Публикуется с разрешения автора. (с) Free-Time
Хочу рассказать Вам об одной особенности двухклапанных термостатов. На фото ниже, двухклапанный термостат (слева), и одноклапанный термостат (справа)



Так вот, в моей практике были такие случаи, когда автомобиль кипел с термостатом, и без термостата. Если в первом случае, будет логично демонтировать термостат и временно решить проблему, то во втором случае, можно дойти до нервного срыва, т.к. вероятных причин не исправности может быть много. Если автомобиль кипит при отсутствующем термостате, в голову лезет следующее:
1. Нарушение циркуляции ОЖ, из за сорванной крыльчатки водяной помпы (Частая проблема водяных помп BMW с ДВС — М50)
2. Забитые соты основного радиатора охлаждающей жидкости
(Частая проблема алюминиевых радиаторов, но только на французских авто, т.к. для улучшенного теплообмена французы вставили в соты радиатора винтовые пластиковые детали для завихрения антифриза, на которые цепляется и наростает весь отстой из охлаждающей жидкости. А так же если устранять течь в системе охлаждения с помощью хозяйственного мыла, горчичного порошка или яичного белка)
3. Не включающийся электровентилятор охлаждения основного радиатора. (Маловероятно, т.к. ключевая фраза поста «Закипает при отсутствии термостата»)
4. Не исправная вязкостная муфта вентилятора охлаждения радиатора Плохой теплообмен радиатора вязкостной муфты вентилятора, из за осевшей на его поверхность грязи из встречного потока воздуха.
5. Завоздушивание системы охлаждения. (Причины могут быть разные, начиная от банальной течи антифриза, прогоревшей прокладки ГБЦ, появление трещин в самой головке блока. И самое страшное что может произойти, появление трещин в гильзе цилиндра. Как мы, видим причин, по которым может кипеть двигатель , да еще и без термостата, достаточно, что-бы голова обычного автолюбителя пошла кругом. Теперь о главном. Если Ваш автомобиль греется (как правило при движении), если он начинает закипать (Датчик температуры не всегда констатирует этот факт) по этому следите за изменением динамики при разгоне, перегретый автомобиль будет обязательно тупить, мощность двигателя заметно упадет. Когда дело дойдет до разбора полетов в СТО или гараже,советую начать с именно с термостата! Многие мне могут возразить т.к. не исправный термостат, в любом автомобиле «клинит» только в открытом состоянии, НО! Все же советую начать именно с термостата, особенно если в Вашем автомобиле установлен двухклапанный термостат!

Очень часто проблема закипания двигателя автомобиля скрывается именно в этой маленькой двухклапанной хрени. В устройстве любого термостата есть колба наполненная парафином и поршень, который выталкивается изменяемым объемом нагреваемого парафина, поршень же, в свою очередь открывает или закрывает клапан термостата. В двухклапанных термостатах имеется два клапана работающих синхронно от одного поршня. Т.е. когда открывается большой, основной клапан, открывается протекание антифриза через радиатор, т.е. через большой круг системы охлаждения. Синхронно основному клапану меняет свое положение и дополнительный,
перекрывающий канал малого круга системы охлаждения ДВС. Если перегреть такой термостат, в колбе с поршнем создается избыточное давление которое выталкивает поршень сверхнормы и часть парафина вытекает из колбы. После этого термостат начинает работать не адекватно, и его жизненный путь заканчивается заклиниванием в полуоткрытом состоянии. Вот именно этот факт Вам и нужно установить! Дело в том, что когда термостат клинит в полуоткрытом состоянии, открываются оба канала для прохождения антифриза, как по большому, так и по малому кругу.
По закону физики, жидкость течет по пути наименьшего сопротивления, малый круг любой системы охлаждения, любого автомобиля и есть путь наименьшего сопротивления! А это означает что двигатель всегда будет кипеть! Если вынуть двухклапанный термостат, ситуация останется той же, двигатель без термостата опять будет кипеть! Как я уже писал выше, обычно в этом случае двигатель закипает на оборотах или при движении. Если Вы не смогли понять причины закипания двигателя, в силу отсутствия каких либо симптомов кроме повышенной температуры, или не понимания их значения, начните с термостата! А лучше обратитесь в автосервис, но, все же советую попытаться разобрать полет самостоятельно, а уж потом
в СТО. В автосервисе не Боги работают, чаще там работают дилетанты, которые учатся ремонтировать автомобили методом проб и ошибок. Не забывайте, ошибаются и экспериментируют они на ваших автомобилях.Надеюсь что мой пост сэкономит Ваше время и множество средств! Ниже я накидал схему того как эта сволочь работает и как может на вредить Вашему ДВС





К стати, вопреки бытующему мнению, о том, что термостат классических моделей ВАЗ клинит только в закрытом состоянии, скажу, нет, это не так! Термостат Жигулей прекращает свою работу в полуоткрытом состоянии, при этом автомобиль начинает закипать, т.к. во всех классических моделях ВАЗ применяется двухклапанный термостат.

УАЗ 31514 ›
Бортжурнал ›
Жара — перегрев УАЗа или езда без термостата

В общем, типичная картина … маслом. Старый УАЗ имеет старый родной радиатор (лучший для него) Но радиатор видел в жизни много грязи, пыли, воды, трупиков букашек, семян растений… и получал травмы в виде замятия медных ленточек.
Один раз я его промывал кипятком с ксилитом, лимонной кислотой, нудно правил пинцетом эти ленточки. Надо сказать, что эксперименты с пластиковыми крыльчатками взамен мясорубки однозначно в пользу немного обрезанной 6-крылой от ГАЗ-53 по совету УАЗбуки! Но все равно ездил в жаркое время лета с печкой и старался в пробки не попадать — много потеть приходиться…
Также пробовал удалить органику между сот, промывая раствором щелочи в ванне из П/э пленки, но как проверить результат? А в серную кислоту сунуть опасно…
Еще раз промывал этим летом (2018) по науке — в дистилляте растворял антинакипин, ездил до предела нагрева (это недолго), потом промывал опять дистиллятом и заливал новый тосол. Надо сказать что, машина всегда кушала тосол и особого шлака не было при промывке — только мутноватая водичка… Насчет дистиллята — у меня стоит бытовой обратноосмотический фильтр — солей в воде нет вообще (от бритвочек не кипит…) — тут все в порядке.
Езжу с установленной сеткой от семян и летающих кровососущих перед радиатором (на их жирок пыль прикипает намертво), но до меня-то радиатор их хавал лет 5-7. А семян то я сам нахватал по полям…
Итак, (после промывки радиатора) температура внешней среды на обдув 25 — 28 — более 30 град Ц! ХХ — норма, бензин — 92, голова под него сточена, зажигание — много вперед, термостат ранее ставил на лето -72 град., свечи имеют чистый изолятор, воздух нигде не сосет. Показания прибора и датчика температуры тарировал ранее медленным нагревом в кипяточке с хорошим термометром. Едем по полям — нормально, по шоссе выше скорость — больше тепла выделяется, но не отводиться…радиатор тупо не продувается как надо! На 90 — 100 км/час (любимый режим — ничего не трясется, КПП и РК молчат) с включенной печкой (8 кВт!) температура подбирается к 100 град… Или если долго стоим и на холостом тарабаним… — тоже самое. Нижний патрубок радиатора — горячий. То-же проверено и в гараже — термостат работает. В общем у мотора — грипп! Температура снимается снижением скорости и включением печки и доп. электро-вентилятора перед радиатором. Опрыскивание радиатора водичкой внедрять не стал…Но так ездить нельзя! Готов был помпу поменять — подозрения на сработку крыльчатки отпали, когда посмотрел в горловину радиатора и погазовал после открытия термостата — река бурлит.
Но мотор-то греется… Кроме того, греется генератор и снижает напряжение заряда! Посоветовался с водителем с большим стажем, порыл в интернете… В общем, снял термостат.

ВЫВОД: да, прогревается помедленнее, но ЕЗДИМ БЕЗ ПЕРЕГРЕВА на трассе или по городу температура не выше ~ 82 град. Моторчик не пышет жаром, не нужно постоянно смотреть на приборы… К концу лета опять ставить термомстат.
В общем, погода пинает на установку купленного ранее алюминиевого радиатора НОКОЛОК Шадринского завода (Хозяин холода…~70 кВт) В нем соты НОВЫЕ, не закаканные, не замятые — будут хорошо продуваться. Надо делать рамку для крепления радиатора в морде УАЗ с диффузором под вентилятор и разобраться с заливом тосола из опыта такой установки…

Рубрики: Мотоспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *