Как натянуть цепь на мотоцикле?

На срок службы цепи влияет частота, своевременность ее обслуживания и натяжка. При повышенных нагрузках, со временем цепь вытягивается, и это обычно приводит к «слизыванию» зубьев звезды. Вы можете сами оценить ее состояние, посмотрев на шкалу, которая располагается на задней части маятника. Кстати, если вы решили покупать подержанный мотоцикл, это для вас также актуально. Если риска на шкале находится в крайнем положении – готовьтесь скоро менять цепь и звезды.
Замена и цепи и звезд обычно производится одновременно. Для выработки своего ресурса цепной передачи нужно 10000-40000 км. На продолжительность и правильность работы цепи и звезд влияет много факторов: стиль езды, езда на заднем колесе и другие. Опытные мотоциклисты первую натяжку цепи делают сразу после первой 1000 км. Это нужно для устранения растяжки, которая в любом случае возникает после получения своего рабочего размера цепью. Затем, примерно 5000 км натяжка уже может и не понадобиться.
В техническом паспорте по обслуживанию мотоцикла можно всегда посмотреть как правильно натягивать цепь, в нем обычно демонстрируется степень провисания цепи. Иногда эта информация дублируется на одно сторон маятника. У каждого типа мотоцикла провисание различно. Это зависит и от качества дорожного покрытия, а также от работы подвески мотоцикла. Для спортивных мотоциклов провисание по осям не более 1,5-2,5 см, а кроссовые мотоциклы около 4 см. Очень часто владельцы мотоциклов не знают, как правильно натягивать цепь и стараются достичь максимального натяжения. Для большинства мотоциклов провисание цепи должно быть от 1,5-2 см, этого вполне достаточно для езды по нашим дорогам.
Цепи главной передачи мотоцикла различаются по 3 параметрам:

  • 1 цифра — шаг между центрами звеньев, цифра делится на 8, в результате получается размер в дюймах;
  • 2 и 3 цифры – ширина цепи между пластинами.

Очень часто мотоциклисты пренебрегают необходимостью регулярно смазывать (смазки для мототехники) и чистить цепную передачу. Провисшая или очень сильно натянутая цепь разбивает подшипники и «съедает» рабочую звезду. А вот свободная цепь может соскочить со звезды от любой вибрации или удара. Лучший вариант — скольжение по маятнику, худший — заклинивание или разрыв заднего колеса. Натянутая цепная передача из-за резкого увеличения на эту деталь быстро разбивает торсионный вал. Суть в том, что при движении маятник ходит только вертикально, останавливаясь за счет перетянутой цепи. Выработанная свой ресурс звезда и провисшая цепь — это те условия, которые предшествуют возникновению неприятного процесса, а именно — обратное движение цепи при резком торможении.

Смазка цепей Motul Chain lube C4 Производитель: MOTUL
Каталожный №: 102983
Цепь приводная 520 (ИЖ-Планета) Каталожный №: 520×104
Звезда ведомая в сборе с демпфером 420-41T (DELTA, ALPHA) Производитель: VIRZ
Каталожный №: 4620753546288
Звезда ведущая 428-14T (для дв.: 139FMB, 147FMH, 152FMI) Каталожный №: Z-673
Смазка MOTUL Tech Grease 300 NLGI 2 Производитель: MOTUL

Каталожный №: 100898
>Цепь для мотоцикла

  • Цепь для мотоцикла
  • Уход за цепью главной передачи мотоцикла
  • Натяжка цепи на мотоцикле

Выбор цепи для мотоцикла

Без цепи ваш мотоцикл просто не поедет.

Цепь для мотоцикла является очень важным элементом его работы, хотя и довольно простым. Без цепи мотоциклы не едут.

Цепи продаются заклепанные на заводе-производителе, а могут быть разомкнутые. К таким цепям прилагается звено с заклепываемым замком. Заклепанные цепи считаются более надежными. Но производители утверждают, что новые замки выпускаются наиболее прочные.

Каждая цепь имеет маркировку. Цифры маркировки — это шаг и ширина звеньев цепи. Эти данные обычно стандартные. Буквы обозначают следующее — прочность резинового уплотнителя и его форма. Эти данные у каждого производителя могут отличаться. Поэтому так важно подобрать цепь, которая будет подходить для марки вашего мотоцикла. Подходящий вариант можно подобрать в каталогах.

Пока на цепи сохраняется и используется заводская смазка, цепь не будет приносить ощутимых проблем. Тем более что постоянное совершенствование форм уплотнений позволяет снизить силы трения.

Проблемы с цепью возникают при невыполнении правил эксплуатации мотоциклов. Что может случиться? Может произойти обрыв цепи и заднее колесо заклинит. Возможно и повреждение ноги мотоциклиста. Цепи могут растягиваться при долгой эксплуатации. Быстрее выходит из строя цепь, не подходящая мотоциклу.

Случаи, когда цепь в обязательном порядке нужно заменить:

  • Потерялись клепки у звеньев
  • Повредились ролики
  • Соединения покрылись ржавчиной
  • Цепь изношена до максимального значения
  • Потресканные резиновые уплотнители
  • Цепь не растягивается до нужных размеров.

Таблица. Обозначение и применяемость мотоциклетных цепей.

Обозначение цепи Где применяется Модель мотоцикла Шаг, мм Диаметр ролика, мм Ширина цепи, мм Число звеньев, шт. Длина цепи, мм
2ПВ-9,525-1800 Моторная передача «Иж-56», «Иж-П1», П2, П3, П4, Ю5, «Иж-Ю», Ю2, Ю3, Ю4, Ю5 9,525 6,00 25,4 66
ПВ-9,525-1200 То же М-105 ММВЗ всех моделей 9,525 6,00 9,52 44 419,1
ПР-12,7-1820-2 Главная передача «Восход», «Ява» 12,7 8,5 7,75 112 126 1422,4
ПР-15,875-2300-2 То же Мотоколяски, все «ижи» 15,375 10,16 9,65 104 1651

Уход за цепью главной передачи мотоцикла

Правильный уход за цепью намного увеличит срок ее безопасного использования.

Через каждые пятьсот километров нужно обязательно смазывать цепь. Также это нужно делать и в том случае, если попали под дождь. Проводите эту процедуру перед выездом. И масла жалеть не нужно. Для этого масло нужно налить в небольшую емкость и использовать кисточку. Мотоцикл ставится на подставку, заднее колесо при смазке цепи нужно прокручивать.

Предупреждение. Нежелательно наносить много масла на открытую цепь, так как, притягивая пыль при езде, цепь быстрее начнет изнашиваться и скрипеть.

Для открытых цепей лучше воспользоваться распылителем масла в виде баллончика. А закрытые цепи можно смазать маслом обильно.

Перед процессом смазывания промойте цепь, особенно, если она загрязнена. Для этого можно использовать либо специально для этого продаваемую жидкость, либо керосин. После полного высыхания цепи можно ее смазать.

Обратите внимание на заднее колесо. Если оно сдвинуто в сторону, натяжение получится неравномерное. Следует помнить, на срок службы цепи очень сильно влияет то, как вы ездите на мотоцикле. Разгоняясь на предельной скорости, вы способствуете скорому изнашиванию цепи.
Цепь не должна быть сильно натянута или слабо. Это испортит элементы цепи и сократит срок ее использования. Поэтому так важно регулярно проверять натяжение цепи. Как натянуть цепь на мотоцикле, можно узнать у специалистов или на нашем сайте.

Натяжение цепи мотоцикла

Чтобы проверить натяжение цепи, проверните колесо и посмотрите состояние цепи при максимальном натяжении. Теперь поставьте мотоцикл на подставку и проверьте, насколько большой прогиб у цепи получился. Нормальное положение, когда между двумя частями цепи, верхней и нижней, два-три сантиметра.

Для квалифицированного натяжения цепи можно обратиться в сервис-центр. Но при желании можно сделать это и самому.

Главное, строго следовать установленным правилам.

  • Для регулировки цепи должна быть определенная на нее нагрузка, поэтому во время процедуры попросите кого-либо из своих знакомых сесть на мотоцикл.
  • Приготовьте инструменты для работы. Вам понадобятся ключи размером 17х19 и 13х14.
  • Мотоцикл стоит на подставке. Ключом 17х19 нужно отвернуть вал, на котором крутится заднее колесо. Колесо ослабится, и его можно будет передвигать натяжными болтами.
  • Вторым ключом, 13х14, нужно отвернуть контргайки, которые находятся с двух сторон колеса.
  • Наступает непосредственно натяжка цепи на мотоцикле. Чтобы колесо не повело в сторону, регулировочные болты нужно тянуть равномерно. Натягивая цепь, периодически проверяйте рукой, насколько она натянулась. Просто для этого нажимайте на нее с небольшим усилием. Цепь не должна быть сильно упругой. Это может привести к быстрому износу.
  • Если натяжка произведена правильно и достаточно, вначале затягивайте контргайки натяжных болтов. А уже после нужно затянуть вал заднего колеса.

Все операции проделаны. Вы можете опять мчаться на своем мотоцикле в увлекательное путешествие, не боясь, что он вас подведет.

Как правильно натянуть цепь на мотоцикле

Натяжение цепи — учимся делать правильно

Итак, в предыдущей статье мы выяснили, как здорово, когда ваша цепь ухоженная и смазываете вы ее не гудроном. Но вот что делать, когда вы зашли в гараж, бросили мимолетный взгляд на цепь….а она провисла?

Провисание цепи — это прямой результат ее износа. Сальники устают, штифты и втулки изнашиваются.

Допустимая норма провисания цепи на разных классах мотоциклах отличается друг от друга. Поэтому есть смысл заглянуть в технические мануалы, но усредненно провис у спортбайков от 15 до 25мм, у дорожных мотоциклов колеблется в пределах 30-45 мм, а на эндуро, например, в радиусе 50-55.

Узнать подобную информацию можно не только из мануалов, но и из наклеек на мотоцикле, если ваш мастодонт, конечно, не утратил их за давностью лет.

Допустим, после смазки цепи, у вас висит колесо, мотоцикл на нейтрали, если колесо крутится с равноценным натяжением, то все хорошо. Но для любителей гонять пешеходов на заднем колесе станет нежданным подарком неравномерное натяжение.

Если цепь еще в приемлемом состоянии, то ее регулируют из положения наименьшего провисания, ну а если клиент скорее мертв, то пора выбирать замену. Да, можно заморочиться, укоротить цепь, но стоит ли овчинка выделки, если после подобной экзекуции цепь через неделю доработает свой ресурс?

Больше того, если вы снимаете цепь, для замены звеньев, наличие замка или клепки на ней очень важный фактор. Защелка на цепи куда менее надежна. Клепку так просто не снять.

Самым распространенным способом регулировки натяжения цепи остается увеличение расстояния между осью колеса и КПП. Для этого на маятнике существуют специализированные отверстия с метками с обеих сторон.

Изначально необходимо ослабить гайку или болты, а уже потом взяться за перемещение по оси в прорези маятника. Метки с обеих сторон ОБЯЗАТЕЛЬНО должны совпадать. Если они не будут совпадать между собой, это первый признак, что колесо установлено не ровно.

После ровной установки и регулировки таким образом натяжения цепи, закручиваем гайки в обратном порядке. Особо щепетильные механики, кроме простых ключей пользуются динамометрическим ключом дабы с обеих сторон натяжение 100% было одинаковым.

Если у вас таких примочек нет, то достаточно по очереди с равномерным усилием закручивать гайки: с одной стороны пол оборота, с другой стороны такие же пол оборота и так по кругу.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *