Вездеходные мотоциклы формулы 3х2. Часть 2

В ней, подражая немецким конструкторам, вместо традиционного V-твина с цепным приводом поставили четырехтактный «оппозит» типа BMW R71 с карданной передачей. Рабочий объем – 748 куб. см, мощность – 23 л. с. Мотоцикл получил привод колеса коляски, заднее колесо – свечную подвеску, в чем янки даже обошли немцев с их «сухой» конструкцией R75. Было изготовлено три экземпляра модели, но комиссия отдала предпочтение армейскому автомобилю 4×4.


Опытный Harley-Davidson XS (1942 год) с нетипичным для компании «оппозитом»
и узлами, схожими (а может, и заимствованными)
с таковыми у германских машин

СЛУЖУ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ
В СССР «приводные» мотоциклы выпускались на двух заводах: Ирбитском (ИМЗ) и с 1952 года – Киевском (КМЗ). Все они отправлялись на армейскую службу и лишь с конца 1970-х стали доступны гражданскому населению. В конструкции не было ничего принципиально нового, и даже столь отработанная вещь как блокировка дифференциала не применялась. Сами мотоциклы и комплектующие, конечно, совершенствовались, но база так и осталась от М-72, то есть BMW R71.

В 1949 году на ИМЗ построили опытную модель И7Д – в качестве развития М-73, до которого не дошли руки во время войны. Испытания выявили нехватку мощности 22-сильного мотора. Проблему попытались решить добавлением к КПП понижающего редуктора. Такой аппарат был изготовлен в 1951 году, и сегодня его можно увидеть в Ирбитском мотомузее.

Первым серийным советским армейским мотоциклом с приводной коляской стал МВ-750. Его выпускали на КМЗ с 1964 года (базой послужил цивильный К-750М). В приводе коляски применили цилиндрический асимметричный дифференциал (коэффициент асимметрии – 19:11) с механизмом блокировки. Привод включался рычагом, расположенным справа под задней тягой крепления коляски. У рычага имелся фиксатор – при включении блокировки его выводили влево и назад. После дифференциала – цилиндрический одноступенчатый редуктор, карданный вал и второй редуктор, закрепленный на маятнике колеса коляски. Смысл пары редукторов – разгрузить приводной вал и карданные сочленения.

Послевоенный (1949 год) опытный И7Д из Ирбита
на испытаниях

КПП – 4-скоростная, без передачи заднего хода. Двигатель сохранили нижнеклапанный от М-72 (746 куб. см), но мощность подняли до 26 л. с. при 4600–4900 об/мин. Плюсом мотора оставалась тяга на малой скорости – максимальный момент достигался при 2600 об/мин. Военнослужащие окрестили МВ-750 «верблюдом» за неприхотливость, выносливость и неторопливость.

Спереди и сзади коляски – кронштейны для вертлюга под стрелковое оружие. Основным был пулемет РПК-1 (АК-47 водителя закреплялся внутри «кузова»). Кроме того, мотоцикл комплектовался кассетой для боекомплекта, сумкой для ЗИПа, топором, большой саперной лопаткой, 10-литровой канистрой. На фару устанавливалась светомаскировка. Округлый бак емкостью 21 литр (как и на М-72) заправлялся бензином А-66 или А-72 и вместе с дополнительной емкостью обеспечивал пробег до 500 км.

Мотоцикл И7Д в Ирбитском музее

Еще одна армейская модель, МВ-650, выпускалась с 1967 года вплоть до распада СССР. Мотоцикл наконец обрел модернизированный верхнеклапанный мотор. Хотя его кубатура уменьшилась до 649 куб. см, максимальные мощность и крутящий момент выросли соответственно до 36 л. с. и 48 Нм. Весил МВ-650 360 кг (на 15 кг больше, чем МВ-750), армейская комплектация – та же, что у МВ-750. Впрочем, министерство обороны не спешило отказываться от проверенного временем МВ-750. Модернизированный МВ-750М получил передачу заднего хода, бак новой формы и более мощную светотехнику.

МЕЖДУ ДНЕПРОМ И УРАЛОМ
Экспериментальный гражданский «Урал-4» был унифицирован в 1972 году с «Днепром-2». Мотоцикл оборудовали КПП с задним ходом (он включался отдельным рычажком) и дифференциальным приводом колеса коляски, освоенными на КМЗ для армейских моделей. В серию эти машины не пошли, и штатские смогли оценить достоинства формулы 3х2 лишь в 1977 году, с началом продаж «Днепра-12». По сути, это был МВ-750, но без спецоборудования, блокировки дифференциала и с нововведениями, принятыми на базовой модели.


Первый армейский мотоцикл МВ-750 схемы 3х2
появился в Советской армии в 1964 году

В 1981 году в свободной продаже появился «Днепр-16» – аналог армейского МВ-650, но без спецкомплектации и блокировки дифференциала. Выпуск этой модели продолжался практически до закрытия завода в 2012 году. В 2004-м изготовили несколько опытных пожарных мотоциклов.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ
В Ирбите вернулись к теме мотоцикла повышенной проходимости в 1996 году, но на сей раз «Урал» ИМЗ-8.107 вышел-таки из разряда опытных. Привод коляски выполнили с дифференциалом без блокировки, также обошлись без дополнительных редукторов. Но использовали более мощные крестовины кардана от автомобилей «ВАЗ». Оппозитный двигатель рабочим объемом 649 куб. см выдавал 32 л. с. при 5800 об/мин и обеспечивал «максималку» 95 км/ч.


В 1967 году стала выпускаться армейская модификация
МВ-650 с верхнеклапанным мотором

Дифференциал с блокировкой у МВ-650

В 1999 году дебютировал «Урал» Gear-Up — модификация для армии (в том числе войск ООН) с возможностью установки вооружения. В комплектацию мотоцикла камуфляжной раскраски входили канистра, фара-искатель, по заказу – шины с внедорожным протектором и ветровой щиток. Сиденья, как и раньше, раздельные, сохранились и барабанные тормоза всех трех 19-дюймовых колес. В российской армии эти мотоциклы не служили, но их вывозили небольшими партиями в Иран и Афганистан, проявили интерес и в США – в качестве экзотики. С той поры в программу завода постоянно включается пара моделей с приводом колеса коляски. Только дифференциал заменили на более простую конструкцию с ручным управлением.

«Урал» Patrol 2WD на испытаниях

Унифицированный с «Днепрами» опытный «Урал-4» (1972 год)
планировался как гражданский мотоцикл

В последние годы применяется все больше импортных комплектующих – генератор Denso, карбюраторы Keihin, тормоза Brembo, шестерни коробки передач Herzog, амортизаторы Sachs и телескопические вилки Marzocchi, кованые алюминиевые траверсы, электростартер. Часть деталей, понятно, из Китая. Модель 2014 года «Урал» Patrol 2WD получила впрыск топлива и дисковые тормоза всех колес. Рабочий объем двигателя – 746 куб. см: собственно, как было изначально на М-72 и BMW R71. Но внедорожные возможности если и увеличились, то только за счет крутящего момента – впрыск повысил его до 57 Нм при 4600 об/мин. В трансмиссии – бездифференциальный отключаемый привод коляски. Весит Patrol 2WD 330 кг, 41-сильный мотор позволяет разгоняться до 110 км/ч.

Армейская версия «Урал» Gear-Up 2WD, 1999 год

Пожарная версия «Днепра-16» была разработана
«под занавес», в 2004 году

При подготовке материала использованы фото автора, архивные фото из Ирбитского музея мотоциклов, книги «Энциклопедия мотоциклов» (М.: «За рулем», 2003), а также с сайтов motos-of-war.ru, ural-dnepr.ru и oppozit.ru. Мотоциклы «живьем» можно посмотреть в Музее техники В.Задорожного (Московская обл.), Музее ретроавтомобилей (Москва) и Ирбитском музее мотоциклов

.. 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ..

РАМА (ШАССИ) КОЛЯСКИ мотоциклов К-750М, МВ-750, К-650, МТ-9, МВ-750М, МВ-650, “Урал” М-66 ИМЗ

Рама боковой прицепной коляски мотоциклов КМЗ трубчатая, сварная, с рычажной пружинно-гидравлической подвеской колеса, имеет конструктивные различия у мотоциклов рассматриваемых нами моделей в зависимости от наличия привода на колесо коляски.

На рис. 59 показана рама коляски, применяемая на мотоциклах К-750М, К-650 и МТ-9. Она состоит из двух поперечных труб, передней и задней, к которым впритык приварены две продольные трубы такого же сечения. Стыки труб для прочности усилены фигурными косынками. Несущий рычаг 2 подвески колеса коляски установлен в гнездах 3, приваренных к правой продольной и к передней поперечной трубам рамы, на резиновых втулках 4 сайлент-блоков. В разрезном наконечнике несущего рычага двумя болтами зажимается ось 5 колеса коляски, а к проушине наконечника крепится нижний шарнир пружинно-гидравлического амортизатора 6. Верхним шарниром амортизатор подвешен к кронштейну опорной дуги 7, приваренной к правой продольной трубе рамы.

Для предупреждения ударов подвески при резких толчках на правой продольной трубе рамы под опорной дугой 7 установлен ограничитель 8 хода рычага с двумя резиновыми буферами, ограничивающими ход несущего рычага. Устройство и работа пружинно-гидравлического амортизатора, взаимозаменяемого с амортизаторами задней подвески мотоциклов, описаны выше.

Колесо коляски имеет грязевой щиток, который крепится четырьмя болтами к проушине опорной дуги, к концевому кронштейну правой продольной трубы рамы и к кронштейну передней трубы у опор несущего рычага.

Рама (шасси) коляски, устанавливаемая на моделях мотоциклов, имеющих привод на колесо коляски (МВ-750, МВ-750М и МВ-650), по своей конфигурации и устройству значительно отличается от описанной выше и невзаимозаменяема с ней.

Особенности ее конструкции определяются не только заменой несущего рычага колеса коляски корпусом редуктора, вмещающего в себя механизмы привода колеса, но и наличием поперечного карданного вала привода, передающего крутящий момент от дифференциала главной передачи к редуктору колеса коляски.

Рис. 59. Рама коляски безпроводной конструкции:

1 — передняя труба рамы; 2 — несущий рычаг; 3 — гнездо рычага; 4 — втулка сайлент-блока; 5 — ось колеса коляски; 6 — пружинно-гидравлический амортизатор; 7 — опорная дуга; 8 — ограничитель хода; 9 — коленный рычаг задней точки крепления коляски; 10 — кронштейны рессоры; 11 — упор ограничителя; 12 — правая продольная труба рамы; 13 — левая продольная труба рамы; 14 — задняя труба рамы; 15 — резиновая рессора

Рис. 60. Рама коляски мотоцикла приводной конструкции:

1 — передняя труба рамы; 2 — несущий рычаг редуктора; 3 — гнездо рычага; 4 — средняя труба рамы; 5 — буфер отбоя несущего рычага редуктора; 6 — пружинно-гидравлический амортизатор; 7 — правая опорная дуга; 8 — левая дуга рамы; 9 — коленчатый рычаг задней точки крепления коляски; 10 — кронштейн рессоры; 11 — резиновая рессора; 12 — правая продольная труба рамы; 13 — левая продольная труба рамы; 14 — задняя труба рамы

Рис. 61. Переднее крепление кузова коляски к раме:

1 — передняя труба рамы коляски; 2 — хомут крепления; 3 — резиновая подушка переднего крепления коляски; 4 — стяжной болт с гайкой и пружинной шайбы; 5 — пол коляски

Рама коляски приводных моделей, показанная на рис. 60, состоит из трех поперечных труб и двух продольных труб такого же сечения, приваренных к передней и средней поперечным трубам.

Средняя и задняя поперечные трубы рамы соединены между собой фасонными конструкциями, состоящими из двух верхних и двух нижних трубчатых дуг.

На правом (по ходу) дуговом кронштейне устанавливается пружинно-гидравлический амортизатор колеса коляски, а левый кронштейн дает возможность угловых перемещений поперечного карданного вала привода и защищает его от возможных повреждений.

Маятник редуктора на раме коляски устанавливается аналогично несущему рычагу подвески, описанному выше. Он устанавливается в таких же гнездах, на резиновых втулках сайлент-блоков. Левая цапфа маятника выполнена как одно целое с ним, а правая цапфа съемная и крепится в разрезном гнезде с помощью двух стяжных болтов.

Грязевой щиток колеса коляски крепится аналогично на дуге кронштейна и у опоры маятника редуктора.

Ограничитель хода рычага на раме коляски с приводным механизмом не устанавливается. Вместо него имеется буфер 5 отбоя.

Рис. 62. Резиновая рессора и ограничитель заднего крепления кузова коляски к раме:

14 — задняя труба рамы коляски; 15 — упор ограничителя; 16 и 17 — болты крепления; 18 — пол кузова коляски; 19 — усилитель; 20 — стержень ограничителя; 21 — резиновые буфера (остальные обозначения те же, что и на рис. 60)

Кузов коляски присоединяется к трубам рамы коляски с помощью узлов, унифицированных для всех моделей мотоциклов КМЗ. Он крепится на передней поперечной трубе рамы (рис.61) с помощью двух хомутов с резиновыми подушками, обеспечивающими известную эластичность соединения и возможность угловых колебаний кузова относительно передней трубы.

Амортизация кузова на раме обеспечивается двумя резиновыми рессорами, аналогичными рессорам седел мотоциклов.

Рессоры установлены на специальных кронштейнах 10 (рис. 62), приваренных к задней поперечной трубе рамы, и крепятся к ним боковыми болтами. Поскольку рессоры на кронштейнах задней трубы рамы повернуты на угол 180º, нижний болт используется для крепления днища кузова, имеющего поперечную выемку, соответствующую профилю рессоры, с приваренными снизу усилителями.

Во избежание разрыва рессор при сильном подбрасывании кузова на ухабах на задней трубе рамы, в промежутке между кронштейнами, рессор, установлен специальный ограничитель хода, состоящий из стержня 20, проходящего сквозь отверстие упора 15, приваренного к задней поперечной трубе рамы, и двух резиновых буферов 21, надетых на стержень 20, которые, доходя до упора 15, ограничивают подъем кузова вверх и предохраняют рессоры от разрыва.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *