Причины

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Итак, почему же такое происходит? Аккумуляторная батарея полностью заряжена, исправна, и вроде должна чётко вращать пусковое устройство, но как бы ни так.

Как и следовало ожидать, эксперты видят причину этого в нескольких моментах. Первое, на что следует обратить внимание – проводка, в которой вполне вероятно есть обрыв, и ток, выдаваемый АКБ, уходит в никуда. Второй момент подразумевает выход из строя самого пускателя или его тягового реле, что тоже возможно. И наконец, третий вариант – чересчур густое масло в двигателе может стать причиной этого.

Внимание. Описанные выше причины касаются только ситуации, когда аккумулятор полностью заряжён. Поэтому рекомендуется, перед тем как начинать выявлять конкретную причину, удостовериться в том, что батарея выдаёт достаточное напряжения для пуска. Нагрузочная вилка и замер плотности электролита это помогут определить.

Как проверить АКБ

Не крутит стартер после замены аккумулятора

Тестируется аккумуляторная батарея с помощью мультиметра. Стоит он недорого, и в арсенале рабочих инструментов каждого автомобилиста он должен присутствовать. Приобретать рекомендуется сразу цифровой прибор, дающий больше удобства в работе.

Однозначно не стоит полагаться на замер напряжения батареи с помощью БК автомобиля, ведь ошибки электроники вполне вероятны. Дело в том, что параметры, которые выводит компьютер, связаны с аккумулятором не напрямую, что не исключает возможность потерь.

Протестировать работу АКБ можно на заведённом автомобиле. Измерение мультиметром должно показать значение в пределах 13,5-14 В.

Если значение больше 14 В, то это признак низкой зарядки АКБ. Генератор работает на износ, в усиленном режиме, снабжая батарею током. Такое повышенное напряжение возможно зимой, когда аккумулятор разряжается за ночь из-за холода. Электронные системы определяют температуру воздуха, давая больше заряда на батарею.

В принципе, повышенное напряжение для АКБ не грозит ничем плохим. Если нет никаких осложнений с электрооборудованием автомобиля, то через определённое количество времени всё само собой нормализуется, и напряжение спустится до стандартных значений. Однако часто происходит так, что напряжение не сбрасывается, и это оборачивается перезарядом батареи, электролит постепенно выкипает.

Если напряжение меньше стандартных значений, то это говорит о другом. Батарея в таком случае заряжается не полностью. Почему это происходит, можно выяснить самостоятельно, измерив напряжение при всех выключенных потребителях, включая музыкальный проигрыватель, кондиционер и т.д. Если и в этом случае напряжение показывает значение меньше стандартного, проблемы налицо с генератором. Такое же происходит, если контакты аккумулятора окислены.

Проводка

Пускатель ДВС является, по сути, самым энергоёмким прибором всей системы электроснабжения автомобиля. Это означает, что даже незначительная слабина в креплении выводов и кабелей способна в разы снизить производительность работы.

Сила импульса, возникающего в момент пуска стартера, до такой степени огромна, что в плохо зафиксированных кабелях легко может возникнуть электродуга. Ток будет уходить через этот свободный участок коммуникации, из-за чего пускатель не задействуется либо будет вращаться очень медленно.

К тому же, электродуга легко приводит к пожароопасной ситуации и возгоранию. По этой причине, если АКБ плохо вращает стартер, рекомендуется внимательно осмотреть клеммы батареи, протестировать качество фиксации плюсового кабеля, идущего от АКБ к тяговому реле.

Проводка стартера

Важно суметь протестировать ещё и провод, соединяющий кузов машины с ДВС, т.е. – массу. И в данном случае, если будет иметь место недостаточно хороший контакт, возникнет утечка тока.

Недоставать пускающему устройству тока может и по причине окисленных клемм АКБ. Прослойка из непроводников, образуемая в ходе окисления, становится причиной ухудшения работы стартера.

Чтобы устранить окисление, рекомендуется использовать раствор соды, который легко воздействует на слой. Обычную пищевую соду нужно смешать с тёплой водой в соотношении 1/10. Затем взять зубную щётку и начать ею обрабатывать клеммы.

Тяговое реле

Частая распространённая причина. Именно из-за тягового плохо работает стартер автомобиля. Как правило, если происходит замыкание внутри реле, то деталь следует целиком заменить, так как ремонтировать вряд ли получится. Часто причина неудовлетворительной работы втягивающего заключается в неполадках, которые возникают по причине подгорания контактов.

Восстановить функциональность устройства в некоторых случаях можно. Например, если открыть крышку с демонтированного реле. Именно сюда, на эбонитовую крышечку, соединяются провода.

Медная пластина, расположенная внутри реле, замыкает контакты. Нужно её осмотреть, и если поверхность неровная, то нужно эти окалины, возникающие по причине повышенных температур, очистить. Бархатный напильник именно тот инструмент, с помощью которого можно это сделать, однако металл следует обрабатывать аккуратно, чтобы пластину не истончить чересчур сильно, иначе надёжного контакта не будет.

Тяговое реле стартера

Размещённые на эбонитовой крышке контакты, тоже нужно тщательно зачистить. Для осуществления этой операции необходимо вытащить болты, к которым подсоединены провод. Затем нужно зачистить их с той стороны, которой они садятся на пластину. Очистка болтов тоже проводится напильником. Достаточно снять столько металла, чтобы контакты плотно сели на пластину, без каких-либо пустот.

После очистки контактов, нужно собрать и установить тяговое реле на место. Болты обязаны быть хорошо зафиксированы в корпусе, однако перекручивать резьбовые соединения не стоит, иначе это легко приведёт к повреждению хрупкого материала крышки.

Сам пускатель тоже может выходить из строя. И это, несмотря на высокий рабочий ресурс устройства. Рано или поздно, учитывая тот факт, что ничего не является вечным, пускатель нуждается в замене.

Примечательно, что неполадки стартера порой сложно диагностировать, что объясняется непостоянством симптомов. Так, основные дефекты пускателя способны проявляться только, когда мотор автомобиля полностью прогревается.

Рассмотрим самые известные неполадки, связанные с пускателем и их симптомы:

  • Быстрый запуск мотора на холодную, но медленное проворачивание кривошипного вала на горячую. Означает это только то, что внутри обмоток стартера есть несоответствие сопротивлений. Пускатель следует демонтировать, разобрать и осуществить замеры с помощью мультиметра в режиме Ом. Показатель ниже 10 кОм будет свидетельствовать об утечке напряжения на корпус устройства, что как известно, снижает мощность пускателя в разы, и он более не справляется со своими функциями.
  • Осмотреть выходы коллектора, которые возможно отпаялись, вследствие чего нарушился контакт. В таком случае симптом будет такой: пускатель либо вообще не будет вращать мотор, либо – делать это с недостаточной частотой.
  • Пускатель плохо вращает вал не только на горячую, но и на холодную. Это уже свидетельство сработанных щёток. Нужно проверить их на утечку напряжения и на степень выработки. Для этого подойдёт любой прибор для замеров сопротивления, в том числе и стандартная лампочка на 12 В.

Внимание. Тестирование индикатором на 12 В проводится следующим образом. Плюс подаётся с источника питания на стартерные щётки, минус – на индикатор. Другой вывод индикатора соединяется с массой блока щёток. Если индикатор загорится, значит, с щёток утекает напряжение. Если проверка осуществляется мультиметром, то значение сопротивления должно стремиться к бесконечности.

Бендикс и другие элементы стартера

Бендикс – деталь стартера, непосредственно входящая в соединение с маховиком двигателя при запуске. Если бендикс неисправен или искривлён, будут наблюдаться проблемы с пуском. Стартер может вообще не крутить или делать это через определённые промежутки времени.

Бендикс подлежит ремонту почти во всех случаях, кроме тех, когда пробит корпус. Как правило, деталь не работает, если загустела смазка, ослабли пружины, или произошло уменьшение диаметра роликов.

777sergioo777 ›
Блог ›
ЕСЛИ ЩЕЛКАЕТ, НО НЕ КРУТИТ СТАРТЕР. КАК НАЙТИ НЕИСПРАВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Чтобы узнать – почему стартер щелкает, но не крутит, необходимо разобрать его устройство и схему включения, включая узлы, от которых зависит его работа.
Разделим всю интересующую нас конструкцию на три элемента:
система питания – для стартера это, прежде всего, аккумулятор;
коммутация – все соединения (провода и реле);
сам стартер.

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ – АКБ
Возможно это один из самых распространённых видов неисправностей такого рода. Суть его заключается просто в разряженной, либо неработоспособной аккумуляторной батарее. Определить разряженную просто:
если щёлкает втягивающее реле, но стартер не крутит, при этом гаснут лампы на приборной панели – виновник аккумулятор;
когда происходит серия щелчков, при этом лампы также ощутимо притухают – то, как и в предыдущем случае, виновна аккумуляторная батарея;
если вообще ничего не происходит, то также возможно разряжен аккумулятор – необходимо проверить его другими нагрузками (к примеру — включить фары).
Если причиной является АКБ, то, казалось бы, всё просто – достаточно её зарядить (или прикурить) и можно отправляться в путь. Но не всё так элементарно, ведь невыясненная причина, которая вызвала следствие в виде неуспешного запуска – вызовет то же самое следствие ещё раз. Потому стоит разобраться – от чего батарея разрядилась.

Разряд АКБ. Почему?
Всё элементарно, если был попросту где-либо оставлен включенным свет, или другой потребитель. Но если всё было выключено – то необходимо проверить качество работы генератора, а также исправность самой батареи.

КОММУТАЦИЯ
Коммутация стартера проста – плюс батареи прикручен к втягивающему реле, минус на корпусе, а для старта подходит провод небольшого сечения с типичного реле, которым управляет замок зажигания.

РЕЛЕ
Если, при включении зажигания щёлкает реле, но стартер не крутит (и втягивающее реле при этом также не срабатывает) – то причина может быть в самом реле или управляющем кабеле. Точно установить можно достаточно простым способом – необходимо подать «+» питания на управляющую клемму стартера (куда подключен кабель наименьшего сечения, на фото показано стрелкой).
как проверить реле и проводку
Если стартер начал «крутить», то причина в проводке, реле или замке зажигания.
Примечание. Перед проверкой необходимо убедиться, что КПП автомобиля находится в нейтральном положении, иначе машина может начать движение.
К слову сказать – если поездка не терпит отлагательств, то таким способом можно завести двигатель. Достаточно лишь включить зажигание и вручную (с помощью подачи плюса питания на управляющую клемму) завести двигатель.

ПЛОХИЕ КОНТАКТЫ
Если стартер щёлкает, но не крутит и, при этом, возникают посторонние звуки (как вариант – то щёлкает, то не щёлкает) – необходимо проверить все соединения, особенно силового кабеля.
Дело тут в том, что при запуске двигателя, стартер потребляет достаточно большой так от АКБ – около 200 ампер. Если контакт где-либо недостаточный, то из необходимых 200 ему может «доставаться» лишь 10, чего достаточно для работы втягивающего реле, но недостаточно для запуска. В этом же случае может происходить серия «щелчков».
Необходимо проверить все соединения (включая клеммы АКБ), очистить контактные площадки от окислов, смазать их специальной смазкой и затянуть рекомендуемым моментом.

НЕИСПРАВНОСТИ САМОГО СТАРТЕРА
Обычно такого рода неисправности без демонтажа узла устранить невозможно. Но можно, относительно точно, выяснить причину. Рассмотрим электрическую часть стартера, которая включает в себя:
обмотки;
щёточный узел;
втягивающее реле.
Рассмотрим их в порядке убывания вероятности поломки.
ВТЯГИВАЮЩЕЕ РЕЛЕ
Итак, если стартер щёлкает один раз, но не крутит – следует проверить втягивающее реле. Для этого можно попробовать пустить стартер в обход его коммутации. На втягивающем реле есть три клеммы — две из них самые большие (одна вход с аккумулятора, вторая выход на сам стартер) и одна малая, управляющая.
Потребуется подходящий инструмент – отвёртка или гаечный ключ, которым получиться надёжно замкнуть две больших клеммы (на фото стрелкой) на короткий промежуток времени, при этом необходимо, чтобы выбранный инструмент не касался корпуса (любых металлических деталей под капотом).
как проверить втягивающее реле
Если при замыкании клемм стартер начал вращаться (возможно с треском) – то виновно втягивающее реле.
Примечание. Не стоит таким способом заводить двигатель, т.к. ведущая шестерня стартера не входит в зацепление.
Дело тут в том, что внутри реле контактные площадки попросту «обгорели», и на них образовался слой диэлектрика из оксидов металлов. Учитывая высокий рабочий ток – контакты могут «обгореть» за одну попытку запуска.
Варианта устранения два – можно разобрать реле и зачистить контакты, либо его заменить. Второй вариант значительно лучше, т.к. такой ремонт прослужит дольше. Это связано с тем, что на производстве контактные площадки покрывают специальным слоем сплава цветных металлов (с включением «благородных»), что снижает электроэрозию и вероятность окисления. Зачистив их – этот слой будет отсутствовать, потому долго такое реле не проработает.

ЩЁТОЧНЫЙ УЗЕЛ
Если дело дошло до проверки щёток, то без демонтажа и разборки стартера не обойтись. Именно при разборке износ щёток будет сразу виден. Косвенно это можно установить по длительному периоду эксплуатации, т.к. ресурс щёточного узла довольно большой.
Стоит отметить, что в некоторых вариантах конструкции, при неисправности щёток, также может не срабатывать втягивающее реле. Т.е. если не «щёлкает» втягивающее, и не пускается стартер на «прямую» — то вполне могут быть виноваты щётки.

ОБМОТКИ
Неисправность обмоток может выдать их цвет и запах. Естественно это станет видно при разборке стартера, и, во многих случаях, его будет проще и надёжнее (а иногда и дешевле) заменить целиком. В целом симптомы аналогичны неисправности щёточного узла.

Причины возникновения неисправности

Прежде чем начать изучение причин неисправности, напоминаем, что здесь и далее мы говорим о треске стартера, который больше всего похож на громкий дребезг контактов электромагнитного реле. Если из-под капота слышится неприятный металлический скрежет, то он появляется из-за неполноценного зацепления обгонной муфты (бендикса стартера) с зубьями маховика – это совсем другая история.

Чаще всего стартер, при повороте ключа зажигания, трещит по трем причинам:

1. Разряженная аккумуляторная батарея

Чтобы разобраться с причиной возникновения треска из-за разряженной аккумуляторной батареи, давайте вспомним устройство стартера. При повороте ключа зажигания напряжение бортовой сети поступает на обмотку его втягивающего реле. Появляющиеся при этом электромагнитные силы заставляют двигаться якорь устройства. Он замыкает силовые контакты, которыми электродвигатель стартера подключается к аккумулятору, а кроме того, заставляет шестерню бендикса вступать в зацепление с маховиком.

При разряженной аккумуляторной батарее ее энергии может хватать, чтобы притянуть металлический сердечник – о том, чтобы провернуть коленчатый вал не может быть и речи. Как только замыкаются контакты стартера и подается питание на его электромотор, напряжение просаживается до такой степени, что электромагнит оказывается не в состоянии удерживать металлический сердечник. Под действием возвратной пружины он стремится занять исходное положение и размыкает силовые контакты. Восстановившееся напряжение способствует повторному втягиванию якоря, и ситуация воссоздается многократно.

Чтобы убедиться в том, что виновником проблемы является глубокий разряд аккумулятора, достаточно включить несколько потребителей (освещение, электродвигатель отопителя и др.) и нажать на звуковой сигнал. Последний либо не включится вообще, либо будет слышен с хрипами, пониженной амплитудой или затуханием.

2. Плохой контакт двигателя с «массой»

Картина происходящего практически неотличима от рассмотренного выше случая с той лишь разницей, что проверка на разряд аккумулятора завершается с отрицательным результатом – все потребители, включая звуковой сигнал, работают на полную силу.

А вместе с тем, определить, что причиной неисправности выступает плохой контакт между аккумуляторной батареей и двигателем, очень просто – достаточно обратить внимание на контрольную лампу давления масла, которая находится на панели приборов. Если напряжение в бортовой сети авто ниже нормы, то поворот замка зажигания в положение «Пуск» приведет к постепенному затуханию яркости свечения сигнальной лампы (как и всех других).

В случае, когда причиной треска втягивающего реле стартера выступает плохая «масса», попытка запуска двигателя приведет к полному ее угасанию в такт со щелчками втягивающего реле. В то же самое время другие индикаторы интенсивность свечения практически не меняют.

Объясняется все очень просто – «массой» датчика давления масла, как, впрочем, и стартера, является корпус. Поэтому, как только будет утерян электрический контакт между двигателем и аккумулятором, оба этих устройства синхронно перестают работать.

3. Обрыв или замыкание обмотки реле стартера

Еще одной причиной, из-за которой происходит треск втягивающего реле, является межвитковое замыкание или обрыв его удерживающей обмотки. Другими словами, усилий электромагнита становится недостаточно для того, чтобы удерживать в замкнутом состоянии силовые контакты реле стартера и осуществлять зацепление шестерни обгонной муфты с зубчатым венцом маховика. Под действием возвратной пружины бендикс стремится занять исходную позицию, а расположенная на якоре контактная площадка размыкает электрическое соединение. После этого втягивающая обмотка включается вновь и ситуация многократно повторяется, что и становится причиной треска.

Определить, что в данном случае вышло из строя втягивающее реле стартера, можно и по поведению расположенных на панели приборов контрольных ламп. В момент, когда слышны громкие щелчки включения стартера, их яркость не меняется – коммутация электродвигателя стартера происходит на столь короткое время, что напряжение аккумулятора практически не просаживается.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Стартер не крутит втягивающее, но щелкает
  • Как проверить втягивающее реле стартера?
  • Почему машина не заводится, но стартер крутит?

Как устранить треск стартера

Способ устранения неисправности зависит от того, что выступает причиной. Если стартер не может нормально работать из-за разряженной аккумуляторной батареи, достаточно зарядить ее до необходимых параметров. Обычно зарядку ведут током 0.1С, где С – это емкость аккумулятора в ампер-часах. Вместе с тем, сильно разряженные источники тока и кальциевые батареи следует заряжать малыми токами (1-2 А) хотя бы до 25% заряда (этот параметр контролируют по плотности электролита). Щадящий режим отнимет больше времени, однако убережет аккумулятор от многих негативных моментов.

Обратите внимание! Нередко при разряженной аккумуляторной батарее владельцы авто пытаются запустить двигатель «с буксира». Заметим, что этот способ подходит лишь для простейших силовых агрегатов, но никак не для инжекторных двигателей. Запуск последних «с толкача» нередко приводит к сбою программного обеспечения электронного блока управления.

При этом ЭБУ начинает вести себя непредсказуемо – например, запрашивать разрешение на запуск у отключенного иммобилайзера. Ситуацию можно исправить только перепрошивкой «мозгов», а это, как вы сами понимаете, дополнительные и абсолютно неоправданные расходы.

В случае, когда треск втягивающего реле происходит из-за плохого контакта с «массой» автомобиля, достаточно всего лишь восстановить электрическое соединение. Чтобы избежать проблемы в дальнейшем, рекомендуется снять шину, которая соединяет двигатель с кузовом и зачистить контактные площадки наждачной бумагой. Предотвратить их окисление поможет тонкий слой технического вазелина или универсальной смазки VD-40.

Если источником неисправности признана удерживающая обмотка втягивающего реле стартера, то попытайтесь её отремонтировать. Если же это не представляется возможным, то принимают решение о замене втягивающего реле в сборе. Как видите, с поиском неисправности, из-за которой наблюдается треск стартера, сможет справиться даже начинающий водитель.

Видео: Почему трещит стартер.Полезный совет автоэлектрика.

Печать

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *