Что такое Power Commander?

Power Commander это продукт компании DynoJet, представляет собой электронный блок управления, который подключается к разрыву в стандартном блоке управления мотоцикла, квадроцикла. Главное преимущество Power Commander это возможность подключения его к персональному компьютеру и изменение некоторых параметров управления двигателем. Поскольку Power Commander подключается «в разрыв» выходных цепей форсунок и катушек зажигания стандартного блока управления двигателем, то, в соответствии с заложенными в DynoJet Power Commander калибровками, весьма точно и в широких пределах могут быть скорректированы — длительность впрыска и угол опережения зажигания. В блоках управления довольно много всякого рода таблиц коррекции топлива и зажигания, зависящих от разных параметров. А, Рower Commander, в принципе, представляет собой еще одну таблицу топливоподачи по оборотам и нагрузке (% открытия дросселя). В стандартном блоке эти таблицы существуют для того, чтобы заводские разработчики вместе с наладчиками наиболее точно отладили топливо и зажигание для конкретного двигателя. Но, поскольку широкий доступ к заводским программам по отладке закрыт, DynoJet разработал принцип вынесения таблицы коррекции «наружу» — в виде отдельного блока и открыл нам программный доступ. Так, например, если на заводе планируется со следующего года установка другой выхлопной системы на определенную модель мотоцикла, то заводские наладчики проведут испытания и подкорректируют таблицы, непосредственно, в ПЗУ блока управления. У нас же есть возможность внести те же самые изменения топливоподачи и зажигания с помощью Power Commander. Результат может быть абсолютно одинаковым, потому что качество настройки больше зависит от квалификации специалистов и измерительного оборудования.

Очень часто к нам обращаются владельцы мотоциклов с вопросами – нужно ли мне ставить Power Commander (далее PC) и что мне это даст? Давайте разберемся в вопросе поподробнее!

Что такое Power Commander — это модуль, который позволяет изменять подачу топлива по заданной программе и также изменять момент зажигания. Для некоторых типов мотоциклов и топливо и зажигание регулирует один модуль, но в подавляющем случае – это два разных модуля.Каждая ситуация индивидуальная, но давайте рассмотрим основные варианты!

1. Мотоцикл стандартный, изменения не вносились.

PC – это не волшебный прибор в котором живут спрятанные пони, так что на прирост максимальной мощности можно особо не рассчитывать. С помощью PC в данном случае возможно несколько улучшить отзывчивость мотоцикла на ручку газа в режиме небольших нагрузок. Если электроника мотоцикла работает с лямбда зондом, то его надо грамотно заглушить, иначе начнется война стандартного мозга мотоцикла и PC, жертвами этой войны будет плавность хода, катализатор и датчик кислорода.Так что для стандартного мотоцикла в установке PC нет особой необходимости.

2. На мотоцикле установлен тюнинговый воздушный фильтр и банка выпускной системы.

Тут нельзя однозначно утверждать, нужно ли ставить PC или не нужно. Значение имеют многие факторы – тип двигателя, характеристики выпускного и впускного тракта и т.д. Бывают случаи, когда мотоцикл очень неплохо адаптируется под новые детали, а бывают и проблемы. Здесь поможет прогон мотоцикла на диностенде в разных режимах со снятием показаний состава смеси. Сразу станет ясно – работает ли двигатель в безопасных допусках или есть проблемные режимы. Также станет ясно, можно ли выжать еще лошадок из конфигурации с PC. Решения нужно принимать после анализа результатов замеров.

3. На мотоцикле полностью нестандартная выпускная система, удален EXUP или в двигатель вносились серьезные изменения.

В данном случае установка PC или его аналогов будет необходима, причем для полного раскрытия потенциала мотора надо настраивать топливные карты под конкретный мотоцикл. Скачанные из Интернета топливные карты все равно требуют значительных корректировок. Успех настройки зависит от диностенда и квалификации персонала.

4. У вас мотоцикл Suzuki.

Многие модели Suzuki и некоторые Cagiva имеют стандартные блоки управления двигателя с возможностью перепрограммирования. Если вы в своем мотоцикле найдете разъем Yoshimura – это значит, что блок можно перепрограммировать.

Разъем Yoshimura

В данном случае применение PC целесообразно только если нет оборудования или специалистов по перепрограммированию штатного ECU.

5. У вас современный спортивный мотоцикл определенной* модели .

Многие производители (*BMW, KTM, KAWASAKI, YAMAHA, DUСATI… и т.д.) имеют в производственной гамме модели к которым предлагают или «гоночный» настраиваемый блок ECU, или программно-аппаратный комплекс по перепрограммированию штатного ECU. Применение таких решений предпочтительнее установки PowerCommander в плане возможностей настройки, но требуют большей квалификации настройщика. Например «BMW Calibration Kit» дает доступ не только к топливным настройкам, но и к настройкам электронного демпфера, системе стабилизации, системе ограничения крутящего момента при старте, системе контроля тормозного момента двигателя и много чего еще.

И еще несколько легенд о PC…)))

— PC повышает максимальную мощность двигателя

Правильный ответ – не всегда – если двигатель и так уже работает оптимально, тут PC уже ничего не улучшит.

— Чем больше топлива льет PC, тем больше мощность

Правильный ответ — не всегда – если сжигается весь кислород, то обогащение смеси топливом приводит только к дополнительному расходу топлива (см. картинку), мощность при этом не растет, а может даже понизиться.

— Я залью карту из Интернета и мотоцикл преобразится

Правильный ответ – да преобразится, но может, что и не в лучшую сторону! Настоятельно рекомендуем хотя бы проверить на диностенде или иным способом качество работы новой топливной карты. Часто результаты вливания всех карт подряд очень печальны.

Публикация статьи или любой ее части возможна только с согласия автора и с обязательной ссылкой на оригинальный текст.

Установка Power Commander 5 на мотоцикл Honda VFR1200F

Пока на улице зима и до начала мотосезона еще несколько месяцев, владельцы мотоциклов тюнингуют свои байки. Сегодня у нас появился интерес к установке Power Commander 5 на мотоцикл HondaVFR1200F.

Что он дает?

Он переопределяет систему впрыска топлива мотоцикла изменяя соотношение количества воздух-топливо. Мы можем запрограммировать открытие дроссельной заслонки на небольшие изменения.

Зачем он нужен?

Современные инжекторные мотоциклы должны соответствовать EURO-стандарту выбросов отработанных газов, которые контролируют количество вредных выбросов отработанных газов в атмосферу. Power Commander с легкой руки может устранить такие проблемы в топливной карте путем настройки смеси воздух-топливо без учета каких-либо ограничений. Так мы повысим производительность нашего мотоцикла, добавим мощности.

Снимаем боковой пластик

У Honda VFR1200F идеальное место для Power Commander левая сторона под сиденьем.

Нам нужно вытащить ось из бака, чтобы запустить провода под ней.

Соединяем провода.

Найдите черный 12-контактный разъем на левой стороне airbox. Отсоедините этот разъем. Оденьте на серый провод красную фишку-контакт прилагаемую к комплекту с Power Commander.

Самый интересный момент, установки. Вставьте фишку серого провода из разъёма PC5, в разъем TPS(датчик положения дроссельной заслонки). Найдите разъем датчика Q2. Отсоедините черную и синюю фишку. Их подключают к Dynojet O2 Optimizer. Сам датчик не будет ни к чему подключен.

Я устанавливаю топливную карту под «Jardinбанка и обычный стоковый воздушный фильтр» с Dynojet. Хотя на мотоцикле установлены трубы Leo и под них нужна индивидуальная настройка. С другой стороны, я сомневаюсь, что тут может быть какая-то разница.

Теперь нужно проверить работу мотоцикла, чтобы почувствовать разницу. Кажется, на низах мотор стал сильнее тянуть и чище работать. Наибольшая разница заметна в диапазоне оборотов от 2500-5500 RMP. Но тут нужно по-хорошему вкатнуть, чтобы почувствовать разницу.

Мы читали множество рекомендаций как убрать ошибку с Q2, все склоняются к тому что надо отключить сигнал от датчика к ЭБУ. Так как у VFR компьютер немного сложнее чем мы ожидали, то если появится проблема с кислородным датчиком, то воткнем фишку кислородного датчика (Q2) обратно. Наше беспокойство заключается в том, это может привести к борьбе Power Commander и ЭБУ за качество приготавливаемой смеси и вызвать провал. Посмотрим.

Power Commander III, IV, V

Power Commander это блок управления инжектором, предназначенный для точной настройки топливных карт под ваш мотоцикл. Аналогом PowerCommander для Suzuki является блок Healtech Electronics — FIT, обладающий теми же характеристиками что и Power Commander FIT подключается в порт расширения блока управления, что позволяет использовать один блок на всех мотоциклах Сузуки и использовать встроенные функции блока управления, такие как Acceleration Pump.

Power Commander и аналогичные блоки окутаны облаком мифов. Одни говорят что блок прибавляет мощности, другие — нет. В действительности — правы и те и другие. На заводе в блок управления загружают карту единую для всей партии — одни и те же топливные карты управляют всеми моторами сошедшими с конвейера. Современная точность изготовления двигателей — высока, но тем ни менее, даже сверхточное оборудование производит моторы схожие, но не идентичные. В этом и заключается одна из областей применения блоков управления топливными картами:

корректировка топливных карты под ваш экземпляр мотора

В двух словах — где тут прибавка по мощности. Если вы посмотрите график отдачи мощности на нагрузке вашего мотоцикла — то увидите, что кривая мощности имеет небольшие провалы, преимущественно в зоне оборотов до 9000. Эти провалы и может скорректировать блок управления инжектором. Коррекция провала подразумевает увеличение мощности двигателя в диапазоне оборотов провала. Таким образом — можно сказать что в точках, где до установки корректора топливных карт был провал — мощность возросла. Тем ни менее, нужно понимать что пиковая мощность мотора не изменится, т.е. — ни момент, ни мощность в верхней части RPM двигателя не изменится. Справедливости ради, надо сказать что японские моторы изготовлены довольно точно и рассчитывать на приобретение больше 2-3 л.с. в «проблемных» участках не нужно.


В случае, если вы произвели изменения в выпускной или впускной системах, такие как установка полной системы выпуска с фильтром нулевого сопротивления — соотношение топлива в смеси изменяется и заводские топливные карты становятся не точными. Это второй случай, когда вам понадобится корректор топливных карт. Изменения качества смеси, вызванные внесением изменений в систему выпуска/впуска — достаточно весомы, провалы в работе мотора могут более глубокими, а прибавка мощности в проблемных диапазонах может достигать 5-8 Л.С. Вы можете так же ожидать изменение пиковой мощности, в диапазоне 4-5 л.с., но только в случае изменения полной системы выпуска. Если вы поменяли только банку и фильтр — вы не увидите пиковой прибавки больше чем в 1-2 л.с.

Давайте теперь посчитаем стоимость пиковой л.с. для японского мотоцикла (по минимуму):

PC — $300 + фильтр $70 + полная система выпуска $1200 + настройка на стенде $200 = 1770

получаем стоимость 1 л.с. в пиковой части: $442, а в середине диапазона — от $220

Если же вы просто настраиваете стоковый мотоцикл на стенде (выигрывая до 3х л.с. в нижней части рабочего диапазона):

PC — $300 + настройка на стенде $200 = $500

получите стоимость 1 л.с. в местах провала в $166


Пришло время задать вопрос — а можно ли вытащить что то ещё? Ответ — да. Мотоциклы Сузуки и Кавасаки используют систему контроля за выбросом вредных примесей в основе которой лежит позднее зажигания. Подробности можно узнать тут: обзор блоков отключения задержки зажигания. Если быть кратким, то в большинство мотоциклов Сузуки и некоторые модели Кавасаки загружены 7 топливных карт: 1, 2, 3, 4, 5, 6 передачи и нейтраль. В зависимости от выбранной передачи изменяется не только топливная карта но и зажигание. Свободными от ограничений передачами для объемов от 1000cc являются передачи 4,5 а для объемов менее 1000сс — 4,5,6. При этом — максимальная мощность отдается на передачах 5 и 6 соответственно. Скажем даже более, не зафиксировав карту крайне тяжело добиться положительных результатов на стенде. Проблема очевидна — вы настраиваете карту, к примеру, на 4ой передаче, добиваетесь результата, переключаетесь на третью, а показания мощности изменяются. Без устройства отключения задержки зажигания — тюнинг ателье вынуждено настраивать мотоцикл на какой то одной из передач и добавиться более менее схожих показаний на других а это всегда компромисс.


К счастью, компания Healtech Electronics выпускает блоки отключения задержки зажигания, которые помимо решения проблемы с настройкой мотоцикла на стенде решают проблему потери мощности за счет следования экологическим нормам. При стоимости блока в $125 (X-TRE), блок позволяет повысить мощность на первых трех передачах до 10%. Максимальный прирост мощности был зафиксирован на B-King — 15 л.с. Стоимость же одной Л.С. в начале диапазона не превышает $35. Помимо увеличения мощности в начале диапазона, блок увеличивает пиковую мощность на 6ой передаче.

GIPRO-ATRE и X-TRE это самый эффективный способ улучшения отклика вашего мотоцикла. После установки ATRE/X-TRE настройка на стенде не требуется.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *