закатаны асфальтом. До У-Батора асфальт давнишний, но хороший (кста, на подступах к нему наблюдали картину – ямочный ремонт. Так вот монголы не просто залепили все ямки, а еще и каждую их них пронумеровали. Было их за сотню. Зачем – хз). Еще одно замечание – при ямочном ремонте эти самые ямы (дыры в асфальте) монголы заботливо обводят белой краской, так что издалека ямы становятся хорошо заметными. Это однозначный плюс. По самой стране дороги активно строят. Где-то закатывают в асфальт старые грунтовки, а где-то отсыпают новые дороги, при этом делают их прямыми как стрела. Если вы ехали по новой дороге, а асфальт на ней внезапно закончился, сразу съезжайте в степь, так как основание дороги выполнено из крупного гравия, камней, везде жесткая «терка», трясет аццки. Да и сами строители недоделанные участки дороги, там где есть насыпь, но нет асфальта, перекрывают кучами гравия прям поперек, чтобы машины не ездили, не разбивали основание дороги (на одном такой куче даже орлица гнездо устроила).


Так что совет, если впереди кончился асфальт, а грейдер остался и параллельно есть дороги по степи – езжай в степь, там мягче. Ну или вали по грейдеру на все деньги 🙂
По пройденному нами маршруту ходят рейсовые автобусы, грузовики, есть небольшой трафик. Так что остаться в полном одиночестве надолго не получается. В итоге асфальта у нас было много, думаю, три четверти маршрута. Далее, от асфальта мы делали небольшие вылазки по грунтам в сторону интересных нам мест, затем возвращаясь на главную дорогу. В принципе, получилось неплохо: прохваты по асфальту, потом денек-другой месишь говна, затем снова на асфальт. В итоге сильно не устаешь ни от того, ни от другого. Также на асфальте встречаются пункты сбора платы за проезд: КППшка со шлагбаумом, сотрудник сам к тебе подбегает. Стоит 500 тугров с мотака, дают билетик. При желании можно и так пролететь, места для объезда всегда хватает. Но мы же в чужой стране, не стали. Еще плату берут при посещении национальных парков, 3000 тугров, по аналогичной схеме.
фото ниже не мое, сперто из инета, спасибо автору


В степи грунтовки на любой вкус, цвет, рыхлость, сыпучесть и вязкость. В основном, что-то среднее между мелкими камушками и крупным песком. Также много песка обычного, как большими спецучастками сотнями километров, так и неожиданными перемётами. Достаточно много «тёрки» разного калибра, она реально убивает. Но тут опять-таки всегда можно съехать с одной грунтовки на другую, а можно и свою накатать, что мы иногда и делали просто херача по степи. Так что конкретная дорога подбирается уже на месте в соответствии с навыками, желаниями и возможностями техники. В тех местах, куда забирались мы, были броды, валуны, различные камни, спуски и подъемы. Но это, опять-таки, по желанию райдера, можно и не лезть глубоко. А можно и наоборот.
Резина
Из-за большого количества асфальта зубастая резина на заднем колесе, что на ДЛьке, что на ТДМе, стерлась почти на 50%, на переднем нормалек. На ДЛ в Улан-Удэ (спасибо парням из Моторема) был поставлен новый комплект Мишлен Анаки Вайлд. На ТДМ в Красноярке была одета новая Пирелли Скорпион МТ-09 на передок, Мишлен Анаки 2 на заднее. Шашечки на ДЛьке на асфальте вибрировали. Сильно. Причем уже на сотке. На обгонах и ровных участках доходило до 160, но на шашечках совсем некомфортно. Зато на грунте на такой резине чувствуешь себя намного увереннее. ТДМ на своей резине на асфальте стоял как утюг, но зато немного плыл на грунте. Как вывод: если цель смаковать грунты, однозначно шашечки, причем лучше тащить их с собой и одевать ближе к говнам. Если по грунтам планируется незначительное передвижение (а как я уже писал, даже в Монголии сейчас очень много асфальта), то вполне подойдет не слишком злая резинка. Хотя местные монголы, разглядывая нашу резину, однозначно одобряли шашки.
Ремонт колес по-монгольски – это ДУГУЙ ЗАСВАР (я сначала подумал, что там дуговая сварка 🙂 А че, похоже звучит) Встречаются достаточно части, практически в любом поселке есть.
фото ниже не мое, сперто из инета, спасибо автору

Вещи
Для своего маршрута мы взяли много лишнего. Тащили палатку, спальники, воду, бензин и т.д. и т.п., так как собирались в дикую страну, а оказались в нормальной такой деревне. Если не лезть в жопу, то за день встречаешь две-три деревушки, а то и больше. Соответственно, в каждой есть заправка и магазин. Бензин мы с собой тащили зря (15 литров на двоих), воду (10 литров на двоих) тоже зря, ничего не пригодилось. Правда ТДМ два раза обсох (один раз в России, другой в Монголии), но только потому, что проезжали мимо очередной заправки без остановки, а до следующей не дотягивали. Воду покупали в бутылках, ее и пили (удобнее, чем каждый раз в канистру лазить, да и стоит копейки). Палатка – не пригодилась, везде по маршруту было где поспать. Каремат – не пригодился. Спальники – пригодились 2 раза, когда спали в юрте и херовой гостишке, но и то, мы залезли в спальники, чтобы не спать не непонятном «постельном белье», назовем его так. Котелок, горелка и газ к ней – пригодились, но не критично – для перекусов на привале. Взяли бы мы это вещи, если б знали, что так будет? Конечно. Ибо мало ли чего. Джентельменский набор путешественника должен быть, даже если ты не планируешь им пользоваться. Но вот воды и бензина можно взять поменьше. Кроме того, тащили с собой полный кофр всякой жратвы – тушенка, рыбные консервы, галеты, печеньки, сухарики, чай, кофе, орешки, сухофрукты и т.п. Не съели даже половину по изложенным выше причинам. Так что запас еды можно было безболезненно сократить до «НЗ» на 2 дня на каждого.
Деньги

Как известно, это тугрики или тэгрэг по-местному. Курс колеблется от 40 до 43 тэг за один рубль. У каждого из нас на всю поездку, а это 11 дней, ушло чуть больше 40 000 руб., из них на саму Монголию примерно по 25 000 руб. Можно ли было дешевле? Думаю, в половину бюджет можно было и срезать на гостиницах, бухле и еде. Ночевали мы всегда за деньги, ели вкусно, спиртное каждый день. Если спать в палатке, кушать свои консервы, пить водичку или заранее взятый медицинский спирт, думаю, можно уронить бюджет раза в два. Обменивали валюту мы уже на монгольской стороне, за КПП Кяхта, после того, как прошли монгольскую границу. Там сразу к нам сами подбежали менялы, предлагали курс по 42. Мы недоверчиво сморщили одно место и наменяли мало денег, хотя потом оказалось, что это очень хороший курс.

Так что менять можно там. Единственное, считайте денежки. Все очень непривычно, проверяйте купюры по номиналу. Монет в ходу нет. В городе Дорхане меняли в банке по курсу 40. В Улан-Баторе меняли по курсу 42,3. Но это нам местный помог. Меняли в обменнике возле Ждвокзала, фото нету. С обменом в более мелких городах дела обстоят хуже. В деревнях обмена вообще нет. Мы не пробовали платить рублями, думается, что их не принимают. В Дархане меняли деньги возле центрального рынка, в банке. Курс 40 тэг за рубль.
Цены
На мой взгляд, в общей массе немного дешевле наших, но не сильно. В чем-то наоборот дороже. Далее привожу некоторые средние цены. Литр 95го стоит 1600-1700 тэг, то есть 40-42,5 руб. (тут и далее курс беру по 40 рублей). 92й, соответственно, 1400-1500 тэг., то есть 35-37,5 руб. Водка в среднем стоит 10 000 – 20 000 за бутылку, то есть 250 – 500 руб. Пиво 3000 – 5000 за банку, то есть 75 – 125 руб. Первое или второе горячее блюдо стоит 4000 – 8000 руб., в зависимости от места и самого блюда, то есть 100 — 200 рублей. Гостиницы стоят от 30 000 до 70 000 тэг за двухместный номер, то есть 750 – 1750 руб. Сувениры вообще отдельный разговор. К примеру, носки из яка обошлись в 30 000 тэг. А вот футболка с принтом всего 2 500 тэг. В целом на сувениры жене и дочке ушло 80 000 тэг. Это пара носков, 3 футболки, две сумочки-кошелька, игрушечный верблюд, 3 магнитика на холодос.
Таможня
Виз нет. Их отменили в конце 2014 года.
Выезд из России. В Монголию мы заходили через КПП Кяхта. Не доезжая КП около километра находится пункт пограничной охраны, они выборочно тормозят проходящие машины для проверки документов. Нас не досматривали. Далее синий указатель «МАПП прямо, Кяхта направо» и развилка. Соответственно, пункт пропуска – прямо. Сама деревня – направо. В деревню мы не заезжали, говорят, там тоже можно поменять деньги. Непосредственно перед КП есть большая заправка Роснефти с магазином. Можно полностью залить баки и купить нужные продукты. КП как с нашей, так и с монгольской стороны работает круглосуточно, но в 8 утра и 20 часов вечера – пересменок. На нашей половине мы в него не попали, на монгольской чуть было не попали. Если попадаешь в пересменок – ждать один час. Въезд на КП осуществляется в две очереди: левая и правая. Левая для легковых авто, правая – для грузовиков. Грузовики проходят перед легковушками. Рекомендуем сразу вставать в правую очередь, а точнее подъезжать прямо к стоп-линии, минуя очередь. Мы встали после легковушек в левую очередь. Потом пошли к таможенникам, они сказали, что пропустят нас без очереди. Но когда открыли ворота и стали пускать грузовики, легковушки нас не могли пропустить, потому что стояли как попало, плотно и коряво. Пришлось кое-как протискиваться и вливаться в очередь грузовиков. Те тоже не очень сильно горели желанием нас пропускать, но пустили. Крч, обычная очередь. Все устали, каждый хочет пройти побыстрее, никто никого вперед не пускает. Так что рекомендуем поговорить с таможней, а затем занять лучшие места в очереди. Заранее. Очередь пропускают по одному, надо показать загранпаспорт часовому на въезде. Внутри КП справа встают грузовики под крышу (такая, как на АЗС), слева становятся легковушки и мотаки. Просто на площадке, под открытым небом. Если повезет, кто-то из таможенников может разводить потоки, показывать, кому куда встать. Далее на площадке ходят два или три наряда таможенников (по двое с собакой ходят). Надо подбежать к ним и попросить быстренько тебя досмотреть, ссылаясь на то, что ты двухколесный, работы не много. Наряд подходит, на груди у них регистраторы, под видеозапись выясняют кто ты и откуда, проверяют загранпаспорт и документы на мотак. Также досматривают вещи. Вообще, у нас все было лояльно, в сумки даже не лезли, ограничились простыми расспросами. Никаких бумажек не дали, отметок никуда не поставили. Далее, заходишь в кирпичное здание слева, на второй этаж. Там за стеклом сидят две или три тетеньки, которые занимаются оформлением документов. В этом же помещении трется куча монголов. Все они наглые, мечутся от окна к окну, суют свои паспорта, каждый пытается свой положить сверху. Бардак, короче. Подходишь к окошкам мимо монголов, вежливо подаешь свои доки и обслуживаешься вне очереди 🙂 В итоге в окошечке получаешь печать в загранпаспорт и наклеечку с данными твоего транспортного средства. Наклеечку надо не потерять. Но наклеевать ее никуда нельзя. Россия, чё. Это ж наклеечка, ясен пень ее нельзя никуда клеить, никто и не думал 🙂

Далее следуешь к своему ТС, заводишь его и двигаешь прямо на выход с территории таможни. Выход там один, не заблудитесь. На выходе снова паспортный контроль – в маленькой будочке сидит часовой, надо ему показать паспорт. Все – шлагбаум открывается и вы на нейтральной полосе. Тут можно материться, ругать правительство, бухать или даже открыть казино 🙂
Въезд в Монголию. Сразу за нейтральной полосой шлагбаум, на шлагбауме даешь загранпаспорт, его открывают. Надо проехать вперед через яму, заполненную водой и остановиться сразу за ней. Тупо проехал яму, помыл колеса и встал сразу за ней прямо на дороге. Это типа местная санитарная обработка. Об этом чуть позже 🙂 Глушишь мотак и бежишь назад, к будочке, что возле КП, который ты только что проехал. Но не в будочку погранца, я рядом, во вторую 🙂 В будочке сидит монголоид, которому ты даешь загранпаспорт и СТС на мотак. Он чего-то там вносит в комп, уже точно не помню. От него снова прыгаешь на мотак и двигаешь вперед. Слева будет здание самой таможни, впереди площадка под крышей, где и надо остановиться. Места остановки там обозначены, встаешь на любое. Тут к тебе подходит монгольский таможенник, который по-русски рубит весьма плохо (хотя может есть и другие, нам хреново говорящий попался). Он задает тебе заученные вопросы, ты ему отвечаешь, он машет башкой, хотя понятно, что ему ничего не понятно. Вообще, нас не досматривали. Просто спросил, ответили и все. После досмотра идешь налево, в здание таможни. Дверь на первом этаже. Сразу на входе размещены стойки регистрации, за ними монголки, берешь там бумажку, длинненькую такую и заполняешь. На стене есть образцы.

Там надо вписать госномер и ФИО. Заполненную бумажку, загранпаспорт и СТС суешь назад девочкам, у которых ее взял. Крч, дежурный набор у тебя в руках – загранпаспорт, СТС, бумажки. Суешь все, они уже выбирают. На стойке тебе делают какие-то отметки, после чего проходишь дальше, прямо. Там с правой стороны стоит столик, за которым сидят две или три монголки – им платить за санобработку мотоцикла (помните яму с водой? Так вот пришло время рассчитаться за эту чудо помывку). Монголки принимают российские рубли, кажись 50 рублей им надо. Или 2000 тэг. После оплаты дают талончик.

Все, проходишь дальше прямо и снова направо, в кабинет. Дверь там направо одна. В этом кабинете сидят сами таможенники, которые заканчивают оформление. Одновременно работают два специалиста. Подаешь им дежурный набор, они все делают сами. В принципе, очень быстро, 5-7 минут на одного. Вот тут мы и попали на пересменок. Новая смена уже пришла, но старой оставалось работать еще 5 минут. И жирный монгольский таможенник никак не хотел оформлять. Ждать говорит, один час. В новой смене была тетка, которая по-русски бормочит, она донесла до жирного, что мы ребята серьезные и не уйдем, пока он не оформит. Крч, сделал он все, выдал еще одну бумажку, понаставил там печатей.

Все. Выходишь из кабинета, следуешь вперед и выходишь из здания таможни с другой стороны (прошел насквозь все муки ада). Идешь к мотакам, заводишь и на выезд. На территории таможни, прямо на выезде, еще до шлагбаума, стоит вагончик со страховками. Мы решили не рисковать и купили себе по полису. Стоит копейки, а на душе спокойнее. Байкеры обслуживаются вне очереди 🙂

Все, выезжаешь за шлагбаум. Страховку эту, ессно, никто ни разу у нас не проверял. За шлагбаумом менялы, предлагают обмен по выгодному курсу, но об этом я уже писал.
Выезд из Монголии. Монгольская сторона. Выезжали мы через Боршоо. Пункт – дырка еще та. Выехав из Улаангома с приличным запасом тугров мы надеялись покушать на них на границе, чего-нить прикупить или обменять на рублики. Но КП оказался совсем не обжитой: единственная кафешка закрылась еще год назад, никаких магазинов, деньги тратить некуда. Более того, КП работает с ПН по ПТ с 9-00 до 17-00, да еще и с перерывом на обед с 12-00 до 14-00!!! Ваще работать не любят. Наши, кстати, в таком же режиме живут. По закону подлости прибыли мы туда как раз в самое начала обеда. У КП есть домик, там живет женщина с детьми, так вот она готовит еду погранцам и ожидающим по предварительному заказу. Мы с ней как-то неопределенно поговорили, вроде не договорились ни о чем и пошли готовить себе сухпай. Наелись, напились, а тут эта баба выплывает с полным ведром жратвы. Реально с ведром. И давай всех кормить (кроме нас на КП еще человек семь ожидающих было). Отказаться было неудобно, так как вроде просили покормить, пришлось давиться, но есть. Еда так себе – суп-лапша с бараниной. Стоит что-то около 100 руб. Проход через КП никаких сложностей не вызывает: заехал, сначала досмотр. Опять-таки сумки не теребили, ограничились простым расспросом. Затем заходишь в домик, он там один, дверь одна, не заблудиться. Сдаешь документы, тебе ставят отметочку в загранпаспорте и отпускают с миром.
Российская сторона. У нас все немного посерьезнее. На въезде погранец (ему паспорт) и сотрудник Роспотребназдзора. Он внимательно смотрит в твои красные глаза и, хитро улыбаясь, спрашивает, каково твое самочувствие. Не стоит отвечать, что ты укурен, пьян и вообще у тебя лихорадка. Шуток ваще не понимают, проверено 🙁 Дальше проезжаешь к домику на досмотр ТС. Осматривают с собакой, заглянули даже в канистры с бензом. Сумки не смотрят, а заставляют снимать и тащить на рентген в домик, несмотря на все протесты и доводы о том, что тебе всю поклажу надо полдня увязывать заново. Суровые, сука. Пришлось повиноваться. С сумками, конечно, гемор. Связано это все с тем, что через КП ездят, в основном, тувины-монголы, возят травку туда-сюда. После рентгена в окошечко на оформление. Вот тут надо не забыть сдать свою наклейку-никуда-не-клейку. Но про ее существование сами таможенники знают слабо 🙂 Виталька оформился первым, наклейку не отдал, ушел. Я следом за ним наклейку сдал. Таможенник на нее долго пырился, удивлялся, затем спросил: «А у того, второго, тоже такая же есть?» Есть, говорю. Таможня встал, сбегал на улицу за Виталькой, отнял у бедняги его наклеечку 🙂 Видимо, наклейки – это нововведение. Дальше на выход, увязывать поклажу назад.
Продолжение

Toyota Land Cruiser 100 4,2 turboШаман ›
Бортжурнал ›
Мой опыт использования разных программ навигации в путешествиях

Уехать в путешествие просто… Не просто достичь пункта назначения и вернуться назад… Потому одним из важных моментов в подготовке к любой экспедиции является навигация.

Намеченная мною одиночная поездка в Монголию накладывает дополнительную ответственность. Заблудиться или сбиться с маршрута недопустимо. Что же мы имеем по навигации?

Штатно установлен навигационный комплект НавиПилот с программами iGo и Навител.

iGo
К iGo никогда не питал особых симпатий, но в последнее время иногда пользуюсь при поездках по России. При передвижении по дорогам общего пользования вполне выполняет основные функции.

Навител
Навител несколько раз меня подводил, вылетая в самый неподходящий момент. Так, во время экспедиции «Сердце Азии» в прошлом году, как только мы вышли из Китая, он благополучно приказал долго жить, а вместе с ним «ушли» и карты Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Казахстана. Поэтому Памирский тракт пришлось проходить без собственной навигации. Благо, в других двух машинах навигация была.

И это далеко не первый случай сбоев. Не знаю, дело ли тут в головном устройстве, или в самой программе, но факт есть факт. Так что на Навител надежды нет. Тем более, что карт Монголии ни в Навителе, ни в установленном у меня iGо, нет. Поэтому буду использовать их только для передвижения по России.

Планшет

На планшете установлено несколько навигационных программ. Начну по-порядку.

OsmAnd+
Эту программу мне в свое время порекомендовал Александр g4aleks. Я скачал ее как раз перед поездкой в Тибет. Скачал сначала бесплатную версия, для пробы. Приятно было, что в ней оказалась карта Китая. Так весь Китай по ней и проехал. Программа понравилась. Когда умер Навител, то хотел скачать карту Таджикистана. Не получилось — бесплатная версия имеет ограничения в количестве загрузок. Купить же платную версию тоже не смог, т.к. не получилось привязать карту оплаты к Плеймаркету. Кстати, именно этот случай еще раз убедил меня в том, что навигации много не бывает, и что нужно иметь и несколько навигаторов, и несколько программ.

OSMAnd

OsmAnd+ проста в использовании. Строит маршрут, показывает точки POI. Довольно хорошо отрисованы города. Единственным выявленным минусом (да и то, очень условным) было то, что один из участков дороги в Китае не был обозначен и навигатор строил маршрут по прямой. Очевидно китайцы строят дороги быстрее, чем OsmAnd+ обновляет карты. Это вылечилось тем, что маршрут разбил на две части. В остальном проблем нет.

В платной версии есть возможность неограниченного скачивания карт очень многих стран мира. Монголия в их числе.

7way – 7 дорог
Эта программа полностью бесплатна. Впервые я испытал ее в 2013 году в поездке по Мангышлаку. Удивительно, что в ней есть очень много степных грунтовок. Было забавно, когда едешь по заданному маршруту по степи, голос говорил «Через 300 метров поверните направо», и точно, через 300 метров едва видимая дорожка уходит направо.

7way

В 7way удобный поиск точек POI. Как и в OsmAnd+ есть возможность добавлять свои места в избранное. Удобно заранее внести в избранное нужные точки, чтобы потом упростить навигацию между ними. Для скачивания доступны карты всех регионов России и многих стран. Монголия, естественно, в списке 🙂

Из выявленных глюков. Если в папку Maps загружено много карт, то маршрут иногда строится по прямой, а не по дорогам. Я убрал все ненужные карты в отдельную папку и добавляю их в Maps только при необходимости. Все работает!

Яндекс-Навигатор
Ну куда без него… Тем более у меня подключен безлимитный интернет по России. Тут комментариев не будет. Думаю, многие и так знакомы с этой программой. Есть только одно «но» — там, где я буду интернета нет. Ни в каком виде… Так что это тоже вариант для движения по России.

Советские военные карты
И теперь самое, на мой взгляд, интересное — «Советские военные карты» (далее буду называть программу СВК). Это хорошая замена старого доброго Ози. Впервые меня познакомил с этой программой Виталий Vit30 в Астрахани. Прямо в гостинице я скачал сначала бесплатную версию, а потом, поняв, что программа представляет определенный интерес, скачал и платную (стоимость чуть более 300 р.).

Программа использует подробные топографические карты Генштаба. Есть карты всего мира! Очень удобно. Конечно, это карты 80-х годов и многое уже изменилось, особенно врайонах развитых, в городах. Но для городов есть иные программы. Нам же интерсны именно недоступные для большинства «нормальных» (?) туристов места. Именно там, на просторах бездорожья, карты Генштаба лучшие! Все тропинки-дорожки, броды, пески, колодцы и т.п. объекты обозначены четко.

Вторым неоспоримым преимуществом СВК является то, что карты нужного участка местности в нужном разрешении можно изначально скачать. Т.е. это полностью оффлайн версия. То, что нужно!

Еще один плюс, это разные версии картографии — всего 8 слоев. Начиная от карт Генштаба, OpenStreetMaps и заканчивая космоснимками Google Sat. Правда гугловские карты скачать не удастся — лицензия, однако. Но на этапе подготовки путешествия просматривать местность в разных ракурсах — очень удобно.

Вот как, например, выглядит часть нашего трека по Устюрту в на разных картах:

В СВК нет опции прокладки маршрута по географическим названиям. Однако можно проложить свой маршрут или импортировать нужный трек и потом ехать по нему. Ну и конечно можно писать трек своего движения с возможностью его экспорта. Есть возможность определения координат любой точки и высоты над уровнем моря.

Так что программа СВК, на мой взгляд, очень удобна для путешествий вне дорог.

Сотовый телефон

Ну как же, имея смартфон на Андроиде. Не использховать его возможности для навигации? Закачал на него 7way с картой Монголии и СВК. С этим разобрались. Теперь всего пару слов о программе Be-on-road.

Be-on-road
Программа русифицирована. Как 7way и OsmAnd+, она так же в основе своей использует OpenStreetMap. Скачиваются карты любых стран. Я скачал Монголию и Россию. По России уже испытал. Ведет хорошо. Показывает свежие актуальные объекты, в том числе и стационарные камеры контроля скорости. Хорошо прописаны города. По крайней мере Москву и Подольск показывает очень детально. Карты обновляются довольно часто. Привлекает то, что по Монголии можно строить маршрут и пользоваться ведением. Не знаю, как по поводу грунтовок, но по более-менее крупным дорогам маршрут строит. Проверим на месте.

А вот, для сравнения, как выглядит один и тот же участок местности в разных программах:

7way

OsmAnd+

Этот вариант СВК мне нравится больше

Все, вышеописанные программы в комплексе дополняют друг другу и являются довольно удобным набором для ориентирования в любой местности. Как они поведут себя в реальности, покажет суровое испытание Монголией…

Спутниковый телефон Thuraya XT

Я уже рассказывал об этом телефоне. Помимо своей основной функции (которая, кстати, пригодилась в поездке по Устюрту этой весной), телефон имеет еще и встроенный GPS-приемник. Можно определять текущие координаты, передавать их по СМС, фиксировать точки маршрута и показывать азимут на заданную точку. Так что телефон имеет неплохой функционал для использования в экстремальных условиях.

Альтернативные способы навигации.

Если все вышеперечисленные способы навигации по какой-то причине недоступны, то пора вспомнить, что мох растет:

а) чаще на северной стороне деревьев, т.к. не любит прямого солнечного света;
б) там, где больше влажности.

Пункт Б вносит коррективы для пункта А. Там, где ветер приносит больше влаги от близлежащего водоема (а у нас преобладают западные ветры), то мох будет расти именно с этой стороны (чаще с запада). Тоже самое касается и деревьев, ствол которых имеет наклон — там мох будет расти снизу, куда стекает дождевая вода.

Впрочем, для части регионов Монголии этот вид навигации тоже не актуален по причине отсутствия деревьев. Так что остается лишь навигация по Солнцу и звездам, но это отдельная тема ))

Вот, пожалуй и все, что мне хотелось бы сказать по поводу навигации. Может кто-то сможет дополнить свои впечатления от использования данных программ?

Едем в Монголию

РУБРИКА: Полуфабрикат

Анастасия Жвик

Журналистка из Севастополя Настя Жвик в один день решила бросить работу и учебу в московском вузе НИУ ВШЭ и уехать исследовать Азию. После шести месяцев в туристическом Таиланде и необычной Мьянме девушка по пути домой из Владивостока решила на недолго заскочить в Монголию. Публикуем ее рецепт путешествия.

Цены актуальны на дату публикации. € 1 = 2864 монгольских тугрика

Почему Монголия?

Немногие путешественники посещают Монголию, а те, кто посещают, называют ее одной из самых впечатляющих стран, которые они когда-либо видели. Это была первая причина, по которой я поехала в эту страну. Вторая – в июне там проходил «Дом для всех»: проект Академии Вольных Путешествий, который периодически организуется в разных странах мира. В таком доме может бесплатно пожить любой путешественник. Меня привлекло это возможностью пообщаться с разными путешественниками и узнать от них что-то новое.

Русские путешественники и туристы Монголию не особо балуют. Я встречалась с такими, кто жил у самой границы с родиной Чингисхана, но ни разу там не был. А зря! Страннику будет что посмотреть в этой стране, а бонусом станет то, что большая часть населения говорит по-русски (многие в разговоре со мной называли Монголию 16-й республикой СССР).

Как добраться?

Главный аэропорт Монголии находится недалеко от Улан-Батора и называется Буянт-Уха – Международный аэропорт Чингисхан. В среднем самолет от Москвы в обе стороны стоит € 500, полет займет 6 часов. Гражданам Украины и Беларуси придется добираться до Монголии с пересадкой в Москве.

Другой вариант – это долететь до близлежащих к стране российских городов: Иркутска или Улан-Удэ. Сюда уже билеты на самолет будут стоить дешевле: порядка € 200. Из Иркутска до столицы Монголии уже можно добираться на поезде (€ 90), а из Улан-Батора на автобусе (€ 20) или тоже на поезде (€ 60).

Среди европейских туристов очень большой популярностью пользуется легендарный Транссиб – дорога от Москвы до Улан-Батора. Билет на поезд будет стоить € 260, путь займет чуть больше четырех суток. Поезд отправляется только по вторникам и средам с Ярославского вокзала.

Виза, валюта, жилье

Россиянам не нужна виза в Монголию, если они планируют посещать эту страну менее 30 дней. Украинцам и беларусам повезло больше: им виза не понадобится, если они планируют пробыть в этой стране менее 90 дней.

В качестве валюты тут используют те самые тугрики. На банкнотах изображен основатель Монгольской империи – великий Чингисхан. В целом с его именем или изображением ты будешь встречаться сплошь и рядом в Монголии – в названиях гостиниц, магазинов, пива и разных блюд. Монголы до сих пор очень любят и чтят Чингисхана.

«С именем или изображением Чингисхана ты будешь встречаться в названиях гостиниц, магазинов, пива и разных блюд»

Большинство гостиниц Монголии сосредоточено в столице – Улан-Баторе, тут можно найти жилье на любой вкус и кошелек. Так, самый дешевый хостел будет стоить от € 3, а «президентский люкс» в гостинице «Улан-Батор» обойдется в € 500. В целом каучсерфинг по стране тоже стоит искать только в Улан-Баторе. Правда, тебе могут попытаться продать через каучсерфинг какой-нибудь тур по стране – будь то в пустыню или же к настоящим кочевникам, не соглашайся. Лично мне поступило много таких запросов (я даже вспомнила Марокко, где была ровно такая же ситуация с каучсерфингом), но писали и обычные монголы, которые с радостью приглашали меня к себе домой. Так я останавливалась у мужчины, который заведовал хостелом, где познакомилась с крутыми ребятами со всего мира.

Транспорт

Про транспорт в Монголии много не напишешь, просто потому, что он отсутствует. По городу и на маленькие расстояния ты вполне можешь доехать с помощью автобусов, а вот если захочется поехать в пустыню Гоби или в какие-то другие интересные города, то тут единственный вариант – это машина (либо автостоп, либо аренда).

На мой взгляд, автостоп в Монголии прекрасный, люди подбирают очень охотно. Но тут придется столкнуться сразу с тремя сложностями – иногда эти же прекрасные люди будут просить у тебя денег, вторая – в отдаленных от Улан-Батора частях трафик намного менее оживленный. Один раз мне даже пришлось ждать одну машину два часа. Третья сложность в том, что дорог в некоторых частях Монголии нет совсем.

Если автостоп не для тебя, то выбирай аренду машины. Средняя цена машины на трое суток на bookingcar составляет € 300. В менее известных сервисах можно арендовать машину от € 70 за сутки. Самым выгодным вариантом будет аренда «Буханки», поскольку туда может поместиться до 8 человек.

Маршрут

Мне не хотелось ехать в пустыню Гоби, потому что я уже была в Сахаре, поэтому я строила свой маршрут таким образом, чтобы провести в стране как можно больше дней и посмотреть как можно больше интересностей. Заезжала в Монголию я из Улан-Удэ, а выезжала в Кызыле.

Улан-Батор (4 дня)

Приготовься: Улан-Батор – это практически единственный город в Монголии в том понимании, в котором мы привыкли его видеть. Здесь – уникальное сочетание советских высоток вместе со стоящими рядом маленькими юртами.

В Улан-Баторе можно застрять надолго, особенно если вокруг тебя хорошая компания! В хостеле, где я жила по каучсерфингу, было много классных иностранцев. Иногда я могла проводить полдня, не выходя из дома и общаясь с ребятами. Просто удивительно, насколько иностранцы тащятся по Монголии! Возможно, нам стоило бы перенять это? В мою последнюю ночь в хостеле мой хост приготовил на нас всех голову барана – это настоящее монгольское лакомство, которое не было похоже на все то, что я когда-либо пробовала раньше. Помимо самого мяса, я впервые ела бараньи глаза и мозг. Звучит ужасно, но на самом деле это очень вкусно и стоит обязательно попробовать!

«Помимо самого мяса, я впервые ела бараньи глаза и мозг. Звучит ужасно, но на самом деле это очень вкусно»

Помимо зависания в хостеле, в Улан-Баторе есть много интересного и для культурного путешественника. Начни с центральной площади Чингисхана, где находится памятник национальному герою Монголии – Сухэ-Батору. Отсюда можно пешком дойти до Национального музея истории Монголии (Juulchin 1). Сюда стоит прийти, чтобы посмотреть на быт монголов с доисторических времен до наших дней, вход в музей € 5.

От музея истории можно отправиться к другому музею – динозавров (Independence Square, 5th Khoroo, Chingeltei District/Чингэлтэй дүүрэг 5-р хороо), вход – чуть меньше € 2. На территории Монголии ученые нашли множество останков динозавров и познакомиться с ними можно в этом музее (это же кости самых настоящих динозавров!).

Закончив знакомство с динозаврами, пройдись к Зимнему дворцу Богды-гэгэна (Khoroo 11), где можно увидеть, в каких условиях жил последний император Монголии. Прогулка из центра займет примерно полчаса, но лучше-таки идти пешком, потому что в Улан-Баторе страшные пробки. Стоимость билета в музей составляет € 3.

От дворца тебе будет рукой подать до памятника боевой дружбе советских и монгольских войск Зайсан (гора Зайсан). Отсюда будет здорово встретить закат и увидеть свысока весь Улан-Батор.

Насладившись исторической частью Улан-Батора, второй день можно спокойно посвятить буддистскому аспекту. Начни с самого большого буддистского монастыря Монголии и с первого религиозного центра страны – монастыря Гандантэгченлин. Здесь постоянно проживают больше 600 монахов и проводятся различные буддистские ритуалы. Монастырь прославился в том числе благодаря полой 26-метровой статуе Будды из меди и золота. Вход сюда обойдется тебе в € 1,25. Помимо этого монастыря в Улан-Баторе много маленьких дацанов, но они менее интересны для путешественника.

Отдельный расслабленный день можно выделить на шопинг. Для этого приходи на рынок Наран тул (Khoroo 14). Здесь можно в первую очередь закупиться на дальнейшее путешествие по Монголии, а также просто купить национальные сувениры. Помимо всего прочего, тут можно найти кости динозавров, изделия из верблюжьей шерсти и шерсти яка, национальные платья. Осторожно: на рынке орудуют карманники, поэтому держи все свои вещи впереди себя и ни за что не упускай их из виду!

Национальный парк Горхи-Тэрэлж (2 дня)

Побыли немножко в городе и хватит, пора ехать на природу! Благо в Монголии только одна природа и есть, а также множество национальных парков. Доехать до Горхи-Тэрэлж можно на автобусе, который будет стоить чуть меньше евро, ехать примерно два часа.

Парк очень красивый: между гор пасутся сами по себе верблюды, а кто-то даже предлагает покататься на них. Наибольшую известность парку принесли скалы необыкновенной формы, созданные природой.Также внутри парка находится буддийский храм Арьяабал, куда стоит обязательно заглянуть! Это место силы, место, где отдыхает душа и тело. Во время подъема к храму тебе придется преодолеть 100 белых и 8 черных ступенек, в это время тебя будут окружать деревянные таблички, на которых написаны буддистские мудрости.

Остаться можно тут же, в парке. Сейчас тут понастроили множество туристических баз, которые предлагают отдых, в том числе, в национальной юрте (будет стоить от € 30). Я же положилась на авось и во время автостопа познакомилась с чудесной семьей, которая позволила мне пожить в своей юрте.

Поездку в национальный парк советую совместить с поездкой к статуе Чингисхана в Цонжин-Болдоге. Это самая высокая конная статуя в мире. Помимо осмотра статуи снаружи ты можешь зайти внутрь, где тебя будет ждать музей, посвященный Чингисхану, а также можно забраться на смотровую площадку наверху статуи. Вход внутрь € 3.

«Огромные дюны и свистящий ветер – это то, что позволит тебе почувствовать себя в самой настоящей пустыне»

Национальный парк Элсэн-Тасархай (1 день)

Если ты, как и я, не хочешь тратить много времени и денег на посещение Гоби, езжай в парк Элсэн-Тасархай, где ты сможешь увидеть кусочек пустыни. Ехать от Улан-Батора сюда порядка четырех часов и вот сюда уже не ходит общественный транспорт, поэтому у тебя два варианта: автостоп либо аренда машины. Огромные дюны и свистящий ветер – это то, что позволит тебе почувствовать себя в самой настоящей пустыне. Ночью же здесь как никогда ярко светят звезды. Чтобы увидеть это все, бери с собой палатку, либо напросись на ночлег к местным кочевникам.

Хархорин (1 день)

Из парка будет удобно доехать до Хархорина – древней столицы монгольской империи в XIII веке (которая раньше называлась Каракорум). Несмотря на былое величие, сегодня город выглядит как обычный поселок и в целом тут делать нечего. Будет интересно тут тем, кто хочет увидеть место, где становилась Золотая Орда и начинался путь Чингисхана. Тут стоит побывать на руинах древнего города Каракорум, от которых, к сожалению, мало что осталось, взглянуть на монастырь XVI века Эрдене-Дзу. Также сюда любят приезжать, чтобы посмотреть на огромный каменный фаллос, торчащий из земли. Фаллос направлен к лощине, которую местные называют женским лоном. С этим своеобразным «памятником» местные связывают сразу несколько легенд. По их словам, бездетная женщина должна посидеть на фаллосе, молясь, чтобы у нее появились дети, – и тогда, говорят, проблема разрешится. Другая легенда гласит, что тут раньше находился мужской монастырь. Фаллос стал напоминанием монахам, чтобы они научились усмирять свою плоть, вместо того чтобы бегать на свидания к девушкам из соседнего села.

Улаангом (2 дня)

Поскольку монгольская граница с Россией не работает на этом КПП по выходным, то мне пришлось подольше застрять в Монголии. Улаангом маленький, ничем не примечательный городок, куда часто ездят россияне для закупки китайских товаров. Тут есть гостиницы, в которых можно остановиться за € 2, я же расставила свою палатку рядом с речкой, протекающей за городом. Тут же стояли «летние дачи» – юрты монголов, а также паслись целые стада коров, лошадей и яков.

Остановиться здесь стоит, чтобы пообщаться с милыми монголами, попробовать себя в качестве пастуха, пасущего скот (мне разрешили бесплатно прокатиться на лошади, погоняя медленных коровок!), и просто отдохнуть от только что совершенного большого путешествия по Монголии.

Лайфхаки

Не стоит покупать тур, чтобы побывать в настоящей монгольской юрте. Монголы очень приветливый народ, и они пригласят тебе просто так к себе домой, если ты им понравишься.

Не жди от монгольских супермаркетов ничего интересного, в основном тут встречается вся та же еда, которую мы привыкли видеть на полках своих супермаркетов. За национальными вкусностями следуй прямиком в кафешки или на рынок.

Основной продукт, который едят монголы – мясо. Вегетарианцу тут будет очень тяжело, поэтому прихвати с собой пару килограммов овощей: в Монголии они на вес золота.

В Монголию можно приехать без повода, а можно и с ним. Самый главный повод приехать сюда – это самый большой национальный фестиваль в Монголии, Наадам (в 2019 году будет с 11 по 15 июля). Тут тебя будут ждать монгольская борьба, скачки и стрельба из лука, все это очень впечатляюще.

Даже если ты едешь в Монголию летом, прихвати с собой теплые вещи. Ночью в пустыне и степи может быть очень холодно.


Бюджет на одного на 10 дней:

Граница Россия — Монголия

Свой путь мы начали с приграничного города Кяхта, где мы находились целую неделю до отъезда в Улан-Батор. Собрав вещи и сложив сумки в машину, выдвинулись в путь.

Город Кяхта в Бурятии

Маршрут Кяхта — Улан-Батор начинается с пересечения государственной границы. К сожалению, отлично отозваться о работе наших служб невозможно, поскольку порядок прохождения часто меняется, и не всегда можно угадать, как будет в этот раз. Плюс ко всему работают они медленно.

Подъехав к международному автомобильному пункту пропуска «Кяхта», мы с радостью обнаружили практически полное отсутствие очереди и достаточно быстро заехали на территорию МАППа. Отстояв около часа в очереди из трех машин, наконец смогли подъехать к месту досмотра и пройти к сотрудникам таможенной службы для заполнения всей необходимой документации.

Тут нас ожидал сюрприз — оказывается, как только машина заехала на территорию пункта пропуска, нужно было незамедлительно подойти к сотрудникам таможни для оформления документов, потому что в этот день день они досматривали машины «пачками», по три-четыре штуки. Поборов свое недоумение и достаточно быстро заполнив все формы, мы вынесли из машины все вещи для проведения досмотра. Эта процедура прошла легко и быстро.

Следующим пунктом для пересечения границы является прохождение паспортного контроля. Здесь все обошлось без каких-либо эксцессов, пограничники проверили документы, задали несколько уточняющих вопросов нашему ребенку, проставили штампы и отпустили, пожелав счастливого пути.

Прохождение монгольского пункта пропуска оказалось еще быстрее и легче. Для начала нас отправили на прохождение паспортного контроля. Тут стоит отметить, что большинство сотрудников говорят по-русски или по-английски, так что вопросов с недопониманием не возникало. Далее довольно продолжительное время нам пришлось ждать сотрудника таможенной службы. Оказалось, что в тот день он работал один на все направления.

Как только нам проставили все необходимые печати в документах, мы со спокойной душой выехали за пределы пункта пропуска и оказались в стране бескрайних степей и родине Чингисхана — Монголии.

Такая природа встречала нас в Монголии

Дорога Алтан-Булаг — Улан-Батор

После пересечения государственной границы путешественник попадает в приграничный город Монголии Алтан-Булаг. Здесь можно обменять деньги, перекусить и пополнить запасы продуктов. Мы решили не останавливаться и продолжить путь на Улан-Батор.

Расстояние между двумя городами составляет 350 километров. По пути встречаются города Сухэ-Батор и Дархан, а также несколько поселков.

Качество дорог оставляет желать лучшего

Дорога на всем маршруте узкая, двухполосная, большое количество разбитых дорог. Ремонт автотрассы проходит по принципу «А давайте на федеральной трассе ямы песком засыпем?». Больше всего нам понравилось, как проходил ремонт дороги за Дарханом — сотрудники ремонтной службы вручную красили дорожную разметку, хотя дороги как таковой там не было, одни ямы. Они, кстати, такие, что даже если вы едете на внедорожнике, нужно быть начеку.

Если не обращать внимание на качество дорожного покрытия, то путь очень интересный и насыщенный. По пути вам могут встретиться стада баранов, коз, яков или коров. Стоит заметить, что стада таких размеров вы скорее всего не встречали. Тысячи голов скота и один пастух на лошади или на мотоцикле.

Такие стада пасутся в степях

Если повезет, можно встретить караван верблюдов. Если раньше вы не встречали этих зверей, то они оставят вам бурю эмоций. Нам к сожалению, в этот раз не повезло.

Монголы — кочевой народ, и проезжая по бескрайним степям, можно часто встретить одинокие юрты. Треть населения Монголии ведет кочевой образ жизни. Не стоит думать, что это бедные люди или отшельники, это отнюдь не так.

Во-первых, они всегда в курсе всех новостей, ведь современная юрта — это юрта с телевидением и доступом к интернету. Во-вторых, один баран стоит дорого, а у них их тысячи. В-третьих, монголы очень традиционны, и такой образ жизни — это, скорее, привычка.

В пригороде Улан-Батора качество автомобильных дорог уже гораздо лучше, в самом городе они расширяются до трех-четырех полос, но это не спасает от пробок в час-пик. Заехав в Улан-Батор, можно ехать до центра в течение нескольких часов. Мы приехали около шести вечера и добрались до дома только спустя два часа.

Городской пейхаж Улан-Батора

Достопримечательности Монголии

На самом деле, достопримечательностей встречается большое количество, но поскольку мы ехали с маленьким ребенком, решили посетить лишь некоторые из них. Первым был памятник металлургам вблизи Дархана:

Монгольское Овоо

Очень часто мы встречали насыпи из камней, палок, хадагов.

Монгольские молитвенники — места, где соединяется земля и небо. Считается, что духи наших предков могут не только услышать нас, но и помочь через такие места. Чтобы помолиться, нужно преподнести духам чашку молока. Делается это особым движением, чашка направляется от груди к небу и молоко выплескивается на камни. Если же с собой ничего нет, то можно просто обойти «Овоо» три раза вокруг по часовой стрелке и положить камушек, поднятый с земли на насыпь.

Буддийский монастырь «Аглаг»

Примерно за сто километров до Улан-Батора находится монастырь «Аглаг» — очень красивое место, в которое мы просто не могли не заехать. Чтобы его посетить, нам пришлось свернуть с главной дороги направо и ехать по грунтовой дороге около десяти километров. Заплатив по 5000 тугриков за билет на одного человека (примерно 120 рублей), мы подъехали к подножию монастыря, оставили машину на парковке и продолжили путь пешком.

Виды буддийского монастыря «Аглаг»

В отличии от других монастырей и священных мест Монголии, обход монастыря нужно делать против часовой стрелки. Для начала мы поднялись на вершину и посетили храм. На первом этаже храма находится молитвенник. На втором этаже было уже гораздо интереснее, но, к сожалению, нельзя было вести фотосъемку. Там выставлена экспозиция чучел мифических существ, драконов и различных «темных», чертей, гарпий и так далее.

Слева от монастыря дорога уходит на вершину горы. Гуляя по тропинке, можно увидеть различные наскальные гравировки, святые места для обретения мужской и женской силы, святые места, помогающие зачатию, скалы в виде животных, а также молитвенник на вершине горы.

Ходить следует очень осторожно, тропинки узкие, ноги регулярно проскальзывают, но это не портит впечатление от общего вида картины.

Советы путешественникам в Монголии

Проехав по маршруту Кяхта-Улан-Батор, мы столкнулись с некоторыми трудностями, которые можно было бы избежать. Поделимся опытом и советами о Монголии.

  1. Границу лучше пересекать ночью или рано утром. В это время нет очереди.
  2. Как только вы заедете на территорию МАППа, уточните порядок оформления документов. Нужно ли сразу их заполнять и готовить машину к досмотру, или сначала следует дождаться очереди.
  3. Если вы пересекаете границу рано утром, нужно плотно позавтракать или взять с собой продукты. Монголы довольно ленный народ, и все заведения, где можно перекусить, открываются ближе к обеду.
  4. Для посещения Аглага возьмите с собой запасную обувь с жесткой и ребристой подошвой.
  5. Монгольские водители известны своим лихачеством, поэтому важно быть внимательным и осторожным на дороге. К примеру, при совершении вами обгона вас могут не заметить. Достаточно часто встречается ситуация, что вас начинают обгонять, а на встречу идет машина. Соответственно, чтобы успеть вклиниться в свою полосу, вас могут подрезать.
  6. Когда вы заедите в Улан-Батор, не удивляйтесь, если вместо трех положенных рядов, машины выстроятся в пять. Это частая практика. Чтобы водить в Монголии, нужно быть чуточку наглее и вдвойне осторожнее.
  7. На всем протяжении дороги несколько раз будут встречаться посты по сбору денег. Приготовьте мелочь заранее. Обычно их стоимость не превышает 2000-3000 тугриков (40-60 рублей).

Расходы на поездку в Монголию

Расходы на такую поездку выходят совсем небольшие, у нас получилось так:

  • Бензин: 1000 рублей. Мы заправили машину еще в Кяхте до полного бака, так как по нынешнему курсу, бензин в России получается чуть дешевле.
  • Билеты в Аглаг: 15 000 тугриков (360 рублей).
  • Поборы на дорогах: 10 000 тугриков (240 рублей).
  • Обед (буузы, хуушууры, чай): 15 000 тугриков (360 рублей).
  • Покупки по дороге (кумыс, сушеный творог, вкусняшки): 20 000 тугриков (480 рублей).

Итого: 2500 рублей. Это очень мало с учетом того, что нас ехало трое взрослых и маленький ребенок.

Дарья Шульгина

Пост для тех, кто считает наши дороги самыми плохими.

Вот, где плохие дороги. Смотрите и сравнивайте.

Для понимания: в Монголии асфальтных дорог настолько мало, что многие жители страны их никогда в жизни не видели. Полноценных трасс всего несколько, все они ведут в столицу Улан-Батор, но далеко не все построены полностью, так что вариант, когда ты едешь по асфальту, и он вдруг резко обрывается и переходит в адскую гребенку, вполне обычный.

Из 3500 тысяч километров, которые я проехал по Монголии в мае, 2850 километров прошли по бездорожью, иногда очень жесткому. При том, что на карте это бездорожье обозначено полноценными дорогами. Просто других у них не было и пока еще нет.

Трасса Ханх-Хатгал, 150 км. Их мы ехали больше 10 часов. Повезло, что она была сухая. Если бы пошли дожди даже не представляю, сколько времени понадобилось бы на ее преодоление.
Разрушенный мост
Примерно треть трассы идет через лес. И это самые тяжелые ее участки
Кстати, это единственная дорога вдоль озера Хубсугул.
Машины по этой трассе даже летом ездят с цепями.
Часто дороги в Монголии проходят по заболоченным лугам
Так выглядит обычная дорога с насыщенным движением, вся в клубах пыли
Такая дорога в горной части считается очень хорошей. Здесь мы встретили даже большой междугородний автобус.
Дорога в монгольской степи — это десятки параллельных направлений. Только выбирай, где меньше трясет
Мосты есть далеко не через все реки.
Нередко других вариантов, кроме, как вброд, нет
Указатели здесь, как на обычных дорогах

В пустыне Гоби с дорогами немного лучше, чем в степи, и можно ехать быстрее чем 40 км/час. Но сложнее с навигацией, т.к. нет никаких ориентиров

Указатель направлений в пустыне. Но колеи постоянно ответвляются друг от друга, разделяясь на сотни и тысячи дорожек к юртам кочевников.
Заросли саксаула вдоль колеи опасны для боковин шин. Их твердые колючки легко пробивают колеса
В песках колею искать бесполезно. Постоянный ветер и частые пылевые бури постоянно заносят песком следы колес
Дорога через пустыню. Здесь можно ехать до 150 км/ч. Главное, не прозевать промоину или высохшее русло реки.
Дорога через черную Гоби невероятно эффектна. Но жара здесь даже в мае просто космическая
Часто в Гоби песчаные бури засыпают низины и тогда становится очень сложным из пересекать.
Приходится искать объезды
Так монголы возят грузы в пустыне
Не дай Бог сломаться в пустыне, когда ты один. Есть места, где машины проезжают раз в неделю, а то и реже…
Иногда, конечно, дороги невероятно красивы
Но чаще они выглядят вот так. И пыль донимает даже на красивых дорогах, покрывая все внутри и снаружи машины толстым слоем
Ну иногда … иногда дорога просто прерывает каким-нибудь разломом или рекой…

Ну как вам монгольские дороги? Хуже наших или не особо?

Nissan March MiniFinik ›
Бортжурнал ›
Бюджетный Автотуризм. Монголия-Россия ч.1

Доброго времени суток. В том году мы катались по Алтаю И делали это максимально бюджетно. В этом году мы решили двинуть в Монголию и вернуться в РФ через Байкал. Примерный маршрут был составлен на 5-6т.км. По одометру в итоге вышло 6500км. Мы собрали 2 автомобиля. Монголомобиль-Тойота Приус и мой Марч Минифиник. Финик был подготовлен к поездке: Защита картера, Проставки для клиренса, Дефлектор на капот, Полоса тонировки на Лобовое стекло.
Потрачено на Автомобиль из 4 человек: Еда+Бензин+2 хостела= ~40 000руб., т.е. ~10 000 на человека. Довольно бюджетно, для 2х недельного отпуска на автомобиле.

Итак, а теперь собственно как все это было…

Вот такой был у нас маршрут. 5900 по гуглу + 600км — это ввиду того, что монгольские дороги не соответствуют гугловым

День первый.

3.7.16
Новосибирск(РФ)-Цагааннуур(МНГ)
Пробег 993км
Местом сбора для нас стал Речной Вокзал г. Новосибирска. В 21:00 мы двинулись на границу. Алтайские дороги как всегда радовали. На источнике Аржан-Суу набрали воды в дорогу. Семинский перевал был взят без трудностей.

Семинский перевал — первый перевал, на котором я побывал

Чике-Таман — аналогично.

Чике-таман — с него конечно виды отменные.

И последний раз заправив полный бак в Ташанте, мы прибыли к Границе РФ/Монголия. Время было 12:00 4 июля.

Полный размерГраница РФ/МНГ

День второй.
4.7.16
Цагааннуур(МНГ)
Пробег ~20км
Российскую таможню прошли достаточно быстро. Будучи 7-9 в очереди, к 14:00 мы уже были на нейтральной территории. 20 км по разбитой гравийке и перед нами последний забор, который отделяет нас от Монголии. Российский пограничник еще раз проверяет паспорта и выпускает нас за пределы РФ. Еще 10 км и мы встаем в очередь на таможню Цагааннуура. Тут мы знакомимся с казахским и Монгольским неумением стоять в очередях. Монголы и казахи лезут вне очереди. И стоит только зазеваться, как он уже влез перед тобой. Был момент, когда Казахи вот-вот и подрались бы с монголами. Но пронесло.
На монгольской границе нужно оплатить 50р за дезинфекцию колес авто.

Полный размерДля дезинфекции дают такую вот бумажку. Она нигде вроде не пригодилась

По факту за проезд через лужу с мутной жижей. Далее идете в будку с паспортами и получаете Бланк. Заполнив который можно в порядке очереди ехать за ворота на саму таможню.

Вот такой бланк водитель берет на всех пассажиров.

В отличии от нашей таможни, тут царит хаос и беспорядок. И начинает действовать основное правило Монголии – Кто первый встал, того и тапки. Меня из общей очереди выдергивает Монгол в форме и уводит в свободный зал, где нет очереди, с горем пополам я заполняю все бумаги и прохожу досмотр авто. После чего мой экипаж выпускают в Монголию. Время 17:30 вечера.

Полный размерМы в Монголии. А приус заперли.

Таможня работает до 19:00. Мы ждем, когда выпустят наш второй экипаж. Знакомимся с Немцами, которые стоят на въезд в РФ, с местными, которые предлагают обменять рубли на тугрики по курсу 29тгр к 1 рублю, сделать страховку на авто за 1500р, дети монгольские попрошайничают…

вот так она стояла минут 10, бегая от окна к окну. А стоит выйти так их толпа набегает. Кричат МАЙ, указывая на то, что им понравилось.

В итоге наш второй экипаж остается на таможне до утра. Хитрые монголы таким образом наживаются на туристах. Зная, что мы без второй машины никуда не уедем – предлагают услуги кафе, ресторанов и тд. Но не тут-то было. У нас есть палатки и запасы провизии. Перекусили на 100р мантами и монгольским соленым чаем, а далее ужинали с немцами. Наши ребята с таможни тоже к нам присоединились, так как не выпустили только автомобиль. А людей выпустили. Так мы потеряли первый день на таможне.

Полный размерЗамечательные ребята.

День третий.
5.7.16
Цагааннуур(МНГ)-Улгий(МНГ)-Ховд(МНГ)
Пробег ~296км
8 часов утра. Мы с Немцами готовим завтрак. Таможня постепенно начинает работать. К слову, когда они заканчивают работу, то просто уходят. Оставляя погранпост открытым.
К 9ти утра наш второй автомобиль выпускают.

Полный размерВ этот момент, мы думали, что это длинная очередь…

И тут появляется еще одна проблема. У второго автомобиля есть бланк. Который мне не выдали. Бланк для выезда из Монголии, через другой погранпункт. Если собираетесь выезжать не там, где заезжали – Требуйте с них этот бланк. Разобравшись с этим вопросом, купив у местных барыг страховку на авто по 1500р на авто, до 10 числа мы двинулись в глубь Монголии.

Полный размерСтраховка. Чье-то имя зачеркнуто, мое вписано. И всем плевать. Такая страховка — действительна. Ппц.

Эта чудесная страна сразу нас встретила огромным количеством «дорог», которые ведут в одном направлении. Основная трасса была с жуткой гребенкой и мы поехали по попутным параллельным гравийкам. Основная трасса – тоже гравий.
Спустя примерно 50км начался асфальт.

Полный размерПервый асфальт, который мы встретили.

По асфальту мы доехали до Улгий. Въезд платный. 1000тгр/авто (29 рублей) В Улгий. купили перекусить, на поменянные на таможне деньги. И продолжили путь к, как мы думали нашему лагерю на берегу озера Толбо-Нуур. По дороге пошел дождь, берега озера оказались болотистыми и неприветливыми. И мы двинулись на встречу самому высокому перевалу в нашем маршруте. К сожалению перевал без асфальта и приходится иногда вилять от камней и ям. Высота перевала ~2600м. Навигатор показал пиковую высоту 2647м над уровнем моря. Перевал взят моим авто на скорости не ниже 23км/ч. Без особых трудностей.

Полный размерМы на вершине.

Далее мы двинулись по бездорожью и гравию на Ховд. Сказать, что дорог на этом участке нет – значит ни сказать ничего. Гравийка, сменяющаяся гребенкой, которая сменяется полем, бродами, каменными отвалами… и все это практически в безлюдых местах. Где нет, ни то что домов, машин встречных практически нет. Марч все преодолевал стойко. Плыл в броды, давил грязь, но ехал, не застревая как танк.
Ниже выложу видео. На них не видно всех прелестей. На первом видео, где приус застрял, на вид все мелко, но гравий засасывал авто как болото. На видео, где опять застрял Приус — Многокилометровую долину, от горы до горы пересекает болото, и мы находимся в единственном месте, где болото превращается в подобие твердой земли. И тем неменее меньше чем за 5 минут приус увяз и лег на брюхо. Хотя сначала, просто забуксовал.
На видео, где марч пересекает брод, тоже вроде все невинно. Но там такое же подлое гравийное дно, которое засасывает автомобиль, стоит только замешкаться или дать газу.

В итоге к 21:00 мы приехали в Ховд. Заплатили 1000тгр за въезд, заправились, и отъехав ~50км от города, разбили в поле лагерь.

Наш первый монгольский лагерь. и Чья-то 5я точка в кадре, как бы дает всем понять какое у нас состояние)))

День четвертый.
6.7.16
Ховд(МНГ)-Алтай(МНГ)
Пробег ~421км
Проснувшись по местному времени в 7 утра и позавтракав мы двинулись в путь. Впереди нас ждало около 100км асфальта, 200 км гребенки, 150км предпустынного региона с песками и мини-смерчами.
Путь лежал вдоль строительства «Трасмонгольской магистрали», когда ее построят, в Монголии от ташанты до Улаан-Батора будет очень хорошая дорога. Лет через 10. Не раньше.
В селе Дарви, мы купили воды и заправились.

Полный размерПосреди бескрайней глуши стоит стелла — значит где-то за холмом люди.

Встретили Японца на мотоцикле БМВ, пообщались про дороги как лучше ехать. Видели 10-20 метровые мини-смерчи.

Полный размерКогда едешь по пескам более 100 км, то песок у тебя уже везде.

Наглотались песка и пыли. Чинили оторванный глушитель приуса, с помощью скотча и бутылки…

Полный размерремонт Монголомобиля

В итоге, наш второй экипаж пропал где-то позади. До Алтая оставалось 40км. По рации Экипаж не отвечал. Подождав около часа на дороге, а второй экипаж двигался гораздо медленнее по этим дорогам ввиду клиренса, было принято решение доехать до Алтая, снять гостиницу, оставив там вещи и девушек и двинуться на поиски. Все осложнялось отсутствием мобильной связи. Отсутствием у нас нужной суммы тугриков (от 45000) на отель и время 19:00, когда все обменники закрыты. В итоге один Монгол из Улан-батора оплатил нам люкс на 4х за 45000. Самый дорогой номер в гостинице. А мы ему отдали рублями по курсу 29/1.
Мы выдвинулись на поиски. Но по пути встретили наш экипаж. Они затряли на куче земли, которыми монголы любят перегораживать дороги, на подобии «лежачих полицейских». И тут тоже им пришел на выручку монгол, который дернул их на джипе.

Вот мы и в Алтае

Теперь немного о нашем Люксе. Вода горячая – нагревается в баке. Медленно. О-очень медленнно. Есть Wi-Fi. Но интернета в нем нет. Всем плевать сколько человек будет жить номере. Номер очень поношеный. Есть телевизор, розетки, душ туалет. 4 спальных места, два кресла и много места на полу.

Полный размерНаш Люкс, Туалет и ванну даже показывать не буду. И да… В потолке дырка.

Тут мы и заночевали, а

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *