Как улучшить качество записи звука на камерах SJCAM?

Большинство из нас встречались с такой проблемой, когда заснятое на экшн-камеру видео имеет весьма плохое звуковое сопровождение. Виной этому могут стать различные потрескивания, хлопки и другое. Такие звуки обычно появляются в процессе съёмки видеороликов на открытом воздухе во время концертов, вечеринок и прочих источников громкого звука. Многие не знают, как с этим бороться.

Сегодня мы поделимся с вами советами, которые помогут бороться с ненужными звуками. Первое, что хочется сказать, это то, что звуковые вибрации создают волны в воздухе, которые в дальнейшем при помощи микрофона преобразуется в электрический сигнал. Сами искажения получаются в тот момент, когда насыщенный звуковой импульс из-за целого ряда причин, например, высокой чувствительности микрофона или его ограниченных функциональных возможностей, может вызывать некорректное считывание информации.

Несмотря на то, относитесь вы к профессионалам или к любителям, мы советуем вам прочитать написанные ниже советы, которые помогут улучшить качество записи звука на камерах SJCAM до максимально возможного уровня.

Видеокамера SJ4000 и внешний микрофон

Дорогие друзья, в последнее время стало модно писать об этой камере, не будем отставать от моды и «мы». )) Обзоров SJ4000 предостаточно, и поэтому сейчас, я просто хочу рассказать о ее новых возможностях, после небольшой модернизации. В преддверии покупки данной камеры, я просмотрел кучу обзоров, и наткнулся на ролики итальянцев, которые встраивали в камеру гнездо, для подключения внешнего микрофона. Разница в звучании меня порадовала, что и подтолкнуло к практическому повторению. Но, правда, немного по-иному. В их версии, они просто “тупо” удаляли родной микрофон, без возможности его дальнейшего использования. Но об этом чуть позже…

Полагаю, что всем нам хотелось бы выжать из своего, так сказать “хоум-видео”, как можно больше. И если изображение снятое этой камерой нас еще как-то устраивает, то полученный на выходе звук, все-таки оставляет желать лучшего. Что в принципе, вы можете наблюдать в приложенном видеоролике, а именно — это тихая и глухая модуляция, плюс фоновый шум. Все это делает наши ролики довольно непрезентабельными. Ведь согласитесь, довольно часто мы с этим сталкиваемся, когда смотрим видео на YouTube. На мой взгляд, не очень приятно смотреть видео с некачественным звуком. А еще хуже, когда звука нет вовсе, или просто звучит музыка. Например, смотришь ролик рыболова, он борется с серьезной добычей, и все это без слов, просто под музыку типа — кантри, рок, поп, джаз и т.д. Досадно и реально не интересно, хоть тресни.
Далее я постараюсь упустить некоторые технические моменты, т.к. ничего сложного в доработке нет. Просто в корпус врезается микрофонное гнездо, рассчитанное под джек 3,5 мм. Мне понравилось такое, как на фото ниже. Модель называется “PJ3024M”, которая есть почти в каждом магазине радиодеталей, а цена просто копеечная. С этим гнездом, у нас остается возможность — использовать родной микрофон. Главное — это правильно его установить, что называется “по месту”. Примерное место установки будет видно на фото представленных ниже. Если ваша версия с Wi-Fi, не забудьте перенести антенну. Ну а пока лицезреем само гнездо, с точками подключения.

Хотелось бы отметить, что через замыкающий/размыкающий контакт, лучше “пропустить” плюс (+). В этом случае родной микрофон, остается на плате одной минусовой (-) ножкой. К ней же паяется минусовой провод гнезда. Плюсовая ножка внутреннего микрофона, остается висящей в воздухе. В общем-то, все просто. Правда, во время монтажа/демонтажа родного микрофона, я умудрился его вывести из строя. Но благо у радиолюбителя, всегда есть запас в загашнике. На фото ниже, вы видите уже не родной микрофон, а версию немного большего по размеру. Полагаю, что по характеристикам, он вряд ли уступает родному микрофону. Такими я обычно заменяю родные динамические микрофоны, на электретные, в автомобильных радиостанциях.

Ну а теперь давайте поговорим о внешних микрофонах, которые были заказаны в Китае. По итогам испытаний, конкурс был выигран микрофоном, купленным за 3$ (с доставкой). Звук вполне приличный!

А вот его собрат и земляк, приобретенный за полцены первого, разочаровал своей глухой модуляцией и был выброшен в арык. Благо хоть сгодился его поролоновый ветрозащитный колпачок.

Также по совету моего товарища, увлекающегося подкастами и видеообзорами, был приобретен петличный микрофон Audio-Technica ATR3350 iS . Подтверждает правильность выбора и то, что в интернете про него много лестных отзывов. Довольно хороший и бюджетный вариант. Советую приобретать именно ту версию, в названии которой присутствуют буквы выделенные красным цветом, т.к. впоследствии вы сможете использовать его со смартфонами типа iPhone и Samsung. Благодаря чему, у вас потом будет возможность состыковать хороший звук и видео, в любом видеоредакторе. Например, в случае, когда камера будет упрятана в аквабокс, и про запись хорошего звука можно даже не говорить.

Теперь немного фото того, что у меня получилось. Снимал на телефон, так что не обессудьте.

На этом все. Надеюсь, что был кому-то полезен. Желаю всем хорошего дня и отличного настроения!

p.s. Эх, еще бы Валерия Новосадова «приучить» к использованию петличного микрофона. Вот тогда бы его ролики стали вообще бесценными. )) Шепните ему при встрече, кто-нибудь, на ухо.

Принесли к нам на ремонт камеру SJCAM SJ4000 у которой сломались боковые кнопки вверх и вниз.

Ранее мы уже занимались ремонтом экшн камер оригинальных GoPro разных поколений, но эту модель , которая косит под гоупро , мы разбираем и ремонтируем впервые. Так мы и предупредили владельца китайской экшн SJCAM SJ4000.

Разбор SJCAM SJ4000.

Передняя серебристая крышка (панелька) держится на защелках и легко поддевается и отщелкивается даже ногтем.

Откручиваем все винтики спереди, отклеиваем и снимаем платку с передней кнопкой и аккуратно снимаем переднюю черную часть корпуса.

Сразу бросилась в глаза висящая на проводе антенна, которую китайцы попросту забыли приклеить на внутреннюю стенку корпуса.

Вытаскиваем плату экшн камеры.

Осторожней это делаем — дисплей приклеен к передней части корпуса и пристегнут к плате.

На фотографии платы SJCAM SJ4000 видны надписи используемого процессора и памяти:

  • Процессор Novatek NT96655BG — используется также в некоторых видеорегистраторах, например Philips ADR810.
  • Память DDRIII объемом 2Гбит — HYNIX — H5TQ2G63DFR

На другой стороне платы красуется обьектив, под которым спрятана матрица.

На краю платы стоят гнезда/разъемы, которые могут сломаться при сильных изгибах штекера.

Ремонт SJCAM SJ4000, замена кнопок.

Кнопки SJCAM SJ4000 похожи на добрые старые знакомые мастерам кнопки из кнопочных Nokia, которые тоже часто ломались.

Купленные новые кнопки для старых Nokia точь в точь похожи.

Припаиваем две новых кнопки.

Собираем камеру.

Собрать труднее чем разобрать. Главная трудность — защелкнуть шлейф дисплея на плату.

Ремонт успешно окончен.

Перед тем как начать, отвечу на вопрос, который возможно возникнет у читателей этого блога…
Вопрос: А зачем все это нужно?
Ответ: Да просто так, руки чесались. 🙂

И так, Вот камера, которая будет модифицирована, ну, или изуродована… это кому как больше нравится.
Немного о камере…
Она появилась у меня чуть больше года назад. Это одна из первых модификаций оригинальных SJ4000 без логотипа.
К сожалению производитель прекратил поддержку этих камер, выпустив для них последнюю прошивку SJ4000_FW_0616_OLDPCB_OLDLCD.
Более поздние прошивки на нее конечно ставятся, но в них нет поддержки старого экрана. Из-за этого при включении камеры с установленной новой прошивкой, экран камеры равномерно засвечен белым цветом. При этом остальной функционал камеры полностью работоспособен. Это можно проверить подключив камеру к монитору по HDMI
Характеристики камеры я не буду приводить. О них много информации в интернете.
И так, что же меня сподвигло на моддинг этой камеры?
Как это не странно, но на переделку камеры меня сподвигла одна из модификации камеры GoPro. А именно GoPro NOVO Да и просто хотелось поставить на камеру объективы с более узким углом. Ну, не люблю я очень широкий угол.
Процесс модификации будет разбит на несколько частей. Части будут добавляться по мере продвижения процесса модификации.
Это первая часть!
В ней я расскажу о том, как правильно разобрать камеру, не повредив того, что находится внутри.
Начнем пожалуй!

Извлекаем флеш-карту.
Извлекаем Аккумулятор.


Аккуратно, канцелярским ножем, поддевам и снимаем пластиковое стеклышко. Оно приклеено не очень крепко. Если оно не поддается, прогрейте его феном, только без фанатизма, а то стекло испортите.
Иголочкой, поддеваем и отгибаем экран. Делаем это аккуратно, что бы не повредить шлейф экрана.
Смотрим внимательно на разъем, в который воткнут шлейф. По бокам разъема находятся две защелки, в моем случае из темного пластика (цвет может быть разный).
Аккуратно, зубочисткой сдвигаем эти защелки вниз (в сторону шлейфа с экраном). Ход у них не большой, не переусердствуйте!
И не потеряйте стеклышко от светодиодов в левом нижнем углу. Оно обязательно выпадет из своего места 🙂
Аккуратно вытягиваем шлейф из разъема.
Экран снят!

Переворачиваем камеру объективом вверх. Берем какую-нибудь старую пластиковую карту. Поддеваем картой лицевую, декоративную панель по всему периметру. Делаем это аккуратно, чтоб не сломать пластиковые защелки с внутренний стороны панели. Снимаем панель!

Поддеваем и отгибаем плату с кнопкой. Делаем это аккуратно. Провода тонкие, легко отрываются.
Далее откручиваем все винтики, которые видим и снимаем пластиковую панель.
В принципе все! Камера разобрана. Но! На этом этапе многие совершают ошибку, пытаясь вынуть плату взявшись за объектив камеры. ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ!!!
В лучшем случае вы вырвите разъемы USB или HDMI. В худшем, разъемы вырвутся с дорожками или сорвется крепление объектива и вы оборвете шлейф идущий от матрицы к материнской плате камеры.
Далее читаем внимательно!
Делаем все очень аккуратно!
Для того, что бы правильно вынуть плату нужно надавить на разъем с обратной стороны камеры, на ту его часть, которая помечена красным кружком. Давить нужно аккуратно, но уверенно. Лучше всего эту операцию проводить над полотенцем, только не сентетическим а хлопковым, чтоб не было статики. Т.е. плату из корпуса выдавливаем на полотенце.
Выдавливаться плата будет вот так!
Поздравляю! Плата вынута! При этом корпус остался целым, без повреждений. От платы ничего не оторвалось и не отломалось!
Так-как объектив я буду менять, я вывинтил его. Для тех, кто не собирается менять объектив, эту процедуру делать не стоит, собьете настроенный фокус. Это дело поправимое конечно, но зачем вам лишние трудности… И еще, выкручивайте объектив непосредственно перед его заменой. Это нужно для того, чтоб избежать попадания пыли на матрицу. Хотя, это то же проблемой назвать нельзя, но все же лишний раз соваться в блок матрицы не надо. Если вы все-таки выкрутили объектив, не при каких условиях не прикасайтесь к задней части линзы пальцами или еще чем либо!!! Удалить загрязнение будет крайне сложно!
Переворачиваем плату и откручиваем все винтики, которые видим! Три винтика держат батарейный отсек! Два винтика держат модуль матрицы.

Для того, чтобы снять модуль матрицы, нужно зубочисткой сдвинуть защелки разъема удерживающего шлейф модуля. Сдвигать нужно в сторону модуля. Ход защелок очень маленький. Не переусердствуйте!
Поздравляю! Мы сделали полную разборку камеры!
Сборку нужно производить в обратном порядке!
На этом пока все!
Продолжение будет после того, как из Китая приедут кое-какие детальки. Но об этом уже в следующей статье!
Буду рад, если эта статья кому то помогла!

>Экшен камера: Настройки для съёмки. Советы. Учимся снимать

Как правильно выбирать кадры (планы) съемки

«Кадром» или «планом» называют одну сцену, снятую от начала до остановки записи. Ваше видео, будь то детский праздник, корпоративная вечеринка или отчет о путешествии, скорее всего, будет состоять из соединения множества кадров или планов.

Среди начинающих операторов одной из самых распространенных ошибок при выборе кадра является слишком частое передвижение камеры. После выбора кадра желательно задержаться на нем хотя бы на 10 секунд, прежде чем переходить к другому объекту съемки, чтобы при монтаже была возможность хорошо состыковать разные планы. Конечно, это правило работает не во всех случаях: иногда требуется быстро сменить предмет съемки, например, если вы записываете выступление или концерт.

Не стоит снимать так называемый «длинный кадр» (сцены длительностью более 12 секунд): его нельзя использовать полностью при монтаже и придется долго переделывать. Поэтому при видеосъемке не делайте очень длинных кадров, меняйте ракурсы, снимайте небольшими отрезками. Например, сначала снимается общий план, пауза, средний план, пауза, крупный план. Если вы снимаете панораму, обязательно снимайте в начале и в конце как минимум по секунде статичного видео, чтобы ее было потом удобно редактировать.

Также важно записать так называемые «перебивки». Перебивка – это кадр, который вклеивается между двумя другими кадрами, связанными между собой единством объектов и места действия. Например, вы записываете лекцию. Перед лекцией вы можете снять несколько кадров в аудитории, со слушателями. При монтаже, если вам понадобится вырезать часть речи лектора, для маскировки стыка между кадрами можно вставить перебивку. Если сделать это правильно, зритель даже не заметит, где был вырезан материал.

В заключение хочется отметить, что лучший способ усовершенствовать свои навыки – это начать снимать.

Обзор экшн-камеры SJCAM SJ4000: внешний вид

Дизайн экшн-камеры в корпусе из поликарбоната пытается равняться на «классику» — GoPro Hero, что, в общем-то, и неудивительно. Размеры SJ4000 немногим больше спичечного коробка — 59,2х41х29,8 мм, а вес составляет около 58 г. На передней панели с софт-тач покрытием находится объектив, а также кнопка включения/выключения и смены режимов (Mode). Там же не забыли нанести логотип компании (SJCAM) и указать лучшее качество для видео (HD 1080p).

Окрасов передней панели предусмотрено всего восемь: белый, золотистый, желтый, красный, розовый, синий, серебристый и черный.

Задняя панель корпуса покрыта защитным стеклом и большей частью занята 2-дюймовым ЖК-экраном, который используется как информационный дисплей и видоискатель. У левого края панели нашлось место для двух светодиодов, индицирующих работу и режим зарядки камеры.

На левом ребре находятся две клавиши прокрутки (вверх-вниз) и декоративная решетка динамика. Заметим, что все ребра и торцы корпуса получили «вафельную» фактуру.

Разъемы microHDMI и microUSB, а также слот для карты памяти microSD и декоративную решетку микрофона, разместили на правом ребре.

Верхний торец отвели под еще один светодиод (индикации работы) и кнопку ОК, которая служит для начала/остановки записи, спуска затвора или подтверждения.

Аккумуляторный отсек на нижнем торце закрыт крышкой с не очень внятной защелкой. Пожалуй, это самое слабое место в конструкции этой модели.

На самой батарее предусмотрен бумажный «хлястик».

Именно он обеспечивает быстрое и удобное извлечение аккумулятора из отсека.

На водонепроницаемом боксе все четыре механических кнопки экшн-камеры дублируются.

При этом, стоит обратить внимание на оригинальную конструкцию замка, обеспечивающего герметичность задней крышки.

Чтобы открыть аквабокс, следует в определенной последовательности выполнить три простых операции.

Обзор экшн-камеры SJCAM SJ4000: подготовка к работе

Первым делом надо извлечь SJ4000 из водонепроницаемого бокса и зарядить съемную батарею. После чего, включив гаджет (кнопкой Mode) и найдя в меню настроек соответствующий пункт, отформатировать карту памяти microSD (в процессе создаются необходимые каталоги), иначе камера откажется с ней работать. Заметим, что меню настроек в SJ4000 занимает шесть экранов (перемещение по его пунктам с помощью кнопок прокрутки). Помимо качества видео, здесь выбирается разрешение фото, чувствительность ISO, баланс белого, ступени экспозиции и еще много других опций, часто менять значение (по умолчанию) которых вряд ли придется.

Заметим, что на первых порах начинающему «экстремалу» вполне можно обойтись без хайпового 4К Ultra HD (это было одной из причин выбора SJ4000). Более того, во многих случаях при съемке под водой разница между Full HD 1080p и HD 720р практически не заметна на глаз, зато время записи на 32-ГБ карту памяти увеличивается чуть ли не в 2,5 раза. Жаль только, что (по неофициальной информации) 60 fps для HD-качества на этой модели камеры получается за счет дублирования кадров.

В настройках SJ4000 предлагается заранее определиться с циклом записи (3, 5 или 10 минут), когда общее видео автоматически делится на ролики выбранной длительности. Рекомендуется также активировать опцию подводного режима, которая призвана корректировать в изображении уровень красного цвета. Запись звука можно спокойно отключить, поскольку подводные обитатели обычно молчаливы, а слушать свое громкое сопение в маске не слишком увлекательно. Про тайм-аут экрана напомним еще раз чуть ниже, а вот про установку времени и даты надо помнить, особенно после замены аккумулятора.

После выполнения необходимых настроек, с помощью соответствующего переходника остается только закрепить водонепроницаемый бокс с камерой на маске.

А вот теперь можно и под воду.

Вот, например, ролик, снятый экшн-камерой на маске с креплением GoPro во время кормления рыбок. В основном, это стайки хромис (рыб-ласточек) и облада меланура (морских карасей). Последние, кстати, очень любят кусать за ноги купающихся в море, когда они неподвижно стоят на мелководье.

Закрепив камеру на голове с помощью специального бандажа, который чем-то напоминает трусики-стринги, можно снимать не только на суше, но и в воде.

Только поворотную рамку следует, конечно, заменить на водонепроницаемый бокс.

Небольшой вес гаджета позволяет вести съемку с экшн-камерой на голове даже детям, причем, в этом случае неплохо озаботиться для них обычными очками для плавания.

Просматривать отснятые материалы удобно на большом экране, например, на мониторе ПК или телевизоре со входом HDMI. При соединении камеры (как накопителя) с компьютером выбирается «Режим USB». Для подключения же SJ4000 к монитору потребуется кабель microHDMI-HDMI. В «походных» условиях вполне можно обойтись экраном смартфона, у которого есть слот для установки microSD, а вот при отсутствии такой опции придется расширить арсенал необходимых аксессуаров кард-ридером и OTG-кабелем. Модель камеры с беспроводным модулем, которая по Wi-Fi подключается к Android- или i-девайсу, избавит от подобных хлопот, однако и заплатить за нее придется несколько дороже.

Обзор экшн-камеры SJCAM SJ4000: выводы, покупка

Компания SJCAM выпускает экшн-камеры и различные аксессуары для них, при этом, ее продукция предлагается в России как официальными партнерами, так и розничными реселлерами. Судя по ценам в интернете, на момент написания обзора базовую модель SJ4000 (без модуля Wi-Fi) все еще можно было купить дешевле 3 тысяч рублей. Заметим, что бандаж для крепления камеры на голове в базовом наборе обычно отсутствует. Дополнительно стоит еще озаботиться приобретением зарядного устройства и второго аккумулятора. Но главное, следует помнить о microSD-карте, которая, по умолчанию, в комплект также не входит. Все эти покупки добавят к стоимости самой экшн-камеры еще пару-тройку тысяч рублей. Отправляясь на море, такие дополнительные траты довольно безболезненно можно вписать в отпускной бюджет.

SJCAM SJ4000 заслуживает внимания не только привлекательной ценой, но и неплохими характеристиками. Не зря же ее считают одной из самых продаваемых на рынке. Впрочем, как и у любого бюджетного устройства, фанаты экстрима легко найдут в ней какие-нибудь изъяны. Действительно, модель SJ4000 не лишена недостатков, в числе которых уместно, например, назвать отсутствие стабилизации изображения. Однако, в тандеме с аквабоксом она без осечек поработала во время надводных и подводных съемок, показав себя простой и надежной в эксплуатации. По крайней мере, на протяжении двух недель ежедневных погружений никаких претензий к SJ4000 не возникло. Не нарушилась и прозрачность водонепроницаемого бокса, в отличии, например, от «безымянной» маски с креплением GoPro, пластик которой, несмотря на регулярное споласкивание пресной водой, просто потемнел от соли. В общем, после сдачи экзамена на море, SJ4000 вполне можно рекомендовать как «стартер» для тех, кто хочет фиксировать яркие события в своей жизни даже в экстремальных условиях.

Поделитесь новостью:

Экшн-камеры SJCam SJ4000 WiFi и SJ5000X

Приближающийся отпускной сезон требует вернуться к выбору оптимального варианта миниатюрной камеры, с помощью которой можно запечатлеть экшн-события. И не только экшн. Кому-то пригодится умение такой камеры функционировать в качестве автомобильного регистратора, к примеру. Но одно из важнейших условий, если учесть сегодняшние реалии — это, разумеется, низкая стоимость аппарата. К счастью, нынешний выбор не ограничивается одним-двумя брендами, которые, как правило, беспредельно «задирают» ценник (впрочем, чаще всего это делается вполне обоснованно). Помимо громких имен, на прилавках, в первую очередь в интернете, нетрудно отыскать и менее известные торговые марки.

  • Конструкция, технические характеристики
  • Видео/фотосъемка
  • Программное обеспечение
  • Выводы

Конструкция, технические характеристики

Внешне эти два аппарата почти не отличаются друг от друга, однако камеры, которые будут рассмотрены в статье, суть абсолютно разные аппараты. Разные не только по стоимости, но и по характеристикам, что мы сейчас и увидим.

Комплектность рассматриваемых камер различается, но незначительно.

Вот он, комплект SJ5000X. Нужно сказать, довольно разнородный, рассчитанный практически на все случаи экшн-жизни. Жаль только, нет крепления с присоской для размещения камеры на лобовом стекле автомобиля. А ведь камера — точнее, обе рассматриваемые камеры — вполне способна заменить видеорегистратор, о чем будет сказано ниже.

Взглянув на камеры поближе, несколько отличий заметить несложно: светодиодные индикаторы на передней панели камеры SJ5000 и чуть большие габариты в сравнении с SJ4000.

А вот набор интерфейсов и их расположение у обеих камер совершенно одинаковы: левая сторона корпуса и стандартные Micro-USB, Micro-HDMI и слот для карты памяти стандарта microSD/SDHC/SDXC.

Однако сравнение тыльной стороны корпуса вновь указывает на существенные различия. Главное из них — диагональ встроенных дисплеев. Как видим, SJ4000 оснащена дисплеем значительно меньшей диагонали, чем у SJ5000, что затрудняет оценку параметров и композиции кадра. Соответственно, и шрифт на таком микроэкранчике выглядит гораздо мельче.

Наконец, еще одно различие: количество управляющих кнопок. SJ5000 имеет отдельную кнопку, которой активируется встроенный адаптер беспроводной сети. Две оставшиеся кнопки со стрелками могут использоваться в SJ5000 как для навигации по служебному меню, так и для управления электронным зумом.

Обе камеры снабжаются одинаковыми аккумуляторами внутреннего форм-фактора, их емкость составляет 900 мА·ч.

Однако, поскольку камеры ведут запись с разным размером кадра, заряд батареи расходуется с разной интенсивностью:

SJ4000 WiFi SJ5000X
88 мин. в режиме 1920×1080 30p с выключенным Wi-Fi 73 мин. в режиме 2880×2160 24p с выключенным Wi-Fi

Во время длительной видеозаписи корпусы обеих камер нагреваются до одинаковой температуры 43 градуса, отказов из-за перегрева не обнаружено. Хотя, если камера находится в боксе и съемка ведется в жаркую погоду, то можно ожидать и перегрева.

Основные технические характеристики камер приведены в следующей таблице:

SJ4000 WiFi SJ5000X
Объектив макс. 170°
датчик изображения Aptina0330 CMOS 3 Мп Sony IMX078 CMOS 12 Мп
Габариты, масса
  • 60×41×30 mm (Ш×В×Г)
  • 46 г с батареей и картой памяти
  • 61×43×35 mm (Ш×В×Г)
  • 68 г с батареей и картой памяти
Время непрер. записи от батареи, входящей в комплект 88 мин. в режиме 1920×1080 30p с выключенным Wi-Fi 73 мин. в режиме 2880×2160 24p с выключенным Wi-Fi
Носитель карта памяти microSDHC карта памяти microSDHC
Форматы видео (угол обзора) Контейнер MOV, кодек AVC (H.264) + звук PCM 1 канал 512 Кбит/с:

  • 1920×1080 30p 15 Мбит/с
  • 1280×720 60p 14 Мбит/с
  • 1280×720 30p 8 Мбит/с
  • 848×480 60p 8 Мбит/с
  • 640×480 60p 8 Мбит/с
Контейнеры MP4 или MOV, кодек AVC (H.264) + звук AAC 128 Кбит/с или PCM 512 Кбит/с, 1 канал:

  • 2880×2160 24p 20 Мбит/с
  • 2560×1440 30p 20 Мбит/с
  • 1920×1080 60p 20 Мбит/с
  • 1920×1080 30p 15 Мбит/с
  • 1280×720 120p 20 Мбит/с
  • 1280×720 60p 13 Мбит/с
  • 1280×720 30p 7 Мбит/с
Интерфейсы
  • Micro-HDMI
  • Micro-USB 2.0 (зарядка аккумулятора/передача файлов)
  • Wi-Fi (управление и просмотр с мобильным приложением SJCam HD)
  • Micro-HDMI
  • Micro-USB 2.0 (зарядка аккумулятора/передача файлов)
  • Wi-Fi (управление и просмотр с мобильным приложением SJCam HD)
Прочие характеристики
  • ЖК-дисплей 1.5″
  • индикаторы режимов работы
  • интервальная фотосъемка
  • работа от сетевого адаптера (режим видеорегистратора с автоматическим стартом при подаче питания, запись по кругу)
  • фото до 4000×3000
  • детектор движения
  • ЖК-дисплей 2″
  • индикаторы режимов работы
  • интервальная фотосъемка
  • работа от сетевого адаптера (режим видеорегистратора с автоматическим стартом при подаче питания, запись по кругу)
  • фото до 4032×3024
  • стабилизатор изображения
  • детектор движения
Средняя цена
по данным Яндекс.Маркет
T-11896374 T-13229759
Предложения
по данным Яндекс.Маркет
L-11896374-10 L-13229759-10

Видео/фотосъемка

В статьях с обзорами видео- или фотокамер не делается попыток снять художественный, видовой или экшн-фильм, как того хочется некоторым читателям. Цель каждой сугубо технической статьи — рассказать об эксплуатационных свойствах прибора, по возможности показать, каким образом настройки камеры либо условия съемки могут повлиять на характер и качество получаемого видео, а также ознакомиться с оригинальными видеороликами, снятыми в фиксированных условиях, для последующего сравнения со съемкой другими аппаратами.

Наглядно представить разницу в детализации и характере картинки, которые дают имеющиеся в обеих камерах режимы записи, можно с помощью следующих стоп-кадров и оригинальных роликов.

SJ4000 WiFi SJ5000X
1920×1080 30p 15 Мбит/с 2880×2160 24p 20 Мбит/с
1280×720 60p 14 Мбит/с 2560×1440 30p 20 Мбит/с
1280×720 30p 8 Мбит/с 1920×1080 60p 20 Мбит/с
848×480 60p 8 Мбит/с 1920×1080 30p 15 Мбит/с
640×480 60p 8 Мбит/с 1280×720 120p 20 Мбит/с
1280×720 60p 13 Мбит/с
1280×720 30p 7 Мбит/с

Скажете, опять в пасмурную погоду съемки? Ничуть. Путем постоянного мониторинга обстановки в небесной канцелярии получилось урвать каких-то полчаса относительно ясной погоды и провести эту съемку. Однако, глядя на полученную картинку, в наличие солнышка, пусть и низко висящего, совсем не верится. Хотя, с другой стороны, имеющиеся кое-где на снежной поверхности тени доказывают, что погода таки была ясной (для русской зимы, конечно). В чем тут дело? По всей видимости, таковы особенности автоматики обеих камер, которая выстраивает параметры баланса белого и экспозиции по своему усмотрению. И это усмотрение, как можно видеть, довольно своеобразное, да еще и усиливается не менее своеобразной цветопередачей — холодная картинка у SJ4000 и теплая у SJ5000. Предварительный вывод: перед любой съемкой желательно подстраивать все параметры вручную.

Казалось бы, теперь можно сделать выбор оптимального режима съемки каждым аппаратом. С первой камерой, SJ4000, все просто — только 1920×1080 30p, иные варианты записи кажутся малопригодными ввиду явного наличия в кадре алиасинга, ступенчатости наклонных контрастных объектов, которая обычно появляется вследствие неаккуратного программного масштабирования либо при адресном считывании информации с матрицы (пропуск строк, или эффект дуршлага). Кстати, именно о втором варианте — пропуске строк — говорит муар, возникающий при попадании в кадр искусственных регулярных структур (его мы увидим далее). Хорошо, с SJ4000 мы разобрались. А вот со старшей сестренкой, SJ5000, придется погодить. Дело в том, что 4K в этой камере — «ненастоящий». То есть, истинный размер кадра составляет не положенные 3840×2160, а некие странные 2880×2160. При этом в служебных полях каждого файла камера записывает аспект, равный 16:9, нужный для того, чтобы плееры или программы монтажа правильно отображали кадр. Кстати, разработчик вовсе и не скрывает данный факт, предупреждая о нестандартном размере кадра, приведем цитату с официального сайта:

Please notice the 4K resolution is interpolated, the real resolution is 2880×2160P, thanks.

Помимо изученных факторов, которые, возможно, влияют на качество картинки, существует еще один — угол обзора. В экшн-камерах он изменяется не оптическими средствами — оптика тут накрепко вклеена, никаких движущихся частей в экшн-камерах не существует. Изменение угла обзора в таких камерах может производиться либо изменением сканируемой площади матрицы (адресное считывание) с последующим масштабированием полученного кадра до требуемых размеров, либо примитивной обрезкой получаемого изображения опять же с последующим программным масштабированием. Нельзя однозначно сказать, какой из вариантов лучше или хуже — все зависит от количества пикселей на матрице, их размера, а также — самое важное — от особенностей (тщательности) программного масштабирования. В некоторых камерах (как, например, SJ4000) разные углы имеют свои названия — Wide (широкий), Middle (средний), Narrow (узкий). В других камерах (SJ5000) эти углы именуются буквально, конкретными цифрами. Тут следует помнить, что, когда указывают угол обзора, к примеру, 170°, то в виду имеется угол не по горизонтали, что кажется естественным, а по диагонали кадра. Пусть это неестественно, зато цифра-то какая внушительная получается!

Результат изменения углов обзора в рассматриваемых камерах проще всего показать наглядно:

SJ4000 WiFi SJ5000X
Wide Middle Narrow 170° 140° 70°

А теперь заключительный этап: проверка изменения характера картинки (главным образом, только разрешающей способности) при изменении угла обзора. Безусловно, нагляднейший способ узнать разрешающую способность — это съемка тестовой таблицы. В случаях с камерами, имеющими сверхширокоугольную оптику, снять такую таблицу невозможно, поэтому приходится снимать лишь одну часть такой таблицы, ключевую, которая распечатана на нескольких листах и имеет метр в высоту. После съемки этой мишени с разных расстояний, видеоролики совмещаются в видеоредакторе с рисунком полной таблицы до совпадения пропорций. Получившийся фрагмент точно показывает разрешающую способность широкоугольной камеры, однако нужно учесть, что эта цифра относится только к центральной части кадра, то есть, к центру объектива. Разрешающую способность рассматриваемых камер при разных углах обзора можно оценить в следующей таблице:

SJ4000 WiFi SJ5000X
Wide Middle 170° 140°
Narrow 110° 70°

Невооруженным глазом видно, что с камерой SJ4000 шутить нельзя — снимать придется только с максимальным углом, Wide. Поскольку на других углах наблюдается нешуточное снижение разрешающей способности, а появляющийся муар может серьезно подпортить картинку. А вот камера SJ5000 — совсем иное дело! Как ни меняй в ней угол обзора — разрешение во всех случаях остается одинаковым, достигающим 1200 ТВ-линий по горизонтальной стороне кадра.

Таким образом, для камеры SJ5000 мы отыскали два приоритетных режима записи: псевдо-4K с размером 2880×2160 с частотой 24 кадра в секунду, либо 1920×1080 с частотой 60 кадров в секунду. Учитывая, что все-таки максимальный размер кадра в этой камере составляет упомянутый псевдо-4K, то и снимать впоследствии мы станем именно в таком режиме. Тем же пользователям, которым важна высокая плавность движения, рекомендуется переключить камеру в 1080 60p и начисто забыть о других режимах.

Кстати, в случае с камерой SJ5000 угол обзора может быть изменен еще в одном случае: при включении стабилизатора. Да, этот аппарат оснащен электронным (программным) стабилизатором, который имеется во всех нынешних смартфонах. Только называется в служебном меню этот пункт как-то слишком витиевато, совсем «не по теме» — GyroSensor. Сразу и не догадаешься. Причем тут гироскоп…

Но вернемся к стабилизатору. Эффективность электронного стабилизатора напрямую зависит от качества программного обеспечения, которое анализирует сдвиг картинки и по мере возможности компенсировать его за счет свободной площади матрицы, а также, разумеется, от мощности процессора, который выполняет эту работу. В супермощность процессора, на котором построена недорогая камера, как-то не особо верится. Потому и требуется какая-никакая, но проверка.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Неважнецки, прямо скажем. Скорее всего, здесь применен алгоритм электронной стабилизации «фотоаппаратного» типа, который предназначен для компенсации микротряски рук, естественного тремора, который возникает при съемке с рук, когда оператор и камера неподвижны. Такой алгоритм никак не подходит для компенсации тряски при движении оператора и самой камеры. Хотя, в таких случаях не всегда спасают и оптические стабилизаторы в серьезных крупногабаритных видеокамерах. Есть, конечно, на рынке редкие исключения, но и те достигаются за счет использования вместе с оптическим дополнительного продвинутого электронного стабилизатора, который еще более сглаживает движение. Правда, пока подобная гладкая стабилизация доступна лишь при съемке в Full HD — до приемлемой программной стабилизации видео 4K современные видеокамеры еще не доросли.

Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть — роллинг-шаттер (подробнее см. в материале Роллинг-шаттер в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения). В случае с экшн-камерой, которая призвана фиксировать быстрое движение и рывки, высокий уровень роллинг-шаттера просто недопустим.

Тестируя обычные камеры с нормальным углом обзора, мы часто измеряем угол наклона вертикалей, делая это с помощью установки с вращающимся цилиндром и вертикальной полосой. Но с такими объективами, которые установлены в рассматриваемых камерах, это бессмысленно — угол обзора слишком велик, и слишком велико геометрическое искажение в кадре («рыбий глаз»). По данной же причине безрезультатным оказывается и наблюдение за наклоном вертикалей в «живом» видео — любой наклон «съедается» слишком широким углом обзора и все тем же рыбьим глазом. Однако «желейность» в кадре не скроет никакой рыбий глаз. Для того, чтобы отыскать эту желейность, прокатим обе камеры на электроавтомобильчике.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Да, «благодаря» нечищеной замерзшей поутру дороге обычная поездка превращается в экстремальное ралли с регулярными застреваниями, но в решении нашего вопроса это даже лучше — степень тряски увеличивается трагически. Что помогает увидеть разницу в уровне желейности картинки, которые дают сравниваемые камеры. А она, разница, имеется, и вполне прогнозируемая: чем больше пикселей в используемой матрице, тем выше уровень роллинг-шаттера (при условии, что с обеих матриц информация считывается с одинаковой скоростью). И конечно же, многомегапиксельная SJ5000 в этом соревновании проигрывает (или побеждает?), давая чуть большие желеобразные искажения объектов в съемке при сильной вибрации.

При съемке с менее агрессивным уровнем тряски, либо имеющем более высокую амплитуду, желейное проявление роллинг-шаттера становится значительно ниже. Им можно даже вообще пренебречь.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Качество кодирования в экшн-камерах вряд ли имеет смысл изучать на примерах статичной съемки. Изъяны кодировщика камеры лучше всего покажут сцены, в которых присутствует большое количество движения — например, быстродвижущиеся предметы или бурный поток воды. Изъяны эти заключаются в заметной пикселизации градиентных поверхностей, что вызвано банальной нехваткой битрейта. А с битрейтом наши камеры как раз и не дружат — вспомним, максимальный битрейт даже в 4K-варианте составляет всего лишь 20 Мбит/с.

SJ4000 WiFi SJ5000X

Действительно, идеальным такое качество сжатия не назовешь, тут налицо и пикселизация, и замыливание, и «рваные» края объектов — все те самые артефакты кодирования, вызванные в первую очередь слишком низким уровнем битрейта в обеих камерах. Пожалуй, для 4K неплохо было бы поднять битрейт хотя бы до 50 Мбит/с.

Мы уже говорили, что рассматриваемые камеры могут работать в качестве автомобильных видеорегистраторов. Тут следует внести необходимое уточнение: камеры могут функционировать в качестве почти полноценных регистраторов. Ведь таковым считается тот регистратор, который работает по принципу «подключил и забыл» — когда поворот ключа в замке активирует бортовую систему питания, регистратор обязан самостоятельно включиться и начать видеозапись, водитель не должен тянуться к камере, чтобы нащупать кнопки включения и записи. Но система питания наших камер сконструирована так, как положено: при включенном соответствующем параметре в настройках камер (Режим автомобиля) обе камеры автоматически включаются и начинают запись при подаче питания на USB вход. Точно так же автоматически камеры прекращают запись и выключаются, если питание на входе USB пропадает (но выключаются не мгновенно, а спустя десять секунд, что очень и очень продуманно). К тому же пользователь может выбрать длительность видеороликов, на которые будет разбиваться запись, идущая «по кругу»: 3, 5 или 10 минут. К услугам пользователя также имеется впечатывание в кадр текущей даты и времени плюс еще и номера автомобиля, который вводится в настройках камер. Наконец, предпоследний гвоздь в бейджик «я умею работать регистратором»: датчик движения (последний был бы, если бы в камерах имелся GPS, но его нет). При активации датчика движения в камерах включается программный детектор-анализатор, который в фоновом режиме, когда видеозапись не осуществляется, непрерывно исследует кадр на предмет какого-либо изменения. Как только в поле зрения камеры появляется достаточно крупный контрастный объект, запись видео автоматически включается. Стоит движению прекратиться — запись останавливается. Однако жаль, что этот датчик движения не имеет настроек чувствительности, ее следовало бы поднять раза этак в два.

В настройках камеры SJ4000 не имеется возможности отключить светодиод, мигающий во время записи. Но это не страшно: всего одна мелкая лампочка синего цвета, расположенная на задней панели в левом нижнем углу корпуса. Которая к тому же не будет видна, если камера заключена в прилагаемый открытый бокс. А вот SJ5000, как более продвинутый аппарат, мигает подобно новогодней елке: сзади, сверху и спереди. Причем спереди находятся самые яркие светодиоды. К счастью, в этой камере нашлась настройка, полностью и/или частично отключающая эти лампочки.

Как наши аппараты справляются с ролью автомобильного видеорегистратора, можно увидеть в следующем сравнительном ролике. Поскольку разрешающая способность при изменении угла обзора у камеры SJ5000 не падает, мы этим воспользовались и чуть уменьшили угол — результат налицо:

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Учитывая недостаток света пасмурным днем, результат съемки камерой SJ5000 можно считать очень высоким: детализация остается максимально возможной. Так же неплохо эта камера показывает себя и в поездке по ночному городу. Кстати, тут уже обе камеры были поставлены в одинаковые условия: в обеих включен режим 1920×1080, угол обзора также одинаково максимальный.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Теперь можно уверенно заявить, что для эксплуатации в качестве автомобильных регистраторов функционально подходят обе камеры, однако при этом SJ5000 дает значительно более высокую детализацию в любых условиях — днем, ночью, с широким углом обзора или узким.

Обе рассматриваемые камеры снабжаются герметичными боксами для съемки под водой. При этом в настройках камер имеются установки, изменяющие баланс белого так, чтобы цвет в кадре соответствовал водной среде. Учитывая разный баланс цвета в сравниваемых камерах, можно ожидать такую же разную установку баланса белого при съемке под водой.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Так же по-разному рассматриваемые камеры обрабатывают кадр встроенными фильтрами. Эти режимы цвета придают снимаемому видео определенный характер, который соответствует названию выбранного режима цвета изображения. Точнее, должны придавать.

SJ4000 WiFi SJ5000X
Нормальный
Черно-белый
Ретро
Теплый
Холодный

Присутствующий в камере SJ5000X режим скоростной съемки позволяет получить видео, замедленное в два, четыре и восемь раз (-2X, -4X и -8X соответственно). При этом первые два варианта записываются в видеофайлы с размерами 1280×720 и частотой 30 кадров в секунду, в то время как наиболее скоростная съемка, замедляющая видео в восемь раз, сохраняется в файл 640×480 30p. Качество картинки, конечно же, падает вместе с увеличением скорости съемки, и в случае с восьмикратным замедлением говорить о каком-то качестве вообще не приходится. Поэтому воспользуемся примерами с более-менее нормальным размером кадра, -2X и -4X:

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Обычная скорость, 4K -2X, 720p -4X, 720p

Выглядит неплохо для бюджетной камеры, однако следует учесть, что подобное замедление нетрудно сотворить и самостоятельно в любом порядочном видеоредакторе. Например, взяв за основу видео 1080 60p, легко замедлить его в два раза, однако в результате получится кадр с Full HD-разрешением, а не этот «недомерок» 1280×720.

В помещении со средним уровнем освещенности обе камеры слегка «мажут», что, в общем-то, свойственно любой даже полноразмерной видеокамере среднего и низшего ценового диапазона. Это сказывается мелкая слепая матрица, долгая выдержка, выставляемая камерой по умолчанию, и, разумеется, свою лепту вносит «пластилиновый» кодек, которому не хватает битрейта для четкого отображения большого количества объектов, находящихся в кадре.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Но съемка в условиях недостаточной освещенности и экшн-камера — понятия несовместимые. Какие-то яркие источники света, присутствующие в темной сцене, камера, конечно, зафиксирует. Но не более того. Прочие области кадра, где уровень освещенности ниже критического, камера просто не определит либо замажет до неузнаваемости.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Таким образом, для всех микрокамер главное правило остается в силе: свет и еще раз свет. Попытки снять спортивное соревнование в зале с неярким искусственным освещением, или пробежку в сумерках приведут к получению мутного размазанного видео.

Рассматриваемые камеры создают фотоснимки, максимальный размер которых составляет 4032×3024 пикселей.

SJ4000 WiFi SJ5000X

Помимо съемки в JPG, камера SJ5000X умеет снимать еще и в RAW, однако нам не удалось корректно открыть эти снимки ни одним из имеющихся программных инструментов. Если читатель желает самостоятельно изучить этот формат — попытка не пытка, вот один из снимков: sj5000-raw.raw (17 МБ).

Также в обеих камерах имеются режимы интервальной и серийной фотосъемки:

  • интервальная фотосъемка: одно фото каждые 2/5/10/20 с
  • серийная фотосъемка: 3/5/10 фото в секунду либо беспрерывная фотосъемка по удержанию кнопки спуска

Программное обеспечение

HDMI-выход обеих камер может выводить живое видео. Как чистый сигнал, так и сигнал с графической информацией. Важно: обе камеры подключаются к телевизору или карте захвата в интерлейсном режиме 1080 60i, а настроек видеовыхода в камерах нет.

SJ4000 WiFi SJ5000X
Чистый сигнал Сигнал с графикой Чистый сигнал Сигнал с графикой

Служебное меню камер состоит из семи страниц, однако состав и количество пунктов по понятным причинам — разное.

Управление камерами по Wi-Fi производится с помощью одного и того же приложения, SJCam HD (версия для Android). Интерфейсы приложения не имеет перевода на русский язык, зато несложен в освоении.

Задержка видеопотока с видеокамер при его передаче на мобильное устройство составляет менее секунды, а максимальное расстояние до потери связи достигает 60-70 метров при отсутствии физических преград и других Wi-Fi сетей.

Выводы

Изученные аппараты во многом напоминают присутствующие на рынке аналоги. Впрочем, так оно и есть: комплектующие, из которых собирается большинство гаджетов, зачастую одинаковы. Различается лишь программная обвязка компонентов и, возможно, энергопотребление. Что же касается программного обеспечения — здесь разработчик неплохо потрудился, внедрив в камеры возможности регистратора и датчик движения, художественные стили и интервальную фотосъемку, Wi-Fi-адаптер и HDMI-выход с трансляцией живого видео.

Тем не менее, каждая камера имеет свои достоинства и недостатки, все они без труда отыщутся в данной статье, а конкретные эксплуатационные особенности указаны в таблице технических характеристик. Думается, эти отличия неплохо коррелируют со стоимостью аппаратов, а формула тут проста: чем шире функциональность камеры, тем выше ее цена.

Благодарим интернет-магазин Action5.ru
за предоставленные для тестирования камеры

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *