В январе этого года, на территории Всероссийского Выставочного Центра в Москве, открылся музей мотоциклов «Ретро Мото». Основу его экспозиции составила частная коллекция реставратора Александра Куксенко.

Первоначально располагавшийся в шатре рядом с павильоном «Культура», позднее музей переехал и сейчас находится в павильоне №2, слева от фонтана «Дружба народов». Этому можно только порадоваться, поскольку для мотоциклов полувековой давности, а то и старше, лучше находиться в нормальном помещении, чем в палатке, пусть даже и отапливаемой.

Вход в музей платный, 200 рублей, но я не жалею потраченных денег. В пяти залах расставлены 18 мотоциклов, к ним можно спокойно подойти со всех сторон и рассмотреть во всех подробностях. В залах достаточно светло, так что никаких проблем ни с осмотром, ни с фотосъемкой не возникает. Хотя машины находятся в нереставрированном состоянии, это ничуть не снижает впечатления от посещения музея. Наоборот, интересно посмотреть, в каком состоянии попадают к реставраторам редкие, а зачастую и уникальные экземпляры. В общем, если у вас будет возможность — рекомендую зайти, а пока предлагаю посмотреть сделанные мной снимки. Сопроводительный текст взят с табличек, находящихся рядом с мотоциклами.

К-125

Легкий одноместный дорожный мотоцикл с двухтактным двигателем. Выпускался Заводом имени Дегтярева с 1946 по 1961 год. Был создан на основе мотоцикла DKW RT-125 с использованием немецких чертежей. С 1951 года выпускалась модернизированная версия К-125М.

К-125М

Модернизированная версия К-125, отличавшаяся в первую очередь установкой телескопической передней вилки с гидроамортизаторами взамен параллелограмной. Выпускалась с 1951 по 1955 год, когда ей на смену пришла модель К-55.

ИЖ-350

Первая послевоенная модель Ижевского завода. Выпускалась с 1946 по 1951 год. В основе конструкции — DKW NZ-350, оборудование для производства которого было вывезено из Германии в счет репараций. Общий объем выпуска 127,090 мотоциклов.

ИЖ-49

Выпускался Ижевским заводом (ИЖ) с 1951 по 1956 год. Сменил на конвейере ИЖ-350. Выпускался как в одиночном варианте, так и с боковой коляской. Сухой вес одиночного мотоцикла с задним сиденьем 150 кг, скорость 90 км/ч. Объем топливного бака 14 л. Общий объем выпуска 507,603 мотоциклов.

М-72

Тяжелый мотоцикл, выпускавшийся с 1941 по 1960 год. Производством были заняты заводы ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград) и КМЗ (Киев). Первоначально предназначался для военных нужд и до середины 1950-х годов в свободную продажу не поступал. Общий объем выпуска 8,500 мотоциклов.

Днепр К-750

Тяжелый дорожный мотоцикл Киевского мотоциклетного завода (КМЗ). Был рассчитан на эксплуатацию с боковой коляской. К-750 является наследником М-72, с более мощным (26 л.с.) и экономичным двигателем. На этих мотоциклах советские спортсмены неоднократно побеждали в мотогонках, в том числе и международных (ГДР). С 1958 по 1967 год выпущено более 100,000 экземпляров К-750.

Минск М-105

Легкий двухместный дорожный мотоцикл Минского мотоциклетно-велосипедного завода ММВЗ (ныне ОАО «Мотовело»). Выпускался с 1967 по 1971 год. Одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения объемом 123 см мощностью 7 л.с., 4-ступенчатая коробка передач с ножным переключением, цепной привод на заднее колесо. Скорость 80 км/ч.

DKW KS-200

Фирма DKW была одним из лидеров немецкого довоенного мотопрома и выпускала широкую гамму мотоциклов с двухтактными двигателями. Модель KS-200 появилась в 1936 году как развитие серии двухсоткубовых мотоциклов SB и являлась облегченной версией модели SB-200. По сравнению с SB-200, позиционировавшемуся как туристический мотоцикл, бензобак у KS-200 был меньшего объема. А вот двигатели обейх моделей были одинаковыми: двухтактные, 200-кубовые, мощностью 7 л.с… Рама была традиционной для DKW конструкции — сварная из штампованных профилей. Для своего времени KS-200 считался неплохим спортивным мотоциклом, а основными его покупателями были молодые люди, любящие быструю езду. Выпуск его продолжался до 1940 года. С началом войны все мотоциклы Германии были призваны на военную службу, однако на фронте KS-200 не использовался. Его рама, рассчитанная на движение по автобанам, оказалось откровенно слаба для фронтового бездорожья.

NSU OSL-201

Мотоцикл еще одного ведущего мотопроизводителя Германии, NSU, выпускавшийся с 1934 по 1938 год. Компания NSU сумела пережить военное время, и к 1955 году стала крупнейшим мотоциклетным производителем в мире. На мотоциклах NSU установлено четыре мировых рекорда скорости: в 1951, 1953, 1954 и 1955 годах.

Victoria KR-20

Мотоцикл выпускался немецкой фирмой Victoria (Нюрнберг) с 1937 по 1940 год. Оснащался двухтактным двигателем объемом 198 см³ мощностью 7 л.с…

BMW R-35

Выпускался с 1937 по 1940 год знаменитой баварской фирмой BMW. В годы войны широко использовался в пехотных подразделениях, полиции, медсанбатах. R-35 был основной двухколесной машиной Вермахта. Мотоцикл имел штампованную раму, одноцилиндровый двигатель объемом 340 см³ мощностью 14 л.с. и выпускался с двумя типами передней подвески: рессорной и телескопической. После войны спрос на мотоцикл не уменьшился, и с 1945 по 1955 годы было произведено еще 80,000 машин.

EMW R-35

Послевоенная версия BMW R-35, выпускавшаяся на заводах, оказавшихся в Советской оккупационной зоне, позднее — на территории ГДР. Выпускался с 1945 по 1955 год. Обозначение EMW появилось в 1951 году, когда предприятие было переименовано в Айзенахский машиностроительный завод, тогда же цвет эмблемы изменился с синего на красный. Немецкие инженеры провели несколько модернизаций мотоцикла: переднюю вилку оснастили гидроамортизаторами, рычаг переключения передач переместили под левую ногу водителя. Изменились электрооборудование и система питания, мотоцикл получил новый карбюратор, крылья и обода колес поменяли форму. На раме появились элементы для крепления боковой коляски. И, наконец, мотоцикл избавился от своего главного недостатка — вместо жесткой передней подвески он получил свечную, как на М-72.

Simson AWO 425

Этот мотоцикл с четырехтактным 250-кубовым двигателем выпускался на бывшем оружейном заводе Simson в городе Зуле. С 1950 по 1952 год он поступал в Советский Союз в счет репараций. Аббревиатура АВО — сокращение от «Автовело», советского акционерного общества, объединившего в сентябре 1946 года несколько заводов (в том числе Симсон) на территории ГДР.

AWO 425 Sport

Преемник модели AWO 425, выпускавшийся с 1956 года. В отличие от предшественника, имел алюминиевый цилиндр со стальной гильзой вместо чугунного. От старой модели осталась только 4-ступенчатая коробка передач. При мощности 14 л.с. и сухом весе 156 кг новый мотоцикл разгонялся до 110 км/ч. Выпуск был прекращен в 1962 году.

MZ ES-250

Выпускался в ГДР на мотозаводе в городе Цшопау с 1956 по 1962 год. С 1957 года поставлялся в СССР. Мотоциклы MZ пользовались спросом не только в странах соцлагеря, но и в Западной Европе. Экспортные поставки осуществлялись в без малого сотню стран. Помимо дорожных моделей, MZ выпускал также мотоциклы для кольцевых гонок с двигателями 50, 125 и 250 см³.

Jawa 360

Представитель послевоенного семейства мотоциклов средней кубатуры с двухтактными моторами. Мотоцикл, выпущенный в конце 1960-х годов заводом Jawa, оснащен двухцилиндровым двигателем мощностью 18 л.с…

Pannonia T5

Мотоциклы венгерской фирмы Pannonia серии Т5 выпускались с 1966 по 1975 год. Большое количество таких машин импортировано в СССР. Мотоциклы Т5 оснащался одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 247 см³ мощностью 16 л.с. с воздушным охлаждением.

Triumph 3SW

Модель 3SW английской фирмы Triumph выпускалась с 1937 по 1940 год. Оснащался одноцилиндровым 350-кубовым двигателем. Мотоцикл активно использовался британскими военными во время Второй Мировой войны.

Другие статьи о мотоциклах можно посмотреть .

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Биография

Яков Васильевич происходил из семьи старообрядцев поповского согласия. Когда пришел в мужалый возраст, он стал крестьянином «оборотистым», с предпринимательской жилкой, владел кузницей и постоялым двором с торговым заведением на Касимовском тракте между Речицами и Новохаритоновом. Кроме этого, Яков Васильевич иногда приторговывал лесом.

В 1810 году выкупил себя у помещика и начал собственное дело — открыл небольшой заводик по производству фарфоровых изделий. Буквально через два года завод работал на полную мощность. Постепенно Яков Васильевич вовлек в дело своих сыновей: Терентия и Анисима, которым сумел также привить предпринимательскую смекалку, что в 1832 г. Кузнецовы запустили уже второй завод — во Владимирской губернии в пустоши Дулево.

На предприятии производилась типичная для Гжели продукция, недорогой товар, рассчитанный на среднего покупателя: характерные чашки с блюдцами, тарелки с «бусом» по краю, полусферические полоскательницы, мелкая пластика. Гжель исстари славилась своим керамическим производством, поэтому открытие нового маленького заводика ещё не предвещало появление мощной «кузнецовской» индустрии.

Ретро мотоциклы


Пару недель назад в Екатеринбурге был открыт для посетителей частный музей мотоциклов. Расположен он по адресу: ул. Раевского, 13 и работает по пятницам, с 15 до 17 часов.
История одного шедевра
Мотоциклы здесь немецкого, американского, итальянского, чехословацкого, датского, английского, советского производства. Самый «старый» экспонат изготовлен в начале прошлого века. «Новинки» относятся к 1950-м годам. Сразу и не разберешься в таком многообразии, а привычных музейных аннотаций нет, лишь названия моделей. Так решил коллекционер.

Осматриваем «Zandapp» 1925 года. Эту модель выпускали всего три года, хоть и назвали «стандартной» — «EingeitsModell». Простой и надежный мотоцикл. Необычные колеса. Сейчас такой резины не найдешь, потому стоит на ободах.
Яков Кузнецов прокатился на мопеде в семь лет, а первый мотоцикл — «Гном» — появился у него в девять! За долгие годы из средства передвижения мотоцикл для Якова превратились в …роскошь.
И дело, конечно, не в финансовой оценке представленных экспонатов. Коллекционер исторических артефактов всегда азартный игрок, и в постоянном желании пере… думать друг-друга побеждает лучший.
Однажды в поле зрения нашего знатока возник необычнейший и лакомый кусочек.

Мотоциклы «DKW» концерна «Auto Union» превосходили свое время в техническом плане. Обмениваясь идеями и технологиями, «Horch», «Audi», «Wanderer» и «Damp Kraft Wagen» рождали модели невероятные. Два цилиндра, 500 кубиков с паровозной тягой по всему диапазону оборотов, регулируемая задняя подвеска с тремя режимами жесткости! Вот эта ручка для регулирования задней подвески, надо заметить, тугая до невозможности, а, может, раньше люди были физически сильнее.

Особую пикантность данному произведению мотоциклетного искусства придавал двигатель, где оба цилиндра изготовлены нераздельно, единой отливкой.

Замечательная модель! Официально выпускалась с 1939 по 1941, по польским каталогам с 1940 по 1941. Продавцы из Сибири обозначили год выпуска — 1945-й. Разговор завертелся вокруг этого факта. Натянутые нервы, твердый диалог. Реставрацию, как водится, начали с полной разборки мотоцикла. И что бы вы думали? Двигатель и все клейменные детали датированы 1943-м. Сборка же, действительно, произошла в 1945-м. Фактически существует экземпляр, которого юридически быть не должно.

Вот как, скажите, уместить эту почти детективную историю на ламинированной бумаге музейной таблички?
Угадай мелодию
Впрочем, есть здесь экспонаты, чью марку не смогли определить даже эксперты. Ребята, вы часом такого не знаете?

И пусть вас не вводит в заблуждение надпись на чистокровном немецком.
Кризис правил миром в те годы и ожидание войны.
Вот звезда 1929 года.

Через пару лет появится «DKW Block 200». Семь лошадей. Сто пятнадцать килограммов. Бак двенадцать литров. Максималка девяносто километров в час. Красавец.

А потом война началась, и мотоциклы из средства передвижения превратились в боевые машины.

Пока вращается подшипник
Склонившись над вишнево-красной «Явой», какой-то посетитель крутнул переднее колесо. Спицы бесшумно завертелись.

На этом мотоцикле Анатолий Павлович Волков объехал всю страну.
Обратите внимание на волевое лицо этого наимоднейшего в свое время человека, его подвиги, что называется, подтверждены документально, а посему несут определенное историческое значение. Кстати, Анатолий Павлович по сей день в силе.

Под стеклом — фотоаппараты отважного путешественника, значки и дипломы с различных мотослетов.

Напротив «Явы» установлен «Иж-60К».

На таком мотоцикле Виталий Дмитриевич Пузако (на снимке слева) в 50-х годах занимался мотокроссом в спортивной секции Уральского политихнического института. Затем стал завкафедрой и автором современной концепции курса радиохимии.

Кстати, и в этом случае нам явлен пример завидного трудового долголетия. Чего уж тут больше — мотовлияния или, напротив, к мотоспорту тянутся физически и духовно крепкие люди, остается лишь гадать.
Пока мы слушаем рассказ Якова, колесо продолжает вращаться. Как вы думаете, спрашивает он, пипка остановится сверху или снизу? И, вообще, скоро ли она остановится?
Через несколько минут колесо перестает крутиться, а ниппель — наверху. Вдруг, качнувшись, он делает полоборота вниз, показывая завидную центровку деталей, а также прекрасное состояние механизмов вращения. Еще через мгновение колесо замирает.

Довольный произведенный эффектом, Яков улыбается и ведет нас к следующим экспонатам своего необычного музея.

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *