Автопутешествие по магическому Казахстану

Мысль о поездке в Казахстан не выходила из головы на протяжении последнего года. Хотя даже после того, как она была реализована, я все еще не могу поверить, что это было по-настоящему. А все потому, что за то время, которое я провела в Алматы и Алматинской области, то, что когда-то звалось воображением, было взорвано, и на останках былого выросло нечто, что до сих пор питает меня каждый день. Зародилась какая-то альтернативная вселенная, в которой горизонты размылись и исчезли, и теперь ничто больше не сдерживает полет фантазий, мечтаний и мыслей. Это была любовь с первого взгляда. Я оставила свое сердце где-то там, на просторах Казахстана. Там я обрела покой и гармонию, которые так жадно пыталась найти изо дня в день. Своими впечатлениями хочется поделиться со всеми, ведь, если они окрыляют меня, может, они способны будут пробудить в чьем-то сердце интерес к этому драгоценному месту на планете.

Было решено не изменять себе и попытаться сблизиться с природой и людьми. В дорогу взяла все необходимое походное снаряжение: палатка, спальный мешок, газовая горелка, посуда и т.п. За 8 дней в апреле я в компании невероятной попутчицы Саи из Астаны и в сопровождении соратника по духу водителя-гида Дмитрия совершила марш-бросок, 8-дневное автопутешествие по самым удивительным уголками Алматинской области.

День 1. Река Или, петроглифы Тамгалы-Тас

Мы направлялись к первому месту в нашем списке. Подъезжая к долине реки Или, сделали часовую остановку – всему виной были первые весенние маки, которые, казалось, распустились специально к нашему приезду.
Немного переведя дух в окружении маков, мы поехали смотреть на Петроглифы Тамгалы-Тас. Они представляют собой огромные наскальные рисунки с изображением буддистских божеств и множеством надписей. Контуры такие четкие, что невольно задумываешься, а такие ли уж они древние?
Затем отправились смотреть ущелье, где нам предстояло остаться на ночлег в палатках. Из ущелья мы поднялись наверх, чтобы совершить прогулку по окрестным горам, или, точнее будет сказать, холмам. Виды оттуда открываются просто сказочные. Наверху мы набрели на маковое поле, как же радовался глаз таким краскам!
Сели перекусить на одном из холмов. На часах было около 12 утра, а значит, где-то в родном Петербурге мои коллеги еще только рассаживались по своим рабочим местам. А я жевала лаваш и понимала, что это самый классный полдник за последние годы.
Мы спустились вниз к машине, чтобы проехать вдоль Или и найти укромное место под тенью дерева. На берегу Дмитрий нашел для меня обалденный камушек, который я привезла с собой домой на память. Пока мы копались в поисках других трофеев, мимо пронесся сокол и четким движением выловил рыбу из реки, но потом зачем-то ее презрительно так бросил обратно.
На холмы мы забрались, когда свет был уже не таким ярким. Изгибы береговой линии Или таили в себе такие траектории, от которых голова шла кругом. Когда солнце начало садиться, мы вернулись обратно в ущелье, чтобы разбить свой первый в этом путешествии лагерь. Все прошло успешно, и вечер мы завершили за чаем, разговорами и взглядами на звезды. Погода была восхитительная, что только усиливало первые впечатления от путешествия. И как приятно было осознавать, что все только начиналось.

День 2. Парк «Алтын-Эмель», Поющий бархан

Наш путь лежал в Национальный парк «Алтын-Эмель», предстояло увидеть Поющий бархан и услышать его знаменитый голос. Погода стояла сухая, так что были все шансы на успешное осуществление планов.
В парк пускают только в сопровождении егеря, это связано с охраной животных. На территории парка можно передвигаться только по определенным дорогам, в остальных местах раскиданы шипы с целью пресечь вольности отдыхающих, также после 7 часов вечера в некоторых зонах запрещен проезд машин из-за включенных фар, которые могут смутить диких обитателей. В офисе парка стало ясно, что наш гид Дмитрий тут частый гость, ему доверяет администрация, поэтому в парк мы отправились без сопровождения, а это большая удача!
Было решено покорять бархан в лучах вечернего солнца. Мысленно приготовившись, что во всех местах (совсем во всех) окажется песок, мы двинулись покорять бархан. Путь оказался не очень сложным, но сильный ветер, сдувавший песок с хребта, немного нервировал. Я никогда прежде не видела ничего подобного! Ты идешь по песчаному ребру бархана, при этом с одной стороны видишь уже знакомую реку Или, а с другой стороны – горы. Такое сочетание разных образов природы в одном месте – настоящее чудо.
Мы забрались на высшую точку бархана и приготовились к спуску. Предварительно Дмитрий дал нам ЦУ. Во-первых, спускаться следует на пятой точке, так можно проделать в плоскости песка хорошую борозду, что непременно заставит его петь. Во-вторых, спускаться нам надо всем троим одновременно, не отставая друг от друга и не перегоняя, потому что борозды при близком расположении дают гораздо более внушительный звук. Мы усвоили все правила, уселись, и на счет три ринулись вниз… Только мы начали свой путь, как я услышала это. Это был громогласный голос природы, который говорил с нами. Это будто был звук медного духового оркестра. Это было оно, невероятное природное явление, звон Поющего бархана!

День 3. Поющий бархан: второе восхождение, гора Катутау

Встав в 4 утра, отправились смотреть на Поющий бархан в лучах утреннего солнца. Было вдвойне приятно осознавать, что в тот день мы первые совершали паломничество наверх. Песчаная плоскость была гладкой и нетронутой, за исключением следов ящериц и неких парнокопытных животных. Рядом с основным хребтом бархана были видны его младшие братья.
Когда я оглянулась назад и увидела Дмитрия вдалеке, я смогла оценить масштаб этого грандиозного природного творения и то, насколько мал и ничтожен человек. Думаю, в погоне за сверхразвитием личности каждому полезно спуститься с небес на землю и посмотреть на себя и свое место в этом мире со стороны. Это прекрасно отрезвляет и заставляет отмести многочисленные слои ненужной шелухи, приближая к чему-то по-настоящему значимому.
Когда мы только въезжали в долину горы Катутау, в глаза сразу бросились некие вкрапления в общий ландшафт цвета темного шоколада. Как заметил наш гид Дмитрий, мы направлялись туда, где был оставлен инопланетный космический корабль. Это было немыслимых форм горное образование, так напоминавшее современные арт-объекты: плавные формы, одна перетекающая в другую, замысловатые выпуклости и впадины. Невозможно поверить, что все это появилось само собой. Эдакая задачка для человеческого глаза, чтобы собрать столь разные объекты в единую композицию.
Нам следовало отправляться дальше, ведь впереди была гора Актау, рядом с которой предстояло разбить лагерь для ночевки. Чем больше мы приближались, тем сильнее хотелось запомнить этот момент, записать его, как картинку, чтобы всякий раз, закрыв глаза, можно было вновь живо представить это великолепие. Дорога привела нас к удивительной горе Актау. Здесь ты понимаешь, насколько скудна была твоя фантазия, мозг отказывался верить в реальность той картины, что перед нами предстала.
Без преувеличения могу заявить, что жизнь теперь делится на ДО и ПОСЛЕ. Есть то, что ты знал о разнообразии мира раньше, и есть то, что открылось в это самое мгновение.
Команда вышла из машины в оцепенении. На ум сразу пришла книга Стругацких «Пикник на обочине». Мы оказались в «зоне», в которой каждый предмет был оставлен как бы ненарочно. В голове крутились вопросы: «Как? Как это возможно?»
Мы с моей попутчицей Саей ходили, завороженные этим местом, не хотелось останавливаться. Но солнце уже садилось, по ущелью гулял сильный ветер, а значит, нам еще нужно было найти место для лагеря, так что мы повернули назад. Мы шли, все время оборачиваясь, как будто боясь пропустить что-то важное.
В поисках укрытия от ветра мы увидели небольшое здание на холме. Это был домик, в котором ночуют егеря, когда посетители парка хотят остаться у того или иного объекта. Кажется, весь этот вечер разговоры были посвящены тому, как крупно нам повезло. Оказаться одним в этом месте, да еще и сидя в домике, в котором стеклопакеты сочетались с веревочкой вместо замка – это ли не подарок судьбы?

День 4. Парк «Алтын-Эмель»: прогулка по Марсу

Мы встали в 5 утра, позавтракали, прибрали лачугу егеря и отправились на утреннюю прогулку по Актау. Решено было пойти в красную область, этот цвет опасности нас манил со страшной силой. Подойдя ближе, мы смогли как следует рассмотреть, что собой представляет эта бордовая земля. Оказалось, порода имеет хрупкую песчаную структуру, а замысловатые рисунки можно легко разрушить. Но надеюсь, никто этого никогда не сделает.
Начался мелкий дождь, но нас такие природные явления не могли испугать. Правда, очень быстро земля всех цветов крепко прилипла к ботинкам, и это была самая красивая грязная обувь, которую мне доводилось видеть. Мы взобрались на первую вершину красного холма, от таких красок голова шла кругом.
Когда мы стояли там под дождем и ветром, было отчетливое ощущение, насколько важен этот самый момент. В душе царило торжество мгновения, когда ты, обуреваемый ассоциациями, образами и видами, пытаешься осознать, что все это реально и происходит именно с тобой.
Влажность начала брать свое, постепенно вещи промокли, так что настало время возвращаться обратно. Предстоял длинный путь, следующей точкой маршрута был знаменитый Чарынский каньон. Через наушники до моих ушей доносилась как никогда актуальная песня David Bowie «Life On Mars». Мысли о Марсе не покидали на протяжении всего времени, проведенном в окрестностях горы Актау.
Выехали на главную дорогу, пролегавшую мимо населенного пункта Басши, как вдруг… заглохли. Пока Дмитрий искал помощь, наступил вечер, ночевали мы в палатках на обочине.
Мы решили скорректировать маршрут. Теперь путь лежал не на Чарынский каньон, потому что была суббота, и мы бы поймали там все толпы туристов. Мы держали курс на аул Саты, чтобы полюбоваться местными озерами.

День 5. Аул Саты

В аул Саты, что на пути к Кольсайским озерам, мы приехали к 5 часам вечера. Погода была довольно пасмурная, поспешили к озеру. Решили уделить внимание только первому озеру из трех, поскольку путь до второго, а тем более до третьего, занял бы у нас слишком много времени.
Когда мы подъехали на место, капли начали падать с неба. Разодевшись в веселые нелепые плащики, наша команда ринулась вниз. Озеро было глубокого синего цвета и производило впечатление самого умиротворенного места на земле. Людей не было – дождь все-таки. Мы спустились вниз и обошли спокойную водную гладь с левой стороны.
В ауле Саты есть гостевой дом, хозяина которого зовут Темирхан. Мы бросили последний взгляд на статичное озеро Кольсай-1 и поехали. К Темирхану ворвались без предупреждения, чем немного застали его врасплох: нужно было в срочном порядке приготовить комнаты, затопить печь в доме и бане. Еду мы готовили сами, нашу традиционную гречку с подножным кормом: орехи и сухофрукты. Посидели за длинным столом в гостиной, почитали записи в книге отзывов, которые оставили хозяину туристы за 10 лет существования бизнеса. География впечатляла: Мексика, Штаты, Сахалин, Бельгия, Франция и многие другие уголки планеты.

День 6. Озеро Кольсай, озеро Каинды, Чарынский каньон

Я проснулась по будильнику в 4 утра. У нас состоялся плотный завтрак, благодаря любезно предоставленному хозяином дома свежему коровьему молоку. Я не могла доесть овсянку, наверное, впервые за все время нашего путешествия.
Мы отправились за рассветом над аулом Саты. Воздух был свежим, настоящим, казалось, только таким воздухом можно как следует надышаться. Довольно быстро из-за зеленых холмов показались белые красавцы – заснеженные пики, нагроможденные в протяженный природный каскад. Легкие наполнялись воздухом, лицо озарялось светом первых солнечных лучей, а сердце питалось любовью сродни той, с которой поэты прославляли природу. Насладившись молчаливой симфонией пробуждения природы, мы попрощались с аулом Саты и отправились дальше.
Дорога на озеро Каинды проходила через неглубокую речку, которую нужно было пару раз пересечь вброд. Спустившись к правому берегу относительно смотровой, мы оказались вот в такой сказке.
Озеро Каинды образовалось около 100 лет назад в результате землетрясения. Вода заполнила пространство, на котором росли ели. Со временем деревья омертвели, но и по сей день они возвышаются над зеркальной гладью воды. На заднем плане – гармоничный пейзаж в виде возвышающихся над голубой водой зеленых гор и скалистого пояса. Но вот то, что творится на переднем плане, этот ритм, этот частокол – он беспощадно режет пространство, диктуя ему свои условия.
Мы с моей попутчицей Саей выбрали себе по камушку с берега. Я решила взять самые некрасивые, самой неправильной формы сувениры, потому что это место, сплошь состоящие из противоречий, соединение которых дает гармонию, взбудоражило воображение и дало хорошую порцию вдохновения.
У нашего гида Дмитрия было припасено еще одно место, куда непременно стоило заехать. Названия у живописного уголка не было, поэтому нарекли его Желтым каньоном. Ландшафт этого каньона таков, что ты сначала взбираешься наверх, а там уже перед тобой простираются песочного цвета дали, и глаза разбегаются при выборе направления, в котором хотелось бы двигаться. Здесь желтые цвета плавно перетекали в зеленые, а затем краски сгущались, и в игру вступал характерный черный цвет вулканических пород.
Машина свернула с трассы, в каких-то 10 километрах отсюда томился под вечерним солнцем рыжий великан, который так и звал к себе. Пытаюсь вспомнить первые впечатления о Чарынском каньоне, но как будто не могу. Я до конца еще не понимала, где мы находились. Прошлись по смотровым площадкам левой стороны, откуда открывался сумасшедший вид.
Совершая ознакомительную прогулку, мы заприметили наверху место для разбивки лагеря. Я много слышала о звездном небе Казахстана, но пока не удавалось как следует им насладиться. Поставив палатку, столик и стулья установили перед ней, чтобы стены закрывали от ветра. Мы сели с удачной стороны, это напоминало кинотеатр под открытым небом, где сегодня показывали танец ускользающего света. В каньоне быстро стемнело, спустя мгновения небо стало заполняться крохотными огоньками, голова шла кругом от того, что происходило.
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
В. Маяковский
Эти плевочки были нужны мне, чтобы почувствовать себя счастливой. А затем на горизонте над стенами каньона начало появляться сначала едва заметное, а потом нарастающее светлое пятно. Оно расходилось к краям, и тут показалась она. Желтая яркая огромная луна, счастливыми свидетелями восхода которой мы стали.
Я спала некрепким, но таким приятным сном! Проснулась, посмотрела на часы – 4:20, а спать уже и не хотелось. На небе вместе с луной все еще сияли звезды. Я закуталась в спальник, включила в плеере песню David Bowie «Space Oddity» и так растрогалась, что разлилась редкими слезами радости. У счастья теперь появился саундтрек.

День 7. Тургеньское ущелье, плато Ассы

На горизонте показались первые признаки зари, начинался третий сеанс нашего кинотеатра под открытым небом. Мы смотрели, как на горизонте яркость постепенно нарастала, будто кто-то поворачивал тумблер. Наконец, показалось нежное красно-желтое солнце.
Мы решили забраться на другую стену каньона, по которой еще не ходили. Здесь действовал все тот же принцип: бубнить себе под нос, отсчитывая «раз, два», чтобы не терять ритм и не останавливаться. Когда мы оказались наверху, захватило дух.
Тропинка шла сначала по стене каньона, а затем сворачивала вниз. Уже не было выбора, бояться или нет. Ты концентрируешься, преодолеваешь препятствие и только потом позволяешь страху выйти наружу.
Настал момент прощания, время отправиться навстречу прохладе в Тургеньское ущелье и на горное плато Ассы. На выезде увидели человека, поднявшего руку со вскинутым в небеса большим пальцем. Это был автостопщик Паша из Минска, с которым мы встретились чуть ранее на входе в долину. Он сел в машину и начал рассказ о себе и своем путешествии. Спустя какое-то время само собой было решено: едем в Тургеньское ущелье вместе, уже вчетвером.
В Тургеньском ущелье решили совершить быструю прогулку до малого водопада, минут 15-30 пути, в зависимости от темпа. Я убедилась в том, что малый водопад не такой уж и малый. Как человек, вообще не искушенный перепадами высот и их многообразием (из Петербурга же), оценила это явление природы по достоинству.
Мы направлялись вверх по отвратительной размытой дождем дороге. Несколько раз на пути возникали каскады ямок, для преодоления которых требовалась большая концентрация, так что все пассажиры притихли. Постепенно поворот за поворотом вел нас к по-настоящему масштабному зрелищу. Серость и облачность придавали ему особую грубость. Такая суровая красота!
Мне полюбилось это место. Оно казалось чарующе статичным, что способствовало погружению в мысли и внимательному взгляду в душу самому себе. Цель казалась все ближе, дождь становился все мокрее…
Мы направились к машине, чтобы успеть спуститься вниз к берегу горной реки Тургень, где чудесным образом можно было разбить лагерь. Все-таки момент прощания полон разных чувств. Но в Казахстане это всегда были чувства благодарности, почтения и любви. Ну и грусти от расставания, разумеется. Мы разожгли первый костер за всю поездку, у которого с таким огромным удовольствием сидели за разговорами в попытках прогреть кости.

День 8. Озеро Иссык

Нас ждал последний пункт маршрута – озеро Иссык. По пути Дмитрий рассказал печальную историю этого места: 7 июля 1963 года на водоем обрушилась селевая лавина. В течение 5-6 часов естественная плотина была разрушена, а невероятно красивое озеро Иссык уничтожено. Катастрофа унесла с собой человеческие жизни. Однако место было восстановлено к началу 90-х годов больше чем наполовину.
И вот перед нами прекрасное горное озеро с лазурного цвета водой. Был вторник, так что мы были одни. Миновав дважды горную речку Иссык, питающую озеро, а также пройдя немного по лесу, мы оказались на красивом мысе.
Одна беда – все вокруг завалено мусором от прошедших выходных. Дмитрий предложил здесь убраться и сжечь мусор. Когда основная масса уже сгорела, мы услышали рев двигателя машины неподалеку, а затем увидели серьезного человека, направлявшегося к нам. Незнакомец перешел сразу к делу: нами было нарушено несколько правил. Во-первых, мы находились на запретной территории (ну да, табличек не читали). Во-вторых, разведение костров, тем более на такой территории, запрещено. Человек сообщил, что сейчас будет оформляться штраф. Стало невыносимо досадно, начались прения сторон. Спустя какое-то время егерь сказал: «Ладно, я вижу, ребята вы неплохие. Давайте так: штраф я вам выписывать не буду, вы тушите костер, и я вывезу вас с запретной территории в зону отдыха.» Такой расклад нас устроил. Только подъехали к нужному месту, как егерь предложил отвезти нас на селеловушку. Мы приехали к грандиозному сооружению.
Сквозная противоселевая дамба (в обиходе селеловушка) была воздвигнута через реку Иссык в 1980 году. Для меня, как человека искушенного, сооружение представляло неподдельный интерес. Да меня просто распирало от восторга побывать на таком уникальном объекте!
Здесь слева направо: Сая (попутчица), я, Паша (автостопщик) и Дмитрий (водитель-гид)
Как только мы сошли с плотины, начался дождь. И снова егерь удивил: «Поехали ко мне на пост, я вас чаем напою». Согласились с удовольствием, и уже через мгновения оказались в двухкомнатном домике. Мне хорошо запомнилась его фраза: «В заповеднике работают либо патриоты, либо идиоты». Наш егерь, безусловно, с любовью относился к местам, которые ему вверено охранять и оберегать.
Дорога до Алматы прошла быстро. Я смотрела в окно, пытаясь уместить в голове череду всего того, что мне выпала честь увидеть в последние 8 дней.

Выезжаем за пределы Кыргызстана

Так как мы путешествуем на машине не в первый раз, знали, что и как примерно. Нужно предоставить паспорта и документы на авто (на границе) — их проверят и пропустят, если все в порядке. Но здесь все оказалось не так просто, как мы думали.

Покидаем Кыргызстан: большая очередь машин на границе

Мы удивились очень большой очереди — почему столько людей выезжает из страны? Конца очереди просто невидно, хотя машины и столи в несколько рядов. Оказалось, что мы собирались покинуть границу во вторник, а в этот день в Казахстане открывается базар, расположенный недалеко от пограничного пункта. Как следиствие, туда едут несколько сотен кыргызских машин — люди хотят закупить овощи, фрукты и другую еду. Среди них есть как продавцы с небольшим бизнесом, так и простой народ — дело в том, что в этих районах Кыргызстана иначе не обеспечить себя продовольствием, так что людям приходится ездить за продуктами в соседнюю страну.

В общем, пограничник нам вежливо объяснил, что в этот день иностранцам выезжать трудно, и что сначала по-любому будут пропускать все приезжающие киргизские машины, ведь у людей возможность посетить базар есть только раз в неделю. Мы все поняли и вернулись убивать время в машину.

Ждем своей очереди, чтобы выехать из Киргизии

С удивлением мы заметили, что многие иностранные машины, приехавшие после нас, уже пропускаются пограничниками. Чтобы разъяснить ситуацию, мы отправились к ним, но нас отправили на место, сказав, что сейчас все прояснится. А пока мы решили перекусить в небольшой столовой рядом. Еда вообще недорогая здесь, но вкус и качество сервиса — так себе. Официантки очень приятные и умелые работницы.

Тем временем наш водитель (наш папа) еще раз сходил к пограничникам. После спокойного разговора и небольшого ожидания нас все-таки пропустили.

Путешествуем по стране

Когда говорили, что Казахстан — развитая страна, были сомнения. Но мы ошибались — это на самом деле развитое государство по меркам СНГ. О путешественниках очень заботятся, построено много хостелов и кемпингов.

Таких отелей рядом с заправками много, через каждые несколько десятков километров

Качество дороги вообще отменное, мы чуть ли не в полет пускались, так что уже скоро встретили табличку.

Скоро Шымкент — город очень красивый, развитый, ухоженный

По дороге можно легко пополнять свои запасы еды и воды.

У дороги продают натуральные фрукты и овощи

А вот так выглядят дороги Казахстана

Оказывается, здесь в больших количествах сеют пшеницу и другие злаки. Я и не знала, пока глазами не увидела эту красоту.

Казахи — трудовой народ

Сразу видно, что о людях тут заботятся. Справа и/или слева от дороги поставлены такие стрелки, облегчающие езду в ночное время.

Ночью стрелки светятся и облегчают путь

Газ здесь хороший. Кстати, ездили мы практически только на нем, редко переходили на бензин, когда топливо заканчивалось, а заправок поблизости не было. Вообще, АЗС здесь расположены близко друг к другу.

Заправились здесь, качество обслуживания хорошее

А вот и чудесный город Шымкент

Увидев его, мы поняли: о Казахстане мы не знаем ничего. Люди здесь ходят в привычной европейской одежде, есть и много людей с оригинальным стилем и необычными прическами. Мы не встретили ни одного человека в национальной одежде. Большинство людей, с которыми нам пришлось говорить, хорошо владели русским.

У въезда в город мы видим популярную гостиницу.

Местные говорят, что оставаться здесь хорошо, но очень дорого

По дороге встречаем много табличек

Таблички помогают ездить в нужном направлении. Да и вообще сворачивать приходится редко — обычно нужно ехать прямо.

Бывают и пустынные места, где можно встретить много верблюдов

Если вы любите красивые архитектурные сооружения, вас заинтересуют мечети — в Казахстане их достаточно.

Одна из мечетей

Следующим городом, который мы проехали, стал Кызылорда.

Город Кызылорда

Людей здесь очень много, развлекательных и торговых центров тоже достаточно, а в ночное время суток светло. Здесь мы перекусили в кафе и отправились в путь. Хочется отметить, что здесь все современное: туалеты в отличном состоянии, гигиена соблюдения, неприятных запахов в закусочных нет, еда очень аппетитно выглядит и с удовольствием пожирается.

Имейте в виду, после 5-6 часов вечера здесь сложно найти устройства для телефонов и автомобиля — нам нужен был прикуриватель, а вовремя сходить в соответствующий магазин не успели. Были, конечно, универсальные торговые центры, но здесь специфичных устройств нет, только стандартные зарядники.

Уже скоро мы выехали из города, здесь дороги отличные — спокойно едем на скорости 140 км/час

Верблюды разгуливают по полям

И тут снова начались небольшие пустынные места с верблюдами. Через каждый десяток-другой километр появляются небольшие населенные пункты, а потом — пусто на пару сотен километров. Но заправки, конечно, встречаются.

Карта, поясняющая, когда и где поворачивать

В дороге старайтесь фотографировать такие карты — они точно не подведут, в отличие от навигатора, из-за которого мы чуть не заблудились.

Скоро еще один большой город — Актобе, но он менее впечатлительный

Если ближе к вечеру водитель устанет, лучше остановиться и передохнуть. Устроить ночлег можно даже в автомобиле, если снимать номер в гостинице не хочется.

Дорожный мотель

Если вы предпочитаете более комфортные услуги, снимайте номера в таких местах. Услуги здесь недорогие, а прием радушный.

Мы в дороге встретили один кемпинг, рядом с ним также были магазины, обменный пункт и несколько заправок.

Все необходимое рядом с кемпингом

Еще по дороге встречается Хромтау — небольшой городок, в которым мы так и не остановились. Местные нам любезно сообщили, что:

  • выбор в гостиницах и отелях небольшой;

  • интернет рабоатет медленно.

К тому же нам пришлось бы сворачивать и впустую проехать пару десятков километров.

Хромтау

А вот здесь можно увидеть, что уже близко граница с Россией

У путешественников есть выбор: мжно сразу в сторону Оренбурга свернуть или еще погулять по стране и въехать в Россию через Самару или Саратов.

Красивые здания Казахстана

Загородные дома тоже красиво оформлены. Местность чистая.

Любите погулять? В Казахстане найдутся красивые места

Здесь уже вид скромнее

Если нужна помощь, смело обращайтесь к прохожим, они здесь очень приветливые

Подъезжаем к Актобе

Вот и один из последних городов Казахстана — потом уже граница с Россией

Здесь мы подхватили одну супружескую пару и подвезли их до окраины города, а они объяснили, куда дальше ехать.

Будем скучать по красивому, многокультурному, разнообразному и недорогому Казахстану

Авто туризм в Казахстане-путешествие на автомобиле по Казахстану

Путешествие к чудо-озеру

Лето в разгаре, и так хочется настоящего отдыха… Но часто отпуск мы тратим на дачные прополки-поливки, зимние заготовки или ремонт. А если бросить всё и отдохнуть так, чтоб дух захватывало?! И сделать этот решительный шаг, на самом деле, несложно – стоит только очень захотеть…

Велика матушка-Россия, и мест живописных, привлекающих туристов, в ней немало, но иногда хочется, привстав на цыпочки, заглянуть – а что там, за родимой околицей? На Египты и Турции не всегда удаётся накопить, поэтому для расширения кругозора и получения новых впечатлений наиболее привлекательными выглядят страны ближнего зарубежья – например, Казахстан. Именно об отдыхе на территории этого сопредельного государства и собираюсь сегодня рассказать, не загадывая, что из этого получится – полезные советы отпускникам или реклама зарубежного туризма…

Въезд в село Маканчи до озера 100 км

Немного географии

Есть в Казахстане солёное бессточное озеро Алаколь (каз. Алакөл, от ала көл — пёстрое, разноцветное озеро). От озера на юго-востоке располагается перевал — Джунгарские ворота. На западном берегу озера — курортный посёлок Коктума (чуть менее 100 км от китайской границы), на восточном — посёлок Кабанбай (прежнее название Жарбулак) с активно развивающейся туристической сферой. В 15 км на восток от Кабанбая — бальнеологический курорт Барлык-Арасан.

Озеро расположено в полупустынной зоне на востоке Балхаш-Алакольской котловины, на высоте 343 метров. Площадь около 2200 км², глубина до 45 м. Купальный сезон — с июня до середины сентября. Вода хлоридно-натриевая. Ведётся промысел маринки, пёстрого губача, окуня, судака, леща и сазана.

Туризм на озере Алаколь — это достойный и доступный отдых, как для жителей Казахстана, так и для иностранцев. Многочисленные пансионаты и базы отдыха ежедневно встречают туристов — от младенцев до людей преклонного возраста. Люди стремятся на Алаколь не просто отдохнуть, но и подлечиться, ведь озеро издревле ценилось своими лечебными свойствами, что неоднократно было доказано учёными. Добраться до заветного озера можно на комфортабельных автобусах, самостоятельно на машине или на поезде. А теперь для тех, кого интересуют путешествия и автотуризм, обо всём по порядку…

На гидроцикле по волнам просто восторг

Итак – в путь!

Отправляться на отдых лучше компанией – так и интереснее, и легче решать возможные в пути проблемы. В идеале – наличие сменных водителей, так как преодолеть серьёзное расстояние без полноценного отдыха одному водителю будет непросто. Перед поездкой трезво оцените тех. состояние своего авто. В Казахстане ставшие нам родными японские машины практически не встречаются, поэтому даже самая плёвая поломка может доставить массу неприятностей, так как в местных автомагазинах нужную запчасть вам, скорее всего, найти не удастся. Не забудьте и заправить кондиционер – без него перемещаться в условиях сорокоградусной жары будет тяжко.

На российско-казахской границе двойной контроль, паспорта и документы на машину придётся предъявлять дважды – нашим и казахским пограничникам, дважды же проводится и досмотр машины. Кроме того, въехав на территорию Казахстана, нужно будет заполнить миграционную карту и оформить автостраховку (250 руб. на 5 дней, на 2 недели – чуть дороже). На оформление всех выездных/въездных пограничных формальностей уходит от 1 до 3-х часов. Хотя люди рассказывают, что можно простоять на границе и полдня. Тут уж кому как повезёт. Что касается досмотра, то особых неудобств он не доставляет. Просят открыть капот, багажник, заглядывают в салон, спрашивают о наличии оружия и наркотиков. То есть досмотр фактически является простым осмотром.

Катание на верблюдах недорого и безопасно

Храните деньги в…

…сберегательной кассе. Так говорил герой известной гайдаевской комедии Жорж Милославский. Применительно же к теме путешествия по Казахстану правильный ответ звучит иначе – в разной валюте. Насчёт обмена рублей на теньге нужно позаботиться заранее. Самый выгодный для нас обменный курс – один к пяти, то есть за 1 рубль 5 теньге. Курс обычно колеблется в течение года, но незначительно. Наиболее ощутимой была разница в 2015 году, когда в летний сезон пришлось менять рубли на теньге в соотношении 1:3. В итоге 92-й бензин в пересчёте на рубли стоил около 42 рублей за литр, то есть намного дороже, чем в России.

Самая крупная купюра казахской валюты – 10 000. Кроме того, есть банкноты номиналом 5000, 2000, 1000, 500 и 200 теньге. И монеты – 100, 50, 20, 10 и 5 теньге. Забегая вперёд, скажу, что самые ходовые в условиях пляжной жизни купюры – от 2000 теньге и меньше. Поначалу неопытному россиянину – обладателю энной суммы незнакомых денег ориентироваться в ценах и непривычных глазу разноцветных купюрах непросто. Но уже на второй-третий день начинаешь находить нужный дензнак по цвету и моментально переводить стоимость чего-либо в рублёвый эквивалент, чтобы понять дорого или нет, просят за товар или услугу.

Не забудьте оставить и некоторую сумму в рублях. Во-первых, они пригодятся на обратном пути по территории России, во-вторых, наши кровные высоко котируются среди неотягощённых патриотизмом казахских гаишников, предпочитающих, чтобы с ними «договаривались» именно российскими рублями…

И обязательно пополните на территории России счёт мобильного телефона. С обычного, не роумингового, тарифа звонить и писать на родину дорого. К примеру, 1 смс-сообщение обойдётся в 10 рублей. Пополнить счёт своего телефона, купив карту оплаты «Билайн» в Казахстане, невозможно. С российского номера карты не активируются. Можно, конечно, купить местную сим-карту, но придётся ещё поискать, где это можно сделать, короче, лишние хлопоты.

Храните деньги в сберегательной кассе

К вопросу о гаишниках

Такое впечатление, что дорожная полиция Казахстана – это легальная рэкет-структура. А машины с российскими номерами действуют на них, как красная тряпка — на быка. Издалека видно, как алчно они облизываются, завидев номер с триколором. Почти стопроцентная гарантия, что мимо казахского гаишника такая машинка безнаказанно не прошмыгнет. Они очень сообразительны, поэтому обязательно придумают повод, чтобы развести вас на деньги (например, за то, что у вас слишком тёмная тонировка…на солнцезащитных очках, говорят, что бывает и такое). Довелось видеть, как ни свет, ни заря, поблизости от российской границы на территории Казахстана, спрятав свою машину в кювете и приготовившись к встрече дорогих в прямом смысле гостей, «бдят» казахские гаишники, направив радар в сторону России…

Официальные штрафы у них грабительские. Минимальный – 9000 теньге, то есть 1800 рублей. О максимальных (в несколько сотен тысяч наших рублей) даже подумать страшно. Права у «нарушителя» сразу забирают, чтобы ускорить процесс «переговоров». Поэтому «умничать» при общении с дорожной полицией Казахстана не стоит. Дальше ведь без прав всё равно не поедешь…

А в целом, они – милейшие люди и каждый – в душе художник. Например, «обув» доверчивого россиянина за якобы неправильный проезд через перекрёсток на тысячу рублей, они заботливо нарисуют план проезда последующих перекрёстков, расскажут, где стоят посты, посоветуют быть осторожнее и пожелают счастливого пути. А обобрав вас в результате вымогательства почти на 2 тысячи рублей за отсутствие наклейки «RUS» в левом верхнем углу заднего стекла, собственноручно изобразят вам этот значок на листе бумаги, посоветуют прилепить его к стеклу скотчем. Они же научат, что нужно врать их коллегам на следующем посту – «была, но отклеилась» или «в магазине таких наклеек не было», чтобы вас не наказали за одно и то же повторно…

Если начинаешь возмущаться, мол, почему при таких нехилых штрафах дороги-то местами такие убитые, они послушно кивают и сетуют, что и самим несладко приходится, а куда деваться?.. Ещё бы – если взимаемые гаишниками грабительские штрафы пополняют их семейный, а не государственный бюджет, то состоянию дорог удивляться, действительно, нечего…

К вопросу о гаишниках

По кочкам, по кочкам и гладеньким дорожкам…

А дороги Казахстана поражают свои контрастом. Наряду с участками идеального качества попадается такое бездорожье, что рассказать о нём цензурными словами не представляется возможным. Так и висят в душном полупустынном воздухе комментарии немногочисленных российских водителей, «по матушке» восхищающихся качеством казахских дорог и руководством этого благословенного края…

Автоджигиты из числа местных, краем уха не слышавшие о правилах дорожного движения, заставляют грустно курить в сторонке даже российских таксистов. Слева и справа обгоняя вас на 100 км/ч среди полуметровых ям в выбитом асфальте, они совершенно не думают о безопасности оставшихся позади автомобилей. Как рассказал один из наших соотечественников уже на озере, именно так, от прилетевшего в лобовое стекло камня, пострадала его новенькая «Ауди». Так что выражение «тормоза придумал трус» в Казахстане весьма актуально.

В арсенале «приколов» казахской автобратии – движение навстречу по осевой или прямо вам в лоб. И в этих психологических поединках побеждает сильнейший, а слабонервные вынуждены ретироваться на обочину. Исключение составляет лишь движение по Семипалатинску. Там водители, на удивление, ведут себя цивилизованно и относятся друг к другу уважительно.

Но не всё так плохо. По пути к Алаколю идут масштабные дорожные работы, причём не какой-нибудь ямочный ремонт с целью отмывки денег, а прокладка новой трассы с четырёхполосным движением. Качество времянок вполне приемлемое, но с учётом потраченного на них времени, прилично утомляют. Немаловажный вопрос – стоимость бензина. Несколько лет цены держатся примерно на одном уровне: А-92-93 – 24-25 рублей, А-95 – на рубль-два дороже.

Степь да степь кругом…

Нельзя сказать, что виды из окна при движении по Казахстану поражают до глубины души, но посмотреть есть на что. Степь – то зелёная и пестрящая незнакомыми цветами, то – жёлтая, выжженная солнцем; кособокие деревца; горы — голые, без растительности; изредка – водоёмы – небольшие реки и озёра. Сёла представлены скромными, похожими друг на друга одноэтажными домиками на 1 или 2-х хозяев, построенными ещё во времена Советского Союза. Из числа новых строений бросаются в глаза мечети, реже – магазины.

Как ни кощунственно это прозвучит, но одной из достопримечательностей можно назвать казахские кладбища, как правило, расположенные недалеко от дороги. Каждое из захоронений напоминает маленькую мечеть или огороженный крепостной стеной старинный замок. И выполнено всё это с безупречным вкусом – строгие линии, дорогая отделка. Поэтому, при всём уважении к усопшим, воспринимаешь всё это со своей туристической точки зрения, не как место погребения, а именно как достопримечательность.

Яркие впечатления дарит местная фауна – снующие по трассе тушканчики, различные птицы (посчастливилось даже увидеть дрофу), пасущиеся неподалёку от трассы внушительные отары баранов и, конечно, многочисленное стадо верблюдов, которое можно увидеть примерно в 40-50км от озера. Как рассказали местные жители, верблюды принадлежат фермеру, который занимается производством шубата (напитка типа кумыса из верблюжьего молока). Кстати, верблюды с удовольствием позируют желающим их сфотографировать, но не стоит подходить к ним близко. Самцы, ответственные за охрану стада, могут отреагировать неадекватно, особенно в период гона, посчитав ситуацию опасной. Винить за последствия в этом случае, кроме себя, будет некого…

И вот оно – счастье!

Преодолев чуть более полутора тысяч километров (из Горного Алтая через Алтайский край) и ступив на побережье Алаколя, моментально забываешь про усталость от суточного пути и случавшиеся в пути мелкие неприятности. Величие и красота озера заставляют расшириться суженные недосыпом глаза до невероятных размеров. Казалось, что нас, видевших во всей красе Телецкое озеро и отнюдь не на картинках, уже не прошибёшь ничем, но взглянув в первый раз на Алаколь, чтобы выразить свои чувства, ума хватает только на междометия. Закипающий мозг сигнализирует: «Ты в сказке!»…

Озеро полностью оправдывает своё название – полоса у горизонта кажется синей, чуть ближе – изумрудной, а ближайшая к берегу – светло-зелёная. Когда озеро волнуется, прибоем поднимается со дня песок, и крайняя полоса становится мутноватой. Пляжи песчаные и мелкогравийные, в зависимости от того, в какой точке побережья остановился. Предпочтительнее пляж гравийный, а не чисто песчаный, там дно лучше.

Вода приятной температуры, очень чистая, во время штиля – практически прозрачная, не устаёшь сидеть в ней хоть целый день. Купание начинается часов с 8 утра. В это время перепад температуры воздуха и воды минимальный, и купание самое комфортное. В обед многие покидают пляж, чтобы вернуться туда вечером, пересидев самую жару в кафе за чаем или в номере с кондиционером. Днём не знавшему южного солнца организму тяжеловато даже у воды. От жары почти не спасает даже тент или двойная палатка. А солнечные ожоги получаешь в два счёта. Поэтому крем с UV-защитой и широкополая шляпа там просто обязательны, также, как и припасённое на всякий случай средство для лечения солнечных ожогов.

Солёная вода озера славится лечебными свойствами – например, помогает при различных кожных заболеваниях, при гайморите, способствует заживлению мелких ранок и царапин. Как-то разговорились с подошедшим пообщаться старичком-казахом, и он рассказал, что ему 90 лет, и здесь, на озере, за 10 дней он избавился от дерматита, который безуспешно лечил у алма-атинских докторов. И кровососущих надоедливых насекомых на озере нет. За три дня видели пару комаров, да стайку неагрессивных мошек. Вот такое чудо-озеро!

Кроме того, с утра до вечера по пляжу ходят мальчишки, торгующие набранной в пластиковые бутылки белой глиной и сине-зелёной лечебной грязью, монотонно бубнящие: «Грязь берё-ём…». Когда «лекарство» высыхает на томящихся под солнцем телах, они выглядят более чем забавно — как герои фильмов ужасов или заплутавшие во Вселенной инопланетяне. Не могу судить об эффективности этого лечения, но отдыхающие с удовольствием намазываются всем этим с ног до головы, поэтому глиняно-грязевый бизнес, судя по всему, процветает.

Озеро в лучах заката

Чистота – залог здоровья

Главное, что поразило, — это просто нереальная чистота пляжа (да и вообще, всей увиденной проездом территории). Ни битых бутылок, ни брошенных после мытья машины тряпок, ни прочего мусора там нет! Прибрежная полоса обслуживается коммунальщиками Уржарского района, которые ежедневно на рассвете проходят по берегу, собирая всё, вплоть до окурков. Собранный мусор и содержимое установленных на берегу контейнеров вывозится каждое утро, что нас, привыкших к иному состоянию берегов рек, просто шокирует. Да и культура отдыхающих там намного выше. Многие мусор за собой убирают сами. Пьяных и распивающих спиртное на берегу нет, громкую музыку никто не включает. Поэтому звуковым сопровождением отдыха на пляжах Алаколя является шорох волн, крики чаек и счастливый визг детей.

Дополнить рассказ о пляжных коммунальных удобствах осталось лишь упоминанием о встречающихся иногда кабинках для переодевания и туалетах. Причём всё это поддерживается в вымытом и покрашенном, приличном состоянии и используется отдыхающими совершенно бесплатно. Нам, как говорится, о таком можно только помечтать. К слову, пляж, на котором мы отдыхали, считается диким…

Пара слов о гигиене

Концентрация соли в воде не очень высока, поэтому ополаскивание пресной водой после купания совсем не обязательно. Несмотря на это, спустя некоторое время настигает навязчивое желание помыть голову, так как волосы после соприкосновения с озером буквально на следующий день наотрез отказываются расчёсываться и торчат дыбом, как им вздумается. Да и глядя на покрытую пылью казахских дорог свою машину на фоне остальных, сверкающих чистотой и свежестью, тоже испытываешь неудобство. Понятно, что и шевелюру, и автомобиль даже в меру солёной водой в порядок не приведёшь, но проблема решается просто. Уточнить расположение источников пресной воды можно у местных жителей, а там можно и машину вымыть, и набрать воды для мытья головы. За пару-тройку дневных часов набранная в пластиковый бачок вода нагревается до нужной, «банной» температуры. Кстати, если отдыхать на Алаколе не «дикарём», а на одной из турбаз, где есть душевые кабины, то помывка вообще не станет проблемой. Здесь уж кому как нравится.

Немного о толерантности

Отдых на Алаколе доступен как приезжим, так и местным, коих там подавляющее большинство. Пляжная тусовка, в основном, представлена казахами, приезжающими туда целыми семьями. Представителей других национальностей там единицы, россиян – по пальцам пересчитать. В течение трёх дней довелось увидеть семейную пару томичей, пару из Новосибирска, да четверых ханты-мансийцев.

К слову, граждане России, сталкиваясь друг с другом за пределами нашей необъятной, радуются друг другу, как родные. Обязательно подходят, чтобы поделиться впечатлениями, что-то спросить или посоветовать. А главная тема для общения – кого, за что, на каком посту и на сколько «обули» казахские гаишники. Местные жители относятся одинаково приветливо или хотя бы лояльно ко всем отдыхающим. Некоторые, увидев «чужие» номера, интересуются, из какого региона России приехали гости. А на пляже вообще царит полная демократия – непринуждённое общение с соседями по лежбищу, обмен надувными плавсредствами и т. п. То есть полный комфорт и расслабуха.

Способствует этому ощущению и декриминализованность этой туристической зоны. Поначалу, в силу не всегда приятного жизненного опыта, озадачиваешься ненужной, как выясняется позже, суетой – принёс из машины бинокль, унёс фотоаппарат, машину закрыл. Унёс бинокль, принёс насос для накачки матраса, накачал, унёс назад, машину закрыл и т. д. На второй день совершенно свободно в распахнутой с двух сторон палатке уже валялись сотовые телефоны, фотоаппарат, надувной жилет, насос и др. – и никто даже не приближается к чужим вещам! Последней каплей, сразившей наповал, стали потерянные и найденные на следующий день на том же самом месте очки…

Так почём отдых для народа?

Как уже было сказано, цены на побережье Алаколя вполне божеские. Снять юрту на 6-8 коек с трёхразовым питанием стоит 400-500 рублей в сутки с человека, 3-4-местный вагончик с трёхразовым же питанием (причём, блюда готовят по заказу) – 500 рублей, вагончик без кормёжки, зато с вентилятором – 600 рублей, номер на базе с питанием и кондиционером – 700 рублей. Возможно и бесплатное проживание – в своей палатке. Ни за установку палатки, ни за стоянку машины никто с вас денег не попросит.

Плотный и вкусный обед в чистом, уютном кафе для трёх человек обойдётся в 400-500 рублей. Можно питаться и продуктами, приобретёнными в прибрежных ларьках, где цены лишь немного выше, чем в обычных сельских магазинах. Можно обедать-ужинать, не уходя с пляжа. Часов с 11 и до вечера по пляжу идут беспрерывной чередой торговцы местным фастфудом — пирожками с разными начинками (с картошкой, капустой, ягодами и яблоками) по 50 теньге (10 рублей), беляшами и чебуреками – по 80 теньге (16 рублей), варёной кукурузой – 100 теньге (20 рублей), семечками, национальными кондитерскими изделиями, жареной и копчёной рыбой (300-500 теньге), свежими огурцами и яблоками, охлаждёнными напитками и многим другим. К тому же, можно прямо на пляж заказать шашлык с лепёшками, свежим луком и соусом всего за 700 теньге (140 рублей).

Но на питании можно и сэкономить, если не покупать готовое, а варить-жарить выловленную в озере собственноручно рыбу, которой там в достатке (только уголь или дрова лучше привезти с собой, там степь – дров нет). Наши соседи по пляжу, отплыв метров на 100 от берега на резиновой двухместной лодке, за полтора часа наловили примерно с ведро бело-серебристого алакольского окуня средних размеров (по нашим меркам – весьма приличного). Имеются там и другие виды рыбы (по рассказам местных жителей и отдыхающих, акватория Алаколя – просто рай для рыбака), так что прокормиться можно без проблем.

Ассортимент платных развлечений тоже оставил самые приятные впечатления. Прокатиться на «банане» (надувная «сарделька» с подножками), привязанном к катеру, в течение 15-20 минут – 1000 теньге (200 рублей), на гидроцикле – 600 рублей, на ишаке (в расшитом национальными узорами седле) – 60 рублей за полчаса, часовая аренда катамарана – 600 рублей, прокатиться на катере – 400 рублей и т. д. Всем, развлекающимся на воде, обязательно выдают спасательные жилеты.

Банан развлечение для экстремалов

О шопинге

Знаю многих, кто лучшим отдыхом считает хождение по магазинам. В этом смысле Казахстан – просто мечта шопоголика. Цена на многие непродовольственные товары ниже, чем у нас, в 2-4 раза (при обменной курсе 1:5), например, на одежду, бельё, отдельные виды бытовой химии и другое. Продукты, среди которых много российских, стоят примерно так же, как у нас, или чуть-чуть дешевле. Фрукты (недалеко от побережья) особой дешевизной не отличаются. Поэтому кардинально затариваться на территории Казахстана продуктами смысла нет. Но это в прибрежной зоне и в магазинах. А на трассе, если повезёт, можно приобрести ягоды и фрукты почти задарма – ведро крыжовника за 100-110 рублей или некрупных яблочек по 150 рублей, дыньки – 200 теньге за штуку (около 2кг), арбузы – 100 теньге за штуку (3 – 3,5 кг).

Но не раздумывайте, если представится случай приобрести горный тарбагатайский (по названию горного хребта Тарбагатай) мёд, хотя бы ради того, чтобы просто попробовать. Стоит он 1000 теньге (200 рублей) за килограмм. Взяли пару «полторашек» и не пожалели – очень понравился. Он долгое время не кристаллизуется, сохраняя консистенцию свежего.

Продлить воспоминания о поездке можно не только покупкой мёда. К примеру, неленивые поклонники травяных чаёв могут привезти из Казахстана местную разновидность мяты. Она растёт по берегам ручьёв и речушек, а иногда – просто вблизи дорог. Внешне заметно отличается от нашей – узкие листья серо-зелёного цвета, словно покрытые толстым слоем пыли, цветы – нежно-сиреневые. Запах и вкус – более насыщенные. Достаточно всего нескольких листиков на заварочный чайник – и приятный мятный холодок дополнит и украсит вкус любимого вами сорта чая. Попробуете – потом за уши не оттащишь…

В гостях – хорошо, а дома?..

…А дома вновь и вновь пересматриваешь десятки привезённых с озера фотографий, на которых запечатлены самые интересные и приятные моменты, и не верится, что всего несколько дней назад ты был в этом сказочном месте, подарившем фейерверк впечатлений. И душу греет надежда на новую встречу с Алаколем, ведь не зря же перед отъездом в его вспененные лёгким штормом воды были брошены три теньге-монетки…

Ночной штиль

Dru-Goy ›
Блог ›
Путешествие в Казахстан «в Деталях». Часть 1. Предисловие.

Ну вот, раскидал немного дела и уже по традиции — в ночь, решил продолжить свой рассказ.

Еще раз друзья, читатели, автомобилисты, путешественники и просто неравнодушные люди.
Хочу предупредить сразу, что мой рассказ не будет коротким (возможно, это будет самая длинная история путешествия) и скорее всего не будет похож на то что вы могли читать ранее. Но будет очень подробным, искренним и вместе с тем, я очень надеюсь, интересным и полезным.
Так как целью его написания является реальная информационная помощь таким же как и я людям, Жаждущим Приключений, Новых Знаний и Интересных Знакомств и разделяющих мое стремление к Постоянному Саморазвитию и Глубокому Познанию Мира Вокруг Себя!

Полный размерМой верный конь! Река Или. Кто хочет жажду утолит! ))

Также определенный тематический уклон может наблюдаться в тексте, о моем автомобиле, его возможностях, моих доработках и впечатлениях касательно его. Последнее для меня стало очень важным, так как без такого автомобиля как Прадо 120, причем, даже комплектация имела значение, у меня не получилось бы такого яркого, комфортного, запоминающегося и качественно — наполненного путешествия!

Именно поэтому, мое путешествие получило название «В ДЕТАЛЯХ», т.е. очень подробно. Последнее будет особенно важно для начинающих авто-путешественников! Прошу прощения сразу же у тех читателей, кто сами являются «продвинутыми блогерами», если некоторая информация будет преподнесена здесь не самым умелым, правильным, наивным или другим непривычным массовому читателю способом.

Как чувствую, так и пишу, не обессудьте!

Итак, поехали…

Большое Алма — Атинское Озеро

Ну, разве увидев такую красотищу в интернете, кому-то не захочется там побывать при жизни, взглянуть на сие чудо природы собственными глазами, жадно глотая нереально чистый горный воздух этих мест?!

Вот вот и меня — эта картинка очень вдохновила на столько сильно, что захотелось там обязательно побывать. Скажу вам честно, что от планов до цели — всего ничего — лишь ваше желание, сильное желание воплотить то, что задумали!

Написать данную историю меня натолкнули также и следующие мысли:

1. Искреннее желание помочь тем людям, кто только собирается в подобное путешествие на автомобиле в солнечный Казахстан и не только, но возможно, не может решиться на подобную авантюру. Так как поэтапной подробнейшей информации в интернете, касательно подготовки к подобным авто путешествиям, тем более в Казахстан просто нет или я плохо искал.

Одни «рваные куски», порой «жирные и насыщенные», но все-таки не связанные в некоторую хронологическую последовательность, называющуюся: Подробной Подготовкой к Индивидуальному Авто-Путешествию или сказать по-другому Инструкцией к Поездке на Своем Авто в Чужую Страну и не только.

2. Показать: «Какой на самом деле бывает Разный, Невероятно Интересный и Привлекательный для путешественников, Казахстан». А то, к примеру, знания многих моих знакомых ограничивались, до моей поездки, только тем, что там: голые степи, столица Астана — «мини Дубай», да много скота и пастухов в этих степях! )))

3. А также переполняющие меня эмоции от этой, Увлекательнейшей поездки. Желание рассказать о данной стране и о Замечательных Людях ее Населяющих. «Сделать известными личностями» некоторых из них, в особенности тех, кто делает свой маленький, но честный со Всей Душой и Открытым Человеческим Сердцем Бизнес для нас, для Людей!

Ну, например, вот на этом фото — эти по настоящему открытые Люди (администратор и повар гостиницы): искренние, настоящие и обаятельные казахские женщины

Вы все правильно заметили, справа чел. совсем на казаха не похож, тем более женского рода, скорее на бледного кавказского джигита, это и есть я. Прадо (люблю это слово и машину тоже), Правда, хотел сказать, я честно русский. Ну а какой получился, как любил пошутить мой отец: соседей не выбирают ))

Признаюсь честно, что по жизни, я являюсь очень Дотошным человеком. Иногда это мешает, но именно эта черта характера мне весомо помогла в работе, в достижении личных целей и во многом другом. А также, конечно, в Детальной подготовке к такой поездке, что, в свою очередь, позволило Качественно Отдохнуть с Минимумом Неприятностей, а куда же без них — это же самостоятельное путешествие (да еще и с ребенком).

Чтобы кому-то Предисловие не казалось (а оно так и есть) слишком монотонным или затянутым, буду вставлять фотки красивейших мест и не только, где нам довелось побывать, они могут не совсем соответствовать логике хода рассказа, но это только в начале. Остальные читатели, возьмут самое полезное для себя из текста, который я здесь пишу.

Это известное многим местным жителям Алма-Атинской области и не только, главное из трёх, расположенных каскадом в одном ущелье, горной цепи Тянь Шань, необычайно красивое озеро Кольсай

Так, изначально, я задумывал свое путешествие в команде единомышленников — друзей (три авто и три экипажа), которым я предложил данный вид отдыха и поездку именно в Казахстан. Но, еще на стадии планирования, тогда, во мне не было достаточно уверенности в себе, для полноценной самостоятельной, продуманной до глубочайших мелочей, подготовке к такой авантюре, как 20-ти дневное приключение в чужую страну да еще и с семьей!

В начале, я думал осуществить мое путешествие, с привлечением турфирмы, находящейся в городе Алматы. Я разыскал ее через интернет. Там, мне предлагалось реализовать мой маршрут путешествия, по достопримечательностям Алма-атинской области с выделением проводника. Маршрут мог корректироваться в зависимости от наших предпочтений. Стоимость его услуг мне была озвучена около 10000 тенге в сутки + еще какие-то расходы, к сожалению не запомнил.

Полный размерЧарынский Каньон

Обозначу сразу, что при выборе такого вида отдыха как авто-путешествие важное значение имеет и размер вашего кошелька и время на подготовку!

Я прикинул, что на три экипажа (три семьи с детьми) получается примерно 34000 рублей (за услуги турфирмы), курс был тогда 3,56 Тенге за рубль в расчете на 12 дней сопровождения, остальное время закладывалось на дорогу туда и обратно. Цифра была адекватна и при этом нам нужно было бы только добраться до Алматы на своих авто. А там, нас встречают и далее, ездим постоянно с представителем турфирмы с одной точки маршрута до другой с остановками на отдых, питание, осмотр достопримечательностей (природных в основном) и ночлег.

Обязанности проводника предполагались следующие: Помощь в планировании маршрута, Сопровождение, то есть для него должно быть обязательно место в одной из наших машин (что не очень-то удобно), Быть в роли Гида-Рассказчика и Помощника в Быту: приготовление еды, установка палатки (ток), а также тех. Поддержка, если что-то случиться с нашими авто. Пускай сейчас, кому-то, быть может стало смешно, это вполне заслуженно, мол поехали в такое путешествие для того чтобы взять «няньку на борт» )).

Водопад «Медвежий». Находится в живописнейшем Тургеньском ущелье Заилийского Алатау, Алма-Атинской области. Там просто потрясно )))

Поясню свою позицию: почему турфирма? А не самостоятельно!
Эта поездка в Казахстан, стала моей первой вылазкой на авто куда-то дальше собственного региона, а весь опыт отдыха предыдущих лет складывался лишь из пакетных туров в страны Евросоюза, Египет и Турцию, по системе, как вы уже догадались «Все включено».

Поверьте тогда, когда я только задумывался о таком типе отдыха и у меня не было за плечами серьезного опыта как сейчас, я был таким же как и большая часть Россиян, выезжающих классическими способами на отдых за границу при помощи обычных турфирм и известных туроператоров.

Естественно, что при автопробеге, да еще в другую страну присутствовало некое непонимание и, если откровенно, волнение (дрейф) от того: как бы все так спланировать и организовать безошибочно.
А также всё детально продумать, чтобы нигде ни проколоться, чтобы отдых не был испорчен какой-то досадной непродуманностью. Правильно — лучшее решение, доверить все организационные моменты турфирме, по уже сложившейся привычке или традиции, если кому то нравиться!

Перед съездом в поселок Жаланаш (Национальный природный парк «Кольсайские озера»), на обратном пути, не выдержали и остановили своего верного коня на очередном холме, для того чтобы просто получить удовольствие от неописуемой красоты, окружающей нас тут просто повсюду, ну чем не «Альпийские луга» скажу я вам?

Уже по традиции, желающим смотреть Больше Фото, оно, действительно того стоит, приглашаю в мой Instagram
Который стабильно пополняется свежими фото и не только!

Ну и кто еще не видел Фантастических Красот Казахстана и Моего Коня в Действии, то вам, прямиком на мой канал на ютубе. Скажу сразу, что мной было отснято почти 500 ГБайт материала, поэтому ролики о моих путешествиях и не только, будут появляться там с определенной периодичностью. Если вы, дорогие читатели, уже поняли мою дотошность в написании для вас этого рассказа, то к видео и остальному, у меня аналогичный подход по жизни. Лучше мои ролики будут выходить реже, но зато улыбок на ваших лицах и удовольствия от просмотра будет значительно больше нежели наоборот!
Приятного вам просмотра на YouTube

>Путешествие по Казахстану: полезная информация

Зачем ехать

Ради красивой и уникальной природы, занятий спортом (в т. ч. экстремальным), охоты, рыбалки, культурной жизни Алматы и, конечно, людей. Направляясь в Казахстан, стоит в первую очередь озаботиться поиском знакомых, проживающих здесь — это сделает вашу поездку не только намного приятнее, но и проще. Если время вашего пребывания в стране ограничено, то сразу стоит выбрать, в какой регион вы хотите отправиться — расстояние между городами и достопримечательностями может достигать сотен и тысяч километров, так что планируйте маршрут заранее.
Самые знаковые и популярные места, которые стоит посетить — Чарынский каньон, озеро Каинды, курортная зона Боровое (Бурабай), раскопки Туркестана, река Или, Поющий бархан, Балхашский заповедник, музей Карлага, космодром Байконур, мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, Большое Алматинское озеро (БАО), высокогорный каток «Медеу», горнолыжная база «Чимбулак» («Шымбулак»), Тургеньские водопады, горячие источники в Чундже, горы Заилийского Алатау, Баянаульский национальный парк, Мангыстау — очень много всего, выбирайте по интересам.

Сункар — международный комплекс лыжных трамплинов. Фото: Алан Шафигулин

Как добираться

Самолетом. Самый простой (и, как ни странно, самый дешевый) вариант — прямые рейсы, осуществляются из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска авиакомпаниями Air Astana, «Аэрофлот», S7 Airlines, SCAT Airlines. Если вам нужно вылететь из другого города России (или иной страны), то перелет, скорее всего, будет осуществляться с пересадкой в одном из вышеперечисленных городов.
Поездом или автобусом. Ехать в Казахстан поездом или автобусом — не самая лучшая затея. Это долго, дорого и неудобно. Например, дорога от Москвы до Алматы займет около 80 часов и будет стоить вам от 4500 рублей только в одну сторону. Впрочем, этим вариантом можно воспользоваться, если вы едете, скажем, из Омска, Новосибирска, Барнаула в один из приграничных городов Казахстана. В этом случае старайтесь взять билеты на поезда «Қазақстан Темір Жолы» (Казахстанские железные дороги, местный ж/д перевозчик) — они могут быть раза в два дешевле по сравнению с российским перевозчиком. Билеты можно смотреть на сайте. Автобусы — это самый крайний вариант, который сложно посоветовать. Билеты спрашивайте в местных автовокзалах.
Также не стоит забывать о том, что наличие билетов на самолеты, поезда и автобусы может сильно зависеть от местных праздников, а также окончания или начала учебного сезона и сезона отпусков. Если вы собираетесь ехать в пиковое время, то билеты лучше приобретать за месяц, а то и за два до поездки, чтобы потом не переплачивать (и чтобы они вообще были).
Также в Казахстан можно добраться на собственном автотранспорте или даже автостопом. Вопреки расхожему мнению автостоп в Казахстане есть (хоть многие из подвозящих и не знают самого понятия автостопа) — подбирают довольно часто, ездить не опаснее, чем в России.

Большое Алматинское Озеро. Фото: Алан Шафигулин

Транспорт до вокзала/аэропорта

В аэропорт лучше приезжать заранее — регистрация на рейс начинается за два часа до отлета и заканчивается за 40 минут. Дорога тоже займет некоторое время, так как обычно аэропорты в Казахстане находятся не в городе. Стоимость поездки может варьироваться: если заказывать такси из Алматы до аэропорта (то же и в обратном направлении), стоимость начинается от 1500 тенге (4,5 доллара), попутку можно поймать за 800–1000 тенге (2–3 доллара). Имейте в виду, что все таксисты, встречающие пассажиров у выхода с вокзала, всегда называют завышенные цены, так что лучше заказывать такси самостоятельно или ловить попутку за территорией.
До аэропорта, а также ж/д вокзалов Алматы также ходит общественный транспорт. Автобусы и троллейбусы обычно ходят до 21:00 — 22:00, стоимость проезда — 80–100 тенге (около 30 центов). До аэропорта существуют два ночных маршрута стоимостью 200 тенге, но ходят они редко, так что лучше все же взять такси — большинство популярных рейсов отправляются ночью. Чтобы ездить на общественном транспорте (кроме метро), нужно купить проездную карту «Онай» (400 тенге — около 1,2 доллара), на счету будет одна поездка, далее нужно закидывать деньги через терминалы. Карта продается в ларьках на остановках, в самих автобусах и троллейбусах и у кондукторов.
Почти все те же рекомендации касаются и остальных городов Казахстана — только цены и расстояние будут меняться (кроме Астаны — в меньшую сторону). Карты «Онай» действуют пока только в Алматы и Астане, в других городах проезд в общественном транспорте оплачивается через валидаторы или «на руки» кондуктору.

В долине реки Текес. Фото: Алан Шафигулин

Транспорт в Алматы

Как уже было сказано, для передвижения по городу на общественном транспорте необходимо купить специальную карту «Онай». Она действует везде, кроме метро — там используются свои карты (используются так же и жетоны). Одна поездка — 80 тенге, действует, пока не выйдете наружу. Впрочем, пока в метро работает только одна ветка (девять станций), так что этот способ подойдет лишь для передвижения по центру города.
Во всех остальных случаях проще всего использовать автобусы, такси или попутки. Такси по городу будет стоить от 500 тенге (1,5 доллара) — сервисов разного уровня хватает. Для составления маршрута можно использовать 2GIS, а вызывать такси, помимо официальных, — через приложения InDriver и Touchka (там можно указывать свою цену).
Важный момент: попутки ловятся только в Алматы (то есть вышел на обочину — вытянул руку), во всех остальных городах Казахстана это не принято. Стоимость поездки по городу на попутке составит в среднем от 200 до 500 тенге (от 80 центов до 1,5 доллара).
Удобно (а в часы пик — даже быстрее) передвигаться по городу пешком или на велосипеде. Есть общественные точки проката велосипедов (но их мало), а также вы можете взять велосипед напрокат почти в любом магазине спортивных товаров или в специализированной точке — их много. Стоимость — от 500 тенге (1,5 доллара) в час.
Подробный обзор точек проката велосипедов можно найти .

Озеро Иссык в окресностях Алматы. Фото: Алан Шафигулин

Особенности аренды жилья

В Казахстане достаточно дорогие гостиницы и отели, особенно если учесть уровень сервиса в них. Стоимость аренды номера в крупных городах может начинаться от 100–150 долларов. Есть, конечно, и дешевые гостиницы, но у них нет онлайн-букинга — да и номера там снимают чаще всего не для проживания.
Адекватных варианта два — снимать койку в хостеле или квартиру. Хостелы стали появляться только недавно и пока есть лишь в крупных городах — койка на ночь в среднем стоит от 2000 тенге (7 долларов). Квартиру можно найти от 5000–6000 тенге в сутки (17–20 долларов). Предлагают их обычно прямо на вокзале (вполне сносные), но лучше все же доехать до центра и снять там. Есть официальные «квартирные бюро», где вам даже выдадут квитанцию, а есть частники. В каждом городе обязательно есть «пятак», где вам готовы будут сдать любую квартиру — от однушки до пентхауса — за разумную сумму. В Алматы частники стоят вдоль всей улицы Абылай-хана — их несложно узнать по звякающим связкам ключей. Для аренды обычно хватает копии паспорта.
Вы можете заранее прицениться (и может, даже связаться с хозяином для брони) с помощью сайта Krisha.kz. Airbnb в Казахстане не сильно развит, но тоже можно попробовать. Кроме того, существует довольно развитое сообщество каучсерферов.

Особенности кухни

Блюда традиционной казахской кухни преимущественно состоят из мяса и теста. В современной интерпретации они смешались с блюдами других национальностей, так что, если вам предложат традиционную казахскую кухню, это, скорее всего, будет эклектика. То же касается и любых других национальных кухонь в Казахстане — как вам, например, традиционная итальянская пицца с кониной? К исконным казахским яствам относят:

  • бешбармак (также «мясо по-казахски») — крупные куски отварного мяса, подаваемые с картошкой, сочнями и луком;
  • куырдак — жареные кусочки печени, почек, легких, сердца и т. п. с картофелем;
  • сорпа (мясной бульон) и кеспе (лапша);
  • сырне (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем);
  • казы, карта, шужук — отварные колбасы в натуральной оболочке;
  • баурсаки — жаренные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста.

Быть вегетарианцем в Казахстане тяжело: всё, что можно найти в кулинарии недорого, состоит из теста и мяса. Меню любого кафе вне зависимости от кухни также преимущественно состоит из этих ингредиентов, так что, если не хочется ограничивать свой рацион жареной картошкой и салатом «Свежий», придется готовить самостоятельно. Овощи и фрукты, особенно в зимний период, могут стоить в два раза дороже, чем мясо. В крупных городах в последнее время начали появляться вегетарианские и около заведения, но пока их мало, а в них — дорого.

В Казахстане также стоит попробовать:

  • кумыс (забродившее кобылье молоко);
  • шубат (кислое верблюжье молоко);
  • курт (твердый соленый творог);
  • коже (молочный напиток со злаками).

И многое другое. В целом действует принцип любой туристической страны — чем непригляднее выглядит заведение с национальной (и около) кухней, тем там лучше готовят. И наоборот — чем оно дороже и более пафосное, тем больше это аттракцион для туристов, нежели аутентичное место приема пищи. Помимо национальной кухни (которая здесь мало где присутствует в чистом виде), в Казахстане можно найти почти какую угодно — от чешской до малазийской.

Казахстан с дрона. Фото: Дмитрий Балакирев

Алкоголь

Какого-то национального алкогольного напитка в Казахстане нет, если не учитывать кумыс, который может быть довольно крепким, когда забродит. В магазинах можно найти почти любой алкогольный напиток, который продается в России или Европе. Цены будут примерно такими же или выше, но не критично.
Продается алкоголь только с 12:00 до 21:00 (крепкий) или до 23:00 в случае с пивом и вином. На кафе, бары и рестораны ограничения по времени продажи не распространяются.
Из хорошего и недорогого алкоголя местного производства стоит отметить коньяк «Казахстан» (завод «Бахус»), а также продукцию компании Arba Wine. Коньяк (который на самом деле является бренди) по качеству превосходит почти всю аналогичную продукцию на территории СНГ.
Пиво стоит от 150 тенге (50 центов) — представлена продукция нескольких десятков местных производителей и все основные импортные марки. В каждом городе есть точки продажи разливного пива, которые маскируются под вывеской «бар» (хотя сидеть там негде) — в них можно легально покупать пиво даже ночью.

Казахстан с дрона. Фото: Дмитрий Балакирев

Передвижение между городами

Города расположены достаточно далеко друг от друга — удобнее и быстрее всего летать между ними на самолетах. Внутренние рейсы осуществляют авиакомпании Air Astana, Qazaq Air, Bek Air, SCAT Airlines, билеты на них не всегда можно найти на агрегаторах типа Aviasales или даже местных — Chocotravel.kz, Aviata.kz, надежнее обращаться в авиакассы и в офисы компаний напрямую.
Поезда — тоже вполне приемлемый вариант. Основной оператор — «Қазақстан Темір Жолы», расписание и наличие билетов можно посмотреть на сайте. Билеты приобретаются в многочисленных ж/д кассах (комиссия при этом составляет порядка 2 долларов), а также на самом вокзале (без комиссии, но придется отстоять очередь) — имейте в виду, что в Алматы их два. Стоимость поездки зависит от дальности и класса вагона. Например, плацкарт Алматы — Астана стоит от 4000 тенге (12 долларов), купе от 6000 тенге (18 долларов), время поездки — 16–18 часов. Между этими городами также курсирует скоростной поезд, готовый доставить вас в столицу или обратно за десять часов — стоимость поездки на нем начинается от 8500 тенге (25 долларов).
Третий вариант — автобусы. Они бывают официальными (билеты приобретаются в кассах автовокзалов) и частными (на них зазывают на подходе к автовокзалу, узнать маршрут можно по табличкам на лобовом стекле или у водителя). По цене разницы почти нет, но официальные автобусы отправляются по расписанию, в то время как частные — как только заполнят салон. Там же, на автовокзале, можно арендовать такси до другого города (в пределах 500 километров). Цены на автобусы сравнимы с ценами на поезд или чуть дороже. Обычно к этому варианту передвижения прибегают, когда заканчиваются доступные билеты на поезд (в праздники, например).

Соленое озеро Тузколь. Фото: Алан Шафигулин

Полезные ссылки

Официальный информационный портал о Казахстане — www.unikaz.asia/
Сайт с туристической информацией о западном Казахстане (Мангыстау) — mangystau-view.com
«Неизвестный Казахстан» — великолепные фотографии известных и совсем неизведанных природных достопримечательностей Казахстана — photosafari.kz
Национальный авиаперевозчик Казахстана — airastana.com
Ж/д перевозчик «Қазақстан Темір Жолы» — railways.kz
Переводчики, гиды, экскурсии в Алматы — centersmarttourism.kz
Жизнь экспата в Алматы (на английском) — walkingalmaty.com
Самая известная казахстанская блог-платформа — yvision.kz
Казахстанская популярная музыка — youtube.com/user/gakkutv
Интернет-журналы к ознакомлению: gagarin.tm, the-steppe.com, chronicle.kz
Обзор хостелов в Алматы — часть первая и часть вторая
Обзор точек проката велосипедов в Алматы — читать на yvision
Фоторепортажи о Казахстане — www.voxpopuli.kz
«Куда пойти» в Алматы и Астане — sxodim.kz
Новости Казахстана читайте , .

Автор — Руслан Черных ведет отличный видеоблог «Наснимали тут», а так же пишет на своем сайте о современных крутых играх и кино. И он, конечно, из Алма-Аты.

Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в Facebook и Вконтакте, читайте Telegram канал, а красивые снимки ищите в Instagram.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *