Напомним факты, изложенные в официальном сообщении ГУВД

«Для начала административного процесса и последующего привлечения к ответственности виновника нарушения необходимо наличие повода, который предусмотрен статьей 9.1 ПИКоАП РБ (в частности, заявление физлица). А электронное обращение не является заявлением, так как противоречит статье 9.2 ПИКоАП — не предусматривает подпись заявителя. Электронная форма подачи заявления предусмотрена только для обращений. Обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством, определяющим порядок административного процесса (п. 1. ст. 15 Закона РБ „Об обращениях граждан и юридических лиц“). Таким образом, электронная форма подачи заявлений ПИКоАП не предусмотрена, начать административный процесс по электронному обращению фактически невозможно.

Привлечь лицо к ответственности, получив информацию посредством электронного обращения, можно только в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения. То есть после выбытия на место, где было зафиксировано нарушение ПДД. Поэтому в случае личного выявления нарушений ПДД просим обращаться в ближайший ОВД либо сообщить о правонарушении по телефону 102″.

А теперь приведем доводы Степана Данилевича

«Нам предложили два варианта сообщения о нарушениях ПДД: по номеру 102 или при личном визите в ближайший ОВД. Но существует и третий — отправление письменного заявления о нарушении ПДД почтой. Данный вариант не противоречит ПИКоАП и соответствует требованиям постановления МВД от 10.03.2010 №55. Фото и видеоматериалы, свидетельствующие о нарушении ПДД, заявитель может приобщить к заявлению в виде отдельного носителя (DVD, USB-флеш и т.п.), а также вправе указать в заявлении ссылку на место нахождения фотографий или видео в сети. То есть соответствующее требованиям ст. 9.2 ПИКоАП и отправленное почтой заявление об административном правонарушении будет являться поводом к началу административного процесса».

Также юрист представил контраргументы сообщению ГУВД: «Электронное обращение о нарушении ПДД может быть трансформировано в повод для начала административного процесса. Для этого необходимо пазл законодательных норм сложить в единую картину, а не рассматривать каждый элемент в отдельности.

Первый пазл — п. 1 и 5 ст. 10 Закона „Об обращениях граждан и юридических лиц“. „Обращения подаются заявителями в письменной или электронной форме, а также излагаются в устной форме, — гласит документ. — Обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном правонарушении, не позднее пяти рабочих дней направляются организациями, в которые они поступили, в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы“.

Второй пазл. Кто-то может возразить, что в упомянутой норме не говорится о ее распространении на электронные обращения. Но статья 25 того же закона указывает, что электронные обращения, поступившие в госорганы и иные госорганизации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений. То есть электронные обращения по фактам нарушений ПДД должны быть зарегистрированы в ОВД и заявителю должен быть предоставлен ответ на его обращение. При этом, если об этом просит заявитель, ответ должен быть предоставлен как в электронном, так и в письменном виде. Это право заявителю гарантируется статьями 7 и 25 упомянутого Закона».

От редакции

Но стоит помнить, что электронное обращение от физлица — это не просто сбросить фотки и видео на нужный электронный ящик. Обращение должно быть на русском или белорусском языке, содержать наименование организации или должность лица-получателя, ФИО гражданина, адрес его места жительства и суть (п. 2 ст. 25 и п. 2 ст. 12 Закона «Об обращениях…»). При несоблюдении этих требований электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу.

Возникает вопрос, что делать сотрудникам ОВД с электронными обращениями по фактам нарушений ПДД, если они не могут служить в качестве повода к началу административного процесса, и как гражданину в этой связи привлечь нарушителя ПДД, если он уже скрылся? Для разрешения данных вопросов нам понадобятся еще несколько недостающих законодательных пазлов.

Третий пазл. В абз. 13 ст. 22 Закона «Об ОВД РБ» закреплена обязанность проводить мероприятия по установлению лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности. Следовательно, по электронному обращению, в котором зафиксированы факты, имеющие признаки административного правонарушения, сотрудники ОВД также обязаны провести мероприятия, направленные на установление лица, подлежащего привлечению к административной ответственности.

В качестве повода к началу административного процесса в данном случае выступит рапорт сотрудника ОВД о непосредственном обнаружении сведений, указывающих на признаки административного правонарушения, составленный в соответствии с пунктами 8 и 9 Инструкции о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета ОВД заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях, утвержденной постановлением МВД от 10.03.2010 №55, в случае отсутствия письменного или устного заявления об административном правонарушении от лица, направившего электронное обращение о факте нарушения ПДД. В связи с тем что написание заявления — это не обязанность, а право заявителя, следовательно, отказ от написания в указанной ситуации письменного заявления (подписания протокола устного заявления) не будет препятствием для установления нарушителя ПДД и привлечения его к административной ответственности в случае доказанности вины.

Тут можно придраться к формулировке «непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения». Является ли чтение письма на электронном ящике «непосредственным» обнаружением (то есть простое получение информации) или все же сотрудник должен видеть нарушение своими глазами, присутствовать в момент его совершения, чтобы сказать: «Непосредственно обнаружил» (то есть статус очевидца)? Однозначного ответа на этот вопрос Инструкция не дает. Упоминается лишь фраза «в том числе по сообщениям, распространенным в СМИ». Электронное обращение средством массовой информации не является согласно ст. 20 Закона о СМИ.

Выводы юриста Степана Данилевича

«Говоря иными словами, действие Закона „Об обращениях граждан и юридических лиц“ не распространяется на рассмотрение заявлений об административных правонарушениях по существу, так как данный закон не определят порядок привлечения правонарушителя к административной ответственности. Вместе с тем указанный закон допускает подачу электронных обращений, содержащих информацию о совершенных административных правонарушениях (пп. 1, 5 ст. 10). Вышеупомянутой ведомственной инструкцией определен порядок действий сотрудников ОВД в случае обнаружения признаков административного правонарушения при рассмотрении обращений граждан, зарегистрированных в соответствии с требованиями Закона „Об обращениях граждан и юридических лиц“.

Если оформленное в соответствии с требованиями Закона „Об обращениях…“ электронное обращение, содержащее информацию о факте нарушения ПДД, в ОВД будет оставлено без рассмотрения в контексте п. 5 ст. 10 данного закона и других актов законодательства, определяющих порядок деятельности ОВД (то есть не будет составлен рапорт), то это будет являться неправомерным отказом в рассмотрении обращения. Такое бездействие сотрудников ОВД на основании ст. 6 Закона „Об органах внутренних дел Республики Беларусь“ заявитель вправе обжаловать не только, как пишут, в вышестоящий госорган (даже в Совмин), но и вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. За неправомерный отказ в рассмотрении обращения предусмотрено дисциплинарное взыскание — расторжение трудового договора (контракта) с работником до истечения срока его действия. Такое основание признается дискредитирующим обстоятельством увольнения (согласно пункту 6.11 декрета Президента РБ от 15.12.2014 №5 „Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций“).

Это, конечно, не означает, что заявители теперь могут, манипулируя своими правами, забрасывать ОВД заявлениями и информацией, не несущими смысловой нагрузки или являющимися недостоверными. Рекомендую водителям и пешеходам подходить к этому вопросу взвешенно и заявлять о тех нарушениях ПДД, которые действительно влияют на безопасность движения или иным образом ущемляют права граждан».

Выводы от редакции

Обращение может столкнуться с законодательным препятствием — электронное обращение не является поводом к началу административного процесса. Таковым (помимо заявления) считается рапорт самого сотрудника. Рапорт могут составить без заявителя или в случае его отказа от заявления, но обязательно при непосредственном обнаружении признаков правонарушения. Точного значения понятия «непосредственное обнаружение» в законе нет: должен ли сотрудник видеть нарушение собственными глазами или просто узнать о нем? Эта недосказанность может стать основанием для отказа в рассмотрении электронного обращения.

Второе препятствие — получатель электронного обращения может сослаться на статью 15 Закона РБ «Об обращениях…». В ней сказано, что обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если (среди прочего) подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством, определяющим порядок административного процесса.

В ГУВД, ознакомившись с доводами редакции и юриста, заметили, что их позиция по данному вопросу была изложена ранее на сайте управления.

Очевидно одно: электронных обращений с развитием сети в стране стало слишком много. Видимо, сотрудники не успевают рассмотреть их все, а потом еще и отреагировать на жалобы по поводу отсутствия ответа на обращения.

Е-мейл для ГАИ: куда писать?

С 22 января вступил в силу Закон РБ «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18 июля 2011 г. №300-З. Документом официально закреплены способы подачи обращений. Они могут быть письменными, устными или — внимание! — электронными.

Под электронным обращением понимают обращение, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на ее официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет. Что касается работы с такими документами, то требования к ним предъявляются те же, что и при рассмотрении письменных заявлений или жалоб.

Куда писать ГАИ? Вопрос, что называется, интересный. У ГАИ МВД Беларуси до сих пор нет своего официального сайта (в отличие от коллег из других стран: см. http://www.gibdd.ru, http://www.sai.gov.ua/)! Поэтому ГАИ рекомендует по старинке писать по почте или направляет на сайт МВД (http://mvd.gov.by, только е-мейла вы и здесь не найдете) или ГУВД Мингорисполкома (http://guvd.gov.by). Вчера последний сообщил: «Отныне каждый желающий может обратиться в ГУВД Мингорисполкома посредством отправки электронного письма. Сделать это можно, заполнив и отправив электронную форму в рубрике «Телефон доверия». Ну а далее дается пошаговая инструкция. ГУВД отмечает: «Если вы хотите сообщить значимую информацию, оставаясь инкогнито, вы можете заполнить графы для обязательного заполнения произвольной информацией».

Что касается областей, то в отличие от ГАИ МВД у каждой областной ГАИ есть свой сайт, причем по качеству наполнения они очень разные, найти адрес для электронного письма порой проблематично. Сайт есть — е-мейла нет. Без преувеличения лучший сайт в Беларуси сегодня у ГАИ Гродно (http://gaigrodno.by). По оперативности обновления информации ему нет равных. Хорош сайт ГАИ Бреста (http://gaibrest.by). На этих сайтах есть и рубрики «Вопрос — ответ», где постоянно появляются новые вопросы и ответы. Но при всем при этом ни один из сайтов ГАИ еще не открыл электронную приемную.

Итак, полезные сайты:

http://mvd.gov.by — МВД
http://guvd.gov.by — ГУВД Мингорисполкома
http://gaigrodno.by/ — ГАИ Гродно
http://gaibrest.by — ГАИ Бреста
http://gai.vitebsk.by/ — ГАИ Витебска
http://gai.mogilev.by/ — ГАИ Могилева
http://minsk.gov.by/ru/ — Мингорисполком, на форуме есть полезная рубрика «Дорожное движение» и другие, где власти и ГАИ отвечают на поступившие обращения

У ГАИ Гомеля, ГАИ Минской области нет своих сайтов, так что по старинке нужно обращаться обычным письмом или на сайты УВД облисполкомов.

В законе установлено, что электронные обращения излагаются на белорусском или русском языке. Они в обязательном порядке должны содержать адрес организации или должность лица, которым направляются, суть вопроса, а также фамилию, имя, отчество заявителя, адрес его места жительства (пребывания) или работы (учебы). Юридическое лицо в таком случае указывает свое полное наименование, место нахождения, фамилию, имя и отчество руководителя или лица, уполномоченного подписывать документы. Обращение также должно содержать адрес электронной почты заявителя.

В соответствии со ст.25 закона электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений. Анонимное, то есть не отвечающее перечисленным выше требованиям, обращение, если оно не содержит сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, рассмотрению не подлежит.

Ответы на электронные обращения, а также уведомления о их оставлении без рассмотрения по существу, направлении другим организациям в соответствии с компетенцией и т.д. отсылаются на адрес электронной почты заявителей. В то же время по просьбе заявителя ему может быть дан письменный ответ. Такое же решение имеет право принять руководитель государственного органа или иной государственной организации, рассматривающих электронные обращения.
Наконец, как письменное, так и электронное обращение до его рассмотрения по существу можно отозвать. В первом случае необходимо письменное заявление, во втором оно может быть и в электронной форме.

Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца со дня поступления. Исключением могут быть ситуации, когда для решения изложенных гражданином вопросов необходимо совершение определенных действий, получение информации из иностранного государства и т.д. В таком случае заявителю в течение пяти дней направляется соответствующее уведомление.

На фото: из всех сайтов электронную приемную открыл лишь сайт ГУВД (правда, на сайте Мингорисполкома она есть давно в виде форума)
ABW.BY

Правила написания обращения

Для того чтобы составить обращение в ГИБДД потребуется зайти на официальный сайт Министерства внутренних дел. В верхнем правом углу выбираем вкладку сервисы, осуществляемые в режиме онлайн. Самым первым в списке как раз будет раздел с обращениями граждан.

После нажатия данной кнопки, появится список организаций, куда происходит обращение. Из предложенного перечня выбираем Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения. Оно идет шестым по очереди, если подсчет производить сверху. Ставим около нужного нам наименования галочку и продолжаем подачу жалобы. Обратите внимание на то, что документ будет отправлен в центральный аппарат ГИБДД.

Перед вами предстанет текст, предупреждающий о правилах проведения проверки по вашему сообщению. После прочтения правил оказания услуг, в конце, потребуется поставить галочку у фразы: “с информацией ознакомлен”. Если этого не сделать, то продолжить не получится.

Далее перед вами появится сервис приема обращений. Он предложит заполнить вам необходимые поля. Обязательные помечены красной звездочкой, соответственно, там, где она не стоит, заполнять необязательно. Сайт предлагает заполнить вам данные конкретного получателя, указав его ФИО и должность. Если у вас нет точных сведений о том, кто должен будет рассматривать ваше обращение, то их можно не заполнять.

Далее идентифицируем заявителя. На сайте обращение может подать не только гражданин, но и представитель юридического лица. Поэтому для выбора соответствующего статуса потребуется проставить галочку. Если вы подаете обращение, как физическое лицо, то укажите свои ФИО. Если же вы подаете заявление от юридического лица, то помимо этих данных можно указать еще и наименование организации, и данные о регистрации письма во внутреннем документообороте. Но эти сведения не будут являться обязательными, они заполняются по желанию.

Для получения ответа можно указать либо электронный адрес, либо почтовый. Ниже прописываются сведения о госорганах, в которые происходило обращение по этому же вопросу, дата подачи документа туда. То есть, подача обращения по данному варианту, предполагает уже наличие какого — то решения по возникшей проблеме.

В графе “текст обращения” указываем основания для подачи заявления. Подробно прописываем причины и какие последствия вы желаете увидеть после ее обработки. Например, привлечь к ответственности виновного, провести проверку, прекратить дело и т.д. Сервис предлагает прикрепить документы, служащие доказательствами по делу. Дальше необходимо будет ввести текст с изображения и нажать кнопку отправить письмо.

Использование сайта ГИБДД

Можно подать прямо с сайта ГИБДД обращение граждан. В данном случае будут действовать те же правила. Выбираем в списке сервисов “Прием граждан”. Дальше будет небольшое отличие — портал предлагает выбрать регион, из которого происходит обращение, то есть заявление будет подано в инспекцию, работающую на территории указанного субъекта. Кроме того, данный сервис предлагает выбрать вариант документа: жалоба, заявление, предложение, запрос или выражение благодарности.

Чтобы определиться с выбором, обратимся к ст. 4 ФЗ № 59. В соответствии с этим законом, предложением считается обращение, содержащее рекомендацию по улучшению работы структуры. Заявлением — бумага, смысл которой состоит в формулировании просьбы — оказать содействие в решение вопроса. Жалоба — это документ, который подан для восстановления нарушенных прав.

Все остальное происходит по тем же правилам: заполняем обязательные поля, содержащие информацию о заявителе, адресе, куда надлежит отправить ответ, это также может быть, как почтовый адрес, так и электронный. Важно указывать реальный адрес, хотя бы потому, именно заявитель заинтересован в решении вопроса и информировании о нем.

Прописываем суть заявления, в тексте необходимо наиболее подробно указать обстоятельства дела, позволяющие сотрудникам ГИБДД рассмотреть вопрос без привлечения вас для получения дополнительной информации. Прикладываем отсканированные документы. Их размер ограничен — объем их не должен превышать 5 Мбайт.

Какой вариант выбрать

До того, как писать письма в центральную структуру рекомендуется все же постараться решить вопрос с местными органами власти. Дело в том, что по правилам, прописанным в Инструкции, утвержденной Приказом МВД № 707 от 12.09.2013 обращения, которые не рассматривались в нижестоящей структуре подлежат отправлению сначала туда. Отправление в центральное отделение приведет лишь к удлинению срока обработки документа.

Основаниями для обращения в ГИБДД могут быть:

  • выражение благодарности в адрес сотрудника, работающего в ведомстве;
  • просьба разобраться в спорной ситуации и защитить нарушенные права;
  • жалоба в отношении инспектора на его неправомерные действия или бездействие;
  • предложения по модернизации работы инспекции;
  • предоставление информации о совершении административного правонарушения.

Если ваше заявление содержит подобные просьбы, то стоит выбрать все же второй вариант. Он позволит осуществить обращение в региональное отделение и не добавит времени на пересылку его из центрального аппарата.

Обратите внимание, что для подтверждения оплаты штрафов, которые продолжают на вас висеть существует отдельный сервис. Этим пользоваться можно, но на решение вопроса в данном случае уйдет гораздо больше времени.

Рассмотрение заявления

Рассмотрение обращений происходит по правилам, предусмотренным ФЗ № 59 от 02.05.2006 и вышеназванной Инструкции.

После получения жалобы, она регистрируется в течение 3 дней. Если было принято решение, что она отправлена в ненадлежащую структуру, то в течение 7 дней, она переправляется по компетенции.

В адрес обратившегося высылается уведомление о таком факте. После этого начинается непосредственно решение вопроса, по существу. На это ст. 12 ФЗ № 59 выделено 30 дней.

Если в результате рассмотрения документа, было обнаружено, что данного срока недостаточно, причем для продления его существуют веские причины, например, необходимость производства дополнительных экспертиз или проверок, то срок может увеличиться еще на один месяц.

Заявитель уведомляется об удлинении периода рассмотрения его заявления, посредством отправки ему промежуточного ответа. Решение о продлении такого периода принимает руководитель организации, что обеспечивает объективность в оценки необходимости данного обстоятельства.

Статья 11 ФЗ предусматривает ряд ситуаций, когда ответ на обращения не дается. Среди них, например, анонимные заявления или документы, которые невозможно прочитать. К счастью, при подаче жалобы электронным способом этих недочетов можно избежать, так как отправить документы и не получится, пока не будут заполнены все необходимые поля.

Однако и в этом случае, существуют оговорки, наличие которых приводит к оставлению обращения без ответа. К ним относятся такие ситуации:

  • если жалоба в ГИБДД, поданная через Интернет, содержит вопрос, по которому уже есть решение суда, то в семидневный срок заявителю предоставляется информация о правилах его обжалования;
  • если в заявлении содержится ненормативная лексика, угрозы в адрес сотрудников органа власти или его близких, то обращение не рассматривается, а в адрес заявителя направляется сообщение о неправомерности действий с его стороны;
  • если дача ответа приведет к разглашению государственной тайны, то ответ не дается;
  • если по данному вопросу заявитель обращался неоднократно, ему были даны ответы по существу, новых обстоятельств в деле не появилось. Тогда сотрудники органа власти должны отправить в его адрес информационное письмо, предупреждающее о прекращении переписки и оповещающее о его праве возобновить ее, в случае появления новых, неучтенных ранее обстоятельств.

ФЗ № 355 от 27.11.2017 был введен новый пункт, оставляющий право за сотрудниками органа власти в случае, если на поставленный вопрос уже опубликован ответ на официальном сайте такого органа, сообщить заявителю лишь адрес самого сайта, на котором можно познакомиться с интересующей его информацией.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *