Устройство, обозначение и параметры реле

Для управления различными исполнительными устройствами, коммутации цепей, управления приборами в электронике активно применяется электромагнитное реле.

Устройство реле достаточно просто. Его основой является катушка, состоящая из большого количества витков изолированного провода.

Внутрь катушки устанавливается стержень из мягкого железа. В результате получается электромагнит. Также в конструкции реле присутствует якорь.Он закреплён на пружинящем контакте. Сам же пружинящий контакт закреплён на ярме. Вместе со стержнем и якорем ярмо образует магнитопровод.

Если катушку подключить к источнику тока, то образовавшееся магнитное поле намагничивает сердечник. Он в свою очередь притягивает якорь. Якорь укреплён на пружинящем контакте. Далее пружинящий контакт замыкается с другим неподвижным контактом. В зависимости от конструкции реле, якорь может по-разному механически управлять контактами.

Устройство реле.

В большинстве случаев реле монтируется в защитном корпусе. Он может быть как металлическим, так и пластмассовым. Рассмотрим устройство реле более наглядно, на примере импортного электромагнитного реле Bestar. Взглянем на то, что внутри этого реле.

Вот реле без защитного корпуса. Как видим, реле имеет катушку, стержень, пружинящий контакт, на котором закреплен якорь, а также исполнительные контакты.

На принципиальных схемах электромагнитное реле обозначается следующим образом.

Условное обозначение реле на схеме состоит как бы из двух частей. Одна часть (К1) – это условное обозначение электромагнитной катушки. Она обозначается в виде прямоугольника с двумя выводами. Вторая часть (К1.1; К1.2) – это группы контактов, которыми управляет реле. В зависимости от своей сложности реле может иметь достаточно большое количество коммутируемых контактов. Они разбиваются на группы. Как видим, на обозначении изображены две группы контактов (К1.1 и К1.2).

Как работает реле?

Принцип работы реле наглядно иллюстрирует следующая схема. Есть управляющая цепь. Это само электромагнитное реле K1, выключатель SA1 и батарея питания G1. Также есть исполнительная цепь, которым управляет реле. Исполнительная цепь состоит из нагрузки HL1 (лампа сигнальная), контактов реле K1.1 и батареи питания G2. Нагрузкой может быть, например, электрическая лампа или электродвигатель. В данном случае в качестве нагрузки используется сигнальная лампа HL1.

Как только мы замкнём управляющую цепь выключателем SA1, ток от батареи питания G1 поступит на реле K1. Реле сработает, и его контакты K1.1 замкнут исполнительную цепь. На нагрузку поступит напряжение питания от батареи G2 и лампа HL1 засветится. Если разомкнуть цепь выключателем SA1, то с реле K1 будет снято напряжение питания и контакты реле K1.1 вновь разомкнуться и лампа HL1 выключится.

Коммутируемые контакты реле могут иметь своё конструктивное исполнение. Так, например, различают нормально-разомкнутые контакты, нормально-замкнутые контакты и контакты на переключение (перекидные). Разберёмся с этим поподробнее.

Нормально разомкнутые контакты

Нормально разомкнутые контакты – это контакты реле, которые находятся в разомкнутом состоянии до тех пор, пока через катушку реле не потечёт ток. Говоря проще, когда реле выключено, контакты тоже разомкнуты. На схемах реле с нормально-разомкнутыми контактами обозначается вот так.

Нормально замкнутые контакты – это контакты реле, находящиеся в замкнутом состоянии, пока через катушку реле не начнёт течь ток. Таким образом, получается, что при выключенном реле контакты замкнуты. Такие контакты на схемах изображают следующим образом.

Переключающиеся контакты

Переключающиеся контакты – это комбинация из нормально-замкнутых и нормально-разомкнутых контактов. У переключающихся контактов есть общий провод, который переключается с одного контакта на другой.

Современные широко распространённые реле, как правило, имеют переключающиеся контакты, но могут встречаться и реле, которые имеют в своём составе только нормально-разомкнутые контакты.

У импортных реле нормально-разомкнутые контакты реле обозначаются сокращением N.O. А нормально-замкнутые контакты N.C. Общий контакт реле имеет сокращение COM. (от слова common – «общий»).

Теперь обратимся к параметрам электромагнитных реле.

Параметры электромагнитных реле.

Как правило, размеры самих реле позволяют наносить на корпус их основные параметры. В качестве примера, рассмотрим импортное реле Bestar BS-115C. На его корпусе нанесены следующие надписи.

COIL 12VDC – это номинальное напряжение срабатывания реле (12V). Поскольку это реле постоянного тока, то указано сокращённое обозначение постоянного напряжения (сокращение DC обозначает постоянный ток/напряжение). Английское слово COIL переводится как «катушка», «соленоид». Оно указывает на то, что сокращение 12VDC имеет отношение к катушке реле.

Далее на реле указаны электрические параметры его контактов. Понятно, что мощность контактов реле может быть разная. Это зависит как от габаритных размеров контактов, так и от используемых материалов. При подключении нагрузки к контактам реле нужно знать мощность, на которую они рассчитаны. Если нагрузка потребляет мощность больше той, на которую рассчитаны контакты реле, то они будут нагреваться, искрить, «залипать». Естественно, это приведёт к скорому выходу из строя контактов реле.

Для реле, как правило, указываются параметры переменного и постоянного тока, которые способны выдержать контакты.

Так, например, контакты реле Bestar BS-115C способны коммутировать переменный ток в 12А и напряжение 120V. Эти параметры зашифрованы в надписи 12А 120VAC (сокращение AC обозначает переменный ток).

Также реле способно коммутировать постоянный ток силой 10А и напряжением 28V. Об этом свидетельствует надпись 10A 28VDC. Это были силовые характеристики реле, точнее его контактов.

Потребляемая мощность реле.

Теперь обратимся к мощности, которую потребляет реле. Как известно, мощность постоянного тока равна произведению напряжения (U) на ток (I): P=U*I. Возьмём значения номинального напряжения срабатывания (12V) и потребляемого тока (30 mA) реле Bestar BS-115C и получим его потребляемую мощность (англ. — Power consumption).

Таким образом, мощность реле Bestar BS-115C составляет 360 милливатт (mW).

Есть ещё один параметр – это чувствительность реле. По своей сути, это и есть мощность потребления реле во включённом состоянии. Понятно, что реле, которому требуется меньше мощности для срабатывания, является более чувствительным по сравнению с теми, которые потребляют большую мощность. Такой параметр, как чувствительность реле, особенно важен для устройств с автономным питанием, так как включенное реле расходует заряд батарей. К примеру, есть два реле с потребляемой мощностью 200 mW и 360 mW. Таким образом, реле мощностью 200 mW обладает большей чувствительностью, чем реле мощностью 360 mW.

Как проверить реле?

Электромагнитное реле можно проверить обычным мультиметром в режиме омметра. Так как обмотка катушки реле обладает активным сопротивлением, то его можно легко измерить. Сопротивление обмотки реле может варьироваться от нескольких десятков ом (Ω), до нескольких килоом (kΩ). Обычно самое низкое сопротивление обмотки имеют миниатюрные реле, которые рассчитаны на номинальное напряжение 3 вольта. У реле, номинальное напряжение которых составляет 48 вольт, сопротивление обмотки намного выше. Это прекрасно видно по таблице, в которой указаны параметры реле серии Bestar BS-115C.

Номинальное напряжение (V, постоянное) Сопротивление обмотки (Ω ±10%) Номинальный ток (mA) Потребляемая мощность (mW)
3 25 120 360
5 70 72
6 100 60
9 225 40
12 400 30
24 1600 15
48 6400 7,5

Отметим, что потребляемая мощность всех типов реле этой серии одинакова и составляет 360 mW.

Электромагнитное реле является электромеханическим прибором. Это, наверное, является самым большим плюсом и в то же время весомым минусом.

При интенсивной эксплуатации любые механические части изнашиваются и приходят в негодность. Кроме этого, контакты мощных реле должны выдерживать огромные токи. Поэтому их покрывают сплавами драгоценных металлов, таких как платина (Pt), серебро (Ag) и золото (Au). Из-за этого качественные реле стоят довольно дорого. Если ваше реле всё-таки вышло из строя, то замену ему можно .

К положительным качествам электромагнитных реле можно отнести устойчивость к ложным срабатываниям и электростатическим разрядам.

Главная &raquo Радиоэлектроника для начинающих &raquo Текущая страница

Также Вам будет интересно узнать:

  • Симистор.

  • Параметры МДП-транзисторов.

Нормально замкнутые контакты

Смотреть что такое «Нормально замкнутые контакты» в других словарях:

  • Нормально разомкнутые контакты — Нормально разомкнутые контакты термин, характеризующий состояние основных и дополнительных контактов реле, кнопок и других переключающих электрических устройств, которые имеют два несимметричных состояния. Одно состояние рабочее, другое не… … Википедия

  • Кнопка (техника) — Запрос «Клавиши» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Кнопка. Кнопк … Википедия

  • Реле — (фр. relais) электрическое устройство (выключатель), предназначенное для замыкания и размыкания различных участков электрических цепей при заданных изменениях электрических или неэлектрических входных величин. Различают электрические,… … Википедия

  • Контакт — (от лат. contactus прикосновение) поверхность соприкосновения чего либо; взаимодействие, связь, сотрудничество. Геологический контакт Электрический контакт Нормально замкнутые контакты Нормально разомкнутые контакты Терминальные… … Википедия

  • Клавиша — Кнопки калькулятора Кнопка, не смонтированная в аппаратуру Кнопка простейший физический механизм управления различными устройствами, средство размыкания или замыкания электрических или механических контактов. Обычно изготовляются из твёрдого… … Википедия

  • Клавиши — Кнопки калькулятора Кнопка, не смонтированная в аппаратуру Кнопка простейший физический механизм управления различными устройствами, средство размыкания или замыкания электрических или механических контактов. Обычно изготовляются из твёрдого… … Википедия

  • Кнопка (электротехника) — Кнопки калькулятора Кнопка, не смонтированная в аппаратуру Кнопка простейший физический механизм управления различными устройствами, средство размыкания или замыкания электрических или механических контактов. Обычно изготовляются из твёрдого… … Википедия

  • Вибрационный регулятор — регулирующее устройство, исполнительный элемент которого находится в режиме непрерывных колебаний (вибраций) с периодом, значительно меньшим постоянной времени (См. Постоянная времени) объекта регулирования. Системы с В. р. различаются по … Большая советская энциклопедия

  • ВИБРАЦИОННЫЙ РЕГУЛЯТОР — автоматич. регулятор, исполнит. элемент к рого находится в режиме непрерывных колебаний (вибраций). Наиболее распространён В. р. электрич. напряжения, исполнит. элемент к рого электромагн. реле замыкает (при снижении напряжения) и размыкает (при… … Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Рельсовая цепь — (РЦ) изолированный участок ж. д. пути, элемент системы железнодорожной автоматики и телемеханики (См. Железнодорожная автоматика и телемеханика), в котором проводниками тока служат рельсовые нити. Такие участки, называются блок участками… … Большая советская энциклопедия

Nissan Almera Classic Walera ›
Бортжурнал ›
НР или НЗ. Глубокой печали пост.

Речь снова пойдёт о Scher-Khan 7. Я не оставила попыток настроить автозапуск (зима близко) и, по совету с форумов, сбросила настройки к заводским. На этот раз они действительно сбросились. Как выяснилось позже, эта опция предназначена только для установщиков автосигнализации =)

На следующий день машинка не завелась, вернее, не давала себя завести. А метро я ой, как не люблю =)))) Причину найти было не сложно (инструкция, гугл и здравый смысл помогли мне): поменялся тип реле блокировки двигателя с НР на НЗ. А теперь подробнее, касательно именно Scher-Khan.

У Шерхана тип блокировки двигателя можно менять программно.Обычно предполагается, что блокировка делается разрывом какой либо цепи.
1. Нормально замкнутые (НЗ) контакты. Блокировка по умолчанию, если система находится в режиме охраны, то на провод блокировки подключается земля, когда сигналка находится в режиме охраны. Т.е. нормально замкнутое (НЗ) реле не препятствует заводке двигателя, когда на нем нет +12 и/или земли от сигналки (+12 берется с точки где они есть только при включенном зажигании, чтобы не сажать по ночам аккумулятор). Если найти блок управления сигналки, для которой выставлена такая блокировка и отключить блок, то машина поедет. Считается более безопасной, т.к. если сигналка сломается, ее можно отключить и машина не заглохнет посреди дороги на скоростном шоссе.
2. Нормально разомкнутые (НР) контакты. Блокировка не по умолчанию. Если машина находится в режиме охраны, то на проводе блокировки земли нет. Т.е. нормально разомкнутое реле (НР) будет препятствовать заводке двигателя, когда на нем _нет_ +12 и/или земли от сигналки. Если даже и удастся найти блок сигналки и выдрать его, то машина не поедет. Считается более опасной, т.к. отсоединение проводов во время движения или сдыхание блока может привести к остановке двигателя на ходу. Естественно, при нормальном монтаже, провода на ходу не отваливаются.

В общем, причина капризов Ниссанчега ясна. Что делать, тоже ясно: перепрограммировать функцию 2-7 с НЗ на НР. Но не так всё просто.

Далее «счастливые» владельцы Шерхана (сигналка попсовая, думаю, у кого-то на драйве есть) поймут: перехожу в режим программирования функций блока №2, перехожу к 7-ой функции, далее машинка должна подтвердить номер выбранной функции соответствующим числом коротких сигналов сирены — этого не происходит, хз почему. Соответственно, новая настройка не принимается, и бибика снова не заводится, ибо тип реле блокировки двигателя по-прежнему НЗ.

Вчера час ковырялась с Валеркой, уговаривала завестись — ни в какую(( Подошёл таксист, посоветовал открутить плюсовую клемму у аккума и подождать какое-то время. Вроде так «ошибки сбросятся». Странная формулировка, ибо ошибок никаких не было =) Но и это не помогло(

В общем, не хочу я эвакуатор вызывать во двор, да и на метро завтра на работу ехать не хочу =) Поэтому пойду пытаться дальше =) Всем бобра =)

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *