-=Реклама. Пост оплачен=-

Не так много мест, куда можно выбраться на выходные из Москвы так, чтобы недалеко, да еще и чтобы интересно. Арт-парк Никола-Ленивец — как раз одно из таких. Отъезжаешь всего на 200 км от Москвы и попадаешь в живописнейшие места, которые прекрасны и сами по себе, а арт-объекты как будто только для того и созданы, чтобы подчеркнуть красоту природы.
Правда, ездят в Никола-Ленивец в основном летом — на «Архстояние» или один из других многочисленных мини-фестивалей, их тут в разгар сезона проводят почти каждые выходные. Но я не фанатик всего модного и хайпового. Мне приятнее приехать сюда зимой, чтобы погулять по местным умиротворяющим пейзажам без лишней суеты и попробовать сблизиться с современным искусством не в толпе зевак, а тет-а-тет.

В Никола-Ленивце все хорошо, кроме транспортной доступности. Добраться туда без машины сложно. А так как своей машины у меня нет (зачем она в большом городе), было решено взять LADA XRAY Cross. Да, ту самую, про которую я вам недавно рассказывал в постах из Норвегии. Та самая, которая меня приятно удивила, несмотря на ваши возражения, что Лада ничего нормального никогда сделать не сможет. Тем более у Лады шикарная подвеска, а дорога до Никола-Ленивца, мягко говоря, не очень.
Если у вас вдруг аллергия на отечественный автопром, то дальше лучше не читайте.


Места довольно глухие и зимой сюда ездят мало, но проехать мимо или заблудиться нереально — такой лес из указателей точно не пропустишь.

Билет в арт-парк стоит 250 рублей. Передвигаться по территории можно как угодно — хоть пешком, хоть на велосипеде, хоть на автомобиле. Первый вариант совсем неудобный, поскольку территория огромная (более 650 га), а арт-объекты разбросаны по всему периметру, и чтобы успеть осмотреть все, уйдет не один и даже скорее всего не два дня. Велосипед — крутой вариант, но как раз перед моим приездом навалило столько снега, что передвигаться на двух колесах, тем более по холмистой местности стало сложновато. На машине же можно успеть посмотреть все за один день и в самых комфортных условиях.

Первое, что встретилось мне на пути — 22-метровая башня, собранная то ли из гигантских труб, то ли это слоновьи хоботы.

Называется инсталляция «Бобур». Яснее не стало? Ну хорошо, объясняю: Бобур — это район Парижа, в котором расположен Центр современного искусства Жоржа Помпиду. Здание музея примечательно тем, что вентиляционные раструбы не спрятаны, а выставлены напоказ и вплетены в архитектуру.

Фото: Pompidou Center @ Attila N
Автор Бобура российского Николай Полисский как бы отдает дань парижскому музею. При этом дюжина труб у него сплетаются вместе лозой по технологии, которая раньше использовалась при изготовлении корзин. Возможно, это олицетворение всей концепции парка — переплетения современного искусства и природы. Кстати, внутри конструкции винтовая лесенка, по которой можно подняться на смотровую площадку и осмотреть пейзаж с высоты.

Фото: Никола-Ленивец
Наслаждаемся современным искусством из современного автомобиля.

Местная триумфальная арка — Белые ворота. Обычно триумфальные арки стоят в центре города и от них в разные стороны расходятся улицы и проспекты. Тут арку намеренно поставили посреди поля, это такой художественный эксперимент — не показывать направление движения проложенными дорожками и тропами, а просто поставить ворота в поле и посмотреть, как изменится движение вокруг.



Издали все эти деревянные скульптуры кажутся просто нагромождением палок. Вот например, Позолоченный телец, в котором поначалу трудно разглядеть не только тельца, но и позолоту.

На самом деле идея инсталляции действительно крутая: с одной стороны это отсылка к Ноеву ковчегу, с другой — этакая пародия на знаменитую скульптуру быка с Уолл-Стрит, которая стала для американцев символом финансового процветания и успеха.

Фото: Никола-Ленивец
И таких аллюзий и забавных вариаций на тему тут много. Хотя бы вот такой двуглавый орел.

Футбольное поле здесь тоже необычное, с воротами в виде ног, торчащих из земли. Не знаю, что это значит, но выглядит оригинально.


Эта инсталляция называется прямо и в лоб — «Дом с люстрой». Она появилась в Никола-Ленивце в 2017-м, когда темой «Архстояния» стал избитый вопрос: «Как жить?». Идея такова: в квадратном деревянном доме нет ни одного окна, а единственный световой проем — стеклянная крыша, над которой в прозрачном куполе висит люстра. Люстра дает прохожим понять, что в доме кипит жизнь, при этом сама жизнь обитателей дома полностью скрыта от посторонних глаз. Какой в этом смысл — решайте сами.


Наверное, самый известный вид Никола-Ленивца — маяк на Угре. С него фактически и начался арт-парк 14 лет назад. Его возвели за три месяца, без единого гвоздя. И хотя по реке давно уже не ходят суда, 12-метровый маяк на берегу смотрится вполне органично.

На холме над маяком — церковь Троицы Живоначальной, построенная в 1802 году. В советское время храм закрыли и передали местному колхозу, а в 1960-х и вовсе открыли в нем производственный корпус молочного завода. Только в начале 2000-х здание наконец реконструировали, вернув ему облик церкви.

Внутри храм так и не восстановили: обшарпанные стены, на которых сохранились остатки старых фресок, вместо алтаря — два деревца, в центре храма — несколько икон. Церковь теперь тоже стала своего рода арт-объектом.


По всей территории разбросаны деревянные скульптуры животных. Больше всего их возле столярной мастерской, куда можно зайти погреться и заодно прикупить сувенир ручной работы.



Деревенские мастера проводят здесь мастер-классы по деревянной скульптуре, так что при желании можно и самому обучиться древнему промыслу, а результат своих трудов увезти домой.


На огромной территории не было почти никого кроме нас. Простор и умиротворение. И фотографировать одно удовольствие — в кадре никого лишнего.

На обратном пути я решил найти для машины новые испытания и поехал по лесу.

Мучил XRAY как мог: заносы, сугробы, ямы. Миссия застрять где-нибудь со криком «Ага! Вот тебе и LADA!» провалилась.

Внутри тольяттинские автомобили тоже сильно изменились в лучшую сторону. Качественная и приятная на ощупь отделка, передние сидения с эластичным наполнителем и много места для ног спереди. Пассажирам на задних сидениях повезло меньше — там тесновато.


На центральной консоли большой мультимедийный дисплей. Казалось бы, без него сегодня немыслим ни один автомобиль, но на старых моделях Lada такого и в помине не было.

Отдельный разговор про обогрев. В нашем климате качественный обогрев — штука жизненно необходимая. Наконец-то наши автопроизводители это поняли. Впервые в истории марки автомобиль оснастили функцией обогрева руля, и не отдельных его зон, как это бывает, а всего полностью. На других моделях LADA такой фишки нет и в ближайшем будущем не предвидится, так что XRAY Сross выгодно выделяется на фоне коллег. Обогрев сидений тоже в порядке, причем всех — и передних, и задних.
Рядом с кнопками обогрева находится еще одна новая для отечественного автопрома штука — система Lada Ride Select. С помощью этой шайбы можно самому выбрать режим движения: хочется погонять, врубил Sport и почувствовал, как педаль газа становится чувствительней, заехал в снег или в грязь, включил режим Off-Road и так далее.

Для многих россиян мини-вылазки на автомобиле по окрестностям своего города и ближайшим регионам — основной вид путешествий. Это и проще, и дешевле, чем лететь куда-то. Если вы москвич, то Никола-Ленивец — определенно то место, куда стоит направиться в первую очередь. Но подготовьтесь к поездке как следует, ведь большую часть дня придется провести в машине, поэтому важно иметь под собой комфортного «проводника».

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *