Спешка не нужна

Часто причиной стресса у новичков становятся действия других водителей — их нервное гудение и мигание дальним светом фар. Неуверенный в себе автомобилист под чужим прессингом начинает метаться, пытаясь выполнить маневр, к которому не готов. Вероятный результат таких маневров — битая машина и огромный стресс. Поэтому просто выполняйте свою задачу так, как умеете, с той скоростью, которая приемлема для вас.

С другой стороны, игнорировать хамов на дороге нельзя: их действия непредсказуемы, а потому представляют опасность. Создавайте вокруг себя собственный «круг общения». Видите в зеркала машину, постоянно перестраивающуюся из ряда в ряд, истошно мигающую и сигналящую, — пропустите, пусть себе едет. Рядом с вами останутся те, с кем ехать комфортно.

Известно, что безопаснее всего двигаться по дороге со скоростью потока. Но эта скорость часто бывает слишком высокой для начинающих. Без всяких угрызений совести вы можете занять среднюю полосу, где вас легко объедут те, кому надо ехать быстрее, и создать свой собственный поток. Поток, который едет с вашей скоростью. Будьте уверены: найдётся не один водитель, который к вам пристроится.

Личное мнение

Николай Валуев:

— Я давно вожу машину и предпочитаю ездить на ней, нежели передвигаться в общественном транспорте. Но если водить помногу и часто, наверное, это нанесёт определённый вред. Есть такое понятие: проблемы со здоровьем, связанные с малоподвижным образом жизни. Это касается и водителей, которые большую часть времени проводят в кабине.

Аутотренинг для тех, кто нервничает за рулем.

Волнение за рулём – это типичный страх начинающих водителей, однако и опытные водители со стажем иногда буквально впадают в панику после нестандартной дорожной ситуации или перед проездом сложного перекрёстка. Учитывая, что управлять автомобилем в таком состоянии не просто невозможно, но и очень опасно, необходимо определить ритуал, который поможет быстро взять себя в руки и уменьшить волнение.

Прежде всего, по возможности прекратите движение: съезжайте на обочину, если нет возможности – просто включите «аварийку» и остановитесь. Несколько раз глубоко вдохните и повторите:

«Я знаю как управлять автомобилем. Моя машина исправна и слушается меня.
Я контролирую ситуацию на дороге. Сейчас и успокоюсь и продолжу движение.
Моё тело расслаблено, я собран и уверен в себе.
Я не боюсь негатива со стороны других водителей. Я не отвечаю за их действия.
Я управляю лишь своим автомобилем и отвечаю за свои поступки.
Я – хороший водитель, знаю правила дорожного движения и способен вести машину спокойно.»

Как перестать волноваться за рулем

В современном мире суеты и бешеной скорости жизни начинающие водители испытывают стресс на дороге, особенно это касается женщин. Наиболее часто подвергаются стрессу водители крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург. В этой статье мы рассмотрим причины и способы решения стрессовых ситуаций на дорогах. Учитывая особенности вождения на российских дорогах, следует отметить несколько самых распространенных факторов, провоцирующих стресс.

Во-первых, это ответственность. Несмотря на то, что отечественный водитель предоставлен самому себе по причине невысокого уровня социальной защиты, он вынужден нести на себе тяжелейший груз ответственности за возможные последствия причинения ущерба кому-либо, либо чужому имуществу. Накопившееся напряжение выливается, в итоге, в стрессовое состояние.

Второй фактор — неожиданность. Во время вождения всегда присутствует фактор неожиданности. В любой момент может произойти все что угодно, что может создать проблемные ситуации и препятствия на дороге. Например, пробки на дорогах, эмоционально неустойчивый водитель в соседнем автомобиле, поломка автомобиля, плохая погода, дорожно-транспортное происшествие и так далее.

Следом идет неопределенность. Неразборчивые дорожные указатели, сломанный светофор на перекрестке и другие подобные «сюрпризы» на российских дорогах вводят неопытного водителя в состояние неопределенности и паники, что в дальнейшем приводит к стрессу.

Наконец, к социальным стрессовым факторам можно отнести грубое поведение водителей, пассажиров и пешеходов. Эта проблема очень актуальна для отечественных автовладельцев, поэтому остановимся ненадолго на теме культуры поведения на дорогах.

От культуры каждого в отдельности водителя зависит общая культура поведения водителей на дороге. Эмоциональная устойчивость в стрессовых ситуациях крайне важна, так как грубость и агрессивные действия влекут за собой стресс всех участников движения на дороге. Многие отечественные водители, посещавшие дальние страны, например европейские, отмечают небывалый уровень культуры водителей-европейцев. Различные незначительные “уступки” в дорожных ситуациях и водительская взаимопомощь делают передвижение на автомобиле по европейским дорогам комфортным, удобным, а значит и спокойным и безаварийным.

На водителя влияет не только то, что происходит снаружи автомобиля, но и внутри. Значит, пассажир также несет ответственность за настроение водителя. Пассажиру крайне важно прислушиваться к водителю — если ему не комфортно вести беседы, то следуют от них воздержаться; если он, наоборот, не любит тишину, то нужно его развлечь разговорами. Конечно, чтобы пассажиру понять настроение человека, сидящего за рулем, водителю самому следует дать понять, что он хочет — начать самому разговаривать или же продемонстрировать свое нежелание в беседах деликатно и культурно.

Определив причины стресса, определим сейчас способы борьбы с ним.

Существует определенный алгоритм борьбы со стрессом. Для начала необходимо понять, какой из стрессовых факторов является наиболее проблемным, ведь все наши реакции сугубо индивидуальны. Далее, нужно приступать к выполнению следующих действий.

Первое. Сделать глубокий вдох и спокойно выдохнуть. Если вам известны другие приемы мгновенного расслабления, то они как нельзя будут кстати. Главное — это вернуться в спокойствие.

Затем необходимо уменьшить проблему, мысленно свести ее к минимуму. То есть постараться воспринять ее как нечто бытовое и вполне обыденное.

Затем, сосредоточившись и проанализировав проблему, нужно найти логичное разумное ее решение. Наконец, можно отметить для себя то, каким образом вам удалось успешно выйти из сложившейся ситуации и понять, что в этом заслуга не кого-то стороннего лица, а исключительно ваша.

Таким образом, разобрав самые основные моменты стресса, мы узнали, как от него избавиться. Помните, только вы должны руководить своим состоянием, не позволяйте стрессу вносить коррективы в ваше настроение, внимание и контроль за дорожной обстановкой. Каждый раз, почувствовав волнение, панику или гнев во время вождения, вспомните указанный выше алгоритм и следуйте ему. Тогда, со временем, вы автоматически будете контролировать свои эмоции.

на правах рекламы

Научиться «крутить баранку» не так уж и сложно, как вы можете подумать на первый взгляд. Профессиональный уровень автомобилистов, которых мы ежедневно видим на дорогах, очень различен.

Вы же сами понимаете, что в любом деле есть специалисты среднего уровня, дилетанты и мастера высочайшего профиля. Но в основном, все ездят на среднем уровне.

Однако, обязательное условие для каждого, кто решил стать водителем, – это научиться безопасной и надежной езде. Вспомните, еще с детства нам внушали, что автомобиль — это транспорт, который несет в себе повышенную опасность. И правильно внушали, ведь мы всегда должны быть острожными, и нести ответственность как за свою жизнь, так и за жизнь окружающих.

Однако, чрезмерный страх — это тоже плохо. Наверняка, как только вы начали обучаться вождению, у вас возникла постоянная боязнь за жизнь пассажиров и свою жизнь, чувство ответственности на дороге. Вы садитесь за руль, и вами начинают управлять деструктивные эмоции: страх, сомнение, тревога, постоянное ожидание аварии, боязнь неблагополучного исхода. И получается, что все обучение проходит в состоянии страшного стресса. Вот самые распространенные страхи:

1. Боязнь, что по каким-то причинам вам не дадут права, либо вы так и не научитесь управлять автомобилем.

2. При виде серьезных аварий на дорогах, или по телевидению, у учеников приходит осознание того, что они теперь сами могут стать участником, виновником или жертвой ДТП, и это осознание вызывает сильнейший стресс.

3. Многие учащиеся переживают, что автоинструктор не поймет их страхи, не сможет проникнуться их психологическими проблемами, и они так и останутся один на один со своими эмоциями.

Что нужно сделать для того, чтобы каждый выезд в город не стал стрессом? Вы тогда научитесь чувствовать габариты своего авто, а также уверенно перестраиваться и выполнять другие необходимые маневры, когда наработаете достаточный уровень автоматизма.

Не нужно стесняться того, что вы — новичок, наоборот, гордитесь тем, что постигаете что-то новое. И не слушайте скептиков, подвергающих сомнению ваши умственные и физические способности. Вспомните, что гласит народная мудрость: «Нет плохих учеников – есть плохие учителя».

И в конце еще один совет специалиста — все наши страхи возникают из-за неуверенности в себе, из-за низкой самооценки. Конечно, в старшем возрасте повышать ее довольно трудно, но все-таки можно.

А начиналось все так…

В пятницу после работы мы собирались ехать на дачу к любимому дядюшке. Я ждала мужа-водителя, который отправился за шашлычным мясом и пивом в ближайший гастроном.

Пришел часа через полтора. На мой разочарованный вид, мол, «Так значит, никуда не едем?!», он отшутился: «Ничего страшного. Права есть — ты за рулем поедешь! Я встретил Петровича, мы не виделись лет семь. То, да сё, посидели под зонтиком, пивка выпили. Что здесь такого?»

Ну, ничего такого, конечно, кроме предложения мне сесть за руль! Впервые! Да еще в пятницу вечером, когда пробки такие, что «мама, не горюй!». То, что по перегруженной трассе нужно целых шестьдесят км проехать, не казалось таким ужасным, как путь от дома до кольцевой через центр города.

Я плакала, отказывалась вообще ехать куда-либо, хотя в такую жуткую жару только больные могли оставаться на уикенд в городской квартире. И я решила, что попробую, когда-то же начинать надо!

Короче, когда, я поняла, что проклятый город закончился, я, кажется, наконец, выдохнула то, что вдохнула, садясь за руль. Уфф…

Но на заправке за городом я совершила свою главную и первую ошибку — я выехала не в ту дырку, под кирпич. Когда мне сильно «обрадовался» въезжающий нагло белый Мерседес, я только и поняла это.

Едва отдышавшись, я чуть не выронила руль — прямо на дороге, сразу же за заправкой, стоял и уже горизонтально выложил свой противный длинный зебрячий жезл инспектор ГАИ. Я пожалела, что не надела памперс!

Я — к мужу:
— Пожалуйста, умоляю, выйди со мной, помоги в первый раз отбрехаться!
— Не-е-ет, дорогая! Все сама! Все сама! У тебя — права, я тут причем? — ржет он. Весело ему!
Я вышла на подкошенных ватных ногах из машины и захлопнула от злости дверцу.

Бывает же такое чудо — инспектор оказался моим бывшим учеником! Мы расцеловались, раскланялись, я получила права обратно.

— Ну, почему я не женщина? Во, везет бабам! — говорил муж, вздыхая. — Впервые вижу, чтоб гаишник ручку целовал!

Такое первое знакомство с инспектором, конечно, не у каждого может случиться, так что и рассчитывать на него не стоит. Можно надеяться только на себя. А как? Если вот только вчера получили права, инструктора рядом нет, зато вокру-у-у-уг…

Светофоры, перекрестки, регулировщики руками машут чего-то там в разные стороны, машин — море… А самое страшное — нет-нет, да вдруг и появится эта, самая страшная, гаишная, с мигалками. Нет, пожалуй, самое страшное — пешеходы! Они что, вообще, не понимают назначения светофоров?!

Любая нормальная дама-новичок после того, как распрощалась с инструктором за деньги, начинает искать бесплатного учителя по вождению. И делает правильно. Только не надо брать в учителя мужа, который постоянно орет, что на дороге есть ямки, и таким ревом оповещает о красном свете, что хочется бросить руль и выпрыгнуть через лобовое стекло. Такие уроки могут стать последними, завтра вы за руль уже не сядете. И послезавтра, и вообще. Вы просто подумаете, что автомобиль — это не для вас.

После того, как я, вырвав от отчаяния клок волос на своей голове, выскочила посреди проспекта из машины и убежала плакать в метро, я поняла, что надо менять инструктора.

Назавтра я уже ехала совершенно уверенно, потому что рядом сидел брат — водитель-профессионал. Он заранее и совершенно спокойно предупреждал: «Перестраивайся аккуратненько в левый ряд, скоро будет перекресток. Не шарахайся, если загорится желтый, проезжай. Если не успела, останавливайся там, где получилось, и не обращай ни на кого внимания, пусть крутят у виска. Включи аварийку и стой».

В общем, поездила я с братом-инструктором два дня, запомнила все полезные советы, и началась моя самостоятельная водительская жизнь, которая продолжается уже почти двадцать лет.

Повторять с вами правила я не собираюсь, просто расскажу, как я решала некоторые проблемы, надеюсь, новичкам они будут полезны.

Первый свой выезд без инструктора и даже без мужа-пассажира я сделала в воскресенье в 4 часа утра. Это — самое незагруженное время на дорогах. Город пуст. Я выехала из дома и, запоминая светофоры, перекрестки, спокойно проехала из одного в другой конец нашего самого длинного в городе проспекта. Уже за чертой города развернулась и по проснувшимся улицам, в окружении проснувшихся же водителей-одиночек вернулась обратно. Это был подвиг.

Когда вернулась, нужно было парковаться. И место, в принципе, было. Глазами вижу, что вполне хватает для габаритов моей машины, а страшно до ужаса. Ну, я и приноровилась первое время в местах, где на парковках много дорогих автомобилей, звать на помощь мужчин. Ну, кто на мое «Будьте любезны, первый день за рулем… Припаркуйте мою машину, пожалуйста…» скажет, что не может помочь-то?! Конечно, это — не выход, и муж опять смеялся над женской хитростью, и, когда уже въехал на парковку, а сзади подперли, нужно действовать быстро. При наличии свободных мест постепенно стала парковаться сама, но непременно старалась попасть в начерченный прямоугольник, повторяя маневр дважды, трижды.

Остановил инспектор. Да, страшно, и начинаешь соображать, что наделала неправильно. И он это видит, а потом еще и права «свежайшие» видит. А еще, не дай Бог, прикид у тебя не дачный, а самый что ни на есть респектабельный. Есть одно правило, которое помогает мне вот уже столько лет избегать штрафов, лишения прав и прочих неприятностей. Сразу скажу — я и лихачу, и нарушаю иногда, всякое бывает при моей работе, иногда и больше тыщи км в день проезжаю. Правило это — вежливость, доброжелательная улыбка, даже радость от встречи с ГИБДД. Ну, подарите ему визитку, к локотку прикоснитесь ласково. Сами знаете, чего учить-то я буду!
Забыли заправить машину, на шкалу не посмотрели, бензин закончился в центре города? Я тут же включала аварийку, заказывала через службу такси литров пять бензина. Если подъедет ГАИ, ни за что не признавайтесь, в чем дело. Говорите, что не знаете, просто не едет и все, а помощь вы уже вызвали. Иначе можете схлопотать немалый штраф в местах, где нельзя делать стоянки или остановку. Это — самый короткий путь решения проблемы. Доставка недешевая, так что лучше не забывать.

Никогда не пытайтесь уболтать, уговорить инспектора при свидетелях, если он готовится писать протокол и рисовать квитанции о штрафе. Придумайте, как вам остаться наедине, прямо скажите, что вы бы хотели тет-а-тет, попросите его напарника отойти.

А теперь приступайте к действиям. Тут все зависит от того, что у вас за авто и как вы сама сейчас выглядите.

Если полная машина детей, свекровей, тетушек с ящиками рассады, а вы в спортивном костюме, джинсах или шортах, плачьте о том, что до зарплаты мизерной еще две недели, а семья — человек десять, а мужа у вас нет. Грустно говорите, жалобно. Отпустит. Может и телефон попросит. Дайте. Подружкин.

Если вы — вся из себя такая фифа, что понятно — штраф для вас — как кому-то за мороженым сбегать, еще жалобнее, но уже зло, в сердцах, скажите, что только что застукали мужа с любовницей в вашей постели. Ну, и не до езды… Но вы будете аккуратно, вот только до мамы доехать бы как-то… Посочувствует. Отпустит. Вслед усмехнется, сочувствуя по-товарищески теперь вашему благоверному неверному.

Взятки давать нельзя. Но иногда можно.

Лучше не деньгами. Не права же отдавать! Прикиньте: что обойдется дешевле, так и поступайте. Я вас подучу малость.

Но уже в следующий раз…

Теги: полезные советы, женщина, вождение, автомобили, правила дорожного движения, водитель

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *