Будьте внимательны на дорогах Таиланда

Да, здесь все местные жители с детского возраста водят мотобайки, а многие иностранцы вынуждено садятся за руль байка в первый раз, даже не имея права управления соответствующей категории. Конечно, эта тенденция лишь свидетельствует о том, что некоторые наплевательски относятся к безопасности на дорогах и надеются на авось (а, откуплюсь от полиции, если что). Я не буду углубляться в морально-этические подробности этой проблемы. Однако, хочу предостеречь вас от такого поведения, ведь если вы адекватно оцениваете свои способности, и не имеете соответствующего опыта, начинайте заранее готовиться к вождению мотобайка в Таиланде не только лишь в теории.

Первый раз я взял в аренду байк в Таиланде на острове Самуи, имея лишь опыт вождения автомобиля в России. Мои права с лишь одной открытой категорией В не вызвали дополнительных вопросов. Мы ездили на байке 3 дня по острову. У меня был за плечами большой опыт поездок на велосипеде, в том числе по дорогам вместе с машинами в общем потоке, и я думал, что этого вполне достаточно, чтобы уверенно водить скутер — табуретку. Как же я ошибался! Но об этом — позже. В первый же день мы серьезно обгорели на солнце, ведь защитным кремом мы почему-то не обзавелись, а он не помешал бы!

Наш первый мотобайк, взятый в аренду на 3 дня на острове Самуи

Привыкать к левостороннему движению в Таиланде долго не пришлось, как-то я быстро перестроился. Машины по дорогам на Самуи ездят неспешно, а основная опасность на дороге исходит от таких же туристов, не имеющих достаточного опыта управления мотобайком или автомобилем. Поэтому бдить нужно во все глаза и не зевать по сторонам!

Поездив по острову, посмотрев множество достопримечательностей, попробовав ночное вождение и даже попав под жуткий тропический ливень, я для себя сделал вывод, что аренда транспортного средства в Таиланде дает новую степень свободы, когда не приходится подстраиваться под графики экскурсий или связываться с более дорогим (по сравнению с арендой машины или мотоцикла) такси-сервисом. С тех пор для самых разных поездок по Таиланду мы выбирали транспорт самостоятельно.

Извилистые дороги Таиланда

Многообразие мотобайков в Таиланде — какой выбрать?

В Таиланде я был за рулем самых разных мотобайков, как с механической коробкой передач, так и с автоматической. Ездил в самых разных условиях, по разным дорогам. Так что опыт накопился большой. А вместе с опытом пришло и осознание того, что каждое транспортное средство годится для вполне определенных условий, а универсального байка или машины для всех дорог просто не бывает.

В путешествие по северу Таиланда мы ездили та таком мотобайке

Вообще, мотобайк — это не велосипед, кинематика его движения хоть и сходна внешне, однако совершенно другая по сути. На велосипеде вы балансируете с помощью положения ног и руля, а на мотобайке основной балансир — это корпус тела и ручка газа. Причем с газом нужно обращаться как можно более плавно и аккуратно, особенно на небольших скоростях движения. Байк значительно тяжелее человека, в отличие от легкого велосипеда, а значит байк более устойчив, но при этом более сложен в управлении. Да и поездка на мотобайке в одиночку и с пассажирами или грузом серьезно различаются по управлению. Да и вообще, мотобайки бывают самые разные, слабенькие и помощнее, с автоматической коробкой передач и с механической (в Таиланде — полуавтоматической). А большие мотоциклы в управлении отличаются от скутеров-табуреток (мотобайков) так же серьезно, как самолет от микроавтобуса.

Большой туристический мотоцикл не так то просто водить

Мотобайк с механической коробкой передач (полуавтоматической)

Мотороллер в стиле ретро (Веспа)

Если уж вы сели в Таиланде за руль мотобайка, то не считайте себя королем дорог. Тайцы не очень хорошо относятся к иностранцам, которые оскорбляют своим поведением сложившиеся обычаи и традиции, или относятся к местным жителям пренебрежительно. Знайте, все конфликты с местным населением заканчиваются не в пользу иностранцев, поэтому старайтесь избегать своего участия в них и не провоцировать местных. Уважайте ту страну, в которую вас любезно пустили всего лишь погостить.

Мифы и реальность движения и вождения в Таиланде

Существует несколько мифов, связанных с вождением мотобайка в Таиланде, а также по поводу дорожного движения в этой стране. Я дам свои комментарии по этому поводу.

1. «На мотобайке в Таиланде ездят даже дети, поэтому и я точно справлюсь.» Это не совсем верно, а такая бравада оправдана лишь в том случае, если вы точно уверены в том, что не представляете опасности на дороге для других, и имеете соответствующий опыт вождения.

Опытный пассажир

2. «Можно ездить без прав — это так здесь принято, мне рассказывали знакомые.» Тоже в корне не верное утверждение. Да, у вас может не быть соответствующих прав на управление мотоциклом, но хоть какой-то опыт быть должен!. Имейте в виду, что тайская полиция периодически останавливает иностранцев за рулем мотобайков и просит предъявить документы. Если у вас нет открытой категории А, то лучше не попадаться.

3. «Ездить в шлеме, когда кругом такая жара, вовсе не обязательно.» Практика показывает, что при падениях с мотобайков на скорости более 10 км/ч есть серьезная опасность повредить голову. Таиланд лидирует в статистике ДТП с тяжелыми последствиями для здоровья. Поберегите самое важное, что у вас есть — вашу жизнь!

4. «На мотобайке можно объехать весь Таиланд, я читал в интернете, и тоже так могу.» К такому путешествию нужно серьезно готовиться, в том числе и физически. Климат в стране благоприятный для отдыха, но суровый к тем, кто рассекает по дорогам, где надо быть постоянно собранным. Проехать на мотобайке больше 150 км в день — это уже небольшой подвиг. А если ехать на нем каждый день, то серьезная усталость накапливается день ото дня. При этом езда с пассажиром серьезно осложняет поездку тому, кто ведет мотобайк, так и является очень серьезным испытанием для пассажира. И в этом случае особо остро стоит вопрос перевозки вещей.

На большом мотоцикле под силу путешествовать только тренированному человеку

5. «Для поездок по северной части Таиланда обязательно нужно брать большой мотобайк, так как маленький не тянет на серпантинах.» Обычно такие рекомендации дают те люди, которые сами никогда не ездили на мотобайке по горам. Исходя из своего большого опыта поездок по горным серпантинам севера Таиланда, вполне достаточно 110-кубового байка, особенно если это ваша первая поездка и вы не будете гнать сломя голову! Если байк в хорошем техническом состоянии, то двоих он тоже потянет, но конечно динамика разгона в гору оставляет желать лучшего, тут лучше брать 125-135 кубовый байк. 150 кубиков — уже слишком много, и если у вас нет опыта, то лучше воздержитесь от аренды мощных мотобайков. Вы же не местный житель, некоторые из которых просто летают по серпантинам на спортбайках, зная все повороты на трассе как свои 5 пальцев.

6. «На серпантинах всегда укачивает, поэтому поездка на север Таиланда превращается в кошмар.» Это очень спорное утверждение. Как правило, укачивает в закрытом, не проветриваемом кондиционированном салоне минибаса. А вот в обычном автобусе, в котором открыты все окна, приток свежего воздуха обеспечивает комфортную поездку. На мотобайке не укачивает вообще.

7. «Ездить на машине всегда лучше и удобнее, чем на мотобайке». Если вы собираетесь отправиться в путешествие по «диким» местам Таиланда, аренда мотобайка предпочтительна с точки зрения его лучшей проходимости и маневренности, по сравнению с автомобилем, на котором удобно можно ездить лишь по качественным дорогам.

Что надо знать, отправляясь в путешествие на мотобайке в Таиланде

Если вы отправляетесь в путешествие на мотобайке, берите с собой минимум вещей и старайтесь распределить их по байку, не везя их на себе. В несколькодневный трип обязательно берите байк с кофром, но не перегружайте кофр и учитывайте измененный центр тяжести в поворотах! А небольшой рюкзак с вещами можно поставить в ноги. Так что выбирая мотобайк в путешествие, учитывайте не только его внешнюю крутость, но и утилитарность. Не запихивайте хрупкие вещи под сидение, их лучше оставить в рюкзаке.

Обязательно берите с собой воду на весь день и немного еды, хотя бы на полдня, они не займут много места. Купить снеки можно в любом магазине, но только днем. А вечером вы можете столкнуться с тем, что все магазинчики в округе закрылись раньше, чем вы задумались об ужине. И если вы не найдете где поесть или будете уставшие, то придется бегать искать в потемках. На севере Таиланда почти все магазины закрываются в 6-7 вечера, до 9 работают лишь забегаловки для местных, а в 10 уже все спят!

Путешествуя по «диким» местам, старайтесь заправляться как можно чаще, чтобы бак был полон. На мотобайке возите с собой небольшой запас бензина в бутылочке, хотя бы литр. Каждому, кто ездил по северу Таиланда, приходилось напрягаться из-за того, что бензин уже подходит к концу, а заправки поблизости нет. И лучше иметь в таком случае небольшой резерв.

Заправка из бутылки

Как правило, на горных дорогах расход бензина становится выше, чем при поездкам по равнине. В зависимости от вашего стиля вождения, расход топлива может увеличиться более чем в полтора раза. Чтобы снизить расход, старайтесь плавно разгоняться, это поможет, в том числе, не перегреть двигатель. Но если всё же температура охлаждающей жидкости или масла стала близка к критической, лучше остановитесь на удобной площадке и немного отдохните. Лучше сделать так, чем потом экстренно остановиться где-то на крутой горке.

Крутой поворот

Вперед за приключениями

Дорога с сюрпризом

Спокойная поездка предполагает плавность хода, а агрессивный стиль езды характеризуется частыми перетормаживаниями и может привести к перегреву тормозной системы. На автомобиле торможение в горных условиях рекомендуется выполнять прерывисто, например так: секунда торможение — половина секунды езды с отпущенными тормозами. Так тормоза не закипят, ведь они успевают получить периодическое охлаждение. На мотобайке при спуске с затяжной крутой горки (например, при спуске из Бан Рак Тай в сторону Мае Хонг Сон или при спуске с горы Дои Анг Кханг) не пользуйтесь тормозами постоянно, дайте возможность им охладиться. Если вы едете с пассажиром и багажом, делайте остановки для того, чтобы охладить тормоза, иначе вы рискуете тем, что они потеряют эффективность и вы можете оказаться в крайне сложной ситуации.

Ловушка для самых резвых гонщиков

Имеется существенные различия в управлении мотобайком с «механикой» и с «автоматом». Помимо того, что байк «на механике» меньше весит и лучше тянет в гору, он предназначен для более осмысленного движения по бездорожью, нежели байк «на автомате». Например, вождение байка с автоматической коробкой передач не предусматривает торможение двигателем на поворотах. Однако большинство тайцев ездят на байках с полуавтоматической коробкой передач и в поворотах переключаются на пониженную передачу, чтобы получить дополнительное замедление за счет крутящегося на повышенных оборотах двигателя.

Еще один двухколесный друг

Если вы решите отправиться в путешествие по грунтовым дорогам, то мотобайк с автоматической коробкой вам не подойдет, так как частенько вам придется идти с ним рядом на опасных спусках, где можно ехать лишь на пониженной передаче, или затаскивать на очень крутые горки вручную, помогая открытым газом. Да и вообще, управление байком на ровном асфальтовом покрытии шоссе и на бездорожье различается столь сильно, что об этом нужно не просто знать в теории, но и иметь хоть какое-то практическое представление, которое нужно получить заранее перед тем, как выходить самостоятельно на бездорожье или на грунтовую дорогу.

Порой приходилось пробиваться на байке через настоящие джунгли!

Дороги Таиланда

Какую экипировку использовать каждый решает для себя сам. Обязательным требованием является лишь езда в шлеме. И лучше чтоб это был шлем защищающий не только верхнюю часть головы, но и лицо. Из минимального рекомендуется надевать перчатки, а также наколенники и налокотники. Но, честно говоря, кроме богатых европейцев на больших мотоциклах, я практически не видел в Таиланде людей, надевающих дополнительную экипировку к шлему и перчаткам. А пассажиры подчас ездят вообще без экипировки, хотя в случае ДТП именно они страдают в большей степени, нежели водитель.

Туристы на мотобайках

На дорогах Таиланда иногда можно встретить небольшие колонны байкеров, совершающих совместные мотопробеги. По моим наблюдениям, они делятся на три типа. Первый — это американские или европейские туристы предпенсионного возраста. Они заказывают совместный мототур на несколько дней берут в аренду большие мотоциклы с кофрами, индивидуально для каждого (с пассажиром они обычно не ездят), из сопровождает хорошо подготовленный гид и машина сопровождения, перевозящая их большие чемоданы. Едут медленно и неуверенно, ввиду отсутствия достаточного опыта вождения мотоцикла.

Второй тип байкеров — это малайцы или тайцы на большекубатурных американских или японских мотоциклах-турерах или на итальянских спортивных мотоциклах. Обычно ездят вдвоем-впятером. Едут предсказуемо, аккуратно, обычно не нарушают правила дорожного движения.

Ну и третий тип — тематические мотопробеги, которые обычно совершает тайская молодежь. Это могут быть заезды на ретро-байках одной марки или даже модели, или организованная поездка одного из мотоклубов. Колонны могут быть от 3 до 50 человек, состав участников набирается в зависимости от масштабности темы.

Организованный мотопробег для богатых европейцев

Отдельно хочу сказать о колоннах китайцев. Эти не ездят на байках между городами, однако организованные колонны их автомобилей с синими китайскими номерами нередко попадались нам на дорогах в северной части Таиланда, особенно часто их встречали в районе китайского нового года, когда у большинства китайцев — отпуск.

Китайцы с некоторых пор стали массово путешествовать по Азии, заменив собой всё меньше путешествующих японцев, но в десятикратном размере. Порой количество машин в колонне насчитывало несколько сотен. Поверьте, нет ничего хуже, чем ехать за такой колонной, которая движется хоть и организованно, но крайне медленно. А обгонять всех на серпантине не имеет вообще никакого смысла, ввиду их большого количества.

Как и где выполнять обгоны в горных условиях каждый решает для себя сам. Единственное что нужно обязательно учитывать, так это то, что разгон в гору значительно хуже, нежели на прямой. Выходите на обгон только на хорошо просматриваемом участке дороги, и обязательно предупредите водителя обгоняемого транспортного средства о своем намерении звуковым сигналом. Очень медленные транспортные средства обгонять значительно проще (особенно в поворотах), нежели те, которые едут чуть медленнее вас (их лучше всего обгонять на прямом участке дороги).

Двигаясь по извилистым горным дорогам при приближении к поворотам вдоль дороги установлены дорожные указатели — черные стрелки на желтом фоне, показывающие направление поворота. Если перед поворотом установлен указатель с очень большой стрелкой, и/или имеется надпись «sharp curve» (крутой, опасный поворот) то это означает, что вам предстоит проехать очень крутой поворот, поэтому сбавьте скорость более значительно, чем обычно.

Опасайтесь китайцев на дорогах. Они привыкли в Китае к правостороннему движению, и отвыкнуть от него в Таиланде у них получается сложно. Часто мне приходилось наблюдать картину движения китайцев на мотобайках по встречной полосе, а также игнорирование ими правил дорожного движения. В частности, если им приходит в голову свериться с картой, они внезапно останавливаются прямо посреди дороги, не съезжая на обочину.

Большая стрелка — впереди опасный поворот!

Советы путешественникам по северу Таиланда на мотобайке

На дорогах, проходящих через деревни или пастбища иногда встречаются животные, например, коровы. На одном из горных перевалов дороги из Чианг Мая в Пай при подъезде к Паю есть такой участок дороги (определяемый визуально по коровьим лепешкам), где постоянно лежат коровы, и все водители там сильно сбрасывают скорость, боясь встретиться с коровой за поворотом.

Придорожный обитатель

Во время сухого сезона в лесах часто случаются низовые пожары, дым от которых заволакивает окрестности. Становится некомфортно дышать. Порой огонь подбирается к самой кромке проезжей части. Старайтесь покинуть такие районы как можно быстрее.

В горных условиях условия езды в темное время суток и в светлое серьезно различаются. Часто в теневой части дороги, закрытой скалой, образуется туман, или дорожное покрытие становится скользким. А с заходом солнца в горах становится очень зябко, а на свет от фары летят сотни насекомых, норовящих угодить в глаза.

Если у вас нет вообще никакого опыта вождения байка, не езжайте сразу по горным дорогам, а лучше подучитесь в более простых условиях. Ведь горы вы должны быть готовы к сложной дороге, разным быстро меняющимся погодным условиям, несоблюдению правил участниками дорожного движения, плохому дорожному покрытию, крутым подъемам и спускам, сложным поворотам, дыму от горения лесов, выбегающим на дорогу животным. Если вы едете без шлема, то вам может напечь голову, а также вам гарантированы попадания падающих листьев или насекомых прямо в лицо, а они в Таиланде порой весьма крупные! В темное время суток в тонированном забрале вообще ни чего не видно, приходится его открывать и ехать медленно, периодически вытаскивая из глаз мошкару.

Горная дорога на севере Таиланда

В первые дни поездок на мотобайке обязательно наносите крем от солнца на все открытые участки тела. На мотобайке обгореть можно так же быстро, как и в воде.

Если вас укачивает, то перед поездкой по серпантину приобретите в магазине 7-11 таблетки от укачивания (motion sickness pills), либо травяные драже, они всегда есть прямо на кассе, стоят 15-20 бат.

В автомобиле и, если это возможно, на мотобайке, пользуйтесь торможением двигателем на крутых спусках. Это поможет двигаться более плавно, предотвратит укачивание и снизит риск перегрева тормозов.

При езде на мотобайке обязательно возите с собой плащ! Он занимает мало места, но поможет вам меньше намокнуть в случае дождя.

Не гоняйте на байке по серпантину, падать очень больно! Если вам нужна первая медицинская помощь, то не раздумывая езжайте в ближайший госпиталь (больницу), в том числе деревенский госпиталь, если он окажется ближе всего. Вас без всяких дополнительных вопросов примут и окажут экстренную медицинскую помощь, возможно даже совершенно бесплатно. А вот за дальнейшее лечение придется платить.

Не оставляйте документы и деньги в мотобайке. Хотя воровство в Таиланде не сильно распространено, а в нетуристических местах воров просто нет, не искушайте судьбу и носите ценные вещи всегда с собой.

Записывайте трек своей поездки. Интересно будет посмотреть его на карте и повспоминать интересные моменты спустя некоторое время после того, как вы уже вернетесь домой.

Решите перед поездкой, будете ли вы делать фотографии в дороге. Исходя из вашего решения, или уберите сразу фотоаппарат и не снимайте по дороге, за исключением остановок на отдых, или оставьте фотоаппарат в ближайшем доступе, но тогда езжайте медленно, аккуратно и не спешите!

В общем и целом, в деревне ездят на байках все, и дети, и молодые мамы с грудничками, и бабушки-дедушки, и даже катои! Не так уж это и сложно на деле. Но если вы выезжаете на трассу, примите к сведению изложенные выше советы и руководствуйтесь здравым смыслом.

Счастливого пути!

Лучшие маршруты по Северному Таиланду

Вот несколько маршрутов по Северному Таиланду, которые мы сами проехали несколько раз, и рекомендуем всем влюбленным в Таиланд:

  • Петля Мае Хонг Сон — лучший маршрут по Северному Таиланду
  • Из Чианг Мая в Чианг Рай и по Золотому треугольнику

Не так давно к нам в гости приезжали давние друзья Артем и Ирина из Омска, и мы проводили для них мототур по южному Таиланду. По маршруту планировалось проехать за 11 дней и начался он с острова Самуи. С Артемом мы выбрали для них мотоцикл Honda CBR500r, я же взял CBR250r, потому как ехал один и такая кубатура вполне подходила для этих целей.

Рано утром мы загрузили вещи в рюкзаки, переправились на материк, на первой заправке PTT залили полные баки местного газохола E91 и тронулись в путь. В первый день нам предстояло пересечь перешеек Таиланда.

Дорогу выбрали не банальные автострады Таиланда типа 44 и 4, а поехали местными проселочными. По состоянию эти дороги ничуть не уступали нашим российским магистралям), зато проходили вдоль тайских поселений, которые отнюдь не увидишь в туристических местах.

По дороге интересно было увидеть большие поля гевеи, бананов, пальмы, производство спирта для газохола, латекса, кокосового масла.

На одной из остановок мы зашли в гости к тайцам и посмотрели как собирается сок с деревьев гевеи и делается полуфабрикат в виде спрессованных матрасиков, который впоследствии сдается для производства изделий из латекса.

Вскоре мы достигли первой нашей цели — необычайно красивого озера, содержание в нем солей и минералов делало его кристально прозрачным с синим оттенком. Было вдвойне приятно после длительной поездки искупаться в теплой, пресной и чистой воде, насытив свой организм полезными минералами.

Вдоволь наплававшись и погуляв по заповедной территории парка мы направились на остров Ко Ланта.

Остров разделяется на 2 части, это Ко Ланта Ной, практически не обжита и состоит в основном из мангровых зарослей и Ко Ланта Яй, собственно куда мы и направились, преодолев 2 небольшие паромные переправы. Паромы отходят каждые 30 минут до 11 часов вечера.

На острове Ко Ланта мы заселились в бунгало на самом берегу моря и было приятно слышать шум океана лежа у себя в домике. Это место мало напоминало туристические районы, здесь практически не было ночных баров и ресторанов, пляжи в это время года мало освещены и безлюдны. Устроившись уютно на шезлонгах на одном из них мы наблюдали за крабами, которых выносили волны на песок и они пытались сразу же закопаться в песок.

Следующим днем мы посетили старый город Ко Ланты, с его древними постройками, расположенными на воде на сваях, некоторым из которых более 100 лет и пирсом служившим в старые времена причалом для кораблей, направлявшихся с товарами с Китая в Малайзию. Доехали до деревни цыган и поднялись по отвесному склону в пещеру с озером внутри и летучими мышами. Еще одной из достопримечательностей острова Ко Ланта является национальный парк с маяком, на территории которого можно погулять по скверу, отдохнуть и насладиться закатом. По дороге в национальный парк Ко Ланты мы остановились посмотреть на диких обезьян, но после того как вышел их вожак и что-то громко прорычав своим соплеменникам они стали атаковать нас, защищая свои владения и мы поспешили ретироваться.

Покинув остров Ко Ланта мы направились в провинцию Краби, а точнее в его провинциальный городок — Ао Нанг. По дороге захватив еще одно место — тайский темпл под названием тигриная пещера. Изюминкой того места сегодня является буддийская постройка на вершине горы, путь к которой ведут 1230 ступенек.

Отдохнув в городке Ао Нанг в интересном ресторанчике Crazy Gringo утром отправились на Рейлей — райский пляж с уютной атмосферой, окруженный величием карстовых гор с чистой водой и мягким песочком.

Погостив несколько дней в этом райском месте мы направились в сторону острова Пхукет, заехав в городок Ао Люек, где находится одна из известных пещер южного Таиланда — пещера большеголового призрака. Знаменита она цветными наскальными рисунками с изображением людей и животных, которым насчитывается более 3000 лет. Добраться до нее можно только совершив не менее увлекательное путешествие на каяках по мангровым зарослям, заплывая в темные гроты и заводи с фантастическим пейзажем.

На остров Пхукет мы доехали к вечеру и поселились в отеле на самом известном пляже Патонг, скопление туристов, баров, ресторанов и различных шоу на не менее известной улице Bangla road phuket. Конечно, после острова Ко Ланта, Краби, Ао Нанга и Ао Люека это центр цивилизации). На острове Пхукет есть большие торговые центры, такие как Tesko Lotus, BiG C, Central Plaza, Jungceylon shopping, а мелкие лавки с сувенирами, майками, кепками и прочим летним атрибутом можно встретить на каждом шагу. Вы спросите, что взять с собой собираясь в поездку на остров Пхукет — ничего, здесь все есть! Вечером открываются ночные развлекательные заведения, бары, клубы, рестораны, повсюду снуют туристы в поисках развлечений и приключений.

После Пхукета мы вернулись на остров Самуи, где тоже было на что посмотреть. Побывали на 18 метровом водопаде Namung waterfall, посмотрели сушеного монаха, ушедшего в нирвану в тайском комплексе Wat Khanaram, покатались на слонах и заехали на пик гор острова в Magic garden Samui и безумно красивое место со знаками зодиака.

Это было незабываемое и увлекательное путешествие на мотоциклах по южному Таиланду!

До новых встреч!

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *