Honda CR-V Николаич ›
Бортжурнал ›
Быстрый отклик авто. Профессиональное переключение передач. Перегазовка и догазовка.

Заметил, что мало кто знает как правильно управляться с ручной коробкой передач.
Многие ездят накатом, переключают передачи после поворота, а не перед, то есть ездят совершенно небезопасно и неправильно. В данной статье рассказывается как безопасно и профессионально переключать передачи.

Все переключения вверх делать с паузой на «нейтрали», а переключения вниз с «перегазовкой» без паузы на «нейтрали»! Перегазовка не дает ЭБУ тупить и двигатель хорошо откликается на газ. Переключение вниз
Каждое переключение вниз должно сопровождаться перегазовкой перед включением понижающей передачи!
Для быстрого разгона переключаться надо так, чтобы попасть на пик крутящего момента на следующей передаче. Для плавного разгона на моменте переключаемся на пике момента.
Ездить накатом на нейтральной передаче нельзя – устойчивость авто с включенной передачей намного выше и расход топлива = 0.

Перегазовка — это повышение оборотов двигателя при выжатом сцеплении или на нейтрали при движении перед последующим включением понижающей передачи.
Зачем вообще нужно переключение вниз с перегазовкой при торможении?
— Уменьшить нагрузку на трансмиссию.
— Предотвратить резкое смещение веса автомобиля на переднюю ось.
— Уменьшить шанс блокировки колес.
— Добиться более плавного торможения и вхождения в поворот.
Перегазовка применяется для мягкого включения передачи, а также для быстрого повышения тяги двигателя (у R20A: от 3200 до 5500 об/мин).
Перечисленные ниже приемы создают надежную тягу двигателя, живой отклик на газ, способствуют повышению устойчивости и управляемости автомобиля за счет отсутствия клевков и использования антиблокировочного эффекта при экстренном торможении.

В записи lemonacid написано как лучше всего обойти тупость электронной педали газа в начале хода:
«в последние 3 месяца я привнес в стиль вождения новый элемент — легкая подгазовка перед отпусканием сцепления. При этом последнее время получаю полный сатисфэкшен от реакций машины. Когда же по каким-то причинам происходит включение передачи с 1000 об/мин и машина отказывается адекватно реагировать на педаль — просто перевыжимаю сцепление и отпускаю после перегазовки и характер машины сразу же преображается. Стиль вождения получается схожим с управлением советским грузовиком, но быстро привыкаешь. На понимание автомобиля в этом вопросе у меня ушло 2 года наблюдений и безрезультатных попыток что либо изменить. Зато сейчас, после понимания такой фишки, машина стала намного резвее (не в плане мощности, а в плане реакций), и что еще более важно — абсолютно понятной и предсказуемой.»
Никакой джеттер и педальбустер при этом не нужны.
На АКПП также можно играть педалью газа или на остановленном авто переводить рычаг в положение N и делать перегазовку и использовать режим «3» или «S».
При активной езде обязательно отключать кондиционер, так как он ощутимо отбирает мощность.
Снятие насадки диффузора воздухозаборника дает прирост мощности примерно 5%, а это около 7 л.с. к 150 л.с., что равносильно чип-тюнингу.

Обучение педали газа (сброс настроек)
Можно откалибровать дроссельную заслонку, когда авто начинает тупить после длительных поездок в пробках, необходимо проделать следующее. ЭБУ будет заново адаптироваться под стиль вождения.

1. Поворачиваем ключ в положение зажигания «ON (II)».
2. Ждем пока пройдёт самодиагностика и погаснут все лампочки.
3. Очень медленно, без рывков, в течение не менее 10 секунд нажимаем педаль газа до упора.
4. Так же медленно, без рывков, в течение не менее 10 секунд возвращаем педаль газа. Весь процесс нажатия и отжатия должен длиться не менее 20 сек.
Делаем это только один раз!
5. Выключаем зажигание. Ждем 1 мин.
6. Включаем зажигание, и выжав сцепление заводим авто.

После этого улучшается приемистость авто.
Можно еще вот так
Поворачиваем ключ в положение I и медленно нажимаем на педаль до упора без рывков. Затем обратно так же медленно. Так два раза. Потом вытаскиваем ключ и наслаждаемся откликом педали газа. После этого все выключить и оставить машину на 15 минут и только тогда можно заводить и ехать.

____________________________________________________________
Стандартная «перегазовка» перед включением понижающей передачи
Применяется перед входом в поворот, при комбинированном торможении двигателем и тормозом, на подъеме, перед обгоном. Последовательность действий:
— сбросить газ и выжать сцепление;
— резко «открыть» и «закрыть газ» (нажать педаль и отпустить), подняв обороты двигателя несколько больше (на 1000 об/мин) значения, соответствующего скорости авто на включаемой понижающей передаче, скомпенсировав потери при включении понижающей передачи;
— включить понижающую передачу без паузы на «нейтрали» в тот момент, когда обороты падают;
— плавно, но быстро отпустить педаль сцепления (в идеале в тот момент, когда обороты совпадут с теми, которые соответствуют скорости движения автомобиля на включенной пониженной передаче);
— «открыть газ».

Лучший способ добиться хорошего результата: поднять обороты двигателя несколько больше, чем нужно, сбросить газ, включить передачу и быстро отпустить сцепление в тот момент, когда обороты падают.
____________________________________________________________
«Перегазовка» на нейтральной передаче
Применяется при существенной потере мощности перед интенсивным разгоном и включением понижающей передачи с пропуском, например V — II. Последовательность действий:
— выжать сцепление;
— включить нейтральную передачу;
— «открыть газ» и довести частоту вращения коленчатого вала двигателя до значения, соответствующего скорости авто на включаемой понижающей передаче плюс 1000 об/мин на потери при включении понижающей передачи;
— включить понижающую передачу;
— отпустить сцепление;
— «открыть газ».
____________________________________________________________
Скоростная «перегазовка» с пробуксовкой сцепления и включением понижающей передачи ударным способом
Применяется в экстремальных ситуациях при остром лимите времени. Выполняется этот прием следующим образом. Как только двигатель начинает терять обороты, а еще лучше до того, как это произойдет, водитель, удерживая дроссель открытым, выключает сцепление с задержкой, т. е. замедленно. Двигатель быстро наращивает обороты, и в этот момент включаются понижающая передача и сцепление. Задержка выключения сцепления приводит к его пробуксовке и позволяет поднять частоту вращения до любого уровня за короткое время.
____________________________________________________________
«Догазовка» при включении повышающей передачи
Применяется для компенсации потери оборотов из-за длительной паузы при включении повышающей передачи, а также при включении передачи с пропуском одного цикла включения, например, I — III или II — IV. Последовательность действий:
— выжать сцепление;
— включить нейтральную передачу;
— резко, но дозированно «открыть-закрыть газ»;
— включить повышающую передачу;
— отпустить сцепление;
— «открыть газ».
____________________________________________________________
Пробуксовка сцепления на постоянной передаче
Может применяться как разовый импульс повышения мощности, когда нет времени для включения понижающей передачи, например при преодолении вершины крутого подъема, участка сыпучего или грязного грунта, снежной целины. На короткое время (0,1 — 0,3 с) не полностью выключается и включается сцепление, что позволяет приобрести дополнительно 300 — 500 оборотов и некоторое ускорение автомобиля.
____________________________________________________________

Не обязательно закрывать «газ» полностью, можно чуть сбросить его. Не нужно выжимать сцепление до упора.

Для любителей ездить накатом и экономить топливо — это большое заблуждение — топливо не экономится на холостом ходу!
Подача топлива в цилиндры прекращается при движении с включенной передачей и полностью отпущенной педалью акселератора.
При торможении двигателем, т.е. при движении со включенной передачей и закрытой дроссельной заслонкой, ЭБУ может на короткое время полностью отключать импульсы впрыска. Условиями отключения импульсов вспрыска при торможении являются:
— Закрытая дроссельная заслонка.
— Скорость автомобиля выше 30 км/ч.
— Частота вращения коленчатого вала выше 1800 об/мин.
— Температура охлаждающей жидкости не ниже 20ºC.
ЭБУ отменяет режим отключения подачи топлива при торможении, если изменились следующие параметры.
— Дроссельная заслонка открылась на 2% и более.
— Скорость автомобиля ниже 30 км/час.
— Частота вращения коленчатого вала ниже 1800 об/мин.
— Выключение сцепления (резкое падение частоты вращения коленчатого вала).

> Как понижать передачи?

В прошлой статье я написал, как правильно переключать передачи вверх. Пора двигаться дальше и обсудить переключения передач вниз. Поехали…

Хочешь, чтоб тачка взбрыкнула? Включи пониженную!

С понижением передач дело обстоит несколько сложнее, чем с их повышением. Если вы начинающий водитель и для вас это не очевидно, сделайте следующее: разгонитесь до 50 км/ч на III передаче, включите II передачу и быстро, как обычно, отпустите педаль сцепления. В результате стрелка тахометра резко подскочит вверх, и машина здорово дернется. Попробуйте! Получилось?

Так будет всегда при переходе с повышенной передачи на пониженную, только интенсивность рывка будет разная в зависимости от скорости и передачи. Почему же возникает рывок? Как нам показывает резко «подпрыгивающая» стрелка тахометра, при понижении передачи повышаются обороты мотора. Если при переключении со II на III передачу стрелка падает с 3500 до 2500 об/мин, то при переходе с III на II, наоборот, она подскакивает с 2500 до 3500. Это значит, что включая пониженную передачу, мы в принудительном порядке разгоняем мотор до более высоких оборотов. Поскольку вращающиеся детали двигателя тяжелые, инертные, они сопротивляются раскрутке, что и выражается в рывке машины. Получается, рывок – как бы протест мотора 🙂

Вспомним основное правило переключения передач: переключаться нужно так, чтобы машина шла плавно, и люди в салоне не чувствовали каких-либо рывков автомобиля.

Как избежать рывка при понижении передач?

Есть два варианта.

Плавное отпускание сцепления

Самый простой, но не самый эффективный способ сглаживания рывка при понижении передачи – долго отпускать педаль сцепления. Как долго? Секунды 2-3, пока двигатель плавно не наберет обороты. Последовательность действий на примере переключения с III на II передачу такая:

1. Разгонитесь до 50 км/ч на III передаче. Тахометр покажет около 2500 об/мин.

2. Отпустите педаль газа, одновременно выжмите педаль сцепления и одновременно переведите рычаг коробки передач в нейтральное положение.

3. Задержите рычаг в нейтрали на доли секунды.

4. Переведите рычаг во II передачу, одновременно начиная отпускать педаль сцепления.

5. Когда педаль дойдет до момента «схватывания» (примерно на половине хода), задержите ее в этом положении на 2-3 секунды и наблюдайте за тахометром. Стрелка начнет плавно подниматься вверх, примерно до 3500 об/мин.

6. Когда стрелка остановится на этих оборотах, отпустите педаль сцепления до конца, если нужно, плавно добавляя «газ».

Чем хорош этот способ? Он прост в исполнении. Чем плох? Такое переключение происходит долго, плюс изнашиваются диски сцепления. Ведь выравнивание оборотов двигателя происходит за счет скольжения дисков сцепления друг относительно друга. Что в народе называется «жечь сцепление». Да и идеально плавным переключение все равно не назовешь. В общем, с моей точки зрения, это способ подходит начинающим водителям. Что называется, попроще и чтобы хоть как-то.

Перегазовка

Есть более сложный, но и более эффективный способ сглаживания рывка при включении пониженной передачи. Он получил название «перегазовка». Суть в том, что водитель повышает обороты мотора до включения передачи. И тогда мотору уже не надо раскручиваться, он, раскрученный, мягко «принимает в себя» пониженную передачу. А как водитель может повысить обороты двигателя? Очень просто – нажимая педаль газа. Вот последовательность действий на примере перехода с III на II передачу:

1. Разгонитесь до 50 км/ч на III передаче. Тахометр покажет примерно 2500 об/мин.

2. Отпустите педаль газа, одновременно выжмите педаль сцепления и одновременно переведите рычаг коробки передач в нейтральное положение.

3. Отпустите педаль сцепления и одновременно сделайте короткое нажатие на педаль газа (собственно, перегазовка) так, чтобы стрелка тахометра поднялась примерно до 4000 об/мин.

4. Снова выжмите педаль сцепления.

5. Переведите рычаг во II передачу, одновременно начиная отпускать педаль сцепления и, если нужно, плавно добавляя «газ».

После переключения тахометр покажет около 3500 об/мин. Почему же тогда надо газовать до 4000? Чтобы заложить лишние 500 оборотов на случай их потери, ведь на переключение уходит определенное время, за которое стрелка немного упадет. Хотя, при доведении приема до автоматизма у вас все будет происходить настолько быстро и точно, что и не понадобится ничего «закладывать».

Вот и все дела. Сделаю комментарии по п.3 и п. 5.

Зачем делать двойной выжим сцепления?

Обычно он желателен

Как видите, в описанном алгоритме педаль сцепления выжимается два раза, а сама перегазовка делается при включенной нейтральной передаче и отпущенной педали сцепления. Зачем? В принципе, в п. 3 можно и не отпускать педаль сцепления, и п. 4 пропустить. Разница в том, что в описанной последовательности вы делаете перегазовку при включенной нейтральной передаче и тем самым раскручиваете не только мотор, но и коробку. И продлеваете ее жизнь, как и жизнь сцепления. Если же не отпускать сцепление, то вы перегазовкой раскрутите только двигатель, а валы коробки передач будут жить своей жизнью и при включении передачи будут каждый раз испытывать небольшой, но рывочек. Жалеть коробку или нет – решать вам, я все карты открыл.

Если вы думаете, что на переключение с двойным выжимом сцепления уходит много времени, то это не так. Доли секунды и не больше. Пробовали замерить, так пассажир не успевал секундомер включить, как я уже переключался. Лично я уже много лет езжу, как написал выше – с использованием перегазовки на нейтрали, то есть выжимаю педаль сцепления два раза. И, в общем-то, горя не знаю. И многие мои ученики тоже горя не знают и до сих пор благодарят меня за открытие для них перегазовки 🙂

Иногда он обязателен

И еще нюанс. Иногда приходится включать пониженную передачу с пропуском нескольких последовательных передач, например, после V сразу II, причем на большой скорости. Вот ситуация из жизни: я на своей Mazda RX-8 еду за городом и упираюсь в медленно идущий грузовик, 70 км/ч. При установившемся движении на моей машине это V передача и около 2500 об/мин. Обгон возможен только по встречной полосе, и я плетусь за грузовиком, ожидаю удобного момента для обгона. Безопасный обгон по встречке, о чем я писал в статье «Крутящий момент двигателя», нужно делать с интенсивным разгоном до красной зоны тахометра. Mazda RX-8, как и большинство современных машин, не относящихся к классу малолитражек, способна на II передаче ускоряться аж до 100 км/ч. Значит, если у меня до обгона 70 км/ч, то во время обгона лучше всего включить именно II передачу, что я и делаю. И вам рекомендую.

Так вот, нюанс в том, что коробки передач «не любят» переключений с пропуском, тем более сразу через 3 передачи и тем более на большой скорости. Представляете, на 70-80 км/ч включить вторую??? Никакие синхронизаторы долго этого терпеть не будут и после нескольких таких выходок с вашей стороны прикажут долго жить. Было бы страшно, если бы все не было так просто 🙂 Используйте перегазовку на нейтрали с двойным выжимом сцепления – и все дела! И можете забыть про синхронизаторы: так они переживут и двигатель, и подвеску. При таком раскладе хоть первую после шестой включайте, главное точно попасть в обороты.

То есть я хочу сказать, что иногда двойной выжим не желателен, а ОБЯЗАТЕЛЕН. Поэтому рекомендую сразу привыкать к нему, чтобы в опасной ситуации не задумываться: «надо/не надо, а если надо, то как, а то я что-то подзабыл…»

Toe Forever!

Кстати, перегазовка (по-английски: toe) пришла к нам из старых добрых пятидесятых, с грузовиков, на которых не было синхронизаторов и передачу без перегазовки нельзя было включить в принципе. Поэтому сегодня иногда встречается точка зрения, что, мол, перегазовка – анахронизм, привет из прошлого, и что любая современная машина прекрасно справляется с понижением передач и без перегазовки. Если вы так думаете, то вернемся ко второму абзацу этой статьи и еще раз включим пониженную передачу без перегазовки. И для большей наглядности перейдем на 50 км/ч не на вторую, а сразу на первую передачу. Только выберите место на дороге поспокойнее да пошире, а то улетите с дороги, мало не покажется…

Еще добавлю, что перегазовка – неотъемлемая составляющая арсенала приемов любого профессионального гонщика. Так что если вы планируете заняться спортивным вождением, перегазовка для вас – обязательна к освоению! Пробуйте, дерзайте!

А если вам понадобится практика – приходите на курсы «Магия переключения передач» или «Вождение по гоночной трассе». Начинающим водителям больше подойдет курс «Вождение в городе», а продвинутым могу еще также посоветовать пройти эксклюзивный курс нашей школы: «Курс MBA для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».

Даже если вы и не собираетесь постигать вершины гоночного вождения, в любом случае, перегазовка — элемент водительского мастерстваи визитная карточка грамотного водителя. Рекомендую!

С переключением и понижением передач — все, и в следующей статье я расскажу, наконец, как правильно тормозить на механике.

Продолжение следует…

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *