kazrr

Вечер и ночь прошла спокойно, исключая момент приезда ребят на уже упомянутом Great Wall. Имел место следующий диалог:
— Добрый вечер
— Добрый
— А вы не знаете, где здесь гостиница?
— O_o Да вроде нет здесь ничего.
— А вы собираетесь останавливаться здесь? На ночь?
— Ну да.
Удивленные товарищи поехали дальше. К слову сказать их было трое и не завидую я их потенциальному ночному сну в машине.
Просыпаемся. Завтракаем. Тут я задумался: есть два варианта дальнейшего пути: восточное и западные побережья Среднего. По отзывам Восточное проезжаемо на кроссовере и в 2 раза короче по километражу. Западное же “интереснее”: нужен высокий клиренс, т.к. предполагается прохождение с десяток рек вброд и полный привод. К тому же километраж почти в два раза больше. Клиренс у нас есть, правда резина даже не АТ-шная (шоссейная), честный полный привод зато есть тоже. Времени и бензина полно (3/4 бака и 40 литров в канистрах). По последнему пункту, как выяснилось, я сильно ошибался. Но зато интернеты обещают более красивые виды и много интересностей. Поэтому решено – едем по западному берегу.
На развилке сразу сворачиваем налево.
Видим один из мемориалов, коих на островах просто в неообразимом количестве, и даже указатель на музей.

Карта обороны Муста-Тунтури

Дорога по указателю, правда, упирается в тупик, разворачиваемся и едем дальше.
Тут сразу появляется первый брод, и пригождаются свежекупленные рыбацкие сапоги. Промеряем.
По паспорту неподготовленная машина может преодолевать брод глубиной до 70 см. Поэтому ориентируемся на эти цифры.
Проезжаем нормально.

Дальше двигаемся параллельно хребту Муста-Тунтури в сторону уже Баренцева моря.

А виды, какие виды!

Просто крышу сносит.



Поминутно останавливаемся посмотреть на эту красоту.

Тут кроме брусники огромные поля черники

и водяники. Растет просто ковром.

Спускаемся на берег Баренцева

Вся береговая линия, обращенная в сторону Норвегии буквально испещрена старыми окопами.


И дотами.

Пейзаж меняется с каждым километром.

Там, где холмы не прикрывают береговую линию, только мох и камни, там где есть ложбинки, и речушки, которые приходится форсировать,

растет кустарник и даже березки.

Останавливаемся у очердного мемориала.


С импровизированной колоколенкой….

И тут у дороги гриб

И еще, еще… И всё это в зарослях водяники

Да их тут так много, что не отходя и 5 метров от дороги набрали сразу целый мешок.
Налево или направо?

Блиндажи наверху.

Скальник

Где-то там Норвегия

Пару раз приходится возвращаться, т.к. дорога упирается в тупик.

Один раз крюк составил около 5 км, проехали несколько оччень неприятных бродов с резкими спусками и подъемами, при этом,
даже зацепив пару раз задним свесом O_o и уперлись в кусок с очень мягким чернозёмом.

Я прошел около километра вперед и понял, что там началсь настоящая жесть для джиперов с лебедками и нормальной резиной.

У нас же одна машина, с шоссейной резиной, без лебедки. Кроме того, за день мы не встретили ни единого человека и сотовая связь не работала.
Исходя из перспектив сесть на брюхо на долго и выбираться-неизвестно-как, всё-таки повернули обратно.

Как потом оказалось, эта дорога и вела на скалы 2 брата, второй нормальный поворот на которую мы потом проскочили впопыхах.

Поэтому разворачиваемся, едем обратно и видим вот это. Это муляж.

А вот это уже нет.


Настоящая корабельная артиллерия.


Спускаемся внутрь.


Тут катакомбы, которые расходятся вокруг метров на 100.

Двигаем дальше

Еще несколько километров и доезжаем до чего-то-явно-военного. Вдалеке работает дизель и видны какие-то признаки жизни.

На мои попытки сфотографировать с виду неживые радары из одной будки выбегает мужик с криками “туда нельзя”.

Ну нельзя, так нельзя. Именно тут, по-быстрому свернувшись мы и пропустили поворот на скалы 2 брата.
Но об этом я понял уже совсем вечером.

Пересекаем вброд речушку «Выкат» и оказываемся в месте, указанном на карте, как Пуманки. Разруха и трэш….

Подъезжаем поближе. Выбегают голодные, сосем даже не злые собаки, собаки. Но «У нас с собой было»

Из дома показывается какой-то непонятный мужик и мы спешим ретироваться….

Уже темнеет и мы начинаем искать место для ночевки. В результате выезжаем на развилку, соединяющую обе дороги на Среднем, достаточно быстро проезжаем перешеек между Баренцевым и Белым морем (губа Большая и Малая Волоковые) и оказываемся на полуострове Рыбачий.
Уходим на западное побережье и в сумерках находим место под лагерь там.

Итого, на Средний, в нормальном темпе у нас ушел целый световой день. На фото как раз Средний с Рыбачьего.

Продолжение следует….
Возврат к оглавлению
Метки: Автомобиль, Кольский, Мурманская область, Рыбачий, Средний, путешествия

Полуостров Средний. К скалам «Два брата» и «Рыжие камни». Батарея Поночевного

eng
Кто пропустил предыдущий материал: «Край земли. Мыс Немецкий и мыс Кекурский. Полуостров Рыбачий», можете ознакомиться .
Сегодня — самая северная точка полуострова Средний, мыс Земляной, где находятся скалы «Два брата» и берег рыжих камней. Полуостров омывается Баренцевым морем, соединяет материк и полуостров Рыбачий. У побережья полуострова море благодаря тёплому Нордкапскому течению круглый год не замерзает. В пределах видимости от скал «Два брата» находятся Айновские острова, часть Кандалакшского заповедника.
Про это место даже не хочется писать, надо просто смотреть фотографии. Безумно красивая и удивительная природа, почти полное отсутствие туристов. Оказавшимся здесь путникам — нетронутые, внеземные пейзажи и ландшафт.
Необходимо отметить, что Природный парк «Полуостров Рыбачий и Средний» является особо охраняемой природной территорией и регламентируется законом «Об особо охраняемых природных территориях».
Туристам, путешественникам, а также организаторам туров необходимо знать, что создание туристских маршрутов на особо охраняемых природных территориях требует обязательного согласования с Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области. Отсутствие согласований ведёт к нарушению природоохранного законодательства и влечет ответственность, установленную законодательством.

1.
Дорога к скалам «Два брата» идёт вдоль живописного каньона, с другой стороны дороги — побережье Большой Волоковой губы.

2.
На каньоне встречаются сооружения огневых точек и обороны времён ВОВ.

3.
Губа Большая Волоковая и дорога к мысу Земляной.

4.

5.

6.

7.

8.
В конце каньона виднеются «Два брата», которые представляют собой два останца, продукта геологического выветривания.

9.
Координаты: 69°49’26″N 31°46’1″E

10.

11.
С научной точки зрения, «Два брата», образовались благодаря ветру и дождю, морозу и солнцу, которые разрушали скалы, и камни принимали особые очертания, порой сходные с человеком, или животными. Что впрочем так и есть и ни сколько не противоречит культуре саамов. В отчете о экспедиции «Мистический север», так или иначе связанных с сейдами и саамами, саамы, это дети природы. Этот народ не стремится вторгаться в чужие владения, не стремится разрушать созданное природой или наоборот воздвигать памятники своими силами с целью дальнейшего им поклонения. Нет, для них гораздо ценнее то, что дано свыше. То, что создано или природой или силами, по их мнению более развитыми, чем они. Поэтому в том, что саамы поклоняются на первый взгляд обычному камню, нет ничего удивительного. Гораздо интереснее, почему именно этому камню, а еще интереснее легенды объясняющие такое поклонение.
Итак, «Два брата» у саамов считаются священными камнями. Их обожествляли, им поклонялись. Чтобы задобрить духов, к ним приносили туши оленей, рыбу, совершали тут шаманские обряды.

12.
Буквально примерно в одном километре от скал «Два брата», находится место с названием «Берег рыжих камней».
Это причудливые скалы, огромные валуны, изъеденные ветрами и эррозией. Кто был на восточной окраине алуштинского амфитеатра «Демерджи» в Крыму, где находится знаменитая долина привидений, те имеют возможность представить, какие чудеса творит природа. Эти фантастические фигуры, своими формами напоминающие таинственные фигуры людей, животных, загадочных существ и предметов, меняют свои очертания в зависимости от времени суток и освещения. Очень необычной формы камни просто поражают воображение.
Эти фотографии в дальнейших комментариях не нуждаются. Они дают почву для Вашей фантазии.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.
Традиционно перед отъездом появилась радуга.

55.
Обратная дорога пролегает через скалы «Два брата»

56.

57.
Батарея Поночевного — это легендарная 221 береговая батарея, геройски воевавшая во время Великой Отечественной Войны. От нее практически ничего не осталось. Рядом, уже после Войны, выстроили комплекс береговой обороны, состоящий из 4-х орудийных блоков и командно-наблюдательного пункта.
Батарея была построена в начале 1950-х гг., в составе 4 орудийных блока, блок силовой станции и блок КП.

58.

59.
Айновские острова — часть Кандалакшского заповедника .

60.
Выезжаю на перевал. И снова радуга.

61.
Озёра на перевале после дождя

62.

63.

64.

65.

66.

67.

Край земли. Мыс Немецкий и мыс Кекурский. Полуостров Рыбачий

Сюда

В этой части — про полуостров Средний и частично — про Рыбачий. Все-таки будет еще 3-я часть (окончание про Рыбачий), а то что-то длинная простыня получается.
Часть 1 (про «вспомогательную» часть маршрута (Мурманск — Титовка, Немецкая дорога, Печенга — Мурманск)): http://vorobieva-t.livejournal.com/131865.html
Часть 3: http://vorobieva-t.livejournal.com/132603.html
ДЕНЬ 1. Вечером 1-го дня в Титовке повернули с трассы в сторону Среднего. У дороги стоит такой знак:

Проехали перевал Муста-Тунтури. На подъеме догнали велогруппу и примкнувшего к ним одиночного велосипедиста. Чуть пообщались, приятные ребята. Мы потом их еще на Рыбачьем встретили.
ПОЛУОСТРОВ СРЕДНИЙ
Начать решили со Среднего. Сначала Средний по периметру, потом — Рыбачий. Чтобы к моменту возможного таскалова (юг Рыбачьего) еды уже было поменьше, рюкзаки полегче.
На первую ночевку встали на озере вблизи губы Малая Волоковая, в карликовых березках:

Дневной пробег 141 км (из них 109 — асфальт), общий набор высоты 1960 м, Т(чист.)=7 ч 50 м, ср.скор.(чист.)=17,98.
ДЕНЬ 2. Едем по западному берегу Среднего.
У дороги в кустах притаился дот, к нему ведет тропинка. У дороги указатель и окоп. Дима их не заметил, проехал мимо! А я походила-посмотрела.

Потом мы еще другие доты видели, даже не все осматривали.


Периодически попадаются броды:

Все можно или обойти, или перейти по камешкам. Да и вода не ледяная, можно разуться, если что. Да, это не Исландия с ее глубокими бродами и не северная Норвегия! Там вода ледяная, ноги дубеют сразу (или руки при попытке умыться или постирать). На Рыбачьем нам только два ледяных ручья попались, остальные несколько десятков — просто холодные.
Погода пасмурная, но утренний дождик перестал, не доставив особых неудобств:


Северная оконечность Среднего — мыс Земляной. Здесь 2 дороги: верхняя (по которой объезжается в.ч. и по которой мы приехали) и нижняя (ближе к морю). Нам надо на нижнюю, чтобы попасть к скалам «Два брата». Едем до места соединения дорог, переезжаем на нижнюю и по ней пилим назад километра 2.
Вот и «Два брата»:

Это священные камни саамов.
«Какие-то печные трубы!» — хмыкнул Дима в своей обычной ворчливо-ехидной манере.
Тут к скалам подкатили два свадебных джипа (видимо, это такое попсовое место мурманчан, как Воробьевы горы в Москве), вылезли жених с невестой, фотограф… А мы поспешили убраться.
Скалы рядом — ничуть не хуже. Такие мрачные замки:

Позднее, на 7-й день похода, в кафе в Титовке я купила магнит с надписью «Рыбачий» и с изображением «Двух братьев». На самом деле «Два брата» — это полуостров Средний, а не Рыбачий. Но в такие детали, видимо, изготовитель не вникает 🙂
В пределах километра от «Двух братьев» находится еще одно интересное место — «берег рыжих камней». Это причудливые скалы, изъеденные ветрами и эрозией. Вот где мне понравилось! Дима отпустил меня погулять минут на 40, а сам сидел и мерз рядом с великами. Вооон там:




(снимала на автоспуске)



Берег:

Поехали дальше по Среднему по часовой стрелке.
Мост через реку Выкат (машины едут вброд):

За мостом пообедали — сварили суп и чай.
ОТСТУПЛЕНИЕ ПРО ПИТАНИЕ И ГОТОВКУ
Мы взяли с собой еду на 6 завтраков, 6 обедов и 6 ужинов. Вес особо не экономили (вместо сублимированного мяса, которое нам не нравятся — колбаса). Меню у нас было такое:
ЗАВТРАК на двоих:
200 г (полпачки) хлопья «Крупно» (смесь злаков) + горсть мелко порезанных цукатов (сушеные ананасы и т.п.)
(Смесь хлопьев и цукатов заливается кипятком в миске и настаивается 5 минут. Довольно вкусно — лучше, чем мюсли или геркулес.)
сыр 170-180 г
сушки (горсть)
ОБЕД на двоих:
суп из пакетика (харчо или вермишелевый, 4 порции)
2 пачки лапши «Роллтон» (варить с супом)
1 тульский пряник
УЖИН на двоих:
гречка 200 г или макароны 250 г
колбаса с/к 250 г
1 тульский пряник
100 г шоколада «Аленка»
ПЕРЕКУСЫ: мармелад и рахат-лукум.
Перекусы ела в основном я, Диме хватало завтраков-обедов-ужинов. Он, в отличие от меня, может поесть «в режиме удава» (так, чтобы хватило надолго). Утренние и вечерние каши и супы мы делили в соотношении примерно 2:1 в Димину пользу.
Когда находили грибы, варили с кашей или с супом.
Еще у нас было поллитра коньяка, вечером добавляли в чай.
Готовили на бензине «калоша». Он дороже обычного бензина, и его надо еще найти в хозяйственных магазинах, зато от него форсунка горелки не так быстро загрязняется. Везли из Москвы, как и запас продуктов.
Наша мультитопливная горелка может работать и на газу, но газ нам не нравится: когда газовый баллон не полный, в нем падает давление, и время приготовления пищи очень сильно возрастает. Это бесит, а выкинуть наполовину полный баллон жаба не позволяет.
Конец отступления.
Дорога местами приличная:

А вот и выезд к перемычке между Средним и Рыбачьим:

Нам налево.

ПОЛУОСТРОВ РЫБАЧИЙ
Выехали на Рыбачий, хотим объехать его по часовой стрелке.
Двигаемся по западному берегу. Тут тоже пока дорога приличная (по местным меркам):

Дорога выходит на литораль (берег, в прилив заливаемый водой):

Песок плотный, едется относительно легко (но не всегда по литорали так легко можно проехать):

Дорога ухудшается:

Как жаловался местный водитель внедорожника, дорога год от года ухудшается. «Раньше я тут ехал 60, а теперь — только 40». Ну а у нас средняя скорость аж 11 км/ч — ну а то, тут ведь пока еще хорошие дороги!
На ночь встали у речки напротив островов Большой и Малый Кий. С видом на море. Вода не ледяная, вечером купались-мылись.


Дневной пробег 71 км (грейдер и грунт), общий набор высоты 490 м, Т(чист.)=6 ч 16 м, ср.скор.(чист.)=11,38.
Утром прилетала такая птаха:

ДЕНЬ 3. Едем дальше на север. Осматриваем очередной дот:

Внутри ничего разглядеть невозможно — темно, но я сделала снимок со вспышкой наугад, и вот что получилось:

Фонари мы зачем-то взяли в этот поход, но доставать было лень. А вообще фонарь — лишнее. Ночи уже хоть и не белые, но вполне светлые. Ночью выскочить из палатки в туалет — не проблема, все видно.
Едем к мысу Немецкий. Это самая северная континентальная точка Европейской части России. Рядом заброшенный поселок и маяк.
Некоторое время тупили, пытаясь понять, который из трех микромысиков — Немецкий. Я уже начала злиться на Диму: что, по GPS разве не видно, какой из них самый северный? Наконец нашли.
Мыс Немецкий — это такие слоистые скалы:

Еле-еле уговорила Диму туда забраться для фотки, а потом уже я одна гуляла, пока он ждал на берегу.
За скалой — небольшой проливчик и островок. Пишут, что в отлив до островка можно дойти по колено в воде.

На Немецком мы провели час. Это уже близко к пределу Диминого терпения 🙂
За это время, к счастью, никого не принесло, мы были одни.
Вода прозрачная, видны водоросли:

Под занавес мне захотелось окунуться в Баренцево море, что я и сделала:

Вода на удивление НЕ ледяная. Т.е. не то что окунулся и выскочил, а можно некоторое время полежать в воде. Более того, благодаря тёплому Нордкапскому течению у побережья Рыбачьего полуострова море круглый год не замерзает.
Помнится, в мае в Дании вода Северного моря была гораздо холоднее — босиком по воде походить и то проблематично, о купании и речи нет.
Поехали дальше. Обогнули губу Вайда. На ее берегу как раз встретили ту саму велогруппу; глобально они едут нам навстречу, но конкретно сейчас еще палатки не собрали. Нам это несколько странно — время 12-й час, но, с другой стороны, здесь вечерняя темнота не подгоняет, можно поздно выезжать и поздно становиться на ночь, кому как удобно. Но нам удобнее утром выезжать в 8-30 — 9, а на ночь становиться в 17-30 — 19. Темноты-то нет, но к вечеру холодает ощутимо, а перед ужином хочется успеть помыться до наступления дубака.
Погода налаживается, наконец-то солнце! 3-й день похода, а мы его почти не видели.
Едем к мысу Кекурский.

Он не такой раскрученный, как Немецкий, но, мне кажется, гораздо эффектнее:



За Кекурским дорога спускается к морю — там тупик. Надо либо возвращаться, либо лезть по тропе через холм. Выбираем холм, тащим велики, и вскоре мы на дороге.

Проезжаем заброшенный поселок. Судя по отчетам, многие наши предшественники осматривают многочисленные покинутые поселки, дома, старые вещи. Возможно, это любопытно, но меня почему-то они совсем не привлекают. Дома с пустыми глазницами вызывают ассоциации с какой-то катастрофой, несчастьем. Не то чтобы я боялась наткнуться на труп, но шариться среди обломков и хлама как-то не тянет. Вот старые деревенские (деревянные) дома выглядят совсем иначе, более мирно как-то, по-домашнему, но тут таких нет.
Дорога спускается на пляж. Едем по песку:

Это губа Скорбеевская.
В конце пляжа — дот. Про него написано в отчетах, да и с берега видно. Но какие-то автомобилисты, целая компания, поставили машины и палатки прямо вплотную к доту. У них там столики с крышей, сидят, бухают, едят, прикрываясь от ветра стеной дота. Ну это как вообще? Конечно, не то же самое, что у Вечного огня жарить сосиски, но как-то… я даже не знаю. Коробит. Или это я чего-то не понимаю?
А мы вылезли с пляжа, чуть отъехали по дороге и устроились на обед на берегу речки Скорбеевской.
После обеда двигаемся дальше по северо-восточному берегу Рыбачьего. Вокруг много озер:

Дорога идет верхом, то почти по краю обрыва, то удаляясь от берега.


За мысом Малый Скорбеевский трек нас снова выводит на берег. Тут растет морошка (мало и недозрелая, но я ее люблю всякую), находим несколько грибов на ужин. Это первые грибы в этом походе. Они старые, подзасохшие, но мы еще не зажрались, поэтому рады и таким. Не то что мы голодаем, но дополнительная еда совсем не лишняя.
А дорога все хуже:

Камни все крупнее:

Наконец, этот ад закончился, теперь дорога песчаная:

Местами буксуем, но это всяко лучше, чем булыжники.

Разувшись, бродим реку Зап.Майка.
А вот и снова впереди очередная литораль (дорога несколько раз то взбирается на берег, то спускается на литораль, я сбилась со счета):


Здесь уже тяжко, колеса вязнут.
И тут тоже:

Боже, сколько же мусора на этом пляже.
Подбираю на память ракушки.
Потом снова на берег, теперь он каменистый. Вытряхиваем песок из обуви.
Нас догоняет джип, из него выходит мужчина, направляется к нам. Знакомимся. Это Константин Кушнир из местной турфирмы «Кольские экспедиции». Дает нам свою визитку. Его компания (www.kolatrip.ru, www.kola-exp.com, +7 (921) 282-77-13) занимается организацией туров на внедорожниках и квадроциклах и разработкой маршрутов для всех видов транспорта. В частности, может предложить веломаршрут и организовать машину сопровождения для велопохода налегке. В принципе неплохой вариант. Знаю, что некоторые мои знакомые ездят в коммерческие велотуры. Пишу тут, вдруг кому пригодятся координаты.
(Это не коммерческая реклама, я с этого ничего не имею!!!)
Где-то тут недалеко, километра 3 назад, у слияния рек Пяйвы и Майки, есть пещера с иероглифами. Я об этом читала в автоотчете, и Константин про нее рассказывает. Как я поняла, найти ее непросто — они сами несколько лет искали (а впервые ее обнаружили совершенно случайно люди, укрывшиеся в пещере от дождя и посветившие фонариком вокруг).
Узнав про наши планы (юго-восток и юг Рыбачьего), Константин не советует туда соваться: сам не был, но ездили знакомые квадроциклисты, и им не понравилось: якобы ничего особенного, а дорога полная дрянь даже для квардроцикла.
Мы крепко задумались, но решили отложить вопрос до вечера.
Едем дальше:



На ночь встали на озере вблизи Зубовской губы:

Озерцо приятное, но мелкое, дно каменистое. С удовольствием искупались. А вот ручей, впадающий в озеро — ледяной. Очень много черники и голубики.
Буквально в 100 метрах нашли олений рог:

Конечно же, взяли в качестве сувенира. Тяжелый! Возил его Дима, привязав поверх рюкзака. На стоянках использовали в качестве подпорки для велика и сушилки для вещей. Теперь вот дома на шкафу валяется, не придумали пока, для чего приспособить.
За ужином еще раз обсудили наши планы и решили все-таки ехать, как планировали, по юго-восточному побережью. Забегая вперед, скажу, что это было правильное решение. Это был самый интересный участок маршрута! И безлюдный! И самая классная ночевка на берегу моря, рядом с водопадом на речке! Мы бы многое потеряли, если бы туда не поехали. Подробнее будет дальше. В общем, мнения разных людей о стОящих местах могут кардинально различаться, в чем мы и убедились.
Дневной пробег 58 км, каменистые и песчаные грунтовки, местами пешком, общий набор высоты 650 м. Т(чист.)=6 ч 26 м, ср.скор.(чист.)=9,14.
Окончание про Рыбачий следует.


На третий день я сделал одну из самых лучших фотографий Кольской экспедиции. Это снимок «Двух братьев» — живописных скал выветривания, расположенных на одном из берегов полуострова Рыбачий. Я снимал во время дождя и вдруг внезапно вышло солнце, подсветив всё вокруг, в том числе и капли воды. Мне очень понравился этот кадр; кажется, он лучше всего передает дух приключений и красоту Лапландии.
А сейчас перейдем от высокого к земному. Хочу немного рассказать о нашей бытовухе во время двух недель путешествий…
Каждый вечер мы останавливались, а каждое утро собирали лагерь и стартовали к следующей точке на маршруте. Поднимались за два часа, чтобы успеть умыться, позавтракать, собрать вещи и приготовится к поездке. Наши завтраки чередовались: один день мы готовили кашу и варили хлопья, на другой готовили тосты. У нас был походный тостер из Спорт-Марафона — офигенская штука, которая позволяет получить в полевых условиях настоящие тосты, при этом складывается до размера салфетки. В меню было два обязательных тоста с маслом и сыром, а один, факультативный, с джемом или вареньем.
Готовили мы на колмановской горелке, работающей на 92-м бензине. Одной заправки хватает на 8 часов, при этом не надо возить с собой опасные баллоны с газом. Для горелки мы взяли 4 литра бензина, однако за две недели активного использования у нас ещё больше половины лишнего топлива.
Ещё у нас был складной стол — очень удобный и устойчивый, собирающийся в небольшой брусок и не занимающий много места в салоне. А так же полноценное кресло, позволяющее с комфортом посидеть на природе за завтраком. В сложенном виде оно легко умещается в небольших размеров рюкзак. Кстати, для всей мебели имелись в комплекте свои чехлы.
Вообще, с ребятами из Спорт-Марафона я познакомился перед самым отъездом и это оказались настоящие фанаты путешествия и походов. Именно они собрали мне весь этот набор, заранее продумав, что мне понадобится, а что нет.
2.
Полуостров Средний соединяет материк и Рыбачий. Рельеф представляет собой каменистое плато, круто обрывающееся к морю. Наша машина показала себя тут лучше всех остальных. Из-за высокого клиренса (28 см на стандартной резине) и в отсутствии редуктора внизу автомобиль может подняться на всех четырех колесах. Кроме того пневматическая подвеска позволяет с большим комфортом ехать по камням: машина не качается и не заваливается.
Словом, мы чувствовали себя достаточно вольготно, в то время как остальная колонна шла медленнее нас. Иногда мы даже отставали ото всех чтобы спокойно сделать пару снимков, а потом моментально нагоняли основную процессию:
3.
На этом снимке полуостров Средний, а на горизонте уже виднеется Рыбачий:
4.
А тут хорошо видно, как резко обрывается плато к морю:
5.
Деревьев нет, максимум что растет кустарник. Ну и цветочки:
6.
И вновь на дороге попадаются артефакты времен Великой Отечественной. Это советская пушка, которая стреляла по кораблям выходящим из бухты Лиинахамари (на ней мы скоро побываем тоже). Батарея стояла за перегибом: её не было видно с воды и фашисты не могли определить откуда ведется огонь. Сверху она тоже была надежно замаскирована:

7.
Устройство батареи. Под пушкой мезанизм, который вращал её в разные стороны:
8.
А ниже жилой комплекс и хранилище боеприпасов:
9.
10.
11.
Пушка Виккерса — 120-мм морское орудие, разработанное британской компанией Виккерс. В дальнейшем производилась Обуховским заводом. За годы войны уничтожила 38 немецких кораблей. Сегодня единственный сохранившийся в России Виккерс хранится в составе монумента. Второй экземпляр есть вроде бы в Англии:
12.
А это уже полуостров Рыбачий. На снимке окопы, которые идут вдоль берега по верхней части плато. Они до сих пор используются нашими спецназовцами, которые отрабатывают здесь военные операции захвата и обороны:
13.
Советский ДЗОТ — долговременная защищенная огневая точка. Внизу тоже есть два этажа, склад с боеприпасами и т.д. Вообще, я раньше думал, что устройство таких огневых точек куда более простое и примитивное:
14.
Ну и, наконец, финальная точка этого дня — «Два Брата». Это, конечно, не Маньпупунер, но тем не менее очень красивое и зрелищное чудо природы:
15.
16.
17.
В заключение хочу сказать, что наша экспедиция была организована Константином Кушниром, который проводит их уже в течении последних 15 лет. Любой может присоединиться на свое авто. Рекомендую!
А в ближайших постах будет ещё больше подробностей обо всех укромных уголках Кольского полуострова, включая те, куда необходимо получать разрешение от пограничников.

Шторм разрушил один из главных символов Приморья (фото)

Мощный шторм, бушевавший в ночь на 1 апреля на восточном побережье Приморья, разрушил одну из главным достопримечательностей Приморья — правую скалу Двух Братьев около Рудной Пристани в Дальнегорском городском округе, сообщают подписчики @vestiprim*.

Два Брата (также Два Пальца) — крохотный островок в Японском море, близ бухты Рудная. Расположен в 130 м от берега и в 3,7 км к югу от Рудной Пристани. Административно является частью Дальнегорского городского округа. Островок представляет собой две скалы (два кекура), резко возвышающиеся из воды. Скалы стоят на общем основании, иногда затопляемом водой, и соединены с берегом рифом, на котором лежит много надводных и осыхающих камней. Высота большей из скал 23,2 м.
Два Брата являются одним из символов Рудной Пристани и Дальнегорска. Летом посещаются многочисленными туристами. Широкую известность получили, благодаря изображению на 1000-рублёвой купюре образца 1995 года.

* — @vestiprim поздравляет всех свои подписчиков с 1 апреля — Днем смеха и розыгрышей. Просим не относиться всерьез к данной информации

Волконское ущелье и скалы Два брата

Волконское ущелье очень живописно. В нём расположены Волконский дольмен, сероводородный источник и скалы Два брата с природным туннелем между ними.

А по ущелью течёт река Годлих. Совсем небольшая, но тоже живописная. С камнями, порогами, как и положено горной речке.

Река Годлих

Главной достопримечательностью этого места является монолитный Волконский дольмен, возраст которого больше 4 тысяч лет. О нём я уже рассказала подробно в предыдущем материале. Если ещё не читали про это уникальное древнее сооружение, единственное такое на Кавказе, обязательно почитайте.

Волконский дольмен – единственный такой в мире

А пока прогуляемся по ущелью.

Сразу за дольменом находится сероводородный минеральный источник. Вода в него поступает из глубин геологического разлома. В ней содержится натрий, хлор и сероводород, о чём написано на табличке рядом с родником.

Родник в Волконском ущелье

Пить эту воду нельзя! Она только для наружного применения. Можно умыться, помыть руки.

После родника идём вглубь ущелья, вдоль речки по правой орографически стороне (по направлению течения).

Рядом с родником находится Поляна Корней.

Поляна Корней

Выглядит очень впечатляюще. Вполне подходящее место для съёмки сцены какого-нибудь фильма ужасов.

На Поляне Корней к одному из деревьев прислонилось какое-то диковинное существо. То ли дронт с большим клювом, то ли нечто ещё более диковинное. У него даже один глаз видно.

Страж леса

Увидели? Наверное, это один из хранителей этого волшебного леса…

А вот гигантский камень рядом с дольменом напоминает мне лежащего орла. А наша дочка сказала, что он похож на плывущую черепаху.

А Вы кого видите – орла или черепаху?

Идём дальше вдоль реки. Хотя тропинка тут идёт по краю небольшого обрыва и вся в корнях и камнях, идти по ней легко и безопасно. В наиболее сложных местах есть деревянные лесенки и перила. Просто прогулка в удовольствие, без всякого экстрима.

Тропинка очень красивая, вся в корнях

На ту сторону реки ведёт мостик.

Даже ног не замочите в такой прогулке по ущелью.

Скалы Два брата

Если пройти дальше, то можно увидеть интересный природный памятник – скалы Два брата.

Волконское ущелье. Скалы Два брата

Существует трогательная адыгская легенда о любви и верности. Когда-то в этих краях жил юный джигит. Звали его Аслан. Он был из очень знатной и богатой семьи, но полюбил бедную девушку-сиротку по имени Годлих.

Однако старший брат Хаджимук сказал Аслану, что тот должен не только выбросить из головы безумную мысль жениться на безродной нищенке, но и вовсе не встречаться с ней больше. И даже не думать о ней. Потому что такая невеста – позор для их славного рода.

Юный джигит сказал: «Да лучше я превращусь в камень, чем откажусь от своей любви!» И тут же случилось чудо – младший брат обернулся камнем.

Наши дети у скал Два брата

Старший брат был потрясён и стал просить прощения у окаменевшего Аслана. Но тот молчал. Камни не говорят. Тогда Хаджимук прижался к огромной глыбе и взмолился: «Пусть же и я разделю участь своего брата!» – и тут же превратился в камень.

Мимо проходила красавица Годлих. Она всё это слышала и видела. Не желая жить без своего любимого, девушка стала молить небеса, чтобы она стала рекой рядом с окаменевшим возлюбленным.

Один из камней в реке похож на лицо человека

Увидели этот камень?

Река Годлих и ныне течёт между двумя камнями, в природном туннеле между двух скал. Вода журчит, сбегая по камням.

Река Годлих течёт в тоннеле меж двух скал

Говорят, если долго вслушиваться в это журчание, то можно даже услышать имена Аслана и Годлих.

А в огромный тоннель между прислонившимися друг к другу скалами, можно войти. И даже пройти тоннель насквозь и выйти с другой стороны. Он сквозной.

Свет в конце природного тоннеля в скалах Два брата

Как добраться в Волконское ущелье я подробно описала в предыдущем материале про Волконский дольмен. Вкратце – это в Лазаревском районе, близ села Волконка. Посещение стоит всего 80 рублей (дети до 10 лет проходят без оплаты).

Координаты Природного Тоннеля Два брата: N 43°52’29.44″, E 39°23’52.57″.

Для тех, у кого нет машины, остаётся только добавить, что доехать сюда можно и на электричке из Сочи или Лазаревского (2 остановки от посёлка). Также можно добраться сюда на рейсовом автобусе. Или приехать с экскурсией.

Понравилось Вам Волконское ущелье?

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2015. Копирование текста и фото запрещено.

Полуостров Средний

Полуостров Средний – это перешеек между материком и полуостровом Рыбачий. Про это место даже не хочется писать, надо просто смотреть фотографии. Безумно красивая и удивительная природа, полное отсутствие туристов и Баренцево море.

Полуостров Средний

Сразу после въезда на полуостров дорога расходится — на восток уходит более короткая и более-менее нормальная грунтовка. Но для того, чтобы увидеть самые красивые места, нужно проехать вдоль западного берега полуострова. Восточное побережье более пологое и не настолько живописно. Вдоль всего западного берега тянется обрыв, в некоторых местах есть и водопады. На берегу лежат огромные камни, которым старания ветра и воды придали разные причудливые формы. Отдельного упоминания заслуживает саамское урочище «Два брата» — два огромных каменных столба, стоящих на берегу.

На всей территории полуострова разбросаны остатки военных укреплений времен второй мировой по которым можно свободно лазить. В память о погибших здесь поставлен обелиск и небольшая часовенка, есть и небольшое, но ухоженное воинское захоронение. Удивительно, что при общей разрухе на полуострове, находятся люди, которые следят за памятниками великой отечественной.

Урочище Два брата

Во времена холодной войны здесь и на соседнем полуострове Рыбачий размещалась воинская часть и было несколько военных поселков, но в 94 году последних военных отсюда отозвали. Земля так и оставалась пограничной зоной, поэтому поселки забросили, и, несмотря на то, что добраться сюда совсем не просто, за двадцать лет все мало-мальски ценное растащили, стекла в домах побили. Теперь здесь царит запустение и разруха. Полуостров, на котором люди совсем неплохо жили как минимум с 16 века, теперь стал совсем безлюдным и заброшенным.

Интересные отчеты о поездках

  • Отчет о поездке на полуостров Средний и Рыбачий (фото и описание, расписано по времени — куда и за сколько можно доехать)
  • Отчет о поездке на внедорожниках по западному побережью полуострова (много красивых фотографий и описаний)

Тем, кто интересуется не только красотами, но и историей мест, по которым путешествует, советуем почитать книгу «Осиротевшие берега», рассказывающая о военной и послевоенной истории Рыбачего и Среднего.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *