Национальный автомобильный союз ›
Blog ›
Внесение изменений в конструкцию: как общаться с органами ГИБДД?

Всем привет!
Наши юристы подготовили памятку о том, как общаться с ГИБДД. Прочитайте, посмотрите часть первую, найдите свой ОТТС на standart.org или gost.ru. В зависимости от того, есть он или нет, стройте свое общение с сотрудниками ГИБДД

Внесение изменений в конструкцию: как общаться с органами ГИБДД?

Часть 1. Общие термины и понятия
Основание для проверки транспортного средства

Водителей, управляющих (ТС) с внесенными в конструкцию изменениями, инспекторы ДПС могут привлечь к ответственности по ст. 12.5.1 КОАП РФ.
Управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена

Откуда инспектор знает конструкцию Вашего ТС?
Инспектор использует органолептические методы и может усомниться в том, что конструкция ТС соответствует штатной. Знать что-либо он не обязан.

Многие модели ТС имеют сертификат одобрения типа транспортного средства (ОТТС) — это документ, подтверждающий соответствие ТС требованиям, принятым в РФ. В нем — описание параметров ТС, элементов комплектации, схематичный вид ТС. Если ТС не поставлялось в РФ или было выпущено до 1999 года, то ОТТС, скорее всего, не будет. Если ОТТС нет, то доказать факт внесения изменений в конструкцию чрезвычайно сложно.

Вывод: необходимо найти ОТТС на свой автомобиль и те элементы, которые ему не соответствуют, зарегистрировать как внесение изменений в конструкцию ТС.

Что такое внесение изменений в конструкцию ТС?
Технический регламент (ТР ТС 018/2011) однозначно определяет, что только установка (удаление) не предусмотренных конструкцией ТС компонентов может считаться внесением изменений, причем безопасность конструкции и комплектация ТС рассматривается не на момент выпуска заводом, а на момент выдачи ПТС (выпуск в обращение).
В том случае, если был заменен компонент, приведенный в ОТТС (например, бампер), установленный компонент имеет сертификат, габариты ТС неизменны, то речь может идти о восстановительном ремонте ТС, а не внесении изменений в конструкцию ТС.

Вывод: если есть сертификаты, полезно возить их с собой, несмотря на то, что Вы не обязаны это делать. Вы отремонтировали автомобиль с помощью сертифицированных компонентов, и задача инспектора – доказать факт внесения изменений в конструкцию ТС.

Часть 2. Действия при остановке инспектором по статье 12.5.1. КОАП

Вариант 1. Вы соглашаетесь с фактом административного правонарушения. По ст. 28.6.1 КОАП РФ инспектор имеет право вынести постановление о привлечении к административной ответственности непосредственно на месте совершения правонарушения
Следствия: штраф 500 рублей, снятие ТС с регистрации. Вероятность оспорить действия инспектора минимальна. ТС должно быть приведено в исходное состояние.

Вариант 2. Вы не согласны с инспектором. Для Вашего ТС нет ОТТС, или же в ОТТС есть компонент, который инспектор считает внесением изменений в конструкцию, но вид Вашего ТС в целом совпадает со схемой в ОТТС, и Вы считаете, что это ремонт.
Водитель, оспаривающий факт противоправных действий, может на основании ст. 28.6.2 КОАП РФ потребовать составления протокола об административном правонарушении и в таком случае, в соответствии со ст.29.5.1 КОАП, назначается место рассмотрения дела об административном правонарушении и административное расследование. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Такое ходатайство подлежит только мотивированному отказу. Позиция Верховного Суда РФ – должностные лица обязаны передать дело в соответствии с ходатайством привлекаемого, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.7.1 КОАП РФ. Срок административного расследования – не более 30 дней.
В ходе административного расследования бремя доказывания возложено на должностное лицо. По ст. 1.5.3 КОАП РФ привлекаемое лицо не обязано доказывать свою невиновность. Любые сомнения, в соответствии со ст.1.5.4 КОАП РФ, должны трактоваться в пользу подозреваемого в административном правонарушении.

Вывод: вероятность защиты своих прав выше в том случае если составлен протокол об административной ответственности, назначено проведение административного расследования и рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности с привлечением доказательств (технической экспертизы, запросов на завод-изготовитель, запросов в таможенные органы и др.) для установления подлинных обстоятельств произошедшего. Вы вправе представить и свои материалы, которые подтверждают Вашу позицию. Также в таком случае упрощается защита своих интересов в суде.

Subaru Forester Субудай ›
Бортжурнал ›
Как искал Одобрение типа транспортных средств

У всех на слуху грядущие проверки насчет тюнинга автомашин, и главный вопрос: — на основании чего будут проверять машины? А проверять их, возможно, будут по документам, которые называются Одобрение типа транспортного средства (ведет Росстандарт). Сразу скажу, на Субари они есть. Также успокою насчет тотальности, по регламенту проверяют Существенные, очевидные и фундаментальные отличия (Приложение 11 ТехРегламента).
С 1 января 2015 года изменения в конструкцию автомобилей регулируются техрегламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Однако тут есть оговорки. Если в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС) на конкретную модель автомобиля есть список допустимых нестандартных элементов конструкции, то на детали, перечисленные в этом списке можно не получать одобрения ГИБДД. В ОТТС на каждый автомобиль указана не только базовая конструкция автомобиля, но и приведен список допустимого дополнительного оборудования. Номера ОТТС есть в общем доступе на сайте Росстандарта. www.gost.ru Правее середины Подтверждение соответствия. Далее я пользовался поиском, подтверждаешь, что не робот, отвечая на математическую задачу и в поиске забивал Forester.
На Субару SF 5 номера одобрений — POCC JP.МТ02.E02439, POCC JP.МТ02.E01884. Вот их я и искал. По номерам одобрений выдало на standart.org, причем через яндекс, напрямую, что то не так искал. Причем нашел на СГ5 и импрезу. По этим Субарям одобрены люки, кондиционер)))). Важно, предусмотрены различные диаметры колес. Глушители Sakamoto, Aisin, Takaoka, и 1 и 2 выхлопа. Что еще заметил, некоторые Субари имеют категорию М1, что теоретически дают право перехода в категорию G1 и иметь например «кенгурин».
Кому интересно можете поискать, посмотреть одобрения. И на теоретически вероятный вопрос, смело отвечать, на Субару есть Одобрения типа транспортных средств.
А написано это, как и указано выше, просто так))) Всем отличного настроения!

Типы и категории ТС.

В данном посте рассмотрим один из фундаментальных вопросов, но несмотря на свою простоту, опытные автолюбители и даже сотрудники ГИБДД не всегда могут верно определить категорию и тип ТС.

Рассмотрим на какие категории разделяют ТС: категории ТС на право управления которыми может быть выдано водительское удостоверение (регламентируется Конвенцией о дорожном движении) и классификация ТС по категориям (регламентируется Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)).

Обращаю ваше внимание, что речь идет только о разрешенной максимальной массе и числе мест для сидения (помимо сиденья водителя), именно по этому классифицировать по этим категориям ТС на легковые, грузовые и пр. невозможно!

Понятия легковых, грузовых и др. категорий вводит ТР ТС 018/2011 и выглядят они следующим образом: категории ТС L,M,N и O. Многие никогда не сталкивались с такой классификацией и затрудняются определить категорию ТС по ней, но все не так сложно и расписано подробно в ТР ТС 018/2011:Категория L — Мототранспортные средства;Категория M — Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров;Категория N — Транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси;Категория O — Прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам категорий L, M, N.

>Иллюстрированный самоучитель по бухгалтерскому учету

Как определить категорию транспортного средства в целях расчета транспортного налога

Порядок расчета транспортного налога зависит от категории транспортного средства (п. 1 ст. 361 НК РФ). Категории транспортных средств перечислены в статье 361 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • легковые автомобили;
  • мотоциклы и мотороллеры;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили;
  • другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства;
  • яхты и другие парусно-моторные суда;
  • гидроциклы;
  • несамоходные (буксируемые) суда и др.

От категории транспортного средства и его технических характеристик (мощность, вместимость) зависит размер ставки транспортного налога (ст. 361 НК РФ).

При определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории «грузовых» или «легковых» автомобилей нужно руководствоваться:

  • Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. №359;
  • Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. №5938-VIII.

Об этом сказано в пункте 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 Налогового кодекса РФ (утверждена приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. №БГ-3-21/177).

Однако Методические рекомендации не являются нормативно-правовым документом, предусмотренным для общего пользования (письмо Минфина России от 16 июня 2006 г. №03-06-04-04/24). Кроме того, ОКОФ предназначен для целей учета и статистики основных средств и не может применяться при расчете транспортного налога (постановление Президиума ВАС РФ от 17 июля 2007 г. №2965/07).

Для установления категории автотранспортного средства контролирующие ведомства рекомендуют руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС) (письма Минфина России от 22 ноября 2005 г. №03-06-04-02/15, ФНС России от 1 декабря 2009 г. №3-3-06/1769). В этом документе указывается тип и категория транспортного средства (Положение, утвержденное совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134).

Под типами транспортного средства понимается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (грузовой, легковой, автобус и т. д.). Категорий транспортных средств можно выделить пять:

  1. А – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
  2. В – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
  3. С – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
  4. D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
  5. прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.

Категории транспортных средств в ПТС указываются на основании вышеупомянутой Конвенции.

Если данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, то этот вопрос должен решаться в пользу организации (письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. №3-3-06/1769).

Указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что автомобиль относится к легковому транспортному средству. Категория «В» может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям (приложение 3 к Положению, утвержденному совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134, письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. №3-3-06/1769).

Поэтому рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа транспортного средства, указанного в строке 3 ПТС. Если в ПТС одновременно указана категория автомобиля – «B» и тип транспортного средства – «грузовой», то транспортный налог рассчитывайте как с грузового автомобиля. Кроме того, можно воспользоваться маркировкой транспортного средства, которая приводится в строке 2 ПТС. Второй знак цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 марта 2010 г. №03-05-05-04/05, от 7 февраля 2008 г. №03-05-04-04/01 и от 17 января 2008 г. №03-05-04-01/1, УМНС по Московской области от 30 июля 2003 г. №07-48/91/Р795.

Следует отметить, что в тех случаях, когда данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, ФНС России рекомендует налоговым инспекциям решать этот вопрос в пользу организаций (письмо от 1 декабря 2009 г. №3-3-06/1769).

Документы для ОТТС

Чтобы получить сертификат, следует предоставить:

  • заявление;
  • техописание общего характера ТС, декларацию о соответствии, список маркированных элементов автомобиля (шины, ремни, световая техника, зеркала, сигнализация на авто), чертежи;
  • технические условия и руководство по использованию машины;
  • протоколы проведенных испытаний, а также описания технического плана по указанным характеристикам (они приведены в дополнительном и основном перечне ОТТС);
  • справку, подтверждающую то, что производителю автомобиля или специальной техники присвоен код WMI международного образца;
  • информацию об условиях изготовления ТС либо СМК-сертификат.

Если планируется получение сертификата на авто, которые производятся из сборочных комплектов, дополнительно предоставляются документы:

  • об отсутствии каких-либо модификаций (конструктивных) от сертифицированных до этого комплектов (такое письмо выдается на сборочном производстве);
  • о подтверждении того, что сборочный цех получил всю необходимую техническую, технологическую и конструкторскую документацию;
  • о происхождении элементов, которые завозятся на сборочное производство.

Другие типы транспортных средств (ГИБДД дает полный их перечень, но обычно речь идет о специальной технике, выпускаемой на шасси либо на базе иных ТС) получают ОТТС при наличии сертификата на базовую автотехнику.

Одобрение типа транспортного средства

Одобрение типа транспортного средства — свидетельство, подтверждающее соответствие автомобиля определенным требованиям ТРТС 018/2011, устанавливающего на территории стран ЕАЭС стандарты относительно всех колесных транспортных средств. Этот документ важен при определения объема транспортного налога. Он также дает право на изготовление и реализацию автомобиля, его ввоз и растаможивание.

ОТТС является официальным основанием для составления ПТС органами ГИБДД производителю/дистрибьютору новых авто для их будущей постановки на учёт или продажи. Именно одобрение типа транспортного средства предоставляет возможность получить соответствующие сертификаты, необходимые при растаможивания автокомплектов.

Отметим, что ТРТС 018/2011 предусматривает целый ряд нормативов и требований касательно автомобильного транспорта. На основании этого межгосударственного акта предпринимателям может потребоваться оформление и указанного одобрения, и свидетельства СБКТ (этот документ, помимо прочего, подтверждает соответствие двигателя авто действующим экологическим стандартам), и сертификат соответствия. Вся указанная документация действует на территории любой страны ЕАЭС и выдается аккредитованными (лицензированными в системе ТРТС) сертификационнными центрами.

ОТТС: подробная информация

Выдается подобная документация дистрибьюторам и производителям на новые единичные транспортные средства (или их партии) сроком на 1-3 года. При этом импортные авто должны быть ввезены на таможенную территорию ТС строго в течение периода действия этого разрешения. Таможенные органы требуют наличия одобрения на автомобили, предназначенные для внутреннего использования, представительских целей и дальнейшего оформления сертификатов.

ОТТС составляется практически на все категории транспортных средств, которые предназначены для эксплуатации на автодорогах общественного пользования.

Начать процесс оформления одобрения допускается при наличии определенных документов:

  • Сертификата о внедрении системы менеджмента качества на производстве;
  • Свидетельства, доказывающего присвоение международного кода производителя автомобиля WMI;
  • Сертификатов соответствия касательно безопасности основного и дополнительного оборудования автотранспортных средств (для отечественных авто);
  • И других документов, перечень которых Вы с легкостью можете уточнить у экспертов центра «Росстандарт».

ФОРУМ ПТИА-АВТО

Согласно ТР ТС 018/2011:
«одобрение типа» — форма оценки соответствия транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента, установленным в отношении типа транспортного средства (шасси);
«одобрение типа транспортного средства» — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента;
Словарь-справочник «Техническое регулирование в автомобилестроении» под редакцией Н.В.Гусакова, Б.В. Кисуленко определяет ОТТС как документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия транспортных средств, отнесенных к одному типу.
Если проще, то одобрение типа транспортного средства – документ, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям ТР ТС 018/2011 (на данный момент времени, а ранее на соответствие требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», еще ранее требованиям системы ГОСТ Р).
Если говорить еще проще, то это как метрика из роддома на младенца, где указан его вес, рост, пол, ФИО, дата и место рождения и т.д. (т.е. технические характеристики ТС, марка, модель и т.д.). Так на основании данных из роддома человек получает в дальнейшем свидетельство о рождении, так и транспортное средство на основании ОТТС получает ПТС (на бумаге до 01.07.2017).
Если углубиться немного в историю, то мы увидим Система сертификации механических ТС и прицепов была утверждена Госстандартом России еще в далеком 1993 году, в 1995 году были внесены изменения, а работать начала с 1996 года.
В принципе ОТТС конечному собственнику ТС особо и не нужен, однако всегда есть какое-то НО, без которого в России не бывает. Многие автовладельцы сталкиваются с такой ситуацией как ошибка в ПТС, либо какие-то данные просто не указаны (например до 2006 года строки экологический класс в ПТС просто не было, потому что не было регламента о выбросах). Казалось бы что тут такого, однако при покупке такого автомобиля новым собственником, ему вполне могут отказать в регистрации на основании того, что не все графы заполнены, а где их брать то эти самые данные. Вот и требуют с конечного пользователя ОТТС, хотя во многих случаях это просто невозможно. ОТТС не может быть у автомобилей до 1996 года (чаще даже до 2000 года, именно с этого времени система более/менее нормально заработала), у автомобилей ввезенных из-за границы как единичные ТС и для личного использования, у автомобилей выпущенных для министерства обороны и у автомобилей ввезенных неофициально «серыми» дилерами. Кстати ситуация с неполным заполнением возникла из-за того что ПТС выдают два госоргана (ГИБДД и ФТС), а поскольку у ФТС это не основная функция, то данные заполнялись по принципу «пишу что нашел».
Если на руках есть ПТС, то ОТТС собственнику не нужен, потому как автомобиль уже выпущен в обращение. И выдать его никто не сможет, поэтому требования получить ОТТС на автомобиль (например если вам ПТС по какой-либо причине аннулировали, или в ПТС не хватает данных, или не указан номер ОТТС) незаконны и абсурдны, т.к. суть сертификации оценка новых ТС. Это все равно, что требовать с человека при получении паспорта метрику из роддома.
Конечно если у вас в ПТС не указаны какие-то данные (например экологический класс) или есть ошибка (например неправильно указано разрешенная максимальная масса), то ОТТС (конечно если он указан в ПТС) большое подспорье. Из него легче узнать недостающие данные.
Кстати база ОТТС есть здесь http://www.gost.ru.
А что делать тем у кого нет данных об ОТТС в ПТС (да и ОТТС на его транспортное средство нет в природе), а данные нужны.
Есть такой документ, называется Положение о ПТС и ПШТС (правда действовать ему осталось совсем немного, до 1 июля 2017 года), так там подробно расписано и про выдачу и про внесение данных в ПТС при их отсутствии.
Там есть такие пункты:

    33. В строке «10. Мощность двигателя, л.с. (кВт)» указывается мощность двигателя в лошадиных силах (киловаттах).
    34. В строке «11. Рабочий объем двигателя, куб. см» указывается рабочий объем цилиндров двигателя.
    35. В строке «12. Тип двигателя» указывается тип двигателя в зависимости от применяемого топлива.
    36. В строке «13. Экологический класс» прописью указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство.
    (в ред. Приказа МВД России N 828, Минпромторга России N 1227, ФТС России N 1744 от 30.08.2012)
    При отсутствии в паспорте данной строки сведения об экологическом классе транспортного средства в раздел «Особые отметки» вносится запись: «Экологический класс (указывается номер экологического класса)».
    37. В строке «14. Разрешенная максимальная масса, кг» указывается цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной организацией или предпринимателем в качестве максимально допустимой.
    38. В строке «15. Масса без нагрузки, кг» указывается цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки.
    39. Сведения, предусмотренные в пунктах 33 — 38 настоящего Положения, заполняются на основании ОТТС, Свидетельства, а при их отсутствии соответствующие строки могут заполняться на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц и иных документов.
    (в ред. Приказа МВД России N 828, Минпромторга России N 1227, ФТС России N 1744 от 30.08.2012)

Любой внимательно прочитав п.39 увидит, что кроме ОТТС можно использовать Свидетельство (имеется свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) или любой официально изданный справочник, а под иными документами стоит понимать документ (справка о технических характеристиках) выданный испытательной лабораторией или организацией-изготовителем ТС (представителем) или любой другой официальной организацией имеющей необходимые базы данных и несущей ответственность за их предоставление.
Еще есть проблема с внесенными изменениями в конструкцию ТС и конструкцией эксклюзивных автомобилей (мелкосерийных, скомпонованных под конкретного пользователя). В общем виде купил себе автовладелец красивый автомобиль (с нестандартным обвесом заводского изготовления, или редкость типа DeLorean DMC-12, или реально переоборудованный предыдущем владельцем), едет такой красивый и тут бац, останавливают его и … начинают подозревать собственника в том, что он внес изменения в конструкцию ТС и не зарегистрировал это. Составляют протокол и проводят административное расследование с запросами на завод-изготовитель или держателю ОТТС. Однако не во всех случаях завод «жив» и может ответить (например, автобусов марки Икарус у нас в стране бегает предостаточно, а завод благополучно «скончался»), а ОТТС на них и не выдавался, соответственно и информацию взять негде. Получается в лучшем случае, что может найти собственник, это справочные данные в руководстве по эксплуатации (которое при желании можно сделать и самому)).
В подобных случаях доказательной базы просто нет, а отсюда вывод доказать, что вы переоборудовали ТС невозможно (за исключением случая откровенного «колхоза»).

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *