Начнем с того, что среди автолюбителей можно часто услышать такие выражения, как «крутить двигатель до отсечки», «мотор уперся в отсечку», «сработала отсечка двигателя» и т.п.

Как правило, речь о такой ситуации заходит в тех случаях, когда возникла необходимость разогнать автомобиль до максимальной скорости или когда стрелка тахометра доходит до «красной зоны» на разных передачах. Итак, давайте рассмотрим, что же такое указанная отсечка.

Сразу отметим, отсечка двигателя не является какой-либо неисправностью или сбоем в работе ДВС. Данное решение представляет собой полезную функцию, которая изначально заложена конструкторами ТС. Главной задачей отсечки является защита двигателя от запредельных нагрузок и работы силового агрегата в небезопасных режимах.

Если просто, при достижении пиковых нагрузок обычно происходит так называемая отсечка оборотов двигателя, то есть мотор не может дальше раскручиваться. Водитель во время отсечки ощущает, что мотор резко перестает тянуть, сам агрегат начинает работать «рывками», тяга дозируется с явными паузами.

Другими словами, максимально возможная частота вращения коленчатого вала при полностью или частично выжатой педали газа на том или ином ДВС штатно ограничена, то есть водитель может поднять обороты до отсечки и не выше. Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно.

Что такое отсечка двигателя: для чего нужна и как это работает

Как уже было сказано, отсечка двигателя выполняет защитную функцию. Схема работы данного решения на современных ДВС с инжектором следующая: когда в процессе использования мотора достигается предел по заранее заданным значениям, электронный блок управления двигателем блокирует подачу горючего в цилиндры, тем самым понижая частоту вращения коленчатого вала.

Что касается самих значений, отсечка двигателя срабатывает с учетом следующих параметров:

  • скорость движения ТС;
  • обороты коленчатого вала;
  • давление отработавших газов в ДВС с турбокомпрессором;

Срабатывание отсечки с учетом скорости (ограничение максимальной скорости) является решением, которое обычно используется в комплексе с отсечкой по оборотам. В первом случае отсечка нужна для того, чтобы автомобиль не разгонялся выше определенного порога, тогда как во втором речь идет о защите самого мотора при езде на разных передачах.

Срабатывание отсечки по скорости происходит так, что после достижения «максималки» ЭБУ отключает подачу горючего в цилиндры. Возобновление подачи топлива происходит после того, как скорость ТС снижается до нужного показателя.

На практике, если машину разогнать до 250 км/ч, тогда сработает отсечка, при снижении скорости до условных 240 км/ч блок управления снова подаст топливо, однако при наборе скорости до 250 км/ч снова сработает программная отсечка двигателя. Получается, быстрее скорости отсечки автомобиль попросту не поедет.

Отсечка на основании давления отработавших газов в турбокомпрессоре и скорости вращения турбины присутствует на турбомоторах. Дело в том, что если даже обороты коленвала еще не достигли критических показателей для самого ДВС, однако для турбины последствия уже могут быть серьезными и вывести из строя дорогостоящий элемент.

Простыми словами, после того, как турбокомпрессор раскрутился до, в среднем, 110-115 тыс. об/мин. и больше, необходимо ограничить поток и давление выхлопных газов, чтобы турбина не разрушилась. Сделать это можно отсечкой двигателя.

Что касается отсечки по частоте вращения коленчатого вала (по оборотам двигателя), такой вариант наиболее распространен и используется повсеместно. Большинство двигателей на иномарках и отечественных авто имеют указанную схему защиты.

Например, стоковый бензиновый двигатель как на Kia Rio или Hyundai Solaris, так и на отечественной ВАЗ Калина имеет отсечку, которая срабатывает на отметке в 6.5 тыс. об/мин. Это условный сформировавшийся стандарт для многих моторов. При этом существует много агрегатов, у кторых другие обороты отсечки. Двигатели автомобилей, кторые станадртно «крутятся» выше (до 7-7.5 или даже 8 тыс. об/мин), уже считаются высокооборотистыми. На спортивных авто и этот показатель далеко не предельный.

Отсечка оборотов происходит по команде блока управления и препятствует дальнейшему набору оборотов. Как правило, указанная отсечка предполагает, что защита срабатывает в том случае, когда двигатель раскручивается до 95 или 100% максимально возможных рабочих оборотов.

Рекомендуем также прочитать статью о том, на каких оборотах двигателя лучше ездить. Из этой статьи вы узнаете об оптимальных режимах езды, кторые позволяют максимально продлить срок службы бензинового или дизельного агрегата без ущерба для его ресурса.

Если сказать иначе, конструкторы оставляют 5-7% запаса от максимальных оборотов, на которых конкретный тип ДВС работает без значительной потери ресурса или разрушения. Например, если отсечка срабатывает на 6.5 тыс. об/мин, то максимальными оборотами для такого мотора можно считать почти 7 тыс. оборотов в минуту, при этом ДВС будет работать без поломок.

Обороты отсечки на тахометре выделены хорошо известной красной зоной. После достижения таких оборотов происходит срабатывание отсечки, когда ЭБУ выполняет отключение подачи горючего в цилиндры. Дальнейшее возобновление подачи топлива произойдет тогда, когда обороты снизятся до того предела, который прописан в памяти блока управления.

Советы и рекомендации

Отметим, что на многих видах автомобилей используется сразу несколько типов отсечки двигателя, причем одновременно. Как правило, речь идет о ТС, которые оснащены высокофорсированными атмосферными и турбированными ДВС.

Хотя постоянная езда на высоких оборотах сокращает ресурс ДВС по причине значительных нагрузок, раскручивать двигатель до отсечки можно, причем без риска повреждения мотора. Как правило, на многих агрегатах выход двигателя на максимальную мощность достигается именно тогда, когда обороты поднимаются в диапазоне 90-95% и более до срабатывания отсечки.

Что касается тюнинга двигателя и доработок, обороты отсечки часто сдвигают для получения максимальной отдачи от ДВС. Встречается и такая схема, когда защитную функцию полностью отключают программно. В результате становится доступна полная мощность агрегата, автомобиль можно разогнать до больших скоростей и т.п.

Так называемые тюнинговые и спортивные блоки управления позволяют отодвигать обороты отсечки. При этом важно понимать, что нештатные нагрузки на мотор могут привести к его ускоренному износу или даже быстрому выходу из строя. Обычно отсечку сдвигают или отключают на специально подготовленных авто, в двигателе которых установлены более прочные детали.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какие максимальные обороты актуальны для дизельного двигателя. Из этой статьи вы узнаете, почему у дизеля меньшее число оборотов на тахометре по сравнению с бензиновыми аналогами, а также об особенности езды на более «тихоходном» дизельном ДВС.

Если же говорить о ресурсе обычного двигателя, отключение отсечки вполне можно считать причиной быстрой поломки силового агрегата. По этой причине максимум, на который можно рассчитывать после таких манипуляций, это те самые 5% запаса. В этом случае можно сдвинуть обороты без значительного риска. В остальных ситуациях без дополнительных изменений конструкции мотора отодвигать отсечку более чем на 5% крайне не рекомендуется.

Напоследок отметим, что привычка крутить мотор до высоких оборотов означает, что в двигателе закономерно произойдет увеличение расхода масла. По этой причине необходимо правильно подбирать смазочный материал и постоянно следить за его уровнем. В противном случае эксплуатация машины в режимах максимальных нагрузок и высоких оборотов может обернуться значительным износом двигателя или его серьезной поломкой.

>
Статьи и заметки

Что такое отсечка двигателя

Подробности Категория: Статьи Опубликовано 20.11.2013

Отсечка двигателя — это функция современных двигателей, защищающая их от чрезмерной нагрузки и небезопасных режимов работы. Принцип ее работы состоит в том, что при достижении критических значений в работе двигателя ЭБУ отключает подачу топлива в цилиндры, снижая обороты двигателя.

Отсечка двигателя может осуществляться по разным параметрам: скорость автомобиля, давление выхлопных газов в турбине, обороты.

Отсечка по скорости — при достижении предельной запрограммированной скорости ЭБУ отключает подачу топлива в цилиндры, возобновляя ее при снижении скорости до нижнего запрограмированного порога. К примеру, на многих европейских автомобилях максимальнна скорость программно ограничена на отметке 250 км/ч.

Отсечка по давлению — характерна для турбированных двигателей. В таких двигателях турбина раскручивается до 100 тыс. оборотов в минуту и выше, если не ограничить давление отсечкой, это может привести к разрушению турбины.

Отсечка по оборотам — наиболее часто встречающаяся отсечка двигателя, имеется практически у всех современных двигателей, включая отечественные. При достижении оборотов двигателя зоны срабатывания отсечки, ЭБУ отключает подачу оплива в цилиндры, возобновляя ее при снижении оборотов до нижнего запрограмированного порога. На ходу это проявляется как пропадание тяги автомобиля, двигатель работает как бы с перерывами.

На некоторых автомобилях применяются одновременно несколько видов отсечки двигателя.

При глубоком тюнинге двигателей обороты отсечки намеренно сдвигают выше либо вообще отключают эту функцию, чтобы увеличить мощность и скоростные характеристики. Однако необходимо помнить, что это отрицательно сказывается на ресурсе двигателя, а отключение отсечки на стандартном двигателе может даже привести к его разрушению.

Отсечка по оборотам стандартного двигателя Лада Калина (двигатель ВАЗ-11183, отсечка на 6500 об/мин)

В общем, взялся я, пока нечего делать, написать отзыв о своем спринтёре… Началось все с того, что один мудрый тип, на злобном бухиче, в перебуханном состоянии начал давить педаль своей ушатанной камрюхи и орать девкам — видите, нах, отсечка в красной зоне!!! Тюнинг нах!!! А потом, сцуко, подошел к батиной четвере(моей в смысле, я ее у бати брал) и спрашивает меня, дьявол ужратый….: «А ты по курсу что на этом корче тоже отсечка есть?».
Я ему: «Да не глумись ты, леший. Какая, нах, отсечка? Тут из электроники тока часы, которые не работают и мафон атланта». Тот пивка хапнул, ну и это: «Ты, говорит, один хэр не поймешь — там клапаны-пружины, зависают они на скотских оборотах. Давай, если не веришь, проверим».
Ну а мне, дураку пьяному, чево не проверить. Тем более девки технически развитые, с титьками, заинтересовались. Ну и проверили, епть…
Реву было на все деревню… Потом грохоту…. Короче до отсечки дело не дошло. Ё6нуло что-то и затихло. Все — ржать, а мне не до смеху… Ну по тяжелой в общем — видать не конает камазовское масло для отсечек… Чето там клинануло, стукануло, а кусок сбоку отдвижка отлетел. «Рука друга» — так батя сказал, перед тем как мне харю бить…
В общем дрыну свою батёк починил, до сих пор тошнит на ней по автобанам гравийным, а я устроился работать ну и захотел себе нормальную тачилу, из которой «руки» не вылазиют…
Работаю я в шахте, в проходке… Жопа мира. Но платят там нормально, кусков так по 25 в месяц получалось стабильно. Ну и после пяти месяцов — хули, пожрал сена полгодика и подкопил шестидесюльничек и взял кредит еще на полтос.
Ну и на базар — думаю выберу мож себе чего нормального….
Базар, короче, заставил думать где бы скропалить еще кусков так сорок… Жыгули мне нах не нужны, я теперь в городе живу. На девятках одни отморозки передвигаются… Гы — исчо Волгу предлагали…. А из джапанкаров выбор был грандиозный… Королла, которую, сцуко, валиком красили — у нее передние и задние колеса аж в разные стороны повернуты (4 ВС нах :). Марк песдатый, дизельный, грохочет как Бералусь с наебнутой топливной, целых мест не обнаружено. И «камри-променад» (так хозяин сказал) которая не заводицца…
В общем пришлось угнать с работы кой-каких шарошек, сдать, занять еще двацоху и песдовать на базар снова. Щас уже можно было выбирать. Выбирали долго, но в итоге на меня налетел продаван — дерзкий такой типец, с усами, и говорит: «Нах ты короллы сморишь? Это для дедов! Погляди вот спринтёр — название само говорит, спортивная, нах! Плотораха на механике, фсех порвешь нах». Распесдатый такой спринтёр…. Завелся вроде, тарахтит… Ну я ему сразу в лоб и залупил — давай отсечку проверю, если все в поряде забираю, нах! Тот, решительно так сцуко, проверяй, грит….
Ну я сел, и сразу ему газу до отказу! Тот, сцуко, как зарычит — энь, энь,энь!!! И, чо самое интересно, замерла стрелка на тахохуеметре и не двигаеца! Есть , значит отсечка. Я — раз назад, дыму вроде не шипко, на батиной больше было. Ну я отдал ему бабло, сходили оформили генералку, ну я и поехал. Я сначала вкурить не мог как тут передачи переключаются — по идее то должно зеркально, а у его рычаг с какой-то мафнёй вместа схемы… Я хули так и сделал, включил типа первую сцепление опускаю а она глохнет…. Я уж вышел, плечом потолкал — вроде ручник не заело… Ну подрочился минутку, и думаю — она ж оборотистая, здесь с оборотов надо стартовать, ну и ввалил ей 4000 и сцепление бросил нах…. Ядреная тема получилась, канешна… Там на базаре под колесами гравий, моя дрына этим гравием два соседских ряда закидала… Мне уже все продаваны пошли бороду бить… Ну так, всек один, одного я сам уработал, а потом мне железкой какой-то по башке зарядили и я вырубился…
Как шары продрал — смотрю народу дохера вокруг и мой спринтер без всех стёкол кроме лобового, да и то разбитое токо не выпало… А у меня хули, от такой плюхи сразу чето мысль пришла, я за руль сел, попробовал первую как на русской включить — а она хуяк и поехала. Нормальная тема, кстати. На четвёре сложней было трогатца. Только не видно нифига, ну я репу из окна высунул типа Эйсвентура и давай с базара пытатца выезжать…. А там баба на шлагбауме говорит типа я за выезд и стоянку денег должен пять кусков почти… Я ей, чудовищу, объяснял как есть, что я ее только купил — она рогами в землю воткнулась и понимать ничо не хочет. Орет тварь. А сзади уже очередь, все гудят… Я говорю — слышь, корчма, я щас нах твой шлагбаум снесу! А он реально там хилый какой-то… Та — опять орать, пидаром меня назвала…. Ну я хули — включил первую газу до отсечки, и сцепу просто бросил, думал у японских бампера крепкие, нормально…. А она, овца пересралась, начала свой шлагбаум подымать, ну в общем е6нул я по нему прям фарами… Фару в дрова, еще какая-то херь отвалилась, капот как-то не так стал… Да и пох! Зато я шлагбаум еёшний прям под корень выдрал, та чуть не обоссалась … Прикольно было! Ну и чо главное — нихера она поперла!!! Теперь я догнал для чего там эта отсечка!!! Ну и поехал в гараж, хули пацанам надо показать, обмыть, стекла из салона убрать — так и ехал всю дорогу с башкой из окна. Со светофоров два раза опять попробовал отсечку — охереть!!! По асвальту это вообще дичь, такое ощущенье что…. Да вообще не знаю что за ощущение, прикольно вобщем… Резина только дымится сильно, херовая наверное. На батиной так не дымилась. Первый раз когда так поехал — чуть не вперся головой в пазик, а он сцуко далеко был!!! Второй раз — лопнуло переднее колесо, так что потом поехал спокойней, на первой, так чтоб до гаража дотянуть… Ну и так, о машине — правый руль пох, я сразу привык, салон прикольный, лучше чем в четвере, только тряпок сильно много, мафон нормальный, только орет тихо, надо буфер ставить, ну и едет хорошо, только в сторону тянет, это наверно из-за колеса….
Ну писать про дорогу много не буду, там ничо интересного…. Так, уже на въезде в район, бенз кончился — ну я пацанам позвонил, они подскочили на ниве, зацепили, дотащили до гаража… По дороге еще гайцы доебались, хули, убегать от них все равно бы не получилось, колесо спущено же… Пришлось разводитца — написали штраф за аварийку.
Ну а так приехали в гараж, пацаны посмотрели, там пивка взяли, пока обмывали — дал пацанам попробовать чо за апарат. Все в принципе понравилось. Ништяк, говорят. Я им потом еще отсечку в гаражах показал — все были вобще в ахуе, даже с пробитым колесом. Ну а потом Михан(мы с ним работаем вместе) сразу залупил — что надо ехать на гонки, ушатать там всех нахер на отсечке. А у нас как раз типы всякие гончат по пятница и суботам… Я ему говорю — да ну нах, чо я из окна буду торчать, когда гонятца?? Да еще колесо спущено и бенза нет.
Те говорят — да ну нах!!! А уже пьянющие все… Ну короче взяли коляновское колесо от девятины(подходят кстати колеса), докатили тачку пердячим паро до заправы, налили двадцатку девяносто пятого, чтоб лучше перла и погнали в центр с пацанами… Без фар конешно хреново, ну я пристроился за какой-то херней и ехал нормально потихоньку, сотку — стодвацать. Передачи включаются вобще прикольно, лучше чем на четвере, тянуть руль не перестало и долбит его че то… Ну а так — народу залезло меньше чем в четверу — хули семь человек всево, но кому надо много возить пускай сарай берут, а это все-таки такая, полуспортивная машина…. Доехали до центра нормально, только шару мне продуло вообще в хлам и камень какой-то прям в нос залетел, но это фигня…. Три раза попробовал отсечку — че то вонять стало какой-то ерундой из под руля…. Зато пацаны аж пиво пролили…
Ладно я че-то долго… Теперь про главное. Гонки. Мы токо приехали, над нами сразу давай все угарать — типа пацаны на такой машине, и без стекол и с колесом от девятины…. Ну а хули Михан вышел и грит вставайте с нами кто тут самый блатной…. Короче орал-орал, никто не хочет, все ссут… Подъезжает один тип на шестерке новой, сразу видно что навороченая какая-то… Поехали грит на сотку — я говорю поху, поехали. Знал сразу что выиграю. Нам короче махнули, а я отсечку сделать не успел, ну не получилось ну я ему побибикал(прикольный гудок, кстате) он вернулся и нам заново давай махать… И тут я не понял, щас уже помню плохо….
Он махнул, я все успел что надо — сделал отсечку, бросил сцепу а спринтёр мой не то чтобы не поехал — всё нормально попер, но прям вправо резко…. А я за руль одной рукой держался ну и он вырвался…А там как раз столб(нафиг он там вобще нужен, я не понял, на нем даже фонарь не горел)…. Ну и я короче так неудачно об него ударился что акумулятор раскололся и еще какие то пласмаски справа… В общем незаводилась машина и помялась спереди сильно. Самому повезло, что башка из окна была и об стекло не ударился…. Так бы е6ло порезал…. Вот сейчас машина стоит в гараже, возил пацанов, сказали что сделать будет стоить 60 тысяч, щас работаю, зарабатываю. Надо будет еще купить новое колесо и заказать с разборки стекла(ну это фигня). И буду опять езьдить.
А так по машине — прикольная спортивная машина, прет вобще нешуточно, нормальный салон и мафон. Из недостатков — невместительная, руль тянет вправо и мафон тихо орет. В принципе нормально. Как сделаю может еще напишу как ездит.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *