Ники Лауда. Биография.

Выиграл Чемпионатов мира – 3.

Участвовал в Гран-при – 173.

Выиграл Гран-при – 25.

Гран-при на подиуме — 54

Стартов с полу позиции – 24.

Установлено лучших кругов — 24

Набрано Очков в карьере — 420.5

Гражданство – Австрийское.

Он купил себе путь в Формулу 1 и с лихвой расплатился за это своим здоровьем, чуть не лишившись жизни. Оставленный всеми после ужаснейшей аварии, которая с ним приключилась, он вернулся к жизни, как говорит медицина, только с помощью силы воли. Его удивительное и неимоверно скорое возвращение в кабину машины стало самым храбрым возвращением в истории автоспорта. После победы в двух чемпионатах мира ему стало скучно, и он ушёл из Формулы 1. Ушёл для того, чтобы вернуться и опять стать победителем. Во время своей карьеры его называли «героем и злодеем в одном лице». Пострадавший во время аварии чемпион мира, бросивший вызов разногласиям, по сей день остаётся живой легендой в мире автоспорта. И более подробная его биография.

Андре́ас Никола́ус Ла́уда, более известный как Ники Лауда, родился 22 февраля 1949 года в Вене в семье известного австрийского бизнесмена из династии банкиров. Его отец нажил себе состояния на производстве бумаги, но Ники не собирался идти по стопам своего отца. С детства он любил всё, что связанно с автомобилями. Он уже в 12 лет с радостью парковал «Жук» своих родственников у дома и, естественно, никогда не был против прокатиться на нём пару кругов вокруг. Почти сразу после поступления в университет Лауда бросает обучение и поступает в школу гонщиков на выживание. Деньги на оплату обучения он занимает в австрийских банках, где члену семьи Лауда всегда рады.

Он стал заниматься автоспортом, что, по мнению окружения его родителей, было позорным занятием для такой известной фамилии. На это он совсем не обращал внимания. Свой путь он начал в 1968 году в Мини на машине «Купер». Его карьера пролегла через Формулу Ви, серии «Порше» и «Шеврон», Формулу 3. Но, к сожалению, значимых результатов в этих чемпионатах он добиться не смог, хотя его талант был очевиден. Тогда его не смог рассмотреть даже сам Колин Чепмен (самый талантливый менеджер в то время в автоспорте). Поэтому надо было кардинально менять план действий.

Карьера в «Феррари».

Конец 1973 года становится переломным для Ники и для Феррари. Энцо Феррари берёт на работу 26-летнего Луку Монтедземоло на пост главного менеджера гоночной команды. К этому моменту команда из Маранелло уже давно не завоёвывала титула (последним был Джон Сёртиз). Лука Монтедземоло, в свою очередь, приглашает в команду Клея Регаццони из Брэбэма, который соглашается. В диалоге со своим соотечественником Монтедземоло узнаёт, что некий австриец Лауда — хороший гонщик, и Ники тоже получает предложение для перехода в Феррари. На вырученные деньги Лауда откупается от контракта с Брэбэм и становится боевым пилотом Скудерии. Сезон 1974 года становится первым в истории Ники, в котором он зарабатывает достаточно много денег для того, чтобы расплатиться с долгами. Феррари терпит неудачи, начиная с 1970 года, в кульминации — полный провал сезона 1973 года . Поэтому Лука распускает предыдущий штат команды и формирует его практически заново. Здесь проявляется одна из ярких черт таланта Ники Лауды – краткость и чёткость в выражении своих мыслей. После первых тестов нового болида «1974 Феррари 312», Лауда заявляет: «Машина – кусок дерьма, но я выжму из неё все, на что она способна». Доверие, которым команда удостоила никому неизвестного Ники, вернулось с торицей. В первой же гонке на Гран-при Аргентины он занимает второе место, а до первой победы им пришлось подождать ещё три гонки, пока Ники не победил на Гран-при Испании. Этот молодой австриец привлек к себе внимание в сезоне 1974 года ещё и тем, что завоевал 8 поулов, шесть из которых подряд. В среде гонщиков у Ники Лауда была кличка: «крыса», «суперкрыса», «король крыс», такое прозвище он получил из-за неправильного прикуса. В СМИ его называли «компьютером» за четкость и отлаженность действий и решений. Однако даже этот компьютер всё ещё давал промашки и совершил несколько дорогостоящих ошибок. После этого Ники Лауда сказал: «Совершение ошибок и приобретение на них опыта было единственным самым быстрым способом улучшиться». К сожалению, несовершенство болида Феррари дало ему возможность повторно победить лишь на Гран-при Нидерландов. Но Лауда очень усердно работал над машиной на тестах, и этот факт не мог не подкупать всех, кто работал с ним в команде. Результатом для команды стал довольно успешный сезон. Клей потерял шанс на чемпионский титул лишь в последней гонке, а Ники занял четвёртое место в личном зачёте.

Год 1975 начался для Ники Лауды не очень удачно. В первых пяти этапах он не смог подняться выше 5-го места. Но после того, как пересел на новую» Феррари 312Т», он смог победить в последующих четырёх гонках из пяти: Монако, Бельгия, Швеция, Франция. И в заключении чемпионата на Гран-при США. Таким образом, Лауда впервые стал чемпионом мира. Он был прагматиком. По поводу своих трофеев он сказал: «Они захламляют мне дом, абсолютно бесполезные предметы». После этих слов он собрал их и отнёс хозяину соседней авто мойки в обмен на то, что будет бесплатно мыть у него свою машину.

Сквозь огненное пекло…

К середине лета 1976 года Ники Лауда выиграл пять гонок. И всем казалось, что история с чемпионством повторится. Но в ход предполагаемых событий вмешался дождь в Нюрнбургринге. Перед заездом Лауда собрал всех пилотов и предложил отменить гонку из-за плохих погодных условий. Но, проголосовав, гонщики все же решили провести соревнование. Лауда, как и Джеймс Хант, на тот момент единственный, кто мог ему что-либо противопоставить, стартовали на дождевой резине, но после первого круга стало ясно, что она не работает. Оба пилота заехали в боксы для её замены. Механики быстро обслужили Ханта, и он ушёл на трассу, а механики Феррари замешкались, и Лауда потерял несколько позиций. Он выскочил на трассу полный надежд и рвения опередить Макларен. Так быстро и безрассудно ездил только он и Фанхио в далёком 1957. На втором круге Лауда теряет управление ( скорее всего это произошло из-за проблем с задней подвеской) и врезается в отбойник. Его машина вспыхивает и, отскочив от ограждения, вылетает на трассу. Идущий позади Брет Ланджер, врезается в горящий болид Ники. Но, несмотря на столкновение, он быстро выбирается из машины. К сожалению, Лауда не может сделать то же самое — он зажат в кокпите. Подъехавшие мгновением позже, Артуро Мерцарио и Гаю Эдвардсу вместе с Ланджером и одним из маршалов гонки пытаются вынуть из пылающего болида Ники. В конце концов им всё-таки удаётся достать обгоревшего австрийца из машины, но, к сожалению, не с первой попытки. Лауда в сознании и пытается встать на ноги. Его на вертолёте доставляют в госпиталь. У него обширные ожоги головы и запястий, сломано несколько рёбер, но самое ужасное это то, что ему пришлось вдыхать токсичные пары горения. Поэтому Ники Лауда обжог и отравил лёгкие. После приезда в больницу он впадает в кому. Проведя все возможные операции, врачи теряют надежду на его спасение. Возле обездвиженного тела Ники священник, он взывает к Богу. Но Лауда не собирался умирать вот так. Внезапно для всех он выходит из комы и прогоняет священника словами: «Пошёл прочь, я всё ещё жив!».

Авария Ники Лауды на Нюрбургринге 1976 года. Видео

После этого Лауда начинает усиленно поправляться и, пропустив всего две гонки, через шесть недель выходит на старт Гран-при Италии. «Благодаря лишь силе воли он смог победить в практически проигранной партии со смертью», — сказали врачи, которые следили за ходом его лечения. Надев шлем на сочащиеся кровью бинты, Ники садится в машину и начинает гонку. Несмотря на ещё не затянувшиеся раны и не самую лучшую форму, он финиширует четвёртым. Вообще Ники пренебрежительно относился к наследству, доставшемуся ему от аварии. Он сделал всего одну пластическую операцию на веках и то для того, чтобы лучше видеть, -обгоревшие части кожи мешали ему пилотировать болид. А по поводу уха он как-то сказал: «Теперь мне даже стало удобнее разговаривать по телефону…». В то время пока Лауда отсутствовал, Ханту удалось сократить разрыв. А после Италии он выиграл ещё две гонки в Канаде и США. Решающим этапом стала гонка в Японии. У подножия Фудзиямы в день гонок шёл проливной дождь. Ханту для победы над Лаудой надо было набрать три очка, и у него были все шансы для этого. Хант квалифицировался на позицию выше, чем Лауда, который должен был стартовать третьим. После двух кругов под проливным дождём Ники Лауда остановил свою машину в боксах, объяснив этот поступок тем, что продолжать слишком опасно. Но Джеймс Хант не остановился, всю гонку он шёл на достаточно высоких позициях. За несколько кругов до финиша он проколол шину, и ему пришлось заехать на пит-стоп, на трек Хант вернулся шестым. До финиша оставалось несколько кругов, Джеймсу удалось собраться и пройти трёх гонщиков. Таким образом, он финишировал третьим. Это означало, что в общем зачёте он опередил Ники Лауду всего на одно очко и стал Чемпионом Мира 1976 года. После гонки Джеймс Хант назвал поступок Ники подвигом. А в Италии некоторые назвали Ники трусом за то, что он совершил в Японии. Даже Энцо Феррари начал строить планы как бы заменить австрийца.

В следующем 1977 году у Ники не было громких побед, но выступал он очень стабильно. Испорченные отношения между руководством Феррари и Ники дали о себе знать. Он объявил о том, что покинет Феррари по окончании сезона. Тогда же команда Феррари выпустила на трассу Гран-при Канады никому неизвестного Жиля Вильнёва. После чего Лауда решил вообще не участвовать в двух заключительных гонках. Этот факт вывел из себя Энцо Феррари, но отнюдь не помешал Ники стать чемпионом мира во второй раз.

Возвращение в Брэбэм.

В 1978 году Ники перешёл в команду Брэбэм, которой тогда владел Берни Экклстоун. Энцо Феррари не оценил этого и назвал Лауду предателем. В сезоне 78-го года Ники выиграл две гонки и занял четвёртое место в общем зачёте. Одной из побед была победа на Гран-при Швеции. Она примечательна тем, что для этого Гран-при команда использовала новую машину Брэбэм ВТ46. Её существенное отличие заключалось в том, что сзади был приделан огромный вентилятор, который, якобы, охлаждал двигатель, но на самом деле он выкачивал воздух из-под днища автомобиля, создавая тем самым большую прижимную силу. Но помимо того, что он откачивал воздух из-под болида, он ещё поднимал и все мелкие частицы: песок, камушки и кусочки резины — и направлял их на позади идущий болид. Эту машину сразу же прозвали «машина-фен». Принеся победу, это приспособление было запрещено и сразу после гонки отправилось пылиться в музей. 1979 год стал абсолютно неудачным для Лауды. Связанно это было с техническими проблемами, преследовавшими Брэбэм. На Гран-при Канады после тренировочных заездов Ники объявил, что уходит из Формулы 1. «Мне надоело ездить по кругу, я хочу создать свою авиакомпанию», — сказал Ники Лауда и ушёл, даже не приняв участия в гонке.

Брэбэм ВТ46 «машина-фен».

Карьера в Макларен.

Такое место он находит в команде Макларен. Подписав контракт, который впоследствии был назван одним из самых выгодных в истории Формулы 1, на 5 миллионов долларов, он сказал спонсорам команды: «Я взял себе как пилоту 1 доллар, остальные деньги вы заплатили за мою индивидуальность». Сезон — возвращение 82-го года совпал с борьбой Международной Федерации Автомобильного Спорта (FISA) и Ассоциацией Конструкторов Формулы 1 (FOCA). Апогеем этой борьбы стала гонка в Сан-Марино, проведение которой члены Ассоциации Конструкторов блокировали. Ники был одним из действующих лиц в этой драме. Большое значение имели только Колин Чепмен и Фрэнк Уильямс. В результате им удалось договориться о более приемлемом распределении прибыли, гонка состоялась, проблемы были решены. В первой же гонке сезона Ники занял четвёртое место, а гонку Западного Гран-при США в Лонг-Бич выиграл. Перед гонкой в Южной Африке Лауда стал инициатором «забастовки водителей». Дело было в том, что это было время введения суперлицензии, которая жёстко ограничивала права пилотов и привязывала их к команде. Поэтому все водители, за исключением Тео Фаби, забаррикадировались в банкетном зале Sunnyside Park Hotel и находились там целый день. Этого хватило, чтобы победить в противостоянии с бюрократической машиной. Но дальше качество выступлений было перечёркнуто техническими проблемами и в последующих пяти гонках он не смог финишировать, а ещё в одной был дисквалифицирован. В итоге он набрал 30 очков и занял пятое место в чемпионате. В следующем году механические проблемы не собирались покидать команду Макларен. Лауда занял второе и третье место в первых двух гонках, после этого он смог только дважды добыть очки, а в остальных гонках ему не удавалось доехать до финиша. Итог — десятое место в общем зачёте.

Сезон 1984 года постоянно балансировал между положительными и отрицательными показателями. Так в первых восьми гонках Лауда выиграл дважды и один раз занял второе место, в остальных пяти этапах он сошёл с дистанции из-за неполадок с автомобилем. Но во второй половине сезона команда Макларен всё же смогла собраться и устранить недочёты. После чего выступления Лауды стали стабильнее: он выиграл дважды и три раза занял третье место. Вообще в этом сезоне Ники противостоял всего один пилот — его напарник по команде Ален Прост. В получении чемпионского титула Ники Лаудой большую роль сыграло Гран-при Монако. Тогда за победу давали девять очков, но гонка завершилась через час после начала, и Ален Прост вместо 9 очков, получил 4.5. В итоге сезона Лауда опередил Проста на 0.5 балла и стал Чемпионом Мира в третий раз.

Сезон 1985 года опять был полон техническими неисправностями автомобиля, и Ники смог выиграть лишь одно Гран-при Нидерландов. В общем итоге он занял десятое место и на этот раз окончательно объявил о своём уходе из Формулы 1 в качестве пилота.

Другая жизнь.

После того как Лауда ушёл из Формулы 1, он опять вернулся к управлению своей авиакомпанией. В промежуток с 1975 года по 1996 год Ники написал пять книг об автоспорте и о своей карьере: («Искусство и тонкости вождения на некоторых этапах Гран-при» (1975); «Мои годы с Феррари» (1978); «Новая Формула 1: Эра турбо» (1984); автобиография «В ад и обратно» (1986); «Третья жизнь» (1996). В редактировании ему помогал австрийский журналист Герберт Фолкер.

В 1993 году Ники Лауда был введён в Международный Зал Славы Автоспорта.

В 1999 году Лауда продал контрольный пакет акций самой большой австрийской авиакомпании Austrian Airlines. И практически отошёл от дел в управлении Lauda Air. В 2003 году он продаёт остаток акции Lauda Air и сразу же основывает другую авиакомпанию – «Niki».

В конце тысячелетия Лауда работает консультантом в Феррари. В 2001 году компания Форд пригласила его на должность спортивного директора в команду Ягуар Ф1. За время своей работы в Ягуар с 2001 по 2004 годы Лауда выжил из команды двух соруководителей, а результатов команда так и не принесла. Такое поведение Ники не радовало руководство Форд, ко всему прочему он занимался комментаторской деятельностью в RTL (с 1996 года), что тоже не устраивало его нанимателей. В итоге команда обанкротилась, и её купил концерн Ред Булл.

В 2005 году австрийская почта выпустила марку с изображением Ники Лауды. В 2008 году американский спортивный канал ESPN поставил Ники Лауда на 22-е место в ТОПе пилотов всех времён и народов.

19 июля 2008 года Ники Лауда (59 лет!) принимает участие в гонке BMW M1 Procar Series, в которой одерживает победу.

В 2009 году в интервью немецкой газете Die Ziet Ники Лауда признался, что рекламодатель платит ему 1.2 миллиона евро в год за место на его красной бейсболке.

С сентября 2012 года и по настоящее время Лауда является неисполнительным директором в совете директоров гоночной команды Мерседес Ф1 (Mercedes AMG Petronas Formula 1 Team). Он принимал участие в переговорах о подписании трёхлетнего контракта с Льюисом Хэмильтоном.

Жена и дети Ники Лауды.

Ники Лауда был женат дважды. В первый раз он женился на Марлен в 1976 году. От этого брака у него двое сыновей Лукас и Матиас. Матиас автогонщик, а Лукас его менеджер.

Инициатором развода с Марлен был Ники. Однажды он сказал ей, что хочет расстаться. Марлен ответила: «Хорошо, но тебе придётся заботиться обо мне и содержать». Ники согласился. Он всегда положительно отзывался о своей первой жене, говоря: «Она добрый и душевный человек». После развода они остались добрыми друзьями, которые часто видятся. Марлен живёт на Ибице в доме, который ей купил Ники. Марлен находится в хороших отношениях с новой женой Ники Бирджит. По мнению Лауды, они добрые подруги.

У Лауды есть внебрачный сын Кристоф. Мать Кристофа хотела воспитывать своего сына сама, и Ники не стал этому противиться. Сейчас Кристофу 31 год. Видятся они крайне редко.

Вторая жена Ники Лауда — Биргит была стюардессой в авиакомпании Ники. Лауда имеет лицензию на управление самолётами, поэтому иногда сам их пилотирует. Там они и познакомились. В 1997 году у Ники Лауды начались проблемы с почками. Возможно, из-за аварии на Нюрнбургринге, а может быть и по другим причинам. Тогда его брат пожертвовал ему свою почку. Она проработала восемь лет, и в 2005 году ему пришлось искать нового донора. Его сын Лукас хотел отдать ему свою почку, но анализы показали, что почка не подошла бы, и Ники не согласился. В этот момент он был знаком с Биргит всего восемь месяцев, и она неожиданно предложила ему свою почку. Как сказал Ники: «Я чувствовал огромную ответственность перед ней. Мы были едва знакомы, а она предлагала мне свой орган. Сначала я отказался. Она настаивала и я согласился. На удивление её почка подошла мне даже лучше, чем почка моего сына. Я был ошеломлён её поступком и очень ей за это благодарен». В этом же году они поженились.

В 2009 году 30-летняя Биргит родила Ники, которому исполнилось 60, двойню. Произошло это событие в Вене — на родине Лауды. У пары Бирджит и Ники родились мальчик и девочка. Их назвали Макс и Миа. Дети родились здоровыми весом почти по 3.6 килограмма каждый.

Несколькими годами позже Ники спросили, хочет ли он, чтобы кто-то из его близнецов стал гонщиком? На что он ответил: «Не знаю. Пока что очень рано об этом судить и что-то говорить. Хотя Миа очень похожа на меня. Она такая же бесстрашная, как и я».

Первая жена Ники Лауды — Марлин Кнаус

Впервые Андреас Николаус Лауда (род. 22.02.1949, г. Вена, Австрия) женился в 1976. Женой Ники Лагуды стала красавица Марлин Кнаус. В этом же году Ники Лауда попадает в страшную автокатастрофу, которая произошла во время соревнований. В течение полутора месяцев шла борьба за его жизнь, и все это время его жена Марлин не отходила от него ни на шаг.

Ники Лауда и Марлин Кнаус

Незадолго до аварии Ники Лауда предлагал автогонщикам отказаться от соревнований на плохо подготовленной трассе в Нюрбургринге. Однако его предложение коллеги отклонили. Во время гонок, машину Лауды выбросило с трассы, она столкнулась с ограждением, и загорелась. Горящий болид загородил дорогу гонщику Брету Ланджеру, который на высокой скорости врезался в горящий автомобиль. После столкновения горели уже обе машины. Ники Лауде помогли выбраться из горящего болида, однако он имел сильнейшие ожоги рук и головы. Ситуацию усугубило и то, что Ники успел надышаться выхлопными газами.

Горящий болид Ники Лауды

Попав в больницу, Ники Лауда оказался в коме. Врачи постоянно боролись за его жизнь. Бессменной сиделкой для него стала его жена Марлин Кнаус. А спустя полтора месяца Ники Лауда снова появился на трассе. Авария, произошедшая в Нюрбургринге, заставляла гонщика прикрывать страшные шрамы на голове красной кепкой, которая со временем стала неотъемлемой составляющей его имиджа.

Брак Ники Лауды и Марлин продлился пятнадцать лет. За это время в их семье родились сыновья — Матиас и Лукас.

Матиас и Лукас Лауда

Вторая жена Ники Лауды — Биргит Ветцингер

В 2008 году Ники женился на Биргит Ветцингер (род. 1979 г.), с которой они до этого встречались. Биргит была стюардессой в авиакомпании Ники Лауды. В одном из своих интервью гонщик признался, что вторая жена в корне изменила его жизнь. Биргит спасла Нику Лауду, отдав ему собственную почку.

Биргит Ветцингер и Ники Лауда

Ники трудно было осознать, что женщина отдала свою почку человеку, которого любила. Супруга бывшего пилота Формулы-1, Биргит Ветцингер, стала для него не только женой, но и другом. Раньше, в семидесятых годах прошлого столетия, гоночной карьеры, как таковой, не существовало. И когда стоял вопрос выбора, то гонщику не с кем было посоветоваться. Он должен был решать все сам.

Ники Лауда с женой Биргит и детьми — Макс и Миа

Сейчас Биргит Лауда — его лучший друг, с которым он может посоветоваться по любому вопросу. «Я женился на этой прекрасной женщине вовсе не потому, что она отдала мне свою почку. Просто я ее полюбил искренне, всем сердцем, а в 2009 у нас появились близнецы — Макс и Миа. Мне действительно в жизни очень повезло», — признается Лауда.

Дети Ники Лауды

Сегодня личная жизнь знаменитого австрийца, Ники Лауда — героя гонок «Формула -1», завоевавшего 2 чемпионских титула, выступая за «Феррари» и 1 — за «Макларен», стала более яркой и интересной. Он является бизнесменом, востребованным экспертом по автогонкам и спортивным комментатором на популярном немецком телеканале RTL.

Ники Лауда в молодости

Ники Лауда очень гордится своими детьми. Двое сыновей от первого брака — Матиас и Лукас поддерживают с ним добрые отношения. Матиас Лауда (род. 30.01.1981, г. Зальцбург), как и его отец, стал автогонщиком, выступающим в кузовной серии DTM.

Ники Лауда с первой женой Марлин и сыном Матиасом

Второй сын — Лукас работает менеджером у родного брата. В семье Лукаса, не так давно поселившегося в Барселоне, скоро ожидается прибавление семейства. Следует заметить, что родители Ники Лауды были преуспевающими банкирами и даже не могли предположить, что их сын и внук станут автогонщиками.

На фото: Ники Лауда с сыновьями Матиасом Лаудой и Лукасом Лаудой

На фото: Ники Лауда сегодня

Дети Ники Лауды от второго брака, Макс и Миа, не перестают радовать своего отца, о чем явствует их семейное фото. А сама Биргит Ветцингер, на удивление старшим детям, подружилась с экс-супругой Ники, Марлин. В их семье никогда нет конфликтов и споров. Лукас Лауда по этому поводу замечает, что Ники и Биргит отлично поладили: «Биргит замечательная мама и хорошая жена, которая во всем помогает отцу. Благодаря ей Ники стал менее эгоистичным, более человечным и, наконец-то, начал наслаждаться личной жизнью»

Авария Ники Лауды на Нюрбургринге в 1976 году – Weser Kurier

01 августа 1976 года, обеденное время. Ники Лауда, лидер Чемпионата мира (Ф1), выигравший пять из девяти гонок сезона и имеющий за семь этапов до конца сезона двукратное преимущество по очкам (61 против 30 у Джоди Шектера) готовится принять старт с первой линии Нюрбургринга, чтобы побороться за победу в Большом призе Германии. Австриец ещё не знает, что в самое ближайшее время ему предстоит борьба за более ценный приз — свою жизнь.

14:07’00
После задержек, связанных с расчисткой трассы после гонки «Рено 5» и начавшегося дождя, гонщики Ф1 получают команду заводить моторы.

14:23’45
Карлос Паси проезжает левый поворот перед Бергверк.

14:23’55
Ники Лауда на участке после моста Аденау, который он благополучно проехал на первом круге, и который за десять секунд до него пролетел Паси, вылетает с трассы на выходе из левого поворота. «Феррари» №1 ударяется в барьер армко, ограждающий трассу справа, на отметке в 10,56 километра, и отлетает влево вперёд к 10,68-километровой отметке круга; автомобиль мгновенно загорается. Обломки разбросаны по трассе, начиная с отметки в 10,60 км, автомобиль Лауды находится в 1,8 метра от левой кромки трассы.

14:23’57
Гай Эдвардз чудом проезжает на «Хезкете» между обломками «Феррари» и останавливается практически после места аварии.

14:23’58
Бретт Лангер пытается объехать горящую «Феррари» справа, однако, налетев на обломки, теряет контроль над своей «Сёртис» и впечатывается прямо в горящий автомобиль Лауды.

14:23’59
Трасса полностью блокирована обломками «Феррари» и «Сёртиса», поэтому у Харальда Эртля просто не остаётся места для манёвра и гонщик въезжает в самый эпицентр пожара, его «Хезкет» крутит и он останавливается метров через 20 около правой стороны трассы.

14:24’00
Наблюдатель на посту №32 на отметке в 10,50 км докладывает по радио: «Авария, авария, авария, пожар»

14:24’01
Автомобиль спасателей ONS1, стоящий на отметке в 9,65 км (сразу после моста Брайдшайд), выезжает к месту аварии; внутри него находятся Хорст Краузеке и доктор Шмайсер.

14:24’02
Артуро Мерцарио останавливает свой «Уильямс» перед местом аварии.

14:24’10
К месту аварии выезжают автомобили спасателей ONS6 (с отметки в 8,6 км) и ONS3 (7,6 км).

14:24’40
Автомобиль спасателей ONS1 прибывает к месту аварии и благодаря бортовому 100-килограммовому огнетушителю тушит пожар. К этому моменту Эдвардз, Мерцарио, Лангер и Эртль уже вытащили Лауду из кокпита. Система пожаротушения «Феррари» не была задействована, поэтому огонь сбивали маршал трассы и Эртль, в то время как Мерцарио залез в самое пекло и расстегнул ремни безопасности, а Лангер вытянул австрийца, у которого слетел шлем, из пламени.

14:25’10
На место аварии выезжает скорая помощь. К этому времени гонщики вместе с подоспевшими Гансом Штуком, Эмерсоном Фиттипальди и Джоном Уотсоном переносят Лауду на правую сторону трассы и пытаются оказать ему минимальную помощь; австриец при этом всём остаётся в сознании.

14:27’00
Скорая прибывает на место аварии Лауды, определённые сложности с проездом составили автомобили Ф1, запаркованные на подъезде к месту инцидента.

14:30’00
Лауду погрузили в карету скорой помощи, вместе с ним в автомобиль сел Ганс Штук, который подсказал врачам, что ехать стоит против движения трассы, т.к. в районе Брайдшайда есть съезд и это поможет существенно сократить путь.

14:32’00
Скорая покидает кольцо Нюрбургринга и направляется к больнице в Аденау.

15:10’00
Лауде оказывают первую помощь в больнице Аденау.

15:15’00
Врачи исключают у Лауды переломы — у гонщика диагностированы ожоги рук, лица и шеи.

15:25’00
Лауда общается с журналистами немецкого ТВ и радио.

15:45’00
На Нюрбургринге по громкой связи сообщают, что жизни Лауды ничего не угрожает.

16:10’00
Врачи больницы Аденау решают перевести Лауду в больницу Людвигсхафена, которая более приспособлена для оказания неотложной помощи при ожогах.

16:40’00
У Лауды диагностирован перелом левой скулы (именно она запачкала кровью Мерцарио), ожоги лица определены как третьей степени, рук — первой.

18:19’00
Врачи думают над переводом Лауды в ближайший госпиталь ВВС США, т.к. общее состояние гонщика внушает опасение.

19:15’00
Главрач больницы Людвигсхафена решает передать Лауду реанимации университетской больницы Мангейма.

19:20’00
Лауда начинает испытывать трудности с дыханием. Дополнительное обследование показывает, что лёгкие австрийца обожжены раскалёнными парами бензина.

19:30’00
Дополнительный рентген показывает, что у Лауды также имеют место и травмы шеи.

20:10’00
Лауда прибывает в больницу Мангейма, где его уже ждёт жена, прилетевшая на частном самолёте гонщика из Кёльна.

20:20’00
Результаты первого обследования Лауды врачами Мангейма — состояние тяжёлое, но угрозы жизни нет, хотя прогноз и неопределённый.

20:40’00
Состояние Лауды внезапно ухудшилось — австриец испытывает серьёзные проблемы с дыханием и начинает терять сознание. Врачи опасаются, что гонщик может лишиться лёгкого.

21:10’00
Состояние Лауды становится критическим.

22:20’00
Медперсонал больницы Мангейма перестаёт давать ответы на запросы о состоянии Лауды.

22:40’00
Лауда помещён в кислородную палатку

22:50’00
Лауда теряет сознание

23:10’00
Врачи опасаются что Лауда впадёт в кому — повреждения дыхательных путей и лёгких очень серьёзны.

23:15’00
Состояние Лауды начинает оцениваться как критическое.

23:30’00
Лауда по-прежнему находится на грани комы — австриец не приходит в сознание; кроме того, возникла угроза отказа почек.

24:00’00
Ситуация стабилизировалась — Лауда избежал угрозы комы и сохранил способность дышать самостоятельно.

За следующие 48 часов кризис миновал окончательно, хотя врачи и не рекомендовали питать иллюзии касательно выздоровления и восстановления, посоветовав «Феррари» начать поиски нового гонщика. Тем не менее, всего 42 дня после аварии на Нюрбургринге Ники Лауда финишировал четвёртым на БП Италии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ники Лауда: Жаль, что сегодня с нами нет Джеймса Ханта

Считанные дни остаются до мировой премьеры нового фильма Рона Ховарда Rush, повествующего о борьбе за титул между Ники Лаудой и Джеймсом Хантом в сезоне 1976 года. Перед выходом картины в прокат журналисты британской газеты The Telegraph встретились с трехкратным чемпионом мира Ники Лаудой, чтобы обсудить впечатления от фильма и жизнь после печально известной аварии на Нюрбургринге в 1976 году.

В фильме Rush показан молодой Лауда, целеустремленный и прагматичный. За выступающие вперед передние зубы, Ники прозвали «Крысой», но он никогда не обижался – ему всегда было всё равно, как он выглядит.

«Тогда моим спонсором была компания Marlboro, – рассказал Лауда. – Они приклеили к моему визору наклейку с надписью The Rat. Маркетолог подумал, что это из-за моих зубов…

Когда я вернулся после аварии, окружающие были шокированы моей внешностью. Это меня огорчало. Я думал, что с их стороны невежливо не скрывать негативные эмоции при виде меня. Посмотрев фильм, я увидел ситуацию иначе – глазами тех, кто смотрел на меня. Это помогло мне понять, почему люди были шокированы.

Увидев меня первый раз после аварии, моя жена потеряла сознание, так что я предполагал, что всё плохо. По мере того, как я старел, шрамы потерялись в морщинах, да и, в конце концов, ко всему привыкаешь.

Я перенес только операцию на глазах. Пластическая хирургия – это скучно и дорого. Единственное, что она могла мне дать – это другое лицо. Операция на глазах была нужна, чтобы вернуть зрение, а на остальное я не обращаю внимания.

Мне всегда предлагали пластическую операцию. Видите штуку у меня на лице? Это сделал бразильский хирург Иво Питанги. В те времена он был самым известным пластическим хирургом. Он хотел сделать всё и спросил меня: «Вы ненормальный? Почему вы не хотите сделать пластическую операцию?» Мне просто не нравилось, как всё это выглядело. Он посмотрел на меня, рассмотрел мое лицо и сказал: «Я не закончил свою работу. Что вы думаете о глупых женщинах, которые постоянно делают пластические операции». Я ответил: «Не знаю, задайте мне этот вопрос лет через десять».

Мне кажется, это плохо: если вы что-то изменили, пластика сразу становится заметна. Мне не нравится, когда женщины делают пластические операции – это означает, что их не устраивает их прежняя внешность. Раньше окружающие часто интересовались тем, как я выгляжу, и я мог ответить, что попал в аварию. Я не могу смириться с мыслью, что некоторые люди что-то меняют в своей внешности, хотя не попадали в аварии – я не выношу пластическую хирургию! У вас должен быть достаточно сильный характер, чтобы справиться с проблемами с внешностью, и вы должны найти в себе силы полюбить себя таким, какой вы есть. Жизненный опыт многому меня научил. Мне кажется, до аварии я был гораздо менее харизматичным».

В фильме Rush Ники Лауда и Джеймс Хант изображены непримиримыми соперниками, которые, в конце концов, проникаются уважением друг к другу.

«Мы были друзьями, – заявил Лауда. – Я знал Джеймса до Формулы 1. Наши пути постоянно пересекались. Он был весьма конкурентоспособным и очень быстрым парнем. У нас много общего. Я уважал его на трассе. Он никогда не делал глупостей, так что можно было проехать в двух сантиметрах от его машины.

Мне нравился его образ жизни. Я был немного похож на него. Я не такой серьезный, каким показан в картине. Впрочем, я был гораздо более дисциплинированным, чем он. Я никогда не пил перед гонкой. Конечно, после финиша это случалось. Каждая гонка могла стать для меня последней. Сейчас всё изменилось, а тогда было гораздо сложнее. После каждой гонки, в которой нам удалось выжить, мы устраивали вечеринки. Это были другие времена. После гонки мы могли выпить по пиву с соперниками, а потом распрощаться. Это не было дружбой, но с Джеймсом сложились совершенно другие отношения, он был другим.

Может ли в Великобритании появиться новый Джеймс Хант? Нет. Сегодня жизнь гонщиков изменилась. Гонки стали максимально безопасными. Последним на трассе погиб Айртон Сенна, это произошло 19 лет назад, и с тех пор мы добились огромного прогресса. Сейчас ничего не происходит. Всё не так. Теряется ли интерес из-за этого? Возможно. Впрочем, Льюис Хэмилтон отлично провел недавнюю гонку. Он отличный парень, у него сильный характер.

Мы с Хантом во многом были диаметрально противоположными, но оба стремились к победе. Жаль, что его сегодня нет с нами. Впрочем, у него были сложные времена. Он четыре года воздерживался от крепких спиртных напитков, но затем с ним случился сердечный приступ. Джеймс умер слишком рано, слишком молодым. Мне хотелось бы, чтобы он тоже увидел этот фильм. Это было бы здорово!»

Завершив карьеру в 1985 году, Ники Лауда основал компанию авиаперевозок – Lauda Air. После нескольких лет успеха, ее пришлось закрыть из-за авиакатастрофы в Таиланде, в результате которой погибло 223 человека.

«Авиакатастрофа Boeing 767 стала ужасным событием, – продолжил Лауда. — Я многое пережил и понимаю, что нельзя контролировать будущее, поэтому не переживаю. Всегда можно научиться преодолевать трудности. При этом я всегда был решительным человеком. Однако я начал карьеру в автоспорте не из-за этого. В Формуле 1 надо контролировать машину и искать пределы своих возможностей. Именно ради этого все гоняются – хочется чувствовать скорость и машину, и понимать, что все под контролем. В мои времена слишком агрессивное поведение на трассе могло обернуться гибелью. Граница тонка, и надо найти баланс, чтобы остаться в живых.

Испытывал ли я когда-нибудь страх? Нет. У меня было много успехов и неудач, но я никогда не боялся. Несмотря на аварию, у меня никогда не было желания оставить автоспорт – я знал ситуацию и понимал риски. Меня спрашивали, хотел ли я продолжить карьеру. Я всегда отвечал да. Я хотел понять, смогу ли я вернуться в Формулу 1.

Та авария меня не удивила – все эти годы я видел, как умирали гонщики прямо у меня на глазах. Даже два моих сына от первого брака не повлияли на мое желание остаться в гонках. Я был предельно сосредоточен и продолжал гоняться. Теперь я снова женат и у меня двое близнецов – мальчик и девочка».

В сентябре 2009 года у трехкратного чемпиона родились Макс и Миа от второй жены, бывшей стюардессы бюджетной авиакомпании FlyNiki.

«Я встретил Бриджит на вечеринке и сразу влюбился, – признался Ники. — Это был один из тех случаев, когда увидев кого-то, вы понимаете, что влюбились. Она сразу же привлекла мое внимание из-за сапог: они на плоской подошве в стиле хиппи. На той вечеринке все остальные девушки носили обувь на высоком каблуке. Затем я узнал, что Бриджит работает в моей компании.

После развода в 1991 году я поддерживаю отношения с первой женой. Марлен – часть моей жизни. Она живет в нашем доме на Ибице. Моя старая и новая семья часто встречаются. Недавно мы втроем ходили в ресторан – Марлен, Бриджит и я. Марлен – потрясающая женщина, она счастлива, когда все вокруг счастливы. Несмотря на развод, мы остались друзьями. Ничего не изменилось. Более того, Бриджит тоже стала ее подругой».

Сам Лауда сейчас живет в окрестностях Вены. На вопрос, не чувствует ли он искушения погоняться на улицах, он ответил: «Нет. Но когда меня останавливает полиция за небольшое превышение скорости, я всегда отвечаю, что не могу без этого. Это в моей крови. Они либо смеются, либо наказывают меня».

Хант и Лауда

Сорок лет назад, 1 августа 1976 года, пилот Формулы-1 Ники Лауда попал в страшную аварию на Нюрбургринге. Его болид загорелся, австриец получил серьезные ожоги, повредил легкие, впал в кому на 4 дня, но уже через 40 дней участвовал в гонках. В том сезоне он хотел победить своего главного соперника — британца Джеймса Ханта.

Авария была действительно страшной. Это произошло на знаменитой трассе в Германии, причем именно на «северной петле», которая получила прозвище «Зеленый ад». Невероятное множество сложнейших поворотов, большая длина круга, непростой профиль полотна дороги и большой перепад высот делали трассу необычайно опасной. 1 августа в день гонки пошел сильный дождь, и Лауда предложил гонщикам бойкотировать Гран-при. Но его идею не поддержали — среди тех, кто хотел выехать на трассу несмотря ни на что был Джеймс Хант. Увы, Лауда не зря волновался, на втором круге у него, предположительно, отказала задняя подвеска, болид ударился в заграждение. Сзади ехал еще один гонщик Бретт Лангер, его машина врезалась в автомобиль австрийца и протащила ее еще метров сто, после чего Ferrari австрийца загорелась. Но Лангер смог быстро выбраться, а вот Лауду зажало внутри кокпита обломками.

Итальянский гонщик Артуро Мерцарио был одним из первых, кто оказался на месте аварии и помог достать австрийца из горящей машины. В книге «Моя судьба» Лауда позже писал, что именно итальянец спас ему жизнь. «На фотографиях и других записях видно насколько беспомощны были маршалы без огнеупорной одежды. Как другие гонщики — Ги Эдвардс, Бретт Лангер, Харальд Эртль — пытались меня спасти. И с каким презрением к смертельной опасности мой настоящий спаситель Артуро Мерцарио бросился в пламя и расстегнул ремни». В первые минуты после аварии и даже после того, как Лауду удалось вытащить из горящего болида, он был в сознании и даже пытался встать. Однако в больнице он потерял сознание, а потом впал в кому. Он получил ожоги лица, головы и рук первой и третьей степени, а продукты горения повредили ему легкие. Он пришел в себя на четвертый день. А дальше события развивались неожиданно.

В сезоне Формулы-1 1976 года австриец лидировал в личном зачете, однако на пятки ему наступал британец Джеймс Хант — его друг и его соперник. В фильме «Rush» («Гонка» в российском прокате) упоминается интересный факт: в юности Хант и Лауда вместе снимали квартиру и были друзьями. Но затем увлечение гонками сделало их соперниками. Пожалуй, в истории Формулы-1 не было соперников со столь разными стилями, характерами, жизненной философией. Британец Хант сразу привлекал к себе внимание, несмотря на то, что он талантливый гонщик, его слава в первую очередь была связана с его имиджем.

Хант в окружении женщин. (pinterest.com)

Он был красив, атлетически сложен, любил женщин, причем многих, он мог закурить, едва выйдя из болида, не скрывал, что употребляет наркотики, алкоголь — в большом количестве, был завсегдатаем шумных вечеринок, жил на широкую ногу. Нашивка на его гоночном костюме гласила: «Секс — завтрак чемпионов».

Ники Лауда был целеустремленным, немногословным, разумность была его принципом, его еще называли «мрачным педантом». Он не отличался высоким ростом или фигурой Геракла. Он жесткий человек — это могут подтвердить люди, которые работали с ним. Сценарист фильма «Гонка» Питер Морган в одном из интервью посетовал, что его роль было интересно, но сложно писать. Однако в чем ему было не отказать так это в упорстве и фантастической силе воли. Через 44 дня после аварии он выступал на Гран-При Италии. «В сущности, мне очень помог мой талант управлять эмоциями с помощью трезвых рассуждений», — объяснял Лауда в своей книге.

В Формуле-1 были громкие соперничества знаменитых пилотов: Жиль Вильнев и Дидье Пирони, Айртон Сенна и Ален Прост, Марк Уэббер и Себастьян Леб, теперь это Нико Росберг и Льюис Хэмилтон. Однако противостояние именно Ханта и Лауды считается самым жестким в истории «Больших призов». Эти гонщики шли на все, чтобы вырвать победу друг у друга. Тогда говорили, что они подходили к смерти так близко, насколько это было возможно. Хотя кто-то считает это чертой «золотого века» в Королевских гонках. Абсолютно разные тактики, тем не менее, привели обоих к чемпионскому титулу, хотя и в разные годы. Хант безрассудно «давил на газ», а Лауда фанатично тренировался и испытывал болиды. Это не мешало пилотам ладить в обычной жизни — за пределами автодромов.

Чемпион 1975 года Ники Лауда из команды Scuderia Ferrari считался лидером следующего сезона. Он выиграл большую часть гонок в первой половине 1976 года. Страшная авария на Гран-при Германии сместила его с первой строчки. В лидеры вышел Джеймс Хант, который только недавно перешел в McLaren. Несмотря на тяжёлые травмы, Лауда вернулся за руль болида уже через несколько недель, и вступил в спор за титул. Судьба чемпионства решилась в последней гонке сезона на Гран-при Японии. Перед стартом пошёл сильный дождь, как и в августе на Нюрбургринге, и Лауда, проехав два круга, неожиданно для всех добровольно сошел с дистанции из-за практически нулевой видимости. Чемпионский титул завоевал Хант — с отрывом всего в одно очко. Для британца этот титул стал единственным, а австриец потом еще дважды занимал первую строчку личного зачета в Формуле-1.

Перед «финишным рывком» Ники Лауда приотворяет для читателей двери испанского дома, знакомя их с членами семьи и своей жизнью на острове.

Предпоследняя глава

Моя жена ведет безмятежный образ жизни и предоставляет мне свободу, в которой я так нуждаюсь. Так как мы часто подолгу друг друга не видим, а она по природе своей терпима и спокойна, я склонен полагать, что наша совместная жизнь вполне приятна – мой эгоцентризм остается в разумных рамках и я вправе настолько серьезно относиться к себе. Я постоянно увлечен работой, различными проектами и идеями, и все мое внимание направлено на меня самого. Марлен не относится к тому типу женщин, которые каждый день закатывают скандалы. Полгода в ней закипает гнев, а в один прекрасный день, совершенно неожиданно, он выплескивается наружу.

Марлен Лауда. Гран-при Франции 1976 г.

Достаточно крохотной искорки. Определенно, по утрам Марлен пребывает не в лучшем настроении и за завтраком может завестись из-за какой-нибудь неудачной шутки. В это время дня она не воспринимает остроты, поэтому весьма высока вероятность того, что мармеладница, пролетев мимо моей головы, разобьется об стену позади меня. Стены нашего дома на Ибице, как и во многих испанских домах, окрашены в белый цвет. Стекающий по ним мармелад выглядит довольно эффектно.

Как только я повышаю голос, Марлен спокойно подходит к холодильнику и принимается бить ногой по дверце, пока та не начинает безнадежно болтаться на петлях.

— Хочешь еще? – спросит она, подойдет к буфету и станет разбрасывать тарелки.

Утюг тоже может попасть под горячую руку. Все это жутко злит меня. Мысль о том, что на этот раз я не буду платить за ущерб, первая, что приходит мне в голову.

— Оплатишь ремонт деньгами из хозбюджета! Слышишь меня?!

Конечно, Марлен ничего не смыслит в финансовых вопросах. Я мог бы выделить ей на хозяйственные расходы десять тысяч или миллион шиллингов, разницы никакой не будет. В любом случае, к 25 числу месяца от этой суммы ничего не останется, а она не будет знать, на что ее потратила. Подобный подход к денежным вопросам до смешного противоречит моему педантичному, дисциплинированному образу жизни. В то же время нельзя сказать, что Марлен тратит деньги на предметы роскоши. У нее нет времени на меха и драгоценности. Вместо этого у детей вдруг оказываются десять новых радиоприемников. Неудивительно, что уничтожение бытовых предметов задевает такого как я за живое. Я тут же прикидываю, сколько придется заплатить за ремонт или покупку нового прибора. А у Марлен все по-другому – она живет в совершенно иной реальности.

Как только определенный участок дома к удовлетворению Марлен разрушен, воцаряется спокойствие. Инцидент будет обсуждаться еще в течение нескольких дней, как правило, в моменты моего раннего отхода ко сну, т.к. на следующий день мне предстоит ранний вылет. Посреди ночи, я, все еще полусонный, слышу, что «так больше продолжаться не может». Я заставляю себя уснуть: «Тебе нужно выспаться, нужно хорошо отдохнуть». Но внезапно оказывается, что ее аргументы настолько точны, настолько разумны, что в итоге я встряхиваюсь и сосредотачиваюсь на ее словах.

Этот переход от летающих мармеладниц к сжатому анализу восхищает меня. Теперь я полностью проснулся. Но тем не менее я могу оспорить только треть ее аргументов. В остальном должен признать, что она права.

Неизбежно поднимается тема моего эгоцентризма, моей черствости, недостатка внимания. Я тут же сдаюсь, выбрасываю белый флаг и искренне обещаю в будущем исправиться. После этого на протяжении часов, дней, недель и месяцев я думаю о том, как же мне измениться в лучшую сторону. И для этого я делаю все возможное.

В этом заключается еще одно явное различие между мной и Марлен: я способен относиться к себе критически, а она упряма. Если она когда-нибудь врежется в дерево, то до конца своих дней будет винить в аварии его. Любая попытка с моей стороны доказать невиновность дерева окончится провалом.

Я то и дело пытаюсь объяснить ей, что в наших ссорах есть и ее вина. Например, она не очень любит заниматься уборкой. И все бы ничего, но эту нелюбовь разделяет и наша экономка. Милла – филиппинка, которая почти не говорит по-английски, немного знает испанский и отлично тагальский. Когда Марлен не в настроении, то и Милла не в состоянии заставить себя приготовить мне завтрак, обед или ужин. И тогда во всем доме будет нечего есть.

Для такого человека как я, вынужденного много путешествовать и по-настоящему страдающего от того, что в ресторанах не готовят блюд, отвечающих требованиям разработанной Вилли Дунглем диеты, особенно тяжело смириться с таким поражением на домашнем фронте.

Особенно я злюсь, когда заканчивается йогурт. Марлен никогда не признается в том, что забыла купить его в магазине. Я бы очень удивился, если бы это когда-нибудь произошло. Вместо этого она скажет мне:

— Йогурта не было, его раскупили. Все магазины были закрыты. Йогурта на Ибице нет. Новых поставок с материка не было. В этом недостаток жизни на острове.

Вилли Дунгль советует следующее: каждое утро спускайся на завтрак в хорошем настроении. Ешь йогурт и клубнику. Так круглый год – ничего кроме йогурта и клубники. Если клубники нет, тогда только йогурт. Иногда по утрам я оставляю крепко спящую Марлен и спускаюсь вниз, чтобы провести описанный выше ритуал. Я в отличном настроении и предвкушаю свой йогурт с клубникой. Прихожу на кухню и что же я обнаруживаю? Дюжину пустых бутылок из-под вина. Мы очень гостеприимные хозяева, а наши испанские друзья достаточно великодушны, чтобы не обижаться, если мы идем спать и оставляем вино им. Помимо бутылок я вижу бесчисленное количество переполненных пепельниц, странного вида засохшую рыбу, тысячи мух и филиппинку с красными бигуди на голове, шлепающую «вьетнамками» по кафелю. На ломаном испанском она говорит мне:

— Йогурта нет.

В один из таких дней я решил, что с этим нужно что-то делать, т.к. мой гнев достиг предела. Я сказал Марлен, что она не способна управлять хозяйством и домработницей, которую придется уволить. Марлен сразу же согласилась. В австрийской газете было размещено объявление: ищем экономку со знанием немецкого языка для работы в прекрасном доме на средиземноморском острове.

Недостатка в желающих не было. Планировалось, что Марлен отправится в Вену, где выберет одну из счастливиц, но буквально перед самым отлетом у нее пропало желание этим заниматься. Она попросила Ренату, свою сестру, жившую в Женеве, быть нашим представителем. Выбор пал на уроженку Каринтии. Вместе со мной она прилетела на Ибицу и начала готовить идеальные блюда по рецепту Вилли Дунгля. К сожалению, с уборкой дела обстояли не так хорошо: дом постепенно наполнялся хрустящим под ногами песком. Когда я в очередной раз летел в Вену, она была пассажиром. Тем временем Марлен нашла потрясающее решение проблемы.

Любой, кто знает Марлен и ее добродушный нрав, без труда догадается, что случилось потом: к нам вернулась Милла. К ее контракту я добавил несколько условий, самым значимым из которых был отказ от «вьетнамок» и бигуди. Эти жесткие требования были приняты, и с той поры дом убирается на 5% лучше.

Одна из проблем состоит в том, что мне постоянно требуются чистые вещи – свитера, рубашки, носки, брюки. Каждые несколько недель я покупаю 5-6 свитеров «Хьюго Босс». Всякий раз, когда я прихожу в бар Альби «Ла Вилла», какой-нибудь мужчина или женщина сидит в моей одежде. Даже свитера «Мальборо», предназначенные исключительно членам команды для ношения на пресс-конференциях, каким-то образом покидают мой шкаф. Марлен носит мои майки, ее брат, Тилли, мои брюки, а вся Ибица – мои свитера.

Рената и двое ее детей обычно живут с нами, поэтому нам не так одиноко с двумя сыновьями, двумя собаками, двумя пони и морскими свинками. Последних нужно тщательно оберегать от нашей собаки Тассо. Любит навещать нас и Тилли, пылкий чилиец тридцати двух лет, прекрасный художник и мастер на все руки. Он обожает лошадей, которых у него три. Ездить верхом он предпочитает по ночам, с фонариком на лбу, как у шахтера. Когда я спросил его, почему он не ездит днем, Тилли пояснил, что температура для лошадей слишком высока.

Если вам захочется в 2 часа ночи посетить бар Альби, находящийся в центре Санта-Эулалии, вполне возможно, что первым делом вы заметите стоящую снаружи лошадь. Напоминает сцену из фильма «Ровно в полдень». На лошади будет мастерски сделанное чилийское кожаное седло с обмотанным вокруг него белым лассо. За седлом находится свернутое в рулон одеяло, на случай ночевки на открытом воздухе, и вьюки с запасом провизии на три месяца. Все это охраняет собака Тилли.

Сам Тилли сидит в баре. На нем огромное чилийское сомбреро, сапоги для верховой езды и выглядит он как Клинт Иствуд.

— Что делаешь? – спрашиваю я его, и он кивает в сторону барной стойки. Там стоит по меньшей мере тысяча бутылок, и я не уверен, что он пытается этим сказать. Но, приглядевшись, я замечаю заряжающийся налобный фонарь. Спустя полчаса он прикрепляет фонарь к сомбреро, свистом подзывает собаку и лошадь, запрыгивает в седло и растворяется в ночи. Копыта лошади выбивают искры из асфальта, собака держится рядом. Тилли пока не хочется обзаводиться собственным жильем: он ночует то у Альби, то у нас или просто спит под открытым небом.

Когда Маттиасу исполнилось четыре года, Тилли купил ему пони, что было сделано вопреки моей воле, т.к. я, хоть убейте, не представлял, кто о нем будет заботиться. Как бы то ни было, Тилли и я привели пони с другого конца острова. Маттиас был на седьмом небе от счастья, Лукас же сомневался, что в семье должен быть только один пони. Для пони также требовалось приобрести небольшую повозку, но фермер, у которого нашлась подходящая, был готов продать ее только вместе с еще одним пони. Я знал, что второго так или иначе придется завести, поэтому в тот же момент начал задумываться о постройке конюшни.

Рядом с домом располагается огромный луг, который мне неоднократно предлагали купить. Но, поскольку запрашиваемая цена почти в четыре раза превышает рыночную стоимость, я из раза в раз отказывался, хотя Марлен и считает, что такую возможность упускать нельзя. По ходу сезона-1985 Тилли руководил постройкой конюшни, располагавшейся прямо на границе луга. Возвращаясь домой после гонок, я замечал, что с каждым разом стены становились все выше. Наконец, я понял, что конюшня по размерам не будет уступать нашему дому и загородит вид на море. Тилли спроектировал ее таким образом, чтобы в ней помещались пони и, совершенно случайно, трое чистокровных чилийских жеребцов. В один прекрасный день к нам зашел сосед и представил доказательства того, что постройка возведена слишком близко к границам его участка. Он был уверен, что уж теперь-то наверняка сможет продать мне луг за баснословную цену. Но я вновь отказался покупать его. Гигантскую конюшню мы снесли и, в соответствии с моим планом, построили прелестную маленькую, но достаточную по размерам для пони. Она стоит и по сей день и, кажется, все счастливы.

На самом деле любые наши разногласия, ко всеобщему удовольствию, преодолеваются. Даже во время крупных ссор, когда Марлен неистовствует, о разводе никто не говорит. Мы женаты почти десять лет и прекрасно ладим друг с другом. В основе любых споров лежит стремление Марлен изменить меня в лучшую сторону. Удивительно, как двое столь различных по характеру людей уживаются вместе. Себя я считаю расчетливым, эгоистичным, целеустремленным человеком. Марлен прямо мне противоположна. Каждый новый день Марлен проходит по непредсказуемому, но полностью удовлетворяющему ее сценарию. Она не будет заниматься тем, что ей не нравится, ей совершенно не свойственна та самодисциплина, которую я столь успешно выпестовал в себе. Качеств, преобладающих во мне, не достает ей, и наоборот. В результате мы причудливым образом дополняем друг друга.

При этом я не питаю ложных иллюзий: мы бы не смогли непрерывно, день за днем, жить вместе. Я часто путешествую, работаю в Австрии, живу в Испании и такой образ жизни сам по себе не позволяет нам надоесть друг другу настолько, что наши различия в характерах проявятся с особой силой.

Ибица – это лучшее, что могло с нами случиться. Здесь не такие высокие налоги, Марлен безмерно счастлива в испанской среде, ее мать и Рената живут рядом, дети растут, как на дрожжах. Лукасу шесть, Маттиасу четыре. Они оба открытые, простые, добрые и красивые, словом, маленькие копии своей матери. Кстати, когда речь заходит о воспитании сыновей, беспечность и непоследовательность Марлен исчезают без следа: если дело касается детей, она действует совершенно иным образом.

Младший сын, Маттиас, настоящий сорвиголова, абсолютно бесстрашный и готовый на все. Если он сидит на дереве, то просто крикнет «лови меня» и спрыгнет, уверенный, что все как-нибудь обойдется. Лукас, напротив, проанализирует ситуацию и убедится, что кто-то точно поймает его. Оба растут в двуязычной среде. Лукас ходит в местную школу, а Матиас в детский сад.

Изначально я намеревался вернуться в Австрию, как только дети достигнут школьного возраста, но теперь это исключено, потому что мы все так счастливы на Ибице. К тому же не думаю, что было бы возможно уговорить Марлен во второй раз переехать в Австрию. В Зальцбурге она никогда не чувствовала себя как дома. Местные жители казались ей скучными, по крайней мере, в сравнении с ее испанскими друзьями.

Я наслаждаюсь теми несколькими днями, которые удается выкроить между работой и перелетами. Наш дом расположен недалеко от Санта-Эулалии, на пологой возвышенности, примерно в трех километрах от моря, на которое открывается прекрасный вид. Наш сад мы регулярно поливаем, чтобы поддерживать его зеленым и красивым. Сам дом на момент приобретения ничем не отличался от типичных испанских загородных вилл. Тилли весьма искусно его перестроил, увеличив его площадь. Это светлый, просторный особняк, довольно сильно отличающийся от огромного, строгого в оформлении дома в Хофе, недалеко от Зальцбурга. К вилле на Ибице ведет единственная разбитая, грунтовая дорога, в чем заключается еще одно его преимущество. Фанатам сюда добраться непросто. В Зальцбурге же от них некуда скрыться.

Австрийский дом

Нам очень повезло жить по соседству с Альби (прим. перевод. — Альбрехтом) Клари – дорогим другом и человеком, со дня основания работающим в «Лауда Эйр» (прим. перевод. — глава отдела продаж). В Санта-Эулалии Альби владеет замечательным баром «Ла Вилла», а также рестораном неподалеку от крупнейшего клуба на Ибице – «Пача» (Pacha). Альби всегда в курсе всех событий и развлечений.

Жизнь на Ибице ярче, благодаря присутствию Тилли. Хотя когда-то, лет десять назад, он достиг большого успеха со своими картинами и заработал значительное количество денег, сейчас Тилли уже несколько лет живет на Ибице и почти не рисует. Недавно я спросил его почему, и он ответил:

— Я ничем здесь не занимаюсь и от этого счастлив. Для художника это плохо. Художнику необходимо сталкиваться с реальностью, его должно что-то тревожить, он должен ощущать обеспокоенность. Ты получаешь удовольствие от этого чувства, если можешь выразить его в искусстве. Думаю, в этом смысле пребывание в тюрьме подошло бы мне лучше всего. Но жизнь на Ибице губительна для художника. Здесь все слишком прекрасно, слишком беззаботно и мне здесь слишком хорошо. На Ибице нет художников. Многие сюда переехали, но едва ли кто-то продолжил рисовать.

Кстати, Тилли полагает, что вышесказанное в какой-то мере относится и ко мне:

— Я получаю удовольствие от забот, воплощая их в искусстве. С тобой происходит то же самое, только искусство заменяется гонками. Когда ты будешь всем доволен, уйдешь из спорта.

Перестав рисовать, Тилли работал антикваром, реставратором, а еще механиком и архитектором. Он может заниматься чем угодно. Четыре года назад Тилли посвятил себя лошадям и, как и во всех предыдущих случаях, увлекся этим делом со всей страстью, словно приступив к новой работе. Он узнал о лошадях все необходимое, и теперь столь же хорош в ветеринарной медицине, как в кузнечном деле.

Однако Тилли часто говорит, что истинной его страстью всегда было сельское хозяйство. Я уверен, что однажды он вернется в Чиле и станет фермером. Другими словами, займется тем, в чем в 1950-х потерпел неудачу его отец. Но возьмется за дело совсем иначе, заменив профессионализм восторженным идеализмом.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *