Организация автомобильного движения в Японии

Дороги в Японии хорошие, многие считают, что они намного лучше, чем даже в Америке. В стране существует плотная сеть дорог местного значения и дополнительных дорог, позволяющих автомобилистам достигнуть любого пункта на территории Японии. Единственная проблема состоит в том, что многие дороги очень узкие. В крупных городах они всегда переполнены. Велосипеды, грузовики, автомобили, автобусы — все должны разделить одно и то же ограниченное пространство. Так как очень мало тротуаров, пешеходы вынуждены перемещаться только при помощи транспортных средств. Пробка на дорогах – частая проблема, особенно в часы пик, выходные и праздничные дни. Некоторые дороги заполнены грузовиками, но грузовики в Японии намного меньше по размеру, чем в других странах. Двусторонние дороги настолько узки, что нужно уступить дорогу, когда два автомобиля находятся друг перед другом.

Автомобилисты передвигаются по левой стороне, место водителя находится на правой стороне. Юридически минимальный возраст водителя составляет восемнадцать лет.

Навигация

Автомобиль в Японии без навигационной системы — не автомобиль, во многих автомобилях система навигации входит в стандартное обслуживание. Япония имеет долгую и развитую историю систем автомобильной навигации (или Carnavi). Среди классических примеров, Drive Guide от Ниссан (1989). Используя датчики колес и магнитного компаса, он показывает цифровые дорожные карты. У многих адресов, во всяком случае, в Токио, нет даже названий в привычном понимании. Например, адрес 6 – 2 -12. «6» — квартал=100×100 квадратных метров. «2», например, жилой массив в пределах квадрата. «12» определяет конкретное место жительство в жилом массиве, то есть «2». Хотя найти конкретный адрес — подчас неразрешимая задача. В современные дни в японских автомобилях обычное явление — GPS навигаторы.

Навигационные системы показывают местоположение автомобиля на детальной карте, предоставляют информацию о достижении места предназначения, дают подробную информацию относительно движения и предлагают альтернативные маршруты. Когда навигационная система не используется, экран становится телевизионным. Некоторые системы показывают незанятые места на стоянке и предоставляют информацию о том, какие идут кинофильмы в кинотеатрах. Например, MAPIX III от Ниппон денсо — одна из самых всесторонних навигационных систем, включающая такие особенности, как указание гостиниц, ресторанов, экскурсионную информацию. Или, Electro-Multi-Vision (EMV) компании Тойота. Высококачественное изображение на ЖК-дисплее точного расчета траектории, местоположения автомобиля на карте.

Правда, японцы, проживающие в тихих окрестностях, жалуются, что навигационные системы создают угрозу. Советуя автомобилям избегать пробок и искать новые дороги, навигационные системы направляют автомобилистов в тихие улочки, где часто играют дети.

Во всем мире еще до изобретения первого автомобиля было принято придерживаться одной стороны дороги, чтобы избежать столкновения. Несомненное большинство выбрало правую сторону, и около 34% — левую. Откуда взялось и с чем связано это отличие, мы расскажем далее.

Что влияет на выбор направления в разных странах

На самом деле выбор той или иной стороны дороги никак не сказывается на удобстве вождения и количестве аварий, поэтому объяснить его можно только исторически сложившимися традициями.

Многие пытались выяснить, почему в некоторых странах принято левостороннее движение, и предложили несколько теорий. Первым делом они вспомнили Римскую империю, где был именно такой порядок передвижения, и высказали мнение, что после ее распада бывшие провинции продолжали соблюдать привычные правила. Однако не ко всей Европе это применимо: в Англии закрепилось левостороннее движение, а во Франции – правостороннее.

Есть также теория, что правостороннее движение логичнее, так как у большинства людей доминирующей рукой является правая, но некоторые страны поменяли порядок движения назло другим. Ярким примером такого поступка являются США, которые вначале взяли пример с Великобритании, а затем перестроились на правила, принятые во Франции, и стали придерживаться правой стороны дороги.

Сейчас практически все бывшие британские колонии практикуют левостороннее движение, кроме тех стран, куда гиганты мирового автопрома массово поставляют машины с левым рулем, вот почему есть исключения с правосторонним движением.

В России разграничение встречных потоков с ориентиром вправо было зафиксировано еще при Елизавете Петровне, немного раньше, чем это произошло в Великобритании. Почему был сделан такой выбор, неизвестно.

Список стран с левосторонним движением

Давайте более подробно рассмотрим, в каких странах принято левостороннее движение и как сложилась подобная традиция в мире.

Страны Европы

В Европе не так много стран с левосторонним движением. К ним относятся:

  • Соединенное Королевство;
  • Мальта;
  • Ирландия;
  • Кипр.

Считается, что традицию придерживаться левой стороны дороги все страны переняли у Великобритании. Там это было закреплено законом с середины XVIII в., однако неизвестно, почему в Англии посчитали удобным именно левостороннее движение. Кроме версии с подражанием римлянам существует теория, что дорожное движение регулировалось теми же правилами, что и морское. Английские суда обходили друг друга, руководствуясь логикой левостороннего движения.

Что касается Кипра, то он так же был оккупирован британскими войсками в середине XIX столетия и находился под их властью достаточно долго – более 80 лет. Вот почему на Кипре тоже принято левостороннее движение, хотя на Крите и в соседней Греции –правостороннее.

Почему-то не все страны в Европе пошли вслед за Великобританией –некоторые взяли пример с Франции, которая также была влиятельной державой в те времена, когда законодательно закреплялись правила дорожного движения. Скорее всего, это связано с активной внешней политикой тех лет, формированием военных союзов и переделом колоний. Например, в Италии не было единого порядка, в каждом городе существовали свои правила передвижения, но с вступлением в Тройственный союз, инициатором которого стала Германия, итальянское правительство узаконило правостороннее движение.

Страны Азии

В Азии гораздо больше стран с левосторонним движением, чем в Европе. Это такие государства, как:

  • Бангладеш;
  • Индия;
  • Гонконг;
  • Япония;
  • ФДРН;
  • Дивехи Раджже;
  • Пакистан;
  • Тимор-Лешти;
  • Шри-Ланка;
  • Индонезия;
  • Сингапур;
  • Таиланд;
  • Малайзия;
  • Бруней-Даруссалам.

Многие из этих стран были колониями и заимствовали правила разъезда от бывших метрополий. Японские самураи сами приняли решение держаться левой стороны дороги. Они носили нихонто на левом боку, и оружие могло неосторожно задеть едущего навстречу путешественника, вот почему в Японии устоялось левостороннее движение.

На Дальнем Востоке, благодаря близости к Японии, очень много машин, в которых руль расположен справа, несмотря на то, что в России принято правостороннее движение. Отдельные русские города ввели и левостороннее движение на определенных улицах, чтобы снизить нагрузку на дороги.

Что касается Таиланда, то он всегда был самостоятельным государством, но все же перенял у соседей левостороннее движение. С чем именно это связано, история умалчивает, видимо, взаимная миграция и торговля с близлежащими странами обязывают к единым правилам.

В КНР, несмотря на влияние соседних и европейских государств, движение сориентировано вправо: в Китае такая система сложилась очень давно, они даже не колебались, какое направление выбрать — правостороннее или левостороннее.

Вьетнамские дороги шокируют путешественников возможностью ехать в любом направлении: из-за этого с первого взгляда непонятно, какое движение принято во Вьетнаме, но все же оно правостороннее. Водитель может ехать не по своей полосе, но тогда он обязан пропускать тех, кто движется навстречу. К счастью, бетонированные широкие обочины дают пространство для маневра.

В КНДР и Южной Корее раньше придерживались левой стороны дороги, но в середине ХХ века они изменили правила и перешли на правостороннее движение.

Индия и Пакистан так долго были под управлением Великобритании, что успели привыкнуть к левостороннему движению и не стали его менять, освободившись от «сюзерена».

Страны Африки

В странах Африки тоже распространено левостороннее движение, в частности в:

  • Кении;
  • Ботсване;
  • ЮАР;
  • Танзании;
  • Лесото;
  • Маврикии;
  • Сейшелах;
  • Северной и Южной Родезии;
  • Свазиленде;
  • Уганде;
  • Мозамбике;
  • Намибии.

Здесь «drive on the left» сложился также под влиянием английских колонизаторов.

Страны Америки

Страны Северной и Южной Америки в большинстве своем предпочитают правостороннее движение, кроме:

  • Гайаны;
  • Суринама.

В США какое-то время было узаконено левостороннее движение, но потом в Америке началась активная борьба с британским правительством при поддержке Франции и других держав. Руководивший союзническими войсками Лафайет предложил свою правостороннюю систему разграничения дорожного движения. Канада же была именно французской колонией и изначально придерживалась подхода, принятого в метрополии.

Страны Океании

Левостороннего движения в этом регионе придерживаются следующие страны:

  • Австралия;
  • Тувалу;
  • Фиджи;
  • о-ва Лайн, Спорады и Гилберта;
  • Самоа;
  • Науру;
  • Тонга;
  • Новая Зеландия;
  • Папуа-Новая Гвинея;
  • Меланезия.

Как направление повлияло на дизайн транспортных средств

Поначалу конструкторы автомобилей размещали руль, не сообразуясь с дорожной ориентацией, но затем стали уделять этому внимание. Стеклоочистители тоже располагали по-разному: для леворульных машин их разворачивали вправо, а для праворульных – влево. Сейчас отличие заключается только в местонахождении руля и водительского сиденья.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салонеМас Моторс

Как подготовиться к теоретическому экзамену по вождению в Японии или любой другой стране, где движение организовано по левой стороне дороги? На что стоит обратить внимание в первую очередь? Каковы особенности ПДД в Японии? Ниже вы найдете ответы на эти вопросы , а также примеры вопросов и ответов к финальному экзамену по ПДД в Японии на английском языке.
Ранее в блоге я уже писала о том, какие есть способы получения права на вождение автомобиля в Японии. Напомню только, что наши международные права здесь не действительны, их надо переподверждать.
ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ: Итак, если вы решились пройти обучение в школе вождения на месте, вам предстоит определиться в первую очередь с языком обучения.
В школах Японии все лекции , как правило, ведутся на японском, однако учебник и вопросник для подготовки к экзаменам вы можете преобрести на японском или английском. Хотя видела, что есть учебники и на португальском. Но в школе, где я училась, в наличии их не было. Радует и то, что все обучающие фильмы (им уделяется примерно 60% каждого урока) тоже сопровождаются английскими титрами. Правда, в моем случае учитель не всегда вспоминал перед просмотром, что нужно настроить титры, т.к. присутствие иностранцев в нашей школе, например, было большой редкостью. При сдаче окончательного экзамена в отделении дорожной полиции вам тоже монео выбрать язык — английский, португальский или японский.
* Возможно, вы, как и я, решите сначала, что вашего знания английского может не хватить для успешной сдачи экзамена. Но уверяю вас, что начав свои тренировки с учебником, вы все реже будете обращаться к словарю, ведь большинство терминов будут постоянно повторяться.

ПЕРВЫЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ТЕСТ: Пройдя курс из 10 теоретических лекций и 12 часов вождения вам необходимо сдать промежуточный тест из 50 вопросов. Время ответа на них ограничено до 30 минут. (Данный тест дает право на получение «карименкё» — временных прав учащегося. С ними можно уже практиковаться в городе за территорией автодрома). Чтоб пройти этот тест, надо ответить правильно как минимум на 45 вопросов. Причем сдать экзамен придется 2 раза! Первый на компьютере, второй — более официально на бланке при наличии комиссии в аудитории.
Как правило, даже на родном для себя языке, японцы не могут сдать этот экзамен с первого раза. Для тех же, кому это удалось, школа подготовила небольшие сувениры. Мне, например, подарили жидкое мыло для рук в емкости, декорированной под бутылочку шампанского. Приятно)
Сдать практический экзамен по вождению в школе не сложно. Сертификат об окончании школы выдают после первой же попытки, если конечно, не было серьезных нарушений типа проезда на красный свет. Сдать нужно город, а затем парковку на автодроме.
ФИНАЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ПДД В ЯПОНИИ: Ну а теперь мы подходим к главному — теоретический экзамен, который нужно сдать уже за пределами школы — в отделении дорожной полиции. Здесь предстоит ответить на 95 вопросов теста, 5 из них иллюстрированы и содержат по 3 вопроса. Чтоб экзамен зачли, отвечаем правильно на 90. Это ,скажу вам, очень не просто. Для меня здесь главной проблемой стало ограничение времени, дается всего 50 минут для ответов. Вопросы составлены таким образом, чтоб сбить вас с толку. А если вы отвечаете на них к тому же на не родном для вас языке, то сложность увеличивается в разы. Времени для того, чтоб вникнуть в вопрос и перевести его, почти нет, нужно отвечать быстро.
ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ПО ПДД:
— При ответе, обратите внимание на формулировку вопросов, например, один из вопросов звучит так:
» Согласны ли вы с утверждением, что, проезжая мимо зоны безопасности для пешеходов (островок безопасности), не надо останавливаться перед ней , если пешеходов на ней нет.» Ну вообще действительно, остановка не нужна. Но!…правильный ответ: «Нет, ложь» Ведь останавливаться не нужно, даже если пешеходы на островке есть. Нужно в этом случае будет просто снизить скорость.
— Следует так же внимательно относиться к словам » До.. перекрестка» или » До и После ..перекрестка». Пример:
«Обгон впереди идущего автомобиля запрещен в пределах 30 метров до перекрестка и после него». Ответ: Нет. Нельзя обгонять только До перекрестка и на нем, но не после.
— Хорошо познакомьтесь с правилами управления не только автомобиля, но и мотоцикла. Меня удивило огромное количество вопросов в билетах на экзамене по ПДД в Японии, касаемых управления мотоциклом. Например, в каких случаях и как правильно использовать рычаг переднего тормоз и тормозную педаль. Советую почитать о системе комбинированного торможения. Пригодится очень. Один из вопросов, который наверняка, вам попадется, звучит так:
«Какой следует использовать тормоз на мотоцикле, если есть необходимость резкого торможения?» Для ответа, здесь нужно четко кое-что понимать: При интенсивном торможении мотоцикла с больших скоростей масса переносится вперед и сильно загружает переднее колесо и вилку; одновременно с этим заднее колесо разгружается.
Вот еще пример, касающийся управления мотоцикла с автоматической коробкой передач —
Ну а теперь давайте потренеруемся. Ниже под «кат» ищите вопросы и ответы на них (ТЕКСТ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ПО КЛИКУ). Проверьте свои силы и.. ПОВЕРЬТЕ В НИХ! Удачи!

Самураи

Часто появление левостороннего движения в Японии объясняют при помощи красивой полулегендарной гипотезы, связанной с особенностями психологии средневековых японских самураев. Вся жизнь самураев строилась на сложной системе правил. Одно из таких правил гласило: для того чтобы два самурая начали поединок, достаточно даже лёгкого соприкосновения их мечей. При этом правшам длинный меч-катану удобнее носить и выхватывать с левой стороны. Поэтому для того, чтобы избегать ненужных стычек, на узких горных тропинках самураи предпочитали обходить друг друга с правого бока.

Хотя эта версия звучит довольно романтично, скорее всего, она не является верной. Самураи составляли только небольшую привилегированную прослойку японского общества. Вряд ли всего одна группа сумела бы установить общие правила разъезда для целой страны. Однако в XVII веке было издано указание для всех, кто направлялся в Токио (в те годы — Эдо), придерживаться левой стороны дороги. Возможно, с того времени традиция двигаться по левой стороне стала постепенно распространяться по всей территории государства.

Английские колонизаторы

Долгое время Япония оставалась закрытой от иностранцев страной, но в XIX веке сюда всё же проникли английские колонизаторы. Помимо своих товаров и традиций, англичане принесли в Страну Восходящего Солнца и левостороннее движение. В Англии путники и экипажи были обязаны придерживаться левой стороны дороги. По мнению некоторых исследователей, такая традиция была позаимствована английской администрацией из правил судовождения. Возможно, если бы первыми европейцами, оказавшимися в Японии, были французы или немцы, здесь постепенно сложилась бы другая система разъездов, отличная от той, что была в XVII веке.

В 1872 году англичане начали строить в Японии первые железные дороги. При этом паровозы двигались исключительно по левой стороне. Впоследствии японцы стали применять это правило для всех видов наземного транспорта. Долгое время исключением из этого правила были военные: армейские части должны были двигаться по правой стороне дороги.

Проблемы начались тогда, когда в Японии стала развиваться автопромышленность, и легковые машины появились у частных лиц. Водители ездили, не придерживаясь какой-либо конкретной стороны, что часто приводило к различным дорожным происшествиям.

Только в конце 1920-х годов токийское правительство законодательно закрепило левостороннее движение на всей территории страны.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *