Наступила весна, открылся новый сезон, но погода все никак не хочет нас как следует порадовать. То холод, то дождь, то вообще снег, а значит пришло время поговорить о том, что же со всем этим делать, и как несчастному мотоциклисту не стучать зубами, когда холодно, не мокнуть, когда мокро, и не потеть под слоями одежды, когда наконец-то выглянет солнце.
Мотоциклист, в отличие от автомобилиста, открыт всем ветрам, и гордо встречает грудью все, что может предложить ему природа. В том числе и все погодные явления. Конечно, современная одежда может защитить и от холода, и от ветра, и даже от дождя, но ее возможности небезграничны, и в общем-то все что она делает — пытается изолировать тело от внешней среды, причем так, чтобы тело не сварилось, могло дышать, не взмокло, и при этом его еще и защищать надо. Это довольно сложно даже для современных материалов, тем более что погода имеет гадкую привычку меняться даже в течении дня. В результате все мы озабоченно смотрим на небо, листаем прогнозы, чертыхаясь отказываемся от поездок, думаем, что сегодня одеть, лихорадочно напяливаем дождевики, прыгая на одной ноге под мостом, стучим зубами и сушим одежду. А хочется чтобы как в машине, выставил температуру, и катайся, невзирая на все погодные явления.
Однако решение есть, придумано уже давно, и называется оно экипировка с подогревом. Дальше речь пойдет именно о ней.
Идея такой экипировки довольно простая, вместо того чтобы полагаться на терморегулирование самого тела, изолируя его от всяких нежелательных явлений типа холода и дождя, подать тепло непосредственно в одежду, компенсировав таким образом теплопотери. Благо что способ понятен, греть электричеством, и источник энергии всегда рядом, прямо между ног у байкера. И эта простая идея прекрасно работает, лучше, чем что либо еще.
Для начала расскажу, что все это в конечном итоге дает.
Во первых, так как тепло вырабатывается непосредственно в одежде, становится абсолютно пофигу на теплопотери, то есть если в вашем экипе есть слой с подогревом, то остальные слои могут быть любыми, защитными, для красоты, но совершенно не обязаны греть. Температура регулируется мощностью подогрева, и собственно более ничем. Главное, чтобы ее хватало для компенсации потерь тепла, а ее, поверьте, хватает. То есть вы просто выставляете подогрев на удобную величину, и спокойно едете в любой холод, вам при этом тепло, и не важно, одели ли вы сегодня теплую куртку или нет. На улице стало теплее — просто прибираете подогрев, или выключаете совсем. Опять похолодало — снова включаете. И не надо ничего одевать и снимать. Можно вообще не париться, что там сегодня за окном.
Во вторых, и это еще приятнее, подогрев спасает и от дождя, как это ни странно. Дело в том, что человеческое тело не имеет никакого другого способа определить, что ему мокро, кроме как по температуре. И если оно контактирует с одеждой, которая нагрета до температуры тела, то вы просто не понимаете, что на самом деле эта одежды промокла. Остается точно такое же ощущение комфорта, как и посуху.

То есть, вы просто должны позаботиться о том, чтобы ближайший к вашему телу слой одежды был подогреваемым, поверх него вы вольны напялить что угодно, хоть кожаную куртку и штаны, хоть черепаху, хоть футболку, хоть вообще ничего. Можно поддеть снизу термуху, но можно и этого не делать. После этого вы просто садитесь на мотоцикл и едете, вообще не думая о том, какая погода вам встретится по пути (если это конечно не жара). Можно даже не брать с собой дождевик, в данном случае он скорее помешает, чем поможет.
Что при этом происходит в дождь? Да абсолютно ничего, о чем стоило бы говорить. Верхний слой одежды, например ваша кожаная куртка, постепенно промокает, но вы даже не замечаете этого, потому что под ней тепло. Мало того, влага быстро испаряется, и внутренний слой не просто теплый, но в общем-то и сухой. А если дождь кончился, или просто слабый, то и верхний моментально просохнет, особенно если увеличить температуру. То есть вы конечно понимаете, что едете в дождь, дорога мокрая, визор заливает, брызги летят, но на этом все, если ваш шлем конечно не дырявый как решето. Дождь кончился, через несколько минут все сухое, но вы даже не заметите этого. Если верхнего слоя нет вообще,
то можно ощутить как на вас падают капли, впрочем это даже забавно, и ничуть не мешает.
Ничего не надо одевать, снимать, сушить, напяливать одно на другое, и т.д. Обычно приезжаете в сухом, но даже если нет, можно просто заехать под крышу, чтобы не мочило, и постоять пять минут не глуша мотора — все высохнет. И это никакое не волшебство, все реально так и работает. Оделся, как обычно, в один подогреваемый слой, и один защитный, сел и поехал, не думая о погоде совсем. Ну можно на всякий взять еще дождевик с собой, если что-то ужасное ливанет, просто не очень здорово когда по спине потоком течет, хотя с подогревом можно и не заметить. Причем дождевик можно одеть прямо под дождем, на мокрое, ничего страшного.
Если вы уже намылились в магазин, покупать такое чудо, то погодите пока. Есть нюансы, и их много.
Для начала самое простое, все это жрет электричество, и немало. И питается от 12 вольт. То есть надо чтобы ваш мотоцикл мог отдавать ампер 15 по этим самым 12 вольтам, и чтобы ему при этом не стало плохо. Хорошая новость — да в общем-то любой более или менее современный мотоцикл это может, и ничего ему не будет. Плохая — у владельцев совкоциклов, мелких мопедов и скутеров скорее всего ничего не получится, генератор не потянет. Во всяком случае не потянет полный комплект, и это мы сейчас обсудим.
Полный комплект состоит из четырех частей:

  • Верх, то есть куртка или жилет
  • Низ, то есть штаны
  • Обогрев рук, то есть перчатки или вкладыши в них
  • Обогрев ног, это стельки или носки

Все это вместе выглядит примерно так:

Очевидно, что все это подключается к электросети мотоцикла, для того, чтобы получать энергию, ну и некоторые компоненты могут подключаться друг к другу, например проводка для перчаток может быть уже проложена в куртке, а проводка для стелек или носков в штанах. Для того, чтобы всем этим хозяйством как-то управлять и не сварить байкера вкрутую, применяются контроллеры, и даже может быть отдельно вынесен пульт.

Кто-то может сказать, что все это очень напоминает китайское термобелье с подогревом на аккумуляторах, которое например используют любители зимней рыбалки. Хороший вроде вариант, стоит недорого, продается во многих охотничьих и рыбачьих магазинах, да еще и от аккумулятора работает. И вот тут, ребята, вас ждет грандиозный облом — на мотоцикле будет работать только специальный мотоциклетный подогреваемый экип. Сейчас объясню, почему.
Во первых, когда вы едете, а не сидите над прорубью, ваши теплопотери гораздо выше — набегающий поток воздуха сдувает тепло. Особенно интенсивно это происходит, когда одежда еще и намокла, потому что… (ну вы и сама знаете, что такое фазовый переход и какова его теплоемкость). То есть мотоэкип по сравнению с вариантами для прогулок, охоты, рыбалки, просто мороза — это чемпион по мощности, тем более что ему и экономить ничего не надо, он же не на батарейках.
Во вторых, теплопотери при езде неравномерны, какие-то части тела продуваются больше, какие-то меньше, какие-то совсем не продуваются. То есть греть надо не все, а совершенно конкретные места, о которых речь пойдет дальше. Причем просто согреть человека недостаточно, надо конкретно подавать тепло именно в те места, откуда его интенсивно уносит, иначе как минимум будет очень некомфортно в дождь.
И третье, очень важное. Все это должно работать в абсолютно мокром виде. А практически никакой другой подогреваемый экип в мокром виде не работает, его просто запрещено мочить.
Поэтому экип должен быть мощным по обогреву, сделанным так, чтобы греть все нужные места, и не бояться воды. Ну и конечно он должен быть совместим с обычной мотоодеждой, то есть одеваться под нее (нагреваемый слой должен быть близко к телу). А все это вместе и есть специальная мотоциклетная подогреваемая экипировка. Давайте теперь разберем ее более детально, по предметам:

Куртка. Самая важная и ответственная часть, с нее обычно все и начинается. Греет непосредственно тушку байкера, как и положено куртке. Если посмотреть на картинку, то видно, что нагревательные элементы проложены в совершенно конкретных местах, и не просто так именно в них. Это грудь, причем от самого пуза, спина, шея по кругу и очень важно — передняя часть рукавов. Есть варианты без подогрева рукавов и даже подогреваемый жилеты, но это плохой вариант. Тело-то он вам согреет, а вот руки замерзнут, особенно неприятно будет в дождь. Очень немаловажен также подогрев шеи, но там свои нюансы.
Как правило такая куртка делается из чего-то вроде мембраны, и вообще очень напоминает подкладку от обычной хорошей мотокуртки, в качестве которой обычно и используется. Можно натягивать прямо на тело, а можно поддеть тонкую термуху, просто из гигиенических соображений. Куртка как правило имеет проводку для перчаток, проводки прячутся в карманчиках на рукавах.

Штаны. Тоже важны, особенно когда мокро — ноги реально продувает и они мерзнут. Тем более что колени потом лечить очень дорого. Подогревается переднаяя часть штанов, та самая, которая на ветру, попу греть не нужно. Проводка для стелек или носков как правило встраивается, и так же как и в куртке, провода убираются в кармашки.


Перчатки. Самая неоднозначная часть подогреваемого экипа. Бывают разные, туринговые, для круизеров, «спортивные», или просто подогреваемые вставки в другие перчатки. Видно, что в хороших перчатках греется все, а не только ладонь, особенно внешняя сторона, та мамая в которую дует ветер. Как правило, перчатки подключаются к куртке, но можно использовать их и отдельно, но тогда придется растаскивать провода самостоятельно.

Стельки, или носки. Вставляются в боты или напяливаются на ноги и соответственно греют ступню. Штука в общем-то весьма полезная, но в повседневной эксплуатации не нужная. Могут очень пригодится в дальняке, если вы сутками шпилите под дождем, вот тогда вы их оцените по достоинству. Но как правило, если у вас хорошие мотоботы, ноги не мерзнут и не мокнут и без них, во всяком случае в коротких поездках. Проблема стелек еще и в том, что они довольно большие, и если у вас боты в обтяжку, или родные стельки тонкие, может быть определенное неудобство. Я бы сказал что скорее им место в кофре в дальняке, на случай долгого и холодного дождя. Носки в этом смысле получше, но их мало кто делает, ну и там свои проблемы со стиркой.
Нормальный комплект для обычной повседневной жизни — куртка и штаны. Это даст вам возможность комфортно ездить практически в любую погоду, не мокнуть, не мерзнуть, не переодеваться, и даже в большинстве случаев не брать с собой дождевик. Однако перчатки и стельки я очень рекомендую иметь, и если вы едете далеко, положить их в кофр. Потому что куртка со штанами хотя и справятся с затяжным дождем, но ездить с мокрыми перчатками и ногами довольно неприятно. А если у вас будут перчатки и стельки — комфортно и сухо будет всему телу, всю поездку.
В вообще с перчатками происходит забавная штука. Обычно, если вы едете по холоду, и у вас нет подогрева руля, через некоторое время руки начинают мерзнуть, и чем дальше, тем больше. Через некоторое время это становится реальной проблемой. Но если у вас подогреваемая куртка с рукавами, то эффект обратный. Сначала немного холодно, но потом организм приспосабливается, и начинает гнать в руки теплую кровь, нагретую этими самыми рукавами. Рукам волшебным образом становится тепло, мало того, даже мокрые перчатки довольно быстро высыхают. Причем чем дольше едешь, тем теплее. Минус — это не работает в сильный дождь, поэтому перчатки с подогревом тоже нужны.
Примерно аналогично с ногами, но там все очень от ботов зависит, бывают такие, которым и без всякого подогрева все нипочем. Если у вас такие, то стельки вам не нужны, а если они все-таки промокают, пусть даже с трудом, то лучше взять — пригодятся.

Работает все это хозяйство следующим образом. В одежду вшиваются вставки, по которым проложен токопроводящий шнур, шнур подключается к регулятору (контроллеру), а он в свою очередь к бортовой электросети мотоцикла. При включении подается ток, шнур греется, и греет тушку. Для того чтобы никого не сварить, регулировка мощности (ток подается импульсами), и в случае правильной одежды используется та или иная обратная связь, то есть поддерживается не мощность, а температура. Греющие элементы в мотоодежде делаются водонепроницаемыми, то есть все работает и в мокром виде, без ограничений. Током не шибанет в любом случае, потому что 12 вольт, это безопасное напряжение.


Подключается эта одежда как правило напрямую к аккумулятору мотоцикла, наружу выводятся провода с разъемами, в этих проводах встроены предохранители. Разьемы не боятся влаги, выводятся на левую сторону, и сделаны так, что если вы поробуете уйти не отключившись — мотоцикл не упадет, разьемы просто разъединятся. Именно поэтому все и выводится налево, со стороны подножки. При езде все эти провода не создают проблем, их просто не замечаешь. Единственное, что лучше не включать одежду, пока мотоцикл не заведен — можно посадить аккумулятор. На некоторых мотоциклах, например на моей Мультистраде, есть специальные розетки именно для подключения подогреваемой одежды, по одной для водителя и пассажира. Если их использовать, то надо докупить или сделать переходник. На БМВ есть проблема — такая розетка не отдает больше 5 Ампер, а надо около 12, то есть работать не будет.
Регулирование нагрева происходит контроллером. Контроллеры бывают разные, внешние, встроенные, аналоговые, цифровые, с обратной связью и без нее, даже беспроводные. Каждая фирма производитель имеет собственное понимание, какими должны быть контроллеры.
Внешний контроллер включается между бортовой сетью и одеждой. Это может быть коробочка, которую вы кладете в карман, или он может крепиться на мотоцикл, есть даже варианты для встраивания в приборную панель какого-нибудь харлея. Обычно это просто коробочка с регулятором в виде ручки, у которой есть входной и выходной кабель. Такие контроллеры бывают многоканальные (чаще двух), чтобы управлять двумя элементами одежды, с общей или раздельной регулировкой.
Встроенный контроллер вшит прямо в одежду, и имеет какие-то органы управления, доступные снаружи. Например на картинке с перчатками видны квадратные кнопки — это они и есть.

Есть таже внешние (чаще всего беспроводные) пульты для крепления на руль, которые могут подавать команды на контроллеры одежды. Довольно удобно, особенно если контроллер встроенный, и все убрано под верхнюю одежду.
Теперь про минусы. Существенный минус только один — цена. Полный комплект стоит около 700 долларов, причем купить его в России у вас не получится, по каким-то причинам сюда такой экип никто пока не возит. Так что ebay, доставка, таможня, и все такое. Я заказывал в феврале, вышло около 40 тысяч за полный комплект. Цены у всех производителей, а они в основном американские, примерно одинаковые.
Мелкий минус в том, что стирать это надо очень аккуратно, только руками, и только средствами для стирки мембран. Да и увлекаться частой стиркой не стоит, именно поэтому лучше не носить такую одежду прямо на теле, и не покупать подогреваемые носки.
Если вы едете в комфорте по холоду, приехали и отключились — вы скорее всего замерзнете. Собственно вы даже можете и не понимать, что на улице реально холодно, ветер и дождь.
То что на картинках, и у меня — комплект от фирмы Venture Heat. Я выбирал долго и основательно, и по мне так это лучший вариант. Именно этот комплект был выбран по нескольким причинам:

  • Хорошая куртка со подогреваемыми рукавами и встроенным обогревом шеи. Хотя и у других произвоителей бsвают такие.
  • Встроенные контроллеры, по мне это удобнее, чем внешние. Ничего нигде не болтается, ничего не надо колхозить на мот, ничего нет в карманах.
  • Выведенные прямо на одежду кнопки управления, за ними не надо никуда лезть, и можно даже управлять на ходу.
  • В комплекте с курткой идет беспроводной контроллер на руль, довольно удобно, можно убрать кнопки под одежду, и они не будут мотыляться по ветру.
  • И что очень важно, реальная регулировка именно температуры, а не мощности, в одежду встроены температурные датчики. Фактически, такое бывает только в экипе со встроенными контроллерами, внешние как правило просто решулируют мощность.

Есть и некоторые мелкие особенности. Кнопки выведены на специальных лентах, чтобы их можно было выпустить наружу, и если это сделать, начинают болтаться, и иногда кнопка сама нажимается. То есть едешь, бац, и температура повысилась. Бесит немного, но решается беспроводным пультом. Регулировка температуры общая, и датчик находится где-то спереди, что логично. Это приводит к тому, что если перед мокрый, спине становится немного жарковато, но заметно это только если на спине рюкзак. Стельки толстоваты, но я ими почти не пользуюсь. Провода и разъемы для стелек можно было сделать и потоньше, иногда мешаеются в ботах. Впрочем, это общая беда, у всех производителей так.
А вот перчатки мне не очень понравились — слишком толстые пальцы. Я привык к своим таичи, которые удобны как домашние тапочки, а с толстыми у меня теряется чувство контроля, и мне дискомфортно. Впрочем, это касается всех теплых перчаток, не только подогреваемых. Поэтому перчатки вожу с собой и одеваю их только тогда, когда надо долго ехать под дождем. Зато они все время сухие, это классно.
Комплекты с носками не берите, носки надо часто стирать, а этот экип не любит частой стирки.
Куртка и штаны сделаны с эластичными вставками, так что если будете брать, выбирайте на размер поменьше, они все равно налезут, но будет удобнее, когда все обтягивает.
Одежда сама по себе достаточно теплая, даже без обогрева, так что на жаркую погоду не очень подходит. Впрочем, тогда она и не нужна. Зато сворачивается в маленький пакет, так что можно возить с собой, особенно на дальняк.
P.S. Не думайте, что все это только для холодов или зимы. На самом деле главная проблема, которую решает такой экип, это не холод, а дождь, а также перепады температуры, например между днем и ночью. Это и при обычной езде очень удобно, а если ехать далеко, так по мне вообще маст хэв. Главная мысль после покупки — «что ж я дурак раньше-то этого не сделал??».

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *