Кто имеет право остановить движущийся транспорт

Согласно положениям пункта 2.4 ПДД право останавливать транспорт в дороге предоставлено только регулировщикам, а также сотрудникам Минтранса РФ, осуществляющим государственный надзор за организацией международных автоперевозок, на специально оборудованных контрольных пунктах. В пункте 1.2 ПДД даётся определение понятия «регулировщик», согласно которому им является сотрудник гражданской или военной полиции,работник дорожно-эксплутационной службы или дежурный служащий железнодорожного переезда и паромной переправы, уполномоченный в регулировании транспортного движения.

Это ответственное лицо должно быть одето в установленную форменную одежду, иметь положенные атрибуты и отличительные знаки, служебное удостоверение, подтверждающее исполняемые полномочия. Многих автолюбителей интересует вопрос о том, имеет ли право останавливать транспорт обычный сотрудник полиции, не являющийся инспектором ГИБДД? И ответ здесь не в их пользу: да, он имеет право останавливать идущий транспорт при наличии факта правонарушения, включая нарушения ПДД, на основании общих обязанностей сотрудников полиции, требующих принятия мер по поддержанию правопорядка (см. ст.27 п.2 пп.2 Закона о полиции). Естественно, в таком случае сотрудник полиции должен предъявить свое служебное удостоверение по первому требованию.

Возможные последствия для водителя, если он не остановился по требованию инспектора ДПС

Согласно требованиям п.6.11 ПДД, при подаче полицейским сигнала остановки жестом или с помощью громкоговорителя, водитель должен остановить транспорт в указанном месте. Если же он не остановился по требованию инспектора ДПС и продолжил движение, то при наличии патрульной машины за ним может быть организовано преследование с целью принудительной остановки. При отсутствии возможности преследования информация о нарушителе будет передана по рации следующему полицейскому посту для принятия мер по задержанию. В любом случае к ответственности за нарушение ПДД прибавляется ответственность за неподчинение требованию сотрудника полиции.

Степень административной ответственности за такое игнорирование сотрудника ГИБДД определена ст.12.25 ч.2 КоАП РФ, согласно которой водителю грозит штраф в сумме 500-800 рублей.

Однако в случае организации преследования возможны более серьёзные последствия для водителя и автомобиля, связанные с применением спецсредств по задержанию и использованием допустимых мер физического воздействия.

При наличии веских причин, например, ориентировки на похожий разыскиваемый автомобиль или проводимой полицейской спецоперации, преследователи имеют право применять особые меры вплоть до использования огнестрельного оружия. И в этом случае есть риск получения материального, физического и морального ущерба, компенсацию которого невозможно будет добиться. Но и это не самый печальный вариант, при нетактичном или агрессивном поведении водителя, блюстители порядка могут «притянуть» другую статью 19.3 КоАП, говорящую о неповиновении требованию сотрудника правоохранительных органов, исполняющего служебные обязанности, которая подразумевает штраф до 1000 рублей или 15-суточный арест.

В любом случае игнорировать требование инспектора ДПС об остановке автомобиля для водителя становится себе дороже, так как уйти от наказания за нарушение ПДД вряд ли удастся. Даже в том идеальном случае, когда не была организована погоня за ним, и он не был задержан на следующем контрольном посту, водителю может прийти по почте уведомление с приглашением посетить отделение ГИБДД для процедуры разбирательства по совершённому нарушению. Если водитель и в этот раз проигнорирует приглашение, то неявка будет трактоваться не в его пользу, дело будет рассмотрено без него, и вынесено однозначное постановление о выплате максимально установленного размера штрафа по соответствующей статье правонарушения.

Данное постановление будет выслано нарушителю по почте по месту его регистрации. Если он не согласен с данным постановлением, то ему придётся для отстаивания своих интересов совершить таки визит в органы ГИБДД для обжалования штрафа.

Как можно обжаловать постановление инспектора ГИБДД

Обжаловать постановление о штрафе можно в вышестоящем органе ГИБДД или в суде. Первый вариант менее затратный и хлопотный в отношении сбора подтверждающих документов, но и более сложный в плане доказывания невиновности, так как ведомственные интересы могут оказывать влияние на принятие решения. Идя на такой серьёзный шаг, как оспаривание постановления, нужно все свои аргументы обосновывать статьями и положениями нормативных документов.

Одним из оснований оправдания того, что не остановился по требованию инспектора ДПС, может служить п.22 Административного регламента, принятого в МВД в действие приказом Министра ВД №185 от 2.03.09. Согласно его положениям сигналы регулировщика должны подаваться чётко, однозначно и понятно для водителей транспортных средств. И в этом отношении есть следующие варианты для объяснения своих действий:

  1. инспектор поздно вышел на обочину для подачи знака и его действия были не замечены из-за стоявших машин;
  2. в плотном потоке машин было непонятно, к кому относится требование об остановке;
  3. жест об остановке был подан неправильно, не в соответствии с требованием п.6.11 ПДД;
  4. инспектор не имел светоотражающей формы или светящегося жезла в ночное время, из-за чего его действия были не замечены, и т.д.

Следует помнить, что эти утверждения, вопреки презумпции невиновности, водителю, оспаривающему постановление, придётся доказывать самому, основываясь на показаниях свидетелей или записи регистратора.

Во-первых, перед тем, как выяснять, что будет за неостановку по требованию инспектора ДПС, давайте выясним, что обязывает Вас остановиться по первому взмаху жезла блюстителя закона. Здесь всё достаточно просто: по данным, актуальным на 2019 год, есть в ПДД соответствующий пункт — 2.4:

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Как видим, остановить нас может регулировщик, а регулировщик — это любой сотрудник полиции — это следует из определения соответствующего понятия в п. 1.2 тех же Правил дорожного движения:

«Регулировщик» — лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Это, кстати, ответ на не менее распространённый вопрос — имеет ли право останавливать автомобиль сотрудник ППС — обычный полицейский. Да, имеет, ведь он является сотрудником полиции (и, конечно же, он также обязан предъявить по первому требованию того, к кому он обращается, своё служебное удостоверение, чтобы, собственно, доказать, что он полицейский.

Итак, мы выяснили, что останавливать нас имеет право любой сотрудник полиции, в том числе инспектор ДПС, который и является полицейским. А вот что будет, если не остановиться по требованию инспектора ДПС? И здесь тоже всё просто: есть два варианта сиюминутного развития событий: либо будет погоня, либо таковой не будет. И первый вариант развития сюжета очень опасен — если у инспектора есть ориентировка на угнанный автомобиль, похожий на Ваш или любая другая ориентировка, то он имеет полное право применять специальные технические средства. Да-да, стрелять, по колёсам, а может и не по колёсам, а может и не попасть по колёсам, а попортить лако-красочное покрытие. При поимке в погоне возможных вариантов становится больше: вообще специальная норма наказания предусматривает совсем нестрогое наказание за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД — статья 12.25, часть 2:

Невыполнение законного требования сотрудника полиции или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства, влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

Но «по беспределу» может быть что угодно: от притянутой статьи 19.3, части первой, которая за неповиновение законному требованию сотруднику полиции предусматривает как максимальное наказание арест до 15 суток. Но на самом деле статья 19.3 неприменима по той простой причине, что вышеупомянутая 12.25 является более частной, а две статьи за одно нарушение применять нельзя (статья 4.1, часть 5 КоАП). Более того, можно получить за попытку скрыться и по почкам, но это уже совсем другая история, которую нельзя не иметь в виду, предпринимая попытку не остановиться по требованию ИДПС.

В том же случае, если сотрудники ДПС за Вами не погнались, риск быть наказанным за неостановку по требованию полиции вообще становится минимальным. Но скорее всего Вас остановят на ближайшем посту или просто ближайший увидевший Вас экипаж ДПС, и с каждым разом риск погони только увеличивается.

Ну, допустим, Вы не остановились по требованию инспектора и благополучно доехали до дома. В этом случае, скорее всего, остаётся только риск применения статьи 12.25 с штрафом 500-800 рублей. Вам на почту придёт предложение явиться в отделение ГИБДД для рассмотрения допущенного Вами нарушения. Реагировать на это предложение или нет — дело добровольное. В случае неявки дело рассмотрят без Вас и вынесут соответствующее постановление, которое также вышлют заказным письмом по почте по месту регистрации.

Но Вы можете ещё и оспорить такое постановление за неостановку по требованию полиции или явиться на разбор в отделение ГИБДД для оспаривания. Дело в том, что есть ещё и регламент, предназначенный для полицейского, который обязывает его соблюдать определённые правила — это Административный регламент МВД, вводимый Приказом №185, в частности, пункт 22 (актуально на 2019 год:

22. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться чётко и быть понятными для участников дорожного движения.

Таким образом, если Вы докажете (увы, но презумпция невиновности у нас работает довольно странным образом, поэтому доказывать невиновность здесь приходится водителю), что сигнал сотрудника ДПС Вам был непонятен:

  • Он выбежал для остановки слишком поздно и попросту не успел добежать до дороги, чтобы его увидели.
  • Было непонятно, на какой именно автомобиль указывал инспектор и какой пытался остановить.
  • У Вас имеется запись регистратора или свидетели, которые докажут нерасходящимися показаниями вышеуказанное.
  • Жест остановки был подан с нарушением (выдержка из тех же ПДД: «Требование об остановке транспортного средства подаётся с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.»)
  • Дело происходило ночью, жезл инспектора не светился или сам инспектор был одет не в светоотражающую форму.

…и тому подобное.

Время чтения: 4 минут

При управлении машиной могут возникать различные ситуации. Например, когда водитель начинает перестраиваться, основное внимание он уделяет другим автомобилям и может просто не увидеть взмах жезла сотрудника ГИБДД, стоящего на обочине. А если машина продолжит движение, такое действие будет трактоваться как нарушение ПДД. Рассмотрим, что будет, если убежал от ДПС в 2019 году.

В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право остановить автотранспорт

Сразу следует сказать, что для проверки документов сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортное средство лишь на стационарном посту ДПС (п.63 Приказа МВД РФ №185 в редакции от 22.12.2014). В названном документе указаны и другие причины, позволяющие инспектору потребовать, чтобы водитель прекратил движение. Кратко назовём их:

  • были зафиксированы признаки нарушения требований к безопасности дорожного движения:
  • наличие данных о причастности водителя к ранее совершенному ДТП;
  • получена информация о том, что ТС находится в розыске или используется в противозаконных целях;
  • необходимо провести опрос пассажиров и водителя в качестве свидетелей ДТП;
  • если участника дорожного движения необходимо привлечь для выполнения функций понятого;
  • для выполнения регулировочно-распорядительских действий;
  • когда сотруднику ГИБДД необходимо ТС для служебных целей;
  • необходимо, чтобы водитель оказал помощь другим участникам дорожного движения либо сотрудникам полиции;
  • для проверки перевозимых в ТС грузов.

Чтобы водитель прекратил движение и не уехал от ДПС, сотрудник требует остановиться с помощью:

  • диска со световозвращателем красного цвета;
  • жеста (когда необходимо, применяется жезл);
  • громкоговорящего устройства.

Такой порядок установлен п. 64 вышеуказанного Приказа МВД.

Какие могут применяться меры по задержанию

Если водитель проигнорирует сигнал сотрудников ГИБДД и не остановится, может быть организовано его преследование на патрульной машине. Также данные о нарушителе передаются следующему посту ДПС для принятия мер по задержанию. То есть, если водитель сбежал от ДПС, рано или поздно его остановят. Но тогда придется отвечать не только за нарушение ПДД, но и за неподчинение требованиям сотрудников Госавтоинспекции.

В ходе преследования инспекторами ГИБДД могут быть применены допустимые меры физического воздействия, а также специальные средства по задержанию, вплоть до огнестрельного оружия. Тогда водитель столкнётся с риском получения морального, материального и физического ущерба, компенсировать который ему не удастся.

В лучшем случае нарушитель получит почтовое уведомление о необходимости посещения отделения ГИБДД для разбирательства по факту содеянного. При неявке дело будет рассмотрено без присутствия водителя. Тогда однозначно придётся заплатить максимальную сумму штрафа по соответствующей статье.

Можно ли обжаловать постановление инспектора ГИБДД

Чтобы обжаловать постановление инспектора ГИБДД, нужно обратиться в суд или в вышестоящий орган Госавтоинспекции. Второй вариант менее хлопотный и затратный с точки зрения сбора подтверждающих документов. Однако ввиду того, что на принятие решения могут влиять ведомственные интересы, доказать водителю свою невиновность будет непросто (если убежать он, действительно, не собирался).

Но в обоих случаях для объяснения неостановки можно предъявить следующие аргументы:

  • действия инспектора из-за стоявших на обочине ТС не были замечены;
  • в плотном потоке автомобилей непонятно, кто из участников дорожного движения должен остановиться;
  • жест, требующий остановку, был невыразительным/неправильным;
  • в ночное время на инспекторе не было светоотражающей формы, и он не имел светящегося жезла.

Подтвердить эти факты можно с помощью записей видеорегистратора или свидетельских показаний.

Остановка автомобиля сотрудником Госавтоинспекции возможна, если на то имеются основания. Их перечень содержится в п. 84 Административного регламента МВД от 23.08.2017 г., Приказе №664. Неподчинение требованию прекратить движение допускается, когда для этого необходимо выполнить манёвр с грубейшим нарушением ПДД. Если сотрудник Госавтоинспекции потребовал прекратить движение, подозревая, что водитель угнал автомобиль, неостановка может привести к серьёзному материальному и моральному ущербу, компенсировать которые не удастся.

Аккорды песен:
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тексты песен : A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
ПОЛНЫЙ СПИСОК ПЕСЕН ГРУППЫ

Кyкpыниксы
Кyкpыниксы — «Это не беда» ————————— Подбор: Maxim Novikoff (2:5030/918.18) Dm Gm Hb C A E|——————————————————————| H|——3——3—3——3——3—3——3——3—3——3——-3—| G|——————————————————————| D|-0-0—0-0—0—————————————————| A|———————————1-1—1-1—1—3-3—3-0-0—0-| E|——————3-3—3-3—3————————————| Dm Gm Hb C A E|——————————————————0————| H|——3——3—3——3——3—3——3——3—3————-2—| G|——————————————————————| D|-0-0—0-0—0—————————————————| A|———————————1-1—1-1—1—3-3—3-0-0—0-| E|——————3-3—3-3—3————————————| Dm Gm E|———0—1———0—1—-1—0—1-5-5-3-3-1-1-0-1-| H|—-3————3———1—————————| repeat G|-2————3—————————————| Dm Gm От погони yшел зазpя, Hb C A Hе найти в доме дома. Hет, не yйти мне от себя, Всё кpyгом мне знакомо. Знаю, что несёт меня, Все сpывая, все бpосая. Hет, лyчше пyсти меня, От себя отpывая. Dm Gm Это не беда, что там не ждyт меня, C A Что не сохpанил с тобой себя, Dm Gm Что я так yйдy, и, может, не поймy, C A Что в мечте остался, как в пленy. Dm Gm Это не беда, что я идy тyда, C Что не озиpаюсь pобко… A И неловко… Dm Идy. Жаpкий свет y тебя в гpyди, От меня, не из шyтки. Знай, я yже в пyти, Занят тем не из скyки (и нет и скyки). Если я не веpнyсь к yтpy, Значит нет мне пpощенья, Значит мyза не по нyтpy, Значит ждyт меня гоненья. Это не беда, что там не ждyт меня, Что не сохpанил с тобой себя, Что я так yйдy, и, может, не поймy, Что в мечте остался, как в пленy. Это не беда, что я идy тyда, Что не озиpаюсь pобко… И неловко… Идy. Dm Gm Hb C A E|——0-1-1-0-1——0-1-1-0-1——5-3-3-1—0—————| H|—3—————3—————3————3—1—-1-2—| G|-2—————2—————2———————2——-| Dm Gm Hb C A E|——0-1-1-0-1——0-1-1-0-1—1-0———————————| H|—3—————3—————-3-1—————————-| G|-2—————2————————3—2—0——————-| D|————————————————-3-2-0—-0-2——| A|——————————————————-3——4—| Это не беда, что там не ждyт меня, Что не сохpанил с тобой себя, Что я так yйдy, и, может, не поймy, Что в мечте остался, как в пленy. Это не беда, что я идy тyда, Что не озиpаюсь pобко… И неловко… Идy.

Мото-жизнь Донбасса

Предвидя возмущение «законопослушных» граждан и работников ГАИ (ГИБДД), скажу сразу: данная статья не предназначена для пропаганды и поощрения правонарушений. В реальности конфликты на дорогах далеко не всегда происходят с участием правоохранительных органов. Что же нужно знать и уметь, чтобы успешно уйти от погони на мотоцикле?

Первое. Необходимы хорошие навыки управления мотоциклом. Поэтому тренируйтесь как можно больше. Если Вы за рулём мотоцикла первую неделю или выезжаете раз в год, то уйти от опытного и умелого противника Вам вряд ли удастся. Только больше риск упасть и покалечиться.

Второе. Нужно хорошо знать возможности своего мотоцикла и возможности потенциальных противников. Если, допустим, Вы ездите на мотарде, а ваш преследователь – классический стритрейсер? Вывод очевиден – уйти туда, где Вы проедете, а он – нет. Бордюры, «лежачие полицейские», разбитая дорога ( но без грязи и песка) – всё это проходимо для Вас, но может сильно осложнить жизнь Вашему оппоненту. Если же наоборот, Ваш мотоцикл – спортбайк, а преследователь, к примеру, ездит на джипе, то Ваш козырь – скорость и динамика разгона. И даже если Вы ездите на громадном и неповоротливом «Голдвинге», всегда остаётся одно преимущество – любой самый большой мотоцикл (исключая «колясочники») уже любого самого маленького автомобиля.

Из этого вытекает третье – нужно хорошо знать местность. В любом городе и районе есть места, где мотоцикл пройдёт, а автомобиль – нет. Необходимо знать такие «точки отрыва» и подъезды к ним.

Четвёртое. На основе всего вышеперечисленного нужна заранее продуманная стратегия ухода от погони. А лучше несколько стратегий. Они должны быть не только разработаны умозрительно, но и обкатаны вживую. Проедьте предполагаемые «точки отрыва». Вы должны знать, что они проходимы для Вас. Если у Вас есть приятель с машиной, попросите его проехаться с Вами, выполняя роль преследователя. Так Вы будете знать, сколько форы в реальности даёт Ваша стратегия и поймёте, как контролировать положение преследующего Вас автомобиля. Есть несколько типовых приёмов, помогающих оторваться от преследования. Изучите их. Можно, например, проехать через пробку, образовавшуюся на светофоре – это даст несколько десятков метров форы. А можно ездить и по замкнутому маршруту, где много поворотов и короткие прямые – в таких условиях автомобиль обычно постепенно отстаёт.

И есть несколько рекомендаций (некоторые из них пригодятся и в обычных поездках). Не ездите «на последних каплях» бензина. Погоня может затянуться, а оставшийся без топлива аппарат, в лучшем случае, придётся бросить. Мотоцикл должен быть полностью исправен. Пустяковая неисправность, с которой можно мириться в неспешных покатушках, в пиковой ситуации может обернуться крупными неприятностями. Одежда и экипировка должны быть тщательно подогнаны, не мешать и не стеснять движения. Шлем, постоянно съезжающий на глаза, в критической ситуации может стать причиной ДТП. Багаж, если он есть, должен быть надёжно закреплён. Если Вы решили оторваться от преследователя и заехать в какое-то укромное место, чтобы переждать погоню, то учитывайте следующие рекомендации. Не заезжайте в тупик – если преследователь знает это укромное место, то оно станет для Вас ловушкой. Не глушите двигатель, не убедившись, что Вы в безопасности – пуск двигателя отнимает несколько секунд, если Вас обнаружили и погоня возобновилась. Если у Вас есть несколько «точек отрыва», по возможности выбирайте ближайшую. Чем дольше продолжается погоня, тем больше риск ошибки. И последнее – гонять по городу на высокой скорости и с множеством сложных манёвров рискованно. Не рискуйте зря. Не стоит, к примеру, убегать от тех же ДПС – такую ситуацию можно решить и без погони. А можно и не создавать её, выполняя ПДД.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *